Публикация

Особняк и контора завода Кенигов - Завод Двигатель

Здание на карте
фото
Архитекторы: Трусов Н. В.
Год постройки: 1880-1881
Стиль:

Фото – vladimir-2013, 09.2014.

Особняк и контора завода Кенигов - Завод «Двигатель»

Пироговская наб, 13

Пам. арх. (выявл.)

 

1880-1881 - арх. Трусов Николай Васильевич

1885 - арх. Виндельбандт Василий Васильевич – расширение

1890 - арх. Виндельбандт Василий Васильевич – расширение

1905 - арх. Миритц Фёдор Фёдорович - переход из особняка в главное производственное здание

1910 - арх. Миритц Фёдор Фёдорович (?), гр. инж. Герасимов Иван Иванович (?) – расширение

 

см. Сахарный завод М. Е. Карра - Завод Кенигов

 

1927 по 1938 гг. санаторий «Страховик»

 

Строительная история особняка и служебных корпусов.

Каменный двухэтажный особняк бывших владельцев Сахарного завода находится в восточной части территории. Он был построен архитектором Н.В. Трусовым в 1880-1881 г. на месте деревянного жилого дома, который еще зафиксирован на карте Санкт-Петербурга за 1798 г..

Особняк был построен при владельце Л. Н. Кениге. В ЦГИА СПб хранятся подписанные архитектором проектные чертежи: лицевого (западного) фасада особняка, поэтажные планы, разрезы. Фасады здания оформлены в стиле историзм с элементами неоренессанса, но что представляли собой интерьеры не известно - ни чертежей интерьеров, ни изображений на сегодняшний день не обнаружено.

Скорее всего, дата, помещенная над аттиками, фиксирует год строительства особняка без оформления интерьеров, так как проект был согласован весной 1880 г., и за один строительный сезон полностью завершить здание с комплексной отделкой сложно.

Особняк имел два парадных фасада; западный (главный), который был обращен в сторону парадного двора и просматривался от главных ворот со стороны Большой Невки и восточный, обращенный в сад.

В 1881 г. по проекту архитектора Н. В. Трусова особняк был расширен - с северной стороны был пристроен одноэтажный каменный объем и металлический навес (дополнительный выход в сад).

В 1885 г. особняк был расширен по проекту архитектора В. В. Виндельбрандта - одноэтажные пристройки (с северной и южной сторон) были надстроены вторым этажом для устройства в них лестниц.

В 1890 г. особняк был снова частично перестроен: двухэтажные объемы лестниц были частично разобраны и на их месте возведены трехэтажные пристройки с устройством дополнительных помещений и новых двухмаршевых лестниц.

В 1905 г. был устроен переход из особняка в главное производственное здание в уровне второго этажа. В ЦГИА СПб хранится проектный чертеж, подписанный архитектором Ф. Миритцом, па котором изображены ажурные ворота под переходом.

В 1910 г. особняк был вновь расширен: с северной стороны пристроили двухэтажный объем в две оси для размещения в нем Главной конторы фирмы, а со стороны сада была перестроена лестница и прилегающее помещение для устройства крытого зимнего сада. Автор данных перестроек на сегодняшний день не известен, так как проектные чертежи, хранящиеся к ЦГИА СПб, не подписаны. Но можно предположить, что авторами выступили архитекторы Ф. Ф, Миритц и И. И. Герасимов, так как их фамилии стоят на планах территории завода.

Помимо изменения объемно-пространственного решения здания, была произведена новая отделка парадных помещений особняка. По мнению искусствоведа Т. И. Николаевой отделкой парадных помещений в 1910-1911 гг. занимался архитектор Иероним Севастьянович Китнер (1839-1929). Эти работы проводились уже по заказу последнего владельца завода - младшего сына Л. С. Кенига - Юлия Леопольдовича Кенига. Сохранились эскизы оформления Танцевального зала и Зимнего сада, подписанные архитектором в 1910 году, хранящиеся в фондах Музея истории Санкт-Петербурга.

Также известно, что автором двух полотен на парадной лестнице является художник Савелий Моисеевич Зейденберг. В правом нижнем углу подпись и дата «Париж, 1913».

Проектные чертежи вместе с фотографиями за 1913 год дают некоторое представление о внешнем облике особняка и нескольких интерьерах - парадных и рабочих помещений Главной кон торы фирмы, которая размещалась в восьми комнатной квартире.

На 1913 г. сохранилась следующая характеристика особняка: «Жилой дом, 2-х этажный. Частью 3-х этажный, каменный, крытый железом. Стены снаружи и внутри штукатурены. Потолки частью лепные. Полы паркетные. Отопление пароводяное. Стены частью оклеены обоями, частью окрашены масляной краской. Внутренние лестницы каменные. Строение занято владельцем завода и небольшая часть главною конторою. Под домом устроено подвальное помещение под сводами».

Во время Первой мировой войны в особняке был размещен Офицерский лазарет, оборудованный на средства Веры Павловны и Юлия Львовича Кенигов, и носил имя е.и.в. гос. Императрицы Александры Федоровны.

В 1918 г. Сахарный завод был закрыт ввиду невыгодности производства сахара, и только в 1930-е гг. его территория с корпусами была присоединена к участку завода «Двигатель». Особняк Кенигов с 1927 по 1938 г. принадлежал санаторию «Страховик», где проходили лечение ленинградцы и работники завода, а затем был также передан предприятию и в нем разместили общественные организации.

В первые месяцы ВОВ на первом этаже особняка (Танцевальный зал) была устроена заводская столовая, а в двух других помещениях оборудовали госпиталь для приема раненых.

8 ноября 1941 г. в сад упали три фугасные бомбы, разрушившие канализационную систему, и в течение всей войны он был затоплен, находясь в заболоченном состоянии. Особняк во время ВОВ разрушен не был, а только незначительно поврежден с южной стороны, куда упала 500-кг бомба и повредила систему отопления, водопровод и электросеть.

Восстановительные работы на территории завода начались в 1944 г. и к 1946 г. были приведены в рабочее состояние практически все основные цеха, а также обширный сад. Реставрация особняка была проведена в 1948-1949 года. О его внешнем виде свидетельствует фотография 1949 г., хранящаяся в Музее завода «Двигатель». На тот момент еще существовал исторический парапет, венчающий здание.

Вдоль северной границы территории завода находятся несколько каменных служебных корпусов. Первым был построен двухэтажный корпус. Он был возведен в 1869 г. по проекту архитектора Н. В. Трусова. В сторону современного Евпаторийского переулка он выходит торцом в три оси, а главный фасад обращен на запад.

В 1907 г. перпендикулярно к нему с восточной стороны был пристроен двухэтажный объем конюшни и таким образом, здание стало единым Т-образным в плане корпусом. При этом построенный ранее двухэтажный объем был частично перестроен - устроены новые лестницы. Авторами проекта предположительно выступили архитекторы Ф.Ф. Миритц и И.И. Герасимов.

К 1885 г. на планах территории завода зафиксирован каменный Прачечный корпус, к которому позже вплотную пристроили Экипажный корпус (числится на плане за 1913 г.). Между Экипажным и Конюшенным корпусами между 1913 и 1915 гг. был встроен небольшой каменный объем для карет. Таким образом, сложился сплошной фасад в «кирпичном стиле», выходящий в современный Евпаторийский переулок. Первоначальное название корпусов отмечено на плане территории завода за 1915 г. Дореволюционных фотографий рассматриваемых служебных корпусов на сегодняшний день не обнаружено.

Во время ВОВ была разрушена большая часть Прачечного корпуса.

К 1957 г. на топографической карте зафиксирована одноэтажная пристройка к Конюшенному корпусу со стороны переулка и лестничный объем с южной стороны. К 1972 г. с восточной стороны к нему был пристроен еще один каменный объем - двухэтажный. Таким образом. Конюшенный корпус на сегодняшний день застроен с двух сторон (с северной и восточной), а также надстроен вторым этажом.

(доб. Розанова Мария Сергеевна - искусствовед)

 

  • фото

    1883 г.

  • фото

    Леопольд
    Егорович
    Кёниг

  • фото

    Группа служащих завода
    с основателем во главе

  • фото

    Юлий
    Леопольдович
    Кёниг

  • фото

    Группа служащих завода
    с нынешним владельцем
    его во главе

  • фото

    Завод Кёнига в 1880-е - 1890-е гг.

  • фото
  • фото

    Западный фасад.
    Фото до 1910 г.

  • фото

    Западный фасад.
    Фото между 1914-1918 гг.

  • фото

    Рисунок (эскиз) Большого
    зала первого этажа.
    Арх. И. С. Китнер. 1910

  • фото

    Рисунок (эскиз) оформления
    фрагмента Зимнего сада.
    Арх. И. С. Китнер. 1910

  • фото

    Интерьер. Парадная
    лестница.
    Фото 1910-х гг.

  • фото

    Вид из Большого зала
    в Зимний сад.
    Фото 1910-х гг.

  • фото

    Вид из Большого зала
    в Аванзал и Парадную лестницу.
    Фото 1910-х гг.

  • фото

    Пироговская наб.
    конец 1910-х гг.

  • фото

    Дом владельца
    завода*

  • фото

    Главный въезд
    в заводскую
    усадьбу*

  • фото

    Наружный вид
    больницы со
    стороны фасада*

  • фото

    Здание с квартирами
    служащих завода*

  • фото

    Общий вид сада перед особняком.
    Фото 1930-х гг.

  • фото

    Сад перед особняком.
    Беседка около пруда.
    Фото 1930-х гг.

  • фото

    Садовый (восточный)
    фасад особняка.
    Фрагмент. Фото 1949 г.

  • фото

    Общий вид сада перед особняком.
    Фотография 1949 г.
    доб. – mariya@30

* Из книги Н. М. Орлов С.-Петербургский сахаро-рафинадный завод Л. Е. Кениг - наследники. 1913 г.

 

Главная Контора помещается в доме владельца, занимая обширную квартиру в 8 комнат. Из передней одна дверь ведет в комнату для приемки почты, которая производится служителем, другая в обширную комнату для общих занятий служащих и для общего приема лиц обращающихся по делам фирмы. На рис. 54 изображен уголок этой комнаты и группа служащих, во главе с Административным Директором, стоящим в правой части рисунка. За группой видна дверь в кабинет Казначея, к которому примыкает несгораемая кладовая для хранения ценных документов и расходных денег. Из общей же комнаты дверь ведет в длинную комнату со шкафами для архива и текущей отчетности, и к архивной примыкают кабинеты Административного Директора, владельца завода и комната для лиц временно занимающихся при заводе.

Следует отметить, что помещение Главной Конторы производит чрезвычайно приятное впечатление отсутствием казенщины и скорее имеет вид богатого делового салона, чем обычного присутственного места.

(Орлов Н.М., С.-Петербургский сахаро-рафинадный завод Л.Е. Кениг - наследники /Н.М. Орлов. - Санкт-Петербург: тип. В. Кене и К°, 1913. С. 110)

 

  • фото
  • фото

    Западный фасад. 18.02.2015

  • фото
  • фото

    Западный фасад.
    Центральный вход.
    18.02.2015

  • фото

    Угол восточного и
    южного фасадов.
    18.02.2015

  • фото

    Восточный фасад.
    18.02.2015

  • фото

    Кровля с углом восточного и
    южного фасадов. 18.02.2015

Современная ситуация.

Во второй половине XX в. и до сегодняшнего дня в особняке располагаются рабочие кабинеты сотрудников, библиотека и музей завода «Двигатель».

В целом здание дошло до наших дней с незначительными утратами. Композиция фасада искажена с северо-восточной стороны, где пристроены современный объем и лестница, которая не является исторической (исторический оконный проем изменен в дверной). Декоративное оформление особняка повреждено за счет установки металлических труб.

В особняке сохранилась комплексная декоративно-художественная отделка бывших парадных помещений: Главная (парадная) лестница, Большой зал с аванзалом. Зимний сад. Танцевальный зал, Библиотека, «Мавританский» холл. Помимо перечисленных помещений в здании сохранились отдельные исторические декоративные элементы отделки (деревянное оформление стен и окон, керамическая облицовка стен в санузлах, лепной декор перекрытий).

Впоследствии плотной застройки территории, в первую очередь исторического сада, здание затерялось и не просматривается с основных видовых точек.

(доб. Розанова Мария Сергеевна - искусствовед)

  • фото

    фото 14.07.2015

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото -
    fedorrov, 14.07.2015.

Включён КГИОП в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001)

10 комментариев
4865 просмотров
Добавил: vladimir-2013, 26 Февраля 2016, 22:15
Редактировано: 5 Октября 2021, 02:09
Оцените:
(23 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house26780.html' target='_blank'>Особняк и контора завода Кенигов - Завод Двигатель на Citywalls.ru</a>
Всего 10 комментариев
  • 25 Ноября 2016, 23:28

    Добрый вечер! А на каком основании выкладывают сюда полностью текст и иллюстрации? без согласия автора....? Это такая странная политика этого сайта?

  • 17 Ноября 2017, 11:35

    отправил в публикацию фотографии, в основном интерьеры

     

  • 17 Ноября 2017, 13:51
    Ответ на "отправил в публикацию фотографии, в основном интер" от fedorrov

     Да, сколько еще красоты скрыто на закрытых территориях.

  • 30 Апреля 2020, 12:51

    В соответствии с распоряжением председателя КГИОП С.В. Макарова от 17.05.2017 г. «Экипажный корпус и Конюшенный корпус особняка и конторы завода Кенигов» (Пироговская наб., д. 13, лит. Ж) включены в перечень выявленных объектов культурного наследия. Такое решение принято комиссией КГИОП по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, на основании проведенной работы по установлению историко-культурной ценности объекта.

     

    С более подробной информацией можно ознакомиться по ссылке: https://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/20905/?page=87&querystring_key=page

  • 14 Февраля 2023, 18:54

    В сборнике тезисов научной конференции историков науки и техники (http://ihst.nw.ru/Files/Book/Sat/Sbornik_2021.pdf

    "Ранее считалось, что в особняке располагался санаторий «Страховик», однако наши архивные изыскания показали, что в особняке был ночной туберкулезный санаторий. Это подтверждается многочисленными источниками: документами Ленинградского губздравотдела и соцстраха из фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.); справочными изданиями («Весь Ленинград» и т.п.); фотографиями особняка 1920–1930-х гг., аннотированными как ночной санаторий, из фондов Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб.), в то время как санаторий «Страховик» располагался, согласно тем же источникам, в Ораниенбауме. Путаница, вероятно, возникла из-за инвентарной бирки с надписью «Санатория Страховик» на одном из сохранившихся в особняке зеркал". (тезисы доклада А. Е. Шаповаловой на с. 193-194).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31765
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2544
Всего сегодня: 2871