Публикация

Филиал Центрального военно-морского музея Подводная лодка Д-2 "Народоволец"

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1987-1994
Стиль:

Филиал Центрального военно-морского музея Подводная лодка Д-2 «Народоволец»

ул. Шкиперский проток, 12, лит. Н

 

1927 - 1929 - главный конструктор ПЛ - Малинин Б. М. 

1987 - 1994 - проект реконструкции - ЦКБ МТ «Рубин»

Главный конструктор восстановительных работ - контр-адмирал  Бутузов Е. В. (navalmuseum.ru)

  • фото

    2010. Google – спутник.

  • фото

    2022. Фрагмент схемы РГИС.

  • фото

    2022. Фрагмент схемы 2ГИС.

  • фото

    Малинин
    Борис Михайлович
    (1889 - 1949)

  • фото

    19.05.1929. Спуск на воду
    ПЛ Д-2 "Народоволец".
    (navalmuseum.ru)

  • фото

    В. А. Печатин. ПЛ "Народоволец"
    отходит от стенки
    Балтийского завода. 1999.

  • фото

    1933. ПЛ Д-2 "Народоволец"
    после перехода на Север.
    (military-museum.livejournal.com)

  • фото

    1938. ПЛ Д-2 на параде в часть Дня ВМФ.
    Кольский залив. (Морозов М.Э.,
    Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР».
    «Декабристы» и «Ленинцы». 2010)

  • фото

    В. П. Яркин. Атака ПЛ Д-2 ж.-д. парома
    "Дойчланд" у о.Борнхольм 19.10.1942.
    2011. (navalmuseum.ru)

  • фото

    1956. Учебно-тренировочная
    станция УТС-6
    (navalmuseum.ru)

  • фото

    (deepstorm.ru)

История проектирования и постройки

Главным конструктором подводных лодок I серии (типа «Декабрист») являлся Борис Михайлович Малинин (1889 -1949).

Он был одним из немногих инженеров, кто еще до 1917 г. лично участвовал в строительстве подводных лодок. На основе этого опыта и крайне скудных теоретических данных Малинин с группой конструкторов разработал проектные материалы для постройки первого советского подводного корабля.

05.03.1927 на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде состоялась торжественная закладка первых трех подводных лодок: «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец».

Первую заклепку в деталь днища головного корабля забил С. М. Киров. На цистерне быстрого погружения ПЛ укрепили серебряную пластину, в тексте которой «заведующим постройкой ПЛ» указан Б. М. Малинин.

19.05.1929  ПЛ «Народоволец» спущена на воду,

12.10.1931  ПЛ «Народоволец»  вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

В мае-августе 1933 г. перешла по Беломорско-Балтийскому каналу и 05.08.1933 включена в состав Северной военной флотилии (с 1937 г. - Северный флот).

В сентябре 1939 г. перешла из Полярного в Ленинград.

 

Основные тактико-технические элементы подводной лодки Д-2 «Народоволец»

Водоизмещение: надводное - 940 т, подводное: 1360 т,

Длина - 76,6 м, ширина - 6,4 м, осадка - 3,64 м,

Скорость: надводная полная - 14,6 уз, подводная полная - 9,5 уз,

Автономность: 40 суток, предельная глубина погружения:  90 м,

Вооружение: торпедное: 8 × 533-мм торпедных аппаратов, боезапас: 14 торпед,

артиллерийское 1×100-мм и 1×45-мм орудие,

Экипаж: 53 чел.

 

Боевой путь

Великую Отечественную войну экипаж лодки встретил на Балтийском заводе, куда её перевели для ремонта с Северного флота. Подводники делили тяготы блокадной зимы 1941 - 1942 гг. с ленинградцами. ПЛ Д-2 под командованием капитана 3 ранга Р.  В. Линденберга свой первый боевой поход совершила в 1942 г. (с 23.09 по 04.11). Уже на следующие сутки после выхода она угодила в противолодочную сеть. Дали самый полный ход вперед с одновременным продуванием цистерн главного балласта. Лодка всплыла, но от сети не избавилась. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия на волнении в холодную погоду рубила стальные тросы. Работой руководил капитан-лейтенант С. Н. Богорад (впоследствии командир одной из балтийских «щук», Герой Советского Союза). Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала у острова Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен», а через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозившие солдат вермахта. Один из этих паромов был серьезно поврежден, погибло более 600 солдат и офицеров. Лодку преследовали противолодочные корабли, в течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но Д-2 благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал лично Главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов.

Всего за годы Великой Отечественной войны лодка в составе БФ совершила 4 боевых похода общей продолжительность 69 суток, произвела 12 торпедных атак, потопила три транспорта и повредила один паром.

 

До 1956 г. Д-2 находилась в составе Балтийского флота. Затем была выведена из боевого состава ВМФ и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть (УТС-6). 

В качестве УТС ПЛ прослужила в ВМФ еще 31 год - до 1987 г.

(По материалам официального сайта музея navalmuseum.ru)

  • фото

    1989 Установка мемориального комплекса
    ПЛ Д-2 "Народоволец"
    (pastvu.com)

  • фото

    1989. Группа участников
    восстановления и установки
    ПЛ "Народоволец".
    ("Гангут". Вып. 38 СПб, 2006)

  • фото

    1993. ПЛ "Народоволец".
    Вид на Наличную ул.
    Автор: Н. Прохоров
    (fleetphoto.ru)

  • фото

    1994. Мемориальный комплекс
    "ПЛ "Народоволец"
    (goskatalog.ru)

  • фото

    02.09.1994. Торжественное открытие
    мемориала.

  • фото

    1999. Подводная лодка Д-2.
    (goskatalog.ru)

История создания филиала

23.08.1994 Главнокомандующий ВМФ адмирал Ф. Н. Громов издал приказ № 210 «Об открытии филиала Центрального военно-морского музея на подводной лодке Д-2 «Народоволец», к котором указывалось «…разрешить открыть филиал Центрального военно-морского музея на подводной лодке Д-2 «Народоволец» для посетителей 2 сентября 1994 г.».

Еще до выхода этого приказа органы государственного управления, промышленные предприятия и ветеранские организации в течение длительного времени проделали огромную работу, чтобы реконструировать подводную лодку Д-2 в музейный комплекс.

В 1984 г. руководство ВМФ и Министерства судостроительной промышленности приняли совместное решение, в котором был определен объем работ по реконструкции и их стоимость.

В работе по восстановлению ПЛ планировалось задействовать более 25 различных организаций.

Целью работ по переоборудованию ПЛ было возвращение ей внешнего вида на период Великой Отечественной войны и восстановление всех систем и оборудования в отсеках.

Проект реконструкции выполнили сотрудники ЦКБ МТ «Рубин». Главным конструктором восстановительных работ был назначен контр-адмирал Е.В. Бутузов, который в 50-е гг. служил старпомом на ПЛ Д-2 и хорошо знал её устройство. Вместе с ним трудились опытные научные сотрудники и конструкторы ЦКБ МТ «Рубин»: В. П. Семёнов, К. М. Крестьяншин, К. З. Саравайский и др.

На судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» в Ленинграде отремонтировали плавучий док, в который в июле 1987 г. поставили ПЛ Д-2 для проведения подготовительных работ. После их окончания док вместе с ПЛ перевели на Балтийский завод, где продолжили реставрационные и восстановительные работы.

Летом 1989 г. лодку в доке вывели с завода и доставили к месту ее будущей вечной стоянки.

Потребовалось еще пять лет для строительства берегового служебного здания с постом управления и инженерным обеспечением.

На митинге 02.09.1994, посвященном открытию мемориального комплекса, присутствовали: первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал И. В. Касатонов, первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга В. В. Путин, командир Ленинградской ВМБ вице-адмирал В. В. Гришанов, председатель президиума Объединённого совета ветеранов-подводников ВМФ контр-адмирал Ю. С. Руссин, сотрудники Балтийского завода и Центрального военно-морского музея, представители военно-морских учебных заведений и общественности города, бывшие члены экипажа подводной лодки, участники боевых походов в годы Великой Отечественной войны Г. П. Якубчик, В. А. Дудкин, К. И. Радионов, С. С. Шахов, Б. П. Гущин, Н. А. Никаншин.

Открытие мемориала стало знаменательным событием не только для Военно-Морского Флота, Санкт-Петербурга и Центрального военно-морского музея, но и для всей страны.

 (navalmuseum.ru)

Экспозиция на подводной лодке

В 1 отсеке ПЛ размещены казенные части 6 торпедных аппаратов, запасные торпеды, провизионная, кладовая, заместительная и дифферентная цистерны, комбинированный торпедопогрузочный и входной люки, электрические приводы брашпиля и носовых горизонтальных рулей, рундуки и подвесные койки команды;

во 2 отсеке помещена первая группа из 60 аккумуляторов, над ней - радиостанция и гидроакустическая рубка;

в 3 отсеке находятся две группы аккумуляторов и над ними жилые помещения и кают-компания офицерского состава; здесь же установлены корабельные электровентиляторы, размещен камбуз; по бортам и под аккумуляторами - топливные цистерны;

отсек - центральный пост; здесь находятся главный командный пункт, уравнительная цистерна и цистерна быстрого погружения, а также главный водоотливной насос и одна из воздуходувок для продувания главного балласта при всплытии;

в 5 отсеке установлена четвертая группа аккумуляторов, окруженная масляными цистернами, над этой группой - жилое помещение старшин и вторая воздуходувка для всплытия;

6 отсек - дизельный: каждый из двух дизелей мог развивать мощность до 1200 л. с. при 450 об/мин в течение часа. Длительная их работа гарантировалась при мощности 1100 л.с. и 425 об/мин, здесь же размещены разобщительные муфты гребных валов, цистерны смазочного масла, некоторые вспомогательные механизмы, а также специальный входной люк для машинной команды;

в 7 кормовом отсеке находятся главные электромоторы и их станции управления, казенные части двух кормовых аппаратов, комбинированный люк, дифферентная  цистерна, рулевые приводы и другие вспомогательные механизмы, а также подвесные койки команды.

 

Экспозиция берегового павильона

В экспозиции зала № 1 посетители могут ознакомиться с организацией  строительства первых советских подводных лодок в конце 20-х - нач. 30-х гг. ХХ столетия. В зале экспонируется стрелковое оружие, которое осваивал личный состав Д-2 при подготовке к обороне Ленинграда, а также трофейное немецкое стрелковое оружие. Заканчивается экспозиция моделью ПЛ Д-2, которая представлена в продольном разрезе.

В зале № 2 выставлены модели отечественных ПЛ, построенных в ХХ в. Посетители знакомятся со всеми типами дизель-электрических и атомных ПЛ с баллистическими и крылатыми ракетами. Всего в этом зале представлены модели более двадцати различных ПЛ, спроектированных и построенных в Российской империи, СССР и Российской Федерации. Интерес вызывают материалы, рассказывающие о кругосветном  плавании  группы АПЛ Северного флота в 1966 г.

В зале № 3 представлены экспонаты, отображающие боевые действия ПЛ Л-3, которой командовали в различное время П. Д. Грищенко и Герой Советского Союза В. К. Коновалов, а также подводной лодки Щ-303 под командованием Героя Советского Союза И. В. Травкина. В зале также находится картина, на которой изображена атака подводной лодки С-13 под командованием А. И. Маринеско и потопление германского лайнера «Вильгельм Густлов». 

 (navalmuseum.ru)

1 комментарий
392 просмотра
Добавил: V_Malyj, 5 Ноября 2022, 21:38
Редактировано: 7 Ноября 2022, 19:38
Оцените:
(2 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33770.html' target='_blank'>Филиал Центрального военно-морского музея Подводная лодка Д-2 "Народоволец" на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
  • 6 Ноября 2022, 00:19

    Просто замечательно, что наконец-то есть страничка, посвящённая ПЛ "Народоволец"!

     

    Она не входила в комплекс Ленэкспо, но за неимением посвящённой ей странички, была временно приписана туда: https://www.citywalls.ru/house7151.html. Я и сама буквально на днях попросила Наталию закинуть обнаруженную в архиве фотографию. 

     

    Но теперь, думаю, необходимо все снимки подлодки переместить оттуда сюда. 😀

     

    Кстати, там у нас болтается неприкаянный катер без собственной странички (Памятник морякам торпедных катеров Балтики)...  😇

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31762
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2554
Всего сегодня: 1174