Публикация

Троицкий мост

Здание на карте
фото
Архитекторы: Флаше А.
Шаброль В.
Патуйар Р.
Год постройки: 1897-1903
Стиль:

Фото - Mary, 2006.

Троицкий мост   

 р. Нева, от Дворцовой наб. к Троицкой пл.

Пам. (регион.)

1897-1903 - арх. Шаброль Вильброде и Патуйар Рене, инж. Флаше Артур, инж. Ландау (Ландо) Иван Августович

                  строительное общество "Батиньоль" (Париж)

                  воен. инж. Кривошеин Григорий Григорьевич - дамба у правого берега Невы

 

1965-1967 - инж. Степанов Г. М., арх. Синиций Ю. И. - реконструкция

 

2001-2003 - ЗАО "Институт "Стройпроект" - проектировщик

                   инж. Т. Ю. Кузнецова, инж. Ю. Ю. Крылов, арх. Кузеванов О. А. - реконструкция

 

Стоящий прежде на этом месте наплавной мост, построенный в 1803 г., уже осенью 1892 г.  перенесен ниже по течению, к Мраморному переулку.

"Виды Петербурга. Новый временной Троицкий мост. […]

Ввиду того, что городское управление с Высочайшего соизволения постановило заменить существовавший деревянный плашкоутный Троицкий мост через Неву - железным, означенный мост был разведен. Но для того, чтобы не лишить обывателей Петербургской стороны и Каменного острова прямого сообщения с центром города, было решено временно навести разведенный Троицкий мост в другом, ближайшем месте набережной Невы. Работы по сооружению замедлились вследствие того, что, за неимением места, пришлось мост удлинить и значительно сделать выше.
На наших рисунках изображены вид самого моста и головная его часть у Петропавловской крепости. Потемневшая Нева готова уже вскрыться, - верный признак наступающей весны в Петербурге." (см. рис. 1 и рис. 2)

(Журнал "Нива", 1893, №14 (3 апреля), с. 334. 335; добавил S.P.)

 

Закладка Троицкого моста в Петербурге происходила 12 августа [1897 г.] в присутствии президента французской республики г. Феликса Фора и Его Императорского Величества Государя Императора. Торжество закладки происходило в палатке, воздвигнутой в русском стиле по проекту проф. Архит. Л. Н. Бенуа.                (Неделя строителя. 1897. № 34. С.184)

 

Составленные в Париже архитекторами Patanillard’ом и Chabrole’ем, рисунки художественной отделки моста подверглись некоторым изменениям со стороны представителей Императорской Академии Художеств, вследствие чего рисунки орнаментальных деталей перерабатываются в Париже и скоро поступят на вторичное рассмотрение художественной комиссии. Общая художественная отделка моста, включая сюда перила, устройство фонарей (по 2 штуки на каждом быке) и некоторых других архитектурных подробностей, - обойдется не менее 110,000 руб. Погонная сажень перил стоит около 180 руб. В эту сумму не входит стоимость 2 обелисков, исчисленная приблизительно в 25,000 руб. Их предположено поставить на левом берегу Невы – между дворцом Вел Кн. Константина Константиновича и домом светлейшего князя Салтыкова. Расход по их сооружению берет на себя городское управление. Фирма «Батиньоль» обратилась с ходатайством в Думу о разрешении произвести чугунную отливку перил и орнаментов в Париже, вследствие того, что новым пунктом условий, заключенных с фирмой, требовалось производить постройку моста исключительно из русских материалов. Ответ пока еще не получен. Для окраски моста выбран цвет мутно-зеленой волны. Постройку моста ведет французский инженер г. Ландо. Консультантом при фирме Батиньоль состоит проф. Н.А. Белелюбский. За производством работ наблюдает комиссия под председательством гласного городской думы ген.-лейт. А. И. Глуховского. В состав комиссии входят гласные думы: военные инженеры - полк. А.П. Веретенников, подполк. Н. А. Архангельский и горный инж. А. Г. Редько; представитель Мин. Внутр. Дел - гр. инж. Л.И. Новиков и инженеры путей сообщения: Ф. Г. Зброжек, Н. Б. Богуславский и проф. Л. Ф. Николаи. Вопросы художественно-архитектурного характера решаются представителями Императорской Академии Художеств: граф. И. И. Толстым, Г. И. Котовым и профессорами Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцевым и Р. А. Гедике.

(К постройке Троицкого моста // Неделя строителя. 1901. № 49. С.373).

(Добавил:  Lonely Walker)

"Постройка моста русскими рабочими и из русских материалов производилась строительным обществом "Батиньоль", при председателе Ю. Гуэне и администраторах Е. Фуке и Л. Галльяре. От общества "Батиньоль" состояли: строитель моста инженер А. Флаше, инженер-консультант инженер путей сообщения профессор тайн. сов. Н. А. Белелюбский, представитель общества инженер И. А. Ландау, производители работ: Е. Бонневе, Л.де-Лонги, М. Бернар и инженеры путей сообщения С. Н. Смирнов, В. П. Волков и Е. Д. Герценштейн.

Постройка дамбы, съезда с нее и Троицкой набережной производилась сначала инженером путей сообщения А. А. Симоновым, а с 6 июля 1902 г. инженеръ-механнком Е. К. Кнорре." (С. 3).

"Проект Троицкого моста был составлен архитекторами строительного общества Батиньоль гг. Шаброль и Патульяром (в Париже).<…>

Проект дамбы Троицкого моста был составлен военным инженером капитаном Г. Г. Кривошеиным." (С. 7)

"Проект набережных  [от Троицкого до Сампсониевского моста (нынешние Петровская наб. и начало Петроградской наб.)] составлен инженерами путей сообщения В. А. Берсом и А. П. Пшеницким, проект канализации инженером путей сообщения А. П. Становым. Сметы ко всем проектам дамбы и набережных составлены военным инженером капитаном В. А. Сокольским." (С. 7).

(Санкт-Петербургское городское общественное управление. Городская комиссия по постройке Троицкого моста.

Альбом работ по постройке постоянного через р. Большую Неву Троицкого моста, дамбы и набережных между

Кронверкским и Сампсониевским мостами. 1897 - 1903. С.-Петербург.; добавил: S.P.)

 

  • фото

    Наплавной Троицкий мост.
    (добавил Mary)

  • фото

    Наплавной Троицкий мост
    и панорама Невы,1880-е гг.

  • фото

    Наплавной Троицкий мост.
    1902.
    (добавил Mary)

  • фото

    "Нива", 1892, №46, C. 1012
    На заднем плане виден
    существовавший мост
    (добавил S.P. )

  • фото

    "Нива", 1893, №14 (3 апреля), C. 337
    Мост наведен ниже Марсова поля,
    напротив Мраморного переулка.

  • фото

    Дорога от временного
    Троицкого моста, проходящая
    по территории Петропавловской
    крепости. Снимок сделан с
    Петровской куртины, слева
    видна верхняя часть Петровских ворот.

  • фото

    План 1892 г.
    Наплавной Троицкий
    мост еще на старом
    месте (там же, где
    нынешний постоянный
    мост)

  • фото

    План 1893 г.
    Мост уже перенесен
    на новое место.

    [*] см. ниже

  • фото

    План 1902 г.
    Обозначены оба
    моста - старый
    (действующий) и
    новый (строящийся)

  • фото

    План 1903 г.
    Строительство
    нового моста закончено,
    старый мост разобран.

    (добавил S.P. )

  • фото

    Первоначальный проект
    фирмы "Батиньоль", 1879-1880 г.
    "Всемирная иллюстрация", 1880,
    №579 (9/21 февраля), разворот с. 136-137

    (добавил S.P.)

  • фото

    Транспортировка ферм
    Троицкого моста. 1900 г.

  • фото

    1899 Новое время 25.09 (07.10) №8469
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1899 Новое время
    14(26).07 №8396
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    Журнал "Новое время"
    28-го августа (10-го сентября)
    1902 г. № 9512 С. 6

  • фото

    Журнал "Новое время"
    28-го августа (10-го сентября)
    1902 г. № 9512 С. 7

  • фото

    (добавил Liz )

  • фото

    Зодчий. 1902.
    № 41. С. 462
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Открытие Троицкого
    моста 16 мая 1903 г.
    (Журнал "Огонёк"
    №19 . С.149)

    (добавил nikspb)

  • фото

    Открытка.
    Троицкий мост. 1908-1914.
    (добавил Mary)

  • фото

    Старая открытка.

  • фото
  • фото

    Старая открытка.

  • фото
  • фото

    Открытка Троицкий мост
    СПб Общ.Св.Евгении

  • фото

    ок. 1940 г.

  • фото
  • фото

    У Кировского моста во время салюта
    в ознаменование полного освобождения
    ленинграда от вражеской блокады.

    27 января 1944 г.
    Фото - В. Г. Федосеев.
    ЦГАКФФД СПб. Ар 171717 (добавил Mary)

  • фото

    Кировский (Троицкий) мост.
    1945-1947 гг.

  • фото

    Корабли Краснознаменного
    Балтийского флота на Неве.
    10.10.1941 г. Фото Н. Янова.
    (добавил nikspb) ([**])

  • фото
  • фото

    Вид моста в мае 1966 г.
    (снимок из космоса)
    (добавил almak)

  • фото

    Реконструкция Кировского
    (Троицкого) моста. 1967 г.

  • фото

    Крейсер "Аврора" у разведённого
    Кировского моста. 1960 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    1967 г.
    (фото pp.userapi.com)

  • фото

    1967 г.
    (добавил Ладада)

  • фото

    Ограждения и торшер
    Кировского моста
    (Бунин М.С. Мосты
    Ленинграда. 1986. С.138)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Приложение к Топ-плану 2004.
    (добавил IVa)

  • фото

    Приложение к Топ-плану 2004.
    (добавил IVa)

  • фото

    Яндекс панорама (добавил lenarch .)

[*] -Теперь мост проходит от Мраморного переулка к промежутку между основной частью Петропавловской крепости и Иоанновским равелином.

      Дальше дорога идет к вренменному мосту через Кронверкский пролив.

На этом месте наплавной мост оставался до окончания строительства постоянного моста.

[**] - В.М. Ковальчук, А.Н. Чистиков. Ленинград в годы Великой Отечественной войны: Очерки.  Документы. Фотографии. СПб., 2005. С.68.

 

Решение Городской думы о постройке третьего по счету постоянного моста через Неву было принято еще 9 октября 1891 г., но для воплощения этого решения в действительность потребовалось тринадцать лет. В апреле 1892 г. Городская управа объявила международный конкурс на составление проекта Троицкого моста. Первая премия -6000 руб.- была присуждена французской фирме инженера «Эйфеля» (известного сооружением знаменитой Эйфелевой башни) за проект моста арочной системы. Однако с выбором проекта и началом строительства не спешили, так как вне конкурса был представлен проект моста арочной системы французской фирмы «Батиньоль», который по формальным причинам не мог быть допущен к участию в конкурсе. Поскольку фирма «Батиньоль» хорошо зарекомендовала себя постройкой красивых и экономичных мостов, через несколько лет, в 1896 г., Городская управа объявила второй конкурс на составление проекта Троицкого моста. На него были представлено всего три проекта, среди которых фигурировал упомянутый выше проект фирмы «Батиньоль», он и был одобрен Городской управой. На заседании Городской думы 5-7 февраля 1897 г. было решено поручить этой фирме сооружение моста по ее проекту за оптовыю сумму 5 млн. 200 тыс. рублей. 5 июня 1897 г. проект был утвержден Николаем II. <…> В общую стоимость сооружения моста не входила дамба. Соединяя правый берег Невы с металлической частью моста, она протянулась на 79, 88 м в виде трехпролетной гранитной аркады, с отверстиями коробовых сводов 22 и 18 м, очерченных из восьми центров. Проект аркады был составлен инженером Г. Г. Кривошеиным, разработавшим четыре ее варианта. После длительных дискуссий был осуществлен один из четырех вариантов, одобренный Академией художеств. <…> 

Весьма интересны надмостные сооружения. Они различны по выполняемым функциям, но роднит их стилистическое единство. Причисляя канделябры и обелиски, украшенные рострами со светильниками, к лучшим образцам модерна, все же нужно отметить, что им не присуще изящество рисунка, грешат они и своими пропорциями, хотя качество их исполнения весьма высоко. То же можно сказать и о перилах моста, они тяжелы, рисунок их чрезвычайно прост, но они не выпадают из общего характера декора моста. <…> Интересны также подчеркивающие въезд на мост со стороны Марсова поля две ростральные колонны-обелиски, установленные с боков тротуаров. Каждый из них состоит из гранитного пьедестала, украшенного медными картушами с надписями из накладных букв, и четырехгранного пирамидального обелиска, украшенного у основания с четырех сторон рострами, поддерживающими арматуру с круглыми светильниками. Завершали обелиски, как и когда-то, светильники наплывного Троицкого моста, фигуры двуглавых орлов с распростертыми крыльями. В наше время их заменили пятиконечные звезды. Пьедесталы сделаны из розового гранита чистой тески, четырехгранное завершение – из красного полированного гранита, на фоне которого выделяются ростры кораблей из патинированной бронзы, отлитые по моделям известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона. <…>

Запроектированная французскими архитекторами В. Шабролем и Р. Патульяром художественная отделка моста неоднократно обсуждалась в Академии художеств. В первый раз - 26 февраля1900 г. - при рассмотрении эскизов декора моста было обращено внимание на неудовлетворительное решение ограждений, отверстия которых чрезмерно велики; что же касается остальных элементов декора, то было отмечено, что окончательное мнение о них последует по представлении рисунков деталей (канделябров, обелисков, картушей) в крупном масштабе. В последующем обсуждении проектов художественного декора моста принимала участие специально созданная Академией художеств комиссия под председательством Р. А. Гедике и членов - Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцева, М. П. Боткина, Г. И. Котова и М. А. Чижова. В исполнительную комиссию по строительству моста (под председательством генерал-лейтенанта А. И. Глуховского), избранную Городской думой в мае 1898 г., вошли крупные специалисты: Л. Ф. Николаи, Л. И. Новиков, А. П. Веретенников, Н. Б. Богуславский. Строителями моста являлись инженеры А. Флоше и И. А. Ландау, Е. Бонневе, Л. де Лонги, М. Бернар, С. И. Смирнов, В. П. Волков и Е. Д. Герценштейн. Консультантом по техническим вопросам с русской стороны был видный мостостроитель, профессор Н. А. Белелюбский. Постройку набережных осуществлял А. А. Смирнов, которого 6 июля 1902 г. заменил Е. К. Кноппе.        (Бунин М.С. Мосты Ленинграда. 1986. С.133-142; добавил: Lonely Walker)

 

Недавно установлена одна из ферм среднего, самого высокого пролета будущего Троицкого моста через Неву. Как известно, особенность системы, по которой строится этот мост, состоит в том, что железные фермы смыкаются друг с другом не на мостовых быках, а над водой, на середине расстояния между двумя быками. Самые мостовые быки являются лишь основанием, на которое устанавливаются сомкнутые dos-a-dos полуфермы; такие две соединенные полуарки и были подведены сегодня к одному из быков; оконечности этих полуарок, опирались на два громадных понтона, установленные в некотором расстоянии от конца полуарок; сомкнутые в пятах части железных полуарок висели настолько высоко над водой, что приходились выше быков. Когда понтоны с фермами были прибуксированы и подтянуты воротами на надлежащую линию, приступлено было к погружению понтонов и таким образом соединённые пяты полуферм опустились и стали на место. Под свободные оконечности полуферм, приходящиеся под водой, при¬готовлены были подпоры, представляющие целый лес забитых свай.

(«Строитель», 1900, № 21-22, стб. 861, добавил miraru1)

Строительство моста возглавили разработчики его проекта - сотрудники строительной фирмы «Батиньоль», инженер Иван Августович Ландау (Жан или Ян Ландо) и его коллега французский инженер Артур Флэше. Ландо (или Ландау) имел польское происхождение, учился в Варшаве и Париже. В 1896 г. он переехал на постоянное место жительства в Петербург, долгое время проживал на Гагаринской улице. В 1923 г. он уехал в Польшу, где и скончался. Его сын Густав, тоже инженер, остался в Петрограде и был расстрелян в 1937 г. От фирмы «Батиньоль» в строительстве моста принимали участие инженеры М. Бернар, Е. Бонневе, Л. де Лонги. Главная контора по постройке Троицкого моста находилась по адресу: Аптекарский переулок, 4, а мастерские - на Троицкой площади.

Архитектурная отделка моста в стиле модерн выполнялась французскими архитекторами Вильброде Шабролем и Рене (Рене Август Гастон Антуан) Патульяром *). Она получила одобрение специальной комиссией Академии Художеств под председательством Р. А. Гедике, в которую входили: архитекторы Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Г. И. Котов, художник М. П. Боткин и скульптор М. А. Чижов.

*) Оба французских архитектора получили за постройку Троицкого моста по ордену Почетного легиона. 

(Антонов Б.И. Мосты Санкт-Петербурга. 2002. С. 25; добавил: Lonely Walker)

"У нас дома была папка с вариантами эскизов Шаброля и Патуйара, уже совсем иного качества, отвечающих последним творческим исканиям европейских художников под широко известным названием "модерн". Вариантов каждой детали было несколько. Помню те же, что ныне, тройные фонари, но в различном расположении лампионов по отношению друг к другу. И рисунок решетки варьировался, оставаясь в том же растительно-бессюжетном плане, однако с разной степенью сложности. И фигуры ростр на пилонах кончались чем-то напоминающим то морского конька, то русалку. И на картушах вместо лиры были скрещенные пики. Эти эскизы неоднократно обсуждались крупнейшими русскими специалистами, которые вносили в них значительные коррективы. Безусловно, на пользу делу . <...>
Литье решеток, картушей и фонарных канделябров было исполнено на заводе известной русской фирмы Сан-Галли."

(Симона Ландау   Мост в тумане. Стpаницы семейной хpоники. Журнал "Звезда" №8 1999 г.)

("У нас" - это в квартире Ивана Августовича (Жан-Жака) Ландау (1855 -1929; эмигрировал в 1923 г.) - инженера, представителя фирмы "Батиньоль", второй по значению фигуры после А. Флаше при строительстве моста. Его архив погиб в 1935 г. при аресте его сына - отца автора этой статьи).                                                                     (Добавил: S.P.)

 

Торжественное открытие произошло 16 мая 1903 г. Именно тогда состоялся первый развод моста. В то время Троицкий мост был самым длинным в Петербурге. Его длина - 582 м.

 

В 1918 г. мост был переименован в мост Равенства, впрочем, в 1934 г., мосту снова поменяли имя. На этот раз он назывался Кировским мостом. В 1965 г. двухкрылый разводной пролет был заменен на однокрылый. В 1991 г., Кировскому мосту возвращено первоначальное имя – Троицкий мост.

Отнесен к объектам культурного наследия регионального значения (ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»)

Кировский мост включен в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения (Решение исполкома Ленгорсовета № 645 от 06.08.1990 "О взятии под охрану памятников градостроительства и архитектуры")

  • фото
  • фото
  • фото

  • фото
  • фото

    Кадры из к/ф "Балтийское небо". 1960г.
    Реж. Владимир Венгеров.
    (добавил люблюпитер )

67 комментариев
13427 просмотров
Добавил: Петербуржец, 8 Ноября 2012, 19:32
Редактировано: 31 Мая 2023, 21:23
Оцените:
(32 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house22748.html' target='_blank'>Троицкий мост на Citywalls.ru</a>
Всего 67 комментариев
  • 12 Ноября 2012, 19:43

    Да стиль не так уж важен. Оформлен он в имперском стиле, конструкции стандартны для рубежа веков.

    Интеоесно, что совершенно нет истории моста. Где плашкоутный мост? Где рекогструкция моста в 1965—1967 годах? Где реконструкция 2001-3 гг.?

    Тщательнее надо, тщательнее..

  • 12 Ноября 2012, 19:46

    Почему? В 1965 году двухкрылый разводной пролет был заменен на однокрылый. Это 1965 год.

  • 12 Ноября 2012, 19:48

    Вы считаете, что это было так просто? Пришли анонимы, убрали старый пролет и поставили новый?

  • 12 Ноября 2012, 19:52

    Авторы реконструкции (1965-1967) были:

     

    Инженер Г. М. Степанов.

    Архитектор Ю. И. синиций.

     

    Авторы реконструкции (2001-2003) были:

     

    Инженер Т. Ю. Кузнецова.

    Инженер Ю. Ю. Крылов.

    Архитектор О. А. Кузеванов

    ----------------------

    Проектировщик - ЗАО "Институт "Стройпроект”.

     

    Информация из Википедии.

  • 12 Ноября 2012, 20:01
    Ответ на "Авторы реконструкции (1965-1967) были: Инженер Г." от Петербуржец

     Из википедии легко копипастить, а книжки в руки взять?

  • 12 Ноября 2012, 20:05

    Мост соединяет Суворовскую площадь (перед Марсовым полем), и Троицкую площадь.

     

    Про проспекты, я посмотрел в интернете. Сейчас назвать тот сайт трудно. А ориентировался я на диск "Архитектура Санкт-Петербурга" и на другие сайты.

  • 12 Ноября 2012, 20:54

    Может быть, и Суворовскую пл. в адресе стоит заменить Дворцовой наб.?

     

    Нева р., 3
    Дворцовая наб., 4хх
    Троицкая пл., 1хх

  • 12 Ноября 2012, 22:50

    Публ. без ссылок. Прочее уже обсуждено.

     

    В 1918 г. мост был переименован в мост Равенства, впрочем, в 1934 г., мосту снова поменяли имя. На этот раз он назывался Кировским мостом.

    Что за беллетристическое изложение? И как это по-русски на этот раз он назывался? Мост получил имя С.М. Кирова в рамках кампании по увековечиванию памяти убитого 1 декабря 1934 года 1-го секретаря Ленингр. обкома и горкома ВКП(б). Это "парадная" сторона этого значимого в истории СССР события.

  • 12 Ноября 2012, 23:11
    Ответ на "Почему? В 1965 году двухкрылый разводной пролет бы" от Петербуржец

     Не думаю, что все обошлось 1965-м годом. Мне кажется, и 1966 (как минимум) захватили. Примерно от середины моста (пожалуй от точки, расположенной несколько ближе к Суворовской площади) до Дворцовой набережной (выше, помнится, моста по течению) построили такое ответвление, по которому была проложена одна  трамвайная колея (насчет машин не помню), так что встречный трамвай на Суворовской площади поджидал пока съедет с моста трамвай, идущий с П. С.

  • 13 Ноября 2012, 14:23

    И про памятник регионального значения не написано....

  • 13 Ноября 2012, 18:20
    Ответ на "Не думаю, что все обошлось 1965-м годом. Мне кажет" от Liz

     В сообщении Петербуржца уже указаны 1965-1967 гг. Вот вид моста в мае 1966 года (снимок из космоса).

        см. публ.

  • 13 Ноября 2012, 18:30

    Здорово.

  • 27 Сентября 2013, 15:30

    Недавно установлена одна из ферм среднего, самого высокого пролета будущего Троицкого моста через Неву.

     ..........             см. публ.

    «Строитель», 1900, № 21-22, стб. 861

  • 30 Января 2014, 18:30

    Открытка начала XX-го в. -   " Нева, набережная императора Петра Великого у Троицкого моста, слева здание Ортопедического института, построенное в 1902-1906 гг. архитектором Р.Ф.Мельцером; справа - особняк Кшесинской, в 1904-1905 гг. архитектор А.И.Гоген." - (примеч. А.М.Луценко).
                                                               (Лит-ра: Петербург в старых открытках / сост. А.М.Луценко. - СПб., 1993. Откр.11(2 паг.).)

       см. публ.

  • 1 Февраля 2014, 18:46

    Открытка начала XX-го в. - " Нева, Дворцовая набережная у Троицкого моста, памятник А.В.Суворову..." -                                                   (примеч. А.М.Луценко).
                                                     (Лит-ра: Петербург в старых открытках / сост. А.М.Луценко. - СПб., 1993. Откр.6(2 паг.).)

       см. публ.

  • 20 Августа 2015, 16:48

    Кадр из фильма "Странные взрослые" (1974). На основаниях фонарей отсутствуют вензели АIII и МФ. Виден один фонарь, но, вероятно, и на остальных вензелей тоже не было.

     

  • 26 Января 2016, 14:06

    Санкт-Петербург. Транспортировка ферм Троицкого моста. 1900 год.

     

    Наплавной Троицкий мост и панорама Невы,1880-е гг. 

     

    Кировский (Троицкий) мост. 1945—1947 гг.

    (источник неизвестен, из интернета, из ВКонтакте)        фото см. публ.

  • 5 Февраля 2016, 23:23
    Ответ на "Кадр из фильма "Странные взрослые" (1974). На осно" от kseniaver

     Конечно, не было никаких вензелей.

  • 22 Апреля 2016, 21:47

    Приходилось видеть немало дорев. материалов о том, что мост сознательно был открыт именно в 1903 году.  В любом случае его открытие - одно из мероприятий в рамках празднования 200-летия со дня основания Петербурга.

  • 26 Апреля 2016, 00:11
    Ответ на "В Воспоминаниях Симоны Густавовны Ландау ( внучки " от виккиi

     Так ссылочку на странички ждем - на сайте принято всё подтверждать полноценной ссылкой: как на печатные издания, так и на электронные ресурсы.

    У меня возможности дать ссылки нет - это были случайно встреченные материалы в разные годы в разных архивах.

     

    А что, ГПИБР не выдало извещение о присвоении шифр и инв. номера и видом штампа с этим самым шифром?

  • 26 Апреля 2016, 10:00

    Вот  здесь можно почитать. Сайт Журнальный зал

  • 26 Августа 2017, 19:35

    1941 г. : Корабли Краснознаменного Балтийского флота на Неве. 10 октября 1941 г., Ленинград.

                        Фото Н. Янова. ( На переднем плане - Троицкий мост.)

              фото см. публ.
    (Лит-ра: В.М. Ковальчук, А.Н. Чистиков. Ленинград в годы Великой Отечественной войны: Очерки.
    Документы. Фотографии. - СПб., 2005. С.68)

  • 30 Декабря 2018, 19:38

    9/21 октября 1891 г. Городской думой было принято решение о строительстве постоянного Троицкого моста. В апреле 1892 г. был объявлен международный конкурс на проект моста, итого которого были полдведены через 6 месяцев. Первую премию получил проект фирмы Гюстава Эйфеля. Однако с началом строительства не спешили, поскольку вне конкурса был представлен проект фирмы "Батиньоль", имевший высокие достоинства. В 1896 г. был объявлен второй конкурс, по результатам котрого был выбран проект фирмы "Батиньоль" по которому и построен мост. (См., например: М.С.Бунин. Мосты Ленинграда. Л., Стройиздат ЛО, 1986.)

     

    В то же время уже осенью 1892 г. стоявший на этом месте наплавной мост был перенесен ниже по течению, к Мраморному переулку. См.: Работы по постройке Троицкого моста. "Нива", 1892, №46, с. 1014,1015. (Сканы страниц: 1014  1015) Иллюстрация к статье  - рисунок на с. 1012:

     

    см. публ.

    Более высокое разрешение

     

    На заднем плане виден существовавший мост.

     

     

    Рассмотрим планы Петербурга разных лет ( http://www.etomesto.ru ).

     

    План 1892 г.:

     

     

    Здесь наплавной Троицкий мост еще на старом месте (там же, где нынешний постоянный мост).

     

     

    План 1893 г.

     

     

    Мост уже перенесен на новое место. Теперь он проходит от Мраморного переулка к промежутку между основной частью Петропавловской крепости и Иоанновским равелином. Дальше дорога идет к вренменному мосту через Кронверкский пролив.

     

    На этом месте наплавной мост оставался до окончания строительства постоянного моста. План 1902 г.:

     

     

    На плане обозначены оба моста - старый (действующий) и новый (строящийся).

     

     

    План 1903 г.:

     

     

    Строительство нового моста закончено, старый мост разобран.

     

  • 1 Января 2019, 14:59

    В дополнение к моему предыдущему комментарию.

     

    В журнале "Нива", 1893, №14 (3 апреля), с. 337 помещены две гравюры по фотографиям, изображающие временный Троицкий мост.

     см. публ.

    Более высокое разрешение

     

    Мост наведен ниже Марсова поля, напротив Мраморного переулка.

     

     

     

    Более высокое разрешение

     

    Дорога от временного Троицкого моста, проходящая по территории Петропавловской крепости. Снимок сделан с Петровской куртины, слева видна верхняя часть Петровских ворот.

     

     

    Эти две гравюры сопровождаются заметкой на с. 334,335:

     

    "Виды Петербурга. Новый временной Троицкий мост. […]

    Ввиду того, что городское управление с Высочайшего соизволения постановило заменить существовавший деревянный плашкоутный Троицкий мост через Неву - железным, означенный мост был разведен. Но для того, чтобы не лишить обывателей Петербургской стороны и Каменного острова прямого сообщения с центром города, было решено временно навести разведенный Троицкий мост в другом, ближайшем месте набережной Невы. Работы по сооружению замедлились вследствие того, что, за неимением места, пришлось мост удлинить и значительно сделать выше.
    На наших рисунках изображены вид самого моста и головная его часть у Петропавловской крепости. Потемневшая Нева готова уже вскрыться, - верный признак наступающей весны в Петербурге."

  • 6 Июня 2019, 20:04

    В публикации пробел - на мой взгляд, очень существенный. Ни в титульных данных, ни в тексте ни единым словом не упоминаются авторы архитектурного оформления в стиле модерн - решеток, фонарей, обелисков, украшений пилонов. Эти имена названы, например, в [99] - французские архитекторы Рене Шаброль и Р.Патуйар (Патульяр). Я считаю, что их необходимо указать (наряду с именем инженера) в титульных данных и в начале публикации. Без этого публикация носит неполный, ущербный характер.

     

    P.S. Номера страниц в [99] я сам не могу сейчас назвать: при мне нет книги. Посмотрите, пожалуйста.

     

    P.P.S. Нужно добавить и ссылку на имя Флаше. (Не помню, есть ли эти данные в [99].)

  • 7 Июня 2019, 02:16
    Ответ на "В публикации пробел - на мой взгляд, очень существ" от S.P.

    но эта решетка совершенно не похожа по стилю на французские решетки  АрНуво того времени,

    зато можно наблюдать ее сходство с решетками О.Вагнера с моста в Штайнхофе 1898 г

     

     

     

     

     

     

     

    и решеткой  Л.Н.Бенуа с Невского 46, более поздней:

     

    http://p0.citywalls.ru/photo_10-11128.jpg?mt=1273625807

     

    утверждения про авторство Шаброле и Патульяра как обычно в таких случаях имеет один первоначальный источник. и все последующие ссылаются на него и друг на друга...

  • 7 Июня 2019, 03:08

    В [99] указано: Шаброль В. архитектор строительного общества "Батиньоль" (Париж) - архитектурная отделка Троицкого моста 1900-1903 совместно с Р. Патуйаром. Инженерное решение строительного общества "Батиньоль" С. 323, тоже С. 239 - Патуйар.

    Но архитектурная отделка и  инженерное решение это ведь не прорисовка решеток и т. п.?

    Но в титул включить, конечно, надо.

    Флаше  в  [99] нет. Есть только Фляша Ю. - строитель Варшавского вокзала С 309

    Я так и не нашла в себе сил вникнуть во все то, что упонимается в  воспоминаниях Симоны Ландау (комменты от апреля 2016) - про памятные таблички на мосту.

  • 7 Июня 2019, 09:13
    Ответ на "В [99] указано: Шаброль В. архитектор строительног" от Наталия

     Прочитал с большим интересом (хотя кое-что все-таки пробежал по диагонали). Там речь не только о таблицах на мосту...

     

    Выписываю то, что относится к Шабролю и Патуйару:

     

    "У нас дома была папка с вариантами эскизов Шаброля и Патуйара, уже совсем иного качества, отвечающих последним творческим исканиям европейских художников под широко известным названием "модерн". Вариантов каждой детали было несколько. Помню те же, что ныне, тройные фонари, но в различном расположении лампионов по отношению друг к другу. И рисунок решетки варьировался, оставаясь в том же растительно-бессюжетном плане, однако с разной степенью сложности. И фигуры ростр на пилонах кончались чем-то напоминающим то морского конька, то русалку. И на картушах вместо лиры были скрещенные пики. Эти эскизы неоднократно обсуждались крупнейшими русскими специалистами, которые вносили в них значительные коррективы. Безусловно, на пользу делу .

    Литье решеток, картушей и фонарных канделябров было исполнено на заводе известной русской фирмы Сан-Галли."

     

    (" У нас" - это в квартире Ивана Августовича (Жан-Жака) Ландау (1855 -1929; эмигрировал в 1923 г.) - инженера, представителя фирмы "Батиньоль", второй по значению фигуры после А.Флаше при строительстве моста. Его архив погиб в 1935 г. при аресте его сына - отца автора этой статьи.)

  • 7 Июня 2019, 09:41
    Ответ на "но эта решетка совершенно не похожа по стилю на фр" от весовщик

     А в фонарях есть сходство с фонарями моста Александра III в Париже. (Хотя, конечно, там эклектика, а здесь модерн.)

  • 7 Июня 2019, 10:05
    Ответ на "В [99] указано: Шаброль В. архитектор строительног" от Наталия

     Еще кое-что в дополнение к моему позапрошлому комментарию.

     

    В процитированном Вами месте из [99] как раз и говорится об архитектурной отделке, и уточняется, что инженерное решение принадлежит фирме "Батиньоль" (а не лично Шабролю и Патуйару). Это полностью согласуется и со статьей Симоны Ландау.

     

    Насчет ссылки на А.Флаше: я не уверен (проверить сейчас не могу) , но почти наверняка это имя названо в книге Бунина (не Пунина :) ) о мостах Ленинграда.

  • 7 Июня 2019, 12:06

    Запроектированная французскими архитекторами В. Шабролем и Р. Патульяром художественная отделка моста неоднократно обсуждалась в Академии художеств. В первый раз – 26 февраля1900 г. – при рассмотрении эскизов декора моста было обращено внимание на неудовлетворительное решение ограждений, отверстия которых чрезмерно велики; что же касается остальных элементов декора, то было отмечено, что окончательное мнение о них последует по представлении рисунков деталей (канделябров, обелисков, картушей) в крупном масштабе.
    В последующем обсуждении проектов художественного декора моста принимала участие специально созданная Академией художеств комиссия под председательством Р.А. Гедике и членов – Л.Н. Бенуа, А.Н. Померанцева, М.П. Боткина, Г.И. Котова и М.А. Чижова. В исполнительную комиссию по строительству моста (под председательством генерал-лейтенанта А.И. Глуховского), избранную Городской думой в мае 1898 г., вошли крупные специалисты: Л.Ф. Николаи, Л.И. Новиков, А.П. Веретенников, Н.Б. Богуславский.

    Строителями моста являлись инженеры А.Флоше и И.А. Ландау, Е. Бонневе, Л. де Лонги, М. Бернар, С.И. Смирнов, В.П. Волков и Е.Д. Герценштейн. Консультантом по техническим вопросам с русской стороны был видный мостостроитель, профессор Н.А. Белелюбский.

    Постройку набережных осуществлял А.А. Смирнов, которого 6 июля 1902 г. заменил Е.К. Кноппе. (Бунин М.С. Мосты Ленинграда. 1986. С.142)

  • 7 Июня 2019, 12:26

    Очень много лет тому назад, в 70-х, читала (не уверена, но кажется, что в "Старых годах") довольно ядовитый разнос декоративной стороны моста. Запомнилась только одна претензия к авторам: основной мотив решетки был словно взят с кремового торта. Запомнилось, потому что подмечено было очень точно, еще и в 50-х, может быть, даже в начале 60-х годов рисунок этот на тортах действительно можно было встретить.

     

    Вот так примерно: столбики, в меньшем количестве, охваченные дугой-завитком, из шоколадного крема. Рисунок долго жил не только на тортах, но и в вышивках.

  • 7 Июня 2019, 12:30
    Ответ на "Запроектированная французскими архитекторами В. Ша" от Lonely Walker

     Да... "А.Флоше" - это, скорее всего, опечатка ( в статье Симоны Ландау так и сказано). В надписи на самом Троицком мосту (воссозданной) написано "А.Флаше".

     См., например, фотографию надписи в Википедии.

     

    Сейчас у меня нет необходимых материалов. Неужели имя главного инженера не упоминается в статьях в "Зодчем" (или "Неделе строителя") или "Строителе"?

  • 7 Июня 2019, 13:05

    Зодчий. 1902. № 41. С. 462

  • 7 Июня 2019, 15:51

    Яндекс панорама:

     

     

     

     

     

  • 8 Июня 2019, 02:34

    и все-таки после проведенной дискуссии остался открытым волрос, кто является автором решетки моста

    у меня лично большие сомнения, что им был кто-то их французских сотрудников Батиньоль., хоть Флаше, хоть Шаброль.

     

    имхо ключом к решению вопроса сожет послужить вот эта цитата

    "Эти эскизы неоднократно обсуждались крупнейшими русскими специалистами, которые вносили в них значительные коррективы. Безусловно, на пользу делу ."В последующем обсуждении проектов художественного декора моста принимала участие специально созданная Академией художеств комиссия "

     

    из архитекторов- членов этой комиссии,единственный  кто работал а новом стиле - Л.Бенуа

    =============================

    рисунок, который наносился на тортах известен со времен Древней Греции и называется меандр

     

    https://illustrated_dictionary.academic.ru/pictures/illustrated_dictionary/00411_069000.jpg

     

     

  • 8 Июня 2019, 06:56
    Ответ на "и все-таки после проведенной дискуссии остался отк" от весовщик

     

    Не понял, почему Вы считаете вопрос открытым. Есть сколько угодно случаев, когда первоначальный проект не принимается и архитектор его перерабатывает, иногда и по нескольку раз.

     

    (Да вот, совсем рядом пример: Биржа на стрелке Васильевского острова. Тома де Томон несколько раз переделывал проект в соответствии с замечаниями Захарова, и построенное здание сильно отличается от первоначального проекта - здания с портиками на всех фасадах. Но ведь ни у кого не возникает сомнений в авторстве Тома де Томона.)

     

    Кстати, имена Шаброля и Патуйара (было написано "Патульяр") известны мне уже давно. Я впервые увидел их в одном издании начала 70-х (или даже конца 60-х) годов - очень задолго до появления интернета. Когда буду в городе, постараюсь найти эту книгу.

     

     

    P.S. Я совершенно не согласен с критикой в комментарии  Liz, но не надо приписывать ей то, чего она не писала. Речь идет не о меандре, а о композиции звена решетки в целом.

  • 8 Июня 2019, 10:24

    Вот, нашла :)

    Составленные в Париже архитекторами Patanillard’ом и Chabrole’ем, рисунки художественной отделки моста подверглись некоторым изменениям со стороны представителей Императорской Академии Художеств, вследствие чего рисунки орнаментальных деталей перерабатываются в Париже и скоро поступят на вторичное рассмотрение художественной комиссии. Общая художественная отделка моста, включая сюда перила, устройство фонарей (по 2 штуки на каждом быке) и некоторых других архитектурных подробностей, - обойдется не менее 110,000 руб. Погонная сажень перил стоит около 180 руб. В эту сумму не входит стоимость 2 обелисков, исчисленная приблизительно в 25,000 руб. Их предположено поставить на левом берегу Невы – между дворцом Вел Кн. Константина Константиновича и домом светлейшего князя Салтыкова. Расход по их сооружению берет на себя городское управление. Фирма «Батиньоль» обратилась с ходатайством в Думу о разрешении произвести чугунную отливку переил и орнаментов в Париже, вследствие того, что новым пунктом условий, заключенных с фирмой, требовалось производить постройку моста исключительно из русских материалов. Ответ пока еще не получен. Для окраски моста выбран цвет мутно-зеленой волны. <..>

     

    Постройку моста ведет французский инженер г. Ландо. Консультантом при фирме Батиньоль состоит проф. Н.А. Белелюбский. За производством работ наблюдает комиссия под председательством гласного городской думы ген.-лейт. А.И. Глуховского. В состав комиссии входят гласные думы: военные инженеры – полк. А.П. Веретенников, подполк. Н.А. Архангельский и горный инж. А.Г. Редько; представитель Мин. Внутр. Дел – гр. инж. Л.И. Новиков и инженеры путей сообщения: Ф.Г. Зброжек, Н.Б. Богуславский и проф. Л.Ф. Николаи.

    Вопросы художественно-архитектурного характера решаются представителями Императорской Академии Художеств: граф. И.И. Толстым, Г.И. Котовым и профессорами Л.Н. Бенуа, А.Н. Померанцевым и Р.А. Гедике.  (К постройке Троицкого моста // Неделя строителя. 1901. № 49. С.373).

  • 8 Июня 2019, 12:39
    Ответ на "Вот, нашла :) Составленные в Париже архитекторами " от Lonely Walker

     Отлично! Вот и найден, наконец, источник, безусловно заслуживающий доверия.

    Теперь можно (нужно!) без всяких сомнений написать в публикации имена Шаброля и Патуйара.

     

    P.S. Еще некоторые пояснения.

    Ландо - это И.А.Ландау (Ландо - более правильная транскрипция французской фамилии). См. статью Симоны Ландау.

    Жаль, что в этой статье (посвященной текущим делам) не упомянут А.Флаше. Завтра я буду ненадолго в Петербурге, попробую поискать и его.

     

    P.P.S. Проверьте, пожалуйста, правильно ли написана латинскими буквами фамилия Патуйар.

  • 8 Июня 2019, 14:14

    Фамилии набирала по буквам :) В статье  это выглядит так: 

    А вот год в комменте выше пришлось исправить: правильно 1901, а не 1897 - я ошиблась.  
    В 1897-м году была небольшая заметка о закладке Троицкого моста:

    Закладка Троицкого моста в Петербурге происходила 12 августа [1897 г.] в присутствии президента французской республики г. Феликса Фора и Его Императорского Величества Государя Императора. Торжество закладки происходило в палатке, воздвигнутой в русском стиле по проекту проф. архит. Л.Н. Бенуа. (Неделя строителя. 1897. № 34. С.184)

     

    P.S. Полистала книги о мостах, нашла у Антонова:

     

    Строительство моста возглавили разработчики его проекта — сотрудники строительной фирмы «Батиньоль», инженер Иван Августович Ландау (Жан или Ян Ландо) и его коллега французский инженер Артур Флэше. Ландо (или Ландау) имел польское происхождение, учился в Варшаве и Париже. В 1896 г. он переехал на постоянное место жительства в Петербург, долгое время проживал на Гагаринской улице. В 1923 г. он уехал в Польшу, где и скончался. Его сын Густав, тоже инженер, остался в Петрограде и был расстрелян в 1937 г. От фирмы «Батиньоль» в строительстве моста принимали участие инженеры М. Бернар, Е. Бонневе, Л. де Лонги. Главная контора по постройке Троицкого моста находилась по адресу: Аптекарский переулок, 4, а мастерские — на Троицкой площади.

    Архитектурная отделка моста в стиле модерн выполнялась французскими архитекторами Вильброде Шабролем и Рене (Рене Август Гастон Антуан) Патульяром *). Она получила одобрение специальной комиссией Академии Художеств под председательством Р. А. Гедике, в которую входили: архитекторы Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Г. И. Котов, художник М. П. Боткин и скульптор М. А. Чижов.

    *) Оба французских архитектора получили за постройку Троицкого моста по ордену Почетного легиона. 

    (Антонов Б.И. Мосты Санкт-Петербурга. 2002. С. 25)

     

  • 8 Июня 2019, 15:11

    Ну вот,  и нашли все ссылки. Остается добавить в публикацию имена Шаброля и Патуйара, а также ссылки - и для них, и для Флаше.

     

    И еще добавить имя И.Я.Ландау, руководившего строительством - хотя бы в первую часть публикации (раз уж в титуле можно писать не более трех имен).

  • 9 Июня 2019, 01:04
    Ответ на "и все-таки после проведенной дискуссии остался отк" от весовщик

     Здорово Вы про меандр! Спасибо большое, век бы не узнала.

  • 9 Июня 2019, 04:35

    Вот еще один источник - я думаю, самый авторитетный:

     

    Санкт-Петербургское городское общественное управление. Городская комиссия по постройке Троицкого моста. Альбом работ по постройке постоянного через р. Большую Неву Троицкого моста, дамбы и набережных между Кронверкским и Сампсониевским мостами. 1897 - 1903. С.-Петербург.

    (На странице 8 написано: "Альбом составлял профессор инженер-подполковник Г.Г.Кривошеин.")

     

    (Ссылка на этот источник дана в Википедии. Я и в предыдущие дни хотел посмотреть этот альбом, но не мог это сделать со смартфона.)

     

    В начале альбома - текст, затем многочисленные фотографии. (На обороте титульного листа указаны фамилии фотографов - С.В.Максимов и Феофанов. Между прочим, некоторые из них есть на сайте pastvu, но они взяты, видимо, не непосредственно из этого альбома.)

     

    Но в данном случае для нас важна текстовая часть - а именно, 1-й раздел "Краткий исторический обзор". Здесь названы имена всех (вероятно) участников проектирования и строительства. Правда, порядок, в котором названы имена, несколько странноватый: сначала идут представители властей, участники комиссий, консультанты и т.д., затем руководители строительства, производители работ - и только в конце названы авторы проектов.

     

    Имена членов комиссий и консультантов я здесь не пишу. Выписываю только производителей работ и авторов проектов.

     

    Стр. 3:

    "Постройка моста русскими рабочими и из русских материалов производилась строительным обществом "Батиньоль", при председателе Ю. Гуэне и администраторах Е.Фуке и Л.Галльяре. От общества "Батиньоль" состояли: строитель моста инженер А. Флаше, инженер-консультант инженер путей сообщения профессор тайн. сов. Н.А.Белелюбский, представитель общества инженер И. А. Ландау, производители работ: Е.Бонневе, Л.де-Лонги, М.Бернар и инженеры путей сообщения С.Н.Смирнов, В.П.Волков и Е.Д.Герценштейн.

     

    Постройка дамбы, съезда с нее и Троицкой набережной производилась сначала инженером путей сообщения А.А.Симоновым, а с 6 июля 1902 г. инженеръ-механнком Е.К.Кнорре."

     

     

    Стр. 7:

    "Проект Троицкого моста был составлен архитекторами строительного общества Батиньоль гг. Шаброль и Патульяром (в Париже).

    <…>

    Проект дамбы Троицкого моста был составлен военным инженером капитаном Г.Г.Кривошеиным."

     

     

    (Заодно: на стр. 7 - о набережных от Троицкого до Сампсониевского моста (нынешние Петровская наб. и начало Петроградской наб.):

     

    "Проект набережных составлен инженерами путей сообщения В.А.Берсом и А.П.Пшеницким, проект канализации инженером путей сообщения А.П.Становым. Сметы ко всем проектам дамбы и набережных составлены военным инженером капитаном В.А.Сокольским."

     

    Замечу, что данные об авторстве Кривошеина для дамбы и Берса с Пшеницким для набережных - те же самые, что в [99]. Это говорит о том, что и данные об авторстве Троицкого моста заслуживают доверия. Тем более, что составитель альбома - Кривошеин, непосредственный участник строительства, автор проекта дамбы.)

     

     

    Итак, согласно этим данным, авторы проекта моста (не только украшений!) - архитекторы Шаброль и Патульяр (Патуйар), главный строитель - А.Флаше, автор проекта дамбы у правого берега Невы - Г.Г.Кривошеин.

     

    Вероятно, нужно написать так:

     

    1. В титуле: Архитекторы Шаброль В., Патуйар Р., Флаше А. (Кривошеина не пишем, поскольку можно писать не более трех имен).

     

     

    2. В начале публикации:

     

    1897-1903 - арх. Шаброль Вильброде и Патуйар Рене, инж. Флаше Артур; дамба у правого берега Невы - военный инж. Кривошеин Григорий Григорьевич (и ссылка на данный альбом).

     

    А далее - существующие данные по реконструкции моста в 2001-2003 гг.

     

  • 21 Июня 2019, 02:16

    19.06.2019 (21:43):

  • 21 Июня 2019, 15:30
    Ответ на "19.06.2019 (21:43): " от lenarch

     А зачем в десять вечера мост развели?

  • 21 Июня 2019, 23:07
    Ответ на "А зачем в десять вечера мост развели?" от Наталия

     Готовятся к очередному июньскому ежегодному гульбищу. Судя по "яндекс-транспорт" и сегодня закрыли Троицкий мост в обе стороны с 21:00. До этого времени мост был закрыт для проезда из центра на Петроградскую сторону.

  • 13 Ноября 2019, 15:35

    Строительное общество "Батиньоль" представило первый проект постоянного Троицкого моста задолго до практического осуществления идеи строительства - в 1879 или начале 1880 г. Проект моста изображен на рисунке в журнале "Всемирная иллюстрация", 1880, №579 (9/21 февраля), разворот с. 136-137:

     

    Высокое разрешение

     

    Этот рисунок сопровождается статьей (с.131): 

     

    "С.-Петербург. Третий постоянный через Неву мост.

     

    Нашим читателям небезызвестно, что по открытии через реку Неву моста "Императора Александра II" [Литейного моста - С.П.] в городскую думу стали поступать предложения о постройке еще третьего постоянного моста. Как слышно, наша дума обратила на это весьма серьезное внимание.

     

    Многие согласятся с нами, что сообщение с заречными частями столицы посредством пловучих мостов сопряжено с большими неудобствами. Разводка таких мостов летом, а в особенности во время ледохода, во многих случаях приостанавливает нормальный ход как будничных, так и торговых интересов; наконец, с существованием пловучих мостов вызывается в зимнее время необходимость переправы через лед, что при сильных оттепелях, часто повторяющихся в Петербурге, значительно усиливает неудобства в сообщении с заречными частями города.

     

    Вообще, существование пловучих мостов на такой судоходной реке, как Нева, крайне неуместно. Относительно малые размеры пролетов в этого рода мостах неминуемо должны затруднять настоящее движете судов на Неве; в недалеком же будущем стеснение это выразится еще чувствительнее, так как с окончанием устройства нового морского канала судоходство на Неве во много раз увеличится.

     

    Ввиду общего интереса, вызываемого предположением об устройстве третьего постоянного моста на месте существующего Троицкого мы поставили себе в обязанность познакомить наших читателей, хотя в общих чертах, с проектом моста, представленным в городскую думу французскою фирмою "Эрнест Гуэн из Парижа". Мост этот арочной системы и, как показывает рисунок, состоит из пяти пролетов и одной поворотной части, представляющей для судоходства два прохода, по 10-ти сажен каждый. Проект этот отличается своею наружною изящностью и относительною легкостью сооружения, а также и весьма удобными условиями в отношении расчета с предпринимателями, соглашающимися на 20-ти-летнюю рассрочку платежа стоимости работ.

     

    Судя по фотографическим снимкам с устроенного этою же фирмою роскошного моста в Пеште через Дунай, можно с уверенностью предположить, что для предпринимателей не представить никаких затруднений придать проектируемому мосту в Петербурге ту же величественность и соответствующую столице красоту.

     

    Опытность и солидность фирмы "Эрнест Гуэн" известна не только в Европе, но и у нас, в России. Так, ею возведены все главные мостовые сооружения на варшавско-петербургской железной дороге и, кроме того, устроены мосты: Александровский через Вислу в Варшаве, и через Волгу на рыбинско- бологовской железной дороге.

     

    Нельзя не пожелать осуществления этого проекта. но при этом необходимо иметь в виду денежные средства города. Сообщения Петербургской стороны с центром города не настолько значительны, чтобы вызывать обременение населения новыми налогами. Впрочем, все зависит от ценности моста, условий, предлагаемых г. Гуэномъ; если она не велика, то, конечно, всякий порадуется принятию его проекта."

     

    Надо сказать об одном противоречии: на рисунке названо общество des Batignolles, а в статье - фирма "Эрнест Гуэн". Но это противоречие - кажущееся. Уже из Википедии ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Гуэн,_Эрнест ; https://fr.wikipedia.org/wiki/Société_de_construction_des_Batignolles ) можно узнать, что в общество "Батиньоль", основанное в 1871 г., вошла основанная в 1846 г. фирма "Эрнест Гуэн и К°".

     

    Примечание. Я до сих пор нигде не видел упоминаний об этом проекте. В известных мне литературных источниках историю проектирования моста начинают с 1891 г. (В Википедии говорится о каких-то проектах 1883 г.) Рисунок и статья во "Всемирной иллюстрации" были для меня неожиданностью.

  • 6 Июля 2020, 20:23

    Фото начала 20 века. Строительство Троицкого моста

    https://sun6-16.userapi.com/c857636/v857636360/217db3/qI7Z58WLOJo.jpg

  • 25 Октября 2020, 21:47
    Ответ на "Почему? В 1965 году двухкрылый разводной пролет бы" от Петербуржец

     "Разводной пролет расположился у левого берега и представлял собой двурукавную симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки для пролетного строения в период разводки. Разводка производилась с помощью электромеханического привода....

    В 1965–1967 годах была проведена полная реконструкция левобережной части и разводного пролета. Раньше это была двукрылая симметричная система — мост разводился в горизонтальной плоскости. Двукрылый разводной пролет заменили на однокрылый, и теперь крыло у Марсова поля поднимается вертикально, как и у других невских мостов. Разводной пролет оборудован современным гидравлическим приводом. На время ремонта движение не закрывали — соорудили временную переправу и проложили по ней трамвайные пути. Транспорт не прекращал ходить через мост ни на один день."

    https://mostotrest-spb.ru/bridges/troiczkij

     

    фото добавила Ладада "Крейсер "Аврора" у разведённого Кировского моста. Ленинград 1960 г."

     

     Ешё пара любопытных фото с сайта: предполагаю, что это железобетонные боны (заграждения) для защиты поворотного пролёта моста.

     

  • 13 Апреля 2021, 20:17

    фото 20 и 27 - повтор.

  • 13 Апреля 2021, 20:20

    Левый береговой устой у строящегося Троицкого моста, апрель 1902 г.

    https://sun6-23.userapi.com/impg/wLaFx2QN08xjFK5E9cH40ypKHu-yAU_QzgNhaQ/LRpHLVnqZfo.jpg?size=1600x1198&quality=96&sign=2825478b67bc08d1cb642e9a7acf89ac&type=album

  • 16 Декабря 2021, 17:27

    1899 Новое время 14(26).07 №8396. Отправил в публикацию.

     

  • 16 Января 2022, 13:46

    Ежегодник общ. архитекторов художников вып. 13

     

  • 16 Апреля 2022, 11:08

    Несколько фото по строительству моста   /sehem-het.livejournal.com/8884.html

    1902.08 Круглая лестница у Троицкого моста

     

  • 8 Октября 2022, 20:56

     

    Санкт-Петербург. 1850-е гг. Гравюра Э. Руарга по рисунку А. Руарга.

    https://grafika.ru/item/08-009570?k=11985

     

  • 24 Октября 2022, 13:15
    Ответ на "Вот, нашла :) Составленные в Париже архитекторами " от Lonely Walker

     "Фирма «Батиньоль» обратилась с ходатайством в Думу о разрешении произвести чугунную отливку перил и орнаментов в Париже..."

    На перилах центрального пролета сохранились клейма завода Сан-Гали

    Клеймо завода Сан-Галли на перилах Троицкого моста

     

     

  • 24 Октября 2022, 21:14
    Ответ на ""сохранились клейма завода Сан-Гали" от Риэлтор

     вот именно ! Завод Сан-галли будет воспроизводить решетку в новом стиле ArtNouveu по проекту  французских зодчих -:)) Вместо заводов французских..


    Хотя  даже беглый взгляд  на решетку и фонари моста вызывает ассоциации не с французским ударом бича, а со старым добрым австрийцем  О.Вагнером и его работой в Вене на станции Hietzing. Например


    https://www.wienmuseum.at/en/locations/otto-wagner-hofpavillon-hietzing

    https://www.flickr.com/photos/dalbera/1281704873

     

     

    https://www.google.com/search?q=Wagner+Hietzing&tbm=isch&ved=2ahUKEwjvqcmhvfn6AhXqvXIEHTUVAB4Q2-cCegQIABAA&oq=Wagner+Hietzing&gs_lcp=CgNpbWcQDFAAWABgAGgAcAB4AIABAIgBAJIBAJgBAKoBC2d3cy13aXotaW1n&sclient=img&ei=ItdWY--QH-r7ytMPtaqA8AE&bih=643&biw=1366&safe=images

    --------------------------
    убирая сарказм в сторону :  я придерживаюсь того мнения,что
    французы от выполнения декоративных работ  по мосту были в последний момент  оттеснены, и
    знаменитая  решетка моста и фонари  была выполнены русскими зодчими, скорее всего Л.Н.Бенуа. который в то время на короткий период работал в новом стиле в частности на Невском 46
    https://p0.citywalls.ru/photo_10-11128.jpg?mt=1273625807


  • 8 Января 2023, 00:17

    О подготовке к строительству дамбы Троицкого моста и изменению береговой линии:   https://cont.ws/@metafor/574746

    "в срочном порядке решался вопрос о выборе варианта будущей дамбы (и всех, примыкающих к ней набережных). От варианта прибавки берега длиной 35 саж. отказались, решили произвести узкую засыпку шириной 15 саженей у правого берега, а дамбу сделать открытой длиной 37.5 саж. При этом, из двух её вариантов - с металлическим перекрытием и перекрытием каменным, выбрали последнее."

     

    M_Dobuzhinsky_Trinity_Bridge

    Сооружение Троицкого моста в зимнее время 1901 К.Булла

    Большой текст и фото  http://wiki-org.ru/wiki/Троицкий_мост_(Санкт-Петербург)

  • 16 Февраля 2023, 21:10

    Шильдики «Ф.Виганд. Ревель» на фонарях Троицкого моста Санкт-Петербурга.   https://leonovvaleri.livejournal.com/546833.html

    "машиностроительный, литейный, медно- и железно-котельный завод «Ф.Виганд» в Ревеле. Владелец завода Фридрих Виганд. Санк-Петербургское представительство: техническая контора инженера О.М. Гарфельд и К, Казанская улица дом 1, телефон 220-75, телеграф «Петербург-Гарфельд». Главнейшие производства - паровые котлы, машины и насосы, гидравлические прессы, кожевенные машины, оборудование заводов: свеклосахарных, рафинадных, винокуренных, кожевенных, древесно-картонных фабрик."

  • 5 Мая 2023, 12:08

    В ЦГАНТД СПб, помимо чертежа дамбы, хранятся фотографии из «Альбома работ по постройке постоянного через р. Большую Неву Троицкого моста, дамбы и набережных между Кронверкским и Сампсониевским мостами», составленного известным инженером-мостостроителем Г.Г. Кривошеиным; многочисленные документы из фондов институтов «Ленпроектреставрация» и «Ленгипроинжпроект»; фотографии из «Отчета об испытании разводного пролетного строения Кировского моста» и многое другое.

    https://vk.com/wall-132600244_23546

  • 5 Мая 2023, 12:59

    Напоминаю о своем комментарии от 13 ноября 2019 г.

     

    Первоначальный проект фирмы "Батиньоль" появился значительно раньше, чем дело дошло до строительства - в 1879 или начале 1880 г. В современной литературе я нигде не встречал упоминаний об этом проекте, но он был опубликован в журнале  "Всемирная иллюстрация", 1880, №579 (9/21 февраля), вместе со статьей о нем. Судя по проектному рисунку, общий вид моста, его силуэт - примерно такой, как у нынешнего моста. (Нет только декоративного оформления в стиле модерн.)

     

    В названном комментарии приведены и проектный рисунок, и текст статьи. Обратите, пожалуйста, внимание!

  • 28 Мая 2023, 19:25

    05.2023 г.

     

  • 28 Мая 2023, 20:36
    Ответ на "05.2023 г. " от люблюпитер

    К Троице подарочек или что?

  • 28 Мая 2023, 20:48

    Потому что в Решении исполкома Ленгорсовета № 645 от 06.08.1990, согласно которому мост стал памятником местного значения (ныне - регионального значения) - именно Кировский мост, и более позднего охранного документа не было.

  • 28 Мая 2023, 21:22
    Ответ на "К Троице подарочек или что?" от Liz

     Как говорится, что мы видим, то снимаем. Сама удивилась.

  • 29 Мая 2023, 09:52

    А повесить стеклышко прям приспичило. Чтобы больше бреда. На всех бы объектах культурного наследия регионального значения такую прыть. На доме Бремме, например. 

  • 29 Мая 2023, 12:08

    А там уж повесили на ж/б ограде.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 2 из 96
Троицкий мост
Наплавной Троицкий мост.
(добавил Mary)
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31693
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 6731