Публикация

Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме
2-я Художественная литография
Комбинат цветной печати

Здание на карте
фото
Архитекторы: Штегеман Г. Х.
Николя В. В.
Год постройки: 1867-1869, 1890
Стиль: Кирпичный

Фото - Наталия,  04.2009

Карточная фабрика при  Императорском Воспитательном доме

Государственная карточная фабрика                                                                                                 Кирпичный

2-я Художественная литография                                                                                            пр. Обуховской Обороны, 110

3-я фабрика офсетной печати                                                                                                 

Ленинградский комбинат цветной печати

Комбинат цветной печати  АООТ, ОАО                                               

 

1867-1869  - арх. Штегеман Генрих Христианович

1890-е  - арх. Николя Владимир Владимирович         ([99]. C...)

 

 

 

При Екатерине II в России было восемь немецких карточных фабрик.  Александровская  мануфактура была  основана в 1798 г. по инициативе аббата Оссовского. это была первая в России  механическая бумагопрядильная фабрика.   Почти сразу после создания фабрика перешла в казну и была подарена Павлом I Воспитательному дому. 24 марта 1798 г. Императорским указом право клеймить и продавать игральные карты во всех пределах Российской Империи  навсегда было отдано Воспитательному дому.  Мануфактура выпускала 14 тыс. колод  ежедневно способом Деларю.  Опекунский совет Воспитательного дома право клеймения стал отдавать на откуп, зарабатывая на этом  немалые средства, шедшие «на содержание сирот». Права   были отданы откупщикам Злобину и Чеблокову.  Откупная система существовала 20 лет: с 1 апреля 1899 по 1 января 1820 г. За это время состоялось пять карточных откупов. Каждый по четыре года. В этот период производилось огромное количество колод: карты делались в СПб, Москве, на крупных фабриках, так же и в отдаленных городах мелкими карточными мастерами, бравшими у откупщиков свидетельства на свое производство. Опекунский совет пытался побуждать фабрикантов к хорошей работе, одним из условий откупа было обязательство строго наблюдать за тем, чтобы изготавливаемые карты во всем были сходны с образцами, утвержденными Опекунским советом. Производимые откупщиками карты подразделялись на три разбора, в зависимости от их качества.

 

О производстве и клеймении карт в России Энциклопедический словарь Брокгаузы и Эфрона сообщает следующее: «Клеймение карт русской выделки производилось первоначально в СПб и Москве в мануфактур-коллегии и конторе, но вскоре,  в виду значительных злоупотреблений, администрация СПб Воспитательного дома сама стала клеймить карты (печатью, изображавшей пеликана с надписью: « себя не жалея, питает птенцов»). Злоупотребления, однако, не прекращались и по отдаче  производства карт на откуп, для которого при Павле I  составлены были новые условия. С 1819 г. администрация воспитательных домов  сама стала выделывать карты первоначально на Александровской мануфактуре».

 

  • фото
  • фото
  • фото

    А. Я. Вильсон

  • фото

    Список фабрик и заводов Российской Империи. 1912 г.
    .

  • фото

    С сайта pastvu.com

  • фото
  • фото

    Рабочие у здания
    фабрики. 1916 г.

  • фото

    Внутренний вид
    фабричного цеха. 1913 г.

  • фото

    Группа рабочих
    у машины. 1913

  • фото

    Работница
    фабрики у
    станка. 1913

  • фото

    Служащий фабрики
    в рабочем
    кабинете.1913

  • фото

    Вид фабричного
    цеха. 1913

  • фото

    Вид части фабричного
    цеха. 1913

  • фото

    Работницы за
    изготовлением продукции
    фабрики. 1913

  • фото

    Рабочие фабрики
    за изготовлением
    противогазов. 1916

  • фото

    Рабочие фабрики
    за изготовлением
    противогазов. 1916

  • фото

    Рабочие фабрики
    за изготовлением
    коробок противогазов.
    1916

  • фото

    Рабочие фабрики за
    изготовлением гранат.
    1916

  • фото

    Рабочие фабрики за
    изготовлением гранат.
    1916
    Фото - humus.livejournal.com.

Непосредственное производство карт было развернуто   на казенной Александровской мануфактуре с 1819 г., при которой с 12 октября 1817 г. по старому стилю (24 октября 1817 г. - по новому) стала работать Императорская Карточная фабрика.  Для заведования этим делом была  учреждена  Экспедиция карточного сбора, упраздненная в 1865 г.  Собственная карточная фабрика  была открыта по предложению управляющего Александровской  мануфактурой А. Я. Вильсона. Официально открылась она и начала работать в мае 1819 г., после того как были построены помещения и обучены работники, большую часть которых составляли питомцы   Воспитательного дома, а также мастера закрытых частных фабрик. Одновременно фабрика получила монопольное право на производство карт. В специальном Положении, подписанном Александром I по записке его матери императрицы Марии Федоровны, отмечалось: «С уничтожением впредь карточных частных фабрик и откупов предоставляется одному Воспитательному дому  производство карточного изделья и продажи игральных карт; равномерно польские кампии, тарок, гадательные, детские и тому подобные, где в какой провинции какие употребляются».  Т. о. в 1819 г. были запрещены как изготовление игральных карт частным порядком, так и их ввоз из-за границы.  В условиях отсутствия конкуренции возросли цены на карты: дюжина первого разбора стоила 10 руб., второго – 8, третьего -5 руб. за дюжину. Если сравнить с тем, что Иван Матье изготовлял карты при Воспитательном доме в 1774 г. по цене 2 руб. 40 коп. за дюжину, то получается, что карты стали дороже в четыре раза. В первые же годы своего существования фабрика вышла на большую мощность. За 1819 г. выпущено 240 тыс. колод, а в следующем 1 млн. 380 тыс. колод. Росло и качество.

 

Вначале карты делали только на бумаге, привозимой из Италии, Голландии, Франции. Дороговизна импортной бумаги тяжелым грузом ложилась на баланс фабрики.   В середине 1830-х гг. бумага для карт стала изготавливаться на Петергофской и Калужской казенных фабриках. Затем, решив увеличить производительность Карточной фабрики, ее оснастили бумагоделательным оборудованием для производства карточной бумаги. В 1867 г. для фабрики было построено новое здание, в котором вплоть до 2003 г. размещались многие производства комбината.

В 1778 г. в книге Григория Комова «Описание картежных игор…»  в числе упоминаемых в России карточных игр впервые упоминается тарок. Эта старинная игра, возникшая еще в период Ренессанса, от конца XVIII в. до середины XIX в. была популярна и в России. Для игры в тарок использовалась колода в 78 листов, включая 22 нумерованные карты, называемые Старшими Арканами. Вероятно сначала для игры использовались привозные карты. т.к. до заведения  Карточной фабрики никаких сведений о их производстве нет. Колода для тарока стала одной из первых, изготавливающихся в цехах Александровской мануфактуры. Колода позднее получила назвние «Русский тарок» или «Тарок животных» . Это русский продукт, но с явным французским влиянием. Эта колода была самой дорогой в 1930-1840-е гг. в сортименте Карточной фабрики и стоила 70 коп. (8 руб.40 копеек за  дюжину колод), что было дороже «самых лучших» глазетных карт.  Особенностью этой колоды было  использование зеленого цвета в раскрашивании карт. Это необычно, поскольку   для разрисовки рядовых карт в России в начале XIX в. применялись только три цвета: красный, синий и желтый. Производство русских тароковых  карт продолжалось, по крайней мере, до 1855 г., когда  они в последний раз упоминались в «Таблице цен различных сортов карт» Карточной фабрики.

В 1830 г. в мастерских Карточной фабрики мастером  К. М. Грибановым была изготовлена  необычная карточная колода: она предназначалась не для игры,  а представляла собой  скорее учебное пособие. Называлась она «Географические карты России и изображением гербов, костюмов и назначением верст от двух столиц для пользы юношества». С высочайшего соизволения Марии Федоровны Карточная фабрика в 1831 г. выпускает 2 тыс., колод, которые в октябре того же года поступают в продажу в Главном карточном магазине. Однако неоднократно поступали жалобы на качество карт. На отчете Карточной фабрики за 1847 г. Николай I своей рукой написал6» Заметить, что карты весьма дурно делаются!». Модернизацию производства ускорил казус, произошедший с колодой  глазетных карт, попавшей в руки императору 3 сентября 1850 г. – несколько карт из колоды расслоились прямо в руках государя. После августейшего негодования на фабрику были поставлены особые валы для проката карточных листов . Раньше листы просто прессовались вручную.

Спрос на карты производства «картной фабрики» непрерывно рос. В 1846 г. ставился даже вопрос о строительстве нового предприятия на базе Петергофской казенной бумажной фабрики. Однако, потом решили увеличить производительность Карточной фабрики Александровской мануфактуры, а также улучшить ее техническое оснащение. Уже в начале 1830-х гг. затыли, пятна и фигуры карт наносились машинами; вводилось механическое разрезание листов.

В 1858 г.  Комиссия парижской всемирной выставки отмечала, что выделка русских карт «доведена до высшей степени совершенства».

Техническое развитие Александровской мануфактуры тормозилось  общими экономическими условиями России того времени. В 1859 г. Опекунский совет пытался продать убыточное предприятие, но покупателей не нашлось. В 1860 г. Александровская мануфактура, как казенное заведение, прекратило свое существование. Единственной действующей частью ее осталась Карточная фабрика, которую решили сохранить в ведении Воспитательного дома. Построить для нее новое помещение и в корне изменить организацию работы и управления.

С 1860-х гг.  значительно расширился ассортимент продукции: стали выпускаться карты уменьшенного размера: пасьянсные, путевые, детские, гадательные.  Было принято решение об обновлении карточных «ликов».. Разработку новых рисунков доверили  известным художникам , в частности академику живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде Шарлемань). Шарлемань создал четыре проекта новых игральных карт, одни из которых, ставшие широко известными под названием «Атласные»  долгие годы оставались самыми популярными в России. Созданные новые эскизы предназначались для изготовления карт первого сорта  и не назывались «Атласными». Само название «атласные» относилось не к рисунку или стилю карт, а к технологии их изготовления: для предания картам улучшенного вида  бумага, на которой они печатались, натиралась тальком на специальных талечных машинах. Карты, изготовленные на такой бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. Авторству Шарлеманя также принадлежат  карты «Новые фигуры» и «Пасьянсные»1862 г.,  «Дорожные» 1870 г.  Эскизы нескольких колод были сделаны академиком исторической живописи Александром Егоровичем Бейдеманом. Его рисунки были очень привлекательны в художественном отношении, оказались не вполне подходящими  для массового производства.

 В 1870 г. было выполнено  новое издание глазетных карт. Первое упоминание глазетных карт встречается в Сортаменте продукции  Карточной фабрики от 1833 г. наряду с колодами карт атласных, золотообрезных, отборных и 1-го, 2-го и 3-го разборов. Наименование происходит от слова «глазет» - названия особого вида парчи, затканной золотыми и серебряными нитями. Глазетные карты представляли собой колоду, не только изготовленную из бумаги высочайшего качества, но и с использованием в отделке позолоты или медной краски.  Колода 1870 г. была выполнена на основе рисунков Деларю, приобретенных для Карточной фабрики еще в 1830-е гг., но тогда не использованные. В 1890 г. «Проект игральных карт для Императорской карточной фабрики»  был выполнен известным русским скульптором и художником М. О. Микешинынм. (Проект хранится в собрании ГРМ).  Проект был сделан в «русском вкусе» модном в то время. Фигуры карт были выполнены в виде персонажей русских сказок.  Проект демонстрировался  на Всероссийской выставке печатного дела и получил лестные отклики, но в тираж карты не пошли.

В 1867 и 1878 гг. русские игральные карты  демонстрировались на Всемирных промышленных выставках в Париже, где имели успех.

В 1895 г. на первой Всероссийской выставке печатного дела продукция фабрики была удостоена особого диплома.
 В 1897 г. были выпущены игральные карты «Высший сорт»  художника Николая Николаевича Каразина. Создавая эскизы для новых русских карт Каразин проявил себя как знаток этнографических тонкостей – игральные карты. получившие неофициальное название «Исторические», он иллюстрировал используя национальные образы народностей, населявших Российскую империю. Но  эти карты не пользовались популярностью у публики.

После выпуска карт «Высший сорт» в деле создания новых колод наступило некоторое затишье. И только в 1911 г. появились новые образцы, которые по замыслу руководителей Карточной фабрики могли бы конкурировать и даже превзойти лучшие  иностранные колоды. Испытав неудачу с привлечением русских художников, фабрика начала производство новых колод высшего сорта по эскизам немецкого художника, сотрудника известной  карточной фабрики Б. Дондорфа во Франкфурте-на-Майне, имя которого держалось в строгом секрете. Были выпущены четыре колоды, которые остались в производстве на долгие годы. Выпуск новых карт потребовал существенного улучшения качества их изготовления. Колоды печатались в 16 красок в технике хромолитографии   лучшим мастером Карточной фабрики Михаэлем. Одна из выпущенных колод получившая название «Русский стиль», позволила говорить, что в России появились игральные карты в истинно национальном духе. Эта колода примечательна тем, что эскизы к ней создавались  под влиянием альбома фотографий благотворительного императорского бала 1903 г., костюмированного в стиле XVII в. В пользу этой версии говорит необычайное сходство дамы треф с обликом и костюмом  Великой Княгини Елизаветы Федоровны, а червовой дамы с Великой Княгиней Ксенией Александровной. В 1911 г. выпущены игральные карты «Рококо» по эскизам немецких рисовальщиков и карты «Новый стиль» , выполненные в стилистике модерна.

Словарь Брокгаузы и Эфрона:  «Ныне игральные карты выделываются на особой карточной фабрике, которая согласно Положения о ней  5 мая 1892 г. состоит в Ведомстве учреждений Императрицы Марии под главным управлением одного из почетных опекунов. Бандероли для карт изготовляются в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Карты с фабрики отпускаются только по нарядам Собственной Е.И.В. канцелярии, при которой состоит особое Управление по продаже карт, имеющее казенные магазины в СПб и Москве <…>  в видах извлечения большого дохода от карточной операции законом 7 марта 1881 г. сокращено число сортов карт, а цены возвышены». Оствлены были следующие  сорта карт:  I. в 52 листа (полная колода): 1) глазетные: а) для высочайшего двора - по 3 руб., б) для публики - по 2 руб. 50 коп.; 2) атласные - 1 руб. 75 коп.; 3) первый сорт - 1 руб.; 4) второй сорт - 60 коп.; 5) пасьянсные -  1 руб. 20 коп.; 6) игрушечные - 20 коп.  II. в 32 листа (малая колода): 7) первый сорт - 90 коп.; 8) второй сорт - 50 коп.; 9) третий сорт ( в 36 листов) - 30 коп.; 10) польские 1-го сорта - 1 руб. 20 коп. и 11) второго сорта - 30 коп. В 1893 г. выделано 980 тыс. дюжин игр. В начале ХХ в. выпускалось 6 млн. колод в год, а в 1912 г. выпуск составил 12 млн. колод.

  • фото

    1796 г. Карты
    откупного производства

  • фото

    1820 г. "Тарок"
    Карточная фабрика
    при Александровской
    мануфактуре

  • фото

    1830 г. Географические
    карты России
    Карточная фабрика
    при Александровской
    мануфактуре

  • фото

    1850 г. 1 сорт
    Шарлемань А. И.
    Карточная фабрика при
    Императорском
    Воспитательном доме

  • фото

    1870 г. "Глазетные"
    Карточная фабрика при
    Императорском
    Воспитательном доме

  • фото

    1897 г. "Высший сорт"
    Каразин Н. Н.
    Карточная фабрика при
    Императорском
    Воспитательном доме

  • фото

    1911 "Русский стиль"

  • фото

    1911 г. "Рококо"

  • фото

    1911 г. "Новый стиль"
    Карточная фабрика при
    Императорском
    Воспитательном доме

  • фото

    1928 г. "Славянсие"
    Государственная
    карточная фабрика

  • фото

    1934 г. "Антирелигиозные"
    С. Д. Левашов
    Государственная
    карточная фабрика

  • фото

    1942 г. "Антифашистские"
    Власов Н. А.
    2-я Художественная
    литография

  • фото

    1975 г. "Майя"
    Свешников В. М.
    Ленинградский комбинат
    цветной печати

  • фото

    1992 г. "Невские"
    Свешников В. М.
    Ленинградский комбинат
    цветной печати

  • фото

    1998 г. "Петергоф"
    Комбинат цветной
    печати

  • фото
  • фото

    Весь
    Л-д 1935 г.
    С. 169

  • фото

    Ленинград
    1939 г. С. 129

После Октябрьской революции выпуск карт был остановлен. В 1918 г. Карточная фабрика была переименована в государственную карточную фабрику «Госкартфабрика», которая последовательно находилась в ведении:  Комиссариата Социальной помощи (1918 г.); Полиграфической секции Совета Народного Хозяйства Северного района (с 1918 по 1922 гг.);
Отдела закрытых заводов Северо-Западного промышленного бюро (1922 г.), который сдал фабрику в аренду торговому бюро - «Петрогубнаробраза»; Народного Комиссариата финансов (НКФ) СССР (с октября 1922 г.)

В 1922 г. Народный комиссариат финансов  настоял на возобновлении работ ввиду большого спроса на игральные карты на внутреннем и внешнем рынке  С 1923 г. фабрика вновь выпускает продукцию, которая получает высокую оценку на ярмарках в Лейпциге и Лионе: поступили заказы из Америки, Франции, Китая, Персии. В 1927 г. НКФ СССР передает фабрику в аренду Ленинградскому областному Совнархозу (ЛОСХН). С мая 1931 г. она вновь переподчиняется НКФ СССР;
С  1932 г. по 1935 г. находится в ведении Госкартмонополии НКФ СССР Наркомфина СССР.

В числе первых карт высшего сорта были  выпущены  игральные карты «Славянские». С 1932 г. эта колода  для поставок на экспорт  в течение недолгого времени изготавливалась с латинскими индексами  под названием «Slavonic cards». Предполагается, что эта колода тоже была нарисована художником фабрики Дондорфа. Примером еще одной колоды , эскизы для которой  были выполнены художниками фабрики Дондорфа в 1911 г.  являются игральные карты «Исторические» (1930 г.),  получившие также неофициальное название «Древние династии». Каждая масть в этой колоде представлена в виде одной из четырех древних народностей, ставших колыбелями для античных цивилизаций - египтяне, ассирийцы, греки, норманны.

В 1935 г. фабрика была переименована во «2-ю Художественную Литографию Наркомпищепрома СССР» и с 01 ноября того же года передается в подчинение Народному Комиссариату пищевой промышленности СССР.   На фабрике наряду с выпуском игральных карт стали изготавливаться бланки, этикетки, пакеты, открытки и т. д.

 

Производство игральных карт высших сортов  для внутренних и экспортных целей  сопровождалось значительными техническими и экономическими трудностями. Принятый в 1929 г. Первый пятилетний план развития и реконструкции народного хозяйства  резко увеличил потребности в специальных технических сортах бумаги для радио- и электротехнических целей, бристольском картоне, ферропрускатных бумагах производимых фабрикой. Также повышалось задание по выпуску остродефицитного ширпотреба. В связи с этим пятилетний план предусматривал существенное сокращение выпуска карт с 690 тыс. до 500 тыс. дюжин. Кроме того, смена ведомственной подчиненности фабрики отрицательно сказывалась на ее снабжении необходимым для производства карт высококачественным сырьем, что приводило к постоянным срывам плана. Даже деревянн6ые ящики для отгрузки карт приходилось делать на месте.  В этих условиях происходило изменение ассортимента производимых игральных карт в сторону  в сторону недорогих и простых в изготовлении видов: атласных, 1-го и 2-го сорта.

В 1934 г. была выпущена колода  карт «Антирелигиозные» - первая и единственная  антиклерикальная пропагандистская колода. Нарисовал карты С. Д. Левашов, художник и один из руководителей  фабрики. Левашов , окончив в 1926 г. Художественно-промышленный техникум, устроился учеником резчика во 2-ю Художественную литографию, где «дорос» до гравера. Отучившись в Промышленной академии, был назначен начальником Карточного цеха. С 1936 г. Левашов уже директор  Первой Художественной литографии.

С началом Великой Отечественной войны производство карт высших сортов полностью прекратилось.  На фронт добровольно ушли 40 работников фабрики. С октября 1941 г. началось выполнение сугубо военных заказов.  Фабрика делала технические бумаги, курительные книжки, блокноты, конверты, спецнакидки.  С началом войны было принято решение изготовить  игральные карты с карикатурными изображениями фашистских руководителей. Эта колода, получившая название «Антифашистская», в тяжелых условиях блокады была изготовлена на фабрике. Автором рисунков стал Василий Андрианович Власов, известный ленинградский художник, до войны работавший в основном  области книжной графики. В конце 1941 г. в 7-м отделе контрпропаганды Ленфронта ряду известных художников предложили создать эскизы  агитационных игральных карт. Лучшими были признаны эскизы Власова. Голодный и обессиленный художник рисовал в своей неотапливаемой квартире, ловя светлое время суток. После того, как был готов каждый новый эскиз, его нужно было нести  в литографический цех, находившийся от ул. Репина, где жил Власов в 23 км на пр. Обуховской обороны. На это у художника уже не было сил, и он договорился со своим начальником по изоотделу, что в определенные дни будет встречаться с ним на середине Невы. В начале 1942 г. 17 карточных рисунков были готовы для печати. Большие трудности возникали и при печати карт в законсервированном холодном помещении, без отопления и электроэнергии. Изготовление карт  производилось сложной хромолитографической печатью, которая требовала температурного режима  +18-20 градусов. А в цехе было едва 5 градусов тепла.. Тяжелые типографские камни поднимали вшестером, грели их паяльными лампами,  а вокруг мест непосредственного осуществления процесса печати выстроили фанерные будки, обогревавшиеся изнутри. Технической стороной дела заведовал С. Д. Левашов, занимавший должность главного инженера Литографии. Общими силами отпечатали более 700 листов карт. Эти карты разбрасывали по вражеским окопам. Второй тираж этой колоды увидел свет лишь в начале 1943 г.

В 1946 г. Народный Комиссариат пищевой Промышленности СССР переименовывается в Министерство пищевой промышленности СССР, с  1953 г.это министерство носит название Министерства промышленности продовольственных товаров РСФСР.

В 1946 г. фабрикой были закуплены новые машины офсетной печати, но работать н них было некому. И позднее, те, кто вернулся с фронта, не могли без дополнительного обучения  взяться на перевод фабричного производства на офсет. Кроме того макеты карт, имевшиеся в распоряжении фабрики годились лишь для хромолитографической печати, их требовалось адаптировать к новым условиям. Эту большую и сложную работу выполнил известный ленинградский художник, специалист  в области книжной графики Юрий Петрович Иванов. В конце 1950-х гг. художнику предложили привести к стилистическому единству лицевые и оборотные стороны карт высших сортов  - «Русский стиль», «Рококо» и некоторые другие. В дальнейшем Ю. П. Иванов восстановил оригиналы лицевых сторон  почти всех выпускавшихся колод с учетом их использования для офсетной печати. Важной заслугой Иванова стало создание новой стилистики оформления рубашек игральных карт.

В 1950- е гг. в СССР существовали следующие сорта и наименования игральных карт: I. высший сорт - 1) "Русский стиль" 36 и 53 листа: 2) "Исторические" 36 и 53 листа; 3) "Стиль Рококо" (французский) 36 и 53 листа; 4) "Славянские" - 36 и 53 листа; II. первый сорт - в 36 и 52 листа;  III. второй сорт - 1) в 36 листов; 2) "атласные" в 36 и 52 листа; IV. "Пасьянсные" - 53 листа с разноцветными рубашками по две колоды в одной коробке.  к производству карт предъявлялись строгие технологические требования. Игральные карты должны были иметь следующую красочность:  первый и второй сорт - 6 красок, атласные карты - 8 красок, высшие сорта и пасьянсные - 10-16 красок. Все карты изготовлялись из специально предназначенной для этой цели  высококачественной карточной бумаги № 480. Карты первого и второго сорта согласно ГОСТ 7114 выпускались из трехслойной карточной бумаги плотностью 300 г/ м кв. с внутренней окраской. Карты высших сортов. атласные и пасьянсные, печатались на бумаге 120 г/м кв.. Все карты, кроме пасьянсных имеют размер 58х90 мм. Пасьянсные карты двух размеров: 45х70 мм и 37х55 мм.

В 1958 г. «2-я Художественная Литография Наркомпищепрома СССР» переименовывается в «3-ю фабрику офсетной печати» и переходит в подчинение Управлению полиграфической промышленности Ленсовнархоза РСФСР. С 1963 г. фабрика уже именуется как «Ленинградская фабрика офсетной печати № 3» (приказ Государственного Комитета Совета Министров СССР по печати от 11 декабря 1963 г. № 10). В 1967 г. отмечался 150-летний юбилей фабрики. Учитывая заслуги коллектива фабрики, его вклад в развитие полиграфического производства Комитет по печати при Совете Министров СССР приказом № 634 от 11 декабря 1967 г. переименовали в «Ленинградский комбинат цветной печати».

Игральные карты 1970 г. «Времена года» стали важным этапом  в развитии отечественного карточного производства, поскольку с этой колоды пошла  традиция украшать очковые карты самостоятельными рисунками. Существенно переработал Иванов и знаменитый черный «Палех», выпускавшийся в Москве.  В начальном варианте, в издании 1982 г. «Белый Палех» печатали с рамками на фигурных картах и нанесением позолоты. В последние годы работы Комбината цветной печати качество  этих карт снизилось, они печатались уже без рамок, позолота сменилась посеребрением.

В тоже время появляются игральные карты, созданные по эскизам другого ленинградского художника-графика  - Виктора Михайловича Свешникова. Свешников был автором многих колод, из которых Комбинатом цветной печати были изданы только четыре: «Лубочные», «Невские», «Театральные» («Оперные») и «Майя».

На предприятии был открыт музей, отражающий вехи его истории.

В мае 1971 г., в день 70-летия Обуховской обороны, перед зданием комбината на берегу Невы состоялось открытие памятника М. Я. Яковлевой (скульптор В. Трояновский), с надписью на пьедестале «Героиня Обуховской обороны Марфа Яковлева». Памятник был создан на средства трудящихся комбината.

К началу 1980-х гг. комбинат полностью перешел на офсетную печать. Фотоцех готовил в год более 30 тысяч печатных форм на алюминиевых листах и биметалле. Новая гальванолиния создавала стойкие печатные формы. Все процессы били механизированы и автоматизированы. Комбинат выпускал в год миллиарды экземпляров всевозможной многокрасочной печатной продукции, его заказчики - тысячи предприятий страны. На миллионы рублей выпускались многокрасочные альбомы, посвященные Ленинграду, яркие открытки, детские игры, сувениры, этикетки.

 

В 1992 г. в соответствии с указом Министерства печати и информации РФ № 02-66/21 от 13 марта 1992 г. «Ленинградский комбинат цветной печати» переименован в «Комбинат цветной печати Санкт-Петербурга». На основании постановления Совета Министров РСФСР от 15 октября 1991 г. № 545 и в соответствии с решением конференции трудового коллектива комбината от 21 мая 1992 г. (протокол № 2) разработан Устав Государственного предприятия – Комбинат цветной печати, утвержденный приказом Министерства печати и информации РФ от 15 июня 1992 г. № 286, устав зарегистрирован  11 июня 1993 г.  № 3798. Основными видами деятельности фабрики являлись: полиграфическая деятельность, издательская деятельность, выпуск товаров народного потребления.

В постсоветское время сюжеты карт стали определяться платежеспособностью заказчика. Первые колоды, выпущенные в рамках СНГ - «Украинские игральные карты» и «Казахские сказки». В том же 1993 г. на Комбинате впервые была выпущена колода с рисунками, давно являющимися во всем мире стандартными для профессиональных игральных карт. До этого такие игральные карты ни в России, ни  СССР не издавались. На  пиковом тузе появился  фирменный знак производителя, сочетавший в себе дореволюционного пеликана и новое место выпуска карт - Санкт-Петербург.

24 ноября 1995 г. было зарегистрировано Акционерное общество открытого типа «Комбинат цветной печати» (АООТ «Комбинат цветной печати»). 3 ноября 1999 г.  АООТ «Комбинат цветной печати» было реорганизовано в Открытое акционерное общество «Комбинат цветной печати» (ОАО «Комбинат цветной печати»).

В 1999 г. Комбинат цветной печати выпустил сувенирную колоду под названием «Петергоф». А в 2007 г. в Петергофе открылся девятнадцатый в мире и первый в России музей игральных карт.

Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 апреля 2003 г. № А56 № 11323/03, в отношении ОАО «Комбинат цветной печати» введена процедура наблюдения. 28 октября 2003 г. общество признано несостоятельным банкротом, открыто конкурсное производство с принудительной ликвидацией.

(Григоренко Е. Н.  Русские игральные карты: история и стиль. Историко-культурный очерк. - Ставрополь, 2013

Лесной Д. С. Игорный дом. Энциклопедия. - Вильнюс: «Полина», 1994 С. 251-252, 297-298, 395;

Шилов В. В. «Проспект Обуховской Обороны» . - Л., Лениздат, 1978., С.75-76 , spbarchives.ru;  добавил – Наталия)

  • фото
  • фото

    Главный фасад
    выходит на Неву.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    21.09.2011.

  • фото
  • фото

    Главный производственный
    комплекс

  • фото

    Ремонтно механический цех

  • фото

    Служебное здание
    Из книги "Памятники
    промышленной
    архитектуры СПб"
    С. 1301-131

  • фото

    Фото - Наталия, 04.2009.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер,08.2015.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 07.2018.

Для призреваемых Воспитательного дома , которые трудились на Александровской мануфактуре (главным образом, над изготовлением игральных карт) по проекту архитектора мануфактуры А. Н. Рокова в 1810 началась постройка отдельной церкви, освященной 28 октября 1816 во имя св. блг. князя Александра Невского ризничим лавры иеромонахом Израилем в присутствии Императрицы Марии Феодоровны. По смете на строительство было отпущено 155 тыс. руб.
Здание было пристроено к столовой и выходило на Неву главным фасадом, украшенным большой аркой. Над входом размещалась скульптурная группа, в двух нишах стояли статуи. Церковный зал занимал второй этаж и был перекрыт кессонированным сводом.
На местном кладбище в 1834 была построена каменная часовня, приписанная к церкви.
В 1864 фабрику и церковь закрыли, строения в 1871 продали маклеру Овандеру, иконы отправили в одну из прибалтийских церквей и в храм Воспитательного дома. Однако в 1870-1871 была вновь устроена одноименная церковь, куда передали утварь из старой. Акад. Н. А. Лавров написал новые иконы для иконостаса, вырезанного А. И. Ивановым. Эта церковь была закрыта еще до конца XIX в.  Сейчас территория занята комбинатом цветной печати.

([95]. 2010 г.и. С. 444)

 

В 1867 г. по проекту архитектора Г. Х. Штегемана началось строительство главного производственного комплекса и кузницы с дымовой трубой. Это трехэтажное здание выполнено из красного  лицевого кирпича в характерном промышленном стиле. Лицевой фасад, оформленный тремя ризалитами с небольшой башенкой в центре, обращен к Неве. В 1890-е гг. гражданский инженер В. В. Николя создал небольшие хозяйственные пристройки к главному корпусу. Слегка под углом к основному зданию расположены заводоуправление и жилой дом для служащих. Они также выходят на Неву. Ремонтно-механический цех, складские корпуса - одно- и двухэтажные - находятся в глубине участка.

(Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга, - СПб.: "Белое и черное", 2005 )

 

 

1932: Управление производствои и сбытом игральных карт (Гос. карточная монополия "Госкартмонополия") в ведении

         Наркомфина СССР. пр. Памяти Обуховской Обороны (б. пр. с. Александровского), 10. Рабочих - 900 человек.

         Производство: выпуск игральных карт и технических бумаг на весь  СССР. Шеф - линкор "Марат".

(Весь Ленинград на 1932 г. С.153)    

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1085).

Исключены из  списка Приказом председателя КГИОП от 14.06.2006 №8-62 Административный корпус и Ремонтно-механический цех Карточной фабрики с кузницей; заключение по результатам проведения ООО "АРС" экспертизы выявленных объектов от 22.12.2004 №4.1-1, отчеты №20, №21.

  • фото

    Северо-западная
    лестница.

  • фото

    Северо-западная
    лестница.

  • фото
  • фото

  • фото

    Северо-западная
    лестница.

  • фото

    Дверь
    1930-х гг.

  • фото

    Фрагмент
    чугунного пола.

  • фото
  • фото

  • фото
  • фото

    В центре -
    розетка под светильник.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    21.09.2011.

  • фото

    Фото - Виктор М
    23.10.2012.

19 комментариев
9345 просмотров
Добавил: Mary, 10 Ноября 2008, 03:06
Редактировано: 7 Ноября 2018, 20:57
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house2431.html' target='_blank'>Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме 2-я Художественная литография Комбинат цветной печати на Citywalls.ru</a>
Всего 19 комментариев
  • 1 Марта 2013, 19:01

    Так будет выглядеть жилой комплекс "Молодёжный" на фоне старого корпуса фабрики или наоборот.

     

     

    http://karpovka.net/2013/02/07/95945/

  • 30 Июля 2013, 20:51

    Интересно: куда делся памятник Марфе Яковлевой?

  • 9 Августа 2015, 00:47

    На сегодняшний день картинки http://forum.citywalls.ru/topic1581.html#post44736

  • 2 Июля 2018, 19:13

    Как они собираются восстановить здание за оставшиеся два года (согласно инф. щиту)?  - скорее не собираются. И где же находятся экспонаты музея бывшей фабрики?

  • 20 Октября 2018, 07:49

    Апрель 2009 года. Главное здание карточной фабрики до строительства жилого дома, который перекрыл на нее вид с проспекта Обуховской Обороны:

    https://vk.com/wall-26680240_169095

     

    Здание по-прежнему заброшено:

    http://karpovka.net/2015/06/10/145365/ 

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27178
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 148
Всего сегодня: 4118