Публикация

Особняк Н. Л. Бенуа

Здание на карте
фото
Архитекторы: Бенуа Н. Л.
Год постройки: 1848-1849
Стиль:

Особняк Н. Л. Бенуа 

 пр. Римского-Корсакова, 37 - ул. Глинки, 15

Участок домов N37-41

Участок арх. Василия И. Баженова

1790-е  - 1805 г.

 

Участок дома 37

Дом Всеволода Васильевича Баженова

1805  - 2-этажн. каменный дом

Дом Бенуа

1810-  -

Особняк Н. Л. Бенуа

1848-1849  - акад. арх. Бенуа Николай Леонтьевич - надстройка

 

Участок дома 41

Дом Константина Васильевича Баженова

1805  - 2-этажн. каменный дом

1810-  - участок продан

Доходный дом Р. Г. Веге

1912-1914  -

  • фото

    Проект надстройки.
    Фасад по Никольской ул.
    1848 г.

  • фото

    Комната Н. Л. Бенуа.
    Фото из книги [114]

  • фото

    Фото - С. Васильев 2009 г.

  • фото

    «Иллюстрированное меню»
    18 июня 1923 Н. А. Бенуа
    (сайт kykolnik.livejournal)
    Похоже, рисунок был сделан
    из окна угловой комнаты или,
    скорей, соседнего с ним по ул. Глинки.
    (добавил - Liz)

 

Из истории застройки: объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях» за декабрь 1797 г.

«Продается под строение хорошего дома место в 40 сажен с лишком длины и 30 сажен поперешнику, против Никольского собора, одним углом поворотясь по Никольскому каналу, другим по Театральному проспекту (1), на оном месте разводится молодой сад с хорошим разположением, имеется в готовности материал для фундамента и для цокуля из гранитного камня; а кому угодно будет строиться, тому план и фасад по лутчему вкусу архитектуры готовые сообщены быть могут; о цене спросить у живущего на оном месте, по каналу, архитектуры гезеля (2) Миллера.

(1) Театральный проспект - неприжившееся название улицы Глинки, до 1792 г. остававшейся Никольской ул.

(2) Гезель, от нем. Geselle (подмастерье) - в данном случае помощник архитектора.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

В мае 1796 г. арх. В. И. Баженов безвозмездно получил в собственность большой участок земли во 2-й Адмиралтейской части, на территории бывших «морских светлиц». Из приведенного в объявлении описания следует, что речь идет именно об этом участке, о чем свидетельствует также имя Лаврентия Миллера, бывшего в течение ряда лет сотрудником Баженова.

От постройки его заставило отказаться, вероятно, состояние здоровья: в феврале того же года Баженова сразил паралич, от которого он так и не смог полностью оправиться. Так или иначе, была предпринята попытка продать участок, но она ни к чему не привела. Спустя год с небольшим после публикации объявления зодчий скончался.

 

Участок перешел к его наследникам - сыновьям Константину и Всеволоду, которые в 1805 г. возвели в разных концах участка два трехэтажных каменных дома с однотипными фасадами - № 41 и № 37 по Екатерингофскому проспекту (пр. Римского-Корсакова).

 

О дальнейшей судьбе этих зданий может поведать объявление в этой же газете за 1805 г. (№ 6):

«Наследники покойного Действительного Статского Советника и Кавалера В. И. Баженова сим извещают почтенную публику о месте, ему принадлежавшем, которое после его кончины разделено между ними законным порядком на две части; имянно: на одном конце построен вчерне дом <...>, под которым земли от угла к каналу, по Екатерингофскому проспекту, 10 сажен <...>, а по каналу 30 сажен, сей дом принадлежит г. Генерал-Майору К. Баженову. На другом конце выстроен также дом под крышкою <...>, под которым земли, по Екатерингофскому же проспекту, <...> до угла Никольской улицы, мерою 31 сажень 2 аршина, считая дом и двор, который от первого дома и двора отделен забором на основании законном: а сей другой дом есть собственность другого хозяина, имеющего на оный все законные документы».

 

Константин Баженов владел своим недвижимым имуществом дольше брата, но и его дом, который по внешнему виду был близок дому Бенуа (Римского-Корсакова пр., 37), в 1810-х гг. перешел к другому владельцу.

В 1912-1914 гг. его место занял доходный дом Р. Г. Веге.

 

Сведения о том, кто же стал хозяином дома на участке 37 (пр. Римского-Корсакова), сохранились в «Ведомости о домах обывательских, не имеющих на лицо по улице строения», относящейся к 1806 г.: «Отставным полковником Всеволодом Васильевичем Баженовым выстроено вновь каменное строение в 3 этажа по Никольской улице; по Екатерингофской улице от угла оного строения спереди забор деревянный, дощатый, ветхий, а внутри двора сзади старые каменные погреба без крышки. Дал подписку застроить регулярным строением чрез 2 года». Всеволод Васильевич Баженов так и не застроил пустующее место - вместо этого он продал свое владение «метрдотелю Бенуа», основоположнику династии петербургских Бенуа, причем семейные предания гласят, что дом так и перешел к Бенуа построенным вчерне, без отделки.

(добавил - ОляК, из книги: Анатолий Иванов. История Петербурга в старых объявлениях. М.-СПб., «Центрполиграф», 2008. С. 405-406, 461-462)

Семья Бенуа жила в доме на углу Никольской ул. (ул. Глинки) и Екатерингофского пр. (пр. Римского-Кормакова). Официально дом принадлежал матери Николая Леонтьевича.

"Купил дом (наполовину построенный) мой дед еще в дни царствования Павла I, кажется в 1799 г." (Александр Бенуа)  Участок принадлежал арх. В. И. Баженову.

Вскоре после приезда из-за границы Н. Бенуа надстраивает дом четвертым этажом. После свадьбы в 1848 г. семья Н. Бенуа занимет квартиру на втором этаже, в которой арх. и прожил до самой смерти. Идея создания здесь музея не смогла найти воплощения.

([114],С.121-122)

У А.Н. Бенуа знания об истории дома были не вполне точные. "Купил дом мой дед наполовину построенным еще в дни царствования Павла I, кажется, в 1799 г.. В на­чале «дом Бенуа» был всего в три этажа (по русскому счету), но в архитектурном смысле он был тогда гораздо красивее, нежели каким он стал потом: он даже был настолько красив со своими группами тройных окон под полукруглыми арками, что его можно было приписать самому Гваренги. К сожалению, папа, которому дом до­стался в наследство, пожелав увеличить его доходность, надстроил еще один этаж и это обезличило фасад, ибо хотя тройные окна и остались, но как раз типичными полукружиями над ними пришлось пожертвовать. Зато сохранились в целости прелестные маски над окнами нижнего этажа* и нетронутой осталась и характерная парадная лестница. Эта парадная лестница начиналась внизу с прямого, ведшего вглубь, коридора, под, убранным сочными розет­ками, сводом, а затем сворачивала влево и опять поды­малась широкими всходами между массивными столба­ми; на каждом повороте открывалась своеобразная пер­спектива. Всё это носило тяжелый и несколько мрачный характер, но и усиливало одновременное впечатление чего-то крепкого и надежного, почти крепостного. Я был убежден, что фамильные тени продолжают бродить именно по этой оставшейся нетронутой лестнице и долж­ны были встречаться с нами, с их живыми потомками. При луне или тусклом сумраке белых ночей, да и осве­щаемая отблеском единственного фонаря, продолжавше­го гореть на дворе всю ночь, — наша парадная превра­щалась в настоящую «декорацию для драмы», хоть ни­ каких драм и трагедий в нашем доме за все мне извест­ные периоды, слава Богу, не произошло. По простоте тогдашних нравов, как уже упомяну­то, наша «парадная» не отапливалась и в ней не было швейцара. Лишь дежурный дворник, завернувшись в свою шубу, дремал ночью снаружи в любой холод у входных дверей. До полуночи лестница освещалась га­зом, рожки которого были заключены в большие стен­ные фонари, сохранившиеся от времен, когда она осве­щалась масляными лампами. На ночь эти фонари ту­шились. Дверь нашей квартиры была со стороны лест­ницы обита для тепла черной клеенкой, а прибитая на ней гладкая медная дощечка курсивными буквами гла­сила, что здесь проживает «Николай Леонтьевич Бенуа, архитектор». Звонок был старомодный - надлежало дернуть за рукоять в медной чашечке, чтобы он зазвонил, но звонил он и в передней и в конце длиннейшего коридора у двери в кухню. Замок на входной двери был особый, довольно замечательной конструкции. Изнутри он открывался поднятием железной подковы, снаружи же можно было его открыть только посредством особого ключа, состоящего из стальной палочки, конец которой, будучи введен в круглое отверстие замка, перегибался (спадал) и таким образом достигал конца помянутой подковы; подкова от нажима поднималась и дверь была открытой... Когда я получил (лет 15-ти) разрешение возвращаться домой ночью в такие часы, когда уже все спали, то, чтобы не будить прислугу, мне разрешалось брать этот «фамильный ключ», и мне до сих пор памятно ощущение холодного, гладкого, перегибающегося стерж­ ня, который я нащупывал в кармане пальто. Отчетливо запомнился и звук открываемой им двери - звук, озна­чавший днем возвращение папы со службы".

* Маски эти приписывались скульптору Прокофьеву. Их бы­ло два типа. Одна изображала страшную, похожую на Горгону «рожу» с разинутым ртом, другая очень миловидную, улыбаю­щуюся особу с курьезно повязанной над головой прической. Че­редование выражений ужаса и веселья тоже сыграли свою роль в моей детской психологии".

(Бенуа А. Жизнь художника: Воспоминания. Т. 1. Н.-Й., 1955. С. 265-267 добавил: Liz)

 

По этому адресу часто бывал Иосиф Бродский, т.к. здесь жила (и скорее всего до сих пор живет) его долгая любовь - художница Марина Басманова.                                                                                                                       (brocard)

 

 

Абатурова Наталия Андреевна, 1861 г. р. Место проживания: ул. Глинки, д. 15/37. Дата смерти: март 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 1)

По данным купеческой книги 1897 г., Н. А. Абатурова была купчихой 2 гильдии, замужней, жила в Никольском пер.. д. 2, там же торговала в лавке маслами и колониальными товарами.                                                                      (Liz)

 

 

1850: Альберс. Дагерротипный портретист. Никольская ул.. д. Бенуа

                                                                                         (Гор. указатель или Адресная книга ... на 1850 год. СПб., 1849. С. 105).

  • фото

    Плитка в подъезде со
    стороны Римского-Корсакова.
    Фото - Виктор М, 2010.

  • фото

    Парадная по
    ул. Глинки

  • фото
  • фото

    Подъезд со стороны
    ул. Глинки

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М,
    13.11.2011.

  • фото

    Фото -
    vladimir-2013,

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 07.2011.

  • фото

    Лестница №1 (парадная
    по ул.Глинки)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 01.2016.

  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница по проспекту.
    (л/указатель отсутствует)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 01.2016.

27 комментариев
8453 просмотра
Добавил: Наталия, 18 Апреля 2009, 20:30
Редактировано: 21 Марта 2018, 01:30
Оцените:
(28 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house5504.html' target='_blank'>Особняк Н. Л. Бенуа на Citywalls.ru</a>
Всего 28 комментариев
  • 16 Октября 2017, 19:24

    Конец XIX в.  : "Вид из окна дома Бенуа на Никольской улице. Акварель А.Н.Бенуа."

              
                        (Лит-ра: Бенуа А.Н. Мои воспоминания. Кн.1-3. - М., 1990. С.160-161)

  • 16 Октября 2017, 19:46
    Ответ на "Конец XIX в.  : "Вид из окна дома Бенуа на Ни" от nikspb

     Эту картинку хорошо бы к тем домам, которые на ней изображены - снесенный особняк Мордвиновых и надстроенный Комиссариат (за театром)

  • 10 Октября 2018, 19:48

    Десять маскаронов на фасаде дома Бенуа в Адмиралтейском районе Петербурга замазаны штукатуркой.

    https://www.fontanka.ru/2018/10/10/080/

  • 11 Октября 2018, 03:57

    А вот был же какой-то балбес, который якобы свои маски вывешивал на домах. Человек жаждет попасть под лошадь.

  • 11 Октября 2018, 04:53

    Интересно, а маскарон девушки имел прототип? 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27082
Готовится: 170
Посетители
Гостей: 33
Всего сегодня: 920