Публикация

Дача министра уделов
Ботанический сад. Дом садовый

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Дача  министра уделов

Дом садовый                                                                                                                                  Пам. арх. (федер.)

                                                             ул. Профессора Попова, 2, лит. М

около 1808 -

1840-1850-е- арх. Шарлемань Иосиф Иосифович  (Постановление...)  (?)

1853-1854 - арх. Кракау Александр Иванович -  перестроен   ([99]. C.175)  (?)

1970-е -

 

см. Служебный флигель дачи министра уделов

  • фото

    1828 г. План Шуберта
    (добавил S.P.)

  • фото

    ЦГИА СПБ ф513
    оп102 д8718

    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    План 1912 г.

  • фото

    до 1948 г.*
    Госкаталог
    (добавил S.P.)

  • фото

    Фото - Овчинников К. В.,
    27.06.1976.
    ЦГАКФФД СПб Бр 72761

    (добавил atom1990 )

  • фото

    Карта Яндекса 2019 г.
    (добавил S.P.)

* Музей архитектуры им. А.В.Щусева (Москва), инв. № Р XI-5664/33

 

Это здание называют по-разному: Министерская дача (2*, часть I, С. 319; часть II, С. 284), дом министра (3*), садовый дом (5*).

 

Первоначальное здание построено не позже 1808 г. В нем находился архив министерства внутренних дел, а с 1808 г. - также Спасо-Преображенская церковь, остававшаяся здесь до 1846 г., когда она была перенесена в новое здание. После этого данное здание было перестроено под дачу министра внутренних дел Л. А.Перовского (1*). В 1864 г. здание было куплено Ботаническим садом (и по-прежнему носило название Министерской дачи) (2*, часть I, С. 319; часть II, С. 284)  На плане 1912 г. (2*, часть II) здание обозначено как "Дача Г. Главноуправляющего". 

 

К большому сожалению, здание грубо искажено перестройкой в 1970-х гг. Я пока не смог найти старые фотографии, придется пользоваться описанием в (3*) и своими собственными воспоминаниями.

В (3*) здание описано следующим образом: "... б. дом министра с нижним каменным и верхним деревянным этажом, обработанным трехчетвертными колоннами ионического ордера"; от себя добавлю, что нижний этаж был украшен колоннами дорического ордера. Этот фасад с ярусным расположением ордеров был очень изящен, ордерные украшения были выполнены грамотно и красиво. (Остается только пожалеть, что в (3*) нет фотографии; может быть, ко времени выхода книги уже началась перестройка?)

 

В 1970-х гг. верхний деревянный этаж был сломан, а вместо него построен каменный. При этом не были воссозданы капители колонн на верхнем этаже, да и капители колонн на нижнем этаже тоже почему-то исчезли. Эта перестройка тем возмутительнее, что (судя по (3*)) здание официально считалось памятником архитектуры.

 

Данные о дате строительства (точнее, перестройки из более старого здания) и авторе проекта - разные в разных источниках. В (1*) назван 1851 г., без указания имени архитектора; по данным (4*), - 1853 - 1854, арх. А. И. Кракау; по данным (5*), 1840-е, арх. И. И. Шарлемань 1-й (но ничего не сказано о перестройке 1970-х гг.!). Все эти данные в равной мере правдоподобны (в том числе и об авторстве И. И. Шарлеманя 1-го, который в первой половине 1830-х гг. отошел от классицизма, о чем свидетельствуют его петергофские работы). 

 

Источники информации:

1*. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического

       комитета. Выпуск шестой  СПб., 1878, с. 85,86

2*. Императорский С.-Петербургский Ботанический Сад за 200 лет его существования (1713 - 1913). Юбилейное издание, составленное членами

      сада под главною редакциею А.А.Фишера-фон-Вальдгейма, Директора ИМПЕРАТОРСКОГО С.-Петербургского Ботанического Сада. СПБ, 1913

      (части I и II); Петроград, 1913–1915 (часть III)

3*. Памятники архитектуры Ленинграда. Л., Стройиздат ЛО, 1975, с. 354

4*. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XXвека. Авторы-составители А.М.Гинзбург, Б.М.Кириков. При участии

     С.Г.Федорова, Е.В.Филиппова. Под общей редакцией Б.М.Кирикова. СПб, "ПИЛИГРИМ", 1996.  ([99])

5*. Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527

(Добавил: S.P.)

  • фото
  • фото
  • фото

    Вид со стороны сада.

  • фото

    Фото - snegir 08.05.2012.

Церковь Преображения Господня

Когда из-за переноса на другое место моста через Б. Невку жителям Аптекарского острова стало трудно добираться до приходской Сампсониевской церкви в одном из домов близ Ботанического сада 6 августа 1808 прот. Иоанном Семеновым из Петропавловского собора была освящена Преображенская церковь, предназначенная для служащих медицинского ведомства. Иконы для нее написал акад. С. А. Безсонов.                                                     ([95], C. 165)

  • фото

    Фото - люблюпитер,08.2013.

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - Nipnip,
    04.2022.

Здание включено в "Перечень объектов культурного наследия (С. 16) на территории Санкт-Петербурга" как объект федерального значения. Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 № 527

33 комментария
3252 просмотра
Добавил: Наталия, 4 Июня 2009, 01:36
Редактировано: 12 Ноября 2023, 23:16
Оцените:
(16 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house6336.html' target='_blank'>Дача министра уделов Ботанический сад. Дом садовый на Citywalls.ru</a>
Всего 33 комментария
  • 7 Мая 2012, 16:13

    Дом садовый

                                                                 ул. Профессора Попова, 2, лит. М

     

     1840-е гг. - арх. Шарлемань И. И. 1-й - Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 № 527, стр. 16

     

    Здание включено в "Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" как объект федерального значения.

  • 7 Мая 2012, 16:46

    Мне попадались по зиме док-ты по работам (ремонтным и рем.-строит.) в Ботанич. саду. Кажется, это были 1920-е гг - я не помеч., к-но, а датировка на делах нередко не совпадает с реальными док-ми в самом деле. Так что формируя массив публ. по саду, нужно иметь ввиду указ. обство и смотреть в оба :))

  • 9 Августа 2017, 16:18

    Это здание называют по-разному: Министерская дача [2, часть I, с. 319; часть II, с. 284], дом министра [3], садовый дом [5].

     

    Первоначальное здание построено не позже 1808 г. В нем находился архив министерства внутренних дел, а с 1808 г. - также Спасо-Преображенская церковь, остававшаяся здесь до 1846 г., когда она была перенесена в новое здание. После этого данное здание было перестроено под дачу министра внутренних дел Л.А.Перовского [1]. В 1864 г. здание было куплено Ботаническим садом (и по-прежнему носило название Министерской дачи) [2, часть I, с. 319; часть II, с. 284]  На плане 1912 г. [2, часть II] здание обозначено как "Дача Г. Главноуправляющего". 

     

    К большому сожалению, здание грубо искажено перестройкой в 1970-х гг. Я пока не смог найти старые фотографии, придется пользоваться описанием в [3] и своими собственными воспоминаниями ("брехней", по изящному выражению одного.из участников).

     

    В [3] здание описано следующим образом: "... б. дом министра с нижним каменным и верхним деревянным этажом, обработанным трехчетвертными колоннами ионического ордера"; от себя добавлю, что нижний этаж был украшен колоннами дорического ордера. Этот фасад с ярусным расположением ордеров был очень изящен, ордерные украшения были выполнены грамотно и красиво. (Остается только пожалеть, что в [3] нет фотографии; может быть, ко времени выхода книги уже началась перестройка?)

     

    В 1970-х гг. верхний деревянный этаж был сломан, а вместо него построен каменный. При этом не были воссозданы капители колонн на верхнем этаже, да и капители колонн на нижнем этаже тоже почему-то исчезли. Эта перестройка тем возмутительнее, что (судя по [3]) здание официально считалось памятником архитектуры.

     

    Данные о дате строительства (точнее, перестройки из более старого здания) и авторе проекта - разные в разных источниках. В [1] назван 1851 г., без указания имени архитектора; по данным [4], - 1853 - 1854, арх. А.И.Кракау; по данным [5], 1840-е, арх. И.И.Шарлемань 1-й (но ничего не сказано о перестройке 1970-х годов!). Все эти данные в равной мере правдоподобны (в том числе и об авторстве И.И.Шарлеманя 1-го, который в первой половине 1830-х гг. отошел от классицизма, о чем свидетельствуют его петергофские работы). 

     

     

    Источники информации:

    1.  Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета. Выпуск шестой  СПб., 1878, с. 85,86

    2. Императорский С.-Петербургский Ботанический Сад за 200 лет его существования (1713 - 1913). Юбилейное издание, составленное членами сада под главною редакциею А.А.Фишера-фон-Вальдгейма, Директора ИМПЕРАТОРСКОГО С.-Петербургского Ботанического Сада. СПБ, 1913 (части I и II); Петроград, 1913–1915 (часть III)

    3. Памятники архитектуры Ленинграда. Л., Стройиздат ЛО, 1975, с. 354

    4.   Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XXвека. Авторы-составители А.М.Гинзбург, Б.М.Кириков. При участии С.Г.Федорова, Е.В.Филиппова. Под общей редакцией Б.М.Кирикова. СПб, "ПИЛИГРИМ", 1996. (По списку библиографии на сайте Citywalls.ru - №99.)

    5. Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527

     

     

    P.S. Об этом я в прошлом году написал на своем сайте. 

  • 16 Августа 2017, 10:16

    Я считаю, что данные в публикации нужно изменить следующим образом: год постройки - около 1808; 1840-1850-е; 1970-е; имя архитектора не указывать (см. мой предыдущий комментарий). Кроме того, предлагаю название публикации заменить на "Министерская дача" (в кавычках).

  • 25 Декабря 2017, 01:06

    Дача и служебный флигель министра уделов.

    ул. Профессора Попова 2, корп. 11, 12

    1853-1854 - арх. Кракау Александр Иванович

    Перестроены  ([99]. C.175)

  • 25 Декабря 2017, 03:57

    Информация из [99] - только одна из трех версий. Кроме того, у этого здания (так называемой "Министерской дачи") более давняя история, начанающаяся с 1808 года, а в 1970-х гг. оно подверглось варварской перестройке. Обо всем этом я уже писал, и предложил данные для титула (а если пойдет мой текст, то можно взять и его). См. мои комментарии от 9 и 16 августа. 

  • 25 Декабря 2017, 08:56
    Ответ на "Информация из [99] - только одна из трех версий. К" от S.P.

     В (99) промежуточная дата, т.к. там указано "Перестройка", а начало конечно надо брать из указанных Вами.

  • 25 Декабря 2017, 21:54

    Теперь в таком виде. Замечания?

  • 7 Августа 2018, 20:59

    Известный петербурговед Людмила Юрьевна Сапрыкина на своих экскурсиях по Аптекарскому острову рассказывала, что у этого здания гораздо более старая история, что в начале 18-го века на этом месте был первый каменный харм Санкт-Петербурга, и на его основе  вошли делались более поздние постройки.
    https://excurspb.ru/about/guides/sapryikina-ly/ (не реклама, ссылка на упомянутые экскурсии)

  • 7 Августа 2018, 22:21
    Ответ на "Известный петербурговед Людмила Юрьевна Сапрыкина " от Сабина Дейч

     Я всегда считала, что первый каменный храм - это Петропавловский собор, который был заложен в 1712 г.

    Аптекарский огород появился в 1714 г.  Неподалеку  - на нынешней ул. Льва Толстого , а ранее Архиерейской, было  подворье  Феофана Прокоповича - но там каменных храмов не было. Даже не могу предположить о чем тогда шла речь на экскурсии.

  • 7 Августа 2018, 23:48

    Да, хотелось бы какой ни на есть конкретики. 

  • 29 Августа 2018, 14:41

    Вроде поняла я откуда здесь все намешано. Читала ИСС и "Лавры, монастыри и храмы..." по поводу Матфиевской церкви, так вся эта местность входила в ее приход. Первой Матфиевской деревянной церковью  служила самая первая деревянная церковь из Петропавловской крепости. Ее перенесли, когда в крепости построили каменную. 

    И церковь в усадьбе Феофана Прокоповича тоже была  - Преображенская, деревянная  -  сохранялась она достаточно долго, хоть и в ветхом виде. На плане Шуберта она обозначена примерно где-то здесь, на набережной.

  • 9 Ноября 2019, 20:02

    Это здание никогда не покупалось Ботаническим садом и оставалось дачей главноуправляющего земледелием и землеустрйством (к этому ведомству относился Императорский ботанический сад) до 1917 г.,  было ему передано только после революции. По некоторым сведениям, в годы первом мировой войны в нем был госпиталь.

    У меня большое сомнение, что это здание ведет свою историю от церкви. И авторство Шарлеманя за уши притянуто, может его указали только по той причине, что он проектировал оранжереи сада. 
    Первовский был поставлен руководить садом примерно в 1855 г. и, судя по всему, повел себя как обычный русский чиновник - построил себе дачу в хорошем месте. 
    Ремонтирвали ее, скорее всего, к Международному ботаническому конгрессу, который был в 1975 г.  Сделали очень плохо. Сейчас здание нуждается к реконструкции и внутренней перепланировке.

  • 9 Ноября 2019, 21:39
    Ответ на "Это здание никогда не покупалось Ботаническим садо" от Euphorbia

     Привожу цитаты из использованных литературных источников (см. публикацию).

     

    [1]:

    "[…] 27 мая 1808 г. последовало Высочайшее повеление устроить церковь на Аптекарском острове, и по сношении г. министра с митрополитом Амвросием церковь тогда же была устроена в готовом каменном здании на набережной Большой Невки, подле Ботанического сада, и 6 августа того же (1808) года освящена в честь Преображения Господня Петропавловского собора протоиереем Иоанном Семеновым. Церковь эта занимала южную часть помянутого здания, и другая часть была занята архивом 3-й экспедиции министерства внутренних дел, переименованной потом в медицинский департамент, а после, в 1836 г. в департамент казенных врачебных заготовлений, она имела небольшую колокольню, а над алтарем крест, деревянную пристройку для паперти и деревянный навес у окон со стороны ботанического сада, для стояния под ним прихожан в летнее время, так как церковь была довольно тесна […] 

     

    Церковь эта, по устроении новой, закрыта была 21 июля 1846 г. и, по переделке, присоединена к архиву […] В 1851 г. дом, где помещались церковь и архив, передан в ведомство министерства Двора, расширен, надстроен и обращен в летний дом для министра уделов, покойного графа Льва Алексеевича Перовского. Ныне он служит для летнего жительства г. Президента Императорского кабинета."

     

    Здесь совершенно однозначно сказано о том, что дача Перовского перестроена из здания, в котором находились церковь и архив. Если у Вас есть какие-то данные, опровергающие это, приведите их.

     

     

    [2], ч. I, с. 318,319:

    "Разница с теперь занимаемым пространством была та, что по р. Карповке (к Аптекарскому проспекту) стоял ряд (7) частных дач (одна из них была куплена садом за 50000 руб. асс. и заключала свыше 3000 кв. саж., а в 1830 году приобретены были и остальные за 85000 руб. асс.). Затем на углу Садового переулка (Песочная улица) и Аптекарской набережной почти на берегу Невы стояла церковь; этот участок также не принадлежал саду. Лишь когда церковь перенесли, там была выстроена дача Удельного ведомства. Эта дача приобретена за сумму 24000 руб. сер. только в 1864 году. Хотя она принадлежала Ботаническому саду, но Сад ею не пользовался (там теперь помещается так называемая Министерская дача)."

     

    Там же, ч. II, с. 284:

    "В 1864 году куплены были за 24000 р. сер. построенные Удельным ведомством дача со службами и флигель с пристройками, находившиеся на углу Песочной улицы и набережной р. Большой Невки."

     

    Таким образом, в данном издании (1913 г.) дважды упоминается факт покупки дачи Ботаническим садом  Правда, говорится о том, что купленная дача Садом не использовалась. По данным [1], еще в 1878 г. дача использовалась для летнего жительства г. Президента Императорского кабинета. На плане 1912 г., помещенном в издании [2], это здание названо "Дача Г. Главноуправляющего". Но как бы то ни было, юридически дача принадлежала Ботаническому саду с 1864 года.

     

    Относительно авторства И.И.Шарлеманя 1-го у меня тоже есть сомнения, но ничем подтвердить их не могу (и Вы, насколько я понимаю, ничего конкретного сказать не можете).

     

  • 12 Ноября 2019, 10:59

    Да, в отношении формальной принадлежности, скорее всего, Вы правы, у Любимова и Липского есть указание о покупке этой дачи. Правда, куплена садом или Главным управлением земледелия и землеустройства? И был ли у сада свой баланс зданий в то время? Строилась она явно до 1864 г. То, что до 1917 г. это здание садом не использовалось - это точно.

    В отношении церкви я смотрел этот же источник и у меня нет уверенности, что она была на нынешней территории сада - надо смотреть детальные планы. На плане сада 1844 г. ничего похожего на этом месте вроде бы нет. Какие-то документы по постройке могут быть в РГИА..  

  • 12 Ноября 2019, 12:52
    Ответ на "Да, в отношении формальной принадлежности, скорее " от Euphorbia

    Покажу фрагменты двух планов в одном и том же масштабе - "Подробного плана Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" и современной карты "Яндекса". Учитывая то, что непосредственное окружение рассматриваемого здания за это время довольно сильно изменилось (в 1828 г. в этом месте еще не проходила Песочная улица - ул. Профессора Попова), я вырезал куски побольше - так, чтобы были видны оранжереи, Карповка, Петровские казармы. Само здание я обвел кружком:

     

     

     

     

    Министерская дача стоит точно на том же месте, что и бывшая церковь, здание имеет те же размеры.

  • 21 Декабря 2019, 21:39

    Спасибо, я не знал про этот план. Тогда становится понятным указание Шарлеманя как архитектора. Получается, что в 1828 г. здание формально в границы сада не входило. 

    Про эту церковь глухо пишет Столпянский, но я думал, что ее совсем ликвидировали, а, получается, "перепрофилировали". 
    Тогда получается, что когда Перовский стал "надзирать" за садом, его дача, строго говоря, не была на его территории, и лишь потом сад ее окружил. На плане сада в статье Фишера (около 1837) этого здания нет, видимо, директор просто не включил то, что к саду формально не относилось.
    Но все это дела особо не меняет. Здание в ужасном состоянии, нужны огромные деньги на реставрацию, что с ним делать - непонятно...

     

     

  • 21 Декабря 2019, 21:54

    Хорошо бы официальный адрес поставить во второй строке, а то здание сложно искать.

  • 30 Ноября 2020, 07:03

    В ЦГИА СПб (Ф. 513, Оп. 102, Д. 8718  https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/8718) хранятся чертежи Архива и церкви при нём, за 1840-й год.

  • 30 Ноября 2020, 07:04

  • 30 Ноября 2020, 07:05

  • 30 Ноября 2020, 07:06

  • 30 Ноября 2020, 07:09

    И дом священника этой церкви, под корпусами нынешнего ЛЭТИеркви, под корпусами ЛЭТИ:

  • 30 Ноября 2020, 07:10
    Ответ на "Да, в отношении формальной принадлежности, скорее " от Euphorbia

     Не то что была, даже сохранилась идеально...

  • 30 Ноября 2020, 07:10
  • 30 Ноября 2020, 07:44

    О построении этой церкви в ЦГИА есть подробное дело: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/19/10/218

    ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 10. Дело 218

     

    А в целом, похоже, никто ее не перестраивал в 40-х, никакой Шарлемань.

  • 30 Ноября 2020, 08:08

    Ещё фото 27 июня 1976 г. со странной подписью: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/br72761

     

    Вид со стороны Аптекарской набережной, 6 одного из павильонов Ботанического сада ( архитектор И.И.Шарлемань-1- й, 1840-й год ). Какой Шарлемань когда в 1837 году чертежи оригинального дома есть, полностью совпадающие с описанием 1808 года у епархиальных ведомостях?

     

    Шарлемань мог перестроить его в 1851, разве что...

     

    К слову перестроено в 70-х с фасада прекрасно, все детали деревянного зодчества перенесли в камень. 

     

  • 30 Ноября 2020, 09:13

    Очень интересные материалы!

     

    Кроме прочего: наконец-то я увидел фотографию здания со вторым деревянным этажом (1948 г.). Только я хочу поспорить с Вашим комментарием к фотографии 1976 г.:

     

    "К слову перестроено в 70-х с фасада прекрасно, все детали деревянного зодчества перенесли в камень."

     

    Вы считаете, что это ПРЕКРАСНО?!!! Приглядитесь к старой фотографии: совершенно грамотные ордера - на первом этаже дорический, на втором ионический, со всеми деталями. А в 70-х годах на втором этаже сделали колонны и пилястры вообще без капителей! Мало того, даже на первом, каменном этаже умудрились изуродовать колонны. Была изящная архитектура, а стал примитив.

     

    Об этом я и писал в комментарии от 9 августа 2017 г., только никак не мог найти изображений. Теперь Вы, наконец, нашли фотографию 1948 года в Госкаталоге. За нее Вам огромное спасибо.

  • 30 Ноября 2020, 17:24

    Кое-что по поводу этой интересной фотографии 1948 года.

     

    1. Называю независимую от интернета ссылку на фотографию: Музей архитектуры им. А.В.Щусева (Москва), инв. № Р XI-5664/33

     

    2. Фотография отсканирована кое-как, изображение искривленное и неконтрастное (что вообще характерно для изображений из этого музея на сайте Госкаталога - так же, как и плохие аннотации). Предлагаю Вашему вниманию обработанное мною изображение (я его сегодня поместил на своем сайте):

     

    Немного более высокое разрешение

     

    Еще раз спасибо atom1990 за фотографию.

     

  • 2 Декабря 2020, 08:32
    Ответ на "Очень интересные материалы! Кроме прочего: наконе" от S.P.

     Спасибо. Да, Вы правы, колонны даже на историческом, нижнем этаже лишиши капителей и деталей.

    Размышляя над авторством второго этажа, обратил внимание на то, что служебный флигель дачи, построенный А.И.Кракау - один в один походит на деревянное убранство второго этажа дачи. Не факт, но, возможно, Кракау автор надстройки.

     

    А вот узнать бы когда дом был заложен, в каком году, и кто его архитектор. И не может ли этот дом быть вообще первым каменным на Аптекарском острове?

  • 12 Февраля 2022, 02:19

    Историю этого дома я подытожил в этой статье: https://vk.com/@history1941-botanicheskii-sad-bin-ran-v-sankt-peterburge-tainy-proshlo

  • 27 Ноября 2022, 18:14

    На карте Яндекса у здания адрес улица Профессора Попова, 2М

  • 12 Ноября 2023, 23:02

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31727
Готовится: 69
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 467