Публикация
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра -
|
Архитекторы: | Трезини П. А. Росси И. Расторгуев М. Д. |
Год постройки: | 1725-1730, 1741-1748 |
Стиль: | Барокко |
наб. р. Монастырки, 1Г
Федоровский корпус
1725-1730, 1741-1748 - арх. Швертфегер Т., Трезини Пьетро Антонио, Расторгуев М. Д.
Церковь св. Феодора
1745-1750 - арх. Трезини Пьетро Антонио, Росси И.
Церковь Исидора Пелусиота
1889-1891 - арх. Карпов Г. И.
В 1725 г. по другую сторону строящегося главного собора начали строительство последних трех уступов главной линии, повторяющих композицию и всю структуру Духовского корпуса по проекту арх. Т.Швертфегера .
В 1730 г. строительство было прекращено и возобновлено лишь в 1741 г. Строительство вел арх. Пьетро-Антонио Трезини. Ему приходилось учитывать, что работы проводились в уже начатом ансамбле. В конечном итоге Трезини точно повторил структуру Духовского корпуса, внеся лишь большую пластичность в декоративное оформление фасадов, применив полуколонну на фоне плоских пилястр. Эта деталь добавила живописность и эффектность ясным и четким объемам уступов, законченных к 1748 г.
Северная линия.
Федоровский корпус
Федоровская
церковь
Исидоровская церковь
Интерьер Исидоровской
церкви
Интерьер Никольской
церкви
Феодоровская церковь,
иконостас в верхнем храме
св. Николая Чудотворца
Интерьер Феодоровской
церкви
Корпус братских келлий,
вдали Феодоровская церковь
С сайта pastvu.com
Добавил -
Андрей Агафонов .
Фото из книги [95]
(добавил
Андрей Агафонов .)
Исидоровская
церковь
(добавил
Андрей Агафонов .)
Исидоровская церковь,
могила митрополита Исидора
(добавил Андрей Агафонов .)
Иконостас
Феодоровской церкви
(добавил Андрей Агафонов .)
(добавил Андрей Агафонов )
(добавил
Андрей Агафонов )
(добавил
Андрей Агафонов )
Грабарь "История
Русского искусства"
(добавил
Андрей Агафонов )
"Лавры, монастыри и храмы ..."
(добавил
Андрей Агафонов )
"Лавры, монастыри
и храмы..."
(добавил
Андрей Агафонов )
(добавил Андрей Агафонов )
Исидоровская церковь,
могила профессора Нильского
1974 г.
Фото - Овчинников К.В.
ЦГАКФФД
(добавил
Андрей Агафонов)
1974 г.
Фото - Овчинников К.В.
ЦГАКФФД
(добавил
Андрей Агафонов)
Фото - Андрей Агафонов, 1994.
Фото -
Андрей Агафонов, 1994.
РГИС 2025 г.
(добавил люблюпитер)
Яндекс карты 2025 г.
(добавил люблюпитер)
Двухэтажную церковь, симметричную Благовещенской заложили 9 августа 1745 г. В 1755-1761 гг. по проекту арх. М. Д. Расторгуева к ней пристроили лестницу.
В июне 1766 г. архиепископ Гавриил обратился к Екатерине II с ходатайством о разрешении монастырской братии переселиться в новопостроенные каменные келии, освятить церкви в флигеле в симметрию с теми в которых совершается служба (Благовещенская и Александро-Невская), а для этого поставить в них иконостасы - в верхнюю Феодоровскую, имеющийся при Священном Синоде Кенигсбергский иконостас, а в нижнюю Злотоустовскую поставить готовый, а если такового нет, изготовить новый. Это было сделано и в феврале 1767 г. церкви были готовы к освящению. Иконостас Златоустовской церкви был написан в 1766 г. «находящемся при Святейшем Правительствующем Синоде живописцем» Алекеем Антроповым, он же и раскрашивал иконостас. Было написано 18 образов. Кроме того Антроповым были написаны в нижнюю церковь местный образ св. Иоанна Златоуста, а в алтарь - Господа Савоафа. В верхнюю церковь Антропов написал местный образ св. благоверного князя Феодора Новгородского. Обе церкви были освящены в 1770 г. Федоровский корпус в первом флигеле имел в верхнем этаже 13 покоев, во втором флигеле – 14, в третьем в нижнем этаже – 2. Рефетория сквозная в два аппартамента. Во всех трех линиях галерея.
В 1840 г. был переделан иконостас и сделана роспись храма в Феодоровской церкви. Работы были завершены в 1842 г. 17 сентября церковь была вновь освящена во имя св. Николая Мирликийского. На горнем месте было изображено сказание 4-й главы Апокалипсиса,, на потолке храма – всевидящее око, окруженное четырьмя рядами херувимос. По стенам храма была сделана роспись из евангельских событий и изображения святых. В этом храме были размещены иконы, написанные академиком Антонелли в 1820-1821 гг. для Духовской церкви.
С 1840 г. стали переделывать и иконостас в Златоустовской церкви. Церковь вновь была освящена в 1842 г. уже во имя св. Феодора Новгородского. В алтарь была помещена икона Уверение Фомы, написанная Антонелли в 1821 г. для Духовской церкви.
В 1867 г. было произведено обновление Феодоровской церкви: были переделаны Царские врата и иконостас.
Еще с 1806 г. в нижнем храме начали проводить захоронения. Здесь были погребены грузинские и имеретинские царевичи, умершие в Петербурге, а так же граф С. Г. Строганов. Эти захоронения не сохранились.
Фото - Наталия, 25.08.2015
Церковь св. Феодора.
Декор Федоровского корпуса.
В здании расположен
духовно-просветительный центр
"Святодуховский"
Фото - S.P., 30.04.2024.
5 октября 1889 г. по представлению Духовного Собора, митрополитом была разрешена постройка усыпальницы-палатки для погребений при Феодоровской церкви по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова. Ее размер 14 на 10 сажень (1 сажень - 2,1336 м), на 167 двухъярусных могильных мест. Ввиду обширности сооружения было решено палатку устроить церковью. Храм освятили во имя прп. Исидора Палусиота, чин освящения совершил 6 октября 1891 г. митрополит Исидор. В этой церкви было произведено более 150 захоронений, в большинстве архиереев и и церковных деятелей. Здесь же были похоронены математик И. А. Вышеградский, писатель князь В. П. Мещерский.
С октября 1930 г. Феодоровская церковь не действовала, но окончательно была закрыта постановлением Президиума Ленсовета от 2 сентября 1931 г., спустя три месяца закрыли и Исидоровскую церковь. В здании устроили гараж. Прах митрополитов Исидора и Палладия перенесли на Никольское кладбище, остальные захоронения уничтожили.
(С. Г. Рункевич. Александро-Невская Лавра 1713-1913.
Историческое исследование. – СПб, 1913; [
Фото - Наталия, 19.02.2015
Церковь св. Исидора Пелусиота.
Фото - Наталия, 2008
Ведутся ремонтные
работы.
Церковь Исидора.
Фото AlexProw
Гостиница
для паломников.
Фото - Nipnip,
03.2019.
Памятник Петру I перед
церковью св. Исидора,
у стены Никольского кладбища
Открыт в 2022 г., ск. В.В.Зайко.
Фото - S.P., 30.04.2024.
Постановлением Ленсовета от 2 сентября 1931 г. Феодоровская церковь была передана в ведение Володарского райсовета, помещение церкви занимало общежитие фабрики «Рабочий». С 1931 до начала 2000 г. в здании Исидоровского храма находился ЦНИИ «Прометей».
В Феодоровском (нижнем) храме в ходе реставрации в бетонном полу бывшей дворницкой была обнаружена могила Я. В. Ростовцева - основного разработчика крестьянской реформы 1861 г. (
Феодоровский (нижний) храм,
Феодоровский (нижний) храм
Могила Я. В. Ростовцева
Никольский (верхний) храм
Фото - K_Samarina, 27.10.2018.
Исидоровская церковь
Исидоровская церковь
Фото - K_Samarina, 02.2019.
Новый Большой зал
духовно-просветительского центра
«Святодуховский»
(бывшая Исидоровская церковь).
Фото - K_Samarina, 07.2019.
Реставрация Феодоровской
церкви
Фото - K_Samarina, 07.08.2024.
Духовно-просветительский
центр "Святодуховский"
Фото - люблюпитер,
08.01.2023.
При посещении лавры заметил странные маскароны над окнами второго этажа с западной стороны Духовского и Федоровского корпусов, Благовещенского храма. Когда увеличил – удивился: на месте замковых камней изображены черепа животных, украшенные гирляндами цветов. Ни здесь на сайте, ни в сети объяснений не нашел. Оказалось, что это эгикрании – орнаментальные элементы в форме козьей или бараньей головы, или черепа. Почему их изображения находятся в лавре? Можно предположить, что это напоминание об агнце, которого принес в жертву Авраам вместо Исаака. Агнец впоследствии стал символизировать Христа, отдавшего себя на неправедное заклание ради спасения человечества.
Ответ на "При посещении лавры заметил странные маскароны над" от vikatap
Но такой же маскарон есть и на Торговом доме Ф. Л. Мертенса photo335831.html
Сохранился до сих пор: вчера видел своими глазами.
Ответ на "Но такой же маскарон есть и на Торговом доме Ф. Л." от Риэлтор
Подобный есть еще на доме Вавельберга и, видимо, на многих других. Эгикраний – обычный элемент архитектурного декора. Заказчик и архитектор вольны выбирать их по своему вкусу.
Не так было в лавре. Дело в том, что значительная часть существующих маскаронов имеет языческий характер, и их размещение в монастыре не возможно. Не случайно замковые камни на других окнах лавры либо пустые, либо украшены растительным или геометрическим орнаментом, в частности, овалом. Кроме эгикрания на стенах есть лишь раковина, которая тоже несет сакральный смысл. Даже три. Она является символом крещения, воскресения и паломничества.
Ответ на " Подобный есть еще на доме Вавельберга и, видимо, " от vikatap
"Эгикраний – орнаментальный элемент в форме козьей или бараньей головы, или черепа. Этот мотив был крайне распространен в античные времена, а затем и в эпоху Ренессанса. Существует также похожий мотив – букраний, на нем изображалась голова или череп быка. Данные элементы произошли от жертвоприношений, когда головы жертвенных животных, подвешенные на лентах и гирляндах, украшали алтари и символизировали жертвы богам. Подобный мотив часто встречается в архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. В мебели эгикраний зачастую представлен металлическими накладками в виде ручек или ключевин на комоды и секретеры."
"Рокайль (фр. rocaille, произносится «рокай»: в буквальном смысле «щебень, галька, каменные обломки»,[1][2], уменьшительное от rос — «скала, камень»[3][4]) — элемент орнамента в искусстве XVIII века, основанный на мотиве стилизованных раковин, камешков, свитков"
Довольно подробно расписано в
Зачем он там стоит - понять можно. На левой стороне пьедестала цитируется запись об указании Петра I о строительстве монастыря.