Публикация

Дом Ф. В. Утемана

Здание на карте
фото
Архитекторы: Гедике Р. А.
Год постройки: 1886
Стиль: Эклектика

Дом Ф. В. Утемана                                                                                           Эклектика

 Пам. арх. (регион.)

наб. Лейтенанта Шмидта, 31

Дом В. И. Стрешнева

1720-1730-e  - автор не установлен

Дом Г. Парланда

1810-1820-е - перестройка (?)   Классицизм

Дом И. И. Морган

1858  - арх. Реймерс К. И. - перестройка

Дом купца Ф. В. Утемана           Эклектика

1886  - арх. (АХ) Гедике Роберт Андреевич - перестройка

Дом Ф. В. Утемана 

  • фото

    Парадная лестница.

  • фото

    План 1-го этажа.

  • фото

    (добавил - S.P. .)

  • фото

    Франц Васильевич
    Утеман (1836--1907
    (1913?).
    (добавил foxy9760)

  • фото

    Франц Францевич
    Утеман (1868-1925)
    (добавил foxy9760)

  • фото

    2020 г.

* Альбом в память 50-летия существования Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры под фирмою «Треугольник».

   СПб., 1913.

 

Построен в 1720-1730-х гг. для камергера В. И. Стрешнева.
С 1787 по 1794 г. принадлежал типографу И. Н. Тредиаковскому.

В конце XVIII- начале XIX в. на участке находились дворовые строения, почти половину занимал сад.

В 1820-х гг. участок принадлежал придворному камергеру Г. Парланду и был застроен по периметру. Вероятно в 1810-1820-е гг. дом был перестроен в классическом стиле.

 

К 1857 г. дом приобрела жена купца И. И. Морган.

В 1858 г. арх. Реймерс К. И. осуществил перестройку здания - был устроен главный вход, окна верхнего этажа обрамлены профилированными наличниками, перестроен дворовый флигель.


В 1886 г. арх. Р. А. Гедике переделал фасад дома в стиле эклектики и надстроил карниз по заказу нового владельца купца Ф. В. Утемана. Тогда же были созданы интерьеры третьего этажа. Вероятно, Гедике принадлежит и проект уникальной деревянной парадной лестницы.

В 1907 г. дом перешел к Ф. Ф. Утеману - директору товарищества Росийско-американской резиновой мануфактуры "Треугольник". В это время по проекту арх. Р. Ф. Мельцера был пристроен эркер парадной лестницы со стороны двора и перестроен служебный корпус. Как сообщала пресса в то время, на стенах парадной лестницы модный художник Ю. Ю. Клевер написал «три картины, из которых две изображают зиму и весну. Среднее поле между ними занимает картина, изображающая запущенный парк».

 

"Стенная живопись. Академиком пейзажной живописи Ю. Ю. Клевером в доме г. Утемана исполнены по стенам три картины, живописью, из которых две, каждая длиною около 10 арш., изображают "Зиму" и "Весну". Среднее поле между ними занимает живописная картина на стене, изображающая "Запущенный парк". Эти новые произведения г. Клевера, исполненные особым приемом, при пособии воска, дающего стенной живописи приятный, матовый колорит, особенно эффектны при вечернем освещении."  

("Неделя строителя", 1888, №11 (13 марта), С. 44; добавил: S.P.)

 

Земля, на которой расположен 31-й дом, как и вся территория Васильевского острова, принадлежала когда-то А. Д. Меншикову. В соответствии с указом Петра I здесь строились дома "для шляхетства, духовного чина и богатого купечества".

Здание существует с 1720-30-х гг. Изначально оно было каменным, как все дома "красной линии" прибрежной застройки, двухэтажным, с высокой вальмовой крышей, на высоких подвалах, с двухмаршевым высоким крыльцом, под которым находился вход во двор. Одним из первых владельцев дома был В.И.Стрешнев (прим.Стрешнев Василий Иванович(1707-1782) - камергер импер.двора, сенатор). Ему принадлежал также и соседний дом, имеющий сейчас номер 29 (прим.Долгое время на набережной существовала сплошная нумерация домов).

Род Стрешневых происходил от выехавшего из Польши и бывшего на службе у великого князя Иоанна Васильевича Д. Я. Стрешнева. Потомки его, среди которых были бояре, стольники, окольничие, наместники, воеводы, прославили свое имя службою российскому престолу. Особенно род возвысился после вступления в брак с царем Михаилом Федоровичем Романовым Евдокии Лукьяновны Стрешневой.

В 1787-1794 гг. владельцем здания был типограф И. Н. Тредиаковский. Его типография, находившаяся под протекцией Горного института, печатала книги по геологии и горному делу. Но значительную часть изданий составляли книги, изданные за счет Кабинета ее императорского величества. В первую очередь это труды императрицы Екатерины Великой. При типографии существовал кружок ученых-историографов, который возглавлял А. И. Мусин-Пушкин.

Кроме лицевого дома, в конце XVIII - начале XIX в. возводятся дворовые строения вдоль западной и восточной границ участка (примеч.Двухэтажный флигель в восточной стороне двора когда-то служил конюшней - в 1970-1980-е годы торец здания еще украшала деревянная голова лошади.). Севернее был сад, который занимал половину землевладения и доходил до ныне не существующего переулка, проходившего перпендикулярно 16-й линии.

В 1820-е гг. зданием владеет придворный камердинер Г.Парланд - в это время лицевой фасад соединяется с западным флигелем, дом приобретает классицистический облик. Со стороны двора здание имело полукруглую выступающую центральную часть.

В 1830-1850-е гг. дом принадлежал выдающемуся физику-электротехнику Б. С. Якоби (примеч.В исследованиях, посвященных истории дома, о принадлежности здания имеются расхождения. Например, в Паспорте КГИОП ни Тредиаковский, ни Якоби как владельцы здания не упоминаются. Там же есть сведения, что 1849 г. домом владела жена бывш.капит.I ранга Г.С.Барташевича).

Якоби Борис Семенович (Мориц Герман) (1801-1874) - архит.-строит.,физик-электротехн.С 1837 г. жил и трудился в Петербурге. Создал нескол.конструкций эл.двигателя, сконструир. ок. десяти видов телеграф.аппаратов, занимался иссл. эл.магнитов. Открыл нов.область - гальванотехнику, ставшую родоначальницей соврем. электрохимии. Изобрел технику гальванопластики, с помощью кот., в частн., отливались бронз.скульптуры для интерьеров Исаакиевского собора; реостат в виде агометра; создал нов.конструкции гальванометра, вольтаметр, принимал участие в разраб. баллистич.метода измерения магнитных величин. Занимался проблем.метрологии, работал в Междунар.комиссии по установл.метрич.системы мер и весов. Похоронен на Смоленском лютер.кладб. 

В 1857 г. дом приобретает жена купца 1-й гильдии И. Морган. Через год по ее заказу арх. К. И. Реймерс осуществляет перестройку здания, оно становится трехэтажным. В лицевом фасаде, расчлененном междуэтажной и подоконной тягами, был устроен главный вход; окна третьего этажа обрамлены профилированными наличниками. По крайней восточной оси был устроен сквозной проезд во двор. Перестроен был и дворовый флигель. 

В 1886 г. для нового владельца дома Ф. В. Утемана (примеч. Утеман Карл Людвиг Франц Васильевич (1836-1907 (1913?). Подданный Пруссии; в 1867 г. основал с Санкт-Петербурге семейное дело - открыл комисс.контору "Франц Утеман", был владельцем Российско-америк.резиновой мануфактуры "Треугольник", котор.основал Х.Ф.фон Краускопф, дед Утемана-мл. по материнской лин.) известный петербургский зодчий Р.А.Гедике перестраивает здание с изменением фасада в характере эклектики и надстраивает лицевой корпус на высоту фриза и карниза. Центром планировочной структуры стала парадная дубовая лестница, создающая атмосферу богатого европейского особняка эпохи барокко. Помещения вдоль лицевого фасада образовали анфилады. Тогда же были созданы интерьеры третьего этажа - угловой зал с высокой падугой, лепным фризом и мраморным камином; столовая, оформленная лепниной, имитирующей резьбу по дереву в стиле немецкого барокко, оборудованная лифтом для подачи пищи; маленькая комната с обильным потолочным лепным декором высокого рельефа, а также гостиные с кессонированными резными потолками в друхе неоренессанса. К 1888 г. перестройка закончилась; дом обрел роскошные интерьеры.

Возможно, к этому времени относится и появление монограммы имени владельца дома на ажурной решетке в стиле модерн одного из окон первого этажа, выходящих на набережную.

Утеман был не только предпринимателем, но и знатоком живописи и собирателем произведений искусства. Он собрал здесь картины известнейших русских и зарубежных художников, осмотреть которые однажды пожелал сам великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств.

В стильно оформленных залах бельэтажа находилось собрание картин Айвазовского, Орловского, Маковских, Зичи, Боровиковского и других русских художников. В коллекции Утемана были и полотна иностранных живовисцев - Кнауса, Дефреггера, Вотре, Гюбера Роббера. Стены парадной лестницы украшали росписи известного живописца Ю. Ю. Клевера (Прим.Ю.Ю.Клевер (1850-1924) род.в Дерпте, учился в Петерб.Ак.художеств. Академик, проф., мастер пейзажн.живоп. Использов. в своем творч.мотивы природы балтийск.края, создав особ.жанр пейзажа. Лучшие карт. хранятся в Третьяк.галер. и  Русском музее. Похор. на Смоленск.православн.кл.) "Зима" и "Весна". Среднее поле между ними на площадке третьего этажа завершало стенное полотно "Запущенный парк". За этот пейзаж художник был удостоен премии Общества поощрения художников. Эти новые произведения Клевера выполнены с применением воска, придающего картинам оригинальный матовый оттенок.

Газета "Петербургский листок" в 1902 г. так описывала роскошную обстановку дома Утемана: "Начиная с вестибюля, на стене которого красуется громадная картина Айвазовского, и кончая самой маленькой комнатой, - все поражает выдержанностью стиля. Тут и мебель в стиле ренессанс и ампир, комнаты в японском вкусе и строго арабском, гобелены, севр, сакс, ковры всех размеров и сортов, японские вазы в человеческий рост, картины европейских знаменитостей".

В начале XX в. Ф. В. Утеман решил передать дела и дом своему сыну Францу Францевичу и вернуться на родину.

Для нового владельца дома архитектор Р. Ф. Мельцер частично перепланировал цокольный этаж, увеличил лестничную клетку, устроив большой в стиле модерн полукруглый эркер, выходящий во двор, и оформил деревянными резными панелями гостиную третьего этажа, также обращенную во двор. В 1912 г. на втором этаже служебного корпуса было устроено жилье.

Женившись, Утеман-младший приобретает и соседний дом №29, ремонтирует его, обставляет мебелью от известной фирмы Мельцера и на уровне второго этажа соединяет изнутри с парадной резиденцией.

(из книги Любови Кузнецовой "Дом над Невой",2010, изд."Любавич", Санкт-Петербург; добавил: люблюпитер)

  • фото

    Проект "Витражи
    С.-Петербурга.
    Инвентаризация 2020".
    Окна на 2-м эт.
    лестничного объема с
    остеклением рифлеными
    стеклами

  • фото

    Окна на 2-м этаже
    лестничного объема
    с остеклением
    рифлеными стеклами

  • фото

    Окна на 2-м этаже
    лестничного объема с
    остеклением рифлеными
    стеклами

  • фото
  • фото
  • фото

    фото выполнены
    волонтерами проекта.
    (добавил
    Мария Кошелева)

После 1917 г. в доме был интернат.


В годы войны и в начале 1950-х гг. в доме находился детский дом. Воспитателям удалось сохранить отделку здания - до сих пор главную дубовую лестницу с резными перилами украшают живописные панно.

С 1957 г. дом занимает детская музыкальная школа.

 

Сегодня в бывших парадных залах сохранился деревянный кессонированный потолок и мраморный камин с зеркалом.

В 1830- 1850-х гг. в доме проживал физик и электротехник Б. С. Якоби.

(по материалам [59], [24])

 

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

На промежуточной площадке на 2-м этаже лестничного объема находится остекленный выступ эркера. Он освещается пятью одинаковыми одностворчатыми окнами с фрамугами. Все вместе они составляют впечатление единого остекления за резной аркой, отделяющей это пространство от лестницы. На окнах частично имеется оригинальная историческая фурнитура.

Остекление произведено рифлеными стеклами, нарезанными вдоль и поперек рифления. Они установлены в секциях рамы в шахматном порядке.

Осмотр: январь 2020                                                                                                                      (добавил Мария Кошелева)

 

 

1973: Детские музыкальные школы. Василеостровский р-н: №  11  наб. Лейтенанта  Шмидта, 31

( «Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». - Лениздат, 1973 С.120)

 

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  [7802300000].

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    10.2012.

  • фото

    Коридор 1 этажа.

  • фото

    На входе.

  • фото

    Коридор 1 этажа.
    Потолок.

  • фото

    Коридор 1 этажа.
    Плитка на стенах.

  • фото

    Коридор 1 этажа.
    Потолок

  • фото
  • фото

    Остальные фото -
    парадная лестница.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    18.10.2012.

  • фото

    Потолок парадной
    залы третьего этажа

  • фото

    Фрагмент декора потолка
    парадной залы третьего
    этажа (гипс)

  • фото

    Люстра концертного зала

  • фото

    Фрагмент декора потолка
    концертного зала

  • фото

    Камин в концертном
    зале

  • фото

    Камин Сан-Галли
    в концертном зале

  • фото

    Двери
    концертного
    зала

  • фото

    Потолок концертного
    зала, третий этаж

  • фото

    Двери
    концертного
    зала

  • фото

    Потолок коридора,
    третий этаж

  • фото

    Потолок одной из комнат
    третьего этажа

  • фото

    Потолок одной из комнат
    третьего этажа

  • фото

    Люстра в одной из комнат
    третьего этажа

  • фото

    Фрагмент кафеля
    под штукатуркой,
    облицовка стены 1-го этажа
    Фото - alenaippolitova@mail.ru,
    05.2018.

  • фото

    Фрагмент камина
    Фото - люблюпитер, 2012.

  • фото

    Парадная
    лестница.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер,
    11.2011.

15 комментариев
6078 просмотров
Добавил: Наталия, 8 Декабря 2008, 23:00
Редактировано: 9 Декабря 2022, 02:24
Оцените:
(13 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3215.html' target='_blank'>Дом Ф. В. Утемана на Citywalls.ru</a>
Всего 15 комментариев
  • 3 Декабря 2022, 11:40

    Отправила фотопортреты Франца Васильевича Утемана (1836—1913) и его сына Франца Францевича (1868—1925). Источник: Альбом в память 50-летия существования Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры под фирмою «Треугольник» в С.-Петербурге. СПб., 1913. Годы жизни привожу по авторитетной базе Амбургера. Также портреты и годы жизни обоих есть в каталоге Möbel, Pendulen, Tapisserien, Skulpturen und dekorative Kunst, Silber, Porzellan und Fayence. 2017.

  • 19 Февраля 2023, 17:59

    Фото 1942 г. :  Воздушная тревога. Воспитанники детдома N 58 на пути в бомбоубежище.

    " Воспитанники детского дома № 58 с воспитательницей И.К.Лирц в бомбоубежище
                             во время воздушной тревоги."

                             

                                                                (Фотограф - Струнников С.Н.(1907-1944).)
          "На 20 декабря 1942 г. в детском доме N 58 Свердловского района воспитывались 132 ребенка,
    из них 76 школьников в возрасте от 8 до 15 лет и 56 дошкольников в возрасте от 3 до 8 лет."
                                  (Лит-ра: Смирнова Л. Репортаж из блокадного Ленинграда. - М., 2005. С.67.)

  • 19 Февраля 2023, 21:56
    Ответ на "Фото 1942 г. : "Воспитанники детского дома № 58 с " от nikspb

     Какое же это убежище, они только на пути туда. Якобы.

  • 18 Апреля 2023, 16:08

    04.2023 Идет ремонт

  • 15 Июля 2023, 22:50

    Был пожар на чердаке.

    Но возможно, водой промыли всё...

     

    Вот здесь два неплохих снимка -- кажется, на втором видна зала, потолок которой на фото 63 и 64.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31767
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 1683
Всего сегодня: 2574