Публикация

Дом Касаткина-Ростовского (по наб. Мойки)

Здание на карте
фото
Мойки наб., 84
Пирогова пер., 15
Архитекторы: Бенуа Н. Л.
Год постройки: 1869-1870
Стиль:

Дом Касаткина-Ростовского                                           

наб. р. Мойки, 84 - пер. Пирогова, 15

1-я четверть XIX века - автор не установлен

Дом М. Ю. Виельгорского          пер. Пирогова, 15

1837-1839  - арх. Пель Александр Христофорович - строительство дворовых корпусов

Дом Касаткина-Ростовского       наб. р. Мойки, 84 - пер. Пирогова, 15 

1869-1870  - арх. Бенуа Николай Леонтьевич - стр-во корпуса по набережной

(Список...)

   см. Дом Касаткина-Ростовского  (по пер. Пирогова)

 

В 1869 г. архитектор делает проект дома для князя Касаткина-Ростовского на набережной Мойки (дом 84). Терри­тория, на которой должно было производиться строитель­ство, простиралась до Глухого (ныне Пирогова) переулка и была местом историческим. В начале XIX века в глубине участ­ка главным фасадом в переулок стоял дом М. Ю. Виельгорского. Не сохранившийся до наших дней, он был широко известен в кругах декабристов, здесь проходили тайные собрания ма­сонской ложи. На месте проектируемого Н. Л. Бенуа дома был выходящий к Мойке большой сад с оградой, с двух сто­рон ограниченный боковыми фигелями. Четырехэтажное здание, построенное им, заняло весь фронт участка вдоль Мойки, боковые флигеля были разобра­ны до основания. Фасад дома имеет четкую композиционную основу. Слегка выступающий вперед и делящий его на три почти равные части центральный ризалит был увенчан небольшим фронтоном с лепным гербом. Боковые плоскости центри­рованы двухэтажными эркерами. На гладких поверхностях стен выделяются лишь тонко и умело прорисованные в стиле барокко оконные наличники с красивой лепниной, различные в каждом этаже, а также изящные чугунные решетки балко­нов. Благородство пропорций, умеренность и прекрасно най­денное общее декоративное решение позволяют нам счи­тать дом Касаткина-Ростовского настоящей удачей Николая Леонтьевича Бенуа.                                                                         ([114]. С.  108; добавил: Liz)

  • фото

    1828 г. фрагмент
    плана Шуберта

  • фото

В 1869 г. арх. Н. Л. Бенуа делает проект для князя Касаткина-Ростовского на наб. Мойки, дом 84. Территория под застройку простиралась от набережной до Глухого пер. (пер. Пирогова).

 

В начале XIX в. в глубине участка главным фасадом в переулок стоял дом М. Ю. Виельгорского (не сохран.). Дом был известен в кругу декабристов, здесь проходили тайные собрания масонской ложи.

На месте проектируемого Н. Л. Бенуа дома находился большой сад с оградой, с двух сторон ограниченный боковыми флигелями.

 

Четырехэтажное здание заняло весь фронт участка вдоль Мойки, боковые флигели были полностью разобраны.

Центральный ризалит был увенчан небольшим фронтоном с лепным гербом. Оконные наличники украшенны в стиле барокко лепниной, различной на каждом этаже.

([114],С.108)

В доме с 1905 г до своей смерти в 1913 г. проживала артистка оперетты Анастасия Дмитриевна Вяльцева.

(ВП на 1905 г. О. III Стб. 136, на 1913 г. О. III Стб. 129)

 

А. Д. Вяльцева, исполнительница городских, цыганских романсов, певица оперетты, начала свою сценическую карьеру в Киеве, выступала в Москве, большую часть жизни прожила  в Петербурге. Несколько раз она участвовала в оперных представлениях, в том числе и в Мариинском театре. Она спела Кармен ("Кармен" Бизе), Амнерис ("Аида" Дж. Верди), Далила ("Cамсон и Далила" Сен-Санса), пела в "Миньоне" и "Пиковой даме". Но оперной певицей она все же не стала. В 1900-е годы о Вяльцевой много писали и говорили. Журналисты нарекли ее "несравненной".

 

Когда началась Русско-японская война, часть денег от выступлений Анастасия Вяльцева отдавала в пользу раненых, давала много благотворительных концертов, на свои средства  снарядила санитарный поезд в Маньчжурию, где  воевал ее будущий муж Василий Викторович Бискупский.

 

4 (17) февраля 1913 года в Петербурге Анастасия Дмитриевна Вяльцева скончалась - в возрасте 42 лет от рака крови. Уже зная о своей болезни, Анастасия Дмитриевна составила завещание: она отдала свои средства городу с условием организовать либо больницу ее имени для рожениц, либо приют для внебрачных детей. В случае, если город откажется от этой благотворительной акции, Вяльцева распорядилась продать принадлежащие ей дома и имущество  и направить деньги в Санкт-Петербургский университет  для учреждения стипендий крестьянским детям. В связи с начавшейся Первой мировой войной и революционными событиями 1917 г. завещание исполнено не было.

 

А. Д. Вяльцеву похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1914 г. родные Вальцевой заказали известному скульптору С. Н. Судьбинину  мраморное надгробие. Было сообщено, что памятник готов, но, т.к.  он был изготовлен в Париже, может быть привезен в Россию только после окончания войны. Впоследствии след этой скульптуры затерялся во Франции. В 1915 г. на могиле певицы была установлена часовня, сооруженная в стиле модерн по эскизам архитектора Л.А. Ильина. Первоначально ее венчала луковка с позолотой и крест. Склеп оформляла ажурная решетка, стены были облицованы мрамором, а над могилой установлен небольшой мраморный столик, на котором стояла фигура ангела. В склеп вела мраморная лестница, где стоял гроб Анастасии и ее матери Марии Тихоновны, умершей в том же 1913 г. Над могилой предполагалось установить мраморную статую актрисы, которую изготовил скульптор Судьбинин. Все последующие годы часовня охранялась ее семьей от ограблений и разрушения. Брат певицы, бессильный противостоять кладбищенскому варварству, был вынужден замуровать вход в гробницу.

В настоящее время часовня отреставрирована на средства, выделенные губернатором г. Брянска.

(добавил: Наталия по материалам статьи С. Ильченко "Царицу салонов обожала

вся Россия" в газере "Невское время" от 2 марта 2011 г. и сайта funeral-spb.narod.ru)

 

ВП на 1913 г. (О. IV Стб. 141, 275) указывает за А. Д. Вяльцевой одно домовладение - дом по наб. Карповки, 24 - Ординарной ул., 23  

 

В 1995 г на фасаде дома была установлена  мемориальная доска (архитектор Т. Н. Милорадович) с ошибочными датами в тексте. "В этом доме с 1905 по 1913 год жила выдающаяся певица русской эстрады Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871 - 1913)". Это неправильно - она жила здесь в 1904 - 1913 годах. И  вот почему: ссылка на "Весь Петербург на 1905 год" правильна, но эта книга начинала готовится в печать в августе-сентябре предыдущего 1904 г.. Таких ошибок в мемориальных досках нашего города не один десяток. Об этом не знают многие краеведы, а если перед их глазами сама доска с ошибками, то они это не проверяют, верят тому, что видят.

В этом доме в 1906 - 1908 гг. жил Н. Н. Фигнер (ВПб на 1907. С.737, 1908. С.785)                                                          (добавил: Valery 39)

  • фото

    А. Д. Вяльцева

 

 

 

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (211).

  • фото

    Кадр из фильма
    "Что бы ты выбрал?" 1981.
    (добавил Den)

  • фото

    Лестница №5,
    в дворовом
    корпусе

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - vladimir-2013, 11.2016.

20 комментариев
3686 просмотров
Добавил: Blackadder, 24 Июня 2009, 22:11
Редактировано: 3 Февраля 2017, 15:07
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house5450.html' target='_blank'>Дом Касаткина-Ростовского (по наб. Мойки) на Citywalls.ru</a>
Всего 18 комментариев
  • 10 Января 2017, 13:36

    Это Мойка. Фонтанка вот - http://www.citywalls.ru/house2554.html

  • 10 Января 2017, 17:16
    Ответ на "Это Мойка. Фонтанка вот - http://www.citywall" от Liz

     Перепутал, Удивляюсь



  • 10 Января 2017, 17:43

    ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 3387
    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Н.В.Ланскому, Голицыной, Касаткину-Ростовскому, К.М.Бенуа по наб.р.Мойки, 84 (наб.р.Мойки, 84 и Максимилиановскому пер., 15)

    Начальный год: 1837

    Конечный год: 1916

  • 3 Февраля 2017, 00:42
    В Ответ на "Вот еще, но тут у меня как-то Мойка, Вознесенский " от Наталия

     Хотелось бы сделать комментарий о А. Д. Вяльцевой. В 1995 году на фасаде дома была установлена 

    мемориальная доска (архитектор Т. Н. Милорадович) с ошибочными датами в тексте. "В этом доме с

    1905 по 1913 год жила выдающаяся певица русской эстрады Анастасия Дмитриевна Вяльцева (1871 -

    1913)". Это неправильно - она жила здесь в 1904 - 1913 годах.(ВПб на 1905. O. III. C. 136)

    И  вот почему. Ссылка на "Весь Петербург на 1905 год" правильна, но эта книга начинала готовится в печать в августе-сентябре предыдущего 1904 года. Таких ошибок в мемориальных досках нашего города не один десяток. Об этом не знают многие краеведы, а если перед их глазами сама доска с ошибками, то они это не проверяют, верят тому, что видят.

      Хочу добавить, что в этом доме в 1906 - 1908 гг. жил Н. Н. Фигнер (ВПб на 1907. O. III. С. 737, на 1908.

    С. 785)

  • 3 Февраля 2017, 03:55
    Ответ на "В Ответ на "Вот еще, но тут у меня как-то Мойка, В" от Valery 39

     Так сделайте. Там очень поучительная картина получается, когда прослеживаешь их адреса, ее и Бескупского, с начала их отношений, когда они вынужденно делали из этого тайну.

     

    Проник бы кто-нибудь - там очень хороший, просторный и светлый двор с лиственницами, очень интересный вид на трубу Воронинских бань. Правый флигель, если смотреть от Мойки, очень старый, в него надо спускаться по нескольким ступеням.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 26072
Готовится: 129
Посетители
Гостей: 212
Всего сегодня: 4660