Публикация

Особняк Ф. С. Салова - ЦГ Детская библиотека им. А.С. Пушкина

Здание на карте
фото
Архитекторы: Штром В. В.
Год постройки: 1871
Стиль: Эклектика

Фото - Mary, 06.2011.

Особняк Ф. С. Салова                                   эклектика

 

1871 - арх. Штром Василий Васильевич - перестройка   ([99]. С. 341)

 

ЦГ Детская библиотека им. А. С. Пушкина

 

 

В 1871 г. дом перестроен арх. Штромом В. В.

  • фото

    1949 г.
    Фасад дома №33 на ул. Герцена.
    ЦГАКФФД СПб Гр 70856
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    Фасад дома № 33(справа)
    по ул. Герцена
    ЦГАКФФД СПб Бр 65447
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1979 г.
    Вид дома №33 на ул.Герцена.
    Фото - Колодкин
    ЦГАКФФД СПб Ар 110536
    (добавил люблюпитер)

  • фото

    1995 г. Фото Тугов В.А.
    сайт goskatalog.ru.
    (добавил Данелия)

  • фото
  • фото

    Вид в ту же
    сторону вдоль стены

  • фото

    Буфет, который полностью
    виден на первом фото и
    частично на следующих двух

  • фото

    Вид в противоположную
    сторону
    "Нива", 1903, №7, С. 137

  • фото

    Люстра
    (журнал
    "Мир искусства")

  • фото

    Камин, который
    хорошо виден на
    позапрошлой
    фотографии

  • фото

    Дверь справа от
    камина (на др. фото.
    она загорожена
    люстрой)

  • фото

    Декоративные
    детали
    * см. ниже

  • фото

    Будуар,
    оформленный
    Л.С.Бакстом
    (Все фото -
    "Мир искусства")

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Чайная (или диванная)
    комната, оформленная
    К.А.Коровиным
    ("Мир искусства")

  • фото
  • фото

    "Нива", 1903, №7, С. 135

  • фото

    "Мир искусства"
    ** см. ниже

  • фото
  • фото

    "Нива", 1903, №7, С. 136
    (Мебель немного
    переставлена)

  • фото

    Терем (или Теремок),
    художник А.Я.Головин
    "Мир искусства"

  • фото
  • фото

    Вид вправо от окна

  • фото

    Скамья у правой стены
    (на первой и предыдущей
    фотографиях ее в этом
    месте нет)

  • фото

    Эскиз А.Я.Головина -
    отделка той же стены

  • фото

    Правая часть
    той же стены

  • фото

    Продолжение вправо -
    лежанка у стены
    противоположной окну

  • фото

    Продолжение вправо
    "Нива", 1903, №7, С. 136

  • фото

    Дверь, которая
    видна у правого края
    предыдущего фото
    ("Мира искусства")

    *** см. ниже

  • фото

    Вход на выставку
    (фото из "Мира
    искусства")

    **** см. ниже

  • фото

    По эскизам И.Э.Грабаря
    были сделаны печи - т.о.,
    чтобы стена над ними
    оставалась свободна
    для экспозиции
    "Мира искусства"

  • фото

    "Нива", 1903, №7, С. 137
    (добавил S.P. )

  • фото

    «Новая вечерняя газета» №69
    от 11.06.1925 г. (С.3)
    (добавил - lenarch)

  • фото
  • фото

    РГИС 2022 г.
    (добавил люблюпитер )

*    Декоративные детали - сверху эскиз панно А.Н.Бенуа (это панно довольно хорошо видно на фотографии из "Нивы"), внизу скульптурные

       украшения камина, скульптор А.Л.Обер

**   Комната (согласно статье в "Ниве", темная, проходная), оформленная князем Щербатовым

*** Краешек этой двери виден у левого края первой фотографии. Мы обошли по кругу всё помещение

**** Над дверью - надпись: "Герман и Гроссман". Судя по комментарию   от 26.07ю2012 г., это название фирмы, которая располагалась здесь

      раньше. Странно, что ее не убрали.

***** Залы для выставок художников тоже были оформлены Грабарем. Зал с выставкой картин К. А. Сомова и ювелирных украшений Р. Лалика,

     фотография из "Нивы". Некоторые картины Сомова распознаются на фотографии; я, во всяком случае, могу назвать три картины: впереди

     большой портрет Е.М.Мартыновой; на правой стене такой же большой портрет художницы А.П.Остроумовой (в замужестве Остроумовой-

     Лебедевой), а справа от него, поменьше - автопортрет Сомова.

 

 

Об истории этого дома рассказывают известные петербургские краеведы Л. И. Бройтман и Е. И. Краснова в издании "Большая Морская".
На протяжении всего существования дома он постоянно менял своих хозяев и, вследствие  этого, архитектуру, облик.
В 1740-х гг. - это "дом в один "апартамент" на подвалах в девять окон, с нарядными воротами. Особняк принадлежал мадам де Ланге - дочери известного петровского вице-адмирала Корнелия Крюйса. Это очень интересное совпадение: Крюйс связан с морем, а дом расположен на улице "Морской".
Корнелий Иванович Крюйс (Нильс Ольсен)  (1657-1727) стоял у истоков  Российского флота, отдав 30 лет своей жизни его становлению и укреплению. Наряду с Петром I и адмиралом Ф. Апраксиным, К. Крюйса по праву можно считать зачинателем военно-морского дела в России.
В конце XVIII в. дом вырос на один этаж, а его хозяином стал генерал-фельдмаршал Н. И. Салтыков (1736-1816), сенатор, член Государственного совета, президент военной коллегии. Екатерина II назначила Н. И. Салтыкова воспитателем своих внуков - Александра и Константина.
В 1824 г. дом 33, как и другие дома на этой улице, пережил страшное наводнение, о чем свидетельствует сохранившаяся на нем памятная доска с указанием уровня подъема воды.
В 1830-1870-х гг. особняк принадлежал генерал-майору Ф. А. Салову и его наследникам, для которых был перестроен в 1871 г. по проекту арх. И. В. Штрома (1824-1887). В оформлении фасада были использованы элементы архитектуры барокко: лучковый фронтон с окном - люкарной и волютами, лепные детали. Кроме того, была выполнена "постановка металлического на колонках зонтика" у подъезда. Подобные навесы были удобны для петербургского климата и к тому же украшали улицы города. В наше время  они не сохранились.
В 1890-х гг., когда домом владел Л. А. Варшавский, здесь находился книжный магазин "Новости" с читальней, нанимавшей зал на втором этаже с окнами на улицу. В довольно просторном помещении на столах были разложены всевозможные русские газеты, получаемые редакцией, видимо, в обмен, как это было принято. Обычай требовал, чтобы при входе посетитель купил свежий номер "Новостей".
В 1891-1917 гг. здесь находился "магазин заграничных роялей и пианино Герман и Гроссман", который в путеводителе 1892 года называют одним из "обширнейших" в Петербурге.
В 1902 г. на втором этаже появилось, как пишет в своих "Воспоминаниях" А. Н. Бенуа (1870-1960), "некое себя окупающее, а то и доходное предприятие" под названием "Современное искусство". К его созданию И.Э. Грабарь привлек всех художников из "Мира искусства". Новое предприятие "должно было представлять петербургской публике ряд обстановок, в которых новый стиль специфически петербургского оттенка прелестно был в формах невиданных и пленительных".  Художники оформили "Столовую", "Чайную", "Будуар", "Светёлку", или "Горенку", и другие образцовые комнаты.
В 1976 г. в здание переехала Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина.

(pushkinlib.spb.ru, добавил Наталия С.)

 

В 1902 г. в этом здании, на втором этаже была устроена выставка или, как тогда писали, художественное предприятие "Современное искусство" (открыто в начале 1903 г.). (Об этом предприятии можно прочитать, например,  Максим Дубаев. Рерих. М., "Молодая гвардия", 2003; в книге есть ссылки на воспоминания Александра Бенуа, но там эти сведения разбросаны по разным местам ). Кратко история "Современного искусства" такова:

Выставка была устроена художественным объединением "Мир искусства", по инициативе И. Э. Грабаря, на деньги двух москвичей князя С. А. Щербатова и В. В .фон Мекка (которые сами были художниками). Интерьеры выставки были оформлены по эскизам художников, в основном принадлежащих "Миру искусства". Кроме того, были выставлены работы французского ювелира Р. Лалика, дамские платья по эскизам В. В. фон Мекка, картины художников К. А. Сомова и Н. К. Рериха, были организованы выставка японских гравюр и выставка рисунков, акварелей. картин, посвященных 100-летию Петербурга.

Выставка задумывалась как постоянное предприятие, которое будет окупаться за счет продажи выставленных на ней изделий прикладного искусства. Но эти надежды не сбылись, предприятие оказалось убыточным и уже в том же 1903 г.  было закрыто.

Независимо от коммерческого неуспеха, выставка была ярким, значительным явлением в русском искусстве начала XX века. Вероятно, наиболее интересны были интерьеры выставки - плод архитектурного творчества художников-живописцев (большинство из них имели опыт создания театральных декораций), представляющие собой произведения разных направлений и оттенков модерна.

Отдельные фотографии этих интерьеров можно увидеть в книгах по истории русской архитектуры. Основной их источник - журнал "Мир искусства", 1903, №5-6, С. 221-252. Кроме того, есть несколько фотографий К. К. Буллы в журнале "Нива", 1903, №7, С. 135–137; там же помещена и статья "Современное искусство" (как это ни странно, в журнале "Мир искусства" есть только фотографии, безо всякой статьи).

Наиболее эффектным интерьером выставки была столовая, оформленная художниками Александром Николаевичем Бенуа и Евгением Евгеньевичем Лансере (не следует их путать с их братьями - архитекторами). 

Общий вид (журнал "Мир искусства").                                                                                                          (добавил S.P.)

О дополнительном взятии под государственную охрану зданий, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина

Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 16 ноября 1970 г. № 880  Список зданий-памятников и мест, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина Октябрьский район, ул. Герцена, 33 В этом доме в 1895 г. находилась читальня газеты «Новости». Здесь В. И. Ленин работал и конспиративно встречался с петербургскими марксистами.   (Бюллетень Ленгорисполкома, № 24, 1970.  добавил v3p1s4)

  • фото

    Памятная табличка:
    "Вышина Воды 7-го ноября
    1824-го года"

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 26.07.2015.

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 12.03.2013.

1894:  Герман и Гроссман. Первое в Империи депо роялей и фисгармоний   - Б. Морская, 33

(объявление в журнале "Вестник иностранной литературы" 1894 г. № 2)

16 комментариев
6480 просмотров
Добавил: Blackadder, 29 Октября 2008, 16:41
Редактировано: 14 Марта 2024, 18:09
Оцените:
(5 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2270.html' target='_blank'>Особняк Ф. С. Салова - ЦГ Детская библиотека им. А.С. Пушкина на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 14 Февраля 2019, 23:06

    Окончание


    Остаются еще некоторые работы И.Э.Грабаря.

    Вход на выставку (фотография из "Мира искусства"):

    Более высокое разрешение

     

    Над дверью - надпись: "Герман и Гроссман". Судя по комментарию 
    snezhana29 от 26 июля 2012 г., это название фирмы, которая располагалась здесь раньше. Странно, что ее не убрали.

     

    По эскизам И.Э.Грабаря были сделаны печи - таким образом, чтобы стена над ними оставалась свободна для экспозиции. Фотография из "Мира искусства":

     

    Более высокое разрешение

     

     

    Залы для выставок художников тоже были оформлены Грабарем. Зал с выставкой картин К.А.Сомова и ювелирных украшений Р.Лалика, фотография из "Нивы":

     

    Более высокое разрешение

     

    Некоторые картины Сомова распознаются на фотографии; я, во всяком случае, могу назвать три картины: впереди большой портрет Е.М.Мартыновой; на правой стене такой же большой портрет художницы А.П.Остроумовой (в замужестве Остроумовой-Лебедевой), а справа от него, поменьше - автопортрет Сомова.

     

  • 22 Марта 2019, 18:43

    Акционерное общество варшавской фабрики стильной мебели

    З.Щербинскiй и К. Тренеровскiй

    Варшава, Чистая 8. С.Петербургъ Большая Морская 33

     

    фото с сайта авито

  • 12 Июня 2021, 05:44

    «Новая вечерняя газета» №69 от 11.06.1925 г. (С.3):

  • 30 Октября 2021, 11:27

    Степанец В. В. Из истории дома на Большой Морской // Фонтанка : ист.-культ. альманах / ЦГПБ им. В. В. Маяковского . - 2021. - № 29. - С. 6-14. - http://mirpeterburga.ru/upload/iblock/dda/dda5b1410d09f64abf98262777ec537e.pdf

     

    В кв. 29 проживал фотограф Величко Михаил Антонович (1898, Гатчина –1986) на момент награждения медалью "За оборону Ленинграда". Долгие годы являлся  фотографом Гатчинского дворца-музея. После войны для Государственной чрезвычайной комиссии подготовил фотографии с видами разрушенных войной памятников искусства Ленинграда и пригородов; эти снимки стали свидетельствами обвинения, предъявленными на Нюрнбергском процессе

    // Медаль "За оборону Ленинграда" [сайт]. - URL:https://medal.spbarchives.ru/person?docId=349264&fio=величко#gallery-4 (дата обращения: 30.08.2023).

  • 12 Ноября 2023, 02:59

     

    Петербургский листок, 1893, № 148, 2 (14) июня.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31767
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 1749
Всего сегодня: 4325