Публикация

Николо-Мирликийская церковь - Церковь св. Николая Чудотворца и св. блг. кн. Александра Невского (Николо-Барградская)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кричинский С. С.
Год постройки: 1913-1915
Стиль: Неорусский

Николо-Мирликийская церковь -

Церковь св. Николая Чудотворца и св. блг. кн. Александра Невского (Николо-Барградская)

при Императорском Палестинском обществе                                                                             Русский стиль

Утраченный памятник

 пр. Бакунина, 2А

1913-1915 - арх. Кричинский Степан Самойлович

 

 

Церковь сооружена в 1913-1915 гг. в новгородско-псковском стиле - арх. Степан Самойлович Кричинский. Принадлежала Императорскому Палестинскому обществу.

  • фото

    Закладка Николо-Александровского
    («Барградского») храма. 1913 г.
    Фото -vk.com
    (добавил
    YURIY ALEKSANDROV)

  • фото

    (добавил
    Vladimir-2013 )

  • фото

    «Зодчий», 1915, № 21,
    (добавил
    Vladimir-2013 )

  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    Журнал "Огонек"
    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    Эскиз первоначальной
    часовни свв. Николая
    Чудотворца и Александра
    Невского. РНБ
    Добавил - Шуя

  • фото

    с киотами
    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    с киотами
    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    Вид на храм
    с Послтавской ул.
    1915. Автор фото: К.Булла
    (ЦГАКФФД СПб)

  • фото

    Вид с Калашниковского пр.
    и С.Александровского
    рынка 1915Фото:К Булла.
    (ЦГАКФФД)
    Добавил - Шуя

  • фото

    На месте закладки храма
    свт. Николая Чудотворца
    на углу 2-й Рождественской
    ул. и Калашниковского пр.
    Справа - великая княгиня
    Елизавета Федоровна,
    председательница Имп.
    Палестинского Общества

  • фото

    Снос церкви.
    Фото 1932 г.

  • фото

    Госкаталог.
    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    План-карта района
    расположения Николо-
    Александровского храма.
    Коллаж:А.Русанов
    Добавил - Шуя

Несмотря на энергичные протесты органов охраны памятников, 7 марта 1932 замечательный храм-музей был закрыт и 20 мая того же года взорван; теперь на этом месте - проезжая часть улицы и жилой дом. (Данелия)

 

В начале 1870-х гг.  было удовлетворено ходатайство купцов, торговавших на Александровском рынке, о строительстве часовни в память счастливого спасения Александра II при покушении на него 25 мая 1867 г. в Париже. Проект часовни был утвержден  в 1872 г., однако освящение состоялось лишь  6 декабря 1879 г. Чин совершил митрополит Исидор.

Часовня находилась на пересечении Полтавской и Мытнинской улиц с Малоохтинским проспектом (этот проспект в 1871 г. был переименован в Калашниковский, ныне - пр. Бакунина) напротив последних домов 2-й Рождествеской (ныне Советской) ул. Ее приписали к Сионскому храму в Мирах Ликийских, где некогда хранились мощи св. Николая. Осенью 1885 г. часовня сгорела. После восстановления ее передали Императорскому  Палестинскому обществу, основанному в 1882 г. Основными направлениями его деятельности были поддержка православия в Святой земле, научное изучение истории, археологии, филологии Палестины и других стран Библейского региона, помощь русским паломникам.

В новую каменную часовню поместили  обретенную нетленной "в мусоре пепелища" икону Божией Матери "Скоропослушница" - она  была писана на толстом картоне и несла следы явного "огненного опаления", но не сгорела.

Весть быстро облетела всю округу, еще до постройки  часовни после пожара к временному пристанищу иконы на Калашниковском пр. потянулись богомольцы.

Икона эта была привезена в часовню монахами русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне, когда приехали собирать деньги на восстановление Сионского храма, руины которого в 1873 г купил русский посол в Оттоманской империи гр. Н. П. Игнатьев.

На углу Старо-Невского пр. и Полтавской улицы рыночные торговцы в 1903 г. поставили двухъярусный, с четырьмя иконами мраморный киот, сделанный в мастерской Гвиди.

 

После гибели от руки террориста председателя Палестинского общества великого князя Сергея Александровича, часовню по проекту гражд. инж. П. Д. Мегорского окружили стенами, возвели главки и 30 ноября 1905 г. епископ Нарвский Антонин освятил Барградский Николо-Александровский храм. В 1907 г. возвели небольшую звонницу. Этот храм простоял до 1913 г.

Церковь во имя св. Николая Мирликийского на Калашниковском проспекте.

Заложенный в прошлом году на углу Калашниковского пр. и 2-ой Рождественской ул. храм во имя св. Николая Мирликийского сооружен вчерне и ныне оштукатурен; он строится на средства Императорского православного Палестинского общества по проекту и под наблюдением С.О. Кричинского.

Проект составлен в стиле новгородских церквей. Храм небольшой, вместимостью до 300 молящихся. Над входом расположены звонница и хоры. Стены церкви снаружи отштукатурены и украшены орнаментами, образными украшениями и новгородскими крестами, высеченными на белом старинном камне. Внутри церковь предложено расписать по типу росписи церкви Ферапонтова монастыря. Иконостас предполагается собрать из старинных икон, частью уже имеющихся, частью же приобретаемых.

С. Кричинский. *) Вся высота храма с крестом - сажень.                                   («Зодчий», 1915, № 21; добавил: vladimir-2013)

 

 

  • фото

    Ктиторское место под
    хорами Николо-
    Александровского храма

  • фото

    Иконостас в Николо-
    Александровском храме,
    сделанный фирмой Хлебникова
    по образцу иконостаса
    Московского Успенского собора
    (Vladimir-2013)

  • фото

    Покров Пресвятой
    Богородицы – на восточной
    стене этого храма.
    Раб. Худ. В.А. Плотникова
    (Ил. прил. к газете
    ?Новое время?,
    за январь 1916 г.)

  • фото

    Госкаталог

  • фото

    Госкаталог

  • фото

    Госкаталог

  • фото

    Госкаталог

  • фото

    Госкаталог

  • фото

    Госкаталог

  • фото

    Госкаталог

  • фото

    Госкаталог.
    (добавил Андрей Агафонов)

Храм в Мирах Ликийских из-за политических осложнений не удалось восстановить. В 1910 г.  Палестинское общество решило использовать собранные средства  на постройку русского подворья в Бари (Италия) - в этом городе сейчас находятся мощи свт. Николая, а маленькую церковь в Петербурге заменить храмом в новгородско-псковском стиле. Проект составил арх. С. С. Кричинский,  строительство консультировал известный археолог В. Т. Георгиевский.
Митрополит Владимир заложил храм 8 сентября 1913 г. на мощах святителя Алексия, Митрополита Московского, в присутствии вел. кн. Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества. 15 декабря 1915 г. он же совершил чин освящения. Храм  получил небольшой приход.

Крестовый в плане, одноглавый храм со звонницей, крытый зеленой поливной черепицей, снаружи был украшен резным орнаментом и крестами из белого старицкого камня.

Внутри был расписан в стиле фресок Дионисия - худ. В. А. Плотников и В. С. Щербаков. Четырехъярусный иконостас, обитый серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. В нем находились  иконы XVI-XVII вв. разных школ, собранные председателем строительного комитета и знатоком древнерусского искусства кн. А. А. Ширинским-Шахматовым, бывшим обер-прокурором Синода. Наиболее чтимая икона Божией Матери "Скоропослушница" находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля.

7 марта 1932 г. храм был закрыт, а 20 мая того же года взорван. Убранство вывезено в неизвестном направлении. Чтимую икону "Скоропослушница", хотели передать в музей, но  настоятелю храма удалось  перенести ее в храм Бориса и Глеба. После закрытия этого храма в 1932 г.икона оказалась в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры, оттуда она была передана  в Свято-Троицкий Измайловский собор, а после его закрытия в 1938 г. ее перенесли в Князь-Владимирский собор, где она и пробыла около двадцати лет, пока ее не передали в возвращенный верующим Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Палестинское общество в 2007 г. отметило свое 125-летие. Сегодня у Православной палестинской организации несколько филиалов в разных городах России - Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде. До революции их было больше пятидесяти. Участники общества говорят, что главная цель их работы - сохранение православных традиций. Палестинское общество и сегодня помогает людям совершать паломничества в Иерусалим.

  • фото

    Икона Божией Матери
    "Скоропослушница".

  • фото

    Икона св.Николая
    Мирликийского из
    Николо-Александровского
    храма.
    РГМ

  • фото

    Чудотворная икона
    БМ "Невская Скоропослушница"
    Привезена в СПб в 1878 из
    Русского Пантелеймоновского
    монастыря (Афон)
    Просияла чудом в 1885.
    Хранилась в храме до его
    закрытия a 1932

Архитектурной доминантой квартала была небольшая белокаменная Николо-Барградская церковь. Стояла она на перекрестке Конной ул., пр. Бакунина, 2-й Советской и Мытнинской. «Ратный шлем» зеленого купола этой небольшой, но довольно высокой церкви был виден издалека.
«История церкви восходит к осени 1870 г., когда торговцы Старо-Александровского рынка решили построить часовню в память спасения императора Александра II при покушении на него 25.V.1867 в Париже». Часовню освятили в честь святых Александра Невского и Николая Чудотворца и приписали к Сионскому храму в Мирах Ликийских (ныне г. Демре, Турция), где до 1087 г. хранились мощи св. Николая, одного из самых почитаемых православных святых. Святыня была похищена в ХI в. и вывезена в Италию, в г. Бари (в российской традиции до 1917 г. - Барград), где мощи святителя Николая хранятся по сей день.
Тысячи паломников из России устремлялись в Бари, чтобы поклониться святыне. В 1913 г. Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), опекающее российских паломников за границей, стало строить одновременно два храма - в Бари и в Петербурге, на месте старой, перестроенной после пожара и переданной Палестинскому обществу часовни (1885). Подворье для паломников в Бари - храм и странноприимный дом - были заложены после долгой подготовки по проекту арх. А. В. Щусева. Инициатором постройки храмов была великая княгиня Елизавета Федоровна, к которой руководство ИППО перешло после смерти ее мужа, вел. кн. Сергея Александровича, погибшего от бомбы Ивана Каляева.

Храм в Петербурге строился в стиле древних храмов Новгорода, Пскова и Суздаля по проекту арх. С. С. Кричинского, только что закончившего работы по возведению Феодоровского собора на Миргородской ул. Стены Николо-Барградской церкви, так стали называть новый храм при Императорском Палестинском Православном обществе, украсили фресковая живопись и старинные иконы XVI-XVII вв., подаренные князем А. А. Ширинским-Шихматовым. Подвальное помещение, предназначавшееся для заседаний церковного попечительского совета, было стилизовано под боярскую палату с изразцовой печью и тяжелой мебелью. Освятили храм 15 декабря 1915 г.
В марте 1932 г. Николо-Барградскую церковь закрыли, а через два месяца взорвали. Итальянский храм-двойник оказался недостроенным из-за мировой войны и дальнейших политических событий. Его достроили и освятили лишь в 1955 г. В 1937 г. храм и странноприимный дом были проданы городским властям Бари. 13 ноября 2008 г. в Риме был подписан акт передачи архитектурного комплекса России, а 24 ноября 2009 г. состоялось подписание договора о передаче подворья от Управления делами президента РФ к Московской патриархии для использования исключительно с целью религиозной деятельности.

(Л. Ю. Сапрыкина. На задворках Невской перспективы. Открытые слушания Института Петербурга, 2007-2010, добавил Mary)

28 комментариев
12262 просмотра
Добавил: Mary, 4 Ноября 2008, 21:44
Редактировано: 13 Апреля 2023, 00:57
Оцените:
(18 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2359.html' target='_blank'>Николо-Мирликийская церковь - Церковь св. Николая Чудотворца и св. блг. кн. Александра Невского (Николо-Барградская) на Citywalls.ru</a>
Всего 28 комментариев
  • 9 Ноября 2010, 15:13

    Весьма и весьма желательно воссоздания храма. Это действительный шедевр. То же касается и погибших храмов архитектора Аплаксина. Вопрос в умении и культуре, продуманности, и в отсутствие спешки. Ведь должны быть авторские чертежи, и существуют старые фотографии.

  • 9 Ноября 2010, 15:17

    Воссоздать на прежнем месте невозможно, там оживленный перекрёсток сейчас, только при условии вывода из центра города основного автопотока можно говорить о попытке воссоздания.

  • 10 Ноября 2010, 15:29

    Все же не все потеряно. Если возникнет заинтетесрванная группа лиц, это может  сдвинуть и вопрос "вывода из центра города основного автопотока". Ведь существует еще и церковь, организация весьма влиятельная. Хотя, понимаю, мои прожекты весьма смахивают на пустые мечтания.

  • 10 Ноября 2010, 15:51

    Я согласен с вами, что хорошо бы:) Но увы подлинного храма уже не будет. На мой взгляд лучше направить средства на реставрацию тех храмов, которые еще существуют.

  • 18 Ноября 2010, 00:25

    Архитектурное творение, в отличие от живописи и скульптуры, к примеру, восстановимо. По одно простой причине: архитектор строит собственное творение не собственноручно, но через посредников - мастеров. Он изначально дистанцирован от него. Дело в профессионализме и любви. По сути, это глубокая реставрация с использованием тех материалов в которых памятник был замыслен. Что касается реставрации к счастью еще существующих храмов, то целиком с вами согласен.

  • 18 Ноября 2010, 10:05

    В идеале задача нашего поколения ХХ века - сохранить то что не уничтожили и восстановить утраченное.

  • 18 Ноября 2010, 23:39

    Конечно же не всё уничтоженное. То, что имеет несомненную художественную ценность. И строить новое. Поймите: не оскудела земля талантами.

  • 20 Ноября 2010, 03:33

    Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов (1862-22.12.1930). В "Энциклопедическом Словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона" (http://www.vehi.net/brokgauz/index.html) кроме статьи "Ширинские-Шихматовы" отдельными статьями отмечены трое представителей данной фамилии. Также, во всяком случае некоторые из этих лиц, в числе которых Алексей Алексадрович, упомянуты как Ширинские-Шахматовы, скорее всего по ошибке.

  • 25 Февраля 2013, 17:44

    Текст публикации очень путанный.

     

    Перестройка часовни. В настоящее время перестраивается часовня во имя Си Николая Чудотворца, в которой помещается местночтимая икона Божей Матери, именуемая "Скоропослушница", на углу Калашниковского проспекта и 2-й улицы Песков. Возведением новых каменных стен вокруг часовни, на расстоянии 31/3 аршин от прежних закончена капитальная часть ремонта. Таким образом, здание значительно расширится. Вместо старых стен останутся под тем же куполом только четыре колонны или каменных столба, соединённых бетонными сводами между собой и с наружными новыми стенами. Под часовнею будет устроено помещение для дежурного псаломщика и комната для спевки хора. Будет обновлён весь иконостас. На ремонт, который окончится в конце августа, ассигновано двадцать две тысячи руб. (Бирж Вед.).

    «Зодчий», 1903 г., Вып. 31, С. 372

  • 28 Декабря 2013, 18:25

    все хорошо, а как перейти к современности?  по тексту можно подумать, что здесь пустырь. :)

    а на карте есть д.27

  • 28 Декабря 2013, 18:33

    Площадь, образованная пересечением улиц.

  • 28 Декабря 2013, 18:35

    д.27 - не площадь. 

  • 28 Декабря 2013, 18:36

    Ее снесли  «для выпрямления транспортных потоков».

  • 28 Декабря 2013, 18:38

    я вам про дом, а вы про площадь.  :) 

    дом № 27 существует по 2й советской вопреки сайту ситиволз 

  • 28 Декабря 2013, 18:44

    Церкви до революции номера дома не имели...

  • 28 Декабря 2013, 18:50

    Автором данной публикации является  Mary , она же - главный управляющий на сайте, работа ее по объему - неизмеримая... Сайт начал жизнь с декабря 2007 года, у Mary более 4,5 тыс. публикаций только принадлежащих ей. Безусловно, текст надо причесывать, но м.б. надо начать каждому со своих публикаций, именно к этому Mary пытается привлечь всех авторов, которые имеют доспут к личным творениям. Список опубликован  на форуме "Дорогая редакция", cообщение #529

    А пока и дискуссия не помешает...

     
  • 28 Декабря 2013, 19:05

    А кстати, что в реальности за дом 27? Вроде 2-ю Сов. проходили сплошь, не понятно или публикация пропала, или дом в глубине?

  • 28 Декабря 2013, 19:07

    Поняла. Дом занимает квартал http://www.citywalls.ru/house3422.html  2-й Сов. не хватило четвертого места для адреса

  • 28 Декабря 2013, 19:15

    http://www.citywalls.ru/house3422.html 

    Наталия, ссылка не открывается, надо у нее хвостик в конце убрать.

    Ответ на "Поняла. Дом занимает квартал http://www.citywalls." от Наталия

     

     


    http://www.citywalls.ru/house3422.html

  • 28 Декабря 2013, 19:15

    Присоединяюсь к Н.А. Хорошо бы - все авторы, имеющие доступ к своим публикациям, вернулись к ним, пересмотрели - нет ли чего-то добавить, а заодно и улучшили их внешний вид в соответствии с правилами оформления. Чем старее публикация, тем менее строго была она оформлена. Нынче правила приблизились к издательским.

    Всем - успехов в наступающем 2014-м!!!

  • 28 Декабря 2013, 20:25

    Кстати о 27 доме, вот наткнулся на фото этого дома.

    Крестный ход, к месту закладки храма, возглавляемый митрополитом Владимиром (Богоявленским), выходит из временной часовни в доме Галунова. Фото ателье Карла Буллы. 8 (21) сентября 1913 г. ГАКФД СПб.

  • 28 Декабря 2013, 20:29

    Все здорово - но эта церковь НЕ может иметь номер 27. Дом №27 стоит на своем месте и это не церковь. :) 

  • 28 Декабря 2013, 22:13

    Окунемся в 1988 год, проходила такая выставка "Утраченные памятники архитекруры Петербурга-Ленинграда". Был напечатан каталог, авторами составителями стали В.В.Антонов и А.В.Кобак, описано 147 объектов с указанием адресов. Если на месте утраченного культового здание возведен новый бъект, то был указан точный адрес, например, как у Федоровского собора - Товарный пер., 15. Было и так - Покровская церковь Рыбацкий пр., Никольская церковь пр. Стачек, 48, и т.д.

    Под №114 значится Николо-Мирликийская церковь. Указан адрес: перекресток пр. Бакунина и Мытнинской ул.

    Кстати, фотография в титуле из этого каталога выставки "Утраченные памятники архитекруры Петербурга-Ленинграда" (стр.38).

  • 28 Декабря 2013, 22:32
    Ответ на "Все здорово - но эта церковь НЕ может иметь номер " от sperling

     Я этого и не утверждаю, я тоже нигде не встречал, чтобы этот храм имел точный адрес, везде указывают именно перекресток и это видно на фото https://pastvu.com/p/129777 где слева виден дом 20 по 2-й Советской т.е. храм стоял точно на перекрестке улиц http://maps.yandex.ru https://pastvu.com/p/129777 

     

  • 28 Декабря 2013, 22:43

    Сейчас же все храмы имеют адрес. Допустим, что когда-нибудь восстановят и этот храм Палестинского общества, т.к. разговор об этом идет еще с конца XX века, тогда в любом случае храм получит новый адрес по Мытнинской ли, Бакунина или Рождественской ( пока Советской), тут уж как власти решат. А пока, как я понимаю, автором публикации дан условный адрес с литерой А, придет время и все поменяется.

    М.б. не стоит копья ломать?

     

  • 21 Октября 2015, 21:25

    Церковь свт.  НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА и блг. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

    (Мирликийская, Барградская, иконы Божией Матери «Скоропослушница»)бывшей при Императорском Православном Палестинском обществе

    1867. 25 мая покушение на Государя Императора Алек­сандра II в Париже.

    1870. Осень. Решение торговцами Старо-Александров­ского рынка построить часовню в память спасения Александра II.

    1872. Утверждение проекта часовни.

    1873. 11 мая. Отвод участка для строительства решением Городской Думы.

    1878. Прибытие в С.-Петербург иноков Афонскогорусского Пантелеймоновского монастыря иерм. Афанасия и Ворсонофия. По определению Святейшего Синода  им в неоконченном виде была передана Александровская часовня, для разрешенного монастырю, по ходатайству русского посла в Константинополе графа Н. П. Игнатьева, сбора пожертвований (капиталла) на восстановление из развалин древнего храма над гробницей Св. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Турция). В дар часовне монахами передан список с афонской чуд. иконы Божией Матери «Скоропослушница».

    1879. 6 декабря. Трудами афонских иноков законченапостройка Александро-Николаевской  часовни  и  последовало освящениеее митрополитом Исидором в присутствии графа Н. П. Игнатьева. В часовне установлена икона Божией Матери «Скоропослушница».

    1880. Часовня приписана к Мирликийской церкви св. Николая Чудотворца.

    1881. Отбытиеиноков обратно на Афон. ПереходчасовнивведениеС.- Петербурской епархии..

    1883. Основано Императорское Палестинское общество для поддержки Православия в Святой земле, ее изучения и помощи русским паломникам. Оно расположилось по адресу: СПб., ул. Мытнинская 10.

    1885. осень. Пожар. Сгорела Александро-Никольская часовня. Среди останков обретена слегка опаленная икона «Скоропослушница».

    1888. 21 сентября. Св. Синод передал собранный «мирликийский»капитал (73 тыс.руб.) Православному Палестинскому Обществу, ведающему постройкой и восстановлением храмов в Сирии и Палестине для того, чтобы Общество завершило постройку храма в г. Миры. Одновременно Св. Синод, утвердил Председателем Палестинского Общества вел. кн. Сергия Александровича Романова в звании Ктитора Мирликийской часовни. В этом звании Великий Князь состоял до своей мученической кончины в 1904 г.

    1895. Получение в дар живописное кипарисное распятие и копию гробовой иконы прп. Сергия Радонежского от Московского Сергие-Троицкого общества хоругвеносцев.

    1903 Перестройка Мирликийской часовни.

    1903. На углу Невского пр. и Полтавской улицы установлен двухъярусный мраморный киот, с четырьмя иконами, сделанный по заказу купцов Александровского рынка в мастерской Гвиди.

    1904. Мученическая смерть вел. кн. Сергея Александровича. Почетным ктитором часовни становится вел. кн. Елисавета Феодоровна. 

    1905. 30 ноября. Помощником ктитора граф. И.Ф.Гейденом.(по проек­ту. инж. П. Д. Мегорского) Мирликийская часовня была расширена,  окружена стенами, надстроена главками и обращена в храм во имя св. Николая Чудотворца - в память мученической кончины вел. кн. Сергея Александровича освя­щение которого произвелеп. Нарвский Антоний. Иконостас выреза­ли в мастерской Дудакова.

    1907. Возведение небольшой звонницы.

    1908. Получение в дар от иерусалимского патриарха Домиана.креста с вложенной в него частицей древа Креста Господня и образ Воскресения Христова с камнем-частицей Гроба Господня.

    1911. 2 февраля. Председатель Палестинскаго Общества вел. кн. Елисавета Феодоровна написала ходатайство Императору Николаю II о передаче хранящегося в конторе Её Двора мирликийского капитала Палестинскому Обществу на построение храма св. Николая Чудотворца в г. Бари (Италия), где находятся мощи этого святителя, и странноприимного дома, с тем, чтобы при Обществе был образован для этой цели особый Барградский комитет; одновременно было написано ходатайство и о передаче Палестинскому Обществу находящегося в С.-Петербурге Мирликийскаго храма с обращением его доходов на поддержание храма и странноприимницы, которые могли бы быть сооружены в г. Бари.

    1911. 12 мая начал работу Барградский Комитет принятый Императором Николаем II под свое покровительство. 10 октября Комитету был передан мирликийский капитал в сумме 253984 р. 03 к.

    1911, 29 ноября. Николо-Александровский храм принят в ведение Палестинского Общества согласно определения Св. Синода.

    1912. Принято решение оп остройке нового храма. Попечительство предлагает первоначальный образ будущего храма, сходный со скитским храмом во имя св. Николая Валаамской обители. Вел. кн. Елисавета отклонила этот вариант и предложила идею храма, как памятника древне-русского храмового строительного искусства, поручив составление проекта архитектору С. С. Кричинскому. Попечительство снимает в нижнем этаже дома А.И.Галунова (Калашниковский 2), напротив храма, помещение, предназначая его, на время стройки храма, для часовни, где бы могли храниться святыни и  утварь.

    1912. 21 июля. Императором Николаем II утвержден проект. Начата разборка прежнего храма и подготовка места к закладке нового под наблюдением попечительства храма во главе с председателем генерал-майором Н. П. Цытовичем.

    1913. 8.сентября. Митрополит Владимир заложилхрам  на мощах свт. Алексия Митропо­лита Московского в присутствии вел. кн. Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества и вел. кн. Иоанна Константиновича. Церковь временно освящена и открыта в здание дома А.И. Галунова (ныне - помещение библиотеки им. Н. Некрасова).

    1915. 15 декабря. Освящение храма  митрофорным протоиереем П.И.Соколовым  в присутствии вел. кн. Елисаветы Федоровны. Он построен по образцу храмов свв. Петра и Павла на Торговой стороне, свв. Иоакима и Анны в Зверином монастыре (Новгород)

    1917. В храме параллельно работает музей редких старинных икон и утвари, собранных ценителем древне­русского искусства вице-председателем Палестинского Общества князем А. А. Ширинским-Шихматовым.         

    1919. 18 ноября. Регистрация приходской общины.

    1922. Июнь. Имущество цер­кви взято под охрану Главмузея и дан соответству­ющий документ за подписью А.В.Луначарского.

    1932. 9 февраля. Решение областной комиссии по вопросам культов оликвидации церкви.

    1932. 5 марта. Решение президиума ВЦИК об утверждении постановления Леноблисполкома о закрытии и сносе храма.

    1932. 7 марта. За­крытие церкви.

    1932. 20 мая. Храм-музейв зорван.

    Священство:

    Иером. Афонасий- настоятель с 1879г. по 1881г. Отбыл на Афон.

    ИеромГеоргий (Хробостов) - настоятель с 1907г. до 1915г. Отбыл на Валаам.

    Иером. Неофит - настоятель с 1915г.

    Иер. Семенов В. П. -  настоятель с 1919 по 1922 гг.  (арестован и умер в тюрьме).

    Иер. Сергей Гидаспов до 1924г. В 1924г. арестован по «церковному делу» и осужден к 3 г. ссылки в Казахстан, г.Уральск, п. Джанбет.

    Прот. Владимир Шамонин 1921г.- 7 марта1932г. (с 1922г. – настоятель). Переведен в Борисо-Глебскую церковь. 

    Православный исторический клуб «Рождественская сторона»

    (с) А.Русанов

  • 23 Декабря 2018, 12:05

    Церковь во имя св. Николая Мирликийского на Калашниковском проспекте.

    Заложенный в прошлом году на углу Калашниковского пр. и 2-ой Рождественской ул. храм во имя св. Николая Мирликийского сооружен вчерне и ныне оштукатурен; он строится на средства Императорского православного Палестинского общества по проекту и под наблюдением С.О. Кричинского.

    Проект составлен в стиле новгородских церквей. Храм небольшой, вместимостью до 300 молящихся. Над входом расположены звонница и хоры. Стены церкви снаружи отштукатурены и украшены орнаментами, образными украшениями и новгородскими крестами, высеченными на белом старинном камне. Внутри церковь предложено расписать по типу росписи церкви Ферапонтова монастыря. Иконостас предполагается собрать из старинных икон, частью уже имеющихся, частью же приобретаемых.

    С. Кричинский.

    *) Вся высота храма с крестом - сажень.

    «Зодчий», 1915, № 21

     

     

     

  • 20 Апреля 2019, 01:43

    Судя по всему,под фотографиями иконостаса и места ктитора перепутаны подписи.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31733
Готовится: 69
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 6029