Публикация

Церковь св. Пантелеймона

Здание на карте
фото
Архитекторы: Коробов И. К.
Год постройки: 1735-1739
Стиль: Барокко

Соляной пер., 17 - ул. Пестеля - б/н

Церковь св. Пантелеймона

 Памятник архитектуры

1735-1739 - арх. Коробов И. К.

 Соляной пер., 17 (двор)

Дом причта Пантелеймоновской церкви

1910 - Бобров Виктор Никанорович

 

 

 

В 1718 г. по повелению Петра I  около его Летнего дворца при истоке Фонтанки, на месте, где сейчас расположен Солевой городок была построена партикуклярная верфь для сооружения  небольших морских судов. При верфи была поставлена часовня для рабочих.

В 1721 г. Св. Синод по ходатайству заведующего верфью Ивана Степановича Потемкина разрешил вместо часовни построить  полотняную церковь. И часовня, и полотняная церковь посвящены были св. вмч. Пантелеймону, так как в день прославления этого святого, 27 июля (9 августа по новому стилю) русский флот одержал две победы: в 1714 Г. при Гангуте  и 1720 г. при Гренгаме. В 1722 г. был построенн и освящен мазанковый Пантелеймоновский храм, существовавший до 1743 г. Храм этот был заложен год назад Петром I по проекту арх. Н. Ф. Гербеля. Двенадцать "картин" написал доя него адмиралтейский живописец Гавриил Ипатов.

В 1734 г. вместо деревянной обветшавшей церкви по повелению императрицы Анны Иоанновны заложен ныне существующий каменный храм с каменной на нем колокольней и большим деревянным шатром. Холодный однопрестольный храм освящен 27 июля 1739 г. епископом Вологодским Амвросием. С лестницы, ведущей на колокольню, был устроен по церковному чердаку проход на хоры, выдававшиеся небольшим балконом под куполом, против иконостаса.

В бывшей конторе партикулярной верфи в 1763 г. была устроена церковь св. Екатерины, приписанная к Пантелеймоновскому храму. Эта церковь была освящена 25 января 1864 г. иереем Андреем Михайловым, ключареем Петропавловского собора. В 1783 г. она была перенесена в Пантелеймоновскую церковь  и заняла ее западную часть. При этом было отделено с правой стороны, перед каменным устоем купола,  небольшое место для алтаря, огражденное иконостасом. Часть же храма, находящаяся под куполом , отделена створчатой стеклянной перегородкой в 2,5 сажени (1 сажень = 2,1336 м) высоты и 3 шириной. Церковь была устроена теплой. Потребовавшаяся на это 1 тыс. руб. была отделена из суммы ассигнований на постройку каменных соляных и винных магазинов.

До 1784 г. Пантелеймоновский храм состоял в  ведении адмиралтейств-коллегии, зам по упразднении партикулярной верфи,  поступил в епархиальное ведомство.

Самое капитальное исправление Пантелеймоновского храма было произведено в 1835 г. Внутренность храма была тогда расширена и обновлена. Придел св. Екатерины, разделявший церковь  на две: холодную и теплую, помещен в одну линию с алтарем св. Пантелеймона, для чего возведена на южной его стороне небольшая каменная пристройка. В соответствии с этим и на северной стороне сделана такая же пристройка, в которой помещена ризница. Вместо бывшего ровного потолка в теплой церкви устроены деревянные своды, которые оштукатурены и расписаны. Для поддержания сводов устроены восемь каменных колонн,  облицованных искусственным мрамором. На месте снятой стеклянной перегородки перекинута высокая  каменная арка, через которую открылся полный вид на иконостас и восточную часть храма. Пол настлали каменный из простой плиты, а за колоннами сделали деревянные возвышения. Купол в холодной церкви с внутренней стороны был разобран, сделан теплым и украшен живописью. Переделка эта произведена профессором архитектуры Беретти .

В 1852 г. храм был расширен через уничтожение помещавшихся в нем  сторожевской и кладовой комнат, по чертежу архитектора Малыгина. После чего размер храма в длину  от иконостаса стал  12 и в ширину везде 6 саженей.

Кровля на куполе храма и колокольне, пришедшая в ветхость,  в 1861 г. была разобрана, возобновлена и покрыта белым железом. В 1866 г. внутри храма произведен ремонт. В тои же 1866 г. предложено было переделать по плану архитектора Геккера  вход в церковь, присоединив к ней холодный коридор, над которым неудобно помещалась ризница., но вследствие возражений Городской управы о принадлежности церкви помоста, покрытого железным навесом перед входом в церковь, предложение это было не исполнено до 1875 г. В этом же году было разрешено заменить железный навес каменным тамбуром , и поэтому вход в храм устроен согласно с планом г. Геккера, причем коридор возвышен и присоединен к церкви, ризница  переведена в более удобное и близкое к церкви помещение, кухня сторожей выведена в надворное здание,  а вблизи ризницы устроено особенное помещение для дежурного сторожа.

Внешний вид церкви остается неизменным, как  при ее постройке. На восточной стене, потив главного престола, вместо окна  поставлена за стеклом икона св. Пантелеймона  в 3 аршин, 14 вершков, против малого – алебастровое лепное изображение св. Екатерины. молящейся перед крестом, и против ризницы – такое же изображение св. Екатерины, молящейся в темнице. На южной стене храма находится изображение св. Пантелеймона, исцеляющего слепца. Высота храма от пола до креста купола  14 саж. 2 арш. 4 верш. Высота колокольни, имеющей вид четырехугольной пирамиды  от земли до креста 15 саж. 5 верш. Внутри храм имеет длину от иконостаса до западной стены  14 саж., в ширину 6 саж.  и представляет две части: одну под куполом с алтарем, выдающимся овально восточной стеной  и отделенным высоким иконостасом, другую, от каменных устоев  купола до входа в церковь с ровным потолком. Освещается церковь 25 окнами, отапливается 6 печами (из них две изразцовых в алтаре и 4 железных в храме). Вместимость храма до 900 человек.                                                            (ИСС  СПб Епархии вып. V СПб 1876 г. С. 373-377, [95], C.109 добавил:Наталия )

  • фото

    Партикулярная верфь.
    План 1753 г.

  • фото

    Чертеж из коллекции
    Ф.-В.Берхгольца,
    1740-е гг.
    Добавил - S.P. .

  • фото

    Чертеж В. И. Беретти
    Добавил - S.P. .

  • фото

    1828 г.

  • фото

    1913 г.

  • фото

    Фото
    начала 1900-х гг.

  • фото

    План здания.

  • фото

    Фото из
    книги [95] C. 109
    2010 г.и.

  • фото

    Фото - Альбом "Санкт-Петербург
    с птичьего полета" -
    СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.91

    (добавил nikspb)

  • фото

    Пантелеймоновская церковь.
    Худ. Антонина Кривичанина
    Добавил - люблюпитер .

  • фото

Поскольку церковь вмещала всего 900 человек, ее то и дело расширяли: в 1852 по проекту И. Г. Мальгина – с запада, в 1875 - с юга, когда В. Ф. Геккер переделал притвор, устроив в нем часовню.

В 1895 г. Е. Е. Аникин (или И. М. Гольмдорф) на средства действительного статского советника Михаила Георгиевича Петрова пристроил с севера, выдержанный в стиле храма блидел благоверного князя Михаила Черниговского и его сына Феодора, освященный 20 сентября 1896 г. митрополитом Палладием. Иконостас для этого придела исполнил Сигов, иконы "с лучших образцов“ написал М. В. Игумнов. Спустя два года вход в придел был переделан архитектором В. Н. Бобровым.

В 1912  г. в храме был проведен большой реставрационный ремонт. Через два года Военно-историческое общество укрепило на его фасаде мраморные доски с перечнем полков, участвовавших в сражениях при Гангуте и Гренгаме. День этих сражений отмечался особым молебном. Торжественный молебен с акафистом и водосвятием служился также 15 августа перед образом Успения. В первое воскресенье июля из храма вокруг ныне снесенного Пустого рынка шел крестный ход. Особым почитанием в церкви пользовались две иконы вмч. Пантелеимона, одна из которых происходила из первоначальной часовни. Хорошие греческие образа этого святого и Успения подарила приходу Императрица Мария Александровна. Интересный образ Христа Спасителя был передан в 1834 из домовой церкви кн. В. С. Трубецкого

В 1867 г. при церкви открыто благотворительное общество, которое имело женскую богадельню и детский приют, в 1906 г. - первый в городе церковно-приходской совет, в 1913 г. - братство св. Иоасафа Белгородского.

Храм, попавший в руки обновленцев, 15 июля 1935 г. закрыли и отдали под склад. Часть икон была передана в Преображенский собор; здание взято под охрану как памятник архитектуры.                         ([95], C.109-110 добавил: Наталия )

 

Пантелеймоновская церковь была закрыта, при этом большая часть ее внутреннего убранства утрачена; сохранились только колонны и незначительные фрагменты росписей. 
Много лет в бывшей церкви размещался ткацкий цех, что пагубно отразилось на сохранности здания. Делали платки в стиле Павловского Посада. Однако Пантелеймоновская церковь осталась в сознании ленинградцев выдающимся памятником боевой славы, и не случайно рядом с ней возник мемориал, увековечивший подвиги советских моряков на том же Гангуте во время Великой Отечественной войны.

Проект реставрации, разработанный архитектором И. Н. Бенуа, предусматривает возвращение храму первоначального облика, освобождение здания от наслоений XIX века, культурный слой которого закрыл почти весь цоколь, исказив пропорции здания.
Но многие представители архитектурной общественности возражают против такого решения, считая, что пристройки, существующие более полутора веков, тоже имеют историческую ценность и являются органичным элементом сложившейся застройки улицы. Такая реставрация, в частности, ставит под сомнение судьбу барельефов работы А. В. Логановского

(Куферштейн Е. З., Борисов К. М., Рубинчик О. Е.  Улица Пестеля (Пантелеймоновская) Л., Товарищество «Свеча», 1991, С.22, 23)

Ныне (1986 г.) в бывшей Пантелеймоновской церкви размещается филиал Музея истории Ленинграда «Гангутская слава», где развернута экспозиция «Оборона полуострова Ханко в Великой отечественной войне». Музей, созданный по инициативе защитников Гангута, открыт в 1981 г., к 40-летию героической эпопеи обороны полуострова. В этом здании собирается совет ветеранов и проходят встречи участников обороны Гангута."                                                  ([7], С. 160)

1989 г.  - Экспозиция музея была дополнена материалами, знакомящими с событиями Северной войны.

(Куферштейн Е. З., Борисов К. М., Рубинчик О. Е.  Улица Пестеля (Пантелеймоновская) Л., Товарищество «Свеча», 1991, С. 25)

(Добавил: miraru1

 

В 1980 г.  здание отдано Музею истории Ленинграда для выставки "Гангутский мемориал". Вскоре И. Н. Бенуа, архитектор-реставратор, предложила вернуть храму облик XVIII в. В январе 1994 г. церковь передана епархии,  в правом приделе возобновилось богослужение; 25 сентября того же года отслужена первая литургия, и внутри и снаружи началась реставрация, ныне законченная.                                                                                 ([95], C. 110 добавил:Наталия )

В 1780-х гг. был построен для помещения причта, в связи с церковью небольшой двухэтажный, с двумя, выходящими на  Пантелеймоновскую ул. окнами, каменный дом, который соединялся с церковью посредством арки и отделялся от нее коридором, ведущим в церковь и в церковный дворик. В этом доме до 1847 г. жили священник, два причетника и просфирня. Для более удобного размещения священника к его квартире были присоединены две комнаты, устроенные над коридором и сторожкой. Диакон и вновь назначенные священники и причетник  помещались на наемных квартирах. В 1748 г. был куплен дом для причта на углу Гагаринской и Пантелеймоновской ул.

(ИСС  СПб Епархии вып. V СПб 1876 г. С. 381,  добавил: Наталия)

 

 

 

В 1954 г. отреставрированы мемориальные доски на фасаде, содержащие перечень воинских частей, участвовавших в победе при Гангуте.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary 2008.

  • фото

    Фото - Mary,
    2008.

  • фото

    Фото - Сергей
    Васильев, 2008.

  • фото

    Рельефы на
    бибилейские темы

  • фото
  • фото

    скульптор
    А.В.Логановский.

  • фото

    Барельеф справа
    от входа
    Св. Пантелеимон,
    исцеляющий слепца.

  • фото

    Барельеф слева
    от апсиды
    Св. Екатерина,
    молящаяся перед крестом.

  • фото

    Барельеф справа
    от апсиды
    Св. Екатерина,
    молящаяся в темнице
    Фото - S.P. .

  • фото
  • фото

    Фото -
    Наталия,
    10.2010.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Валерий Глотов 2010.

  • фото

    Фото - Денис Медведев, 15.02.2000.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Денис Медведев, 15.02.2000.

15 комментариев
8661 просмотр
Добавил: Mary, 9 Января 2008, 03:29
Редактировано: 23 Июня 2018, 02:29
Оцените:
(26 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house7.html' target='_blank'>Церковь св. Пантелеймона на Citywalls.ru</a>
Всего 13 комментариев
  • 28 Января 2016, 20:06

     Экскурсовод в Царском селе рассказывала, что несохранившиеся тканевые обои дворца восстанавливали именно в этой ткацкой мастерской.

  • 19 Июля 2017, 11:04

    Сюжеты барельефов А.В.Логановского (см.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии.Выпуск пятый, 1876, с. 373 - 384. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. СПб):

     

    Барельеф справа от входа:

    Св. Пантелеимон, исцеляющий слепца.

    Два других барельефа расположены на восточном фасаде, по обе стороны от апсиды. Для того, чтобы понять, почему для них избраны такие сюжеты, нужно иметь в виду, что в церкви, кроме главного престола, освященного во имя св. Пантелеимона, был также придел св. Екатерины, перенесенный сюда в 1783 г. из упраздненной церкви св. Екатерины, которая находилась в здании конторы партикулярной верфи. Придел находился в восточной части храма, к югу от главного престола.

     

    Барельеф слева от апсиды:

    Св. Екатерина, молящаяся перед крестом.

    Барельеф справа от апсиды:

    Св. Екатерина, молящаяся в темнице.

     

    Посередине, на апсиде была установлена за стеклом икона св. Пантелеимона. Теперь иконы нет, и изображения одной только св. Екатерины (без св. Пантелеимона) на этом месте выглядят несколько странно.

  • 19 Июля 2017, 11:22

    В 1835 г. храм перестраивался по проекту В.И.Беретти.

     

    Самое существенное изменение - переделка интерьера храма в стиле классицизма. Так он и выглядит до настоящего времени.

     

    Кроме того, Беретти произвел и некоторые изменения во внешнем облике храма. Сравним два чертежа южного фасада разного времени.

    Чертеж из коллекции Ф.-В.Берхгольца, 1740-е гг. (т.е. время вскоре после постройки церкви):

     см. публ.

    Чертеж В.И.Беретти:

     см. публ.

    Во-первых, изменена форма завершения церкви, причем теперь колокольня приравнена по высоте к куполу. Во-вторых, на апсиде появился картуш, стилизованный под барокко.

     

    Источники информации:

    1. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии.Выпуск пятый, 1876. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. СПб, с. 373 - 384

    2. В.И.Грибанов, В.В.Кудряков. Быть Гангутскому мемориалу. "Ленинградская панорама", 1986, №9, с. 35 - 37. (Чертежи взяты из этой статьи.)

    3. Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (в ред. распоряжения Правительства РФ от 02.06.2006 N 801-р). http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=5658

     

     

    P.S. В публикации ничего не сказано о перестройке Беретти. По-моему, этот пробел нужно восполнить.

     

     

     

  • 29 Сентября 2017, 09:49

    Напоминаю: в публикации ничего не сказано о перестройке 1835 г. по проекту Беретти.

    По-моему, достаточно было бы одной строчки:

    "В 1835 г. переделан интерьер и частично изменен внешний вид - арх. В.И.Беретти".

     

    (Замечу, что это соответствует не только представенным мною данным из "Ленинградской панорамы", но и официальному документу: Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (в ред. распоряжения Правительства РФ от 02.06.2006 N 801-р). http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=5658 .)

  • 6 Октября 2017, 15:52

    Моя тётя, Вера Петровна Колокольникова, рассказывала мне, как сразу по окончании войны она разбирала в помещении церкви Св. Пантелеймона какие-то архивы. Какие архивы? По младости лет я не поинтересовался, да и вряд ли тётушка сказала бы (второй выпуск Историко-архивного института при ГПУ умел держать язык за зубами). По окончании работы она поступила в Эрмитаж на должность заведующего научным архивом, где и прослужила почти до самой смерти в 1983 году. Её трудами были разобраны архивные материалы. вернувшиеся из эвакуации, и накопившиеся во время блокада. Все они были систематизированы и описаны. Тётушка, пережившая блокаду (работала в госпитале в Александро-Невской лавре) умирала спокойно, с чувством выполненного долга. На Чайковского дом 4, в коммуналке, где ей, уже немощной, помогали соседи. Несмотря на все предложения она не захотела оставить свой район, свой дом, свой Петербург-Ленинград.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27082
Готовится: 170
Посетители
Гостей: 118
Всего сегодня: 1729