Публикация
Торговый дом "С. Эсдерс и К. Схейфальс" -
|
Архитекторы: | Липский В. А. Рошефор де К. Н. |
Год постройки: | 1906-1907 |
Стиль: | Модерн |
Фото -
Торговый дом "С. Эсдерс и К. Схейфальс" модерн
наб. р. Мойки, 73 - Гороховая ул., 15
Пам. арх. (регион)
1906-1907 - арх. Липский Владимир Александрович ,
гражд. инж. Де Рошефор (Рошфор) Константин Николаевич
Швейная фабрика им. В. Володарского
Участок на берегу Мойки в первой половине XVIII в. принадлежал В. Я Новосильцеву. В 1746 г. участок был разделен. К этому времени на набережной Мойки уже находился каменный дом.
В середине XVIII в. владение принадлежало вице-президенту Юстиц- коллегии Фридриху фон Бремеру.
В 1778 г. Бремер продал участок придворному портному Крестьяну Федорову (Христиану Фридриху) Поппе. В уплату долгов Поппе его жена Авдотья Федоровна продала дом в 1783 г. продала дом портному «здешнего портного цеха» Карлу Гейдеману. В 1800 г. Гейдеман еще владел домом. Следующим владельцем стал коммерции советник, городской голова Николай Дмитриевич Меншиков, от которого дом перешел к сыну, а затем внуку.
В 1842 г. дом был уже трехэтажным, на полуподвале и было дано разрешение построить балкон. Проект подписал арх. Ф. И. Габерцетель. В 1860 г. в доме статского советника Д. Н. Мен(ь)шикова акад. арх. И. И. Цим проектирует перештукатурку фасадов, во дворе строятся каменные службы. В 1861 г. по проекту арх. А. А. Докушевского был устроен фотопавильон. Фотоателье Иоганна Абрагамсона действовало в доме еще в 1890 г.
С 1870 г. в доме находилась центральная гомеопатическая аптека. А в 1890-х гг. – гомеопатическая лечебница. Одну из квартир снимал врач-гомеопат А. Ф. Флеминг.
С 1906 г. дом заняла фирма «Эсдерс и Схейфальс», которая занималась продажей готового женского и мужского платья. В 1905 г. бельгийский подданный С. Эсдерс и нидерландский подданный Н. Схейфальс подали прошение о разрешении построить пятиэтажное с мансардой здание для их торгового дома на месте дома № 15.
Здание было построено в 1906-1907 г. по проекту архитекторов Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошефора. Основу здания составлял металлический каркас, вес которого достигал 70 000 пудов. Каркас изготовлен заводом Э.Тильманса.
Здание украшает обильный штукатурный декор. Огромные окна и узкие простенки создают четкую геометрию фасада. В трех нижних этажах окна прямоугольные, в четвертом – с полукруглым завершением, в пятом – сдвоенные оконные проемы, в мансардном - окна подковообразной формы. Над окнами четвертого этажа изображены кувшинки, на простенках – спускающиеся от медальонов гирлянды. Фасад со стороны Гороховой улицы завершался невысоким аттиком с именами владельцев. Срезанный угол создает плавный переход от улицы к набережной. Угловая башня с куполом и шпилем утрачена.
В здании разместился универсальный магазин, получивший наименование «Au pont rouge» - «У Красного моста».
(добавил
Открыт 5 марта 1907 г. (
начало 1900-х гг.
Угловой фасад здания
по Гороховой ул., 15
до постройки нового дома
Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Е 16190
(добавил
Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Е 16190
начало 1900-х гг.
Разборка дома № 73,
угол Гороховой ул., 15.
Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Е 5966
(добавил люблюпитер)
Закладка здания
начало 1900-х гг.
Строительство нового дома 73,
угол Гороховой ул., 15.
Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Е 5967
(добавил люблюпитер)
Стефан Эсдерс
(1852-1920)
(aupontrouge.ru)
Фасад. 1906 г.
Фото 1909 г.
Фото 1913 г.
1913 г.
Фасад дома № 73/15,
угол Гороховой ул. **
Фото ателье Буллы
ЦГАКФФД СПб Ж 4
(добавил люблюпитер)
(добавил
Олег Сыромятников)
(добавил mishaspbru)
1923 г.
(добавил
до 1926 г. **
Вид фасада дома на углу
наб.Мойки, дом №73 и
ул.Комиссаровской, дом №15.
Фото Андреевский
ЦГАКФФД СПб Гр 65308
(добавил люблюпитер)
1926 г.
Фото - Л.Г.Андреевский
ГМИ СПб
(добавил
1926 г.
23 июля 1933
Вид фасада дома №73
на наб.Мойки. **
ЦГАКФФД СПб Гр 55626
(добавил люблюпитер)
сент. 1940 г.
Фото - Мазелев Р. А.
(добавил Риэлтор)
1947 г.
(добавил
Олег Сыромятников)
1948 г.
Вид с наб.Мойки на Красный мост.
Фото - Львов З
ЦГАКФФД СПб Ар 213972
(добавил люблюпитер)
Фото 1989 г.
(добавил Данелия)
Торговый дом
"С. Эсдерс и
К. Схейфальс"_
Архитектурный
скетч (ArtRi4ik)
(добавил ArtRi4ik
* Вид фасада дома №73 на набережной реки Мойки. Здание швейной фабрики имени Володарского, бывший торговый дом "С. Эсдерс и
К. Схейфальс", архитекторы В.А.Липский, К.Н.де Рошефор, 1906-1907 гг.
** Аннотация: Вид фасада дома №73 на набережной реки Мойки. Здание швейной фабрики имени Володарского,
бывший торговый дом "С. Эсдерс и К. Схейфальс", архитекторы В.А.Липский, К.Н.де Рошефор, 1906-1907 годы.
*** Аннотация: Вид фасада углового дома на углу набережной реки Мойки, дом №73 и улицы Комиссаровской, дом №15.
Здание швейной фабрики (с 1922 года - фабрика имени Володарского). Бывший торговый дом "Эсдерс и Схейфальс"
(архитекторы В.А.Липский, К.Н.де Рошефор, 1906-1907 годы).
1* Аннотация: Вид с набережной реки Мойки на Красный мост (архитектор В.И.Гесте, 1808-1814 гг.)
и фабрику им. Володарского (архитектор В.А.Липский, гражданский инженер К.Н.де Рошефор, 1906-1907 гг.).
Швейная фабрика им. В. Володарского
В 1919 г. здесь начала действовать Центральная швейная фабрика. В 1922 г. ей присвоено имя комиссара по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарского, начинавшего свою трудовую деятельность портным.
Согласно постановлению совнархоза Северного района от 23 июля 1919 г. в здании торгового дома бельгийской компании "Эсдерс Схефальс" образована Центральная государственная фабрика производства одежды.
Решением Петросовета от 1 ноября 1922 г. она была переименована в фабрику производства одежды им. В. Володарского, в 1927 г. в швейную фабрику им. В. Володарского.
В сентябре 1928 г. цех пошива дамской одежды фабрики им. В. Володарского был выделен в самостоятельную фабрику "Большевичка".
В 1940 г. фабрика им. Володарского награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В апреле 1964 г. образовано объединение по пошиву мужской верхней одежды им. В. Володарского, в состав которого вошли швейная фабрика им. Володарского (головное предприятие) , № 2, Великолукская, Псковская и Сланцевская. Приказом Министра лёгкой промышленности РСФСР от 16 августа 1966 г. оно переименовано в Ленинградское производственное швейное объединение им. В. Володарского. Приказом Министерства лёгкой промышленности РСФСР от 24 августа 1988 г. реорганизовано в Ленинградское промышленно-торговое объединение им. В. Володарского.
13 апреля 1992 г. зарегистрировано АОЗТ (ныне ЗАО) "Фабрика одежды Санкт-Петербург".
(добавил
Санкт-Петербурга: (путеводитель в 2 т.). СПб., 2001. Т.1. С. 559-560)
В 2010 г. начались работы по восстановлению башни. Обмеров, старинных чертежей не сохранилось, или не нашли. Восстанавливали по картинкам.
Фото -
Фото - Наталия
16.12.2011.
Фото - yuri.sedunov
09.2011.
Фото - lohotron, 09.2011.
Фото - miraru1, 14.10.2012.
Фото - С.Васильев. 2008.
Фото - Наталия,
01.2012.
Фото - Наталия,
04.2015.
Фото - люблюпитер ,
06.2016.
Фото -
miraru1, 10.2013.
Фото - Ладада, 05.2017. .
Фото -
люблюпитер,
06.2019.
В белую ночь.
Фото - люблюпитер, 06.2019.
Фото - Влада, 06.2014.
Фото -
люблюпитер , 06.2016.
Входная дверь.
Фото -
Анчар, 06.2019.
Фото -
Анчар, 06.2019.
Фото - Анчар,
09.2020.
Фото - dmw, 2021.
Фото - dmw, 08.2021.
Фото - Наталия,
11.2023.
Аптека Бахмана центр. Гомеопатическ. по Гор. ул. д. Жадим." (Гор. указатель или Адр. книга ... на 1850. СПб.. 1849. С. 20. Воспроизведено буквально.Несмотря на указание "центр." других гомеопатических не показано.
В Атласе Цылова (тот же 1849) дом Жадимировского показан на углу Гороховой и Б. Морской, т.е. современный 14.
В атласе Цылова все дома по Гороховой в этом квартале имели № 14 и принадлежали Тулубьеву (С. 18).
Тулубьев Афанасий Никитич, действит. ст. сов. Все дома были каменными, угловые по Мойке и Б. Морской в 4 этажа, средний - в 2 (С. 233)
Служил этот Тулубьев в Мин-ве финансов чиновником особых поручений и жил "в Гороховой ул. 1 Адм. ч. у Бол. Морской соб. дом № 14" (Нистрем К. Адрес-календарь спб. жителей. 1844). (
В Адр. кн. на 1896 указано, что дом принадлежал Меньшиковой Марии Андреевне, вдове пот. дв-на, и Алинж Вере Дм., жене поручика. В доме со стороны Гороховой тогда располагались Централ. гомеопат. аптека Анат. Фридр. Флеминга, магазины - галантерейный, велосипедный, дамских шляп, швейных машин, сливочная лавка и, конечно, ренсковый погреб Шитта (О. 1. Стб. 139-140), а со стороны Мойки - зуболечебный кабинет Фомы Игнатьевича Важинского и комиссионерская контора (Стб. 490). (
Есть информация (?) о том, что ателье Абрагамсона существовало в доме с 1861 по 1890. (
Абрагамсон Иоганн - фотограф. - Гороховая, 15 (
Фото - весовщик, 07.2015.
Фото - Lejik, 08.2015.
Вот такой "венский сецессион"
открылся взору в здании.
Фото - весовщик, 08.2015.
Фото -
BABIRA66, 08.2019.
Информация
при входе
Фото - Анчар, 04.2019.
Крышка люка на
мостовой при входе.
Лифт
1-й эт.
1-й эт. Лестница.
Балюстрада 2-го эт.
Лестница
Верхние этажи
Деталь декора
стен
Деталь
декора
стен
Окно
мансардного
этажа.
Светильник.
Фото -
Анчар,
06.2019.
Фото - Nipnip, 03.2022.
Фото - Nipnip, 03.2022.
1973: Производственное объединение им. Володарского, швейное (Мин. легкой пром-сти РСФСР) - наб. р. Мойки, 75/15
([
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7802443000)
Ответ на "в совецкое время зданию были нанесены два основных" от весовщик
найденное фото вполне соответствует моим вышеприведенным заключениям
но интересно откуда автор публикации в дзене взял,что
"от роскошных интерьеров, которыми когда-то славилось это здание, практически ничего не сохранилось"?
на всех фото первоначальных интерьеров, что мне довелось увидеть , никакой роскоши не проглядывается...решетка лестницы югендштильная сохранилась - и на том спасибо соц предприятию
"Добавление шпиля, в форме символа покровителя торговли Меркурия, венчает эту башенку." photo263736.html
Символ римского бога Меркурия — кадуцея с двумя переплетёнными змеями на его вершине.
Меркурий в парке Ораниенбаум. Копия с оригинала Джамболоньи (Джованни да Болонья) 1580
Фото 06.2024
Дополняю историческую справку:
"Когда я стоял и рассматривал и фотографировал этот фасад, ко мне подошли три (3) человека и сказали "какой красивый дом!", хотя обычно я отношусь к тем людям, у которых не решатся попросить и прикурить".
Ответ на "Дополняю историческую справку: "Когда я стоял и ра" от Kater
А где историческая справка?
На photo600586.html от 23 июля 1933 г. показаны леса, установленные для демонтажа шпиля (разобрать шпиль без лесов невозможно и фотограф постарался запечатлеть этот момент).
Не для ремонта же шпиля их ставили!
S.P. Установить этот факт совсем просто: надо задать соответствующий поисковый запрос Яндексу...
"Построенный по образу и подобию дома Зингера, угловое здание торгового дома завершается своим украшением - ажурной башенкой-фонарем. Такое решение не только придает зданию элегантность, но и увеличивает его высоту, делая его более заметным. Добавление шпиля, в форме символа покровителя торговли Меркурия, венчает эту башенку. Этот символ широко использовался для украшения торговых зданий, и здесь он показывает высокий стандарт магазина.
...
Здание после революции, претерпело значительные утраты, которые невозможно не заметить. К сожалению, потерялись изысканные золоченые вывески, которые раньше украшали его фасады. В 1930-х годах, башня была лишена своего шпиля, что, безусловно, повлияло на ее внешний вид. В дальнейшем, в 1960-х годах, был разобран и изысканный световой фонарь, которым ранее здание величественно венчалось. К сожалению, от роскошных интерьеров, которыми когда-то славилось это здание, практически ничего не сохранилось в первозданном облике
В 1930-е годы в Ленинграде бывшее здание торгового дома было лишено шпиля, и до сих пор историки спорят о причинах этого события. Одна из версий гласит, что многие здания в стиле модерна и эклектики потеряли свои шпили из-за проблем с передачей телевизионного сигнала. Считалось, что эти архитектурные элементы мешают разносить сигнал по всему городу. Другая версия связана с систематическими протечками, из-за которых шпили становились непригодными и несли риск обрушения. Также было предположение о демонтаже шпилей с целью придания более привлекательного внешнего вида Гороховой улице и Адмиралтейству. Все эти версии вызывают интерес и продолжают вдохновлять дискуссии среди исследователей и ценителей архитектуры..."https://dzen.ru/a/ZOodHpnK0TJeBca-
(автор публикации, как всегда, неизвестен... Остаётся только найти соответствующее решение в архивах)
Ноguida-spb.com/torgovyj-dom-esders-i-skhejfals.html пишет:
"Угловая башня с куполом и шпилем в середине шестидесятых годов 20 века была снесена из-за аварийного состояния."
Кому верить - непонятно!...
PS. Вероятно, всё же 1933 г.
"Проект создания многофункционального комплекса «У Красного моста» предусматривал полное воссоздание не только исторических фасадов и интерьеров зданий, решенных в стилях от эклектики до модерна, но и уникальных художественных деталей - светового фонаря (атриума) и шпиля угловой башни, утраченных в 30-е годы XX века. Длина шпиля составляет 28 метров, а его верхняя точка находится на отметке 52 метра."https://m.ok.ru/group/56741485871144/topic/152622184799016