Публикация

Ограда Собственного сада Зимнего дворца - Ограда Сада 9-го января

Здание на карте
фото
Архитекторы: Мельцер Р. Ф.
Ильин Л. А.
Год постройки: 1896-1901, 1925-1926
Стиль: Необарокко

Фото 16.02.2013 .

Частично утрачено

Ограда Собственного (Разводного) сада Зимнего дворца

Ограда Сада памяти жертв расстрела 1905 года (Сада им. 9 января)

Пам. арх. (регион.)

 

1896-1901 - арх. Мельцер Роман (Роберт-Фридрих) Федорович - устройство ограды у Сада Зимнего дворца  

1925-1926 - арх. Ильин Лев Александрович - перенос ограды и установка вдоль пр. Стачек

 

 

Решетка сада у Императорского Зимнего Дворца

Так как ныне уже приступлено к установке на место  художественной кованной решетки для сада у Императорского Зимнего Дворца, то мы помещаем в таблицах «Зодчего» два рисунка этой решетки, исполненные по фотографиям, доставленным  нам Ф.- А. Энгельсоном — владельцем мастерской, в которой она изготовлена.

Изготовление решетки было поручено г. Энгельсону в 1898 г. архитектором Р. Ф. Мельцером по его чертежам; в виду этого г. Энгельсон бросил свою художественно-слесарную мастерскую в Риге и переселился сюда со своими инструментами и специальными рабочими, чтобы всецело посвятить себя изготовлению художественной решетки для сада при Императорском Зимнем Дворце. Здешняя мастерская, могущая вместить около 300 рабочих, была начата постройкою 1 Сентября 1898 года *); постройка окончена в 3 месяца, но потребовалось еще 2 месяца для внутреннего ее устройства, так что к работе приступили 1 Февраля 1899 г.

*) На Петербургской стороне, Пудожская ул. №4

Изготовлением решетки занималось в среднем 200 человек рабочих, и эта работа была исполнена в 15 месяцев, так что теперь остается только установить решетку на место. Всего потребовалось для этой работы 13.768 пудов мягкой стали и железа; каждое звено решетки, имеющее 12 аршин длины и 4 ¾  арш. высоты, весит 250 пудов.

Каждые из двух ворот весят около 930 пудов и имеют более 12 аршин высоты и 10 арш. ширины. Вес 36 ваз на каменных столбах между звеньями решетки составляет 8 пудов в штуке, а каждый из больших фонарей на воротных столбах, имеющий 5½ аршин высоты и могущий вместить, по 4 человека, весит около 48 пудов.

Вся решетка, до мельчайших деталей, выкована исключительно от руки, из лучшего шведского железа; при этой работе не употреблялось ни штампов, ни прессов, ни паровых молотов и т. п. Листья выкованы из мягкой листовой стали, толщиною в ¼ дюйма, а цветы - каждый из одной штуки мягкого железа; государственные гербы и вензеля вычеканены из мягкой стали в 2½ миллиметра.

На этой решетке, выдержанной в стиле Людовика ХV, работало в среднем только 12 человек иностранных художников кузнецов, все же остальное сделано русскими рабочими как здешними, так и из Балтийских губерний, работавшими под постоянным личным руководством Ф. А. Энгельсона.

Одни ворота, 4 звена решетки и 6 ваз отосланы в настояшее время на Всемирную выставку в Париж, и потому они могут быть установлены на место, вероятно, только весною будущего года.

("Зодчий", 1900 г., Вып. 7, С.96)

 

 

Все работы по сооружению художественной ограды вокруг Зимнего Дворца закончены, и это грандиозное сооружение стало освобождаться от окружающих деревянных заборов и вскоре предстанет пред жителями во всей красе и величии. Часть этой ограды (ворота с малыми закруглениями и два звена) были выставлены на Парижской выставке и обратили всеобщее внимание, как среди посетителей ее,— так и главным образом среди специалистов. Анри Горар посвятил этому сооружению обстоятельную статью в «La Revue de l'Art», в которой говорит, что ограда по своей композиции, благородству стиля и смелости рисунка, а также и в смысле художественного исполнения из железа и камня представляет собою монументальное сооружение, чуждое рутины и вносящее новый свет в область декоративно-строительного искусства. Жюри экспертов, детально осмотрев выставленную часть ограды, единогласно постановило наградить экспонирующий ее завод двумя высшими наградами. После Высочайшего утверждения проекта этой ограды художника-архитектора Р. Ф. Мельцера, с назначением его строителем ее, начались подготовительные работы. В мае 1898 года было приступлено к кладке фундамента. Исследование почвы показало необходимость класть фундамент из путиловской бутовой плиты на портландском цементном растворе, на глубине до 6½ аршин. Скульптурные модели отдельных деталей решетки исполнял скульптор В. И. Жилкин. Заведывание за техническим исполнением металлических частей решетки было возложено на А. Ф. Энгельсона. Начатые в январе 1898 года ворота и звенья были готовы к весне прошлого года. К этому времени были окончены почти все каменные работы. На бутовый фундамент был положен нижний цоколь из финляндского гранита. Над ним тянулись на высоту 4½ аршина стены из красного песчаника. Из того же материала были сооружены столбы, у ворот и между звеньями, и по два закругления. Всего песчаника было употреблено до двухсот тысяч пудов. Интересны столбы и колонны, высотою до 9 аршин, представляющие собою большую редкость, так как монолиты песчаника подобного размера встречаются весьма редко. Все каменные работы исполнялись скульптором К. О. Гвиди и были кончены к осени прошлого года. Вся решетка ограды равняется 158 саженям и состоит из 36 звеньев и двух ворот; вес каждого звена 250 пудов; ворота же весят 1,200 пудов. Вся ограда по своему рисунку соответствует общему стилю Зимнего Дворца. 

«Строитель», 1901, № 3, Стб. 129

 

  • фото

    "Зодчий", 1900, Вып.7, Л. 32

  • фото

    "Зодчий", 1900, Вып.7, Л. 32

  • фото

    Фрагмент Фарус-плана СПб.
    1912 г.

  • фото

    Вид на Дворцовую набережную
    и Зимний дворец. 1900-е годы.

  • фото
  • фото

    Вторая Государственная Дума.
    Въезд депутатов Думы в ворота
    сада у Зимнего дворца. 1907

  • фото

    Ограда Зимнего дворца
    со стороны Адмиралтейства. Фото 1909 г.

  • фото

    Ограда Зимнего дворца со сторны
    Невы. Фото нач.XX века.

  • фото

    Дворцовая пристань.
    Фотограф К.Булла.1912 г.

  • фото

    Зимний дворец со стороны
    Дворцовой площади. Около 1913 года.

  • фото

    1914 г.

  • фото
  • фото
  • фото

    1935-ё938 гг.
    Фото - vk.com.

  • фото

    Приложение к Топ-плану 2004
    Добавил- IVa

В конце 1890 гг. возле дворца со стороны Адмиралтейства был разбит небольшой сад и построена вокруг него особая решетка от Невы до площади.( Ранее здесь была "разводная площадка", где происходили парады.) Проекты решетки были составлены несколькими архитекторами - Гогеном, Крамским и Р. Мельцером; выбран был, по желанию имп. Александры Федоровны, проект Мельцера, который ухитрился представить ей модель решетки в натуральную величину; ему же Александра Федоровна поручила съездить в 1899 г. в Майнц и закупить там камень для установки
цоколя к решетке. Проект решетки Мельцера был на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и получил там высшую награду; решетка была поставлена в 1901 г.; она исполнена была из кованого железа, орлы и вензеля в центральных местах золоченые, работа обошлась свыше миллиона рублей. Решетка была снята в 1918/1919 гг., так как закрывала фасад дворца.

(Суслов А. Зимний дворец (1754-1927)., Л., 1928)

 

В 1901 г. вокруг сада была установлена на высоком цоколе из темно-розового песчаника выполненная по проекту Р.Ф.Мельцера решетка с позолоченными орлами и вензелями. Со стороны площади и Невы были ворота, украшенные императорскими коронами.

Цвет камня цоколя послужил поводом для изменения окраски фасадов Зимнего дворца - в красно-коричневой тон были покрашены и стены, и архитектурные детали. Здание лишилось многоцветности, свойственной архитектуре русского барокко. Ряд архитекторов подчеркивали, что это новое цветовое решение усиливает впечатление величия и благородства сооружения, придает ему бóльшую монументальность, подчеркивая его статус императорской резиденции.

(Зимний дворец в зеркале эпох)

 

В один из приёмных дней 1879 г. в Зимнем дворце произошёл взрыв, устроенный революционером Степаном Халтуриным. Понятно желание царской семьи оградить себя от лишних волнений. Проект сада - буфера между проезжей частью и дворцом, был представлен уже в царствование Александра Третьего. В 1896 г. началось его создание по проекту архитектора Н. И. Крамского. Уровень земли на площади более 13 000 квадратных метров был поднят на целый метр. Центр сада украсил фонтан. Посадкой деревьев и устройством цветочных клумб занимался садовый мастер Р. Ф. Катцер. 
В 1897 г. император Николай Второй одобрил проект садовой ограды, выполненный архитектором Р. Ф. Мельцером. Решетка с узором из стилизованных листьев аканта с императорскими вензелями и государственным гербом России была выкована в мастерской Ф. А. Эгельсона в 1899 г. В следующем году ворота, четыре звена решётки и шесть ваз для украшения столбов ограды были представлены на Всемирной выставке в Париже и удостоились Гран-при. В 1902 г. ограда была установлена на высокие пьедесталы из песчаника с гранитным основанием. 
Современники высоко оценили умелую стилизацию под растреллиевское барокко. Особое впечатление производили огромные ворота, увенчанные колоссальными фонарями. Массивная ограда, у которой постоянно дежурил часовой, и деревья сада прекрасно защищали дворец от шума и недружелюбных проявлений. 
...
Революционные события не пошли на пользу дворцовому саду. В 1918 г. цветники погибли, а ограда была почти полностью разрушена. В первую годовщину Октябрьской революции на фундаменте одного из её звеньев водрузили гипсовый бюст Радищева - первый памятник ленинского плана монументальной пропаганды. 
1 мая 1920 г. в бывшем саду Зимнего дворца произошел исторический «ленинский» субботник. Семь тысяч рабочих, студентов и курсантов разбирали руины ограды. Для вывоза мусора понадобилось сто вагонеток, которые передвигались по специально проложенной узкоколейке. Восемь звеньев решётки удалось спасти. В 1925-1926 гг. они, зияющие дырами в картушах, где раньше были помещены двуглавые орлы, были перенесены в новый сад на проспекте Стачек, созданный по проекту Р. Ф. Катцера - того же мастера, что благоустраивал сад Зимнего дворца в 1901 г.

(Елена Кононенко. Собственный сад. АП № 32)

  • фото

    На Первомайском субботнике.
    Уничтожение ограды сада у
    Зимнего дворца. 1 мая 1920 года

  • фото
  • фото

    Ограда простояла простояла у
    Зимнего 18 лет. После революции
    уникальную решетку снесли и свалили
    прямо на набережную Невы
    (около дворца), где она пролежала
    почти четыре года.

  • фото

    На Первомайском субботнике.
    Погрузка на баржу кусков
    постамента уничтоженной
    ограды сада у Зимнего дворца.
    1 мая 1920 года

  • фото

    Зимний дворец. Гипсовый
    памятник Александру Радищеву,
    установленный в 1918 году.

  • фото

    Зимний дворец. 1920-25 г.

  • фото

    Фотограф Джеймс Эббе (James Abbe)
    1932 г.

  • фото

    1931 г. Блог john5r

В 1920 г. празднование Первомая должно было изменить сам внешний вид бывшей царской резиденции, превратившейся в музей истории победившей революции, недавно открывшийся во Дворце искусств, как теперь называли Зимний. Музей революции был открыт 11 января 1920 г. Вход в него был с Салтыковского подъезда, выходившего в Собственный садик, обнесенный массивной оградой. Ее выстроили в 1901 г., чтобы отгородиться от  

шума проходившей по Адмиралтейскому проезду конки. Каменный цоколь высотой почти в два человеческих роста, на 

нем прекрасной работы решетка. Каждый ее фрагмент украшал золоченый двуглавый орел или изящный вензель под императорской короной – переплетенные буквы «Н» и «А», – Николай и Александра.
Фрагменты решетки разделялись небольшими колоннами. Высокие ажурные ворота – со стороны площади и со стороны набережной, в царское время обычно закрытые, теперь стояли распахнутыми настежь.

Решетку у Зимнего начали снимать в начале 1920 г., а орлов и царские вензеля выломали еще раньше, сразу после революции, тогда же сбили и украшавшие ограду короны. Так что весной 1920 г. всей решетки на цоколе уже не было – некоторые ее части лежали неподалеку от дворца, на набережной 9 января (Дворцовой).

Ограда была разрушена почти полностью заранее, и, по сценарию, после праздника от нее ничего не должно было остаться. Задача была не из легких, если учесть ее размеры и высоту каменного цоколя. Чтобы осуществить задуманное, к субботнику изрядно подготовились. Накануне по Адмиралтейскому проезду проложили узкоколейку,
шедшую вдоль ограды к набережной, и подогнали 100 вагонеток. Туда же с раннего утра 1 мая прибыли 150
ломовых подвод и 10 грузовиков, на набережной установили огромный подъемный кран, а на Неве уже наготове стояли баржи, чтобы вывозить кирпич и битый камень.

Под звуки Интернационала праздничные колонны во главе с губкомпартом, губпрофсоветом, реввоенсоветом 7-й армии и ревбалтфлота двинулись по городу, приветствуя «трудовую дружину», которая продолжала грузить вагонетки и растаскивать то, что осталось от ограды. В то время как тысячи человек орудовали ломами и лопатами, толкали вагонетки с кирпичом и грузили его на баржи, а громадный паровой кран стаскивал неподъемные цокольные камни на
набережную, многотысячная демонстрация под звуки нескольких оркестров двинулась от площади Урицкого к площади Жертв революции.

А на следующий день люди, пришедшие на набережную 9 января и на площадь Урицкого, увидели, что дворцовая ограда исчезла. «На месте решетки, где была безобразная груда камней, осталось чистое и ровное место. … Матросы,
рабочие и ломовики на пл. Урицкого, совершили чудеса производительности труда… Всего было перетащено
127 000 пудов тяжестей. Мелкие камни предположено употребить в качестве щебня на постройку шоссе, цокольные же камни и самою решетку решено отвезти на Волково кладбище, где огородить место, называемое литераторскими
мостками», – писал корреспондент «Правды» 4 мая 1920 г.

Сколько энергии и сил нужно было затратить, чтобы за полдня уничтожить одну из самых красивых оград в городе!
Меж тем и камни ограды, и части решетки еще долго продолжали лежать на набережной, на Литераторские мостки их так и не перевезли. Праздничный энтузиазм закончился, появились более насущные и неотложные дела.
Только в 1924 г. по просьбе рабочих Краснопутиловского завода дворцовую решетку установили на проспекте Стачек, у Сада 9 января, но на низком постаменте и без золоченых деталей выглядела она совсем по-другому.

По статье А. В. Конивец Первое мая 1920 года.Как снесли решетку у Зимнего дворца//История Петербурга, 2009, № 1(47), С. 22-24

 

Сад перед Зимним дворцом (на запад, к Адмиралтейству) был разбит при Николае II и окружен решеткой по рисунку архитектора Мельцера. Теперь эта решетка служит оградой Сада девятого Января па улице Стачек. К пятнадцатилетию Октября остатки решетки были убраны, и площадь перепланировала. Перед возобновленным (1932 г.) фонтаном заложен Обществом политкаторжан памятник А. Желябову..... 

 

Сразу за переулком, по улице Стачек, кованая решетка, взятая из разобранной ограды сада б. Зимнего дворца, окру­жает громадный (около 5 гектаров) Сад 9 Января, с фигурными прудами и художественно распланированными зелеными на­саждениями, с различными киосками, читальней и пр. Сад широко используется «Красным путиловцем» и другими заводами и общественными организациями для массовых гуляний и проведения различных кампаний. Сад 9 Января - харак­терное явление нового быта. 

Устроен он был летом 1925 г., при участии крупных специалистов садовой архитектуры, и является первым шагом на пути нового строи­тельства. В 1901-1905 гг. на месте одного из его участков были чай­ная «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Тут происходили гапоновские собрания. 8 января 1905 г. вечером Гапон выступал здесь последний раз, а утром следующего дня отсюда началось историческое шествие рабочих к Зимнему дворцу.

(Ленинград. Путеводитель. Т. 2., М.-Л., ОГИЗ Социально-экономическое издательство, 1933)

  • фото

    Фото Л. Г. Андреевского. 1937 г. Открытка.

  • фото

    У сада имени 9-го января. 1941г.

  • фото

    Фрагмент карты
    Ленинграда 1933 г.

  • фото

    Фрагмент генплана
    развития Ленинграда,
    1955

  • фото

    Из книги Н.В. Баранова "Архитектура и
    строительство Ленинграда", Л., 1948.

  • фото

    Из книги Н.В. Баранова "Архитектура и
    строительство Ленинграда", Л., 1948.

В 1924 г. арх. Л. А. Ильин предложил разработать новый проект, в котором он представил будущий центр района в виде двух площадей - Нарвской и будущей Кировской, соединенных отрезком ул. Стачек. Проектом предусматривалось озеленение улицы Стачек южнее Нарвских ворот. Следствием проекта Ильина стала разработка в том же году проекта разбивки «сквера на ул. Стачек (б. Петергофское шоссе)». Автором проекта сквера, позже названного садом, стал известный еще до революции ученый-садовод Рудольф Францевич Катцер. Одновременно арх. Л. А. Ильин выполнил проект установки решетки, перенесенной от стен Зимнего дворца, у сквера на улице Стачек. Оба проекта хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга. ...

Ажурная решетка сложного рисунка состояла из вьющихся стилизованных пальмовых листьев, образующих в центре каждого звена сквозные овалы, в которые были вкомпонованы эмблемы императорской власти – увенчанные коронами двуглавые орлы, гербы и императорские монограммы. После снятия ограды звенья ее были водным путем на баржах отправлены по Неве, Фонтанке и Екатерингофке за Нарвскую заставу к Саду 9 Января.

...

Тем не менее сад постепенно приходил в упадок. В особенности это касалось некогда знаменитой ограды, ни разу не ремонтируемой и не реставрируемой. Все ее детали проржавели и были поломаны. Зияющие овалы в центре каждого из звеньев, некогда заполненные атрибутами царской власти, неестественными пустотами были обращены к прохожим и гуляющим в саду. В таком состоянии Сад 9 Января вступил в новую эпоху конца 1980-х и 1990-х гг., когда наконец было обращено внимание на сад с вековой историей; он был капитально отремонтирован.
На стыке двух веков началась реставрация ограды с воссозданием недостающих деталей и восстановлением ее в облике, близком первоначальному.

(по статье Веснина Н. Н. Сад в память жертв расстрела 1905 года//История Петербурга, 2007, № 1 (35), С. 54-59.)

 

К концу XX века решетка обветшала настолько, что специалисты заговорили о возможной утрате этого произведения «необарокко эпохи модерна». В то же время высказывались и вполне справедливые предложения восстановить ограду и вернуть ее Зимнему дворцу. Начавшаяся лет десять назад реставрация показала нежелание местных властей возвращать решетку Романа Мельцера из «ссылки». К тому же это был такой вялотекущий процесс, что многие стали сомневаться, не погибнет ли это произведение до того, как его отреставрируют.

В последние годы за дело взялись реставраторы фирмы «ВОЗНАР-ЛиК». По их словам, им пришлось восстанавливать ограду «с нуля». К моменту начала работ у большинства звеньев ограды сохранилась только основа ограды - каркасы, а художественный декор (листья, вензеля, короны) сохранился лишь в объеме около 5%. Реставраторы создали эталонные копии декора с исторических образцов, которые снимали с сохранившихся элементов ограды. Также для воссоздания изначального вида были использованы дореволюционные фотографии ограды.

Всего ограда состоит из 26 звеньев, из них 24 звена ограды выходят непосредственно на проспект Стачек и два звена - боковые. В настоящее время восстановлена большая часть - 19 звеньев. Каждое звено имеет высоту 3 метра и длину 9 метров. В 2008 г. реставраторы сдают пять звеньев: два из них уже смонтированы, монтаж третьего начался вчера, два звена находятся пока еще в мастерских. Затем специалисты ООО «ВОЗНАР-ЛиК» станут крепить к звеньям решетки декор - выкованные вручную стальные листья аканта.

Реставраторам удалось полностью восстановить исконный вид ограды. Свою роль в процессе восстановления произведения Романа Мельцера сыграли освоенные нашими кузнецами методы ковки старых мастеров: они, как и 200 лет назад, выстукивают детали на дубовых пнях, – поясняет президент ассоциации «ВОЗНАР» Игорь Животовский.

Параллельно с восстановлением металлического декора специалисты воссоздают декоративную штукатурку столбов ограды из терразита. Полностью завершить реставрацию знаменитой ограды сада, по заявлению менеджеров компании, планируется в 2009 г.

(Селов В. Решетка Мельцера на перековке//"С.-Петербургские ведомости", Выпуск  № 114  от  25.06.2008)

 

Как объяснил «Карповке» заместитель главы Кировского района Владимир Захаров, реставрация ограды, являющейся объектом культурного наследия, началась еще в 1991 году. Тогда планировалось отреставрировать все 26 звеньев решетки (оригинальная ограда Зимнего и дополнительные звенья, отлитые в советское время), восстановить столбы ограды, вензеля и утраченных орлов. Заказчиком тогда выступало ГП «УКС „Реставрация“», было установлено восемь звеньев.

В 2004 году функция заказчика реставрации была передана КГИОПу, однако работы застопорились, и ограда осталась незаконченной. По словам господина Захарова, в настоящий момент администрацией района разрабатывается проектно-сметная документация на выполнение работ по ремонту ограды. Точные сроки его проведения чиновники пока не уточняют.

(Карповка)

 
Отнесена к категории  объектов культурного наследия регионального значения
(решение Исполкома Ленгорсовета от 03.02.1986 N 64)
  • фото

    Любопытно, что при первоначальной
    реставрации решетки, на ней были
    даже "позолоченные" элементы.
    Фото Bajguz Igor, Panoramio

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - Тамара
    Николаевна, 2008

    Добавил- IVa

16 комментариев
23016 просмотров
Добавил: miraru1, 17 Февраля 2013, 22:18
Редактировано: 18 Июля 2017, 23:32
Оцените:
(27 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house23285.html' target='_blank'>Ограда Собственного сада Зимнего дворца - Ограда Сада 9-го января на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 28 Января 2016, 10:05
    Ответ на "Вопрос: почему шведское железо? Это именно железо " от mustikka11

    Мадам, Про "свинское железо" рассмешило:)) Речь идет о высококачественном железе из Швеции. Кстати эта страна и сейчас является лидером по производству высококачественных сталей. И так же, как и 100 лет назад, Россия их закупает.

  • 28 Января 2016, 16:02
    Ответ на "Мадам, Про "свинское железо" рассмешило:)) Речь ид" от Алексей von Fricken

     

    Алексей, да куда уж как смешно.... Особенно, когда узкоспециализированные туристы выципив какое-то одно слово из повествования, пытаются показать свою энциклопедичность...

    Кстати вопрос о том из чего сделана решетка - не праздный... Водимо придется идти в архив и выяснять.  Я уважаю изложение журнала " Зодчий" 1900(!), но о шведском железе только у них.Остальное - перепечатки. В других вариантах просто " ковкое железо".Где подтверждение...А почему именно шведское железо. Прекрасно в курсе, что Швеция на протяжении веков являлась крупнейшим поставшиком железа в Европу, что шведская руда содержит 67% чистого железа, она бедна фосфором и серой, что делает железо чрезвычайно ударопрочным и , как следствие, ковким, хладостойкость железа высока и т.д. Но уже в 18 веке наше, например,уральское, ничем не уступало шведскому ни по качеству, ни по себестоимости...

    Почему Мельцер выбрал именно шведское? Вы мне ссылочку скиньте, архивную... Как, например, есть точные архивные данные по составу "фальконеевской бронзы". Тогда буду "громить" интеллектуалов...

    Про "свинское железо"... От англ.pig-iron. Этот металл англичане и наши считали сначала отходом производства. У немцев " грязный камень", у австрийцев вообще " навозный ". Металл на выходе отливали в слитки, русские мастера стали их называть чушками ( русск. разг. поросенок, молодая свинья). От чушки и пошло название металла - чугун. Кстати, если железо делать медодом кричного передела, то по ковкости она не уступает шведским образцам.... И такой способ был известен нашим кузнецам, впервые он был применен на Тульских ( Городищенских) заводах примерно в 1637г .На смену этому методу пришло пудлингование, потом тигельный способ и т.п. Все это с употреблением чугуна-чушки-свинского железа.Решетки арки Южного фасада Зимнего дворца Н.А.Горностаева по рисункам того же Р.Ф. Мельцера были выполнены из кованого железа на заводе Ф.К. Сан-Галли. Что такое заводы Сан-Галли я думаю не надо объяснять.  Эрудит может быть не так и не прав?????    Даты изготовления ворот.....После правления Александра III  очень сильны в обшестве национальные настроения, да и промышленный подъем начала ХХ века. Решетка у двоца Императора всероссийского.. Почему Мельцер и Энгельсон выбрали шведское железо

  • 26 Февраля 2016, 18:00

    Термин чу гун (литейное производство) - наследие совместного с китайцами единого государства, к чушкам и поросятам отношения не имеет, хотя и является аналогом свинского железа т.е. pig iron.

    Чушка - обычное название любого металлического слитка характерной формы. Калька с английского возможна, но не обязательна, если предположить некоторую самостоятельность развития отечественной металлургии. Можно считать, что чушка это просто омоним - так тоже бывает.

    "Швайен стил" - странное сочетание немецкого и английского слова. Слова швайн и шведиш сложно спутать.

    Кованую решетку, подобного уровня сложности, из чугуна сделать невозможно. Постановка вопроса бессмысленна.

    Шведское железо выбрали потому что Мельцер и Энгельсон прибалты. Брали то, что знали, поближе и получше.

     

    Оградку-то придется вернуть, однако.

  • 5 Апреля 2016, 05:01

    "Анатолий Лысенко: Сейчас я вам расскажу более смешной случай. Когда я записывал, я делал «Нашу биографию», 17 год, 18-й, когда я беседовал, не будем называть, генерал армии, участник штурма Зимнего, он мне стал рассказывать, как они швыряли гранаты, лезли через ворота. А ограда вокруг Зимнего была демонтирована и из нее сделали ограду в скверике памяти жертвам революции около Путиловского завода в феврале, так что не было никакой ограды. И когда я сказал, что не было, он мне сказал: «Как не было? Что ты мне рассказываешь?».
    http://www.svoboda.org/content/transcript/1814696.html

  • 20 Марта 2017, 00:10

    Красная газета № 199 (2243) от 2 сентября 1925

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27190
Готовится: 174
Посетители
Гостей: 147
Всего сегодня: 4898