Публикация

Церковь Казанской Божьей Матери -
Подворье Пекинской православной миссии

Здание на карте
фото
Архитекторы: Аплаксин А. П.
Год постройки: 1911-1913
Стиль: Неорусский

Церковь Казанской Божьей Матери -                                          Утраченный памятник

Подворье Пекинской православной  миссии

                                                             В формах новгородского зодчества - русский (неорусский) стиль

1911-1913 - арх. Аплаксин Андрей Петрович   ([99]. С. 24.)

 

Высокая церковь в русском стиле возведена арх. А. П. Аплаксиным  в 1991-1913 гг.

Строительство было посвящено 100-летнему юбилею войны 1812 г.

 

Церковь принадлежала Пекинской духовной миссии.

При подворье работала школа для китайский детей и магазин китайской книги.

 

Снесено в 1930-х гг. (Каталог выставки - Утраченные памятники архитектуры Петербурга)

В 1938 г. храм был закрыт и несколько позже здание, в котором находилась церковь, было перестроено под клуб и общежитие промкомбината. Затем снесёно. Сохранились лишь незначительные фрагменты. Ныне на месте храма - котельная.

 

Памятник неорусского стиля снесен между 1967 и 1971, и сегодня его участок частично занят котельной и поликлиникой (encspb.ru).

 

По свидетельству старожилов, во время войны в здание церкви попала бомба, которой оно было частично повреждено. Между 1967 и 1971 гг. здание пытались несколько раз взорвать, но это не удавалось видимо по причине массивности и крепких стен. Последняя попытка очевидно удалась. На фундаменте церкви стоит поликлиника - Воронежская 104.

(добавил - Andrzej)

13 комментариев
3955 просмотров
Добавил: Mary, 4 Ноября 2008, 17:17
Редактировано: 8 Августа 2013, 00:22
Оцените:
(15 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house2353.html' target='_blank'>Церковь Казанской Божьей Матери - Подворье Пекинской православной миссии на Citywalls.ru</a>
Всего 13 комментариев
  • 17 Января 2013, 19:25

    Пекинская духовная миссия – старейшее зарубежное миссионерское учреждение Российской Православной Церкви – возникла в 1712 при Петре I. В 1792 она приобрела собственный статус и до 1863 входила в состав русского посольства в Китае. Первым начальником миссии был свт. Иннокентий Иркутский, а с 1896 ее возглавил энергичный епископ Переяславский Иннокентий, развернувший среди китайцев активную миссионерскую деятельность (при нем богослужения стали совершаться по-китайски) и основавший в Москве и столице подворья центра миссии – пекинского Успенского монастыря.
    В 1902 вдова ремесленника Ирина Степановна Беляева подарила миссии землю близ Лиговки. Здесь уже в октябре была освящена часовня, а 22 декабря епископом Ямбургским Сергием – небольшой деревянный храм с подворьем, выстроенный по проекту гражд. инж. Р. А. Берзена. Он считался временным.
    Сразу же была задумана и каменная двухэтажная церковь, но только в 1906 техники-строители Б. М. Кишкин и В. С. Шорохов предложили ее проект, который через пять лет епархиальный зодчий А. П. Аплаксин основательно переделал в „новгородском“ стиле. Проект показался „более интересным, чем прежний“. Для строительства был в 1910 образован комитет во главе с гофмейстером Б. В. Штюрмером, и осенью начались строительные работы. Из сметы в 100 тыс. руб. (истрачено было вдвое больше) в кассе вначале имелось всего 5 тысяч.
    Высокую церковь с куполом-шлемом заложил 8 мая 1911 епископ Вологодский Никон. Так как работы – в основном на средства местных купцов – шли уже целый год, то 6 октября 1911 архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий, покровитель подворья, смог освятить в здании нижний Михайловский придел, вмещавший 600 человек. К зиме следующего года удалось завершить все каменные работы и начать сооружение куполов. При достройке применялись бетон и железобетон.
    Поскольку церковь строилась „в память избавления России от нашествия галлов“, освящение главного Рождественского верхнего придела храма на 1500 человек предполагалось произвести в столетний юбилей этого события, осенью 1912, но епископ Иннокентий сделал это только 15 августа 1913. 1 декабря того же года настал черед правого Казанского придела, по которому в те годы именовали весь храм. Это произошло незадолго до Рождества, когда по обычаю особым молебном отмечалось изгнание Наполеона из страны. На Лиговке предполагалось возвести часовню, но сделать это не успели из-за революции.
    Фасады храма были скупо украшены трехлопастными арками и завершены щипцами. Над притвором возвышалась звонница. Керамикой был украшен перспективный портал. Несмотря на многие положительные отзывы, совет Академии художеств отметил в здании „утрировку деталей“.
    При подворье, которым в 1913–1925 управлял иеромонах Леонид (Антощенко), будущий новомученик, был устроен приют для китайских детей, обучавшихся в столице, зал для чтений „с туманными картинами“, справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, школа певчих, церковно-приходская школа, книжный склад с китайскими книгами и библиотека. Кроме того, у миссии с 1914 имелась временная деревянная Преображенская церковь в пос. Отрадное Шлиссельбургского уезда.
    6 января в церкви торжественно отмечался день памяти свт. Иннокентия Иркутского, основателя миссии. В 1923 храм, который хотели закрыть, стал приходским. При нем действовало братство Царицы Небесной, объединявшее 3000 человек. Церковь была закрыта 25 марта 1938 и отдана под общежитие и клуб; имущество вывезено в Госфонд.
    Памятник неорусского стиля снесен между 1967 и 1971, и сегодня его участок частично занят котельной и поликлиникой.

    http://www.encspb.ru/object/2804677467?lc=ru

  • 18 Января 2013, 23:03

    1.Если смотреть генплан Л-да 1955 церковь находилась на участке Воронежская ул. д.106. 
    На Лиговском пр. этому соответствовал участок дома Лиговский пр. 233. - это была полоса земли от Воронежской до Лиговской ул.
    2. Если принять такую версию, то сведения в энциклопедии, что место снесенной церкви поделили котельная (д.108) и детская поликлиника (д.104) выглядят обоснованно. 

    3. Поэтому предлагаю сменить здесь номер дома на 106.  

  • 18 Января 2013, 23:18

  • 22 Марта 2013, 16:58

    Там, где сейчас находятся часть двора и котельная, вплоть до 1967 года находилось здание церкви Рождества Христова или попросту Воронежской церкви. Она была посвящена событиям 1812 года. А началась её история в 1902 году. В этом году бездетная вдова ремесленника И. С. Беляева подарила Пекинской православной миссии участок земли в Петербурге – неподалёку от того места, где Воронежская улица упирается в Расстанную.
    Здесь и возникло подворье миссии, на котором Синод разрешил постройку деревянной Казанской церкви. Наблюдать за строительством следовало гражданскому инженеру Р. А. Берзену, но некий чертёжник Степанов оказался расторопнее, и к концу сезона по его проекту возвели небольшую церковь шириной всего в 9 метров.
    При храме существовали зал для чтений « с туманными картинами», книжные лавка и склад, детская школа, приют для китайских детей, справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, а с 1903 года – ещё и общество трезвенников.
    Уже через два года на месте деревянного решили построить каменный храм. Однако по многим причинам дело затянулось. Лишь в августе 1910 года, не разбирая старую церковь, (чтобы не прерывать богослужения), начали земляные работы. 14 сентября были освящены рвы и положен первый камень в фундамент. Строили храм по проекту санкт-петербургского епархиального архитектора Андрея Петровича Аплаксина. Этот архитектор родился в 1879 году, в 1904 окончил Институт гражданских инженеров, а через два – Павловское военное училище. Им были построены церкви в Гдовском уезде, в Дибунах, в Сиверской. Кроме того, он принимал участие в реставрации Сампсониевского и Казанского соборов. Писал работы по истории русской архитектуры. После революции состоял на военной службе. Работал в Москве, занимался железнодорожным и военным строительством. Преподавал в Институте научной педагогики. До своей смерти в 1931 году был главным инженером Экспортлеса. В нашей микрорайоне им был построен еще один храм – Успенская церковь на Волковском кладбище, которая тоже не сохранилась. Но если посмотреть на фотографии, то можно увидеть что они очень похожи – двухэтажные, «в духе древне-новгородских храмов».
    Но вернемся к церкви на Воронежской улице. Возведением церкви руководил в ту пору особый комитет, в состав которого входили влиятельные лица – будущий председатель Совета министров Б. В. Штюрмер, будущий Патриарх Сергий, епископы Вениамин и Серафим (недавно прославленные в лике святых). 6 февраля 1911 года этот комитет принял решение посвятить церковь «столетней годовщине событий двенадцатого года». Синод дал на это своё соизволение, и строящийся храм стали именовать «созидаемым в память избавления России от нашествия галлов».
    Окончание строительства предполагалось к августу 1912 года. Чтобы успеть к юбилею, Синод разрешил сбор средств на строительство по всем епархиям. Однако внутренняя отделка была завершена лишь в 1914 году. Верхний храм освятили в честь Рождества Христова, придел его – во имя Казанской Божьей Матери; нижний храм был освящён во имя св. Архангела Михаила ( с приделом Всех Святых). Работа архитектора Аплаксина вызвала не только положительные отзывы, но и критику – к примеру, комиссия Академии художеств увидела в храме «утрировку деталей». Действительно, подчеркнутая геометричность и острота форм, стилизация древних прототипов были характерными особенностями творчества этого крупного зодчего. Высокая церковь доминировала над окружающей застройкой, резко выделяясь среди трущоб и деревянных домов.
    После революции церковь принадлежала к Патриаршему течению в Русской Православной церкви. В апреле 1923 года после осмотра подворья комиссией Володарского района было рекомендовано закрыть храм и передать здание жилищному отделу. Летом президиум Володарского райсовета постановил закрыть и всё подворье, но протест церковной «двадцатки» неожиданно был удовлетворен, и храм оставлен «во временное пользование», поскольку «в настоящий момент нет особой нужды в использовании помещения под общественные нужды».
    К июню 1923 года храм подворья Пекинской духовной миссии стал приходской церковью. Настоятелем его был тогда один из строителей храма о. Леонид, впоследстствии епископ Переславский и новомученик. Служили здесь епископ Петергофский (впоследствии митрополит) Николай, митрополит Ленинградский Алексий (впоследствии Патриарх Алексий I).
    Повторные попытки закрыть церковь – в 1929 и 1931 годах – не увенчалась успехом. Однако 17 марта 1938 года церковная «двадцатка» сама вынуждена была заявить об отсутствии священников и средств. Президиум Московского райсовета постановил закрыть церковь, что и произошло уже 25 марта. В храме разместились общежитие и клуб промкомбината, а затем театральный склад.
    3 февраля 1961 года Исполком Ленгорсовета предписал «дирекции театра им. Ленсовета освободить помещение бывшей Воронежской церкви от складирования декораций в связи с получением в аренду… нового склада декораций (б. Измайловский собор)». Через месяц он же распорядился передать «бывшую церковь, с капитально восстановительным ремонтом… издательству «Художник РСФСР» для расширения полиграфической базы.
    Однако вскоре после 1967 года храм был снесён. Теперь на его участке – часть двора и котельная......

    http://old.gov.spb.ru/gov/admin/terr/r_frunz/sprav_fr/rasstannaya

  • 7 Августа 2013, 22:38

    ([99]. С. 24.)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27090
Готовится: 170
Посетители
Гостей: 141
Всего сегодня: 3409