Публикация

Особняк А. И. Сабурова -
Дворец вел. князя Алексея Александровича (окончание)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Боссе Г. А.
Месмахер М. Е.
Год постройки: 1849, 1882-1885
Стиль:

Фото - AL  2009 г.

Дворец вел. князя Алексея Александровича

наб.р. Мойки, 122
Пам. арх. (федеральн.)

Особняк А. И. Сабурова

1846-1848  - арх. Ефимов Дмитрий Егорович

1849  - арх. Боссе Геральд Андреевич - расширение, включен существовавший дом

Дворец вел. князя Алексея Александровича

1882-1885 - арх. Месмахер Максимилиан Егорович

В 1876 - арх. Чикалев Алексей Николаевич достроил угловую часть -

                  Жилой служебный флигель  (Английский пр., д.2).

 

      см.  Дворец вел. кн. Алексея Александровича   (начало)

 

  • фото

    Вестибюль Собственного
    подъезда. Фото 1900 г.

  • фото

    М. Месмахер.
    Проект камина.

  • фото

    М. Месмахер.
    Проект паркета
    танцевального зала.

  • фото
  • фото
  • фото

В 1950-1960-х гг. во дворце был районный Дом пионеров со множеством кружков и секций.Я ходил в судомодельный,он размещался в бывшей бибилиотеке.А перед входом-вестибюль с тройной аркой-входом в небольшой зрительный зал мест на 50,.видимо,. это и был кабинет хозяина.Поражали общитые резным деревом стены,кессонированный потолок.Обстановка вполне сказочная,там проходили новогодние представления.Да и организаторы старались:костюмы персонажей были разрисованы люминисцентной,невидимой в обычном освещении краской.Но стоило выключить обычное освещение и включить спрятанные ультрафиолетовые светильники,как артисты превращались в сказочных персонажей! Это одно из самых ярких и радостных детских впечатлений.   (Полундра)

 

Последние десятилетия здание пустовало. В октябре 2005 г. Правительство РФ передало дворец Санкт-Петербургскому Дому музыки. В настоящий момент дворец находится на капитальной реставрации. Регулярные экскурсии начнутся с середины октября 2009 г.  (добавил - GT)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Anastas, 2009.

Решение интерьеров Алексеевского дворца отличается логичностью, целесообразностью и взаимосвязанностью. Все личные комнаты обращены в сторону сада, отдаленного от улиц, что обеспечивало максимальный покой владельца. Гости могли попасть во дворец через два вестибюля - Парадный и Собственный. Месмахер сохранил прежний Парадный вестибюль, выполненный по проекту Боссе, его членения и существующую мраморную лестницу. Вестибюль Парадного подъезда украшали мраморные скульптуры муз Урании и Эрато, расположенные в нишах. Прямо напротив вестибюля находилась  Приемная, справа от нее три парадных помещения: Зала, Красная гостиная и Большая столовая. Столовая была связана с западным флигелем, в котором находились Сервизная и Буфетная. Слева от вестибюля была устроена Знаменная, место для хранения флотских знамен.  К ней примыкала Библиотека.  Здесь шел коридор, который соединял Кабинет и личные комнаты.

 

Стены вестибюля Собственного подъезда обработаны рустованными пилястрами, над которыми находится сложный карниз с фигурными кронштейнами. В нише помещен мраморный камин с фигурками путти и головой сатира. В восточном флигеле, где располагался Собственный подъезд, Месмахер спроектировал три парадных помещения для торжественных приемов: Английский зал, Китайскую и Фламандскую гостиные.

 

Английский зал - одно из самых больших помещений дворца, напоминает старинный рыцарский зал. Важным элементом отделки является лепной декор потолка по мотивам английских лепных плафонов  XVI-XVII вв.  Камин является главным акцентом в композиции зала. Двери зала пышно украшены резьбой. По периметру зала шла дубовая филенчатая панель, верхняя часть стены была декорирована дубовым карнизом-полкой с парными кронштейнами, которая предназначалась для посуды.

 

Китайская гостиная выполнена в стиле позднего «шинаузери» (фр. «китайский») Она декорирована резными панно и деталями, характерными для дальневосточного стиля XIX в. Стены наполовину от плинтуса, а также двери и оконные проеиы, рамы зеркал были облицованы темным лакированным палисандром. Вторая половина стен была обтянута декоративной тканью. Росписи потолка и стен выполнены декоратором С. И. Садиковым. Месмахер выполнил проект декоративной ткани для  украшения стен с изображениями  драконов.

 

Фламандская гостиная была оформлена с применением гобеленов, выполненных во фламандской манере, одноярусного камина с топочным отверстием, росписью перекрытий, использованием в отделке «фламской резьбы» - сложного орнамента из кружевной резьбы, разорванных картушей, переплетений виноградной лозы, листьев, плодов, цветов и лент по краям.

Танцевальный зал расположен в центре западного флигеля и выполнен во «вкусе Помпадур» - основанном на  подражании и художественной переработке форм искусства Франции времен Людовика XV. В центре -большой живописный плафон «Амур и Психея», на четырех малых плафонах - фигурки играющих амуров «во вкусе Буше». Наборный паркет повторяет абрис плафона. В отделку стен были обильно включены зеркала.

 

Среди самых интересных помещений жилой части дворца - Кабинет великого князя. Одна его часть чере здубовую арку связана с Приемной, другая через тройную дубовую арку имеет выход к Библиотеке. Стены Кабинета на треть облицованы профилированными дубовыми панелями, выше они обтянуты тисненой кожей с золоченым узором. Кессонированный потолок также облицован дубом двери украшены картушами и резными наличниками. Двухъярусный камин из серого песчаника декорирован вензелем князя. Приемная оформлена в том же стиле и материале.

(добавил: Наталия по материалам Малинина Т. А., СуздалеваТ. Э.

Дворец великого князя Алексея Александровича. Спб.:  ООО «Алмаз», 1997)

  • фото

    Фото - Агер Елена, 2009.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото
  • фото

    Окно в башне.
    Фото - Anna Zinchenko

Алексеевский дворец включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527).

  • фото

    Вестибюль
    Собственного подъезда

  • фото
  • фото

    Английский зал.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Дубовый
    резной камин

  • фото
  • фото

    Дубовый кабинет

  • фото

    Фото - FizAv, 05.2016.

24 комментария
5883 просмотра
Добавил: Mary, 19 Марта 2008, 16:07
Редактировано: 21 Мая 2016, 23:49
Оцените:
(20 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house4245.html' target='_blank'>Особняк А. И. Сабурова - Дворец вел. князя Алексея Александровича (окончание) на Citywalls.ru</a>
Всего 24 комментария
  • 11 Апреля 2012, 18:11

    Великий князь Александр Михайлович вспоминал:

     

    «…великий князь Алексей Александрович, который пользовался репутацией самого красивого члена императорской семьи, хотя его колоссальный вес послужил бы значительным препятствием к успеху у современных женщин. Светский человек с головы до ног, Beau Brummell и бонвиван, которого баловали женщины, Алексей Александрович много путешествовал. Одна мысль о возможности провести год вдали от Парижа заставила бы его подать в отставку. Но он состоял на государственной службе и занимал, как это ни странно, должность генерал-адмирала Российского Императорского флота. Трудно было себе представить более скромные познания по морским делам, чем у этого адмирала могущественной державы. Одно только упоминание о современных преобразованиях в военном флоте вызывало болезненную гримасу на его красивом лице. Не интересуясь решительно ничем, что бы не относилось к женщинам, еде или же напиткам, он изобрел чрезвычайно удобный способ для устройства заседаний Адмиралтейств-совета. Он приглашал его членов к себе во дворец на обед, и после того как наполеоновский коньяк попадал в желудок его гостей, радушный хозяин открывал заседание совета традиционным рассказом об одном случае из истории русского парусного военного флота. Каждый раз, когда я сидел на этих обедах, я слышал из уст великого князя повторение рассказа о гибели фрегата «Александр Невский», происшедшей много лет тому назад на скалах датского побережья вблизи Скагена. Я выучил наизусть все подробности этого запутанного повествования и всегда из предосторожности отодвигался немного со стулом от стола в тот момент, когда, следуя сценарию, дядя Алексей должен был ударить кулаком по столу и воскликнуть громовым голосом:

    – И только тогда, друзья мои, узнал этот суровый командир очертания скал Скагена.

    Его повар был настоящим артистом, и адмиралы ничего не имели против того, чтобы ограничить дебаты совета пределами случая с «Александром Невским».

    Это беззаботное существование было омрачено, однако, трагедией: несмотря на все признаки приближающейся войны с Японией, генерал-адмирал продолжал свои празднества и, проснувшись в одно прекрасное утро, узнал, что наш флот потерпел позорное поражение в битве с современными дредноутами микадо. После этого великий князь подал в отставку и вскоре скончался».

     

    Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания. М., «Захаров», 1999, с.133-134.

     

    Его любовницей была артистка французской труппы Императорских театров Элиза Ивановна Баллетта. "Либеральная пресса" постоянно писала стишочки о том, что якобы Алексей Александрович истратил все деньги на нее, а не на убережение русского флота от Цусимы.

     

    Что касается охраны, то она, вероятно, работает хорошо или старается работать хорошо.

  • 15 Апреля 2012, 12:26

    Путин и музыканты сфотографированы в Кремле :-). Это не интерьер Алексеевского дворца. На тот момент (март 2008 г. ) реставрация еще не закончилась.

  • 23 Июня 2012, 10:43

     сходить на экскурсию : http://spdm.ru/excurcion.shtml

    концерты во дворце:http://spdm.ru/af_enghall.shtml

    буклет: http://spdm.ru/doc/dvorec_2012_web.pdf

  • 4 Апреля 2016, 21:51

    В 50-х,60-х годах во дворце был районный Дом пионеров со множеством кружков и секций.Я ходил в судомодельный,он размещался в бывшей бибилиотеке.А перед входом-вестибюль с тройной аркой-входом в небольшой зрительный зал мест на 50,.видимо,. это и был кабинет хозяина.Поражали общитые резным деревом стены,кессонированный потолок.Обстановка вполне сказочная,там проходили новогодние представления.Да и организаторы старались:костюмы персонажей были разрисованы люминисцентной,невидимой в обычном освещении краской.Но стоило выключить обычное освещение и включить спрятанные ультрафиолетовые светильники,как артисты превращались в сказочных персонажей!Это одно из самых ярких и радостных детских впечатлений.Интересно,осталось ли там что-либо из прежней обстановки?

  • 22 Мая 2016, 23:39

    В титуле не указано совр. назначение бывшего великокняжеского дворца.

    Впрочем, и сама публикация ничего не сообщает о том, как дворец перестал быть великокняжеским.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27098
Готовится: 171
Посетители
Гостей: 139
Всего сегодня: 4727