Публикация

Доходный дом - Доходный дом А. А. Суворина - Музей печати

Здание на карте
фото
Архитекторы: Иванов А. В.
Год постройки: 1877
Стиль:

Доходный дом                                                                                                                                Фото - Наталия, 2016

наб. р. Мойки, 32 - Волынский пер., 2

Особняк Луки Чистихина

1723 - Гербель Николай Фридрих

Доходный дом

1877 - Иванов Александр Васильевич - перестройка   ([99]. С. 140)

 

Доходный дом А. А. Суворина

1906 (?) - флигель-типография (двор)

1908 - Зонн  Борис Яковлевич - надстройка   ([99]. С. 139)

 Доходный дом М. П. Гау

 

Музей "В. И. Ленин и газета "Правда"    (1984)

Музей печати . Государственный музей истории Санкт-Петербурга   (с нач. 1990-х)

 

 

Первый двухэтажный дом на углу наб. реки Мойки и Волынского пер., проложенного в 1740-х гг., был построен в 1723 г. по проекту Н. Ф. Гербеля. Этот особняк принадлежал шуту Петра I Луке Чистихину.

 

В 1877 г. два находящихся здесь двухэтажных флигеля перестраивали по проекту А. В. Иванова. Угловой флигель стал трёхэтажным, дворовый - четырёхэтажным. Были изменены планировка и отделка внутренних помещений. Именно тогда лепниной был украшен вестибюль, на парадной лестнице установлены литые перила и выложен плиткой пол. Первый и второй этажи дома № 32 занимали богатые петербуржцы. В разное время плата за съём квартир составляла здесь от 800 до 1400 рублей в год. В первом и цокольном этажах располагались магазины и мастерские. В 1910 г. здесь работала булочная Морозова (в квартире № 28).

 

В 1905 г. у Е. П. Есиной [согласно Табели домов  СПб 1891 г. и справочников Весь-Петербургна 1894-1904 гг. домовладельцем являлся  Бырдин, а позднее его наследники Михаил Петрович, Александра, Мария, Анна и Елизавета Петровны - Наталия] доходный дом выкупил издатель А. А. Суворин. Вместе с домом Суворин принял на себя долг Кредитному обществу его бывшей владелицы. По заказу издателя в восточной части участка был построен трёхэтажный флигель, где была размещена типография.

 

В 1908 г. арх. Б. Я. Зонном здание было достроено до шести этажей. В доходном доме были устроены печи-камины и лифты. Долг Кредитному обществу Сувориным так и не был выплачен. В результате здание было выставлено на торги и продано Марии Петровне Гау.

 

В 1910-1917 гг. квартиры на 1-м и 2-м этажах занимало издательство Cельский вестник, выпускавшее одноимённую газету, а также книги и брошюры.

 

С 4 марта 1917 г. в одной из квартир находилось издательство газеты «Правда».

 

В 1965 г. на фасаде дома была установлена напоминающая об этих событиях мемориальная доска. В январе 1984 г. в доме на Мойке был открыт музей «В.И. Ленин и газета Правда». В 1991 г. он был реорганизован и стал называться «Музей печати Санкт-Петербурга»

(добавил - Student сайт "Прогулки по Петербургу" walkspb.ru)

  • фото

    Фрагмент плана
    Треста ГРИИ 1992 г.

  • фото

    Макеты домов на
    наб. Мойки в разные
    годы. Музей печати.

  • фото
  • фото

    (добавил Наталия)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил люблюпитер)

  • фото

    Доходный дом А. А. Суворина.
    Набережная р. Мойки, 32
    1910—1917 гг.
    (добавил:Ладада)

  • фото

    (добавил
    Олег Сыромятников).

  • фото

    Фото до 1974 г.
    oldsp.ru

  • фото

    Фото - С. Васильев, 2009

  • фото

    Фото -
    Наталия,
    08.2016.

  • фото

    Фасад по Волынскому пер.
    Фото - С. Васильев, 26.01.2014

  • фото

    Двор
    Фото - Наталия, 09.2016.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия,06.2017.

  • фото

    Табличка
    "Последний адрес"

  • фото

    "Последний адрес"

  • фото

    Добельнек
    Оскар Фрицевич
    Фото -
    люблюпитер, 05.2019.

С 1865 по 1876 гг. домом владел фотограф Сергей Львович Левицкий.

Отцом Сергея Львовича Левицкого был действительный тайный советник и дипломат Лев Яковлев. За свою жизнь он так и не женился, но имел, как тогда говорили, "воспитанников" - внебрачных детей, которые росли в отцовском доме и не носили отцовской фамилии. Двоюродный брат Левицкого Александр был таким же, как он сам, незаконнорожденным ребенком с вымышленной фамилией - Герцен.

В 1839 г. Левицкий, окончив по настоянию родителей юридический факультет университета, поступил на службу чиновником министерства внутренних дел в Петербурге.

 

В 1838 г. Петербургская академия наук отправила научную экспедицию в Европу для изучения фотопроцессов. 7 января 1839 г. состоялся доклад директора Парижской обсерватории Доменика Франсуа Араго  о перспективном изобретении Луи-Жака Дагера -  этот день и считается днем рождения фотографии. 23 мая 1839 г., на заседании Петербургской Академии наук химик и ботаник Юлий Фрицше представил большой отчет "о гелиографических опытах", где показал первые фотографические изображения по методу Тальбота, сделанные уже в России.

 

В 1844 г. Левицкого назначили секретарем комиссии по Кавказским минеральным водам. В ее составе оказался Юлий Фрицше. Узнав, что Левицкий интересуется фотографией, Фрицше поручил ему практическую съемку достопримечательностей и видов. Известно, что в этой экспедиции он снял несколько видов Пятигорска, Кисловодска, гор Машук и Бештау. После экспедиции Левицкий окончательно решает посвятить себя фотографии, выходит в отставку и вместе с женой отправляется в длительное путешествие по Европе. В 1845 г., при посещении в Риме русской общины  Левицкий снял групповую фотографию "русской колонии". На фотографии запечатлены русские художники, скульпторы и архитекторы. В центре фотографии Николай Васильевич Гоголь. Этот дагеротип – единственный дошедший до наших дней фотографический портрет великого писателя. Именно его использовал Илья Репин для работы над живописными портретами Гоголя, а в 1902 г. К 50-ти летию со дня смерти Гоголя с дагеротипа Левицкого было сделано фотоувеличение и напечатан тот самый, всем известный, одиночный портрет писателя.

Кроме изучения уже известных технологий, Левицкий занимается собственными исследованиями. Например,  он пробует снимать дагеротипные портреты при свете вольтовой дуги. В 1847 г. по его рисункам была сконструирована камера с мехами, повторяющими механизм русской гармошки. Это позволило менять формат получаемого изображения (до этого в салонах фотографов стояло сразу несколько камер, и каждая делала снимок только одного, определенного размера).

 

В 1849 г. на "Промышленной выставке" в Париже демонстрируется несколько дагерротипов Левицкого, сделанных с помощью объективов оптика Шарля Шевалье. Качество этих работ – и художественное, и техническое – настолько впечатлило современников, что снимки были отмечены золотой медалью выставки. Это была первая в истории награда за фотографические произведения. Левицкий становится широко известным фотографом. Летом 1849 г. Левицкий возвращается в Россию и открывает в Санкт-Петербурге на Невском проспекте "Дагеротипное заведение Сергея Левицкого".  В 1850-х гг. распространился новый способ фотографирования – так называемый "мокрый коллодий. Фотографии получались с большой детализацией и хорошей проработкой тонов. Левицкий в совершенстве овладевает этой техникой и создает в своей Петербургской студии большую серию фотографий известных людей того времени. В 1857 г. Левицкий создал "Коллекцию портретов русских литераторов", небольшой тираж которой поступил в продажу.

 

В 1858 г. Левицкий получает приглашение открыть свой фотографический салон в Париже и переезжает туда с семьей. В 1864 г. он был приглашен в Фонтенбло – резиденцию Наполеона III  и фотографировал семью императора. За это Левицкий получил статус "фотографа императора", а через некоторое время был принят в члены Парижского фотографического общества.Согласно пожеланию, выраженному русской императрицей Марией Александровной в Ницце в 1865 г., Левицкий в июле того же года возвращается в Петербург и открывает заведение  в приобретенном доме  на Мойке, 30 (после смены нумерации №32) на углу Волынского пер. Владельцем этого дома отставной коллежский секретарь Сергей Львович Левицкий оставался до 1876 г.  По его заказу к дому со стороны Волынского пер. был пристроен фотографический павильон.

 

В 1877 г. оба Левицких получают звание придворных мастеров и их ателье стало называться "Фотографы Их Императорских Величеств "Левицкий и сын". Левицкий снимал четыре династии императорской фамилии. Фотоателье С.Л. Левицкий передал в руки сына. Заведение, в котором  они работали вместе с сыном – Львом Сергеевием Левицким было переведено на угол Невского пр.(дом, 28) и Екатерининского канала.  Позднее на этом месте был построен Дом Зингера. Согласно справочнику «весь Петербург на 1895 г.» заведение Левицких еще находилось там. Левицкий выступал инициатором многих общественных начинаний в области фотографии. В 1878 г. он был одним из организаторов фотографического отдела Русского технического общества.

 

В 1890-1894 гг. по желанию Александра III для Левицкого был построен образцовый "фотографический дом" на Казанской ул., дом 3, напротив Казанского собора. В 1896-1898 гг. справочники указывали: "Левицкий Лев Сергеевич, Казанская,3. Фотограф".

С. Л. Левицкий был награжден многими иностранными и русскими орденами и медалями, неоднократно получал высшие премии на международных фотовыставках. Скончался Сергей Львович Левицкий в 1898 г., похоронен на Смоленском кладбище. дело продолжал его сын Лев, но в 1912 г. фирма "Левицкий и сын" закрылась, а через два года умер и Лев Левицкий. Коллекция портретов, составлявшая по отзывам современников более 6000 снимков, не сохранилась.

( по материалам сайтов ria.ru  russkiymir.ru; Купеческие книги 1870, 1872, 1874, экспозиция "Музея печати" - добавил: Наталия)

  • фото

    Отец и сын Левицкие

  • фото

    Групповой снимок
    выполненный Левицким
    в 1845 г.

  • фото

    Gортрет княжны
    Екатерины Михайловны
    Долгоруковой работы
    Левицкого

  • фото

    Оборот
    фотографии
    Левицкого

  • фото

    Портрет Герцена
    "Герцен и
    Герцен"

  • фото

    Экспозиция
    "Ателье Левицкого"
    Фото - люблюпитер,
    05.2015.

  • фото
  • фото

    Фото -
    Наталия,
    09.2016.

До революции, здесь же были меблированные комнаты «Бристоль» (реклама сообщала, что квартирующие могут получить и домашний стол, что в летние месяцы плата за комнаты снижается на 50 процентов). Вход в «Бристоль» был с набережной Мойки, а со двора была черная лестница, вход для прислуги. На каждом этаже, со стороны черного входа находилась кухня с большой каменной плитой. После революции из  меблированных комнат сделали коммунальные квартиры. Моя семья жила в одной из этих квартир с начала 1920-х гг. до 1977 г. Квартира тянулась во всю длину дома, по Волынскому пер. и наб. Мойки. Так и оставалось два входа :парадный и черный. В начале 1960-х, в квартире проживало 12 семей, 34 человека. Кухни оставались прежними, даже каменная плита оставалась до самого кап. ремонта. На кухне помещалось три газовых плиты, три двери (с улицы, вход в коридор и вход в наши комнаты, это были комнаты прислуги), одно окно, четыре кухонных стола и одна раковина. На всех был один туалет и ванная с газовой колонкой и отдельной мраморной раковиной. На чердаке долго лежала очень большая красивая решетка с надписью "БРИСТОЛЬ", которая была снята с крыши дома, она было овальная и мы часто качались на ней, как на качелях.   (badatka)

 

1914:  Меблированные комнаты "Бристоль". Мойка, 32. Владельцы: Ратти Владлимир Августович и Александра Федоровна (ВПб на 1914. О. II. С. 1319).

Ратти Владимир Августович, отставной губернский секретарь, директор правления Т-ва "Берестовская каменноугольная промышленность" (О. III. С. 551). Берестовский рудник - это район Макеевки.   (Liz)

 

Музей находится в бывшем доходном доме. В начале ХХ в. в доме сформировался издательский комплекс:редакция. типография, книжный магазин. Мемориальная часть экспозиции связана с историей деятельности газет "Русь", "Сельский вестник" и "Правда". В экспозиции "Типография начала ХХ в." представлены образцы старого полиграфического оборудования.  В двух залах экспозиции представлена обстановка жилых интерьеров состоятельного петербуржца с показом коллекции музыкальных инструментов XIX - начала XX в.

Постоянно действующие экспозиции:

"История дома на наб. Мойки, 32"

"Доходный дом. Музыкальный салон"

"Издательство начала ХХ века"

"История печатного дела СПб в XVIII веке"

см. Волынский пер., 2

 

 

Кроме экспозиции, посвященной редакции и типографии, в Музее печати расположена экспозиция, посвященная доходным домам. Представлены две комнаты - гостиная и кабинет с мебелировкой начала ХХ в. В комнатах редакции находятся две печи, расположенные у внутренних стен - не оригинальные, перенесенные из других домов. В гостиной и кабинете печи утрачены. Мебель не аутентичная, хотя и относится к периоду начала ХХ в. В наборном цеху, расположенном на втором этаже через черную лестницу, представлены типографские машины, находящиеся ранее на первом этаже. Печи в цеху не оригинальные.

  • фото

    Первая комната редакции

  • фото
  • фото

    Вторая комната редакции

  • фото
  • фото
  • фото

    Гостиная

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2015.

  • фото

    Гостиная

  • фото

    Кабинет

  • фото

    Фото - С. Васильев, 26.01.2014

  • фото

    История строи-
    тельства дома

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Справа за стеклом
    экспозиция "Ателье
    Левицкого"

  • фото

    Фото -
    Наталия, 09.2016.

  • фото

    Доходный дом в разрезе.
    Фрагмент экспозиции.
    Фото - Анчар, 08.2016.

  • фото

    Главная лестница
    вход с Мойки

  • фото

    Декор парадной 1-й этаж

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Дверь квартиры
    № 4 на 2 этаже

  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2015.

  • фото

    Фото - Vladimir-2013 .

  • фото

    Прихожая
    квартиры № 4

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Ночь музеев-2015.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер,
    05.2015.

  • фото

    При входе в музей
    из парадной по наб. Мойки

  • фото

    При входе
    в кв.4

  • фото

    На площадке квартира №4
    соседствует с кв. № 78

  • фото

    Фото -
    Наталия, 09.2016.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2015.

21 комментарий
6705 просмотров
Добавил: Blackadder, 4 Января 2009, 23:15
Редактировано: 29 Мая 2019, 00:47
Оцените:
(27 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house3605.html' target='_blank'>Доходный дом - Доходный дом А. А. Суворина - Музей печати на Citywalls.ru</a>
Всего 22 комментария
  • 20 Февраля 2015, 02:09

     

    1877 - Иванов Александр Васильевич - перестройка ([99]. С. 140)  +

     

    Зонн  Борис Яковлевич. Доходный дом. Наб. р. Мойки, 32 - Волынский пер.. 2. Надстройка. 1909  ([99]. С. 139)

     

  • 12 Февраля 2016, 00:40

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 24, 1970

    О дополнительном взятии под государственную охрану зданий, связанных с жизнью и деятельностью В.И. Ленина

    Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 16 ноября 1970 года № 880

    СПИСОК ЗДАНИЙ-ПАМЯТНИКОВ И МЕСТ, СВЯЗАННЫХ С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В. И. ЛЕНИНА

    Дзержинский район

    Набережная р. Мойки, 32/2

    В этом доме находилась редакция «Правды», главным редактором которой с 5 апреля 1917 г. стал В.И. Ленин. Здесь он почти ежедневно встречался с рабочими, солдатами, матросами.

    Описание мемориальной доски

    http://www.encspb.ru/object/2805586805?dv=2853872336&lc=ru

    Мойки реки наб., 32, мемориальная доска

    Рубрикатор / Мемориальные доски/Тематические мемориальные доски и надписи

     «В этом доме с 5 (18) марта до 5 (18) июля 1917 года помещалась редакция газеты “Правда”. По приезде в Петроград в апреле 1917 года В.И. Ленин непосредственно руководил газетой “Правда”. Здесь В.И. Ленин встречался с деятелями большевистской партии, рабочими, солдатами, корреспондентами газеты “Правда”»
    1965. Арх. Егоров М. Ф. Гранит.

    Персоны

    Егоров Михаил Федорович

    Адреса

    Мойки р. наб./Санкт-Петербург, д. 32

    Предметный указатель

    "Правда", газета

  • 12 Февраля 2016, 11:54

    1937-1938 гг. :  " Добельнек Оскар Фрицевич, 1897 г. р., уроженец м. Мариенбург Валкского у. Лифляндской губ., латыш, член ВКП(б) в 1925-1937 гг., дежурный диспетчер Лен. торгового порта, проживал: г. Ленинград, наб. р. Мойки, д. 32, кв. 6. Арестован 16 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 26 января 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-6-9 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 февраля 1938 г."     (Ссылка: http://lenmartirolog.memorial-nic.org/  дата посещ.12.2.16)

  • 22 Декабря 2016, 19:09

    Здесь можно увидеть не только знакомую многим наружную часть звонка (фото №58) но и его внутреннюю часть, точнее сам механизм

  • 6 Января 2017, 12:24

    В советское время входа на углу здания не было (фото №6) как и козырька над входом в парадную с набережной. Т.е. получается, что их восстановили в 90-е.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27693
Готовится: 186
Посетители
Гостей: 156
Всего сегодня: 3976