Публикация

Доходный дом А. А. Анникова (начало)

Фото - yuri.sedunov  03.2012.

Доходный дом А. А. Анникова                                                                     Эклектика

По Кирикову не модерн. Здание носит определенно классицистические черты. 

 

Дом полковника А. Л. Семенова

1852 - арх. Дмитриевский (Дмитревский) Евгений Петрович  ([99]. С.120)

Дом братьев Лихаревых

1910-е - Андреев М. А. - перестройка

Доходный дом А. А. Анникова

1914 - строит.-подрядчик Назаров Степан Егорович,

          арх. Федоров Фёдор Петрович (?) - перестройка,

          включено существовавшее здание       ([99], с. 226)

 

   см. Доходный дом А. А. Анникова  (продолжение)

 

"Чертежи дома А.А.Анникова по Фурштадтской улице № 31 и Козьмодемьянскому переулку № 2 с указанием предшествуюего владельца ( полковник Семенов) ... Архитекторы А.С.Андреев, А.С.Грунтов, С.Е.Назаров, архитекторский помощник К.И.Дмитревский"   1852-1914гг. (ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.4530. 50л) Элеонора

 

В 1852 г. на пустом участке полковник А. Л. Семенов выстроил трехэтажный каменный дом - арх. Е. П. Дмитриевский.

В 1910-х гг., когда здание принадлежало братьям Лихаревым, его перестроил М. А. Андреев.

В 1914 г. доходный дом перестраивается для действительного статского советника А. А. Анникова - строитель-подрядчик С. Е. Назаров, арх. Ф. П. Федоров

 

Фёдорова звали Фёдор Петрович, в (99) среди его построек этого адреса нет.

Михаил Иванович Андреев (техник), согласно (99), умер в 1911 г. Последний его проект датирован 1904 г. В (99) среди его построек этого адреса нет.

Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

В центральной парадной лицевого корпуса по Фурштатской улице свинцово-паечные витражи одинакового рисунка сохранились в пяти окнах в объеме парадной лестницы.

 

Витражное полотно на всех этажах находится в верхней части окон. Рисунок представляет собой овальный горизонтальный венок из стилизованных листьев с включениями желтых цветов с красными сердцевинами. По периметру вдоль рамы проходит орнаментальная полоса с такими же цветами.

 

Классицистический рисунок с мотивом венка характерен для декора фасадов и интерьеров периода неоклассицизма в архитектуре 1910-х гг. В Петербурге сложилась определенная иконографическая традиция в изображении таких венков. Однако витражи по этому адресу представляют другой тип мотива - более лаконичный как по цвету, так и по рисунку. Здесь используется большой ассортимент бесцветных стекол с различной поверхностью, за счет чего достигается богатство зрительного впечатления.

 

Бесцветные стекла с рифлением составляют фон, на котором графикой выделяется овальный венок из так называемого «ледяного» стекла, напоминающего слюду, со стеклом «Мороз» в центре композиции. В орнаменте по периметру используется бесцветное стекло с фактурой «Ondoyant» и стекло с мелкой фактурой, название которой не установлено. Бесцветное витражное полотно дополнено яркими вставками из желтого стекла с фактурами «Muranese» и «Granit», красными кафедральными стеклами и кабошонами.

Поэтажная сохранность: в окне на площадке 1-2-го этажей витражное полотно осталось во фрамуге и в верхней секции правой створки; 2-3-го этажей - только во фрамуге; 3-4-го и 4-5-го этажей - во фрамуге и в верхней секции правой створки. На площадке 5–6-го этажей окно выше прочих за счет дополнительной фрамуги, рисунок в которой повторяет обрамление витражей на других этажах, а в центре — сплошное остекление рифленым бесцветным стеклом с желтыми ромбами на средокрестиях.

 

Этот комплекс витражей в стиле неоклассицизма является уникальным, так как подобный рисунок в окнах не встречается. При этом подбор стекол, их особенный ассортимент, в котором преобладают бесцветные стекла с различной фактурой и обработкой поверхности, характерен для петербургского витражного искусства начала ХХ в.

 

В парадной корпуса по Мелитопольскому переулку изначально находились витражи с таким же рисунком, но с иными пропорциями (в соответствии с размером и расстекловкой рам). По сведениям с портала Citywalls.ru они утрачены к 2017 г.

Дата осмотра: Ноябрь 2020. Все фото выполнены волонтерами проекта.

(добавил Eliz)

  • фото

    Парадная по
    Мелитопольскому пер.
    На шести ярусах - одинаковые
    витражи в разной степени
    сохранности

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Leha@ 2009.

  • фото

    3-й ярус (парадная
    по Фурштатской)

  • фото

    Фото - Виктор М

  • фото

    Левая лестница
    по Фурштатской
    5 ярус

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    4 ярус

  • фото
  • фото
  • фото

    3 ярус

  • фото
  • фото

    2 ярус

  • фото
  • фото

    1 ярус

  • фото

    Фото - С. Васильев
    13.10.2012.

  • фото

    Проект "Витражи
    С.-Петербурга
    Инвентаризация 2020-2024"
    Витраж в окне 3-4-го
    этажа (фрагмент)

  • фото

    Витраж в окне
    3-4-го этажа
    (фрагмент)

  • фото

    Окно 4-5-го этажа

  • фото

    Витражи в парадной
    по Мелитопольскому пер.
    Утрачены
    Фото С. В. Васильева 2013

  • фото

    Окно 2 с витражом.
    Утрата
    (добавил Eliz)

 

1965: Художественно-оформительский комбинат - ул. Салтыкова-Щедрина, 30, переплетная - ул. П. Лаврова, 31.([108]. C. 200)

 

 

 

Печь в парадной по Фурштатской ул. - это закрашенная печь Ракколаниокского завода, модель № 67 по проекту арх. Класа Акселя Гюльдена. Подробнее о модели. В Петербурге есть печь той же модели еще в парадной дома 16 по 10-й Советской, тоже закрашена.  (от rodendrev)

Печь Гресвикенского завода и камин находятся в стоматологической клинике, вход в Фурштатской. Скорее всего, клиника расположена в бывшей квартире.

  • фото
  • фото

    Парадная по
    Фурштатской ул.
    1 ярус

  • фото

    2 ярус

  • фото

    3 ярус

  • фото

    3 ярус

  • фото

    4 ярус

  • фото

    4 ярус

  • фото

    5 (верхний) ярус

  • фото

    5 (верхний) ярус

  • фото
  • фото
  • фото

    Печь в
    холле

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Декор в холле

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Потолок в холле

  • фото

    В холле

  • фото
  • фото

    Единственная
    подлинная дверь
    (остальные
    воссозданы)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    09.04.2011.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Современная плитка в холле
    Фото - Виктор М
    25.01.2012.

21 комментарий
7279 просмотров
Добавил: Blackadder, 30 Апреля 2009, 23:12
Редактировано: 11 Июня 2025, 15:12
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house5801.html' target='_blank'>Доходный дом А. А. Анникова (начало) на Citywalls.ru</a>
Всего 21 комментарий
  • 11 Июля 2018, 23:33

                В этом доме жили:

    1880-е   врач психиатр  И. М. Балинский  (А. Англин  Первая столичная адресная книга 1886-1887 

                  С-Петербурга адреса Петербургских врачей С.60). Этот дом в то время имел адрес Фурш-

                  татская ул. 31. Этот дом в то время имел адрес Фурштатская ул. 31, согласно табеля домов

                  С-Петербурга 1889 года стр. 216 нумерация дома изменилась: новый № 32, старый № 23.              

    1880-е - 1896   инженер-архитектор Н. М. Бихеле  (В. С. Тяпин  Строительный адрес-календарь на

                             1890 год С-Петербургское общество архитекторов  С-Петербург  1890  С.1-23; Адрес-

                             ная книга города С-Петербурга на 1893 год часть II С.28; ВПб на 1894.O.C.36, на 1895.

                             C.20, на 1896.C.29).

                             Николай Максимилианович Бихеле (19.08.1830.  -  06.02.1895. С-Петербург), кладбище                                   Волковское лютеранское;  СУ (1853)

    1915 - 1917, 1926 - 1930   гражданский инженер С. И. Андреев  (ВПг на 1916.O.III.C.21, на 1917.С.14,

                         ВЛд на 1927.O.XI.С.14, на 1928.С.18. на 1929.С.9, на 1930.С.16).      

                         Семен Иванович Андреев (17.02.1863.  -  1930),  ИГИ (1886).

  • 24 Января 2020, 14:40

    Анна Вырубова (Танеева) в своих воспоминаниях пишет, что они с мамой осенью или зимой 1917  сняли квартиру на 6 этаже на Фурштатской, но не указывает дом. В спрачочнике ВПг их, конечно, нет. Не знаете, где ещё можно поискать, в каком именно доме они жили? Вроде бы 6-ти этажных на Фурштатской не много. 

  • 21 Февраля 2022, 00:06

    Дворников Александр Васильевич, 1897 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: 1941. Место захоронения: неизвестно.

    Дворникова Антонина Александровна, 1932 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: 1942. Место захоронения: неизвестно. 

    Дворникова Мария Ивановна, 1900 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: 1942. Место захоронения: неизвестно. 

    Игнатьева Анна Федоровна, 1872 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: 1942. Место захоронения: неизвестно. (.

    Сохор Ефим Григорьевич, 1889 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Преображенское кладб. 

    Сохор Лев Григорьевич, 1887 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: декабрь 1941. Место захоронения: Преображенское кладб., братская могила

    Сохор Сарра Григорьевна, 1898 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Преображенское кладб., братская могила 

    Сохор Фаня Григорьевна, 1896 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: декабрь 1941. Место захоронения: Преображенское кладб., братская могила 

    Столобкова Анна Михайловна, 1875 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. 

    Шац Соломон Давидович, 1892 г. р. Место проживания: ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 11. Дата смерти: декабрь 1941. Место захоронения: Преображенское кладб.

  • 21 Февраля 2022, 00:27

    В кв. 19 проживал художник-постановщик киностудии "Ленфильм" Мейнкин Семен Львович (Лейбович; 1892-1.1942). В начале 20-х работал в Париже под руков А. и Н. Бенуа. В 1941 г. работал над фильмом "Маскарад". Скончался в этом доме в блокаду.

    // Весь Ленинград на 1927-1931 гг.; Списки абонентов ЛГТС. Л., 1937, 1940 г. - тел. Ж-2-34-74.

     

    Розенфельд Яков Самойлович (1883, Витебск) - профессор Ком. Академии и Машиностроительного института. Место проживания Ленинград, П. Лаврова, д.31, кв.15. Арестован 21.12.1930. Осужден 31.05.1931. Обвинение 58-11. Приговор Пост. СОУ ПП ОГПУ в ЛВО дело следствием прекращено. 

    Эльман Иосиф Станиславович, 1893 г. р., уроженец г. Варшава, поляк, беспартийный, шофер 4-го грузопарка, проживал: г. Ленинград, ул. Петра Лаврова, д. 31, кв. 3. Арестован 23 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 12 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 17 октября 1937 г.

  • 9 Июня 2025, 23:49

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    В центральной парадной лицевого корпуса по Фурштатской улице свинцово-паечные витражи одинакового рисунка сохранились в пяти окнах в объеме парадной лестницы.

     

    Витражное полотно на всех этажах находится в верхней части окон. Рисунок представляет собой овальный горизонтальный венок из стилизованных листьев с включениями желтых цветов с красными сердцевинами. По периметру вдоль рамы проходит орнаментальная полоса с такими же цветами.

     

    Классицистический рисунок с мотивом венка характерен для декора фасадов и интерьеров периода неоклассицизма в архитектуре 1910-х гг. В Петербурге сложилась определенная иконографическая традиция в изображении таких венков. Однако витражи по этому адресу представляют другой тип мотива — более лаконичный как по цвету, так и по рисунку. Здесь используется большой ассортимент бесцветных стекол с различной поверхностью, за счет чего достигается богатство зрительного впечатления.

     

    Бесцветные стекла с рифлением составляют фон, на котором графикой выделяется овальный венок из так называемого «ледяного» стекла, напоминающего слюду, со стеклом «Мороз» в центре композиции. В орнаменте по периметру используется бесцветное стекло с фактурой «Ondoyant» и стекло с мелкой фактурой, название которой не установлено. Бесцветное витражное полотно дополнено яркими вставками из желтого стекла с фактурами «Muranese» и «Granit», красными кафедральными стеклами и кабошонами.

    Поэтажная сохранность: в окне на площадке 1–2-го этажей витражное полотно осталось во фрамуге и в верхней секции правой створки; 2–3-го этажей — только во фрамуге; 3–4-го и 4–5-го этажей — во фрамуге и в верхней секции правой створки. На площадке 5–6-го этажей окно выше прочих за счет дополнительной фрамуги, рисунок в которой повторяет обрамление витражей на других этажах, а в центре — сплошное остекление рифленым бесцветным стеклом с желтыми ромбами на средокрестиях.

     

    Этот комплекс витражей в стиле неоклассицизма является уникальным, так как подобный рисунок в окнах не встречается. При этом подбор стекол, их особенный ассортимент, в котором преобладают бесцветные стекла с различной фактурой и обработкой поверхности, характерен для петербургского витражного искусства начала ХХ в.

     

    В парадной корпуса по Мелитопольскому переулку изначально находились витражи с таким же рисунком, но с иными пропорциями (в соответствии с размером и расстекловкой рам). По сведениям с портала Citywalls.ru они утрачены к 2017 г.

     

    Дата осмотра: Ноябрь 2020. Все фото выполнены волонтерами проекта.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32609
Готовится: 78
Посетители
Гостей: 7566
Всего сегодня: 443596