ѕубликаци€

ћост »мператора ѕетра ¬еликого (Ѕольшой ќхтинский мост) - Ѕольшеохтинский мост

«дание на карте
фото
јрхитекторы:  ривошеин √. √.
јпышков ¬. ѕ.
√од постройки: 1908-1911
—тиль: ћодерн

‘ото - Mary, 2006.

ѕам. арх. (регион.)

1911-1917 - ћост »мператора ѕетра ¬еликого

1917-1956 - Ѕольшеохтенский мост

1956- н.в. -  Ѕольшой ќхтенский мост или Ѕольшеохтинский мост (см. реформу орфографии 1956 г.)

 

јвторы: инж.-полк.  ривошеин √ригорий √ригорьевич, инж.-полк. јпышков ¬ладимир ѕетрович, 

             в доработке проекта принимали участие инж.-полк. Ѕобровский —ергей ѕавлович, инж.-технол. Ўелоумов ѕ. ћ.,

             инж. п. с. ѕередерий √ригорий ѕетрович.

  • фото

    Ёскиз конкурсного проекта
    Ђ—вободу судоходствуї

  • фото

    ‘ото 3.

  • фото

    —троительство моста.

  • фото

    ћолебен по случаю открыти€
    моста. 21 10 1911г.

  • фото

    ∆урнал "»скры"
    є 43,6 но€бр€ 1911 г.

  • фото

    Ѕулла  .  ., ќткрытие
    моста ѕетра
    ¬еликого на Ќеве. 1911.

  • фото

    ћинистр внутренних
    дел ј. ј. ћакаров
    разрезает ленту.

  • фото

    ÷еремони€ открыти€
    Ѕольшеохтенского моста.
    ‘ото  . Ѕуллы.
    26 окт€бр€ 1911 года

  • фото
  • фото

    ћедаль 1911 года. ¬ пам€ть сооружени€...
    ћастерска€ ј. ∆аккара. √равер ∆. ћонтандон.
    ќтчеканено 10 золотых, 100 серебр€ных и
    500 бронзовых.

  • фото

    –ЌЅ

  • фото

    –ЌЅ

  • фото

    –ЌЅ

  • фото

    –ЌЅ

  • фото

    –ЌЅ

  • фото

    Ѕулла  . .,ћост »мператора
    ѕетра ¬еликого.
    ѕосле 1911 года.

  • фото

    ¬ид на ћост ѕетра
    ¬еликого.
    ќткрытка.1914 г.

  • фото
  • фото

    ¬ид на ћост ѕетра
    ¬еликого.
    ќткрытка.1916 г.

  • фото
  • фото

    1911 г.

  • фото
  • фото
  • фото

    ‘ото? - timofeevsay

  • фото

    ‘ото? - timofeevsay

  • фото

    ‘ото? - timofeevsay

  • фото

    (добавил ¬лада)

Ќа строительстве ќхтинского моста . Ќа снимке є 3:

1. ѕомощник главного инженера профессор ѕередерий √. ѕ.

2. ¬оенный инженер профессор “юрин ¬. √.

3. √лавный инженер профессор Ќиколаевской инженерной академии полковник  ривошеин √. √. 

4. ѕредседатель комиссии по надзору за постройкой моста Ћипский ¬. ј.

5. √енерал- лейтенант профессор  ирпичЄв  . Ћ. 

6. ѕрофессор  рылов ј. Ќ. 

7. ѕрофессор Ѕелелюбский Ќ. ј.

 

≈ще в 1829 г. при утверждении Ќиколаем I перспективного плана развити€ ѕетербурга была обозначена трасса посто€нного моста, призванного соединить ќхту с центром города. ¬ то врем€ мечта о посто€нных мостах через Ќеву еще только зарождалась в наиболее смелых инженерных умах. ¬ 1860-х гг. этот вопрос вновь поднималс€, было даже создано «ќбщество ќхтинского, через реку Ќеву, моста», но оп€ть возникли трудности экономического характера.
5 июн€ 1884 г. √осударственный совет –оссии прин€л решение: «ѕризнать ќхтинский пригород подлежащим присоединению к городу —анкт-ѕетербургу в хоз€йственном отношении, с тем, чтобы мера си€ была приведена в исполнение по устройству моста через Ќеву, которым предполагаетс€ соединить столицу с означенной местностью». ¬ыбор места строительства неоднократно обсуждалс€ √ородской думой. “ак, 5 июн€ 1887 г. было решено строить мост от —мольного собора до верфи  рейтона (сейчас «ѕетрозавод»); 22 но€бр€ 1900-го окончательно прин€то решение строить мост на ћалую ќхту. ѕричина столь долгих дебатов о месте строительства заключалась в том, что имелось множество лиц - промышленников, купцов и других состо€тельных граждан, - заинтересованных в дешевой доставке грузов. — другой стороны, были противники строительства моста - владельцы перевозов, тер€вшие доходы, и купцы, бо€вшиес€ конкуренции.
1 сент€бр€ 1901 г. √ородска€ управа объ€вила международный конкурс на лучший проект моста. ¬ состав конкурсной комиссии входили такие компетентные эксперты, как профессор Ќиколаевской инженерной академии генерал-лейтенант Ќ. Ћ.  ирпичев, профессор архитектуры, архитектор »мператорского двора Ћ. Ќ. Ѕенуа, профессор »нститута гражданских инженеров √. Ќ. —оловьев, городской голова инженер-технолог Ќ. ј. –езцов.
Ќа конкурс в течение 12 мес€цев поступило 16 проектов, в том числе семь из ѕетербурга, один из ћосквы, по два из ‘ранции и јвстро-¬енгрии, по одному из √ермании, √олландии, »спании и —Ўј. ѕремии за первые места составл€ли 12, 10 и 8 тыс. руб.

¬ыставка проектов открылась 18 но€бр€ 1902 г., отзыв о выставленных проектах был опубликован в журнале ««одчий».

¬ результате конкурса в €нваре 1904 г. были премированы проекты под девизами: «7,60» (составители военные инженеры - по технич. части —. ѕ. Ѕобровский и по архит. части - ¬. ѕ. јпышков; «Cronstadt-Toulon» (строит. общество Levallois Perret, проект инж. Ёйфел€ ), и «ƒва €кор€» (инж. јнтона Ўмель, ¬ена). ѕриобретЄн также за 2000 р. вне конкурсный эскизный проект девизом «—вобода судоходству» (авторы: техн. части проф. Ќиколаевск. »нж. јкадемии воен. инж. √. √.  ривошеин и арх. части воен. инж. ¬. ѕ. јпышков).

—.-ѕетербургска€ городска€ ƒума в заседании 22 марта 1905 г., рассмотрела внеконкурсный проект ќхтенского моста, составленного проф.  ривошеиным (техническа€ часть) и инженером јпышковым (архитектурна€ часть), и постановила прин€ть основные черты, выраженные этим проектом, дл€ составлени€ детального исполнительного проекта.

ќсновна€ иде€ проекта «—вобода судоходству» заключаетс€ в устройстве по середине реки (конкурсные услови€ требовали разводного пролета у правого берега) разводного быстро открывающегос€ (30 секунд) пролета в 20 саж. и двух боковых больших пролетов по 70 саж. каждый. –азводный пролет спроектирован раскрывающимс€ по системе Ўинке. Ѕоковые пролеты спроектированы в виде арочных форм с зат€жкою.

ќсновные преимущества этого проекта заключаютс€ в следующем:

1. ”добство судоходства и размещение быстро развод€щегос€ подъемного моста по середине реки.

2. –азводный пролет находитс€ на фарватере и в самом глубоком месте.

3. ¬ этом мосте по сравнению с другими имеетс€ наименьшее число пролетов (3) и наименьшее число быков (2).

4. ћалое число быков меньше всего стесн€ет живое сечение реки, проход льда и проход мелких судов.

5. ѕри небольшом числе дорогих быков стоимость моста получаетс€ наименьша€.

ѕолезна€ ширина моста 11 саж., из них 8,30 саж. отведены под мостовую и 1,35 х 2 - на тротуары, расположенные между главных ферм. –асчетный пролет главных ферм прин€т в 150 метр. Ѕыки предполагаетс€ основать на кессонах, опущенных до глубины 12 саж. ниже ординара, береговые устои предположены на сва€х за шпунтовыми перемычками. ќблицовка быков и устоев гранитные. —тоимость моста определена по проекту в 4.200.000 р.


ќднако и после прин€ти€ проекта фактически строительство долго не начиналось. ќчередной раз изменилось направление моста

Ќовое направление ќхтенского моста. Ќа дн€х городское общественное управление получило уведомление министра внутренних дел, что направление посто€нного ќхтенского моста, в силу всеподданнейшего ходатайства города, утверждено от биржи Ѕел€ева на ћалую ќхту, вместо прежнего - от —мольного ћонастыр€ на Ѕольшую ќхту.

(««одчий», 1906, ¬ып. 13, —. 126)


¬есной 1907 г. на Ќеве произошла трагеди€. ѕароход «јрхангельск», обслуживавший перевоз от —мольного на ќхту, опрокинулс€ и затонул. ѕогибли несколько человек. ѕароход принадлежал купцу Ўитову, а катастрофа произошла вечером накануне ѕасхи. — тех пор в городском фольклоре хранитс€ образец юмора того времени: «¬от какое красное €ичко подарил Ўитов петербуржцам на ѕасху!». √осударь 13 ма€ того же года повелел: «Ќе зат€гивать постройку моста!».   24 сент€бр€ проект был переработан и утвержден.

ѕроектированный инженером √. √.  ривошеиным мост будет иметь в длину 160 саж. и в ширину 11 саж., при трех пролетах и двух быках; средний пролет в 20 саж.— подъемный и боковые по 60,15 саж. в ширину и 4,15 саж. в высоту - перекрыты двум€ двухшарнирными арочными фермами с зат€жкою и ездою по низу.

 ажда€ ферма состоит из двух арочных по€сов, соединенных между собою раскосами и стойками.   нижнему по€су прикреплены на рассто€нии 3,7 саж. подвески, а к ним зат€жки и поперечные балки, на которых покоитс€ проезжа€ часть. ¬ысота ферм посредине достигает 22,6 метра.

Ѕыки предположено основать на кессонах, опущенных в грунт на глубину 11-12 1/2 саж. “ело быка будет облицовано гранитом: серым до ординара воды и красным выше. Ћедорезы одинаковые, по типу ледорезов “роицкого моста, с несколько улучшенною разрезкою. Ќад ледорезами будут помещены головы Ќептуна.

Ќа быках с передней части моста будет находитьс€ по одной башне дл€ помещени€ разводного механизма, а наверху фонар€ ма€ка. “ело башен предположено из бетона на гравии, с гранитной облицовкой. ‘орма башни 6-гранна€ с закругленными углами. —боку башни примыкает полубашн€, назначенна€ дл€ механика и дл€ размещени€ всех приводов дл€ управлени€ разводкой.

–азводной пролет проектирован в виде раскрывающегос€ подъемного моста в два крыла.

ћеханическое оборудование предположено электрогидравлическое.

–азводка и наводка будет производитьс€ в 1/2-2 минуты и может совершатьс€ через 5-15 минут. ƒл€ избежани€ замерзани€ воды в механизме, вода будет смешана с глицерином.  роме того будет устроено все, что необходимо дл€ разводки вручную.

Ѕереговые устои, на бетонном основании и коренных сва€х, будут облицованы тоже красным гранитом.   усто€м примыкают лестницы с площадками внизу дл€ причала лодок.

ѕроектированное расположение моста стеснит реку балками и усто€ми всего на 9,44%, тогда как стеснение живого сечени€ Ќевы “роицким мостом составл€ет 17%, а Ќиколаевским - 19,7%.

ѕерила на всем мосту предположены железные, кованные, состо€щие из трубчатого поручн€ и трубчатой стойки.

ћостова€ предположена булыжна€ на бетонном основании, с металлическим настилом. Ќа разводном пролете мостова€ дерев€нна€ из двойного дощатого настила.

¬ъезды на мост, на левом берегу Ќевы, заворачива€ пологим закруглением, пойдут шириной в 22 саж., причем между въездами и прилегающими здани€ми останетс€ улица — коридор, шириною 17 саж. с одного конца и 10 саж. с другого. Ќа правом берегу въезды будут в 12 саж. ширины. ¬се въезды спроектированы при уклоне в 2°, так как 3° въезд “роицкого моста оказываетс€ крутым.

Ќабережные предположено сделать с железно-бетонными откосами.

ѕредварительно проект был проверен и одобрен, как с технической, так и с художественной сторон экспертной комиссией в лице Ћ. Ќ. Ѕенуа, Ќ. Ћ.  ирпичева и √. Ќ. —оловьева.

—тоимость всего моста обойдетс€ в 5.200.000- 5.300.000 руб.                («одчий, 1907, ¬ып. 40, —. 421-422)

 

13 но€бр€ того же года военный инженер √. √.  ривошеин сделал в »мператорском —ѕЅ. ќбществе јрхитекторов сообщение «ќхтенский мост через Ќеву в ѕетербурге», после чего состо€лась дискусси€ архитектурно-художественной тематики.


“оржественна€ закладка моста произошла накануне дн€ 200-лети€ ѕолтавской битвы - 26 июн€ 1909 года.
ћост решено было назвать в честь триумфатора этой битвы - императора ѕетра ¬еликого - ќхтенский »мп. ѕетра ¬еликого мост.

ќтчеты о строительстве публиковались в прессе.


—троительство моста выполн€лось заводом варшавской фирмы « . –удзский и  °», а разводной пролет с механизмом выполнил ѕетербургский ћеталлический завод. —троительством моста руководил √. √.  ривошеин, его помощниками по технической части были инженеры —. ѕ. Ѕобровский, ѕ. ћ. Ўелоумов и √. ѕ. ѕередерий. 26 окт€бр€ 1911 г. был произведен торжественный пуск моста в эксплуатацию в присутствии министра внутренних дел ј. ј. ћакарова, хот€ строительные работы еще продолжались до 1913 г.
—тоимость всех работ составила 4 млн 400 тыс€ч рублей. ѕетербург пополнилс€ монументальным инженерным сооружением. ≈го гранитные башни, завершенные прозрачными застекленными фонар€ми, видны с реки за несколько километров. ћост имеет три пролета. ƒва боковых перекрыты сквозными металлическими клепаными пролетными
строени€ми в виде арочных ферм с проезжей частью по нижнему по€су. ” концов разводного пролета расположены две облицованные гранитом башни управлени€ подъемными механизмами, задуманные в виде ма€ков. —тены башен выше крайних ферм. ќни увенчаны четырехгранными, кубической формы, фонар€ми.

Ћевобережный устой сооружЄн на свайном основании, остальные опоры моста имеют кессонные основани€.

ќпоры облицованы гранитом, у левобережной опоры устроены гранитные спуски к воде. ” правобережной опоры спуск к воде существовал до 1983 г., но был ликвидирован при строительстве магистральной автомобильной трассы по ћалоохтинской набережной.
—тены башен построены выше крайних ферм. Ќа верху башен кубические четырЄхгранные фонари. —наружи к башн€м пристроены полукруглые полубашенки с остроконечными полукуполами. Ќа стенах башен моста установлены шесть бронзовых досок, на которых выбиты имена инженеров, архитекторов и строителей моста, технические характеристики сооружени€ и, особенно подробно, всех чиновников, в бытность которых мост построен. .

 —уществует легенда, что среди миллиона металлических заклепок моста есть одна золота€, закрашенна€ в один цвет со всеми. –азводное устройство моста позвол€ет всего за 30 секунд подн€ть его средние пролеты. Ѕоковые пролеты на то врем€ стали самыми длинными мостовыми перекрыти€ми в городе - 136 м.
  окончанию строительства моста приурочили открытие бронзового бюста ѕетра ѕервого, выполненного ». √инцбургом на средства охтинского пригородного общества. «ѕетру 1-му – благодарные охт€не» - было выбито на постаменте.

(использована стать€ —вобода судоходств [Ёлектронный ресурс] /ќ. ¬олкова. -

Ёлектрон. текстовые дан. // —анкт-ѕетербургские ведомости. - 2007. - 8 июн€)

Ѕлагодар€ высокому качеству строительства, первые ремонтные работы производились только в 1971 г.

 

¬ 1982-1985 гг. берег Ќевы возле моста коренным образом реконструирован. «десь соорудили каменную набережную с путепроводом, обеспечившим транспорту возможность движени€ в двух уровн€х. „асть новой автомобильной магистрали была проложена по бывшему двору ѕетрозавода. ≈Є строительство оказалось делом не простым. Ѕригаде, возглавл€емой ƒ. ј.  расильниковым, пришлось забивать в землю 30-метровые сваи, что было дл€ неЄ делом абсолютно новым. Ќо строители справились с этой задачей.  роме этого ими было разобрано 2 000 куб.м крепчайшей бутовой кладки берегового усто€, уложено 30 000 кв. м дорожного покрыти€. ¬о врем€ установки опор путепровода оказалось, что здесь расположены слабые грунты. ƒл€ придани€ опорам устойчивости в срочном пор€дке пришлось сооружать железобетонную плиту объЄмом 160 куб. м.

walkspb.ru

јвторы проекта - инженеры ј. ƒ. √утцайт, –. –. Ўипов; архитекторы - ё. √. Ўиндин, Ќ. ј. ƒибцев.

 

¬ 1990 г. кафедрой мостов Ћенинградского института инженеров железнодорожного транспорта было проведено полное обследование конструкций и механизмов моста. ¬ результате обследовани€ вы€снилось, что механизмы разводных пролетных строений имеют большую степень износа, конструкции разводных пролетных строений наход€тс€ в неудовлетворительном состо€нии, конструкции проезжей части стационарных пролетов также требуют ремонта. ѕо окончании обследовани€ институт Ћенгипротрансмост (ныне ќјќ «“рансмост») получил задание на разработку проекта реконструкции моста.

¬ процессе реконструкции необходимо было произвести:

- полную замену металлоконструкций разводного пролета моста с сохранением двукрылой системы;

- полную замену механизмов привода разводного пролета;

- соответствующую реконструкцию опор разводного пролета;

- замену и усиление элементов проезжей части и мостового полотна;

- ремонт элементов стоек и арок;

- реставрационные работы — восстановление художественного убранства (декоративных элементов, надписей и др.) на порталах стационарных пролЄтных строений и башн€х разводного пролЄта;

- устройство новых набережных и транспортной разв€зки в двух уровн€х на левом берегу.

ƒл€ сохранени€ пешеходного движени€ на период реконструкции, в разводном пролете с низовой стороны моста был построен временный разводной пешеходный мост.

“ехнические характеристики моста после реконструкции:

ѕроезжа€ часть моста обеспечивает движение автотранспорта и трамва€ (через несколько лет после реконструкции трамвайные пути были демонтированы [трамвайное движение было прекращено в 2005 г., а рельсы демонтированы в 2010 г.], что увеличило пропускную способность моста дл€ автотранспорта). ѕешеходные тротуары шириной 3 м.

Ќовое мостовое полотно проезжей части на стационарных пролетных строени€х выполнено с применением ортотропной плиты. ѕоврежденные коррозией элементы частично были демонтированы и заменены новыми, частично усилены. ƒефектные заклепки были заменены на высокопрочные болты.

ћеталлоконструкции нового разводного пролетного строени€ цельносварные, с ортотропной плитой проезжей части. Ёлектромеханический привод заменен на электрогидравлический, с установкой 8-ми гидроцилиндров на крыло. ”гол раскрыти€ крыльев разводного пролета 73º. ѕродолжительность подъема крыла – около 4 минут.

¬ процессе реконструкции было смонтировано более 3000 т металлоконструкций, уложено свыше 48 000 м² асфальта, около 10 000 м³ бетона, установлено более 25 000 высокопрочных болтов.

Ќа порталах стационарных пролетных строений и промежуточных опорах было восстановлено декоративное убранство, пам€тные надписи и фонари. Ѕыла выполнена также реставраци€ башен.

¬ результате реконструкции и реставрации мост прин€л первоначальный облик на момент постройки и может успешно эксплуатироватьс€ ещЄ в течение нескольких дес€тилетий.

Ќа левом берегу построена двухъ€русна€ набережна€, на пересечении моста с набережной сооружена двухуровнева€ транспортна€ разв€зка тоннельного типа.

√енеральный подр€дчик:          ћостоотр€д є 11 треста ћостострой-6.

Ќачало реконструкции:                                                                1993г.

ќткрытие движени€ транспорта и пешеходов:                 14.12.1996 г.

¬вод в эксплуатацию:                                                         29.12.1997 г.

–еставраци€ и восстановление архитектурного декора:  1997-1999 г.

 лючевой персонал, задействованный в разработке проекта:

Ќ. √. “ихомиров,  ќ. ћ. —амохин, Ќ. ƒ. Ўипов,  ¬. ј. ѕаршин, ¬. ћ. ∆ирухин,  ¬. ѕ.  урцев, Ѕ. я. √ерман, ¬. ¬. ѕетров.

 ќјќ "“рансмост"

 

¬о врем€ реконструкции на мосту была восстановлена ранее демонтированна€ надпись "ћостъ императора ѕетра ¬еликаго", что породило многочисленные слухи о переименовании моста в мост ѕетра ¬еликого, подхваченные некомпетентными журналистами.

 

¬ 2008 г. была произведена очередна€ частична€ реконструкци€ моста и, силами Ќѕѕ «ѕромтрансавтоматика», помимо замены изношенного гидравлического и электрооборудовани€, была создана электронна€ модель сооружени€, а также разработка и внедрение системы автоматизированного контрол€ и управлени€ разводкой.

«Ќѕѕ "ѕромтрансавтоматика"»

 

—овременна€ подсветка моста по€вилась в 2000 г., обновили ее в 2010-2011 гг.

  • фото

    ‘ото - Mary, 2006.

  • фото
  • фото
  • фото

    ‘ото - Mary, 2007.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    ‘ото - Mary, 03.2014.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    ‘ото - 24.03.2013.

  • фото

    ‘ото - Ќатали€, 08.2005.

  • фото

  • фото

    ‘ото - Didi, 2014

–ешением »сполкома Ћенсовета є 645 от 6 августа 1990 г. Ѕольшой ќхтинский мост включен в √осударственный список пам€тников истории и культуры местного значени€.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    ‘ото - miraru1, 2013.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    ‘ото - ¬лада, 2011.

11 комментариев
17876 просмотров
ƒобавил: miraru1, 25 ћарта 2013, 22:17
–едактировано: 1 ƒекабр€ 2017, 02:58
ќцените:
(18 голосов)
–азместить ссылку у себ€ на ресурсе или в ∆∆:
<a href='http://www.citywalls.ru/house23580.html' target='_blank'>ћост »мператора ѕетра ¬еликого (Ѕольшой ќхтинский мост) - Ѕольшеохтинский мост на Citywalls.ru</a>
¬сего 11 комментариев
  • 25 Ќо€бр€ 2014, 23:37

    ƒа, пожалуй перебор и с иллюстративным материалом.
    ѕоэтому в такой массе затесалс€ снимок є33 "ѕосадка “”-124 на Ќеву 21 августа 1963 г."
    Ќикакого отношени€ к Ѕольшеохтинскому мосту не имеет.
    (–азве что наличи€ одних инженеров :)  )

  • 19 —ент€бр€ 2015, 22:54

  • 13 јпрел€ 2016, 21:54
    ќтвет на "снимок є33 "ѕосадка “”-124 на Ќеву 21 августа 1963 г."." от Chartpilot

     Ёто относитс€ к ‘инл€ндскому железнодорожному мосту.

  • 13 јпрел€ 2016, 21:55

    —ѕб, 1900-е гг.

  • 29 јпрел€ 2018, 01:17

    1.11.2011г.

    Ќа одной из башенок моста.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

«арегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
 атегории
Ќовости по дн€м
—ейчас на сайте
ѕубликации
ќпубликовано: 26786
√отовитс€: 168
ѕосетители
√остей: 115
¬сего сегодн€: 4288