Публикация

Владимирской иконы Божией Матери собор с колокольней

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кваренги Д.
Год постройки: 1761-1769, 1783
Стиль: Барокко

Фото - Наталия. 2008.

Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней                 Барокко

 

1761-1769 - автор не установлен

1783 - арх. Кваренги Джакомо - колокольня

1831 - арх. Мельников Авраам Иванович - притвор

1848 - арх. Руска Федор Иванович - надстройка колокольни

 

 

Строительство Владимирской церкви проходило с 1761 по 1769 гг. Автор проекта неизвестен.

В 1783 г. по проекту арх. Д. Кваренги недалеко от церкви была сооружена трехъярусная колокольня.

В 1831 г. арх. А. И. Мельников пристроил к церкви двухэтажный каменный притвор.

В 1848 г. арх. Ф. И. Руска возвел четвертый ярус над колокольней.

 

В то же время проводилась перепланировка прилегающих кварталов, где отводились участки низшим служащим придворного ведомства - лакеям, поварам, каретникам, конюхам, портным..

 

Внутреннее оформление здания дошло до нашего времени.

В верхней церкви находится резной иконостас - памятник русского декоративного искусства середины 18 века.

В 1864 г. разбит сквер.

(по материалам [93], Mary)

  • фото

    "Вид церкви Владимирской
    Божией Матери в С.-Петербурге"
    Рис.с натуры и грав.:
    Иван Иванов, 1815.

  • фото

    Вид церкви Владимирской Богоматери.
    Раскрашенная гравюра И.А.Иванова. 1815.
    (колокольня еще трехъярусная, нет притвора)

  • фото

    Площадь у церкви
    Владимирской Богоматери.
    Худ. Ф.-В. Перро. Ок.1840 г.

  • фото

    Фото 1900-х гг.

  • фото
  • фото

    План здания.

  • фото
  • фото

    Шульц К.К.
    (издание А. Беггрова)

    1880-е, отпечаток на
    альбуминовой бумаге}
    Добавил - matim .

  • фото

    Свод.

  • фото

    Алтарь церкви. [93]

  • фото

    Фото - Альбом "Санкт-Петербург
    с птичьего полета" -
    СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.90

    (добавил nikspb)

  • фото

    Верхний ярус иконостаса.
    Фото 1970-х гг. ([*]. С. 272)
    (добавил nikspb)

  • фото

    Владимирская площадь.
    1990-1995 гг.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    Антирелигиозное отд. Гос.Публ.Библ.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    Добавил-
    Олег Сыромятников

  • фото

    Колокольня
    Фото 1940 г.

  • фото

    Комплекс Владимирского
    собора с колокольней.
    Фото - А.А. Григорьев.
    04.1952

  • фото

    Комплекс Владимирского
    собора с колокольней.
    Фото А. А. Григорьев. 09.1954
    С сайта kgiop.gov.spb
    Добавил- IVa

  • фото

    Приложение
    к Топ-плану 2004
    Добавил- IVa

  • фото

[*] - Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., Стройиздат, 1972 г.

Владимирская церковь была одной из богатейших церквей столицы. Предметы из церкви экспонировались на художественных выставках начала ХХ в. В 1932-1988 гг. здание использовалось не по назначению. Только в 1960 г. было принято под государственную охрану как памятник архитектуры. И лишь в 1989 г. возвращено верующим.

 

Местность, где расположена церковь, называлась Придворными слободами. Территория с правой стороны Невского пр. долго оставалась незастроенной. Лишь вдоль Фонтанки, которая была границей города, стояли загородные дома.

В 1737 г. специальной Комиссией о Санкт-Петербургском строении, которая возникла после пожаров 1736 г., был создан проект планировки и застройки столицы; главным автором был П. М. Еропкин, при участии И. К. Коробова и М. Г. Земцова. В 1737 г. придворным служащим было отведено место для застройки в Московском предместье, где вскоре и возникло целое поселение. Среди "первых чинов" на Фонтанке жили шталмейстер Р. М. Кошелев, придворный живописец Екатерины IIграф Головин, князь Путятин, гофмейстер Д. А. Шепелев, князья Шаховские.

На Фонтанке близ основанного духовником императрицы Анны Иоанновны иеромонахом Варлаамом (Васоцким) подворья Троицко-Сергтевской лавры, находилась загородная дача отца Федора Дубянского, духовника имп. Елизаветы Петровны. Граница Придворной слободы проходила по ул. Марата.

 

Планом 1737 г. в Придворной слободе предусматривалось устроить торговую площадь, окруженную каменными двухэтажными домами, первые этажи - открытые галереи с торговыми лавками. Там же было отведено место для церкви.

Но к устройству церкви приступили только в 1745 г. Инициатором и первым жертвователем был управляющий кабинетом Ея Императорского Величества барон Иван Антонович Черкасов.

  • фото

    Фото - burime, 05.2015.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2008.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - НатИгн, 2014.

  • фото

    Колокольня, вид с юга.

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 09.05.2016.

  • фото

    Реставрация.
    Фото - Анчар, 09.2014

  • фото

    Макет собора и колокольни,
    установленный на втором
    этаже церкви.
    Фото - Анчар, 09.2014.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер,
    05.2015.

К 1746 г. в Придворной слободе насчитывалось 274 двора. Жители Придворной слободы обратились к архиепископу Феодосию (Янковскому) с прошением о строительсве церкви. Полицейская канцелярия подтвердила, что место под церковь по утвержденному плану отведено. Общие пожертвования на строительство были собраны. Прихожане даже подыскали себе священника - Григория Матфеева из церкви Живоначальныя Троицы на Охте.

 

Для устройства временной церквии комиссар ведомства главной дворцовой канцелярии Федор Яковлевич Якимов предложил помещение в своем доме, куда был перенесен походный иконостас, написанный на плотной ткани, из храма Сергия Радонежского в Артиллерийской слободе. Дом находился на углу ул. Басманной (Колокольной) и Грязной (Марата) (не сохран.). Указом Духовной консистории священник Георгий Матвеев 4 марта 1746 г. назначался на новое место, вскоре церковь была освящена. Она существовала около года, до постройки для нее отдельного здания.

 

Для экономии средств было решено не строить новую церковь, а перенести старую, предназначавшуюся на слом. Поиски в приобретении здания вел обер-гофмаршал императорского двора Дмитрий Андреевич Шепелев, житель прихода, выделивший большие средства на устройство Владимирской церкви. Была куплена деревянная церковь Сергия Радонежского, кот. находилась в Литейной части и была разобрана для строительства каменного храма. На новом месте церковь была выстроена очень быстро. 25 августа 1747 г. преосвященный Феодосий освятил престол в честь Владимирской иконы. В 1748 г. в трапезной был устроен придел во имя преподобного Иоанна Дамаскина.

 

К началу 1750-х гг. деревянная церковь обветшала. В 1756 г. было подано прошение о строительстве каменного храма. В те годы священником в храме служил Иоанн Кириков. Уже к 1760 г. его усилиями было собрано достаточно средств для начала строительства. Был готов и проект церкви. По мнению большинства исследователей, его автором был Пьетро Антонио Трезини. Вероятно, проект был разработан еще в 1745 г., но был отложен, и строительсво началось, когда зодчий уже покинул Петербург (в 1755).

26 августа 1761 г. состоялась закладка каменной Владимирской церкви. Строительство велось уже в царствование Екатерины II. Для нового храма были использованы строительные материалы, оставшиеся после разборки Летнего дворца. 11 февраля 1763 г. архиепископ СПб Гавриил (Кременецкий) назначил отца Иоанна Кирикова настоятелем Владимирской церкви.

Богослужения проводились в деревянной церкви до 1768, всего 23 года.

 

В церковь поступали богатые вклады -

в 1759 - серебряный вызолоченный потир и дискос

в 1759 - икона "Господа Вседержителя" в серебряной ризе

в 1763-1764 из Москвы была привезена главная икона будущего храма - список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери из московского Сретенского монастыря.

в 1764 г. было подарено Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, изданное в Москве в 1759 г., которое позднее стояло в алтаре в особом футляре

в 1762 - печатное Евангелие 1760 г. в дорогом окладе.

 

Через 8 лет после закладки в 1768 г. был выстроен первый этаж, в котором разместилась теплая трехпрестольная церковь. 8 ноября 1768 г. архиепископ Гавриил освятил центральный престол во имя преп. Иоанна Дамаскина. В 1769 были освящены боковые престолы - во имя священномученика Харламия (22 февраля) и во имя пророка Илии (30 июня). К освящению церкви императрица Екатерина II пожертвовала богато украшенное напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1744 г. Тогда же, вероятно, появилась в храме и еще одна Владимирская икона Божией Матери.

 

Только 9 апреля 1783 г. митрополитом Новгородским и Сакт-Петербургским Гавриилом (Петровым) был освящен верхний храм с престолом Владимирской Божией Матери.

Отец Иоанн Кириков не дожил до этого дня, в 1770 г. он был убит грабителями в своем доме, находившемся близ церкви. Отец Иоанн был погребен в ограде Владимирсой церкви у алтарной части. В 1870 г. на могиле установлен мраморный памятник с надписью "Строителю Владимирской церкви священнику Иоанну Кирикову". В советское время памятник был разрушен. В 1998 г. надгробная плита была найдена и восстановлена.

 

В 1868 г. в верхнем храме освящен придел во имя Божий матери "Всех Скорбящих Радость". В 1872 г. - придел во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Церковь стала шестипридельной.

Церковь двухэтажная. Основной объем представляет в плане квадрат со скругленными углами. С запада к зданию примыкает трапезная. Стены первого этажа обработаны рустованными лопатками.

 

В 1786 г. близ церкви началось строительство отдельно стоящей колокольни. Проект выполнил арх. Джакомо Кваренги. За строительством наблюдал каменных дел мастер Иван (Иохан Иероним) Руска. Работы закончились в 1791 г.

Первоначально колокольня была трехярусной, массивной и приземистой.

В 1774-1793 гг. вокруг церки была устроена ограда (на линии современной). Она была деревянной, выкрашенной зеленой краской, на невысоком, облицованном каменной плиткой цоколе, с четырехгранными столбами и тремя воротами. Четырехгранные столбы главных ворот завершались точеными деревянными вазами, снятыми в 1840-х гг.

 

В XIX в. ансамбль претерпел ряд изменений.

В 1811-1816 гг. к южной стороне апсиды была пристроена лестница для входа в алтарь верхней церкви. В 1879 г. к лестнице был пристроен одноэтажный тамбур.

В 1829-1830 гг. по проекту арх. Авраама Мельникова была возведена западная лестница в верхний храм. Массивная пристройка, выполненная в формах позднего классицизма, сильно изменила первоначальный облик храма. В результате здание вышло на красную линию, что изменило и планировку церковного садика.

В 1883-1885 гг. арх. А. Гольмом были пристроены северная и южная лестницы для входов в верхнюю церковь.

Первоначально купола церкви были окрашены в светло-зеленый цвет. Во время ремонта 1843-1846 гг. купола впервые покрыли позолотой.

В 1847-1849 гг. колокольня была надстроена четвертым ярусом. Автор проекта надстройки - арх. Франц Иванович Руска. На северном и южном углах участка построены две каменные часовни.

В 1850-е гг. по проекту Ф. Руска была сооружена новая металлическая на каменном фундаменте ограда, сохранившаяся до наших дней.

В 1886-1889 гг. произведен большой ремонт храма.

В 1890 г. на колокольню был поднят новый колокол (взамен разбившегося), который был отлит на Охте на колокольном заводе Орлова и весил 665, 5 пудов. Освящение и поднятие колокола состоялось 22 апреля. В 1920-е гг. колокол был сброшен с колокольни и разбит.

В 1925-1927 гг. была обновлена позолота куполов.

А в 1933 г., после закрытия церкви, изменен цвет стен, они были окрашены в светло-зеленый тон. В 1950-е гг. прежняя охристая окраска восстановлена.

После передачи храма епархии в 1991 г. храм был отреставрирован.

  • фото

    Владимирская церковь в Придворной
    слободе. Литография XIX в.

  • фото

    .

  • фото

    Верхний храм. 2004.

  • фото

    Главный иконостас.

  • фото

    План церковного участка
    (часовни в проекте), 1847 г.

Внутреннее архитектурное оформление дошло до наших дней. Сохранились два иконостаса - первоначальный (деревянный золоченый резной), изготовленный для Владимирской церкви (сейчас повернут лицевой часть к алтарю) и переданный в храм трехярусный иконостас церкви Воскресения Словущего Аничкова дворца, выполненный по рисунку Ф. Растрелли. Иконостас Растрелли насчитывал на 30 икон, сейчас их осталось 24. Не сохранился запрестольный образ "Пресвятой Троицы", живописной работы в огромной ризе, считавшийся наиболее ценным.

Нижняя церковь св. Иоанна Дамаскина поражала множеством старинных икон в серебряных и золотых окладах. Уже при постройке здесь были установлены печи, и богослужение велось круглый год. Лестница в верхний храм первоначально находилась в трапезной.

 

Верхняя церковь богаче по архитектурной отделке. Центральный барабан - световой. Боковые барабаны изначально тоже были световыми, но 1900-х гг. перекрыты фальшивыми сводами. В 1911 г. лепные украшения были раскрашены. В настоящее время интерьеры отреставрированы и лепные украшения расчищены.

Помещение притвора сооружено А. Мельниковым в 1830-1831 гг.

 

После революций и национализации церковных ценностей охрану древнойстей взял на себя музейный отдел при Главнауке. Более 60 церковных предметов были взяты на учет как особо ценные в историческом и художественном отношении, но, чтобы не нарушать целостность ансамбля, многие были оставлены в храме. Часть икон (образ Спасителя, Тихвинская и Владимирская иконы Божией матери) были выкуплены прихожанами, но вскоре многие ценности были изъяты. После закрытия церкви значительная часть икон и риз поступила в Эрмитаж и Русский музей.

 

С петровских времен, после указа 1724 г. церкви имели штат причта, и причетники получали жалование из казны. Только в елизаветинские времена стали появляться церкви с причтом, существовавшим за счет прихода. Среди первых таких церквей была и Владимирская церковь.

Владимирская церковь владела большим участком земли в Кузнечном пер., между Ямской (Достоевского) и Большой Московской ул.

Еще в 1739 г. указом имп. Анны Иоанновны в районе торговый площади церви было отдано 6 мест под строение церковных дворов. Поднее был докуплен участок на углу Большой Московской ул. и Кузнечного пер. В 1863 г. был построен каменный дом причта. До этого причетники строили себе деревянные дома на церковной земле на свои средства. После переселения в каменный дом деревянные дома были снесены, а освободившееся место стали сдавать частным лицам под склады дров. Первый каменный дом причта находился на Б. Московской, 4 (четырехэтажный), к дому примыкали два 4-этажных флигеля. В подвальном этаже находились мелочная и табачная лавки, гладильня. Позднее квартиры в доме стали сдаваться внаем.

 

В 1878 г. на углу Большой Московской и Кузнечного пер. (здание Метрополитена) был выстроен каменный четырехэтажный дом, во дворе двухэтажный каменный флигель и одноэтажная каменная служба. Дом предназначался для проживания церковного духовенства, в первом этаже находилась аптека. Во флигеле часть квартир сдавалась внаем, а часть занимали "свои сироты".

В 1905 г. во дворе дома 4 по Б. Московской был построен новый пятиэтажный доходный дом и при нем 4-этажная прачеченая. Оставшееся место на Кузнечном пер. продолжали сдавать под дровяные склады. Позднее здесь были устроены торговые ряды, а затем вырос рынок.

 

На церковном участке со времен отца Иоанна находился деревянный дом для причта, пруд и колодец. В 1891 г. здесь выстроен двухэтажный флигель, в котором жили церковные сторожа, и находилась просфорня.

В 1888 г. к часовням были сделаны небольшие жилые пристройки.

 

Манифест 19 февраля 1861 г., освободивший крестьян от крепостной зависимости, и последовавшие за ним реформы, вызвали широкий рост церковно-приходской благотворительности. В 1865 г. при Владимирской церкви было создано благотворительное общество, учредителями которого стали настоятель А. Соколов, священники П. Никитский, И. Гратинский, Н. Вирославский и церковный староста С. Кудрявцев. В 1868 г. обществом был открыт приют для пожилых женщин, в старом причтовом доме. В 1880-е гг. общество выстроило свой дом на Ямской ул., 1 (Достоевского, 1), в который был переведен приют на 30-40 человек. В 1873 г. был открыт дневной приют для детей на 30 человек.

 

В территории прихода Владимирской церкви жили:

В 1823 г. на Грязной ул. в доме Комаровой (участок дома 16-18) (не сохран.) жил барон Модест Андреевич Корф, воспитанник первого выпуска Царскосельского лицея.

В Свечном пер. в доме Касторского (дом 5, перестроен) жили родители А. С. Пушкина - Сергей Львович и Надежда Осиповна. Сестра Пушкина - Ольга Сергеевна Павлищева жила на Грязной ул. в доме М. Мордатовой (Марата, 25). В марте 1828 г. сюда из Михайловского приехала няня поэта Арина Родионовна, здесь же она скончалась, отпевали ее во Владимирской церкви.

В 1826 г. в дом Кувшинникова (участок Загородный пр., 9) перехал Антон Антонович Дельвиг. Квартира Дельвига стала одним из литературных центров Петербурга.

В 1826 г. Анна Петровна Керн жила сначала в квартире родителей Пушкина, затем в квартире Дельвига, а позже в небольшой квартире в том же доме.

В 1829 г. Дельвиг переехал в дом купца Тычинкина (Загородный пр., 1). В этой же квартире находилась и редакция Литературной газеты, издаваемой им с Вяземским. Дельвиг скончался здесь же в 1831 г. Отпевали во Владимирской церкви.

В 1840-е гг. в доме Фредерикса на углу Владимирского пр. (дом 13) и Графского пер. жил проф. русской словестности А. В. Никитенко.

На Грязной ул. в доме Тухолки (ные ул. Марата, 23) жил зодчий В. П. Стасов.

В 1850-1854 в доме Трубникова на углу Колокольной и Поварского пер. жил Н. А. Некрасов.

На углу Владимирского пр., 11 и Графского пер. в 1842-1846 гг. жил Ф. М. Достоевский. В 1878-1881 жил в доме на Кузнечном пер., где и скончался 28 января.

В 1887-1888 в доме на Поварском пер., 5 жил писатель В. М. Гаршин.

В 1883-1889 в доме Викторовой угол Владимирского пр. и Колокольной (18/2) жил композитор Н. А. Римский-Корсаков.

В 1885-1889 сначала на Ивановской ул (Социалистическая), затем на Б. Московской, напротив Свечного пер. прошло детство А. Блока.

В 1902-1907 на Разъезжей ул. жил писатель А. И. Куприн.

 

После выхода декрета Об отделении церкви от государства 1918 г., все последующие законы в Петрограде проводились в жизнь медленнее, чем в других городах. Так 4 ноября 1918 г. на заседании исполкома Совета 1-го городского района был утвержден устав приходской общины Владимирской церкви.

В 1917 г. настоятелем был избран протоиерей Павел Кедринский. Права общины были официально оформлены в 1919 г. Прихожане получили в пользование все храмы, находящиеся на территории прихода. Приход лишился своего основного капитала лишь в 1920 г. Национализация недвижимого имущества церкви растянулась также до осени 1920 г. В 1920 г. была окончательно запрещена и всякая благотворительная деятельность. С 1921 до лета 1922 г. сущестовали богословские курсы.

 (по книге - Е.В.Исакова, М.В.Шкаровский, Собор на Владимирской

и храмы придворной слободы, СПб, Паритет, 2004, добавил Mary)

 

"В 1932 г. ... по тогдашнему адресу проспект Нахимсона, 20, было передано ГПБ. Несмотря на то, что в первоначальном прошении о выделении именно этого здания дирекция библиотеки подчеркивала, что оно требует минимальных вложений для приспособления к библиотечным нуждам, работы по перестройке и перемещению фондов продолжались два года, и для читателей филиал открылся только в 1934 г. Однако в апреле 1941 г. наши фонды в срочном порядке были выселены в Костел Св. Екатерины... На этот раз Владимирская церковь была практически обречена, на ее месте должен был возникнуть наземный вестибюль станции метро "Проспект Нахимсона". Однако вмешалась война, наземный вестибюль станции метро "Владимирская" был построен позже, и буквально на месте соседнего здания." 

(Исакова Е. В. Собор на Владимирской и храмы Придворной слободы / Е.В. Исакова, М.В. Шкаровский. - СПб : Паритет, 2004. весовщик)

 

1965.:  Фабрика механизированного счета "Ленмашучет" ЛГИК    - Владимирский пр., 20     ([108]. С. 194)

           Приведены в т.ч. телефоны уч-ка цеха № 1 и цехов №№ 2 и 3.

1973:  Фабрика механического счета «Ленмашучет» (объед. «Ленсистемотехника»)   - Владимирский пр., 20   ([211]. С.212)

  • фото

    Витражи во внутренних
    дверях главного входа.

  • фото

    Наборный витраж над внутренними
    дверьми главного входа.
    Фото - Хаблин Даблин 2012.

  • фото

    Расписной витраж
    в северном приделе,
    в крестильне.

  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница в соборе

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 09.05.2016.

  • фото

    Фрагмент фасада с
    коринфскими капителями
    и барочным наличником

  • фото

    Средний ярус колокольни.
    Фото -
    Михаил Владимиров 2009

  • фото

    Надвратная икона
    Владимирской
    Божьей Матери

  • фото

    Фото - Наталия 2008.

  • фото

    Чуть ниже куполов
    Фото - owlat 2010.

  • фото
  • фото

    Фото - walerianow 2010.

  • фото
  • фото

    Фото - витт 2010.

  • фото
  • фото

    Фото - НатИгн, 2014.

20 комментариев
16624 просмотра
Добавил: Mary, 1 Марта 2008, 17:18
Редактировано: 1 Октября 2018, 18:44
Оцените:
(65 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house689.html' target='_blank'>Владимирской иконы Божией Матери собор с колокольней на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 27 Марта 2015, 18:34

    Кваренги и барокко- вещи несовместимые. Исправьте стиль на классицизм

  • 27 Марта 2015, 18:59
    Ответ на "Кваренги и барокко- вещи несовместимые. Исправьте " от Andrey Damir

     Кваренги строил только колокольню, то что она выполнена  в классицизме сомнений нет.

  • 12 Июня 2015, 14:21

    Владимирский собор, И.Черняев, 27.11.2011 г.

  • 22 Июня 2016, 04:14

    "В 1932 году ,,,, по тогдашнему адресу проспект Нахимсона, 20, было передано ГПБ. Несмотря на то, что в первоначальном прошении о выделении именно этого здания дирекция библиотеки подчеркивала, что оно требует минимальных вложений для приспособления к библиотечным нуждам, работы по перестройке и перемещению фондов продолжались два года, и для читателей филиал открылся только в 1934 году. Однако в апреле 1941 года наши фонды в срочном порядке были выселены в Костел Св. Екатерины ,,,. На этот раз Владимирская церковь была практически обречена, на ее месте должен был возникнуть наземный вестибюль станции метро "Проспект Нахимсона". Однако вмешалась война, наземный вестибюль станции метро "Владимирская" был построен позже, и буквально на месте соседнего здания."

     

    http://interesniy-spb.livejournal.com/525157.html

     

    ===================

    от себя добавлю, что война имело значение опосредственное: просто тов. Сталин был вынужден изменить политику по отношению к Православной церкви и запретить массовые сносы храмов вплоть до своей смерти. Которые с новым успехом возобновились при Хрущеве

  • 4 Мая 2018, 01:32

    Снято с башенки МПВО. 6.05.2015г.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27178
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 148
Всего сегодня: 4118