Публикация

Особняк Е. М. Бутурлиной

Здание на карте
фото
Архитекторы: Боссе Г. А.
Год постройки: 1857-1860
Стиль: Необарокко

Особняк Е. М. Бутурлиной                                                             необарокко

Пам. арх. (регион.)

 ул. Чайковского

1857-1860 - арх. Боссе Геральд Юлиус (Боссе Г. Э.)

 

 

Первый владелец участка - В. Д. Корчмин.

Одна из городских легенд связывает имя Василия Дмитриевича с названием Васильевского острова. Именно Корчмину, который командовал батареей на стрелке Васильевского острова, Пётр I адресовал записки «Василию на острову».

До конца 1840-х гг. на участке стоял одноэтажный деревянный дом со службами.

 

В 1844 г. участок перешёл во владение статс-дамы Елизаветы Михайловны Бутурлиной.

 

В 1857-1860 гг. по проекту арх. Г. А. Боссе здесь был выстроен особняк, в целом сохранивший свой вид до настоящего времени.

Лучковые фронтоны завершают центральную часть  трехэтажного дворца и два боковых ризалита. В утопленной части здания - балкон с решеткой.

 

На тумбах ограды были установлены две статуи и две вазы. Над аркой проезда во двор располагался герб владелицы (не сохр.). Над главным карнизом на пьедесталах стояли фигурные вазы.

 

С 1860-х гг. по 1917 г. в доме размещалось австро-венгерское посольство. В первые дни после начала Первой мировой войны толпа разгромила посольство, закидала камнями и подожгла. Пожарные же старались в основном только не допустить переноса огня на соседние здания.

В 1868 г. в этом доме снимала комнату семья Ковалевских. Софья Васильевна Ковалевская вошла в историю как математик, писательница, первая женщина - член-корреспондент Петербургской академии наук.

 

После 1917 г. в доме 10 проживали солдаты-военнопленные. Печки они топили мебелью, дом обветшал и стал нуждаться в ремонте.

В 1924-1925 гг. здание было взято под государственную охрану как памятник архитектуры. В начале 1930-х гг. его отремонтировали и превратили в многоквартирный жилой дом. Им он является до сих пор.

 

В 1940 г. здесь проживал известный шахматист Михаил Моисеевич Ботвинник.

 

  • фото

    Чертеж фасадаАрх. Г. А. Боссе

  • фото

    Фото нач. ХХ в

  • фото

    Здание Австро-Венгерского
    посольства во время
    посещения П-га императором
    Францем Иосифом. 1897 г

  • фото

    Посольство Австро-Венгрии
    (Сергиевская ул., 10),
    начало XX в.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    Добавил - ualentin.

  • фото

    Добавил - Galina.

Австрийское посольство купило дом в 1896 г. у А. А. Оболенской, дочери государственного секретаря А. А. Половцова.

(В. И. Андреева. Гаральд Боссе. Издательский дом "Коло", СПб, 2009, с. 65)

По данным [95], том третий, №124п, посольство въехало в дом в 1899 г.

Данные о покупке здания посольством именно в последние годы XIX в. подтверждаются справочной книгой "Весь Петербург", причем похоже, что и 1896 г., названный Андреевой, - слишком ранняя дата: не только в издании за 1896 г., но и в издании за 1897 г. владелицей участка по Сергиевской улице, 10 названа Надежда Михайловна Половцова (жена Александра Александровича Половцова), и только начиная с 1898 года он указан как собственность Австро-Венгерского посольства.                                                                                                                                                   (добавил: S.P.)

 

В 1897 г. дом был частично переделан внутри для посольства Австро-Венгрии по проекту венских архитекторов Бокэ и Пио (Bauqué&Pio). Барановский называет работу Бокэ и Пио реставрацией; видимо, большей частью были сохранены интерьеры Боссе. (Г. В. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Издание редакции журнала "Строитель", СПБ, том IV, отдел 1-й, С. 92 - 95).

Главный вход в здание был расположен асимметрично в левой части фасада (см. планы этажей; снизу, с юга - Сергиевская улица (ул. Чайковского)). Перед входом находился вестибюль, пройдя через который можно было попасть в круглое помещение с двумя расположенными симметрично лестницами, ведущими на второй этаж.

На втором этаже находилась католическая часовня (очевидно, ее авторы - Бокэ и Пио).                                        ( добавил: S.P.)

  • фото

    Чертеж Г.Э.Боссе
    - проект отделки будуара

  • фото
  • фото

    Фотография из журнала
    "Столица и усадьба",
    №9, 1 мая 1914 г.,
    с. 13 - 16

  • фото

    1904 г.
    (подпись "Гостиная")
    Энциклопедия
    Барановского

  • фото

    1904 г.
    (подпись "Гостиная")
    Энциклопедия Барановского

  • фото

    Центральный зал
    на третьем этаже
    "СиУс"
    * см. ниже

  • фото

    Помещение за закрытой
    дверью, которая видна на
    фотографии гостиной
    ("СиУс", 1914 г.)
    ** см. ниже

  • фото

    Чертежи зала
    на 3-м этаже
    Г.В.Барановский

  • фото
  • фото

    Каплица
    *** см. ниже

  • фото

    "СиУс" № 14
    **** см. ниже
    Добавил - S.P. .

*     Большая гостиная; около камина - портрет Императора Франца, над диваном - портрет Императора Иосифа II,

        в углу  на мольберте портрет старшего сына посла Ласло." ("СиУс" №14) Направление съемки - северо-восток. В зеркале над

        камином отражается дверь, сквозь которую зал виден на фотографии гостиной  

**   На плане 3-го этажа это помещение обозначено как столовая. Но к 1914 г. оно использовалось по-другому

       Комментарий к фотографии: " Бальный зал - в открытую дверь виден вестибюль; на камине - бюст Марии Терезии." ("СиУс" №14)

       (Ср. план 3-го этажа. На фотографии нет обозначенной на плане двери в буфетную; видимо, она заделана в связи

       с изменением назначения помещения. Всё остальное соответствует комментарию.)

***  Комментарий: "Посольская римско-католическая капелла. Престол выполнен руками русских кустарей; орнаменты

       в византийском стиле. Интересна раскраска свода. Мессы совершаются в капелле каждое воскресенье и в

       дни особых торжеств." ("СиУс" №14)

**** Комментарий: "Галерея с портретом Императора Франца-Иосифа (портрет работы Вильгельма Вита)". ("СиУс" №14)        (добавил: S.P.)

 

 

 

 

  • фото

    Лестница №2
    в лицевом корпусе,
    вход из арки

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М,
    10.2016.

  • фото

    Лестница дворового
    корпуса (под аркой).

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница в
    1-м дворе.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 10.2013.

20 комментариев
12951 просмотр
Добавил: Mary, 6 Января 2008, 04:59
Редактировано: 25 Марта 2018, 03:11
Оцените:
(39 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house3.html' target='_blank'>Особняк Е. М. Бутурлиной на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 25 Февраля 2017, 21:50

    Когда в бывшем доме Бутурлиной разместилось посольство Австро-Венгрии?
    В статье в энциклопедии "Санкт-Петербург" говорится: "С 1860-х гг. до 1914 в Б. д. [Бутурлиной доме] находилось посольство Австро-Венгрии", и эти данные повторяются на разных сайтах.

     

    В то же время существуют и совсем другие сведения.
    По данным книги: В.И.Андреева. Гаральд Боссе. Издательский дом "Коло", СПб, 2009, с. 65, австрийское посольство купило дом в 1896 году у А.А.Оболенской, дочери государственного секретаря А.А.Половцова.

    По данным [95], том третий, №124п, посольство въехало в дом в 1899 г.

    Данные о покупке здания посольством именно в последние годы XIX века подтверждаются справочной книгой "Весь Петербург", причем похоже, что и 1896 год, названный Андреевой, - слишком ранняя дата: не только в издании за 1896 год, но и в издании за 1897 год владелицей участка по Сергиевской улице, 10 названа Надежда Михайловна Половцова (жена Александра Александровича Половцова), и только начиная с 1898 года он указан как собственность Австро-Венгерского посольства.

  • 25 Февраля 2017, 22:19

    Интерьеры здания полностью погибли при перестройке в уонце 1920-х гг.

    Покажу старые изображения некоторых интерьеров.

     

    Чертеж Г.Э.Боссе - проект отделки будуара (В.И.Андреева. Гаральд Боссе. Издательский дом "Коло", СПб, 2009, с. 114):




    В 1897 г. дом был частично переделан внутри для посольства Австро-Венгрии по проекту венских архитекторов Бокэ и Пио (Bauqué&Pio). (См. названную книгу В.И.Андреевой, а также Архитектурную энциклопедию Г.В.Барановского - ссылка дана далее).
    Мне известны изображения некоторых интерьеров, относящиеся к началу XX века (когда здание уже принадлежало посольству Австро-Венгрии) в следующих изданиях:
    1) Г.В.Барановский. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Издание редакции журнала "Строитель", СПБ, том IV, отдел 1-й, с. 92 - 95. Здесь помещены также планы этажей. Интересно, что Барановский называет работу Бокэ и Пио реставрацией; видимо, большей частью были сохранены интерьеры Боссе.
    2) Статья "Австрийское посольство в Петербурге" в журнале "Столица и усадьба", №9, 1 мая 1914 г., с. 13 - 16.

    Главный вход в здание был расположен асимметрично в левой части фасада (см. планы этажей; снизу, с юга - Сергиевская улица (ул. Чайковского). Перед входом находился вестибюль, пройдя через который можно было попасть в круглое помещение с двумя расположенными симметрично лестницами, ведущими на второй этаж. Фотография из журнала "Столица и усадьба", 1914 г.:

     




    Две фотографии из энциклопедии Барановского, 1904 г. (подпись "Гостиная"):





    Вторая фотография - продолжение влево первой с очень небольшим разрывом (ср. обрамление дверного проема у левого края первой фотографии и у правого края второй фотографии). Изображено, очевидно, помещение на третьем этаже со стороны Сергиевской улицы, примыкающее с востока к центральному залу, которое на плане обозначено как курительная. Направление съемки - на запад. В открытый проем виден центральный зал, соединяющийся широкой аркой с аванзалом, а дальше видна закрытая дверь, ведущая в помещение, обозначенное на плане как столовая.

    Центральный зал на третьем этаже (он узнается по деталям отделки, которые видны сквозь дверь гостиной), "Столица и усадьба", 1914 г.:

     



    Комментарий к фотографии: "Большая гостиная; около камина - портрет Императора Франца, над диваном - портрет Императора Иосифа II, в углу на мольберте портрет старшего сына посла Ласло." Направление съемки - северо-восток. В зеркале над камином отражается дверь, сквозь которую зал виден на фотографии гостиной.

    Помещение за закрытой дверью, которая видна на фотографии гостиной ("Столица и усадьба", 1914 г.):



    На плане 3-го этажа это помещение обозначено как столовая. Но к 1914 году оно использовалось по-другому. Комментарий к фотографии: " Бальный зал - в открытую дверь виден вестибюль; на камине - бюст Марии Терезии." (Ср. план 3-го этажа. На фотографии нет обозначенной на плане двери в буфетную; видимо, она заделана в связи с изменением назначения помещения. Всё остальное соответствует комментарию.)

    Барановский поместил также чертежи зала на третьем этаже, который в подписях назван большим залом, а на плане обозначен как танцевальный зал:

     

     



    При сравнении с планом видно некоторое несоответствие в расположении окон. Видимо, это вариант проекта.

    На втором этаже находилась католическая часовня (очевидно, ее авторы - Бокэ и Пио). Местоположение часовни видно на плане. Фотография в журнале "Столица и усадьба", 1914 г.:

     



    Комментарий: "Посольская римско-католическая капелла. Престол выполнен руками русских кустарей; орнаменты в византийском стиле. Интересна раскраска свода. Мессы совершаются в капелле каждое воскресенье и в дни особых торжеств."

    И еще одна фотография в журнале "Столица и усадьба":

     



    Комментарий: "Галерея с портретом Императора Франца-Иосифа (портрет работы Вильгельма Вита)".
    Я нашел на планах этажей только одно подходящее помещение - на втором этаже; вероятно, изображена не сама галерея (вытянутая с юга на север вдоль западной стены первого двора), а квадратное помещение к югу от нее; маленькая дверь рядом с печью ведет на парадную лестницу; видимо,  снимок сделан при электрическом освещении (окна во двор находятся у нас за спиной справа, но именно справа видна тень). Но полной уверенности у меня все же нет.

     

    Несколько подробнее я написал об этом на своем сайте.

     

  • 27 Января 2018, 00:34

    Из книги Короткевич Л.И. "Нам жизнь дана..."

     

    "Те наши родственники, с которыми раньше отправляла меня мама под Малую Вишеру, уехали. Ключи от квартиры они оставили нам, чтобы мы поливали цветы. Квартира их помещалась в третьем этаже дома номер десять по улице Чайковского. Красивый, нарядный особняк середины девятнадцатого века (архитектор Боссе) имел свою котельную, и пока было топливо в доме в старинных батареях можно было поддерживать температуру чуть выше нуля. Окна выходили на улицу. В квартире оставались яркоцветущие растения. Самые влаголюбивые стояли у нас в тазиках с водой. Однажды мы обнаружили в мисках и тазах утонувших мышей. Долго наводили чистоту и порядок. Зачем они туда полезли?

    Через несколько дней надо было снова идти поливать цветы. Было слякотно, шел мокрый снег. Мы уже дошли до улицы Пестеля, когда началась воздушная тревога. Мама, обычно такая упорная во всём, что касалось начатого дела, вдруг решила вернуться с половины пути. На краю тротуара она поскользнулась, чуть не угодила ногами под машину, очень разволновалась и поспешила домой. К цветам мы пошли уже на другой день. Вместо квартиры, вместо части красивого дома перед нами была обрушившаяся груда мусора. Криво торчало из битого кирпича знакомое черное пианино. Наклонились заваленные до самых верхних веточек три молодые липки перед бывшим домом.

    Во двор можно было пробраться через завал под самым сводом арки ворот. Лестница была цела, только всю её покрывал толстый слой кирпичной пыли. Я поднялась наверх, туда, где раньше была дверь. Площадка обрывалась рваным краем, и вниз уходила гора обломков. Видно было маму, прохожих… Среди обломков, как живые, шевелились листочки книг довольно большой библиотеки наших родственников. Мы долго стояли перед этой горой, будто не верили тому, что видим. По развалине ходил какой-то человек в чёрном пальто с мешком, выбирал из мусора книги, а может, ещё что. Это ползанье чужого человека по останкам знакомого дома казалось неприличным и оскорбительным. Может быть, нам и следовало собрать что-то из добра наших родственников, но почему-то было совестно копаться. Мы стояли как перед могилой, не решаясь прикоснуться..."

  • 5 Июня 2018, 23:31

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27063
Готовится: 171
Посетители
Гостей: 27
Всего сегодня: 798