Публикация

Кордегардии у Московских триумфальных ворот

Здание на карте
фото
Архитекторы: Стасов В. П.
Год постройки: 1838
Стиль: Классицизм

Утраченные здания

Конечная остановка конки у Московских ворот. Нач. 1900-х гг. Фотограф К. Булла, hellopiter.ru

Кордегардии у Московских триумфальных ворот

Западная кордегардия - Заставный пожарный резерв

Восточная кордегардия - Школа десятников по строительному делу ИРТО 

 

Адрес на 1902 г.

Западная кордегардия - Забалканский пр., 85/282

Восточная кордегардия - Забалканский пр., 106/280

1838 г. - арх. Стасов Василий Петрович

 

См. Московские триумфальные ворота

В публикации о кордегардиях написано: "По бокам сооружения находились караульные будки...". Однако это не совсем так.

 

"Следовало уточнить расположение предполагаемых у границы города ворот, что было существенно, поскольку здесь проходила Лиговка и началась прокладка второго обводного канала. Стасов, как автор проекта, и инженер П. П. Базен, как председатель Комитета для строений и гидравлических работ, приняли решение возводить их сразу за Лиговским каналом. Десятого января 1834 года Стасов представил на выбор два варианта проекта с воротами шириной в 34 и 30 метров. За основу был принят больший вариант. Необходимые средства на постройку чугунных ворот, одного павильона кордегардии, ограды и на реконструкцию моста через Лиговский канал по смете определились в сумме чуть более 825 тысяч рублей на срок четыре года. Вопрос о второй симметричной кордегардии, в соответствии с проектным замыслом, был положительно решен несколько позже. Однако проект не получил окончательного утверждения до проверки его на месте в деревянном макете в натуральную величину, который имел «вид с передней стороны предполагаемых ворот из чугуна». Изучение макета заставило внести в проект поправки. В частности, была несколько увеличена ширина среднего пролета. Кроме того, Стасов счел необходимым в пропорциях облегчить все перекрытие, которое несут колонны.

Замысел Стасова прост и величествен. Шоссе у въезда в город преграждала мощная дорическая колоннада, художественной решеткой обьединенная в один ансамбль с симметричными павильонами и мостом через Лиговку. Архитектура выдержана в крупных массах, причем кордегардии слегка напоминали крепостные сооружения.

Проектируя ворота, Стасов исходил от античных образцов, в частности Пропилей в афинском Акрополе. Он это подтверждал сам, указывая, что его проект «состоит из подражания Афинским Пропилеям того же ордера, но без фронтонов с аттикою для надписей, заключающихся между трофеев. Среднее расстояние колонн будет для разъезда двух экипажей по 4 лошади, рядом впряжённых, два боковые — для обозов, а крайние к углам — для пешеходов. По сторонам площади с двумя кордегардиями, имеющими впадающие перистили, между углов образующих башенки по подражанию военной архитектуры. Вся площадь ограничена будет решетками при рвах»."

  Пилявский В. И. Русские триумфальные памятники.

Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР,

Ленинградское отд-е. - Л., 1960, С. 33-35

 

С завершением сборки ворот хлопоты зодчего не прекратились. Стасов приступил к возведению двух симметричных кордегардий из кирпича с последующей штукатуркой. Верхние этажи строений были сделаны жилыми, погребные предназначались для хозяйственных нужд. Каждая кордегардия представляла в плане прямоугольник (со сторонами 17,07x10,67 м) и четырьмя башнями, возвышавшимися по углам. Стены башен были рустованы, а их карнизы с большим выносом поддерживались кронштейнами. Рядом строились конюшни и другие службы. Здания кордегардий Стасов объединил с воротами решеткой, модель которой в натуральную величину изготовил тот же завод. Было «опробовано» несколько вариантов модели, по лучшей составили чертеж, утвердили его, произвели отливку и установили решётку на месте. Кроме того, в боковых пешеходных пролетах ворот зодчий установил по чугунной скамейке для отдыха пешеходов и ажурные столбы, каждый «о дву фонарях».

После завершения строительства кордегардий в их помещениях были обнаружены обвалы штукатурки, происшедшие от сырости. Штукатурку пришлось заменить, а в подвалах сбить совсем.

Фасады кордегардий выкрасили под цвет Зимнего дворца краской, составленной из негашеной серой тосненской извести с примесью «охры, мумии и олонецкой земли".

Открытие Московских ворот произошло 1б октября 1838 года при стечении многочисленной публики, членов и чиновников строительной комиссии, офицеров.

Дальнейшая судьба Московских триумфальных ворот сложилась неудачно. В 1920-х годах исчезли чугунные скамейки. В 1936 году в связи с реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе ворота с кордегардиями и решеткой разобрали и сложили на Лиговской улице.

Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. — Л.: Лениздат, 1990, С. 84—86

 

 

  • фото

    1883

  • фото

    1895

  • фото

    1904

  • фото

    1913

  • фото

    1913

  • фото

    1925

Московские триумфальные ворота и здания кордегардий на планах разных лет.

 

 

Первоначально кордегардии использовались по своему прямому назначению - служили для стражи Московской заставы. После упразднения заставы кордегардии остались в городском ведомстве.

 

Западная кордегардия - Заставный пожарный резерв

 

Ввиду разрастания города 1 июля 1886 г. у Московских триумфальных ворот в городском доме № 85 по Забалканскому проспекту (ныне Московский пр.) учрежден постоянный пожарный резерв - ЗАСТАВНЫЙ. 22 августа 1924 года была введена порядковая нумерация частей и заставной части был присвоен номер 14. В 1925 г. по проекту архитектора Бурышкина Д.П., здесь же у Московских триумфальных ворот было построено новое здание 14 пожарной части.

7 отряд ФПС

На приведенных планах он подписан то как "Заставн. часть", то как "Пож. рез.".

В ВПг на 1902 г. :

Отдельные постоянные пожарные резервы

Заставный (Забалканский, 85. Телефон 142). Сверхкомпл. брандмейст. н. ч. Рудницкий, Сигизм. Сигизм. 

Он же значится заведующим резервом и в Иллюстр. альбоме городской и домовой админстрации 1905 г. с уточнением

"неимеющий чина Сигизмунд Сигизмундович Рудницкий II-ой".

  • фото

    polki.mirpeterburga.ru

  • фото

    Возвращение гвардии в Петербург
    с русско-турецкой войны 1877-1878.
    retro-piter.livejournal.com

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Историческая панорама Санкт-Петербурга
    и его окрестностей.1912 г.

  • фото

    Петербург. Московские ворота.
    Неизвестный фотограф.
    Фото нач. 1920-х гг.

  • фото

    Фото Зиверта Союзфото 1936 г.
    С сайта аукциона.
    Добавил - Данелия .

  • фото

    В процессе сноса помехи
    дорожному движению
    крупным планом

  • фото

    Добавил - весовщик.

  • фото

    Вид с ворот на кордегардию
    с решеткой. 1926 г
    Добавил - весовщик.

  • фото

    Восточная кордегардия,
    подготовка к демонтажу,
    1936 г. С сайта pastvu.com
    Добавил - Kater.

Восточная кордегардия - Школа десятников по строительному делу ИРТО 

 

В школе десятников. 14-10 ноября, в день 28-й годовщины основания школы десятников по строительному делу Императорского русского технического общества, состоялось освящение новой пристройки к зданию школы. Пристройка возведена в три этажа, наравне, с высотой прежнего заставного дома у Московской заставы, где ныне помещается школа десятников. В первом (полуподвальном) этаже устроены две модельные мастерские для деревянных и гипсовых моделей. Во втором этаже пристройки расположен класс для младшего отделения школы, а верхний, третий этаж исключительно отведен для чертёжного зала, рассчитанного на 80 человек. Постройка производилась в течение 2-х лет и сооружена главным образом на пожертвованные средства и пожертвования работой или материалом, под наблюдением и руководством граж. инж. А. Н. Носалевича.

В 2 часа дня, в присутствии приглашённых лиц, депутатов от различных учреждений административного и преподавательского состава школы, а также учащихся, законоучителем свящ. А. В. Смирновым было совершено молебствие и новоотстроенное помещение было окроплено святой водой.

По окончании молебствия, почетный попечитель школы И. С. Китнер обратился к присутствующим с речью, в которой изложил историю возникновения школы и ее жизни в течение 28 лет, за каковой период она дала России 663 опытных десятника, и пожелал еще более широкого развития ее деятельности на пользу русской строительной техники.

Затем гражд. инж. А. И. Носалевич, преподаватель школы, изложил краткий очерк жизни школы в теперешнем помещении. В настоящем учебном году в школу было подано 257 прошений, а приёмные экзамены выдержало 130 человек, из которых в первый класс было принято 73 человека; во 2-й класс перешло 45 человек и в минувшем учебном году школу окончило 55 лиц.

Торжество закончилось осмотром работ учеников по черчению и рисованию, а также изготовленных выпускными учениками моделей по разным отраслям строительного искусства.

«Зодчий», 1902 г., Вып. 48, С. 552

 

С. -ПЕТЕРБУРГСКАЯ

ШКОЛА ДЕСЯТНИКОВЪ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ ДЕЛУ

Императорского Русского Технического Общества

за 1901 -1902 учебный год.

В истекшем учебном году число обучавшихся в школе рабочих намного превышало таковое же за любой из прежних лет. В старшем классе было 65 человек, в младшем 51. Итого в школе единовременно обучалось 116 человек.

Большое число учащихся объясняется с одной стороны небывалым стремлением рабочего люда к серьезной и полезной работе, а с другой — отсутствием других школ того же типа.

К 15 октября 1901 года было подано 242 прощения, из которых только 32 пришлось возвратить подателям, не представившим достаточного числа удостоверений в строительной практике. Вся же остальная масса в 210 человек подверглась испытанию в три смены. Из успешно выдержавших экзамен (около 150 чел.) пришлось выбрать 51 ч. При выборе руководствовались опросами по специальности каждого рабочего. Таким образом, в этом году, для ограждения школы от поступления лиц посторонних строительному делу, был фактически введен экзамен по специальному предмету.

Как на весьма характерное обстоятельство этого года надо указать на следующее: вместо обычной в других школах убыли учеников к концу года, при переходе из класса в класс, в школе десятников число учеников при переходе из первого класса во второй возросло на 3 (вместо 62—65). Эти три ученика несколько лет тому назад принуждены были оставить школу после первого года учения по независевшим от них самих обстоятельствам. И вот, через 3—4 года, они снова (двое — отбыв воинскую повинность) являются в школу, поступают во 2-ой класс и необыкновенно успешно кончают полный курс.

Вообще из школы десятников ученики выбывают лишь в крайнем случае. Так, в этом году из I класса вышли четверо вследствие болезни; из них двое заболели брюшным тифом.

Летом 1901 года трудами почетного попечителя школы И. С. Китнера и преподавателя А. И. Носалевича была возведена вчерне трехэтажная пристройка. В этом деле приняли участие 47 лиц, кто деньгами, кто материалами. Эта бескорыстная помощь учреждению, существующему уже 28 лет, была как нельзя кстати, так как истекший год для постоянной комиссии по техническому образованию, в ведении которой находится школа, был особенно тяжелым в финансовом отношении.

Хотя пристройка к школе, как выше было сказано, еще не доведена до конца, но уже в отчетном году в первом ее этаже была открыта просторная мастерская для моделирования. Это обстоятельство отразилось на качестве работ учащихся: среди моделей этого года многие обращали внимание своим хорошим исполнением.

При школе десятников в этом году возникла и техническая библиотека, средства на которую дало общество десятников «Взаимная помощь». В настоящее время этим обществом отпущено на библиотеку 873 рубля, из коих на 450 рублей уже приобретено много журналов и книг.

Тоже общество и в этом году продолжало свою благородную задачу: помощь находящимся в школе ученикам. За эту зиму общество выдало 6 стипендий, по 35 руб каждая.

Из окончивших в мае 1901 г. 45 лиц— 27 человек сразу поступили на места. Остальные 18 нашли себе занятия в течение лета 1901 года.

За истекший год были нижеследующие запросы на десятников: 1) на дорожные сооружения—в Бежецкую, Краснохолмскую, Ямбургскую и Новоржевскую уездные земские управы; 2) на гражданские сооружения (дома предварительного заключения)— в Яренскую и Петербургскую уездные земские управы; 3) 4 десятника в Порт-Артур (для военных инженеров); 4) в Симбирск—на постройку ремесленного училища; 5) в Калугу—на постройку скотобоен; 6) в Невельский уезд—на постройку церкви и во многие другие места к частным лицам.

Из окончивших курс в школе в нынешнем году пока еще не пристроились к местам 8 десятников.

Инспектор школы Вл. Косяков.

Помощник инспектора А. Якобсон.

12 июня 1902 года.

"Зодчий", 1902 г., Вып. 26, С. 301

 

  • фото

    Группа взрослых на занятиях в
    мастерской [школы десятников]. 1914 г.

  • фото

    Территория ответственноти
    Заставской части.
    Петроград и его пригороды.1915
    leb.nlr.ru

  • фото

    1932 г.

  • фото

    1936 г. Вид с Московских триумфальных
    ворот перед демонтажем.

  • фото

    Демонтаж Московских триумфальных
    ворот на Международном проспекте.1936

  • фото

    Проект восстановления Московских
    триумфальных ворот. Вариант 1952 г.
    polki.mirpeterburga.ru

В публикацию помещены рисунки и фотографии Московских ворот, т.к. отдельных изображений зданий кордегардий пока найти не удалось.

7 комментариев
3955 просмотров
Добавил: miraru1, 28 Февраля 2013, 14:40
Редактировано: 3 Ноября 2018, 23:43
Оцените:
(9 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house23335.html' target='_blank'>Кордегардии у Московских триумфальных ворот на Citywalls.ru</a>
Всего 7 комментариев
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27178
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 134
Всего сегодня: 4155