Публикация

Памятник Петру I (Медный всадник)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Фельтен Ю. М.
Год постройки: 1782
Стиль: Классицизм

Памятник Петру I Медный Всадник                                            классицизм

 

1782 - скульп. Фальконе Э. М., Колло М. А., Гордеев Ф. Г.,

          литейный мастер - Хайлов Е. М.

 

 

Памятник Петру I, названный А. С. Пушкиным "Медным всадником", занимает исключительное место в истории русской монументальной скульптуры. Это первый скульптурный памятник в Петербурге и вообще в России.

  • фото

    1852 г.
    (добавил - Vladimir-2013 .)

  • фото

    Сенатская площадь в день
    празднования 200-летия
    со дня рождения Петра I.
    1872 г.

  • фото

    Фото А. Лоренса
    в С.-Петербурге.
    [Спб., конец 1860-х –
    начало 1870-х г.г.]

    (добавил - Vladimir-2013 .)

  • фото

    В.И.Сурикова, 1870 г.

  • фото

    1898 г.
    С сайта pastvu.com

  • фото

    1918 г.
    С сайта pastvu.com
    (добавил - S.P. .)

  • фото

    Добужинский. 1923.
    Памятник Петру.
    (добавил Mary)

  • фото

    Во время блокады памятник
    был укрыт мешками с песком
    и зашит в дощатую коробку.

  • фото

    Разборка укрытия "Медного
    всадника". 1944 г.

  • фото

    (добавил Ладада)

Французский скульптор Э. М. Фальконе прибыл в Россию по приглашению Екатерины II осенью 1766 г. Вместе с Фальконе прибыла его ученица Мари-Анн Колло. Фальконе заранее продумал программу монумента "благодетелю, преобразователю и законодателю" России, выполненного в новаторской для своего времени, предельно лаконичной и глобокой по символическому значению форме. Работа над конной скульптурой продолжалась 12 лет. В создании статуи Петра I принимала участие М.-А. Колло, выполнившая портрет императора. Одновременно решался вопрос о выборе места для установки памятника, велись поиски исполинского камня для постамента. Так называемый "гром-камень" удалось найти в окрестностях поселка Лахта. Для перевозки камня весом более 1000 тонн были использованы оригинальные конструкции, приспособления, построенны специальная баржа и корабли.

Под руководством и при участии Фальконе отливку конной статуи в бронзе осуществлял мастер-литейщик Е. М. Хайлов. В августе 1775 г. состоялась первая, не совсем удачная отливка скульптуры. Из-за прорыва литейной формы и пожара в мастерской пострадала верхняя часть бронзовой отливки, и она была "срезана". Окончательная отливка недостающей верхней части статуи выполнена Фальконе в 1777 г. Летом 1778 г. полностью завершены работы по отливке и чеканке скульптуры. В память об этом автор выгравировал на складке плаща всадника надпись по латыни, которая в переводе гласит: "Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778". В сентябре того же года скульптор покинул Петербург. В создании памятника принял участие скульптор Ф. Г. Гордеев, по модели которого отлита змея под копытами коня. Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда Э. Фальконе из России вел архитектор Ю. М. Фельтен.

В 1872 г. по инициативе петербургской городской Думы по случаю празднования 200-летия со дня рождения Петра I у памятника установлены 4 фонарных столба с канделябрами, исполненные на заводе Шопена.

По замыслу Э. Фальконе ограды вокруг монумента не предусматривалось. В письме к Д. Дидро скульптор писла на этот счет следующее: "Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, зачем сажать его в клетку?". Вопреки идеи автора к открытию памятника ограда, исполненная мастером Стефаном Вебером, была установлена. В 1903 г. в связи с 200-летием основания Петербурга ограда, как искажающая первоначальный авторский замысел, была снята, "благодаря чему монумент, в идею которого вложена мысль о безудержном движении вперед, впервые предстал во всей красоте".

В 1908 г. Академией художеств создана специальная комиссия по изучению состояния памятника, а в следующем - 1909 г. - памятник впервые подвергся серьезной реставрации, включая вскрытие люка в крупе коня, когда было удалено свыше 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Под руководством скульптора И. В. Крестовского в 1935-1936 гг. проведены исследовательские и реставрационные работы в памятнике.

Современные исследования памятника и комплекс реставрационных работ осуществлены Государственнным музеем городской скульптуры в 1976 году. К этому времени серьезные опасения вызывали трещины на опорных ногах коня, причину которых предстояло выяснить. Впервые в истории монумента была разработана и выполнена обширная программа исследований по составу бронзы, состоянию защитной окисной пленки - патины, по прочности внутреннего каркаса конной статуи. В исследовании принимали участие ученые Политехнического института, лабораторий Кировского и Ижорского заводов, НИИ им. Ефремова и других предприятий. С помощью специальной аппаратуры проведено гаммаграфирование, вследствие чего выяснилось, что причиной трещин стал "пережог" металла, когда для повторной отливки верха скульптуры Фальконе разогрел ее низ до высокой температуры. Определен состав бронзы, в котором более 90 процентов меди. Трещины были заделаны вставками, отлитыми из специально выплавенной бронзы. Обследован и усилен опорный каркас. Исследования дали полную картину конструктивных особенностей памятника. Высота скульптуры - 5, 35 м, высота постамента - 5, 1 м, длина постамента - 8, 5 м.

 

(Памятники Санкт-Петербурга. Авторы-составители: В. Н. Тимофеев, Н. Н. Ефремова, Ю. М. Пирютко, при участии М. Н. Семеновой, А. А. Алексеева. Издательство - АРТ-БЮРО Санкт-Петербург. 2002 год.)

  • фото

    Фото - Петербуржец. 08.2012.

  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото
  • фото

    Фото - НатИгн, 2014.

17 комментариев
8838 просмотров
Добавил: Петербуржец, 11 Марта 2013, 23:10
Редактировано: 23 Ноября 2018, 19:08
Оцените:
(6 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house23572.html' target='_blank'>Памятник Петру I (Медный всадник) на Citywalls.ru</a>
Всего 17 комментариев
  • 23 Ноября 2018, 19:38

    Спасибо. Очень интересно. Понятно фонари менялись в связи с прогрессом. На более старых фото  возле ограды - отбойники, а на фото 1898 г.  огражден  цепями тротуар.

    Насколько я помню, сейчас "официального" доступа к подножию памятника нет. Был ли он когда-нибудь? В 1990-х было много фотографий молодежи "верхом" на камне. По газону шли?

    Решетка, огораживающая территорию вокруг памятника совершенно такая же, как раньше, только столбики не каменные, а чугунные. Поищу-ка я советские открытки...

  • 23 Ноября 2018, 20:20

    С открытками оказалось интересно.  То что у меня близко под рукой - самый ранний оказался набор "Ленинград" 1966 г. изд. "Советский художник". Качество отвратное, но для того времени привычно

    Разглядеть что там вокруг памятника не удалось даже на открытке, вроде кустики... а может нет.

    Еще одна, столь же гадкого качества 1976 Лениздат из набора "Площади Ленинграда"

    А вот это просто подарок - Издано к Олимпиаде-80 "Планета" Москва, 1979 г. Оцените транспорт на заднем плане.

    Такое же изображение "Планета" выпустила и в 1978 г., только худшей печати.  Это явно не конец 1970-х, скорее конец 1960-х. Вокруг памятника вроде кустики, только подстрижены совсем низко.

    Это та же "Планета" 1978 г. - здесь оградка хорошо видна

    И вот последняя, скорее всего 1980-е, может середина, или конец. В 1990-е я уже в открытки не играла. В период этой открытки появилось много календариков и других открыток с   "золотой" надписью на лицевой стороне. Возможно тоже набор, т.к. на обороте никаких выходных данных. Обратите внимание на столбики перед памятником  из области "по газонам не ходить" - скорее конец 1980-х, перестройка, раньше таких мер не требовалось :( И кустов вроде нет... Или они под снегом? Не видно

  • 24 Ноября 2018, 01:40

    Второй дополнительный вариант ограды. Около 1780 г. Автор И. Фок. 

    https://www.finna.fi/Record/musketti.M012:HK19491230:71

  • 24 Ноября 2018, 02:21

    Странно что-то с этим финским сайтом

    По первой ссылке текст:

    Martinelli Giuseppe Antonio, tekijä 1780–1789  (это слово tekijä - автор)

    Pietari I:sen patsaan valurauta-aitaa, Patsas paljastettiin v. 1782. Проект ограды памятника Петру I. Вариант. Около 1780 г. Автор И. Фок. По данным Андрея Ухналёва 2013 г.   Pietari I:sen patsaan aitaa. Ehdotus. Noin 1780. Tekijä I. Fok. Tiedot antanut arkkitehti Andrey Ukhnalev v.2013

    по второй ссылке

    Pietari I:sen patsaan valurauta-aitaa, Tekijä mahdollisesti Giuseppe Antonio Martinelli. Patsas paljastettiin v. 1782. Проект ограды памятника Петру I. Дополнительный вариант. Около 1780 г. Автор И. Фок. По данным Андрея Ухналёва 2013 г. Pietari I:sen patsaan aitaa. Ehdotus. Noin 1780. Tekijä I. Fok. Tiedot antanut arkkitehti Andrey Ukhnalev v.2013

    Так Мартинелли Джузеппе Антонио или И. Фок?

    Описание Детали:
    1780 - 1789, 1780-е годы
    чернила (материал)
    Мартинелли Джузеппе Антонио, автор

    Может здесь авторство под вопросом? Но текста нигде  не нашла.

  • 24 Ноября 2018, 02:37
    Ответ на "Странно что-то с этим финским сайтом По первой ссы" от Наталия

     По данным Андрея Ухналёва,  автор И. Фок, но возможно и авторство Д. А.Мартинелли

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27178
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 92
Всего сегодня: 3420