Публикация

Завод "Людвиг Нобель" - Завод "Русский дизель"

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль: Кирпичный

Завод "Людвиг Нобель" - Завод "Русский дизель" 

 

 

Эммануил Эммануилович Нобель   в 1842 г. переехал в СПб со всей семьей: женой и тремя тремя сыновьями Робетром, Людвигом и Альфредом. Семья поселилась рядом с заводом в доме на Петроградской наб. 24   Нобель совместно с генералом Огаревым устроил небольшой механический завод,  на котором были отлиты пушки-памятники, стоявшие у Главного Артиллерийского управления близ Литейного моста. Завод вскоре оказался недостаточным и в 1846 г. Эммануил Нобель устроил на Петербургской стороне другой завод, по размерам значительно больший. Здесь изготавливались мины, металлические конструкции, станки, паровые машины, изобретенное Э. Нобилем  центральное водяное отопление. К крупным работам завода следует отнести оборудование машинами и станками строившихся тогда Кронштадтских мастерских, изготовление металлических решеток и оконных рам Казанского собора и др. В период Турецкой войны Э. Э. Нобелю было поручено произвести минное заграждение Кронштадтской и Свеаборгской крепостей, и он вместе со своим сыном Робертом блестяще выполнил эту задачу.

После войны количество заказов резко снизилось, Нобиль вынужден был перейти на частное судостроение, сконструировав и построив более 50 пароходов  для общества «Кавказ и Меркурий», «Самолет» и др. Но новая деятельность не смогла спасти завод от разорения: он был слишком велик, чтобы жить частными заказами. Э. Нобель был вынужден объявить себя банкротом. Кредиторы просили Людвига Нобиля продолжить дело отца. Проработав около двух лет, Людвиг Эммануилович понял, что завод не спасти, оставил его и в дальнейшем устроил свое собственное дело.  Э.Э. Нобиль, проработав 22 года в  России, в 1859 г. Возвращается в Швецию вместе с сыновьями Робертом, Альфредом и Эмилем.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Жилой дом и контора
    в первые годы

  • фото

    Э. Э. Нобель

  • фото

    Л. Э. Нобель

  • фото

    К. Л. Нобель

  • фото

    Э. Л. Нобель

  • фото

    1870 г.

  • фото

    1870-е гг.

  • фото
  • фото

    Кузница для осей

  • фото

    Сборная и испытательная
    станция для тепловых
    двигателей

  • фото

    Часть мех. мастерской

  • фото

    Часть большой мех.
    мастерской

  • фото

    Большая механическая
    мастерская

  • фото

    Осейная мастерская

  • фото

    Котельная мастерская

  • фото

На противоположной стороне Невы, на Выборгской стороне, несколько наискось от завода Э. Э. Нобиля находился завод Ишервуда (Шервуда), который состоял из литейной, механической и сборочной мастерских и дока для починки мелких судов. Людвиг Нобель, заработав немалые деньги на проведении процедуры банкротства завода отца, порученной ему кредиторами, взял в аренду  этот завод, затем выкупил его и в 1862 г. создал собственное предприятие - Чугунно-медно-сталелитейный и котельный завод. Датой основания завода считается 1 октября 1862 г. Первоначально главной специализацией завода было чугунное и бронзовое литье, изготовление водопроводной арматуры (раковин, сифонов), батарей для отопления, чугунных печей Горни с водяным затвором. Отличным качеством работ завод обратил на себя внимание Артиллерийского ведомства. После исполнения первого заказа, стал постоянным поставщиком ведомства. С 1864 по 1867 гг. завод изготовил 63100 чугунных бомб. Производство лафетов началось в 1865 г.

Завод занимался изготовлением оружия и оборудованием  заводов военного ведомства станками и машинами. В 1863 - 1864 гг. были изготовлены две водяные турбины для Сестрорецкого оружейного завода. В 1865 - 1866 гг. - двадцать бегунных фабрик с лежнями и реторты для обжигания угля для Охтенского  порохового завода. В последующие годы завод Нобеля поставил Санкт-Петербургскому патронному заводу три гидравлических пресса, печи и четыре станка. Для Петербургского арсенала были сделаны несколько токарно-копировальных станков.

В 1870 г. На Всемирной мануфактурной выставке в СПб Л. Э. Нобель удостоился - высшей награды - права изображать Государственный герб. В 1875 г. Ему был пожалован орден  Св. Анны II степени. 

 

В 1874 г. Л. Нобель построил рядом с заводом большой особняк (Пироговская наб., 19).

 

Завод активно  работал в период перевооружения русской армии в конце 1870-х гг. В период 1881-1887 завод продолжал выпуск  вооружения. В это же время  внимание Л. Нобеля было отвлечено в сторону нефтяного дела.

В 1876 г. Л. Нобель занялся конструированием и изготовлением паровых насосов для перекачки нефтии другого оборудования, необходимого для модернизации нефтяного предприятия брата Роберта, находившегося в Баку.

 

В 1879 г. братья объединили капиталы и учредили "Акционерное товарищество нефтяного производства братьев Нобель" ("Бранобель") на основе нефтеперегонного завода в Баку. завод "Людвиг Нобель" стал больше ориентироваться на выпуск оборудования для нефтяной промышленности. Нобели объединили в одном предприятии добычу, переработку и транспортировку нефти, впервые в России построив нефтеналивной флот.

 

В 1882 г. Л. Нобель совместно с инженером Альфредом Тернквистом приспособил нефтяную форсунку для сжигания мазута, остаточного продукта перегонки нефти. Форсунка использовалась при эксплуатации паровозов и пароходов, кроме того "нобелевская горелка" для обогрева домов, для пекарен и кухонных плит.

 

С 1883 г. концерн Нобилей вытеснил с российского рынка американскую компанию Д. Рокфеллера "Стандарт Ойл".

В 1879 г. Л. Нобель первым в России начал выпуск колес с резиновыми шинами.

Людвиг Эммануилович Нобель скончался 31 марта 1888 г. на 57 году жизни. После его смерти  дела перешли к двум старшим сыновьям Эммануилу и Карлу: Э. Л. Нобель продолжил вести дело Товарищества Братьев Нобель, А К. Л. Нобель – дела завода. Особого развития достигло в это время изготовление паровых машин, котлов, задвижек, различной арматуры подъемных приспособлений и пр. Карл Людвигович, как инженер, следил за всеми новостями техники и  обратил свое внимание на керосиновые двигатели, изготовление которых и устроил на своем заводе. В 1893 г. На Всемирной выставке завод получил две золотые медали: за форсунки и за керосиновый двигатель.

В 1888 г. К.Л. Нобель задумал установить на заводе производство сепараторов. Им был заключен договор по которому заводу было предоставлено исключительное право   по всей России изготовления и продажи сепараторов. Спустя несколько лет сепараторы были освобождены от пошлины и изготовление их в России оказалось невозможным, изготовление сепараторов было прекращено, но продажи продолжались. Впоследствии, когда дело достигло больших размеров, оно было выделено в особое предприятие – Торговый дом под фирмой «Альфа-Нобель».

Карл Людвигович скончался в 1894 г. И с того времени ведение завода перешло в руки Эммануила Людвиговича. Эммануэль получил образование в Технологическом институте в Стокгольме, стажировался на предприятиях Германии и Швейцарии. С 1877 г. работал на заводе отца, с 1887 г. возглавлял нефтяную компанию. В это время русская заводская промышленность начала переживать кризис. Э. Л. Нобель нашел необходимым ввести на заводе новые специализации. Завод приступил к изготовлению быстроходных скальчатых насосов, вводится изготовление двигателей Дизеля. В 1898 г., заплатив огромные по тем временам деньги, Нобель купил лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Получив чертежи 20-сильного двигателя, нобель внес конструктивные изменения в двигатель, который теперь мог работать на нефте, а не на керосине. С 1899 г. завод развернул массовое производство дизелей. В 1900 г на Всемирной выставке в Париже двигатель Дизеля получил Гран-при, чему способствовало известие,  что завод Нобиля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти.  Этот двигатель получил в Европе название "русский дизель".

 

На Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. ТД «Людвиг Нобель» в третий раз присуждается право изображать Государственный герб.

 

Для улучшения быта рабочих был устроен зал для народных чтений рабочим, школа для их детей и библиотека для рабочих и их детей. Для служащих завода вблизи него была выстроена целая колония, состоящая из 2-х, 3-х и 4-х этажных домов. Здесь за скромную плату служащие имели квартиры со всеми удобствами: ваннами,  центральным отоплением и пр. Дома отделялись друг от друга тенистыми садиками. см. Лесной пр. 20 к.1

В колонии же помещается школа для детей рабочих  и служащих завода, основанная 17 сентября 1901 г. На средства семьи Нобель в честь Э. Л. Нобеля и находящаяся в ведении  Постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском техническом обществе.

см. Народный дом Э. Нобеля

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

Главным достижение Нобиля  и его инженеров стало изменение конструкциидизеля на реверсный, что позволило использовать дизель-моторы в качестве судовых машин.

 

В 1908 г на заводе были изготовлены два двигателя для подводной лодки "Минога"  - она была построена на Балтийском судостроительном заводе по проекту конструктора Ивана Бубнова и стала первой в мире дизельной подводной лодкой.  Следующие реверсные двигатели были установлены на подводной лодке "Акула". затем Нобель стал оснащать ими свои нефтеналивные суда.

 

После революции Нобели навсегда покинули Россию. Завод был национализирован и получил название "Русский дизель".

  • фото

    Со стороны Пироговской наб.

  • фото
  • фото

    Водонапорная
    башня

Водонапорная башня была построена для  лесопильного завода и льноджутовой мануфактуры Д. Н. Лебедева.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2010

  • фото

    Вид цеха
    со стороны двора
    Фото - Алексей von Fricken

2 комментария
24854 просмотра
Добавил: Наталия, 21 Мая 2009, 22:23
Редактировано: 18 Ноября 2016, 22:52
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house6089.html' target='_blank'>Завод "Людвиг Нобель" - Завод "Русский дизель" на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
  • 8 Марта 2011, 20:29

    текст слишком углублен в жизнеописание семьи Нобель и почти ничего о зданиях на фото. Кстати о стиле, одно здание (больше всего фотографий) имеет ясно выраженный железобетонный каркас, который смело показан на фасадах, а между балками и колоннами кирпичное запонение, это уже не кирпичный стиль, т.к. несущая основа здесь желбет каркас.

  • 8 Марта 2011, 20:38

    По тексту то Нобели, то НобИли...

     

    Нет ссылок.

    Кстати, нужно иметь ввиду, что нынешний "Русский дизель" не явл. правопреммником сов. "Рус. дизеля" - это совсем др. предпр., а прежнее почило...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27090
Готовится: 170
Посетители
Гостей: 173
Всего сегодня: 4241