Публикация

Дворец Собственной дачи Е.И.В.

Здание на карте
фото
Петергоф
Собственный пр., 84А
Архитекторы: Штакеншнейдер А. И.
Год постройки: 1844-1850
Стиль: Необарокко

Южный фасад.  Фото - Виктор М 21.04.2013.

Дворец Собственной дачи Е.И.В.                                Необарокко                   

Петергоф, Собственный пр., 84, лит. А (адрес указан по РГИС) 

Пам. ист. и культ. (федер.)

 

1727-1729 - строительство усадебного дома 

1740-е - перестройка здания для императорской резиденции

1844-1850 - арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович - перестройка

1955-1960 - арх. Бенуа Ирина Николаевна - реставрация фасадов

2006-наст вр. (2012) - реставрация

  • фото

    * см. ниже

  • фото

    Садовников В.C.
    Собственная дача.
    1850.

  • фото

    Садовников В.С.
    Мост и дворец в усадьбе
    Собственная дача. 1860

  • фото

    Премацци Л. Собственная
    дача. 1854

  • фото

    Добавил - Нонна.

* Из кн.: Успенский А.И. Историческая панорама Санктпетербурга и его окрестностей. Часть 8: Петергоф, Ораниенбаум и Гатчина. М.: Изд-е

   Моск. тов-ва "Образование", 1913.

 

Строительство на территории петергофской "Собственной дачи" началось, вероятно, в 1727 г., после занятия престола Петром II. Его бывший воспитатель А. Г. Долгоруков начал здесь строить каменный дворец. (Западнее, на территории нынешней Сергиевки, располагалась охотничья усадьба самого Петра II.) В 1727-1729 гг. здесь появился первый дворцово-парковый ансамбль, носивший названия Приморский дом, Приморская дача или Приморская мыза. Центром композиции ансамбля стал двухэтажный каменный на подвалах дом. Предположительно, автором архитектурного проекта был Карло Джузеппе Трезини, племянник и зять Доменико Трезини. После смерти Петра II Долгоруков был отправлен в ссылку, а его имение конфисковано в казну. В 1733 г. имение было передано императрицей Анной Иоанновной выдающемуся религиозному и общественному деятелю Феофану Прокоповичу, который занялся его расширением.

 

После смерти Прокоповича в 1736 г. дача была переведена в дворцовое ведомство. В 1743 г. пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна развернула здесь масштабные работы по ремонту, восстановлению и приспособлению имения для новых функций. В 1740-е Приморская дача получает новое название - "Собственная дача Ея Императорского Величества". Проживая в летние месяцы в Петергофе, Елизавета почти ежедневно посещала Собственную дачу. В 1753 г. на другой стороне восточного оврага был построен новый, деревянный дворец, связанный со старым долгоруковским дворцом крытой галереей. Большой Петергофский дворец и Собственная дача были соединены дорогой, получившей название "Собственный проспект".


После смерти Елизаветы Собственная дача теряет свое прежнее значение. При Екатерине II "Собственной дачей" начинают именовать комплекс Китайского дворца в Ораниенбауме, а на "Собственной Ея Императорского Величества Приморской даче" ведутся лишь ремонтные и поддерживающие работы, "понеже ныне в оной приморской даче никаких знатных особ пребывания не бывает". Летом 1797 г., на следующий год после своего прихода к власти, император Павел I отдает распоряжение: "На Собственной даче каменный и деревянный дом исправить нужными починками так дабы в оные приезжать можно было". Однако вскоре последовал новый приказ: деревянный дворец был разобран и перевезен в Петергоф, старые службы снесены, была проведена перепланировка сада. После смерти Павла имение переходит во владение вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

 

В 1839 г., уже при Николае I, императорская семья покупает у наследников обер-гофмейстера К.А. Нарышкина соседнее имение Сергиевку. Купчая крепость оформляется на имя великой княжны Марии Николаевны, к замужеству которой готовили новую летнюю резиденцию. Переустройство обеих усадеб было поручено А.И. Штакеншнейдеру. В 1843 г. Николай I пожаловал Собственную дачу наследнику престола великому князю Александру Николаевичу, и начались большие работы по реконструкции ансамбля. В 1844-1850 гг. по проекту А. И. Штакеншнейдера был перестроен дворец. Он получил третий, мансардный этаж, фасады были оформлены в стиле необарокко. Морской и садовый фасады в среднем ризалите были акцентированы четырьмя атлантами, колоннами и сложным раскрепованным лучковым фронтоном. Так же, как и фасадам здания, его интерьерам были приданы черты, типичные для архитектуры барокко. 20 июля 1850 г. в присутствии августейшей фамилии произошло торжественное освящение обновленного дворца,
а руководители и производители работ получили награды. В 1857-1860 гг. А. И. Штакеншнейдера строит на территории Собственной дачи каменую Свято-Троицкую церковь на месте обветшавшей деревянной. В дальнейшем в имении ведутся лишь ремонтные работы и мелкое усадебное строительство.

 

После Октябрьской революции во дворце Собственной дачи был организован музей.
В 1926 г. Собственная дача была передана в ведение Ленсовета и служила спецдачей для высших сотрудников ленинградского партийного аппарата. В этом качестве она находилась до первых дней Великой Отечественной войны. В годы обороны Ленинграда Собственная дача, хотя и была вне оккупированной территории, сильно пострадала от действий артиллерии. Интерьеры дворца были полностью утрачены вместе с межэтажными перекрытиями, как и примыкающие к дворцу мосты, хозяйственные постройки, большая часть садово-парковой скульптуры.

Фасады дворца были восстановлены в 1955-1960 г.г., интерьеры приспособлены под базу отдыха Ленинградского инженерно-строительного института (арх. И.Н. Бенуа). При этом перекрытия между вторым и мансардным этажами были несколько опущены. В ходе реставрации подтвердилось, что Штакеншнейдер использовал
капитальные стены и фундамент первой трети XVIII в., лишь усиливая их в отдельных местах или же выборочно перекладывая. 

Ансамбль Собственной дачи был взят под государственную охрану Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.

В 1980 г. была осуществлена очередная реставрация фасадов здания и начаты работы по воссозданию парка по проекту, разработанному архитекторами М. В. Плехановой и А. А. Байдалиновой.

 

(Новиков Ю.В. Собственная дача и Сергиевка в Старом Петергофе // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга:

Исслед. и материалы. Вып. 4. СПб.: Белое и Черное, 1997. С. 132-177.)

(сайт: peterhof.ru/?m=18&p=258   04.05.2012)

 

Уже к концу 1980-х здание было фактически брошено. В 1988-1989 там ещё был сторож, но потом и он исчез. В это время в брошенном дворце поселились участники молодежного творческого сообщества, из которого впоследствии вырос известный театр "Странствующие куклы господина Пэжо". Нужно отметить, что в этот период сразу несколько брошенных дворцов в окрестностях С.-Петербурга были - независимо друг от друга - "заселены" подобными коллективами ("До-театр" в Константиновском дворце, коллектив, создавший "Кукарт", - в Запасном дворце Царского Села). Те, кто, поселился тогда на "птичьих правах" в "Собственной даче", фактически спасли её от разрушения, неоднократно отбивая атаки "местных жителей", пытавшихся чем-то поживиться в ничейном здании. Насколько я знаю, была негласная договорённость с районной администрацией, которая спокойно смотрела на жильцов дворца, понимая, что они содержат здание в порядке и охраняют его от разрушения и мародёров.
Около 2000 года этот этап завершился - театр уже вполне оформился и "встал на ноги", переместившись в другое место, а здание перешло "по наследству" к молодому священнику Храма Серафима Саровского (Серафимо-Дивеевского подворья) отцу Александру (Михееву). Он там и сам несколько лет жил, там же получали приют многие имевшие отношение к возрождению храма. И в дальнейшем, вплоть до новой реставрации, за здание так или иначе отвечали люди, имевшие отношение к общине Храма Серафима Саровского.

(добавил  p_k)

 

В в настоящее время (2012) ведется новая реставрация дворца. Данные с таблички на ограждении: Реставрация и воссоздание объекта культурного наследия федерального значения (памятника истории и культуры) дворца-усадьбы "Собственная дача Его Императорского Величества". Адрес: г. Петродворец, Собственный пр., 84 лит А. Заказчик-инвестор - Фонд садово-паркового искусства, генеральный проектировщик - ЗАО "Леноблреставрация". Начало проектирования: 22 февраля 2004 г.

  • фото

    Северный (морской)
    фасад дачи.

  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница, ведущая
    к пруду и северной
    части парка.

  • фото

    Восточный фасад дачи.

  • фото

    Львы у восточного
    фасада.

  • фото

    Фото 03.05.2012.

  • фото

    Элементы
    восточного фасада.

  • фото
  • фото

    Решетка балкона на
    восточном фасаде.

  • фото

    Фото 03.05.2012.

  • фото

    Фото - Нонна, 16.02.2014.

  • фото

    Фото - Влада, 10.2017.

Приложения

 

В царствование Петра I на месте Собственной дачи был небольшой домик, служивший станцией на пути к Кронштадту. Впоследствии домик этот и принадлежащая местность значились под именем "приморской дачи". В царствование Елисаветы Петровны построена была при этой даче деревянная церковь во имя Св. Троицы, освященная в присутствии императрицы 25 июля 1748 г. При императрице Екатерине II разведен был около дачи небольшой садик; а в 1752 г. августа 25-го императрица повелеть изволила построить по плану на Собственной его величества приморской даче деревянное здание и по окончанию постройки предъявить ей счет.
В 1770 г., по желанию императрицы, архитектор Фельтен составил новый подробный план для построения Собственной дачи. Впоследствии Собственная дача принадлежала императрице Марии Федоровне и подарена ея величеством императору Николаю I-му, а в 1843 г. император Николай I-й подарил Собственную ея величества дачу Его Высочеству Наследнику, ныне царствующему Императору Александру Николаевичу. Тогда же деревянный дом был сломан и на том же месте построе каменный двухэтажный дворец, по проекту архитектора Штакеншнейдера. Впоследствии, в 1850 г. дворец был отделан заново, над ним был надстроен третий, мансардный этаж и сделаны были многие улучшения в дворцовом саду.
Дворец Собственной дачи Его Величества построен в стиле "возрождения"; все украшения его изящны. Со входа во дворец, а также и со стороны моря  устроены снаружи небольшие мраморные площадки, обнесенные решеткой, утвержденной на мраморных тумбах. Решетка эта с вензелями А. и М. отличается особенной легкостью и изяществом. Комнаты во дворце небольшие и убранство их во вкусе времени Людовика XVI, вполне изящно и богато. Беглого описания всего замеченного в этой царской даче недостаточно, чтобы получить хотя поверхностное понятие о богатстве и изяществе дворцовых комнат, где пол, потолки, стены, двери и даже каждый дверной замок замечательны по отделке. Вся местность между дворцом и проспектом обращена в цветущий партер, окруженный тенистыми деревьями. цветников и фонтанов в окрестностях дачи.

(Далее приводится описание скульптур, цветников и фонтанов в окрестностях дачи. Все это, к сожалению, осталось в прошлом. - Прим. автора публикации.)

 (Гейрот А.Ф. Описание Петергофа: 1501-1868. СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1868. С. 113-115.)

 

По смерти Феофана, его приморская дача, каменный дом которой оценен в 5000 рублей, поступила во владение великой княжны Елисаветы Петровны. Последняя еще при жизни Феофана очень часто навещала этот загородный приют владыки, любовалась местоположением его и не раз высказывала желание приобресть его. При вступлении на престол Елисаветы, императрица наименовала имение Феофана "Собственной дачею". Здесь в загородной тиши государыня отдыхала от трудов и развлекалась фермерным хозяйством, имея всегда при себе от кладовых ключи, почему в собственную дачу и не дозволялось никому из мужчин въезжать без доклада. ...

При Екатерине II "Собственная дача" была в том же виде, но, при вступлении на престол Павла I, находящийся на даче деревянный флигель сломан и лес из него перевезен к Большому петергофскому дворцу для постройки там старого здания. ...

Павел эту дачу подарил Марии Федоровне и очень часто ездил туда. Шарубин рассказывает, что петергофские старики ему передавали, что император очень приветливо смотрел на приходивший сюда народ и всегда отдавал посетителям оставшиеся со своего стола кушанье и фрукты. Император Николай I подарил "собственную дачу" наследнику престола. Старый дворец, существовавший с первых времен застройки этой местности, был переделан в 1850 году архитектором Штакеншнейдером. Нынешний дворец отличается очень изящным убранством комнат и хранит множество прекрасных картин французской школы.

(Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб.: Изд-е А.С. Суворина, 1889. С. 296, 297).

 

Воспоминания о дворце в 1912 г. отражены в рассказе Леонида Пантелеева "Собственная дача" (цикл "Дом у Египетского моста", 1973).

 

В 1993 г. Дворец Николая II в старом Петергофском парке был некоторым образом заселен группой некоторых молодых людей, которые, некоторым образом, оказались группой комедиантов, включающих в свой состав мастера оружейника, портного, кукольника, арбалетчика и мастера музыкальных инструментов. Многочисленные мансарды маленького дворца превратились в производственные цеха. Большая черная собака была назначена сторожем, и несмотря на полное отсутствие элементарных бытовых удобств, вышеупомянутые комедианты умудрились избежать коммунальных скандалов. Будучи людьми жизнерадостными и обладавшими  изрядным арсеналом выразительных средств, оные комедианты, ради хлеба насущного «по городам и селам концерты давали», а для себя и друзей праздники устраивали.  

(сайт театра "Странствующие куклы господина Пэжо": pejo.ru  13.05.2012)

  • фото

    Нижний пруд
    перед морским
    фасадом здания.

  • фото

    Мост к западу от дворца,
    соединяющий дворец и
    церковь Св. Троицы.

  • фото

    Мост к востоку
    от дворца.
    Фото 03.05.2012.

  • фото

    Фото - Нонна, 10.04.2016.

Входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского ) значения, находящихся в г. С.-Петербурге 

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 02.06.2006 N 801-р).  (kadis.ru/texts/index.phtml?id=5658  05.05.2012)

 

  • фото

    Восточный фасад.

  • фото

    Львы на восточном
    крыльце.

  • фото
  • фото

    Атланты на
    южном фасаде.

  • фото

    Северный фасад.

  • фото

    Северный фасад.

  • фото

    Вид с юго-запада.

  • фото

    Южный фасад.

  • фото

    Южный фасад.

  • фото

    .

  • фото

    Фото - Виктор М, 21.04.2013.

  • фото

  • фото

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Елена, 06.2016.

39 комментариев
15513 просмотров
Добавил: anchurian, 4 Мая 2012, 18:55
Редактировано: 9 Ноября 2017, 01:04
Оцените:
(18 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house21235.html' target='_blank'>Дворец Собственной дачи Е.И.В. на Citywalls.ru</a>
Всего 37 комментариев
  • 12 Апреля 2016, 03:16

    Пролом на лестнице стал еще больше. ( фото 10 апреля 2016г.)

    см. публ.

  • 7 Ноября 2017, 15:57

    Главный подъезд к Собственной даче осуществлялся с востока по Собственному проспекту - от Большого дворца. Проспект оканчивался аллеей, обсаженной деревьями, и входил в парк. На правой стороне аллеи стояли узорные металлические ворота при входе в сад перед главным, южным фасадом дворца. Ворота были выполнены в 1860-х гг., мастер Федор Шарбау.

    Фотография начала XX в.:

     

     

     

    Фотография 1920 г.:

     

     

    В первые послевоенные годы ворота были похищены. (Существует также предположение, что это произошло еще раньше, в 1920 - 1930-х гг.) Но недавно неожиданно удалось их обнаружить. В феврале 2016 г. сотрудники КГИОП обратили внимание на выставленное на сайте avito.ru объявление о продаже старинных ворот - тех самых - и обратились в полицию. Оказывается, объявление разместил житель Стрельны, обнаруживший ворота при разборке завалов во дворе унаследованного им дома и, не подозревая об их ценности, выставил объявление о продаже. В результате он безвозмездно передал ворота государству. Ворота оказались в неплохом состоянии. Теперь после реставрации они должны занять прежнее место. См. здесь

     

     

    От ворот начинался сад перед южным фасадом дворца, украшенный цветниками, вазами и скульптурами кавалеров, играющих на различных музыкальных инструментах. ( А.Гейрот. Описание Петергофа. СПб, 1868, с. 113-115. М.М.Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, с. 167-179.)

    Фотография 1905-1906 г., М.Ушаков:

     

     

     

    Фотография из названной книги М.М.Измайлова, с. 169:

     

     

    Увы, от садика ничего не осталось.

     

     

    "Здание дворца небольшое, но чрезвычайно изящное. Главный вход из садика ведет в переднюю, всю обшитую резным буком. В нижнем этаже несколько небольших комнат высокохудожественной отделки. Это настоящий музей, где все мелочи выдержаны в стиле Людовиков XV и XVI. Полы мозаического паркета, двери черного и других ценных пород дерева с великолепными инкрустациями и стильной живописью, севрские и саксонские вазы, тонкой работы мебель, шкапчики и этажерки Буль. По стенам ряд картин Ванлоо и Ватто. Даже посуда, хранящаяся во дворце, строго согласована с общим его стилем. Особенно хорош чайный севрский сервиз с изображениями знаменитых королевских фавориток с m-me de Maintenon во главе. В верхний этаж ведет великолепная лестница с перилами резного бука. Комнаты этого этажа не менее замечательны. [...] это бесспорно один из самых художественных дворцов Петергофа."

    (М.М.Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, с. 167-179.)

     

    А.И.Штакеншнейдер. Проект дворца, разрез:

     

    (Этот чертеж и следующие три акварели взяты с этого сайта.)

     

    Спальня, акварель Л.Премацци:

     

     

    Спальня видна на разрезе, на втором этаже.

     

    "В спальной - роскошная кровать под балдахином; над нею чрезвычайно изящное резное из слоновой кости изображение Божией Матери. В этой же комнате прелестная головка Греза на одной из стен. Тут же помещается витрина со старинными туалетными вещами, служившими, по преданию, Елизавете Петровне."

    (М.М.Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, с. 167-179.)

     

    Головка Грёза видна на стене прямо (сохранилась ли она?..). Резное изображение Божией Матери, к сожалению, почти полностью закрыто балдахином.

     

     

    Ванная комната, акварель:

     

    Ванна - впереди у стены, она отражается в зеркале на потолке.

     

    "В ванной комнате над мраморным бассейном большая стенная фреска "Триумф Галатеи" неизвестного художника, очень стильного письма."

    (М.М.Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, с. 167-179.)

    Примечание. Я отредактировал это место в комментарии. Раньше здесь была черно-белая репродукция, а цветной я не мог найти (хотя сам видел эту акварель на временных выставках). Цветную репродукцию мне прислал посетитель моего сайта Павел Филиповец. - 18 июня 2018 г.  

     

    Малиновая гостиная, акварель Э.П.Гау:

     

     

     

    Фотография шкафчика и кресла в этой гостиной помещена в книге М.М.Измайлова, с. 173:

     

     

     

    В этой же книге на с. 176 приведена фотография двери в одном из помещений дворца:

     

     

     

    Как-то раз, в конце 60-х или начале 70-х годов, гуляя по парку, я увидел, что двери во дворец открыты, а внутри вроде бы никого нет - и осмотрел его внутри. Оказалось, что не только нет ничего от прежней отделки (этого и следовало ожидать), но и планировка новая, приспособленная к современным нуждам - какие-то коридоры и жилые номера на обоих этажах.

     

    Продолжение следует.

  • 7 Ноября 2017, 16:57

    Продолжение

     

    А.И.Штакеншнейдер, проект дворца, главный (южный) фасад (Т.А.Петрова. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978, с. 78):

     

     

     

    Боковой (восточный) фасад, фотография 1880 - 1903 г.:

     

     

    Над балконом был сделан навес на метеаллических колонках - так же, как и на противоположном, западном фасаде (см. старые фотографии далее). Эти навесы сразу были предусмотрены в проекте Штакеншнейдера - см. чертежи в этом и предыдущем моем комментарии. Благодаря такой детали было совершенно ясно выражено время постройки - середина XIX века.

     

    Восточный фасад после восстановления дворца (моя фотография 9 октября 2009 г.):

     

     

    Навесы не восстановлены ни на восточном, ни на западном фасаде. Архитектура насильственно приближена к тупой имитации старины.

    Зато появилось "новшество" - уродливое ложное окно в центре фасада (и на западном фасаде сделано то же самое).

     

    Фрагменты восточного фасада (мои фотографии 9 октября 2009 г.):

     

     

     

     

    Виды дворца с моста через западный овраг.

    Фотография 1881 - 1882 г., А.И.Ясвоин:

     

     

     

    Фотография начала XX века:

     

     

     

    К сожалению, после войны мосты через овраги были восстановлены утилитарно и пока до настоящего их восстановления дело не дошло.

     

    Северный фасад (мои фотографии 9 октября 2009 г.):

     

     

     

     

     

    Вид от дворца на север, фотография 1920-х гг. (С.Б.Горбатенко. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб, "Европейский дом", 2002, с. 271):

     

    (Конечно, качество печати ужасное.

    Эту фотографию уже выложила Нонна 18 июня 2014 г. Но я все же повторяю ее в своем варианте: я постарался хотя бы немного исправить верхнюю часть изображения, в оригинале, видимо, засвеченную.)

     

    "От северного фасада дворца спускается вниз красивая каменная лестница, в конце которой посреди цветника поставлена статуя Амура работы Пименова. Спустившись с террасы, сад доходит до Ораниенбаумского шоссе и за ним продолжается до самого берега моря."

    (М.М.Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, с. 167-179.)

     

    На фотографии 1920-х гг. статуи Пименова (вероятно, имеется в виду Н.С.Пименов) уже нет, вместо нее поставлена ваза. Но остальное соответствует этому описанию. Эффектный вид с морем вдали.

     

    Вид в том же направлении теперь (моя фотография 23 октября 2017 г.):

     

     

    Нет цветника перед прудом, но что еще хуже - за Ораниенбаумским шоссе (оно виднеется между кустами) нет большой поляны, выходящей к берегу моря, да и вообще фактически нет парка. Всё заросло.

     

     

    P.S. Об этом я написал совсем недавно на своем сайте.

     

     

  • 8 Ноября 2017, 02:54
    Ответ на "Главный подъезд к Собственной даче осуществлялся с ... выполнены в 1860-х гг., мастер Федор Штарбау." от S.P.

     Правильно: Шарбау. Интересно, что он назван Федором. Поскольку других подходящих Шарбау справочники не показывают, вероятно, это тот, о ком Всеобщая адресная книга С.-Петербурга 1867-1868 г. сообщает: Шарбау Карл Фридрих Годфрид. 2 гильдии купец. Покровская пл. д. 106, кв. 6. Механический и слесарный завод. Фридрих - Федор, обычное дело.

    Атлас Цылова (1849) и адресная книга 1854 года (Путеводитель: 60000 адресов из С.-Петербурга... СПб., 1854) показывают его дом на месте нынешнего дома 115 по Садовой, сразу после Покровской площади. Издание 1854 года называет его купцом и слесарным мастером. А вот последующие издания, начиная со справочника 1862 года (Цылов Н.И. Описание домов в С.-Петербурге и фамилии домовладельцев к 1863 году. СПб., 1862), показывают его дом на противоположной стороне Садовой, точнее на Покровской площади. До 1889 года это был дом 106, потом номер его стал 108. Это пространство, на котором стоит теперь левая часть школы, занимающей два участка, 108 и 110 ( http://www.citywalls.ru/house16182.html ). И завод, как мы видели, там же находился. Хотя надо сказать, что все другие издания, кроме адресной книги 1867-68 называют его только по первому имени - Карлом, а его заведение чаще - механической и слесарной мастерской.  

  • 8 Ноября 2017, 07:20
    Ответ на "Правильно: Шарбау. Интересно, что он назван Федоро" от Liz

    Спасибо за сведения. В фамилии была опечатка, теперь я ее исправил.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27178
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 72
Всего сегодня: 789