Публикация

Центральная электрическая станция городского трамвая-
НПО ЦКТИ им. И. И. Ползунова

Здание на карте
фото
Архитекторы: Зазерский А. И.
Горенберг Л. Б.
Тейхман Ф. О.
Год постройки: 1906-1907
Стиль: Модерн

Фото - yuri.sedunov  03.2011.

Центральная электрическая станция городского трамвая

4-я государственная электрическая станция

НПО ЦКТИ им. И. И. Ползунова                                                                Кирпичный модерн

Атаманская ул., 3- Кременчугская ул., 6

Пам. арх. (регион.)

1906-1907 - арх. Зазерский Алексей Иванович, инж. Горенберг Леонид Борисович

 

 

В настоящее время  на территории НПО ЦКТИ находятся три самостоятельных исторически сложившихся комплекса: Центральная электростанция городского трамвая, комплекс зданий Пересыльной тюрьмы, и комплекс зданий Дамского попечительного о тюрьмах комитета (Убежище для женщин, выходящих из мест заключения, им.принцессы Е.М.Ольденбургской и Евгеньевский приют для арестантских детей), все эти здания имеют официальный адрес Атаманская ул., 3/6 с различными литерами.

 

Центральная электрическая станция.

Центральная электрическая станция была введена в действие в октябре 1907 г., как источник энергии для городской трамвайной сети Санкт-Петербурга.Разработкой проекта трамвайного движения в Петербурге в рамках Исполнительной Комиссии при Городской думе руководил академик Г.О. Графтио. По его предложению был реализован вариант создания единой централизованной электростанции, питающей городские линии через трансформаторные подстанции. Было построено пять трансформаторных подстанций для преобразования трехфазного тока в постоянный, расположенных в разных частях города (Подьяческая ул., 27, 11-я Красноармейская ул., 28, Дегтярный пер., 5, наб. Карповки, 15, 23-я линия В. О., 10).

 

Строительством станции и оснащением ее оборудованием занималось АО "Вестингауз". Здание станции было построено по проекту архитектора А.И. Зазерского, работавшего в коллективе с архитекторами и инженерами Ф.О. Тейхманом, Л.Б. Гронбергом и В.И. Радзивановским.

 

Архитектура здания в традициях строительства того времени того времени,  под влиянием  эстетики  объединения Венский сецессион". Здесь присутствуют черты характерного для европейской промышленной архитектуры модерна "геометрического стиля". В работах по техническому обеспечению и оборудованию станции значительную роль сыграли Г.О. Графтио и знаменитый ученый и конструктор Я.М. Гаккель.

 

 

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Машинный зал

28 июля 1918 г. станция, как и другие электростанции города, была национализирована и передана в ведение Петрокомунны.

 

17 мая 1919 г. Центральная электростанция городского трамвая вошла во вновь организованное "Объединение государственных электростанций" (ОГЭС) как ГЭС № 4 (Государственная электростанция).  В 1922 г.  ОГЭС реорганизована в Трест Петроградских электрических станций "Петроток", в апреле 1924 г. в ЛО Государственных Электростанций "Электроток".   В 1929 г. ГЭС № 4 в числе первых электростанций города включилась в систему теплофикации Ленинграда. В том же году был проведен паропровод к больнице им. Боткина.

 

В июле 1932 г. ЛОГУ "Электроток" реорганизовано в «Ленэнерго».

4-я государственная электрическая станция в ведении "Ленэнерго", ул. Красного Электрика, 3/6                                                                                       ([103] С.71)

 

В 1938 г. ГЭС № 4 выведена из состава "Ленэнерго" и передана Центральному научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому котлотурбинному институту (ЦКТИ). Станция получила название Государственная экспериментальная электростанция ЦКТИ (ГЭЭС-ЦКТИ).

Электрическая экспериментальная государственная станция, ул. Красного Электрика, 3/6                                                                                       ([126]/С.380)

 

В 1938 - 1941 гг. на специально оборудованных стендах ГЭЭС ЦКТИ проводятся экспериментальные работы по изучению:  аэродинамики турбин, циркуляции и внутрикотловых процессов, теплообмена и аэродинамики котельных агрегатов, бинарных циклов, сепарации пара, топочных устройств.

 

В августе 1941 г., в связи с эвакуацией института, ГЭЭС ЦКТИ вновь включена в систему «Ленэнерго». Во время блокады Ленинграда ГЭС продолжала работать и снабжала теплом и электроэнергией Боткинскую больницу, больницу им. Гааза, прилегающие к станции жилые дома.В 1944 г. Станция возвращена в ведение ЦКТИ.

 

В настоящее время ТЭЦ НПО ЦКТИ осуществляет поставку тепла и электроэнергии внешним потребителям.От ТЭЦ отходят три тепловых магистрали: в район Тележной ул. Центрального района, на Невский завод и в район Московского вокзала.

Состав оборудования: три турбогенератора по 6 МВт. 9 котлоагрегатов (в том числе 8 паровых и 1 водогрейный)Общая установленная тепловая мощность ТЭЦ, согласно паспортных данных котлов, составляет 460 т/ч или 414 Гкал/час. Фактическая мощность котлов по режимным картам составляет 395 т/час или 364 Гкал/час. Основным видом топлива для ТЭЦ является природный газ, резервным - мазут.

(по материалам статьи к 100-летию  станции на сайте http://www.ckti.ru)

 

  

Центральная   электростанция   городского   трамвая  с водокачальней взята под охрану решением Ленгорисполкома № 963 от 5 декабря 1988 г.

НПО ЦКТИ им. И.И. Ползунова

 

НПО ЦКТИ им. И.И. Ползунова было создано в 1927 г., в период реализации плана ГОЭЛРО, по инициативе ведущих ученых нашей страны А.Ф. Иоффе, М.В. Кирпичева, М.А. Шателена, В.Н. Шретера в целях научно-технического обеспечения отечественного энергетического машиностроения и энергетики.

 

Название Института менялось на различных этапах его развития, в связи с изменением организации котлотурбинной промышленности Союза: ЛОТИ, НИКТИ, ВИТГЭО и, наконец, - ЦКТИ (Центральный котлотурбинный институт).

Сначала это было Бюро теплотехнических испытаний при Ленинградском областном научно-техническом совете, с 1929 в составе Государственной физико-технической лаборатории, объединенной, в свою очередь, с Государственным физико-техническим институтом (ГФТИ).В 1933 г.  на основе теплотехнического отдела ГФТИ создан Всесоюзный институт теплогидроэнергетического оборудования (ВИТГЭО).

 

Центральный научно-исследовательский конструкторский котлотурбинный институт (ЦКТИ), Фонтанка, 76 - в ведении Главэнергопрома.

Функции: разработка рабочих чертежей котельных установок промышленного и районного значения и полного к ним оборудования в пределах котельной, изучение и наладка энергетического оборудования, освоение и эксплуатация паровых и гидротурбин, теплофикационных систем, силикатных и металлургических печей. Освоение и использование местных топлив, исследование методов для котлотурбиностроения, теоретическая работа в области физической теплотехники.

 ([103] С.298)

 

Научно-исследовательский котлотурбинный институт, дорога на Сосновку, 16/1

([126] С.280)

 

В 1947 г. институту было присвоено имя известного русского теплотехника И.И. Ползунова. В 1960 г. решением Правительства ЦКТИ был определен головным институтом в области энергомашиностроения. В 1976 г.  на базе ЦКТИ создано Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования - НПО ЦКТИ.

 

В 1977 г. за заслуги в области исследований и разработок по созданию нового энергооборудования НПО ЦКТИ было награждено Орденом Октябрьской Революции.

 

В 1994 г. Объединение преобразовано в акционерное общество открытого типа. 

 

В настоящее время: ОАО "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова", 35% акций которого принадлежат концерну "Силовые машины".

 

ЦКТИ включает около 100 экспериментальных установок и стендов, в том числе: для отработки и исследования паротурбинных установок, ГТУ, ПГУ, компрессоров и нагнетателей, теплообменного оборудования, гидравлических машин, для отработки и исследования проблем в области обеспечения прочности и требуемого ресурса энергооборудования, тепломассообмена и гидродинамики теплоэнергетического оборудования АЭС, для отработки гидронасосов.

 

В НПО ЦКТИ впервые в мировой практике созданы насосы с гидротурбинным приводом для энергоустановок тепловых и атомных станций, испытания которых проводились на специально созданном стенде.

 (инф.  официального сайта предприятия www.ckti.ru)

 

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  [7801590000].

14 комментариев
5482 просмотра
Добавил: Mary, 10 Ноября 2008, 14:11
Редактировано: 19 Апреля 2017, 00:45
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house2441.html' target='_blank'>Центральная электрическая станция городского трамвая- НПО ЦКТИ им. И. И. Ползунова на Citywalls.ru</a>
Всего 14 комментариев
  • 4 Января 2012, 16:09

    В настоящее время  на территории НПО ЦКТИ находятся три самостоятельных исторически сложившихся комплекса: Центральная электростанция городского трамвая, комплекс зданий Пересыльной тюрьмы СНЯТЬ ЗПТ и комплекс зданий Дамского попечительного о тюрьмах комитета (Убежище для женщин, выходящих из мест заключения, им. ПРОБЕЛ принцессы Е.М.Ольденбургской и Евгеньевский приют для арестантских детей), все эти здания имеют официальный адрес ДВТЧ Атаманская ул., 3/6 ЗПТ с различными литерами.

     

    Архитектура здания в традициях строительства того времени того времени,  под влиянием  эстетики  объединения КВЧ Венский сецессион".


    В 1938 г. ГЭС № 4 БЫЛА выведена из состава "Ленэнерго" и передана Центральному научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому котлотурбинному институту (ЦКТИ).

     

    В 1938 - 1941 гг. на специально оборудованных стендах ГЭЭС ЦКТИ проводятся экспериментальные работы по изучению:  аэродинамики турбин, циркуляции и внутрикотловых процессов, теплообмена и аэродинамики котельных агрегатов, бинарных циклов, сепарации пара, топочных устройств.

     

    В августе 1941 г., в связи с эвакуацией института, ГЭЭС ЦКТИ БЫЛА вновь включена в систему «Ленэнерго». Во время блокады Ленинграда ГЭС продолжала работать и снабжала теплом и электроэнергией Боткинскую больницу, больницу им. Гааза, прилегающие к станции жилые дома. ПРОБЕЛ В 1944 г. станция БЫЛА возвращена в ведение ЦКТИ.

     


  • 27 Мая 2014, 11:46

    На Политехнической, 24 находится вторая площадка НПО ЦКТИ, действительно, рядом с Физтехом.

    И "дорога в Сосновку" действительно присутствовала в адресе (в 80-е годы прошлого века так писали преимущественно иностранные респонденты).

  • 20 Апреля 2016, 22:10

    1907г. В Центральной электростанции городского трамвая

    Гости осматривают «Трамвайную» электрическую станцию общества «Вестингауз».
    1 октября 1907 г.

    https://pastvu.com/p/298308

  • 20 Апреля 2016, 22:13

    1907-1918гг.

    Источник:Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. СПб.: "Белое и Чёрное", 2005

    https://pastvu.com/p/121307

  • 20 Апреля 2016, 22:16

    1907-1910гг.

    Здание «Трамвайной» электростанции

    https://pastvu.com/p/121764

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27082
Готовится: 171
Посетители
Гостей: 175
Всего сегодня: 7090