Публикация

Особняк В. О. Михневича - Жилой дом - Музей петербургского авангарда

Здание на карте
фото
Архитекторы: Вейнберг Е. П.
Год постройки: 1894
Стиль:

Особняк В. О. Михневича                                                

    ул. Профессора Попова, 10

Дом купца Балашова

1850-е -

Дом В. О. Михневича

1894  - Вейнберг Евгений Петрович - надстройка, перестройка

Жилой дом

1979 - расселен

конец 1980-х - реконструкция

1990 - сгорел

1993-1995 - построен заново

 

Музей петербургского авангарда

 

 

Двухэтажный деревянный дом с резными наличниками и балконом, колонки которого поддерживают фронтон.

 

Дом был построен в 1850-х гг. первоначально для купца Балашова. В 1891 г. его купил  уже у купца Алонкина журналист Владимир Осипович Михневич, автор путеводителя "Петербург весь на ладони".

В 1894 г. арх. Е. П. Вейнберг надстроил второй этаж деревянного здания  по просьбе В. О. Михневича - так дом выглядит и сейчас.

В 1859 г. был основан Литературный фонд и вскоре здание было передано ему. В доме, в основном, жили писатели, которые снимали жилье по доступным ценам, особо нуждавшимся жилье предоставлялось бесплатно. В доме было 12 квартир.
В 1912 г. в кв. №12 поселился М. В. Матюшин - художник, музыкант, издатель и педагог и его жена Е. Г. Гуро. Их квартира стала центром петербургского авангарда.
С августа 1942 г. по ноябрь 1944 г. в доме жили писатель В. Вишневский и его жена, художница  С.К. Вишневецкая.

(добавил - Наталия)

  • фото

    Песочная ул., 10.
    Фото 1920-х гг.

  • фото

    (photoarchive.spb.ru)
    Добавил -
    Rygar .

1890-е гг. - жил журналист В. О. Михневич.

1910-е гг. - жил музыкант, художник М. В. Матюшин.

 

Первым из известных жильцов дома на бывшей Песочной ул. стал Владимир Осипович Михневич - известный петербургский журналист, автор книг «Язвы Петербурга» и «Петербург весь на ладони». Он поселился в одноэтажном доме с мезонином вместе с женой в 1891 г. В доме Михневича частыми гостями были издатель А. С. Суворин и писатель Н. С. Лесков. Владимир Осипович являлся активным членом Общества пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд): он пожертвовал около 100 000 рублей на его основание.

В 1899 г., после смерти Михневича, две трети участка передали Литературному фонду. Квартиры предоставлялись нуждающимся творцам безвозмездно либо сдавались внаем за умеренную плату. Таким образом, в 1912-м в квартире из трех комнат на втором этаже дома поселился один из зачинателей русского авангарда-художник, музыкант, педагог и издатель Михаил Васильевич Матюшин со своей второй супругой: поэтессой и художницей Еленой Гуро. 

  (добавил Oleg Vass)

  • фото

    Бывшая мастерская.
    Экспозиция, посвященная
    Матюшину и Гуро

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Шкафчик,
    сделанный
    Матюшиным

  • фото

    Палитра и
    кисти
    Матюшина

  • фото

    Залы музея

  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 04.2018.

В 1977 г. здание было передано Государственному музею истории Ленинграда, вследствии этого в июле 1979 г. он был расселен.

В 1987 г. велась реконструкция. В 1990 г. восстанавливаемый сруб сгорел. В 1993-1995 гг.  его отстроили заново, дальнейшие работы были приостановлены из-за отсутствия средств и продолжились лишь в 1999 г.

 

Музей петербургского авангарда 
В апреле 2004 г. было принято решение открыть в доме Матюшина Музей петербургского авангарда - филиал Музея истории Санкт-Петербурга.

 

С момента переезда осенью 1912 г. в Домик на Песочной, в квартиру № 12 Михаила Васильевича Матюшина и Елены Генриховны Гуро, в этой комнате находилась мастерская. Сохранилось множество фотографий ее интерьера, две из которых, в качестве организующего фона, воспроизведены на больших панно. В экспозиции представлены подлинные вещи, принадлежавшие Матюшину и Гуро: пианино, письменный стол, кресла, шкаф. Некоторые предметы обихода изготовлены самим Матюшиным - раздвижная полочка, настенный шкаф в виде резного лебедя.

Очень ценная и важная часть экспозиции - инструменты Матюшина, его палитра, кисти.  Здесь же представлены деревянные игрушки, сделанные по эскизам Гуро в 1920-е гг. Живописные произведения. экспонируемые в мастерской, выполнены Матюшиным и Гуро в разные годы.  Они дают возможность увидеть, насколько сильным было их влияние друг на друга, насколько близким мировосприятие.

В архиве Матюшина сохранились две его записки. сделанные в августе 1913 г., т.е. вскоре после смерти Гуро. Ясно, что он продолжал постоянно ощущать ее присутствие, вести с ней беседы. Эти записи, не предназначавшиеся для чужих глаз, настолько искренни и проникновенны, что хотелось бы привести их здесь полностью: "Сегодня 26 авг. Лена сказала, что мы с ней неразлучимы уже потому, что жизнь наша вместе - создала (а также и наша встреча)создали единое понимание и большую любовь к единому. Т. е. та разнородная живых видимостей, движений, вибраций  пронизалась лучами нашей встречи, радостью, найдя общее для ее выражение. Вот почему мы с ней будем все больше и больше работать вместе. (Соединение в едином).  Какая радость!"

"Мое первое движение души к Лене было так - чудно! Она рисовала Гения с гипса и я увидел такое лицо, необыкновенной чистоты и такого воплощения в соединение с творящим Ея лицо без малейшей черты людского Я. Это было золото моей жизни. Мой сладкий сон, мои единые мечты всей моей жизни. И я этого не знал еще тогда! Эту прелестную мечту сменила чувственная!"

(Тест со стенда музея; добавил: Наталия)

  • фото

    Вход

  • фото
  • фото

    Лестница
    напротив входа

  • фото
  • фото

    Лестница на 2-й этаж

  • фото
  • фото

    Балкон

  • фото

    Фото - Наталия, 04.2018.

12 комментариев
3558 просмотров
Добавил: Mary, 19 Апреля 2008, 12:25
Редактировано: 21 Апреля 2018, 00:53
Оцените:
(20 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house932.html' target='_blank'>Особняк В. О. Михневича - Жилой дом - Музей петербургского авангарда на Citywalls.ru</a>
Всего 12 комментариев
  • 20 Января 2016, 23:40

    А что

    Ответ на "Либо у Вс. Вишневского было не менее 2 жен (что ну" от алекс

     А что вам не нравится? Ольга Матюшина- вдова художника Матюшина, автор нескольких книг, в том числе и о ее жизни в этом доме во время блокады.

    Ссылки нет, у меня книга бумажная, Лениздат-1957г.

  • 21 Января 2016, 00:03
    Ответ на "Нравится не имеет отношения к источниковедению. Б" от алекс

     Вишневский- писатель.  Я же не могла назвать "вдову художника" женой писателя, по-моему, тут все понятно. Матюшина жила в этом доме, жена Вишневского приходила. Изначально Вишневского с группой других писателей, поэтов и композиторов поселили в пустующие квартиры, чтобы они могли закончить свои произведения к 7 ноября 1942 года- годовщине революции.  В доме была не одна квартира, хотя дом и кажется маленьким. Точные цитаты могу добавить позже- в данный момент книга недоступна.

  • 21 Января 2016, 00:16
    Ответ на "Вишневский- писатель.  Я же не могла назвать " от markela

     Извините, пта, от целого дня вычитки неточно формулирую. К-но дело в другом (сейчас сотру те комментарии) - Матюшина же называет как-то жену? Или только жена без ИО?

  • 21 Января 2016, 00:22

    ...пта. ... к-но   бедный русский язык и бедные неуважаемые читатели...

  • 21 Января 2016, 21:45

    Обещанные цитаты.

    Ольга Матюшина "Песнь о жизни", "За дружбу" Лениздат 1957год

    Через несколько дней пришла жена Вишневского. Она нервничала, волновалась:

    -Я уезжаю в командировку. Как Всеволод останется один в общежитии?

    -Надолго вы уезжаете?

    -Дней на десять.

    -Может, здесь ему будет лучше?- спросила я.

    -Верно!- подхватили поэт и Ежик.- Тащите его сюда. Места хватит. И для работы это будет удобнее, да и он отдохнет" (стр 150)

    Прошло несколько дней, как писатели переехали ко мне. Дом стал другим. Работают на столах, на окнах, скорчившись на диване.

    Приходят композиторы. Их трое. Один играет, другой напевает. Из открытого окна несутся веселые мотивы. Рабочие соседнего завода возмущены. Они спрашивают меня:

    — Почему у вас такое веселье? Забыли, что ли, про войну?

    — Нет, не забыли. Очень хорошо помним.

    — Помнили бы, так не бесновались! В милицию надо сообщить. Пусть пощупают, что вы за люди.

    Я успокаиваю разгневанных рабочих. Объясняю:

    — Репетируют новую пьесу. Седьмого ноября в театре сами увидите ее.

    — Кто здесь живет? — строго спрашивает недоверчивая женщина.

    — Писатели, — отвечает за меня сосед-милиционер.

    — Мы ведь не знали, — уже миролюбиво говорят они. — Видим, веселятся очень. Подозрение взяло. Простите уж нас!

    — Правильно поступили, не обижаюсь. Сама знаю, такое время.

    — А что, пьеса веселая будет?

    — Слышите?..

    В бешеном ритме неслись мотив за мотивом.

    — Хорошо, что не скучная! Очень хочется отдохнуть от тоски.

    — Пусть пишут. Спасибо им скажите от рабочих.

    Теперь часто я вижу, как они сидят па траве в саду, слышат музыку и приходят. (стр 154-155)

    Через несколько дней до двор ввалилась группа рабочих с нарядом. Они кричали:

    -Почему до сих пор не переселены жильцы?

    Но к этому времени уже было получено распоряжение горкома партии о сохранении нашего дома.

    "Вовремя пришел Вишневский на помощь!-думала я.-Пусть ему будет хорошо в жизни!" (стр 157)

    Один Вишнеский остался у меня. Его жена-художник. Она оформляла спектакль "Раскинулось море широко и все это время живет в театре" (стр . 163)

    Жена сняла дял себя комнату в соседней квартире ( стр 164) тут я ошиблась, но больше жена не упоминается, даже воротнички Вишневскому пришивает Матюшина, значит, как мне кажется, можно предположить, что жена пожила какое-то время, но потом могла перебраться обратно в театр

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27165
Готовится: 179
Посетители
Гостей: 137
Всего сегодня: 3259