Публикация

Крестовоздвиженская Церковь (Николо-Труниловская)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Щурупов М. А.
Аккерман А. И.
Косяков Вас. А.
Год постройки: 1883-1888, 1903-1905
Стиль:

 

Крестовоздвиженская Церковь  (Николо-Труниловская) -

Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Утраченное здание

Малая Монетная ул., 2 - Большая Посадская ул., 10а

 

1760-1767  - Кнобель Х.-Л. - деревянная церковь  (не сохран.)

1883-1888  - арх. Щурупов Михаил Арефьевич

1903-1905  - арх. (АХ) Аккерман Август Иванович,

                      гражд. инж. Косяков Василий Антонович - притворы

 

 

Для жителей Посадской слободы в 1760 г. на углу Большой Посадской и Малой Монетной была заложена деревянная двухпрестольная Крестовоздвиженская церковь. (Х.-Л. Кнобель). Никольский придел освящен 8 мая 1764 г., главный - 7 октября 1767.

В 1808 г. церковь была отремонтирована.

 

В 1883 г. по проекту арх. М. А. Щурупова началось строительство новой каменной церкви. 21 февраля 1888 г. епископ Выборгский Антоний освятил главный придел, а 15 мая  был освящен придел - прп. Харитона.

 

Каменный храм на 1200 человек был построен в византийском стиле и имел высокую трехъярусую колокольню.

Иконостасы вырезал В. Е. Кондратьев, образа написал В. В. Беляев, утварь была взята из деревянного храма.

Деревянная церковь снесена в 1888 г.
В 1904-1905 гг. А. И. Аккерман и В. А. Косяков частично переделали нижнюю часть церкви и пристроили к колокольне два притвора.

 

В этом храме хранилась полотняная походная церковь Петра Первого с иконостасом, три стрелецких знамени и старинные хоругви, а также одна из самых известных городских святынь - икона свт. Николая из семейства Голицыных.

На берегу Фомина (Петербургского) острова, в деревне Мишкиной, "Обыскная книга" Спасского погоста (1573) упоминает деревянную часовню, стоявшую в районе позднейшей Троицкой площади. Вероятно, на ее месте находилась и та часовня, где с 1708 помещался чудотворный образ Казанской Божией Матери, привезенный царицей Прасковьей Феодоровной из Москвы. Между 1708-1709, рядом с часовней или чуть в стороне, была выстроена деревянная церковь Рождества Богородицы, действовавшая до 1736, когда ее разобрали, имущество передали в соседний Троицкий собор, а причт перевели в Рождественскую церковь на Невском. Хотя Д. Трезини подготовил проект каменной постройки на Петербургской стороне, он остался на бумаге.
По желанию жителей вместо разобранного храма неподалеку, в деревянном доме комиссара крепостной конторы Ивана Петровича Трунилова на Б. Монетной, в покоях кн. Д. М. Голицына, в 1738 была освящена домовая церковь с чтимым образом свт. Николая, происходившим из семейства Голицыных. В народе эту церковь стали называть Николо-Труниловской.
Так как этот храм со временем оказался для растущего населения Посадской слободы весьма тесным, то в 1748 жители просили о более вместительном, но лишь в августе 1760 под смотрением Х.-Л. Кнобеля на углу Б. Посадской и М. Монетной была заложена деревянная двухпрестольная Крестовоздвиженская церковь. Ее Никольский придел освящен 8 мая 1764, главный - 7 октября 1767. Храм был небогатым и приписным - с 1794 в нем служил причт Троицкого собора. В 1808 староста Прокофий Григорьевич Аксаков отремонтировал обветшавшее здание.
В 1835 Николай I велел передать в этот храм полотняную церковь прп. Харитона Исповедника с иконостасом, которую брал в походы Петр I. Вначале эта церковь находилась в Троицком соборе, а затем в синодском храме. Тогда же ей были переданы три стрелецких знамени и старинные хоругви.
К середине XIX в. деревянная церковь снова обветшала, и энергичный староста - купец А. И. Щербаков - принялся за сбор средств на каменный храм в память коронации Александра III. Сбор шел медленно, и только несколько крупных пожертвований, в том числе богача Г. П. Елисеева, давшего 10 тыс. руб., поправили дело. Архиепископ Ярославский Ионафан 20 мая 1884 заложил, по проекту М. А. Щурупова, новое здание на 1200 человек, выдержанное в русско-византийском стиле, с высокой трехъярусной колокольней.
В следующем году оно было вчерне закончено, но на его отделку потребовались еще три сезона. 21 февраля 1888 епископ Выборгский Антоний освятил главный придел, а 15 мая того же года был освящен последний - прп. Харитона, куда перенесли петровскую церковь. Несмотря на невысокие архитектурные качества новой церкви, отзывы о ней были положительными: "Вид храма очень эффектен и напоминает древние церковные постройки".
Иконостасы вырезал охтянин В. Е. Кондратьев, образа написал В. В. Беляев, утварь была взята из деревянного храма, снесенного осенью 1888.
В 1904-1905 А. И. Аккерман и В. А. Косяков частично переделали нижнюю часть церкви и пристроили к колокольне два притвора. Отделившись в 1904 от Троицкого собора, церковь стала приходской, окормляя 4000 человек. 
Кроме петровского иконостаса здесь хранилась одна из самых известных городских святынь - вышеупомянутая икона свт. Николая.  8 сентября из храма по приходу устраивался крестный ход.
В 1879 прот. Иоанн Александрович Горский начал проводить в этой церкви первые в городе внебогослужебные беседы, которые позже стали повсеместным обычаем.
Закрыта 15 марта 1932 и приспособлена под заводской клуб. Позже на этом месте вырос корпус производственного объединения "Знамя труда"                                                                                         ([95]. 2010 г.и. С. 87-88; добавил: Наталия)

  • фото

    Иконостас в приделе
    Николо-Труниловской
    церкви
    Фото из
    книги [95] C. 88.

 

 

Церковь преподобного Харитона Исповедника.

На Петербургской стороне, на углу Большой Посадской  и Малой Монетной улиц, находится храм Воздвижения Животворящего Креста Господня и при нем два придела: святителя Николая и преподобного Харитона.

Церковь преподобного Харитона была устроена по случаю победы 28 сентября (память преподобного Харитона Исповедника) 1708 г. над шведским генералом Левенгауптом, при деревне Лесной. Во время Великой Северной войны (1700-1720) эта церковь находилась с государем в походах. По окончании войны она была помещена в Троицком соборе, а в последствии в Синодальной канцелярии. Одно время церковь находилась в доме комиссара Трунилова и до сих пор носит в народе название "Николы Трунилы". Император Николай I повелел "бывшую церковь надо сохранить в память основателя, приискав ей приличное место и подновя, сколько можно". Церковь была перенесена в неосвященный придел храма Крестовоздвиженской церкви в 1835 г. Тогда же передана была в Крестовоздвиженскую церковь и палатка, служившая покровом для церкви преподобного Харитона во время походов Петра. Петровская палатка сохраняется и ныне. Палатка - из крепкой толстой парусины, снаружи окрашена в зеленую краску. В настоящее время иконостас церкви заменен новым, но иконы Спасителя, Божией Матери и преподобного Харитона оставлены в том же виде и порядке, как оне были прежде, а так же царские двери взяты из старого иконостаса. Иконы обложены окладами. На  иконостасе надпись точно такая, как была и на старом: "Сия походная церковь Императора Петра I устроена в память победы над Левенгауптом"

(Путеводитель по СПб.  СПб: издание Городского общественного управления, 1903 г. СС. 22-23; добавил: Natalia_Ant)

 

 

 

В 1960-1970-е гг. (?) на его месте было построено производственное здание металлообрабатывающего завода "Знамя труда" им. И. И. Лепсе (бывший завод Лангензипена).

(добавил - Ирина Бойко)

16 комментариев
3004 просмотра
Добавил: Mary, 22 Августа 2009, 17:51
Редактировано: 11 Июля 2018, 00:52
Оцените:
(11 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house7200.html' target='_blank'>Крестовоздвиженская Церковь (Николо-Труниловская) на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 10 Ноября 2012, 01:51

    Каменная церковь в "русском стиле" с приделами Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Харитона Исповедника построена в 1884-1888 годах в память коронации императора Александра III по проекту архитектора М. А. Щурупова на месте деревянной, существовавшей с середины XVIII века. Храм в народе слыл под именем Николы Трунилова потому, что первоначально эта церковь помещалась в доме комиссара Трунилова. Только в 1760 -1767 годах она была вынесена в собственное здание с приделом во имя святого Николая, а в 1835 году получила придел преподобного Харитона Исповедника. В него была помещена походная церковь Петра I, устроенная в память победы над шведами у Лесной 28 сентября 1708 года, и до того находившаяся с 1721 года в Троице-Петровском соборе. К этому собору была приписана и Матфиевская церковь, и только с 1904 года она стала самостоятельной приходской. В 1904-1905 гг. по проекту А. И. Аккермана к колокольне храма были пристроены два притвора. Особую ценность представляли царские врата, сохранявшиеся без изменений. Церковь была закрыта в марте 1932 года, до конца 1930-х годов использовалась под заводской клуб, а затем снесена.

    http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram3.html

  • 10 Ноября 2012, 12:21

    Некоторые существенные детали из "Святынь Санкт-Петербурга".

    "По желанию жителей ... в 1738 году ... в деревянном доме комиссара крепостной конторы Ивана Петровича Трунилова на Б. Монетной, в покоях кн. Д. М. Голицына, была освящена домовая церковь с чтимым образом св. Николая из семейства Голицыных. В народе эту церковь стали называть Николо-Труниловской".

    Далее речь идет о храме, построенном в 1760.

    "Храм был небогатым, и с 1794 в нем служил причт Троицкого собора. В 1835 Николай I велел передать в него из этого собора полотняную церковь прп. Харитона Исповедника с иконостасом, которую брал в походы Петр I, а также три стрелецких знамени и старинные хоругви. ...

    В 1904-1905 В. А. Косяков частично переделал нижнюю часть церкви и пристроил к колокольне два притвора. Отделившись в 1904 от Троицкого собора, церковь стала приходской.

    Кроме петроввского иконостаса здесь хранилась одна из самых известных городских святынь - вышеупомянутая икона св. Николая. 8 сентября из храма по приходу устраивался крестный ход.

    В 1879 году прот. Иоанн Александрович Горский начал проводить в этой церкви первые в городе внебогослужебные беседы, которые позже стали повсеместным обычаем" (Святыни. Т. 1. С. 165-166).

     

  • 26 Сентября 2013, 14:32

    Об одной из святынь СПб - походной военной церкви Петра I во имя преподобного Харитона Исповедника.

     

                           " Церковь преподобного Харитона Исповедника.

           На Петербургской стороне, на углу Большой Посадской  и Малой Монетной улиц, находится храм Воздвижения Животворящего Креста Господня и при нем два придела: святителя Николая и преподобного Харитона.

           Церковь преподобного Харитона была устроена по случаю победы 28 сентября (память преподобного Харитона Исповедника) 1708 года над шведским генералом Левенгауптом, при деревне Лесной. Во время Великой Северной войны (1700-1720) эта церковь находилась с государем в походах. По окончании войны она была помещена в Троицком соборе, а в последствии в Синодальной канцелярии. Одно время церковь находилась в доме комиссара Трунилова и до сих пор носит в народе название "Николы Трунилы". Император Николай I повелел "бывшую церковь надо сохранить в память основателя, приискав ей приличное место и подновя, сколько можно". Церковь была перенесена в неосвященный придел храма Крестовоздвиженской церкви в 1835 году. Тогда же передана была в Крестовоздвиженскую церковь

    и палатка, служившая покровом для церкви преподобного Харитона во время походов Петра. Петровская палатка сохраняется и ныне. Палатка - из крепкой толстой парусины, снаружи окрашена в зеленую краску. В настоящее время иконостас церкви заменен новым, но иконы Спасителя, Божией Матери и преподобного Харитона оставлены в том же виде и порядке, как оне были прежде, а так же царские двери взяты из старого иконостаса. Иконы обложены окладами. На  иконостасе надпись точно такая, как была и на старом: "Сия походная церковь Императора Петра I устроена в память победы над Левенгауптом"

    Источник.  Путеводитель по СПб.  СПб: издание Городского общественного управления, 1903 г. СС. 22-23

     

     

  • 23 Ноября 2013, 22:25

    Вскоре, как мы слышали, предполагают приступить к возобновлению одного из стариннейших храмов С.-Петербурга, именно церкви во имя св. Николая Трунилы, на Петербургской стороне; эта деревянная церковь сооружена в начале второй половины XVIII-го столетия и теперь пришла в крайнюю ветхость.

    «Листок архитектурного журнала "Зодчий"», 1877, № 21, С. 117

  • 24 Сентября 2018, 21:09

    Изображение первой деревянной церкви 1738 г. на плане Санкт-Петербурга И.Ф.Трускотта 1753 г.:

     

     

     

    Изображение второй деревянной церкви, построенной в 1760 - 1767 гг. - фотография 1884 г., помещенная в книге: Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. Выпуски I - VI. СПб, 1909. II выпуск, с. 3:

     

     

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27178
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 151
Всего сегодня: 4800