Публикация

Церковь Сошествия Святого Духа на Охте

Здание на карте
фото
Архитекторы: не установлен
Год постройки: 1833-1844
Стиль: Классицизм

Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов на Охте -

Духовская церковь                                            

Утраченное здание

1833-1844  - автор не установлен

1930-е гг. (?) - снесена

 

 

На территории Охты находилась крепость Ниеншанц, размещавшаяся в устье Большой Охты, при её впадении в Неву. Крепость была центром города Ниен (Ниенштадт). В крепости была лютеранская церковь, а в городе - два лютеранских и один православный храм. После взятия крепости 1 мая 1701 г. русскими войсками под началом царя Петра I и генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева, крепость Ниеншанц и город Ниенштадт были переименованы в Шлотбург. На месте крепости Петром была основана Охтинская верфь, где строились военные и торговые корабли. При верфи Петр устроил поселение.

 

Охта - поселение корабелов и плотников, переселенных из северных губерний -  было основано по указу Царя Петра в 1702 г.

 

В 1713 г. при впадении р. Охты в Неву  была построена Троицкая церковь. Ее приход составляли в основном плотники галерной судоверфи, основанной неподалеку. 

  • фото

    Карта 1901 г.

  • фото

    1753 г.
    (план И.Ф.Трускотта)
    (добавил S.P. )

  • фото

    1828. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1858. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1894. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1913. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1925. План Ленинграда.
    (добавил V_Malyj)

  • фото
  • фото

    СПб в 1860-е -
    нач. 1870-х гг. XIX в.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    Фрагмент фото

  • фото
  • фото

    Скан из книги "Архитектурные
    панорамы невских берегов."
    Захаров О.Н. 1984 г.

    Добавил - YURIY ALEKSANDROV.

  • фото

    ВПб на 1894 г., О.I, стб.445.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    ВПб на 1900 г.,
    О.I, стб.392.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    ВПб на 1914 г.,
    О.I, стб.474.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    Покровская церковь на Б.Охте
    на немецкой аэрофотосъёмке 1939 г.
    Добавил - Буквоед

  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    "Лавры, монастыри и храмы..."
    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    "Лавры, монастыри и храмы..."
    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    1914. Колокольня церкви
    Сошествия святого Духа.
    Из фондов ГМИ СПб
    Фото П. С. Радецкий.
    sobory.ru
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    Госкаталог.
    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    Госкаталог.
    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    1895 – 1910 гг.
    Фото - Феофанов Е.Ф.
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    1895 – 1910 гг.
    Фото - Феофанов Е.Ф.
    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    Госкаталог
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    14 октября 1930 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 66245
    Общий вид церкви Сошествия
    св. Духа с отдельной
    трехъярусной колокольней.
    Автор .не установлен
    (добавил - lenarch .)

  • фото

    14 октября 1930 г.
    ЦГАКФФД СПб Гр 66244
    Общий вид колокольни церкви
    Сошествия святого Духа.
    Автор не установлен
    (добавил - lenarch .)

  • фото

    1930. Общий вид
    колокольни церкви
    Сошествия святого Духа.
    ЦГАКФФД СПб Гр 66244.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1930. Вид части
    разрушенной колокольни
    церкви Сошествия
    святого Духа.
    ЦГАКФФД СПб Гр 66243
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1930. Церковь Сошествия
    Святого Духа на апостолов
    Большеохтинский пр., 3.
    Сентябрь 1930 г. КГИОП
    rosphoto.org
    (добавил V_Malyj)

Изображение первоначальной каменной Троицкой церкви, построенной по проекту М.Г.Земцова, и стоящей рядом каменной Покровской церкви

    (до перестроек) есть на плане Санкт-Петербурга 1753 г. (план И.Ф.Трускотта). Конечно, изображение в известной мере условное. Но сравнение

    других изображений на плане 1753 г. с теми зданиями, вид которых известен по другим источникам, показывает весьма высокую достоверность

    изображений (за редкими исключениями, когда здание в 1753 г. еще только строилось). (S.P.)

 

В 1825 г. рядом с церковью построили четырехъярусную колокольню, завершенную шпилем.

В 1833-1844 на месте разобранной Троицкой церкви возвели новую, освятив ее во имя Сошествия Святого Духа.

Здесь пребывала старейшая охтинская икона прав. Иосифа Древодела, покровителя плотников.

 

Однокупольный трехпридельныый  храм с трех сторон был украшен дорическими портиками с фронтонами. Внутренние своды  были расписаны.  Иконостасы были выполнены местными мастерами. Кроме главного, имелись приделы Иосифа Древодела  и во имя Смоленской иконы Божией Матери.

 

Восточнее него в середине XVIII в. стояла небольшая каменная Покровская церковь с деревянным куполом.

Весь ансамбль уничтожен в 1930-е гг.                                                                      (добавил - Наталия. по материалам [44], [57])

 

  • фото

    1946-1961 гг.
    (spb.hecrus.ru)
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото
  • фото
  • фото

    Дом молитвы баптистов
    (б. Покровская церковь
    на Б.Охте). Послевоенный снимок.

  • фото

    Б. Покровская церковь
    - дом молитвы ЕХБ.
    1958-1961 гг.

  • фото

    ЦГАКФФД Гр 66243
    Вид части разрушенной колокольни
    церкви Сошествия святого Духа.
    14 октября 1930 г.
    Автор не установлен

    (добавил - lenarch .)

  • фото

    Ленинградские баптисты
    в доме молитвы на
    Большеохтинском пр.
    Снимок 1955 г.
    Добавил - Буквоед

Церковь во имя св. Иосифа Древодела

В 1722 г. жители Охтинских слобод построили часовню во имя Праведного Иосифа Древодела, покровителя плотников и корабелов.

В 1725 г. часовня была превращена в церковь и освящена во имя св. Иосифа Древодела (Обручника) и свт. Николая Чудотворца. В 1731 г. церковь разобрали и перенесли в Ямскую слободу. На месте разобранной церкви построили часовню.

 

Церковь во имя Пресвятой Троицы

В 1731 г. по проекту М. Г. Земцова была построена каменная церковь во имя Пресвятой Троицы с колокольней. Главный престол церкви был освящен во имя Святой Троицы, правый придел - во имя Иосифа Древодела, а левый - во имя Николая Чудотворца. Иоганн Праур вырезал для нее иконостас, Андрей Ковашихин и Андрей Мелентьев написали образа, к которым в конце века добавили иконы, привезенные из Новгородской губернии.

 

Покровская церковь

Так как Троицкий храм, при котором имелось кладбище, был холодным, то в 1740 г. по проекту того же Земцова восточнее была выстроена из дерева теплая Покровская церковь. Ее заменили в 1746-1748 гг. каменным храмом с деревянным верхом. Иконостас сделали охтинские резчики.

В 1825 г. старую колокольню разобрали, а на её месте построили новую стройную четырехъярусную колокольню, увенчанную шпилем.

В 1843-1844 гг. провели капитальный ремонт церкви и заменили иконостас новым работы Егора Лукина.

С середины XIX века богослужения в Покровской церкви бывали всего шесть раз в год, а в 1889 г. ее закрыли. Правда, после основательного обновления, храм 1 октября 1897 г. был снова освящен, но служили в нем только по праздникам, разместив в трапезной приходскую школу.


Троицкая же церковь, простояв сто лет, в 1837 была разобрана.

  

 

Церковь во имя Сошествия св. Духа

Чуть западнее Троицкой церкви в 1833-1844 гг. по проекту неизвестного архитектора был возведен каменный храм (Святодуховской).

15 октября 1844 г. митрополит Антоний освятил его во имя Сошествия св. Духа (главный алтарь), боковые - во имя Иосифа Древодела и во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Новый однокупольный Святодуховский храм с трёх сторон окружали дорические портики с фронтонами. Его своды покрывали внутри художественные росписи, интерьры украшала деревянная резьба.

Среди святынь церкви были: Смоленская икона Божией Матери, привезенная из разобранной церкви на озере Ильмень; чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радосте", которую передали из частного дома после исцеления молившихся перед ней женщин; икона Святителя Николая Чудотворца, пожертвованная в 1812 г. уральскими казаками, которые "занимали пост" на Охте; Иверская икона Божией Матери, пожертвованная императрицей Марией Александровной в 1862 году; икона Знамения Пресвятой Богородицы; икона св. Александра Невского, пожертвованная прихожанами в память мученической кончины императора Александра II; старинная икона прав. Иосифа Древодела, покровителя плотников, привезенная сюда первыми охтянами.
При церкви существовало кладбище.
После революции Святодуховская церковь продолжала оставаться одной из самых посещаемых в городе. В 1929 г. она была закрыта.

(журнал "Церковный вестник", N 5, 2003, по материалам[76], [81])

 

25 сентября 1911 г. рядом с храмом был установлен памятник Петру I.

 

В публикации выше говорится: "Восточнее него в середине XVIII в. стояла небольшая каменная Покровская церковь с деревянным куполом. Весь ансамбль уничтожен в 1930-е гг." Однако, если обратиться к немецкой аэрофотосъёмке 1939 года, то хорошо видно, что снесена именно церковь Сошествия Св.Духа, а Покровская церковь по-прежнему на месте. В ней устроили склад войсковой части, а в 1946 г. здание передали в аренду ленинградской общине евангельских христиан баптистов. Известно, что община пользовалась им вплоть до 1961 г., когда получила другое здание - в Озерках. Вероятно тогда и была снесена Покровская церковь.                                                                (добавил: Буквоед)

10 комментариев
10644 просмотра
Добавил: Mary, 4 Ноября 2008, 23:46
Редактировано: 12 Апреля 2024, 22:09
Оцените:
(37 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2944.html' target='_blank'>Церковь Сошествия Святого Духа на Охте на Citywalls.ru</a>
Всего 10 комментариев
  • 3 Августа 2019, 22:52
    Ответ на "Где-то на сайте была отличная фотография Охтинской" от Liz

     Какая фотография - эта? Так она и в этой публикации и даже вроде в лучшем качестве, а подписи разные...

  • 14 Июня 2020, 17:15

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/84267

    Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СанктПетербурга

    Шифр: Гр 66243

    Аннотация: Вид части разрушенной колокольни церкви Сошествия святого Духа.

    Дата съёмки: 14 октября 1930 г.

    Автор съёмки: Автор съемки не установлен

    Темы: Церковь Сошествия святого Духа (Большеохтинский пр., 3)

     

     

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/84262

    Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СанктПетербурга

    Шифр: Гр 66244

    Аннотация: Общий вид колокольни церкви Сошествия святого Духа.

    Дата съёмки: 14 октября 1930 г.

    Автор съёмки: Автор съемки не установлен

    Темы: Церковь Сошествия святого Духа (Большеохтинский пр., 3)

     

     

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/84261

    Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СанктПетербурга

    Шифр: Гр 66245

    Аннотация: Общий вид церкви Сошествия святого Духа с отдельной трехъярусной колокольней.

    Дата съёмки: 14 октября 1930 г.

    Автор съёмки: Автор съемки не установлен

    Темы: Церковь Сошествия святого Духа (Большеохтинский пр., 3)

  • 13 Сентября 2022, 00:00

    26 февраля 1917 г. На Большой Охте пулемет был поставлен на колокольне церкви Святого духа (эта церковь находилась в конце Большеохтинского проспекта, за пожарной каланчой). Из этого пулемета можно было простреливать весь Большеохтинский проспект и держать под огнем район судостроительного завода "Охта".

    // Крушение царизма : воспоминания участников революционного движения в Петрограде (1907- февраль 1917 г.). - Л., 1986. - С. 270. 

  • 13 Сентября 2022, 12:46

    ВПб на 1894 г., О.I, стб.445 - 446.

     

    ВПб на 1900 г., О.I, стб.392.

     

    ВПб на 1914 г., О.I, стб.474 - 475. 

  • 8 Ноября 2022, 13:17

    Вероятно, это сюда.

    "Массовый общественный интерес привлек суд на служащими Охтинского собора, дьяконом Храновским и иподъяконами Федоровым и Бабаевым. Вот как описывает его газета «Безбожник»: «Начиная с 1921 г. Храновский, систематически завлекая к себе на квартиру детишек, преимущественно мальчиков, давал им «конфекты», несколько копеек или книжку и удовлетворял с ними распущенную похоть в самых извращенных формах. Развращал не только физически, но и нравственно: показывал детишкам порнографические карточки, растолковывал им разные гнусности. Где же все это происходило? – Везде, где только можно было «пристроится». Помимо квартиры Храновского –на паперти Охтенского собора, в ограде церкви, на улице. Пятилетнему Вишнякову Павлу Храновский дал за «это» 1 коп., Евгении Белых – 3 коп., а 12-л. Ярутович – 50 коп. и напоил его пивом. Разврат совершался не только самим Храновским, он вовлек в него и своих ипподъяконов. Тогда мерзости творились «троицей подсудимых» «купно, соборне», как «соборне» совершали они священнослужения, молебны, крестины и отпевания в домах родителей, детей которых растлевали. Как относился Храновский к детям? Свидетелю Акинфиеву он хвастался, указывая на детвору: «Вот товар, который мне больше нравится, с ними все можно…». Чтобы не допустить расправы над подсудимыми, их охранял усиленный наряд милиции».

    // Хили Д. Гомосексуальное влечение в революционной России. М., 2008. – С. 190.

    // Ульянова С. Б. Пагубные страсти населения Петрограда - Ленинграда в 1920-е годы / С. Б. Ульянова, И. В. Сидорчук. - Москва : Центрполиграф, 2020. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31749
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 5340
Всего сегодня: 4262