Публикация

Главное управление государственного коннозаводства . Манеж -
Государственная Конюшня - Театр балета им. Леонида Якобсона

Здание на карте
фото
Архитекторы: Краснопевков З. Ф.
Год постройки: 1834-1835
Стиль:

Здание Главного управления государственного коннозаводства

и Санкт-Петербургской аукционной конюшни.

ул. Маяковского, 15

1834-1835  - арх. (АХ) Краснопевков Захар Филиппович

1840-е  - автор не установлен - расширение

1845-1851 - арх-ры Кавос А. К., Львов В. П.  (мемориальная доска)

1885-1886  - арх. Харламов Владимир Федорович -

                   перестройка гл.здания и постройка флигелей

1900-е  - скульптор Обер А. Л. - рельефы на лицевом фасаде  

 

Выводной манеж

1904-1905 - гражд. инж. Зенченко П. П. (памятн. доска)

 

Комплекс построек, размещенных на этой территории -

Здание Главного управления государственного коннозаводства

Аукционная конюшня 

серед. XIX в. - арх. Садовников П. С. (?)

1880-е - арх-ры Сюзор П. Ю., Харламов В. Ф.

Выводной манеж

1890-е (?) - автор не установлен

Служебный флигель (северный)

серед. XIX в. - арх. Садовников  П. С. (?)

Служебный флигель (восточный)

1900-е - автор не установлен                    (Список...)

 

Полукруглый корпус это Выводной манеж (1890-е у КГИОП, выявленный ОКН).

Но ЕИСТ датирует лицевое здание и манеж 1846 г.

 

Ленинградская (Петроградская) Государственная Конюшня

 

Здесь размещались - Главное управление Российского общества покровительства животным, редакция ежемесячного журнала "Коннозаводство".  Во дворе расположен Манеж.

 

Сакт-Петербургский Государственный академический Театр балета им. Леонида Якобсона

 

Главное Управленiе Государственнаго Коннозаводства   (..1915..)

Общество Конского Спорта   (..1923..)

Петроградская Государственная Конюшня   (..1924..)

Ленинградская Государственная Конюшня  (..1925..)

Ленинградская Государственная Заводская Конюшня (Губзавконюшня)   (..1925-1927..)

Государственная конюшня   (..1928..)

  • фото

    1828 г. Фрагмент
    плана Шуберта

  • фото

    1922-1925 гг.

  • фото
  • фото

    Вид бывшего выводного манежа
    Главного управления государственного коннозаводства
    во дворе дома № 15 по ул. Маяковского.
    Фото 07 сентября 1975 г. (добав.Данелия)

  • фото

    My magic Petersburg 01897
    Фото - stavlaleb, 03.2016.

Документально история участка прослеживается с  начала XIX в.  По Табели 1804 г. г. он принадлежал надворному советнику Павлу Матчину, по Табели 1822 г. – жене чиновника XII класса Карелиной.

На плане Шуберта 1828 г. дома Карелиной показаны расположенными ближе к улице, вторую половину участка занимает огород. Между лицевым домом и соседним участком (ближе к Бассейной  ул.) находился небольшой сад с извилистой дорожкой, а за лицевым домом – плодовый сад (?). В мае 1834 г. чиновница уже IХ класса Карелина обращалась в Комитет для строений и гидравлических работ с прошением о ремонте  двух деревянных домов – лицевого и ему параллельного. Лицевой дом был одноэтажным с восьмью окнами, украшенными наличниками с треугольными и прямоугольными сандриками и филенками. Вход в дом был со двора. Слева и справа до границ с соседними участками шел забор с калиткой и воротами и двумя калитками. Второй дом, по-видимому,  имел хозяйственное назначение. Третий дом под вальмовой крышей стоял торцевой стеной к улице, справа от лицевого. Предположительно ремонт не был осуществлен, т. к . через два месяца участок был продан полковнику артиллерии Лазареву-Станищеву, который в июне 1834 г. обратился за разрешением построить каменный трехэтажный  на подвальном этаже лицевой дом, жилой деревянный с мезон7ином, нежилой деревянный и перестроить с мезонином единственную из сохраняемых старых построек. Остальные три деревянные дома сносились.

Автором проекта был выбран арх. З. Ф. Краснопевков. Каменный дом на 15 осей с дверным прямоугольным проемом под металлическим козырьком в центре фасада был скупо декорирован межэтажной и подоконными тягами и наличниками на 2-м этаже с прямоугольными сандриками на кронштейнах. Жилой одноэтажный дом с мезонином  на 7 осей, располагавшийся в центре участка, и старый дом на 7 осей с надстроенным мезонином мало отличались друг от друга. В 1835 г. Лазарев-Станищев пристроил к жилому флигелю в центре участка одноэтажные службы. Работы вел З. Ф. Краснопевков.

В 1842 г. согласно описи имущества Литейной стороны за генерал-майором Лазаревым-Станищевым числился  каменный дом в 4 этажа, на дворе деревянный одноэтажный флигель и деревянные службы.

С момента создания 10 апреля 1843 г. Управление государственного коннозаводства размещалось в нескольких наемных помещениях, разбросанных по всему городу. В частности, Департамент занимал часть дома Лазарева-Станищева на Шестилавочной ул. (ныне ул. Маяковского). Это создавало сложности управления, а аренда обременяла бюджет. 29 декабря 1844 г. главноуправляющий государственным коннозаводством граф В. В. Левашов предложил объединить все службы, купив частный дом. Чуть раньше, в ноябре 1844, Управление выступило инициатором открытия под своим контролем аукционной продажи лошадей. 2 декабря 1844 г. в циркуляре по Управлению был напечатан  указ. Согласно которому учреждалась аукционная контора и при ней конюшня для содержания лошадей перед продажей с взиманием платы с владельцев.

Было поручено Высочайшее разрешение на покупку дома Лазарева-Станищева и одобрены предоставленные  планы и фасады. 11 января 1845 г. документы были утверждены императором. Уже в марте приступили к перестройке дома, а в ноябре В. В. Левашов рапортовал об окончании главных работ, на следующий год оставались лишь отделочные работы. После перестройки дом Управления выглядел как трехэтажное на подвалах длинное здание с проездной аркой и одном входом. Дом был расширен на 7 осей, в пристроенном полукруглом ризалите  была устроена новая парадная лестница. Главный фасад был решен в формах безордерного ренессанса, что выразилось в рустовке почти всего фасада и в высоких полуциркульных окнах первого этажа. Подоконные ниши были декорированы филенками. Прямоугольные окна второго этажа имели профильные наличники с прямоугольными сандриками. Фриз из тесно поставленных сухариков шел под  далеко вынесенным карнизом, над которым была устроена аттиковая стенка.

Вопрос об авторстве перестройки остается открытым. В  адрес-календарях на 1843-1846 гг. в списках служащих Управления нет штатного архитектора, он появился лишь в 1847 и ненадолго. В документах по строительству упомянуто, что смета составлена в министерстве государственных имуществ. Обычно смету делал автор проекта. В 1844-1846 гг. штатным архитектором министерства служил А. К. Кавос. Можно предположить, что он автором проекта расширения здания.

17 февраля 1848 г. было высочайше утверждено Положение о Комитете Государственного коннозаводства, которое определяло структуру, обязанности, штаты, цвета и отличительные особенности мундиров и т. д. В штате состоял архитектор. Видимо тогда был принят В. П. Львов, который в своем академическом отчете за 1847-1848 гг. писал, что исправлял дом департамента Государственного Коннозводства. Т. о. работы по отделке затянулись, и завершал их Львов. В дальнейшем вплотную к дому  Управления были пристроены здания аукционной конюшни и северного флигеля.  В 1856 г. аукционная контора и конюшня успешно функционировали.

В 1848 г. Управление было присоединено к министерству государственных имуществ. По новому положению от 1850 г. канцелярия и департамент были упразднены с передачей функций Комитету Государственного коннозаводства. В 1856 г. Управление вновь стало самостоятельным.

В середине 1881 г. Управление коннозаводства было преобразовано. Во главе самостоятельного ведомства был поставлен генерал-адъютант граф И. И. Воронцов-Дашков, герой Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., известный коннозаводчик.

 

В начале 1880-х гг. штатным архитектором служил П. Ю. Сюзор, им была перестроена  восточная часть аукционной конюшни – обветшавшие деревянные конструкции были заменены на металлические, изготовленные заводом Сан-Галли, отремонтированы потолки, полы, обновлены стойла, денники, желоба для кормушек. Другая, западная половина постройки, состоящая из 20 стойл, оставалась в аварийном состоянии.  В 1884 г. Сюзора сменил В. Ф. Харламов. В 1887 г. по его проекту была перестроена западная часть конюшни: помещение со стойлами и манеж.  Полностью была разобрана западная ветхая часть конюшни и сени, которые заменили тамбуром. В западной части помещался манеж, круглая арена которого была вписана в прямоугольное пространство, отделенное от конюшни входным проемом. При снятии сгнившего пола и балок под слоем трухи и земли был обнаружен цементный слой, который решено было оставить. Между полом и цементным слоем образовалось пустое пространство, которое использовалось для проветривания и удаления жидких отбросов. Чугунные столбы стойл и денников были укреплены кирпичной кладкой по цементу. Стойла разделялись каменными стенками. К передней стенке на болтах прикреплялись: чугунная кормушка,  эмалированная водопойная чашка, ясли для овса  и решетка для сена. Стена над кормушкой была облицована двумя рядами белых изразцов с карнизом по цементу, ниже она была обшита досками. Медные кольца для привязи находились в боковых частях стойла. Денники были отделены от стойл решетками, чугунными колонками и брусьями. Внутри они были обшиты досками, а выше, по кирпичной кладке, украшены изразцами. Все чугунные детали поставлялись заводом Вилькинса. Перед входом в манеж был устроен камин с зеркалом. Рядом - изразцовый  шкафчик с водопроводным краном. Лестница для входа на сеновал, чугунная, винтовая, находилась непосредственно в манеже, который отапливался одной изразцовой и одной штукатурной голландскими печами. В дверях, ведущих из манежа во двор, у притолоки во всю высоту были поставлены вертикальные вращающиеся валы , чтобы лошади. Задевая их, не травмировали бока. За манежем помещался цейхгауз.

Фасад конюшни выглядел как ряд арочных ниш, разделенных пилястрами дорического ордера. В верхней части ниш были устроены полуциркульные фрамуги с веерной расстекловкой. Над проемами шел широкий фриз, отделанный профилированным карнизом. В центре конюшни над двускатной кровлей возвышалась башенка с дымовыми трубами. Левее (восточнее) помещения для стойл размещался манеж, фасад которого был оформлен, вероятно, так же.

Вероятно, по проекту Харламова был возведен в 1880-е восточный служебный флигель – двухэтажное здание с фасадом в 10 осей, оформленным дощатым рустом, образующим на первом этаже ложную аркаду. Фасад не был оштукатурен и являлся типичным примером обработки стен в кирпичном стиле. Центр здания акцентирован балкончиком и лучковым аттиком. В. Ф. Харламов служил в Управлении до 1891 г. В 1900-1903 гг. штатным архитектором Управления был техник А. В. Друкер.

Новый архитектор Управления П. П. Зенченко спроектировал манеж. Строительство велось в 1904-1905 гг. подрядчиком, купцом 2-й гильдии А. И. Пшонкиным. Манеж был устроен в центре на месте площадки для выездки лошадей и пристроен к старому каменному сараю (не сохранился. Его стена сейчас играет роль брандмауэра манежа), в котором разместили кладовую и фуражную По бокам манежа были сделаны два тамбура К августу 1904 г. каменные работы были завершены, после чего начали возводить купол. Цельный железобетонный купол по системе конструктора Геннебика (Hennebique) был установлен инженерами «французским гражданином» П. И. Моникуром т «швейцарским гражданином» Г. К. Эптером, представлявшим в России его фирму. В конце октября купол был в течение 46 часов испытан нагрузкой (мешки с песком) на 1/3 его поверхности. Прогиб составил всего 2 мм, что по заключению специалистов было блестящим результатом. В подвале южного тамбура сделали  печь с котлом парового отопления системы «Кертинг». В следующем году шли отделочные работы , включая покрытие купола железом, декоративную отделку бетонных оконных проемов и штукатурку внутренней поверхности купола с обивкой пробкой. 16 июля  1905 г. все работы завершились , что было отмечено памятной беломраморной доской с надписью золочеными буквами.

Манеж – это круглый в плане павильон с пристроенными тамбурами. В ближайшем к южному тамбуру пролете находились ворота для лошадей. Оригинальность куполу придают конструктивные элементы  - ребра жесткости,  - не спрятанные под кровлю, а помещенные снаружи и играющие определенную эстетическую роль. Купол завершен световым фонарем в виде  низкого граненого барабана (просветы закрыты), увенчанного многогранной низкой пирамидой. В соседнем ярусе купола сделаны из бетона окна-люкарны мансардного типа, оформленные волютами в барочном стиле. Наружный фасад решен в формах классицизма в виде аркады из полуциркульных окон, расположенных в нишах между рустованными пилястрами. Над раскрепованными фризом и карнизом установлены тумбы с металлическим парапетом между ними.

 

Над входным порталом и над проездной аркой размещены в глубоких нишах металлические барельефы, сделанные в технике выколотки. На барельефах  изображены сцены скачек и укрощения коней (условные названия – «Жокеи» и «Диоскуры»). Барельефы имеют металлические рамы, обрамленные орнаментами из ионик и фистончиков (скульптор А. Л. Обер). Возможно, они появились в XIX в.  Одновременно с ремонтом лицевого фасада, когда дом был перештукатурен, частично лишен руста, окна третьего этажа – наличников, а полуциркульные окна 1-го этажа заменены вписанными в арки прямоугольными. От первоначального декора сохранились только  рамочные наличники и горизонтальное членение межэтажными тягами и профилированным карнизом.

 

В 1920-е гг. часть помещений была отдана под коммунальные квартиры. Кроме них в здании располагались Ленинградская государственная заводская конюшня и Северо-Западное статистическое управление.

На протяжении ХХ в. надворные флигеля и манеж неоднократно перестраивались, в частности. Западная стена манежа была сломана и на ее месте появились ворота для автомобилей разместившегося в нем гаража (впоследствии восстановлена).

 

В 1970-х гг. здания комплекса прошли капитальный ремонт с заменой перекрытий на железобетонные. В 1972 г. перед ремонтом сохранялись металлические ворота, металлический зонтик на кронштейнах над главным входом, там же четырехстворчатые филенчатые двери, деревянный тамбур в вестибюле, рустованные стены вестибюля, перила лестницы художественного литья, филенчатые двери в квартиры и др. элементы декоративной отделки. В настоящее время все утрачено.  Сохранилось общее объемно-пространственное решение вестибюля : одномаршевая лестница на уровне цокольного – первого этажей, площадка первого этажа, перекрытая коробовым сводом, пол которой  выложен метлахской плиткой;  поворотная лестница с забежными ступенями , площадка второго этажа, также выложенная метлахской плиткой, и плафон третьего этажа в полукруглой части здания.

 

Произошли изменения и во дворе: здание аукционной конюшни, примыкавшее к зданию Управления, было «урезано» на две оси, пристроен тамбур-переход в выводной манеж. Оштукатурены кирпичные стены восточного флигеля.

Решениями Ленгорисполкома от 06.03.1970 и 29.05.1972  дворовые флигели и манеж были отданы балетной труппе «Хореографические миниатюры», созданной в 1969 г. известным хореографом Леонидом Якобсоном. Здесь находились администрация и репетиционные залы. В настоящее время СПб Государственный Академический театр балета им. Леонида Якобсона занимает три флигеля и манеж.

(Н. А. Яковлев Дом Главного управления государственного коннозаводства  в Невский архив:

Историко-краеведческий сборник. Вып. Х. СПб.: «Лики России», 2012  С. 199-209    

А. В. Корнилова Архитектурный комплекс Санкт-Петербургского  управления государственного коннозаводства 

как памятник периода эклектики.  Вестник СПбГУКИ № 1(10) март 2012  С. 120-125)

  • фото

    Дворовая
    территория.

  • фото

    Корпус по Маяковского.
    Дворовой фасад

  • фото

    Лестничный
    ризалит

  • фото

    Полукруглый высткп
    лестницы главного
    корпуса

  • фото

    Слева -западный
    фасад манежа,
    справа- северный флигель

  • фото
  • фото

    Северный флигель

  • фото

    Северный флигель

  • фото

    Северный флигель

  • фото

    Восточный
    служебный флигель

  • фото

    Восточный флигель

  • фото

    Балкон восточного
    флигеля.

  • фото

    Вид на аукционные
    конюшни

  • фото

    Западный фасад
    выводного манежа

  • фото

    Фасад выводного
    манежа

  • фото

    Выводной манеж
    Фото - люблюпитер, 02.2015.

  • фото

    Фото - люблюпитер, 07.05.2016.

  • фото

    Крыша манежа.

  • фото

    Выводной манеж.

  • фото

    Галерея.
    Фото - owlat 2010.

  • фото

    Выводной манеж
    Вид от арки главного
    корпуса

  • фото

    Памятная
    доска на
    стене
    манежа

  • фото

    Слева-северный
    флигель, справа -
    выводной манеж

  • фото

    Фрагмент
    аукционной
    конюшни возле
    главного
    корпуса

  • фото

    Аукционная конюшня
    и переход к манежу
    Фото - Наталия, 09.2017.

С 1827 по 1839 (?) в лицевом доме, принадлежавшем Карелиной  проживал поэт-сатирик, критик и журналист Александр Федорович Воейков, редактировавший газету «Русский инвалид». По пятницам в салоне Воейкова собирались поэты.   

В доме проживал советский поэт Всеволод Борисович Азаров (1913-1990)

В квартире № 2 проживал актер Александр Сергеевич Демьяненко (1932-1999).  

 

По постановлению СНК РСФСР «Об упразднении Главного управления государственного коннозаводства» от 27 апреля 1918 г. все конные заводы, конюшни, случные пункты и рассадники были переданы в ведение Народного комиссариата земледелия и губернских земельных управлений.

Ленинградская областная государственная заводская конюшня отдела коннозаводства и коневодства управления сельского хозяйства Наркомата  земледелия РСФСР (1918-1929)

Конюшня Главного управления государственного коннозаводства, существовавшая с 1903 г., в апреле 1918 г. перешла в ведение Комиссариата земледелия Союза коммун Северной области. Дальнейшая подведомственность: с сентября 1919 г. губернского земельного отдела, с 1920 г. Петроградского районного отдела Главного управления коннозаводства и коневодства Наркомата земледелия РСФСР, с 1922 г. Управления уполномоченного Наркомзема РСФСР по Северо-Западной области, с 21 октября 1924 г. губернского земельного управления, с 1928 г. Управления сельского хозяйства Наркомзема РСФСР, существовала до 1929 г.                                                                               (spbarchives.ru 20.09.2017)

 

1915:  Главное Управленiе Государственнаго Коннозаводства   - Надеждинская, 15   (Весь Петроград – 1915, кол. 337-340)

1923:  Общество Конского Спорта    - Надеждинская ул., 15    ("Весь Петроград - 1923". С. 254)

1924:  Петроградская Государственная Конюшня    -Надеждинская ул., 15   ("Весь Ленинград - 1924". С. 51)

1925:  Ленинградская Государственная Конюшня; Ленинградская Губернская Заводская Конюшня (Губзавконюшня);

          Районные стаистические курсы   - Надеждинская ул., 15     ("Весь Ленинград - 1925". С. 51, 52, 70)

1926-1927:  Ленинградская Государственная Заводская Конюшня (Губзавконюшня)

- Надеждинская ул., 15    ("Весь Ленинград - 1926". С. 35; "Весь Ленинград - 1927". С. 28)

1928:  Северо-Западный Районный Союз Льноводов «Льносоюз» - Надеждинская ул., 15 (Весь Ленинград и область - 1928. С. 216)

1928:  Государственная конюшня  - Надеждинская,, 15.

          Приведены тел. канцелярии и управления. Транспортный отдел - Каляева, 39 ([124]. С. 70)

1940:  Ленинградская Областная контора ремонтных противогазовых мастерских Областного и Городского совета

          Осоавиахима    - Надеждинская ул., 15   (Весь Ленинград - 1940, С. 180)

 

 

В 2001 г. комплекс построек включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1851)

12 комментариев
5502 просмотра
Добавил: Mau, 25 Января 2009, 22:42
Редактировано: 20 Сентября 2017, 04:08
Оцените:
(14 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house3975.html' target='_blank'>Главное управление государственного коннозаводства . Манеж -Государственная Конюшня - Театр балета им. Леонида Якобсона на Citywalls.ru</a>
Всего 12 комментариев
  • 25 Декабря 2016, 21:06

    Боже! Сколько тут всякой ерунды я прочитал (естественно, не всё). А ведь про это здание есть хорошая статья в "Невском архиве" Х. СПб., 2012. Стр. 199. Там названы правильно все строители и, главное, автор манежа, незаслуженно забытый. А про доску с именами архитекторов вынужден с прискорбием сказать, что там половина сведений неправильная.

  • 17 Сентября 2017, 01:28

    1976 г. - поставлен на капит.ремонт

     

    TopPlan2003:

    Театр балета академический Санкт-Петербургский Государственный Аскольда Макарова - Маяковского ул. (быв. Надеждинская ул.), 15

     

    TopPlan2009:

    Театр балета им. Леонида Якобсона - Маяковского ул., 15

  • 17 Сентября 2017, 19:04

    На манеже появилась доска с датами 1904-1905 гг.

    У нас давно была приписка:

    Полукруглый корпус это Выводной манеж (1890-е у КГИОП, выявленный ОКН).

    Но ЕИСТ датирует лицевое здание и манеж 1846 г.

    То что на доске соответствует статье  Н. А. Яковлева в Х выпуске "Невского архива".

    ЕИСТ дату изменил?  И, наверное, уже памятник, раз доску повесили?

  • 6 Февраля 2018, 13:33
    Ответ на "На манеже появилась доска с датами 1904-1905 гг. У" от Наталия

     ЕИСТ ничего больше не изменит, эта система была создана в 1999-2002 годах раз и навсегда в неизменном виде, в Интернете её нет более 10 лет, можно только скачать, если кто-то выложит.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27177
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 146
Всего сегодня: 5347