Публикация

Караульный дом в Галерной гавани Гребного порта -
Административное здание Авиазавода - Яхт-клуба морской базы

Здание на карте
фото
Архитекторы: Штауберт А. Н.
Жигалев П
не установлен
Год постройки: 1825-1826, 1903-1904
Стиль: Классицизм

Караульный дом в Галерной гавани Гребного порта

Шкиперский проток, 21 лит А (раньше к1)

Пам. арх. (федеральн.)

   см.  Галерная гавань 

 

1825-1826 - арх. Штауберт А. Н. (проект), пом. арх. Жигалев П. (строительство)        классицизм

1903-1904 - автор не установлен - надстройка 

 

1920-1930-е  - Административное здание Авиазавода, размещавшегося в Гавани

позже - Административное здание Яхт-клуба морской базы

 

Наст.вр. - Музыкальный центр "Мелодия" ООО - собственник

Административное здание ООО Музыкальный центр "Мелодия"  - планируется

2016 - реставрация с приспособлением, реконструкция

          КБ "Спецпроект" - проект

 

 

Объект культурного наследия федерального значения Караульный дом, входящий в состав Объекта культурного наследия федерального значения Галерная гавань Гребного порта.

 

Первоначально Караульный дом был деревянный.

В 1825-1826 гг. помощник арх. П. Жигалев возвел одноэтажный каменный дом по образцу аналогичного строения в Новом Адмиралтействе (проект арх. А. Н. Штауберт). Здание обращено главным фасад к въезду в гавань. Фасад украшен ризалитом с двухколонным портиком тосканского ордера.

В 1904-1905 гг. здание надстроено вторым этажом.                                                                    (по материалам [24])

Сейчас здание в заброшенном состоянии и продается.

1852 г. Караульный дом. Фасад.

В архивных документах упоминается, что к исполнению был принят проект А. Е. Штауберта, который был осуществлен в 1824-1826 гг. в Новом адмиралтействе и в Главном гребном порту (Галерной гавани) на Васильевском острове.

("Непарадный Петербург. Наследие промышленной архитектуры" М.С. Штиглиц, В.И. Лелина, М.А. Гордеева, Б.М. Кириков.

Памятники промышленной архитектуры Санкт Петербурга. М., СПб. 2020.)  (добавил Риэлтор)

 

Историческая справка (выполнена Н. Ю. Бахаровой в 2003 г.)


История формирования ансамбля Галерной гавани началась в XVIII в. 21 сентября 1721 г. вышел именной указ Петра I о начале строительства в устье Чёрного (Глухого) протока на Васильевском острове "фортеции" - Галерной гавани Гребного порта. Проект комплекса составил Доменико Трезини, руководил строительством шаутбенахт (командующий Галерным флотом) М. Х. Змаевич. Для укрытия судов здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединенный с Финским заливом 400-метровым каналом. Черный проток, начинавшийся в районе болот Смоленского поля, был засыпан. В 1720-х гг. на конце молов, ограждающих канал, у залива построены две деревянные дозорные башни - кроншпицы.
Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры. В 1724 в гавань переведено еще 90 построенных в Адмиралтействе судов. В казармах разместили команду из 2000 человек. На берегу бассейна в 1728-1729 гг. построили эллинги для галер - арх. И. К. Коробов. Он же руководил строительством в Галерной Гавани в 1734-1740 гг., после смерти Д. Трезини.


Одновременно со строительством производственных помещение гавани возводились и небольшие постройки для размещения караула, охранявшего территорию Галерной гавани, впоследствии Главного Гребного порта. К началу XIX в. "каменная караульня" (или гауптвахта) стояла у шлагбаума на "большом проезде", две кордегардии - при въезде в Галерное селение с Большого и Малого проспектов, а "деревянная гауптвахта", переделанная из мастерских, - внутри порта.
В 1794 г. гавань получила название Главного Гребного порта.

В это период строится новый караульный дом в Главном Гребном порту. В 1808 г. арх. Ирьсин произвел в деревянной гауптвахте ремонт и объявил о ее ветхости. Однако строительство нового здания было отложено. 9 августа 1819 г. арх. В. Ирвен в рапорте в Адмиралтейств-коллегию пишет о полной ветхости караулки. При рапорте он представил проект и смету нового караульного помещения на каменном фундаменте. Но решение о строительстве не было принято. В рапорте от 20 декабря 1822 г. сказано, что стоящий в порту на южном берегу Шкиперского протока Караульный дом, построенный в 1795 г. из старых лесов, выбранных от разломки Служительских казарм, совершенно не пригоден для жизни караульному офицеру и солдатам. В апреле 1824 г. начальнику Морского штаба и Адмиралтейской коллегии было объявлено высочайшее повеление, чтобы караульные дома были приведены в порядок. Постройка нового Караульного дома намечалась на 1825 г., пока же использовался старый караульный дом, который простоял до середины 1830-х гг. Новый каменный дом решено было строить на новом месте. Несколько месяцев потребовалось на согласование вопроса о месте для новой постройки и составление сметы. Место для каменного дома было отведено на противоположном берегу Шкиперского протока. Старая Караульня и новая Гауптвахта обозначены на плане 1828 г.
Оригинальный проект каменного караульного дома для Гребного порта в 1824 г. исполнил арх. И. Г. Гомзин. Тогда же арх. А. Е. Штауберт составил проект одноэтажного каменного караульного дома для Нового Адмиралтейства. Расмотрев проекты имп. Александр I в апреле 1824 г. повелел, чтобы Караульный дом в Главном гребном порту был выстроен по проекту Штауберта. Указом Адмиралтейской коллегии от 4 июля 1824 г. Строительному отделению было приказано составить план и смету на постройку Караульного дома в Гребном порту и такого же дома в Новом Адмиралтействе.


Строительство началось в июле 1825 г. Руководил работами арх. помощник, строитель 12-го класса П. Жигалев. Для выполнения лепных работ на фасадах Караульного дома в 1825 г. был заключен договор с лепщиком, куцом 3-й гильдии С. Сасгиным. К ноябрю 1825 г. крышу здания покрыли металлическими листами. Тогда же начались работы внутри дома. В  2-х комнатах  сделали русские печи, сложили 3 голландские печи. Стены и потолки внутри дома "обили дранью" и оштукатурили, на потолках сделали карнизы.

Площадку при входе выстлали лещадной плитой и сделали лестницу из путиловской плиты. Работы были звершены в октябре 1826 г. 23 ноября караул перебрался в новый дом. Чертежи Штауберта караульного дома в архивах не обнаружены. Но сохранились чертежи 1830-1850-х гг., которые представляют его фасады и планы. Сохранилась и опись Караульного дома Гребного порта, составленная П. Жигалевым в 1826 г.


Караульный дом Гребного порта представлял собой одноэтажное прямоугольное в плане здание с высокой четырехскатной крышей. Фундамент - ленточный бутовый. Центральная часть главного фасада оформлена в виде ризалита - портика с глухими боковыми стенами и двумя колоннами дорического ордера в центре. Ризалит завершен аттиком, который был украшен лепным орнаментом в виде трех венков на пике. За исключением аттика, разобранного при более поздних перестройках, декоративное оформление фасада сохранилось. Форма оконных проемов с полуциркульным завершением, обрамление профильными наличниками с замковыми камнями, сохранились в первоначальном виде. Однако полуциркульная часть окон теперь заложена.


Дом состоял из 8 комнат и коридора с лестницей на чердак. В правой части дома, сразу за коридором, находилась самая большая комната - солдатская (N 3), или караульный покой. Вдоль стен здесь были сделаны сосновые скамейки. У правой стены находилась солдатская печь. Рядом с солдатской - два помещения, N 1 - для дежурного караульного офицера, N 2 - для арестованного офицера. У перегородки между комнатами стояла голландская печь, облицованная красным кафелем. В комнате караульного офицера стоял березовый диван с кожанной подушкой, 2 стула и березовый стол. За этими комнатами была арестантская (N 4) с решетками и русской печью. Назначение комнат 5 и 6 в описи не указано. Далее - еще две комнаты, которые какое-то время занимала Канцелярия по корабельной части. Здесь также была голландская печь, облицованная красным кафелем. "Нужное место" располагалось в специальной пристройке дворового фасада. Только четыре стены внутри дома были выложены из кирпича. Перегородки между комнатами были деревянными, оштукатуренными. Во всех комнатах потолки были выбелены, стены окрашены охрой, полы деревянные крашенные.
Перед Караульным домом была устроена в виде террасы с четырьмя лестница "плац форма" для вызова караула с караульной будкой и колокольным столбом.
30 ноября 1827 произошел пожар в одной из комнат, после чего был произведен ремонт. К 1848 г. Караульный дом нуждался в капитальном ремонте, который был произвдене за 1 год.


В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироксилиновый завод. Пироксилин использовался для оснащения взрывчатыми веществами морских мин и торпед.

На протяжении 2-й половины XIX в. здание Караульного дома эксплуатировалось без значительных переделок. Стены внутри и снаружи были окрашены светлой немецкой охрой, потолки, колонны и декоративные детали  выбелены. Назначение помещений в доме (справа от коридора - помещения для караула, слева - для чиновников Морского Ведомства) сохранялось на протяжении всего XIX в. В конце XIX в. из-за краж на Пироксилиновом заводе решено было усилить караул Гребного канала для постоянного обхода завода. К началу ХХ в. в связи с увеличением караула возникла потребность надстройки 2-го этажа. Для полицейских и караула предназначался 1-й этаж, для портовых чиновников - 2-й. В начале 1903 г. были составлены смета и чертежи. 12 апреля 1903 г. смета в 17 555 рубл. утверждена Морским Техническим Комитетом. Проект перестройки не сохранился. К работам приступили в мае 1903, к октябрю основные работы были закончены. Отделку проводили в мае-июне 1904 г. На уровне 1-го этажа дом сохранился в формах 1824-1826 гг. Декор нижнего яруса не изменился. Разобран был лишь аттик. Верхний ярус ризалита при надстройке декорирован двумя пилястрами, размещенными над колоннами. Расположение трех окон ризалита соответствует проемам 1-го этажа. Старый карниз превращен в межэтажный. Ризалит завершен треугольным фронтоном с круглым окном. Окна второго этажа прямоугольные с наличниками и замковыми камнями. В настоящее время отсутствуют окна на торцовых стенах, на широкой стене пробиты дверные проемы. После надстройки дома в нач. ХХ в. его занимали - караул, дежурный полицейский, канцелярия заведующего Гребным портом и содержатель порохового содержания.


В 1920-1930-х гг. Караульный дом занимала администрация Авиазавода, размещавшегося в Гавани. Позже в нем располагалась администрация Яхт-клуба морской базы. Изменений в облик здания внесено не было.


На момент проведения экспертизы объект (2015) не эксплуатируется. Цоколь здания обицован блоками известняка. Дворовый северный фасад по центру имеет пристройку в два этажа. Система печного отопления разобрана. В помещениях видны следы пожаров. Историческая планировка помещений 1-го этажа сохранилась, деревянные перегородки разораны. Оконные рамы 1903-1904 гг. не сохранились.


(Акт государственной историко-культурной экспертизы 2015., добавил Mary)

Собственник Караульного дома – Музыкальный центр «Мелодия». Пока здание не используется и требует ремонта, в ходе которого его хотят приспособить для административных целей. Помимо собственно реставрационных работ (по штукатурке, цоколю, перекрытиям и пр.), запланированы перепланировка, обустройство террасы над дворовой пристройкой, а также превращение неиспользуемого чердака в мансарду. Проект, разработанный  КБ «Спецпроект», находится на рассмотрении КГИОП.

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [640.1]

Приказом КГИОП от 31.07.2002 №8-92 исключен из Списка вновь  выявленных  объектов, представляющих  историческую, научную, художественную или иную культурную ценность в связи с включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства
Российской Федерации от 10.07.2001 №527.

Федеральный памятник. караульный дом, 1824 - 1826 гг., 1904 - 1905 гг. Шкиперский проток ул., 21, корп. 1

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

13 комментариев
5150 просмотров
Добавил: Mary, 4 Июля 2009, 09:51
Редактировано: 23 Января 2023, 17:32
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6871.html' target='_blank'>Караульный дом в Галерной гавани Гребного порта -Административное здание Авиазавода - Яхт-клуба морской базы на Citywalls.ru</a>
Всего 13 комментариев
  • 6 Декабря 2010, 15:30

    Приказом КГИОП от 31.07.2002 №8-92 исключен из Списка вновь  выявленных  объектов, представляющих  историческую, научную, художественную или иную культурную ценность в связи с включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия
    федерального (общероссийского) значения, находящихся в
    г.Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства
    Российской Федерации от 10.07.2001 №527.

  • 22 Октября 2013, 09:26

    Выставили на продажу как дворец князей Олениных.

    В рекламе сразу же указывают, что при постройке мансарды площадь увеличится с 625  до 1020 кв. м.

     

  • 22 Октября 2013, 11:26

    Федеральный памятник.

    караульный дом, 1824 - 1826 гг., 1904 - 1905 гг.  

     Шкиперский проток ул., 21, корп. 1  

    Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

  • 15 Декабря 2015, 22:23

    В Акте государственной историко-культурной экспертизы довольно подробно (более 10 страниц) описана история здания.

  • 18 Октября 2017, 10:38

    Сейчас ведутся ремонтные работы 

  • 15 Августа 2018, 17:03
    Ответ на "Сейчас ведутся ремонтные работы " от Lepus

     Сегодняшнее фото

    см. публ.

  • 30 Ноября 2018, 00:11

    Фото - 11.2018

  • 20 Августа 2020, 00:36

  • 21 Января 2022, 21:17

    Из текста: "В 1920-1930-х гг. Караульный дом занимала администрация Авиазавода, размещавшегося в Гавани".

     

    Не могло быть там авиазавода в то время. В Гребном с 1916 г. находились Центральные авиаремонтные мастерские морской авиации, думаю, до 1918 г. Затем авиаремонтные органы базировавшихся в Гребном гидроавиационных частей - мастерские. От всех них ведёт свою историю 20-й АРЗ в Пушкине. Но авиаремонтным заводом он стал в 1950-е гг. 

  • 8 Мая 2022, 00:21

    "1852 г. Караульный дом. Фасад.

    В архивных документах упоминается, что к исполнению был принят проект А. Е. Штауберта, который был осуществлен в 1824–1826 гг. в Новом адмиралтействе и в Главном гребном порту (Галерной гавани) на Васильевском острове."

    "Непарадный Петербург. Наследие промышленной архитектуры" М.С. Штиглиц, В.И. Лелина, М.А. Гордеева, Б.М. Кириков. Памятники промышленной архитектуры Санкт Петербурга. М., СПб.. 2020

         см. публ.

  • 31 Октября 2022, 12:01

    Не знаю, куда добавить: с "1 января 1908 г. ...в ведении Санкт-Петербургского порта остался только судоремонт, для выполнения которого имелись особые мастерские в Гребном порту"

    из книги: Адмиралтейские верфи. 1704 - 1925 изд-во Гангут, СПб. 1994, с. 147-148.

  • 31 Октября 2022, 12:36

    Вот сюда: https://www.citywalls.ru/house27292.html

     

    Но по делу надо бы там в основной статье изложить более толково составляющую истории объекта "Гребной порт", как военного порта и временами Главного военного порта. 

     

    Главный военный порт - понятие более юридическое (часть структуры Морского ведомства), нежели объектовое. Потому приведённая Вами дата в жизнь Гребного порта как объекта в целом не внесла изменений. Как ремонтировали там мелкие суда, так и продолжали ремонтировать. 

     

    А вот в истории Главного военного порта, как элемента структуры Морского ведомства, изменения были. У него отняли фактически все судостроительные и судоремонтные функции и контроль над ними. 

     

    1-го января 1908 г. из военного порта (как структурной составляющей Морведа) исключили объекты и учреждения Нового адмиралтейства и Галерного острова, передав их Адмиралтейскому судостроительному заводу Морского министрества. 

     

    Иными словами, эта дата важна для истории завода. А для Гребного порта нет. 

     

    В общем, надо как-то собраться мне или В.В. Малому и накропать историю Гребного порта не в градостроительном отношении, а в организационно-функциональном в составе Морского ведомства.  

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31690
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5086