Публикация

Корпус Этнографического отдела Русского музея - Российский этнографический музей

Здание на карте
фото
Архитекторы: Свиньин В. Ф.
Год постройки: 1900-1911
Стиль: Неоклассицизм

Фото 08.03.2013 г.

1902-1918 - Этнографический отдел Русского музея Императора Александра III
1918-1934 - Этнографический отдел Государственного Русского музея
1934-1948 - Государственный музей этнографии

1948-1992 - Государственный музей этнографии народов СССР 
1992-по настоящее время - Российский Этнографический музей

Инженерная ул., 4 лит Е - Садовая ул., 1 лит Е

Пам. арх. (федеральн.)

1900-1911 - арх. Свиньин Василий Федорович

 

 

Понимание необходимости изучения культуры и быта народов многонациональной Российской империи возникло в среде русской интеллигенции уже в середине XIX столетия одновременно с созданием Императорского Русского географического общества (ИРГО) в Санкт-Петербурге.
В недрах ИРГО созрела идея создания большого этнографического музея народов России. Первым серьезным шагом в ее реализации стала Всероссийская этнографическая выставка 1867 г. в Москве, которая была, организована усилиями Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и имела широкий общественный и научный резонанс. После ее закрытия этнографические коллекции стали составной частью Московского публичного (Румянцевского и Дашковского) музея, а с 1948 г. они хранятся в ГМЭ народов СССР.

 

Этнографический отдел Русского музея был учрежден императором Николаем II во исполнение воли и в память его отца императора Александра III Именным высочайшим указом № 62 от 13 апреля 1895 года.

«Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
Положения общие:
1. Музей основан в память незабвенного покровителя русского искусства, императора Александра III, имея целью соеденить все, относящееся к его личности и истории его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России.
2. По сему музей делится на три отдела:
      I. Посвященный специально памяти Императора Александра III.
      II. Художественный.
      III. Этнографический и художественно-промышленный.
3. Каждый отдел имеет самостоятельное значение и может делиться, в случае необходимости, на подотделы, за исключением первого, имеющего остаться навсегда одним и цельным памятником императора Александра III.

 

В 1897 г. состоялся конкурс на проектирование здания для двух отделов Русского музея - Этнографического и Памятного, в котором победил арх. В. Ф. Свиньин, ранее бывший автором программы реставрации и реконструкции Михайловского дворца для размещения в нем "Русского музея имп. Александра III". Новое здание Этнографического 

отдела стало первым в России сооружением, специально возведенным для музейной экспозиции.

(Здание не является "перестроенным восточным флигелем", как написано в публикации о РМ , а самостоятельное строение, построенное на месте старого служебного флигеля).

Строительство было начато в 1903 г. и закончилось лишь в 1911 г., отделка внутренних помещений и установка музейного оборудования продолжались до 1916 г.

 

Грандиозный проект архитектора был осуществлен не полностью: помещения фондохранилищ, лаборатории, кабинеты и зал для показа коллекций Памятного отдела так и не были построены.

  • фото

    Фрагмент плана 1883 г.
    до постройки здания музея.
    Виден восточный флигель
    Михайловского дворца

  • фото

    Василий Федорович Свиньин
    (1865-1939 гг.)

  • фото

    Проект средней части фасада.
    (Этнографический отдел)
    «Зодчий», 1909, Вып. 23, Л. 26

  • фото

    Проект фасада этнографического отдела
    (по Инженерной ул.)
    «Зодчий», 1909, Вып. 23, Л. 27

  • фото

    План 1 этажа.
    «Зодчий», 1909, Вып. 23, Л. 27

  • фото

    Разрезы.
    «Зодчий», 1909, Вып. 23, Л. 28

  • фото

    Закладка здания
    Этнографического отдела
    при музее Александра III

  • фото

    1910-е гг.

  • фото

    Этнографический отдел
    Русского музея
    Императора Александра III

  • фото

    Государственный музей
    этнографии

  • фото

    ГМЭ народов СССР

  • фото

    1910-е гг.

  • фото

    1955 г.

  • фото

    Из книги "Достопримечательности
    Ленинграда", 1961 г.

  • фото

    1970-е гг.

  • фото

    Мраморный зал. 1915 г.

  • фото

    Памятник императору
    Александру III.

  • фото

    Фото - Альбом "Санкт-Петербург
    с птичьего полета" -
    СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.69

    (добавил nikspb)

Постройка этнографического отдела при музее Императора Александра III в С.-Петербурге. Рядом с музеем Императора Александра ІІI возводится, как известно, грандиозное здание для помещения в нем этнографического отдела музея. По предварительной смете на сооружение этого здания ассигновано 1,500,000 р. Новое здание этнографического отдела музея предположено закончить постройкою к весне 1905 года. («Спб. Ведом.»).

(«Зодчий», 1903, Вып. 26, С. 331)

 

Новый этнографический музей. В настоящее время заканчивается кладка фундамента нового здания при русском музее Императора Александра III. Здание это специально предназначается для помещения в нем нового этнографического отдела русского музея. Во внутренней части здания будет установлен бронзовый фриз, изображающий все народности, как европейской, так и азиатской России. Ранее предполагалось поместить этот отдел музея в существовавшем внутри русского музея Императора Александра III здании, но в настоящее время здание это совершенно снесено и приступлено к постройке нового. Снаружи этнографический музей будет облицован мрамором олонецких каменоломен. Стоимость нового здания по смете исчисляется в два миллиона рублей. Постройку и оборудование музея предполагается окончить в течение трёх лет. (Бирж. Вед.).

(«Зодчий», 1903, Вып. 31, С. 372)

 

Русский музей Императора Александра III.

 

Постройку двух новых отделов: этнографического и посвященного памяти Императора Александра III следует рассматривать, как дальнейшее развитие Русского музея, начало которому было положено еще в 1895—98 гг. устройством художественного отдела его в главном корпусе бывш. Михайловского дворца. Вследствие крайней серьезности назначения ее — быть, с одной стороны, хранилищем коллекций, иллюстрирующих быт народов, населяющих Россию, и зарубежных славянских племен, со включением народностей и сопредельных с Россиею стран, с другой — служить памятником тому, в честь кого основан самый музей, при проектировании этой новой постройки имелись в виду следующие главные положения. Прежде всего, наружным видом своим она должна гармонировать с главным корпусом музея, являясь скорее как бы продолжением его, а отнюдь не самостоятельным зданием, с совершенно другими архитектурными формами. А потому, согласно уже самому заданию, получались разные высоты стен, вследствие чего, во избежание возможной осадки их, на всей застраиваемой площади прежде всего было сделано исследование почвы. Последнее показало необходимость забивки свай в шпунтовом ограждении, как под стены (считая и колоннаду) центрального зала, так равно и под устои, на которые опираются подпружные арки, принимающие часть груза парусного свода над аванзалом. Сваи эти нижними концами своими достигают шестисаженной глубины, считая от уровня мостовой. Поверх свай до пола подвала уложен сплошной бетон, на котором и начинается уже кирпичная кладка. Под остальными, довольно невысокими, стенами свайной забойки не сделано. Благодаря только что указанной предосторожности, ни одна из стен новой постройки до сих пор не дала никакой осадки, а, следовательно, и щелей в местах соединения высоких стен с низкими. Задавшись целью сделать соответствующее помещение для всероссийского этнографического музея, автор проекта должен был помнить, что в музее этом необходимо дать приличное место и отделу, посвященному памяти в Бозе почившего монарха, само собою разумеется, с применением для него и более монументальных материалов. С этою последнею целью им были предприняты большие порохострельные работы по добыче мраморов в олонецкой губернии, близ дер. Тивдия, в местечке, называемом Белая гора. Работы эти тянулись несколько лет и потребовали больших хлопот, в особенности по доставке мрамора в Петербург. Пришлось между несколькими озерами устраивать дороги, с прокладкою на них рельсовых путей (до 5 1/2 верст), и делать пристани, барки и т. п. перегрузочные приспособления, вплоть до перетаскивания по сухому пути небольшого парохода на озеро Сандал, имеющее в длину до 45 верст.

 

По доставке до 200 тыс. пуд. этого мрамора в Петербург к месту постройки, было решено для более успешной обработки его в колонны, пилястры, карнизы, стены и пр. устроить завод. Не говоря уже о большей точности работы при машинной обработке мрамора, предприятие это, несмотря на затраты по устройству завода, надо считать, дало и некоторую экономию в смысле значительного удешевления работ и их ускорения.

(В. Свиньин, «Зодчий», 1909, Вып. 41, С. 404)

 

Строящийся при русском музее Императора Александра III новый этнографический музей к началу 1911 г. будет вполне закончен по наружным работам, и останется лишь сооружение аллегорической группы над портиком здания по фасаду, со стороны Михайловской площади, воспроизводимой по рисункам строителя музея, архитектора В. Ф. Свиньина. Внутренняя же отделка в настоящее время также близится к концу, так как только что закончена укладка ступеней из цветного олонецкого мрамора, и ведутся сложные работы по установке громадных плит из того же мрамора в «Памятном зале». Тем не менее, предстоит ещё масса детальных работ в этом грандиозном сооружении, которые будут вполне закончены не ранее трех лет.

(«Зодчий», 1910, Вып. 52, С. 535)

 

Доклад В. Ф. Свиньина на  IV съезде Русских Зодчих

О постройке Этнографического отдела музея Императора Александра III

 

В виду предстоявшего осмотра членами съезда этой постройки в натуре, докладчик ограничился описанием работ по добыче мрамора, который пошел на внутреннюю отделку здания. Залежи этого мрамора находятся около местечка Белогорья, Олонецкой губернии, в 100-120 верстахъ от Петрозаводска; содержащий их горный кряж идет в направлении с NW к SO, со слабым падением, около 15°, на O и NO, и состоит из сплошного мрамора-доломита. Для ломки был избран массив до 20 саж. высоты, залегающий на глубине до 12 саж.; по примерному подсчету, вес его должен был доходить до миллиона пудов. Работы велись около 2-х лет, так как этот мрамор трудно поддается обработке. Работали почти без перерыва, делая примерно, через промежутки в 6 часов, по 50—60 взрывов. При этом большое значение имеет точный подсчет времени для производства взрывов в отдельных точках массива, а также тщательная проверка проводов электрического тока, так как какой-нибудь из запалов, взорвавшись не вовремя, может иногда привести к результатам, совершенно не отвечающим ожиданиям производителя работ; наоборот, удачным выбором моментов взрыва можно достичь того, что отрываемая часть массива упадет в желаемом направлении и разобьется на куски требуемых размеров. Взрывы производились, по словам докладчика, порохом, так как динамит в данном случае оказывается непригодным, разрушая мрамор на куски более мелкие, чем то требуется.

 

Таким образом, было добыто и перевезено в Петербург до 200.000 пудов мрамора. Перевозка его оказалась весьма затруднительной, вследствие нескольких перегрузок: прежде, чем дойти до Онежского озера, приходилось везти мрамор на протяжении 45 верст по озеру Сандал, затем сделать 2 версты по железнодорожной ветке до Кандабужской губы, и только после этого окончательно грузить на баржи; между тем иные куски достигали 300 пудов. При таких условиях стоимость белогорского мрамора составила 98 коп. за пуд.

 

Этот мрамор докладчик считает весьма ценным материалом. Единственный существенный его недостаток заключается лишь в содержании кварца, уменьшающего вязкость материала и затрудняющего его обработку, для производства которой при музее был устроен специальный завод. Но, с другой стороны, он обладает мелкозернистым строением и отличается громадным сопротивлением раздавливанию (846 пуд. на кв. дюйм), превосходящим сопротивление большей части каменных пород. Такие качества белогорского мрамора обеспечивают ему, по мнению докладчика, безусловно, громадную будущность.

 

С этой характеристикой белогорского мрамора не соглашался г. Кащенко, указывавший, что содержащийся в нем серный колчедан дает неправильные слои, делающие чрезвычайно трудными его пилку и шлифовку; в то же время этот мрамор, который можно подвести под классификацию доломитов, оказывается чрезвычайно хрупким. Последнего обстоятельства, впрочем, не отрицал и докладчик, высказавший, что этот мрамор, не отличаясь большой сопротивляемостью атмосферическим влияниям, пригоден исключительно для внутренних отделок.

(«Зодчий», 1911, Вып. 7, С. 74—75)

  • фото

    Фото - Румянцев, 2006.

  • фото

    Центральная часть.

  • фото

    Правое крыло.

  • фото

    Левое крыло.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - 08.03.2013.

  • фото

    Фото - М.А., 03.2018.

Внутри здание музея имеет четкую симметричную планировку с торжественными Мраморным залом и парадным Аванзалом в центре. На каждом из двух этажей левой и правой частей здания расположено по двенадцать залов, объединенных центральной галереей.

Самой «торжественной» частью музея является Мраморный зал, стены которого облицованы олонецким мрамором из Карелии и опоясаны многофигурным горельефом «Народы России».

Мраморный зал был задуман как памятный, в честь императора Александра III. Зал выстроен в традициях греко-римского перистиля (внутреннего двора, окруженного крытой коллонадой), с плафоном, набранным хрустальными плитами на которых изображены двуглавый орел и дубовые листья. 
Особенностью этого монументального сооружения, площадью 935 кв.м., является использование для отделки только отечественного розового мрамора с его высокими декоративными достоинствами. 
Мрамор добывался в карьерах бывшей Олонецкой губернии на севере России. 
28 колонн на галерее, каждая весом 24 т, сделаны из монолитных мраморных блоков; стены, пол, карнизы и ступени выложены плитами из этого же камня, искусно подобранными по рисунку.

Cогласно проекту в центре зала предполагалось установить бронзовую статую Александра III (скульптор М.Я.Харламов), а c трех сторон под галереей разместить бронзовый горельеф с изображением сцен из жизни народов России. 
Осуществлению этих замыслов помешала начавшаяся первая мировая война и политические события 1917 года. Готовый памятник Александру III не был установлен; горельеф остался незаконченным и дошел до нас не в бронзе, а в гипсе, тонированном под бронзу. Мраморный зал остается одним из красивейших архитектурных сооружений Санкт-Петербурга и является центральным выставочным залом Российского Этнографического музея.

Горельефный фриз скульпторов В.С. Богатырева и М.Д. Харламова, выполненный в 1902 - 1907 гг., представляет своеобразную летопись народов России и изображает представителей различных этносов. Материал для фриза авторы специально собирали по всей стране, научным консультантом в работе был Д.А.Клеменц. 


По замыслу и исполнению архитектура и внутренняя отделка здания оптимально соответствовали его назначению - показу этнографических коллекций. Стены экспозиционных залов были окрашены в спокойные тона без росписей и лепных украшений.

Одновременно со строительством здания в Германии была заказана специальная герметичная мебель и построена дезинфекционная камера, которые служат музею до настоящего времени.

В 1923 году музей открылся для широкой публики. А через год произошло разрушительное наводнение, затопившее подвалы, в которых находилось около 100 тысяч экспонатов. Только к 1929 году вся экспозиционная площадь была освоена, и музей был снова открыт. 1934 год считается годом рождения музея как отдельного института ― именно тогда Этнографический отдел Русского музея стал самостоятельным Музеем этнографии. Во время войны музей подвергся бомбардировкам, в ходе которых погибли десятки тысяч этнографических предметов и негативов, в частности, уникальная коллекция среднеазиатских экспонатов. На фронтах и от голода в блокадном Ленинграде погибли 33 сотрудника - половина коллектива музея. После семилетнего перерыва музей открыл свои двери в 1948 году. Тогда же он получил огромные фонды упраздненного московского Музея народов СССР и стал называться Государственным музеем этнографии народов СССР.

  • фото

    С Садовой улицы.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Пристройка во всей
    красе.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - 08.03.2013.

Виртуальную экскурсию по музею можно совершить на Портале культурного наследия России Министерства культуры РФ.

 

 

Здание Корпус Этнографического отдела Русского музея (Этнографический музей)внесено в  перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге.

(Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

  • фото
  • фото

    Подвал. Лестница из
    гардероба в вестибюль.

  • фото

    Вид от главного
    входа в сторону
    Мраморного зала

  • фото

    "1954"
    в вестибюле

  • фото
  • фото

    В вестибюле

  • фото

    В вестибюле.
    Над дверью выхода.

  • фото

    Вид из Мраморного
    зала в вестибюль

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Вид из Мраморного
    зала в вестибюль

  • фото

    Вид из Мраморного
    зала в вестибюль

  • фото

    Здесь и далее -
    Мраморный зал

  • фото

    В боковой галерее

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Вид в вестибюль

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    В галерее
    Мраморного зала.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница на галерею
    Мраморного зала

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 04.04.2013.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - pavelpavel, 01.2012.

15 комментариев
10192 просмотра
Добавил: miraru1, 9 Марта 2013, 12:34
Редактировано: 22 Марта 2018, 00:17
Оцените:
(14 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house23377.html' target='_blank'>Корпус Этнографического отдела Русского музея - Российский этнографический музей на Citywalls.ru</a>
Всего 15 комментариев
  • 22 Марта 2015, 12:01

    1941-1945 гг.  :  Государственный Музей Этнографии.
                                    Разрушенный аванзал.
                        (Лит-ра: АКТ Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении немецко-фашисткими варварами мирных жителей .Ленинграда и ущербе,  нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам города за период войны и блокады. - Л., 1945. С.21)      

                     

  • 3 Ноября 2015, 13:34

    А разве на фото не Месмахер вместо Свиньина?

  • 3 Ноября 2015, 13:36
    Ответ на "А разве на фото не Месмахер вместо Свиньина?" от Timmi

     Нет. Месмахер выглядел иначе.

  • 30 Марта 2017, 21:42

    "В Михайловском саду хотят снести пристроенные к Этнографическому музею мастерские Михайловского театра. На их месте в тех же габаритах построят «экспозиционный центр» самого музея. <...>

    ...в 1930 году к музею пристроили значительно меньший по размеру производственно-складской корпус. Это четырехэтажное здание строгой, почти утилитарной, архитектуры. В последние годы оно использовалось под мастерские Михайловского театра. Постройка имеет адрес: Инженерная улица, 4/1, литера К."

    http://kanoner.com/2017/03/30/154531/

     Видимо, это здание изображено на снимке  miraru1 с подписью "Пристройка во всей красе".

  • 14 Августа 2018, 09:55

    * Экспонаты

     

    2014-05-24

     

    2016-12-16

     


    2014-04-29

     


    2014-07-18

     


    2014-06-04

     


    2013-06-20

     


    2013-12-27

     

    * Зрители

     

    2014-03-31

     


    2014-12-04

     

    Все фото: ru.foursquare.com

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 26967
Готовится: 170
Посетители
Гостей: 200
Всего сегодня: 3142