Публикация

Большой (Каменный) театр

Здание на карте
фото
Архитекторы: Ринальди А.
Тома де Томон Ж.-Ф.
Кавос А. К.
Год постройки: 1775-1783, 1835-1836
Стиль: Классицизм

Большой (Каменный) театр                                                                          Классицизм

Утраченное здание

1775-1783 - арх. Ринальди Антонио

1793-1794 - арх. Захаров Андреян Дмитриевич - некоторые исправления

1796         - арх. Старов Иван Егорович - ремонтные работы

1802         - арх.Тома де Томон Жан - реконструкция

1817-1818 - арх. Модюи Карл - восстановление после пожара

1835-1836 - арх. Кавос Альберт Катаринович - реконструкция

1878         - арх. Кракау Александр Иванович - пристройка для электрических машин

  • фото

    Большой Каменный театр.
    И.-Г. де Майер.
    Между 1796 и 1803 гг.

  • фото

    Арх. А. Ринальди.
    С акв. Д. Кваренги.
    Конец XVIII в.

  • фото

    Арх. Тома де Томон.
    Фасад. 1802 г.

  • фото

    План партера и первого яруса.
    Арх. Тома де Томон.

  • фото

    Вид Большого театра в Петербурге.
    Гравюра Г. Л. Лори, М. Г.
    Лори с оригинала И. Г. Майра.
    1800-е гг.

  • фото

    Большой (Каменный) театр.
    Рис. неизвестного художника.
    1810-е гг.

  • фото

    Большой Публичный театр.
    грав. с карты Петербурга 1820-1825 гг.

  • фото

    1880-1885 гг.
    Добавил - Ярослав

  • фото

    Юар Э. Большой
    театр, 1857 г.
    Добавил - Ладада .

  • фото

Большой театр был перестроен Томоном в 1802-1805 гг. их старого театра, сооруженного в 1784 г. архитектором Тишбейном. В 1811 г. театр сгорел. Осматривая его после пожара, Томон свалился со стены и заболел и в 1813 г. умер от повреждений, полученных при падении. После пожара театр был восстановлен архитекторами Дюмо и Модюи. После этого театр еще раз перестроил в середине XIX века архитектор А. Кавос, а в 1897 г. переделал по современное здание Консерватории архитектор В. Николя, в результате чего от стройного здания с величественным восьмиколонным ионическим портиком не осталось и следа.

(Хомутецкий Н.Ф. Петербург. Ленинград. Историко-архитектурный очерк. -Л.: Ленинзад, 1958. С.98; добавил: Lonely Walker)

 

Первый городской каменный театр открылся в Петербурге в 1783 г. Театр стал называться Большой или Каменный.

В Публичной библиотеке хранится несколько листов с вариантами размещения театра на площади, часть из них датирована 1775 г.

Замысел первого каменного театра связывали с именами живописца Л. Тишбейна и инж. Ф. Брауна. Но в одном из донесений М. Деденева, которому было поручено строительство театра, Екатерине II называется автор - А. Ринальди.

 

В 1775 г. началось строительство театра. В 1779 г. в переписке Екатерины II упоминается о падении Ринальди с лесов. Окончание строительства в 1781 г. было поручено генерал-инж. Федору Вилимовичу Бауру (1731-1782). В 1783 г. открылся первый сезон театра оперой "На луне" композитора Д. Паизиелло.

 

Композиция здания, постронного в классическом стиле, отличалась лаконизмом. Выступающая прямоугольная часть главного фасада была рустована и украшена 8-ю пилястрами дорического ордера. Окна первого этажа отмечены замковыми камнями с масками. На аттике дата - 1783 год. С двух сторон аттика возвышались мраморные статуи - Даины с ланью и Латоны, матери Аполлона. Фронтон украшала статуя Минервы из каррарского мрамора. В одной руке богиня держала металлическое копье, служившее громоотводом, в другой - щит с надписью на итальянском - "Бодрствуя, покоюсь".

  • фото

    7 ноября 1824 года на площади
    у Большого театра.
    Ф. Алексеев. 1824 г.

  • фото

    Большой театр.
    К. П. Беггров. 1820-1830-е
    гг.

  • фото

    Большой Каменный театр.
    Б. Патерсен. 1806 г.

  • фото

    Поперечный разрез. Проект.

  • фото

    Зрительный зал.
    Арх. А. Модюи.
    С гравюры С. Галатионова.
    1820-е гг.

Петербуржцы охотно посещали городской театр. Сначала Комитет над зрелищами организовал оповещение публики о спектаклях через рассыльных от полиции. Затем ввели "печатные зрелищные листочки" - афиши. До 1810-х гг. сохранился и способ устного оповещения - молодые актеры в черных фраках выходили в антрактах к публике и объявляли о репертуаре.

Билеты распространялись несколькими способами. Для лож существовала абонентная система - ложи поступали в полную собственность, передавались по наследству и отделывались владельцами по своему вкусу. остальные места раскупались в день спектакля. Продажа начиналсь с 5-ти часов утра.

С 1784 г. спектакли давались уже 3 раза в неделю.

 

В 1790-х гг. должность директора императорских театров занял князь Н. Юсупов, он начал усовершенствовать театр. В 1793-1794 гг. некоторые исправления в здание произвел А. Захаров, в 1796 г. ремонтными работами руководил арх. И. Старов.

В 1799 г. на площади обновили каменную мостовую и убрали пандус для подъезда карет, заменив его лестницей.

С приездом в Петербург в 1792 г. известного итальянского художника П. Гонзало на сцене Большого театра появились декорации.

 

В 1802 г. было решено провести перестройку театра. Проекты составили Жан Тома де Томон и Джакомо Кваренги. Предпочтение получил проект Тома де Томона. Арх. повысил здание, усилил значимость главного фасада восьми колонным портиком ионического ордера. Фронтон здания украшал барельеф с изображением Аполлона в окружении муз.

 

В 1810 г. здание пострадало от пожара, в 1811 г. театр загорелся вновь. Во время осмотра здания упал и сильно разбился арх. Томон. Восстановление театра поручили арх. Карлу Модюи, работы закончили в 1817 г. (надпись на фронтоне). Была изменена оделка зала - голубой полосатый шелки голубой бархат сменил малиновую обивку кресел. Импературскую ложу украсили позолоченной резьбой.

3 февраля 1818 г. театр открылся вновь.

  • фото

    Большой театр.
    (из Лукомского "Старый Петербург")

  • фото

    Большой театр после реконструкции
    арх. А. Кавосом.
    "Съезд к Большому театру".
    Худ. Патерсен. 1840-е гг.

  • фото

    План первого этажа.
    Арх. А. Кавос. Проект.

  • фото

    Зрительный зал. Арх. А Кавос.
    Акв. В. Садовникова.
    1840-е гг.

  • фото

    Снос Каменного театра.

В спектаклях Большого театра преобладал жанр оперы с разговорными диалогами. С приходом капельмейстера и композитора К. Кавоса оперная группа выделилась в самостоятельную. Сам Кавос написал 38 опер ("Жар-птица", "Илья Богатырь"). Среди русских композиторов выделялся А. Верстовский ("Аскольдова могила"). В начале XIX в. в труппе театра появился французский хореограф К. Дидло, петербургскому балету начали подражать европейские труппы. Большое место занимали и драматические спектакли.

 

В 1835 г. недостатки здания театра вызвали необходимость переделок. Поступило два проекта перестройки - А. Кавоса и П. Жако. Одобрили проект Альберта Катариновича Кавоса - сына К. Кавоса. Все усилия Кавоса были направлены на то, чтобы создать технически усовершенствованный театр. Архитектор придал залу форму более выгодную для обозрения сцены, увеличил число лож и кресел, расширил авансцену, добавил шестой ярус, убрал колонны. Ярусы украсили резьбой, работу выполнили мастера Т. Дылев и М. Соколов. Эскиз плафона - А. Медичи.

27 ноября 1836 г. Большой театр открылся оперой М. Глинки "Жизнь за царя".

 

В 1878 г. в театре вспыхнул электрический свет. У заднего фасада арх. А Кракау возвел пристройку для электрических машин.

 

Со временем становилось ясно, что здание отжило свой век. По решению комисси здание решили не разбирать, а вокруг старых стен соорудить новые внешние стены, а между ними устроить коридоры. Проект перестройки составил В. Шретер, но от него в дальнейшем отказались.

Постановкой оперы "Кармен", состоявшейся в 1886 г., театр закончил свое существование.

(по материалам - Т. И. Николаева "Театральная площадь", Лениздат 1984

М. З. Тарановская "Архитектура театров Ленинграда", Л. Стройиздат 1988)

 

"В Большом театре в прежнее время давались представления итальянской оперной труппой, а в последнее время в него переведена русская опера. Балетные представления, как прежде давались, так и теперь даются исключительно в Большом театре. Нужно сказать впрочем, что Большой театр накануне закрытия с целью капитальной его переделки. Дело в том, что последовавшие в последние годы катастрофы во время пожаров театрах обратили внимание на устройство Большого театра и по исследованию его особыми комиссиями он был найден крайне опасным в пожарном отношении (много дерева, узкие выходы и лестницы и т.д.), вследствие чего явилось предположение его переустройства, уже близкое к осуществлению".

(Путеводитель по Петербургу: Описание С.-Петербурга и его достопримечательностей: (Соборы, церкви, дворцы,

памятники, Эрмитаж, музеи и т. д.). Под ред. Р.С. Попова. - Санкт-Петербург. 1886 С. 202; добавил: pasha_su)

8 комментариев
15213 просмотров
Добавил: Mary, 5 Сентября 2009, 14:37
Редактировано: 4 Июля 2018, 03:55
Оцените:
(19 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house3885.html' target='_blank'>Большой (Каменный) театр на Citywalls.ru</a>
Всего 6 комментариев
  • 28 Февраля 2012, 01:35

    на этом сайте сведения чуть отличаются от представленных в публикации

    http://www.belcanto.ru/kamenny.html

  • 2 Февраля 2014, 22:26

    В подписи к одному из изображений допущена ошибка. План неосуществленного здания театра (с четырьмя портиками) принадлежит Д.Кваренги, а не Кавосу. Равно, как и поперечный разрез, относящийся к тому же проекту Кваренги.

  • 2 Февраля 2014, 22:42
    Ответ на "В подписи к одному из изображений допущена ошибка." от ДиШе

     Любая выкладка требует ссылки на источники и литературу. Тем более в случае выявления ошибок.

  • 22 Апреля 2015, 00:44

    "В Большом театре в прежнее время давались представления итальянской оперной труппой, а в последнее время в него переведена русская опера. Балетные представления, как прежде давались, так и теперь даются исключительно в Большом театре. Нужно сказать впрочем, что Большой театр накануне закрытия с целью капитальной его переделки. Дело в том, что последовавшие в последние годы катастрофы во время пожаров театрах обратили внимание на устройство Большого театра и по исследованию его особыми комиссиями он был найден крайне опасным в пожарном отношении (много дерева, узкие выходы и лестницы и т.д.), вследствие чего явилось предположение его переустройства, уже близкое к осуществлению"

    Путеводитель по Петербургу: Описание С.-Петербурга и его достопримечательностей: (Соборы, церкви, дворцы, памятники, Эрмитаж, музеи и т. д.). Под ред. Р.С. Попова. - Санкт-Петербург. 1886 стр. 202
    http://leb.nlr.ru/edoc/275679/Путеводитель-по-Петербургу

  • 9 Ноября 2017, 09:50

    Большой театр был перестроен Томоном в 1802-1805 годах их старого театра, сооруженного в 1784 году архитектором Тишбейном. В 1811 году театр сгорел. Осматривая его после пожара, Томон свалился со стены и заболел и в 1813 году умер от повреждений, полученных при падении. После пожара театр был восстановлен архитекторами Дюмо и Модюи. После этого театр еще раз перестроил в середине XIX века архитектор А. Кавос, а в 1897 году переделал по современное здание Консерватории архитектор В. Николя, в результате чего от стройного здания с величественным восьмиколонным ионическим портиком не осталось и следа.

    (Хомутецкий Н.Ф. Петербург. Ленинград. Историко-архитектурный очерк. – Л.: Ленинзад, 1958. С.98)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27168
Готовится: 179
Посетители
Гостей: 123
Всего сегодня: 2521