Публикация

Особняк Шуваловых - Дворец Юсуповых (начало)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Валлен-Деламот Ж.-Б.
Михайлов_2-й А. А.
Год постройки: 1770, 1830-1838
Стиль: Классицизм

Фото - Mary  2008.

Шуваловский дворец -   Юсуповский дворец  

наб. р. Мойки, 94

Пам. арх. (федеральн.)

Дом А. Шувалова 

середина XVIII в. -

Особняк И. П. Шувалова

начало 1770-х - арх. Валлен-Деламот Жан-Батист

 

Дворец Н. Б. Юсупова

1830-1838 - арх. Михайлов 2-ой А. А. - расширение, перестройка

1840-е - арх. Симон Б. - интерьеры

1858-1859 - арх. Монигетти Ипполит Антонович  - интерьеры

1890-1892 - арх. Степанов Александр Александрович - интерьеры

1914-1916 - арх. Белобородов А. Я. - интерьеры

 

       см.  Дворец Юсуповых  (театр, интерьеры)

 

Музей дворянского быта   (1919-1925)

Дворец культуры работников просвещения

 

 

В первой половине XVIII в. на месте будущего дворца находилась усадьба племянницы Пера Великого - царевны Прасковьи Иоанновны. Она жила в небольшом дворце ("Парашин дворец"). Параша потеряла расположение Петра I, став моганатической женой Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова, чья родословная велась от рода Рюриковичей, и даже родила от него ребенка. В 1726 г. царевна отдала дворец лейб-гвардии Семеновскому полку. Во владении военных усадьба находилась до 1742 г.


В середине 1740-х гг. дворец перешел графу Петру Ивановичу Шувалову и его супруге фрейлине императрицы Елизаветы Петровны, графине Мавре Егоровне (урожд. Шепелевой). Имя арх., перестроившего усадьбу в стиле барокко, не сохранилось. Существуют изображения дома худ. Михаила Махаева 1760 г. Во дворце проводились пышные балы и маскарады. В 1754 г. здесь состоялось торжество в честь императрицы Елизаветы, по случаю рождения ее внука, будущего имп. Павла Петровича.
Небольшой двухэтажный каменный дом был надстроенн и расширен в 1760-х гг. арх. Жаном-Батистом Валлен-Деламотом. Он перенес парадный вход с набережной во внутренний двор, выделил центр главного фасада шестиколонным портиком, надстроенный третий этаж был решен как аттиковый. От творения Валлен-Деламота сохранилась лишь высокая дворцовая ограда. После смерти П. И. Шувалова в 1762 г. его единственный наследник Андрей Петрович Шувалов продал дворец в императорскую казну.

 

Почти 33 года здание пустовало, пока императрица Екатерина II не предоднесла его как свадебный подарок любимой фрейлине графине Александре Васильевне Браницкой - племяннице Григория Потемкина, князя Таврического и супруге польского гетмана, графа Ксаверия Браницкого. В 1795 г. Браницкая ненадолго поселилась во дворце, но по прежнему предпочитала проводить время в поместье в Белой Церкви. В эти годы существенных перестрок не проводилось. В 1830 г. графиня Браницкая продала дворец своей младшей сестре Татьяне Васильевне Юсуповой (урожд. Энгельгардт) за 250 тыс. рублей. Купчую оформили на племянника Александры Васильевны, Бориса Николаевича. С этого времени дворец стали называть Юсуповским.

  • фото

    Усадьба Шувалова.
    Аксонометрический план
    Санкт-Петербурга 1765-1773

  • фото

    Сад усадьбы Шувалова
    со стороны Офицерской улицы.

  • фото

    План 2-го этажа.

  • фото

    Иллюминация на набережной Мойки
    в Санкт-Петербурге.
    Рис.В.С.Садовникова. 1856 г.

  • фото

    Парадный двор.

  • фото

    Театр в Юсуповском дворце. 1860.
    "Ленинградская панорама" №8 1990.

  • фото

    (добавил О.Лабзина)

Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 г.г. (План П. де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова и др.). Приложение. / Под научн. ред. В.С. Соболева. СПб.: Крига, 2003. C. 99-100.)

Наибольший интерес представляет усадьба графа П. И. Шувалова. На набережную р. Мойки выходит большой особняк, в 1760-х капитально перестроенный архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Середина здания трехэтажная, оформлена как аттик и имеет черты классицизма. Двор за домом отделен от сада каменной оградой с монументальными воротами, сохранившимися до наших дней. Интересны дворовые сооружения, прежде всего выходящий на красную линию Офицерской улицы садовый павильон с колоннами. Сад усадьбы отличался изысканной планировкой, в нем произрастали редкие растения. В 1830 г. дворец стал собственностью князя Н. Б. Юсупова и был перестроен.

(добавил anchurian )

 

Для князя Н. Б. Юсупова (старшего) в 1830-1838 гг. здание капитально перестраивает арх. А. А. Михайлов 2-й.

Он создает новый усадебный ансамбль. Пристраивает слева и справа от здания два одноэтажных флигеля, возводит садовые павильоны и ряд дворовых построек. На месте сквозного проезда арх. создает вестибюль с мраморной лестницей. Отделанный заново протяженный фасад здания трактован в спокойном, нейтральном стиле. Парадный вход выделен тосканскими колоннами, на аттике - лепной герб князей Юсуповых.Арх. переделал анфиладу парадных помещений второго этажа. Зодчий превратил небольшой особняк в роскошный дворец с парадными и приватными апартаментами, домашним театром и собственным музеем.


Для Юсуповского дворца характерен традиционный анфиладный принцип расположения внутренних помещений. Анфилада из шести парадных залов и гостиных протянулась вдоль главного фасада, выходящего на наб. реки Мойки.
В отделке парадных помещений принимали участие известные художники-декораторы: А. Виги, В. Медичи, П. Скотти, Ф. Торичелли, А. Травин. Новые хозяева не жалели средств для украшения дома. Мрамор везли из Италии, предметы мебели, люстры, фарфор и ткани покупали во Франции и у лучших русских мастеров.
Живописные плафоны Большой Ротонды, Красной и Синей гостиных - образец декоративной росписи первой половины XIX в. Изысканная простота Танцевального зала, отделанного искусственным мрамором, контрастирует с пышностью Белоколонного зала с коринфской колонадой и декоративным убранством в стиле ампир.
В восточном крыле дворца анфиладой располагаются пять выставочных залов, предназначенных для размещения художественной коллекции. Замыкает анфиладу - домашний театр. Его зрительный зал вмещает 180 зрителей. На сцене тетара выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Минкус, Э. Направник, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.


Значительные преобразования осуществили арх-ры Бернар Симон и Ипполит Монигетти по заказу князя Н. Б. Юсупова (младшего), начиная с 1875 г.
Новые потребности хозяев привели к созданию новых интерьеров. В 1857 г. князь Н. Б. Юсупов (младший) привлекает к работам арх. И. Монигетти. Новый облик приобретает вестибюль и парадная лестнца. В духе исторических ститей арх. создает Турецкий кабинет, Помпейскую, Дубовую, Генриха II и Музыкальную гостиные. Украшением дворца становится Мавританская гостиная. В 1860-х гг. И. Монигетти, не меняя архитектурных объемов, переделал в стиле рококо и домашний театр. В 1899 г. А. Степанов обогатил декор театрального зала золоченой лепниной, а художник Э. Липгарт расписал живописный плафон и медальоны первого яруса.
В 1850-х гг. арх. Ипполит Монигетти отделал будуар княгини. В 1890-х гг. В 1890-х гг. Александр Степанов реконструировал в стиле рококо жилые покои дворца.
По заказу Н. Б. Юсупова (младшего) И. Мнигетти создает интерьер Музыкальной гостиной для проведения камерных вечеров и домашнего музицирования.

 

В 1840-х гг., 1858-1859 гг., 1890-1892 гг. в перепланировке интерьеров дворца участвовали арх-ры арх. Б. Симон, И. А. Монигетти, А. А. Степанов, А. П. Вайтенс.
В 1910-х гг. часть комнат первого этажа получила новую декоративныю отделку в стиле русского классицизма, арх-ры А. Белобородов, А. Вайтенс, художники - В. Конашевич, Н. Тырса, С. Чехонин. С тех пор дворец не перестраивался.

 

Фасад дворца, обращенный к Мойке, сохранил облик здания начала XIX в. в стиле раннего классицизма.

Плоскость фасада не дробится архитектурными деталями, лишь шестиколонный портик римско-дорического ордера и фриз украшают его.

 

Овальный двор обнесен стеной с приземистыми колоннами и воротами. Стена отделяла двор от сада, простиравшегося до Офицерской ул. (ул. Декабристов). Кроме самого дворца интересны и дворовые сооружения. На красной линии ул. Декабристов расположен садовый павильон, построенный в 1750-х гг.

  • фото

    Детали фасада.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2008.

  • фото

    Фото - С.Васильев
    2008 г.

Ко второй половине XIX в. относится декоративное оформление домашнего театра.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры XIX - нач. XX вв.

 

Князья Юсуповы собрали во дворце богатую коллекцию живописи, скульптуры и предметов прикладного искусства. Частично эти собрания представлены в экспозиции музея.

  • фото

    Дворовый фасад.

  • фото
  • фото

    Ворота.

  • фото
  • фото

    Флигель, примыкающий
    к сцене Юсуповского театра,
    адрес ул. Декабристов, 21.

  • фото

    Фото - GT, 2010.

Выразителен своей монументальностью и вытянутый двор, обнесенный стеной с приземистыми колоннадой и воротами. Ворота обрамляют пары колонн.

 

Юсуповский дворец интересен и теми событиями, которые в нем происходили. Именно здесь в 1916 г. заговорщики во главе с Феликсом Юсуповым убили фаворита императорской семьи Григория Распутина. В подвале, где разворачивались события, в настоящее время работает выставка "Григорий Распутин: страницы жизни и смерти", на которой представлены восковые фигуры участников трагедии.

 

22 февраля 1919 г. А. В. Луначарским был подписан декрет о национализации Юсуповского дворца как исторического памятника и культурного центра. Дворец превратился в музей дворянского быта. В 1919-1926 гг. здесь экспонировалась и знаменитая Юсуповская коллекция. В 1925 г. по идеологическим соображениям музей был закрыт. 1000 полотен масляной живописи, около 6000 рисунков, свыше 500 мраморных и бронзовых скульптур были рассредоточены различным учреждениям, в том числе и музейным. К середине 1920-х гг. коллекция была передана в Государственый музейный и книжный фонды, часть была отправлена в усадьбу Архангельское.


После закрытия музея здание передали комиссариату народного просвещения. Оно стало называться Дворцом культуры работников просвещения.
В годы Великой Отечествееной войны дворец был частично разрушен. В начале блокады здесь размещался госпиталь. Работы по восстановлению интерьеров Юсуповского дворца в основном были завершены к 1955 г. Пожар 1958 г. уничтожил обстановку и деревянные перекрытия некоторых залов. В советское время парадные залы и жилые комнаты дворца были открыты для экскурсий. Сейчас в залах дворца проходят музыкальные и театральные концерты. В 1991 г. дворец впервые посетили потомки Юсуповых.

(по материалам [93], Mary)

(Юсуповский дворец. ТОО Лабрис. 1994,

журн. Дворцы и усадьббы N 19. Юсуповский дворец, Mary)

 

Дворец культуры работников просвещения

В 1925 г. дворец передан Союзу работников просвещения. Здесь разместился Центр творческого общения и досуга педагогической интеллигенции города. Затем Дворец культуры работников просвещения.

В годы ВОВ дворец пострадал от прямых попаданий бомб. В 1946 г. началась реставрация дворца.

 

До 1936 г., пока в Ленинграде не стали закрывать национальные учреждения (Финские театр, издательство и типографию, отделение в Университете), во дворце помещался Финпросвет.    (GT)

 

В 1987 г. в помещении театра открыт Камерный музыкальный театр.

 

 

1971:  Дом учителя

  • фото
  • фото

    Лестница
    флигеля

  • фото

    Фото GT
    2010.

  • фото

    Фото - Andrey Damir
    02.2011.

16 комментариев
8187 просмотров
Добавил: Mary, 22 Февраля 2008, 23:08
Редактировано: 21 Апреля 2014, 00:40
Оцените:
(19 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house664.html' target='_blank'>Особняк Шуваловых - Дворец Юсуповых (начало) на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 20 Июля 2015, 22:14

    Приложение к паспорту памятника архитектуры 1954 г. с краткой историей. Есть еще фотографии.

     

     

     

     

  • 12 Января 2016, 22:50

    Почему-то на сайте самого дворца среди новостей (и вообще по сайту) не нахожу подобной информации, хотя он проходила и по ТВ:

    05.01.2016 Дмитрий Денисенко

    Завершена реставрация Мавританской гостиной в Юсуповском дворце

    С ходом реставрационных работ ознакомился губернатор Петербурга

    В Юсуповском дворце после реставрации открылась Мавританская гостиная. Работы завершены в конце 2015 года: проведена полная замена инженерных сетей, отреставрированы уникальная отделка стен и потолка, мозаичные полы, ставни, фонтан и камин.

    ...

    Реставрация ведется с 2012 года, при этом доступ посетителей во дворец не прекращается.

    В Конюшенном флигеле отреставрированы фасады, открыт концертно-выставочный зал, продолжаются работы по ремонту внутренних помещений и приспособлению их для современного использования. Также отреставрированы фасады Прачечного флигеля.

    По историческим чертежам за счет средств меценатов воссоздана домовая церковь дворца во имя Покрова Пресвятой Богородицы: в частности, восстановлены разрушенный в [19]30-е годы купол, роспись стен, иконостас.

    Губернатор также ознакомился с ходом реставрации в Белоколонном зале. Здесь будут отреставрированы роспись стен и потолка, колонны, архитектурно-лепной декор, воссоздан исторический паркет.


    Подробнее: http://ok-inform.ru/obshchestvo/kultura/51832-zavershena-restavratsiya-mavritanskoj-gostinoj-v-yusupovskom-dvortse.html  (дата обращения: 12.01.2016)

  • 14 Сентября 2016, 20:11

    Дворец Юсуповых.

    "До". Википедия:
    "На гравюре М. И. Махаева «Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова» (1757—1759 годы) рядом с дворцом Шувалова на картине заметно двухэтажное строение будущего Юсуповского дворца".
    (Гравюра петровского времени. Алексеева М.А. — Л.: Искусство, 1990).

    //Судя по плану Трускотта (1753) на участке 94 дома ещё нет (правда не знаю, изображал ли он все дома). Если верить этому плану участок 94 дома сложился из части изначального участка 96-го дома и двух прилегающих участков (ориентировался по Конногвардейскому пер). Более того, по этому плану Глухой пер. был чуть менее глухой - простирался на участок дальше//.

    "Валлен-Деламот". walkspb.ru:
    "Сын Петра Шувалова (граф Андрей Петрович) продал особняк своего отца. По своему вкусу он решил построить новое здание, немного выше по течению реки. Архитектором новой постройки на участке дома №94 стал Ж. Б. Валлен-Деламот, строительство шло в 1774 году. Здание в виде вытянутой буквы "П" располагалось в глубине участка //по Сент-Илеру это явно дом с участка 92//, центральный объём имел три этажа, боковые ризалиты - по два. Со стороны реки Мойки находилась въездная арка, ведущая в парадный двор".

    "Валлен-Деламот". Википедия:
    "В 1770 годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова.
    Вид дворца существенно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В не изменённом виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда семиметровой высоты с классической колоннадой".

    Вопрос: Что за здание начерчено у Сент-Илера (1765-1773)?

    (Потрясает описание фрагмента листа R1 плана Сент-Илера, процитированное в одном из комментариев:
    "Наибольший интерес представляет усадьба графа П. И. Шувалова //П.И., а не А.П.//. На набережную р. Мойки выходит большой особняк, в 1760-х капитально перестроенный архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом. Середина здания трехэтажная //почти оборванная цитата, далее так и просятся "ризалиты по 2 этажа", что, по чертежу Сент-Илера, более похоже на 96-й, а не 94-й дом (центр 3-х этажный, бока 2-х этажные)//, оформлена как аттик и имеет черты классицизма. Двор за домом отделен от сада каменной оградой с монументальными воротами //такое чувство, что описывалось или по памяти, или глядя, скажем, на план Шуберта - где у Сент-Илера ограда?//, сохранившимися до наших дней. Интересны дворовые сооружения, прежде всего выходящий на красную линию Офицерской улицы садовый павильон с колоннами. Сад усадьбы отличался изысканной планировкой, в нем произрастали редкие растения. В 1830 г. дворец стал собственностью князя Н. Б. Юсупова и был перестроен).

    ((Есть двойственности и в описании периода постройки-перестройки, приведённого здесь, на сайте /Юсуповский дворец. ТОО Лабрис. 1994, журн. Дворцы и усадьбы N 19. Юсуповский дворец/:

    "В середине 1740-х гг. дворец перешел графу Петру Ивановичу Шувалову и его супруге фрейлине императрицы Елизаветы Петровны, графине Мавре Егоровне (урожд. Шепелевой). Имя арх., перестроившего усадьбу в стиле барокко, не сохранилось. Существуют изображения дома худ. Михаила Махаева 1760 г. Во дворце проводились пышные балы и маскарады. В 1754 г. здесь состоялось торжество в честь императрицы Елизаветы, по случаю рождения ее внука, будущего имп. Павла Петровича.
    Небольшой двухэтажный каменный дом был надстроенн и расширен в 1760-х гг. арх. Жаном-Батистом Валлен-Деламотом. Он перенес парадный вход с набережной во внутренний двор, выделил центр главного фасада шестиколонным портиком, надстроенный третий этаж был решен как аттиковый".

    Читая так сразу и не уразуметь, о каком доме идёт речь /особенно не имея перед глазами рисунка Махаева/ и так и вычитывается, что перестроен был именно дворец Шувалова П.И. и что имел он 2 этажа.
    Но всё-таки этот перестроенный дом уже более похож на дом на участке 94 у Сент-Илера, правда, пока ещё без "семиметровой" ограды)).

    Уж не ведаю, имеет ли большой смысл выяснять, какой имело вид то, чего уже нет и не будет, но уж если имеются хоть какие описания - и даже изображения, - то как-то мучат в них, описаниях... Всё что угодно - нестыковки, двойственности, ошибки, безоглядная вера в первоисточник как источник этих ошибок, невнимательность, наплевательность и т.д.

    От себя дело представляю так. Границы участка 94 в настоящем занимают часть границ участка 96 в прошлом и прилегающие к нему 2 участка (Трускотт, 1753) (участки 94.1, 94.2, 94.3). На участке (0-й этап) 94.3 был какой-то дом на границе с участком 92, большей частью распространявшийся во двор (примерно на месте анфилады к театру Юсуповского дворца). Участки 94.1 и 94.2 по красной линии Мойки были свободны (но именно на участке 94.1 располагался "садовый павильон" или то, что тогда было на его месте). Потом (1-й этап) в середине 1750-х, кем-то для кого-то строится 2-х этажный дом на участке 94.2 (или участках 94.2 и 92.3) (Махаев, 1757-1759). В 1760-70-х годах А.П. Шувалов выкупает 2 соседних участка (скорей всего целый 94.2 и половину (до Глухого) 94.3) и кто-то строит для него П-образный 3-х этажный дворец, изображенный на плане Сент-Илера (1765-1773) (2-й этап). Возможно Шувалова дворец не устроил и он почти сразу перестраивается (или только достраивается) Валлен-Деламотом. 2-х этажные "крылья"-ризалиты, так настойчиво описываемые, были пристроены (или перестроены) к 3-х этажному дворцу и располагались на участке 94.1 и на месте дома, стоявшего на участке 94.3 (3-й этап). Кроме того строится ограда со странными, в середине участка воротами. Может быть какое-то время подъезд осуществлялся не только со стороны Офицерской ул. (Декабристов), но и со стороны Глухого пер (Пирогова). Примерно в то же время (1770-е) появляется "Офицерский переулок" (называя условно). От Трускотта до Шуберта нет ни одной карты, из доступных мне, где бы участок Шувалова-сына был бы изображён с контурами домов /исключая Сент-Илера/. Но на картах конца XVIII - нач. XIX в.в. /Рот 1776, Савинков 1791, Григорьев 1792, Веймар 1800, Савинков 1804/ Глухой пер. сообщался с Офицерской ул. в районе "участка Шувалова". Переулок исчезает на карте того же Савинкова 1810-го года (нет его и у Фремина 1814, Фитцтума 1821-23 и т.д). Этот несуществующий в настоящем переулок (и который по картам появился раньше его сохранившегося остатка в виде Львиного) почти по прямой вёл к воротам Деламота. На 4-м этапе продаётся участок отца (96-й), но не весь, а без части 94.1. Участок 94 приобретает современные границы (4-й этап может предшествовать 2-му и 3-му или быть между ними). Что творилось на участке - в плане строительства - от смерти Шувалова (1789) и до покупки участка Юсуповыми (1830) трудно сказать (5 этап). Но что-то таки происходило. Именно этот участок изображён Шубертом (1828), но без правого (со стороны Мойки) ризалита, с закрытым Глухим переулком и отсутствующим "Офицерским". 

    В 1830-х начался 6-й этап ("юсуповский"), освещаемый, наверное, относительно полно и непротиворечиво.

     

    *******


    1. Махаев М. И. 1757-1759 Проспект в верх по Мойке речке от двора Его Сиятельства графа Петра Ивановича Шувалова.
    2. Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 годы План территории 2-й Адмиралтейской части
    3. Санкт-Петербург 1753 Академический план Трускотта.
    4. План Петербурга 1804 года Савинкова

    5. Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта


    (Часть плана Сент-Илера и рисунок Махаева с сайта walkspb.ru, планы Трускотта, Савинкова и Шуберта с сайта etomesto.ru).

     

  • 24 Июля 2017, 16:14

  • 31 Августа 2017, 20:27

    Из плана Лен. Пушкинского Об-ва на июнь 1941 г.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 26060
Готовится: 128
Посетители
Гостей: 142
Всего сегодня: 418