Публикация

Гранильная фабрика -
Завод точных технических камней - Петродворцовый часовой завод

Здание на карте
фото
Петергоф
Фабричная ул., 1
Архитекторы: Фельтен Ю. М.
Год постройки: 1777-1780
Стиль:

Корпус. Северный лицевой фасад.  Фото - Влада, 11.2017.

Пильная мельница (деревянная)

1721-1723 -

1731 - сгорела

1735 - новая мельница

 

Гранильная фабрика

Петергоф, Фабричная ул., 1

Пам. арх. (федеральн.)

1775(1777)-1780 - арх. Фельтен Ю. М.

 

Гранильная фабрика 

1875 - акад. Гун А. Л., арх. Резанов А. И. - перестройка

     Мраморное отделение   (1848?-1860)

    1860-1875 - пустовал

     Мозаичные и гранильные мастерские. Музей

 

Государственный завод точных технических камней -

Петродворцовый часовой завод                                        

 

    см. История завода после 1917 г.

 

          Музей часов

          Петродворцовый часовой завод "Ракета"

 

Объекты охраны:

Фабричная канавка с рядовой посадкой деревьев по обоим берегам, XIX в. - вдоль Фабричной ул.

Мост, XVIII - XIX вв., 1950-е гг. (перестройка) - через Фабричную канавку

Парк в Фабричном овраге          - между Ленинградской ул. и Фабричной ул.

1845  - инж. Пилсудский М. И., садов. мастер Эрлер П. И.

 

Петергофская пильная мельница   (1723-1801)

+ Мозаичная мастерская   (1758-..)

Петергофская гранильная фабрика   (1801-1816)

Петергофская Императорская гранильная фабрика   (1816-..)

  Бумажная фабрика   (в помещениях Гранильной фасбрики)   (1816-1846)

Петергофская гранильная фабрика   (до 1931)

Завод точных технических камней  (ТТК-1)   (1931-1954)

   Ленинградский завод № 823   (..1941-1945..)

Петродворцовый часовой завод   (1954-1980)

Ленинградское ПО Петродворцовый часовой завод   (1980-1992)

Петродворцовый часовой завод АООТ (ОАО)   (1992-..)

банкротство

Часовой завод "Ракета"   (2009-н.в.)

 

 

1725 по повелению Петра I выстроена для полировки стёкол мельница.

1735 по указу Анны Иоанновны стали строить новую мельницу вместо сгоревшей в 1731 г.

1775-1780 шлифовальная каменная мельница обширное каменное здание  (Екатерина II)

1816  - Императорская гранильная фабрика

1816-1846 в помещениях Гранильной ф-ки устроена образцовая писчебумажная фабрика с машинным производством

1875 - Здание гранильной фабрики перестроено из нижнего помещения бумажной фабрики под наблюдением А. И.

       Резанова и А. Л. Гуна (восточный корпус). От здания екатерининской фабрики остался нынешний западный корпус,

       соединенный более низкой частью со старым восточным, уже не существующим.

 

Схема корпусов 

1.  Гранильная фабрика   ПФ

2.  Административный корпус   - Фабричная ул., 1 лит

    1963 (ЕИСТ, РГИС) - перестройка  т.к. на АФС 1939-1942 г. здание есть

3.  Склад                   - Фабричная ул., 1 лит К

     1980 (ЕИСТ) -

4.  Корпус литьевого участка    - Фабричная ул., 1 лит Н

     1976 (Росреестр) -

5.1  Насосная канализационная станция   - Фабричная ул., 1 лит П

      1976 (Росреестр) -

5.2  2 металлических склада     - Фабричная ул., 1 лит З

       1969 (Росреестр) -

6.  Компрессорная      - Фабричная ул., 1 лит Д

     1952  (Росреестр) -                                                  

7.  Фабричная канавка   ПФ

8.  Фабричная пруд

  • фото

    Схема корпусов.

  • фото

    Указ Петра I.
    (музей завода)

  • фото

    Фрагменты карты 1909 г.

  • фото
  • фото

    Ораниенбаумский спуск и
    Петергофская гранильная фабрика.

  • фото
  • фото

    Галактионов С. Ф.
    Вид Петергофской гранильной
    фабрики. 1808.

  • фото

    Проект благоустройства
    Гранильной фабрики.
    В. Шретер. 1896? г.

  • фото
  • фото

    Русский отдел
    Лондонской выставки
    1851 года.

  • фото
  • фото

    Фото 1909 г.

  • фото

    Фонтан Лебедь и гл. фасад
    Гранильной Имп. фабрики.
    Фото 1914 г. [*]

  • фото

    Водонапорная башня
    при фабрике.

  • фото

    1920-е гг.

  • фото

    Фото разрушенной
    во время ВОв фабрики.

  • фото
  • фото

    (добавил vladimir-2013)

  • фото

    (фото из музея ПЧЗ)

  • фото
  • фото

    ЛПО Петродворцовый
    часовой завод.
    План Треста ГРИИ 1992 г.
    (добавил vladimir-2013)

  • фото

    План границ территории
    объекта культ.наследия
    Федерального значения. [**]

* - утраченный корпус, построенный в 1875 г. по проекту Гуна и Резанова

** - Распорядение Комитетапо гос. конролю, использованию и охране памятников истории и культуры. 18.10.2016.

 

По  указу Петра Великого в октябре 1721 г. голландскому шлюзного дела мастеру Питеру Фонгезелю (фон Гезелю) было поручено построить в Петергофе "ветреную мельницу и амбар, в котором пиловать и полировать мраморовый и алебастр и другой всякой мягкой камень, кроме дикого и крепкого". День этого предписания 21 октября 1721 г. вошел в историю как дата основания. (БСЭ - 1725, другие источники - 1723) В 1723 г. мельница заработала.  Позже здесь стали полировать стекла. Шлифовальная мельница стала первым в России специализированным предприятием по производству художественных камнерезных изделий. Для руководства работами сначала были привлечены иностранные мастера. Первым гранильным мастером был выходец из Базеля Брукнер.

В 1735 г. по указу Анны Иоанновны стали строить новую мельницу вместо сгоревшей в 1731 г.  Ее возводили по чертежам И. Брукнера. Под его руководством мастера стали обрабатывать не только камень мягких пород - в 1741 уже изготовляли различные изделия из твердых пород  камня. И. Бруккеру подчинялись помощник, 3 гранильщика и шлифовальщик. В течение двух столетий Петергофская гранильная фабрика являлась и школой по подготовке русских мастеров. Художественную продукцию мельница не производила. Фабрика находилась в ведении Aкадемии наук. В 1745 г. ее передали в Кабинет Е.И.В., под опеку Строительной комиссии.

 

С 1748 по 1778 г. во главе фабрики стоял алмазных и золотых дел мастер Иосиф Боттом (1711-1778), который обязался здесь также "алмазы брильянтровать и цветные камни гранить". Это производство потребовало новых работников, потому что мелкие граненые камни (аквамарины, топазы и т.п.) в большом количестве шли для украшения костюмов тогдашних модников. Работа над гранением таких камней шла не только на фабрике, но и дома у мастеров, имевших небольшие гранильные станки. Изготовленные в течение недели камешки (искры) по воскресеньям массами продавались в Петербурге. В начале ХIХ в. фабрикой руководил сын Иосифа Боттомома Александр. Проекты изделий выполняли художники Академии художеств. Боттом было поручено и обучить 4-х учеников. С этих пор появились династии потомственных камнерезов из приписанных "навечно" к фабрике удельных крестьян.

В 1740-е гг. во время царствования Елизаветы Петровны началось полномасштабное использование цветного камня в прикладном искусстве. На Петергофской шлифовальной мельнице изготовливались разнообразные вещи из агатов, яшмы, уральского малахита, сибирского нифрита и др. Из камней делали вазы, чаши, столешницы. Мелкие изделия (шкатулки, портсигары, эфесы шпаг, печати, броши, кольца) изготавливали из яшмы, сердолика, агата, халцедона. Здесь производилась и огранка алмазов, рубинов. На фабрике изготавливались главным образом мелкие предметы из-за трудности транпортировки монолитов с Урала, Алтая, Сибири.

 

С 1758 г. на фабрике открылась мозаичная мастерская. Первые работы были выполнены в технике римской мозаики, но уже во второй половине XVIII в. была освоена и флорентийская техника. Работами руководил итальянец Я. Мартини. На поиски камней отправлялись специальные экспедиции. В это же время русские мастера создают новую технику мозаики ("русскую"), имитирующую структура монолитного камня - яшмы, малахита. Изделия в этой технике казались высеченными из цельного камня. В 1761 г. фабрика получила заказ на создание мозаичного пола для Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. 

В 1763 г. по указу Екатерины II мельница перешла в ведение Академии художеств, президентом которой был И. И. Бецкой.

 

B 1775 (1777 ?) под руководством арх. И. Яковлева по проекту арх. Ю. М. Фельтена вместо деревянного здания мельницы началось строительство трехэтажного каменного здания. По указу Екатерины II на строительство была выделена сумма около 17 000 руб. Фактически расход составил 19 613 руб. Строительство  завершено в 1780 г. Над входом был помещен вензель Екатерины II. (К началу ХХ в. от этого здания остался западный корпус).

 

В 1800 г. Академию художеств возглавил граф А. С. Строганов. Он управлял и Петергофской шлифовальной мельницей в 1800-1811 гг. Это время называют "золотым" для  фабрики. В 1801 г. фабрика переименована в Гранильную фабрику. В 1801 г. Якова Рооде, командира мельницы с 1779 г., заменил Александр Боттом, сын механика. В 1804 г. был утвержден новый штат (86 чел.). Впервые введены разряды подмастерьев и мастеровых, введена отчетность. Фабрика начинает сотрудничать с ведущими архитекторами. По эскизам Дж. Кваренги, А. Н. Воронихина создаются произведения в стиле ампир из камня и бронзы. Для главного престола Казанского собора Воронихин создал проект дарохранительницы из порфиров, агатов, яшм и других камней; её части исполняли в Петергофе и Екатеринбурге.

 

После смерти гр А. С. Строганова гранильная мельница вошла в полосу полного бездействия (период 1816-1829).

В 1811 г. управление  было возложено на управляющего Кабинетом Е.И.В. графа Д. А. Гурьева. В 1812 г. мастер Егор Браун изготавливает в помещениях мельницы хириргические инструменты.

 

В 1816 г. граф Д. А. Гурьев предложил проект реорганизации. Был учрежден новый штат, поставлены новые механизмы, часть мастеровых передана на бумажную фабрику, часть переведена на Императорский Стеклянный завод. Фабрика получила официальное название Императорской гранильной фабрики.
Новое Положение обязывало мастеровых обучать гранильному и шлифовальному  ремеслу молодых. Наиболее способных  направляли на обучение рисованию в Академию художеств

В 1816 г. в помещениях Гранильной фабрик была устроена образцовая писчебумажная фабрика с машинным производством (впервые в России). Фабрика эта существовала до 1846 г. 

 

В 1829 г., когда фабрика перешла в подчинение Департаменту Уделов, директором стал Д. Н. Казин (1829-1848).

В 1847 г., в связи с закрытием бумажного производства вводится новый штат (99 чел.)  и новое Положение.  Фабрике предоставлено право на отыскание и добычу минералов в Пермской и Оренбургской губерниях, затем в районах Сибири и Забайкалья. Ежегодное содержание из казны определялось в 30 000 руб. На фабрике были установлены новые механизмы для распиловки блоков, толчения наждака, для резных (обронных) работ. Появилось училище на 20 учеников.

В 1830-1840-х гг. обширное строительство в Петербурге приводит к оживлению работ на Петергофской гранильной фабрике. Мастера Петергофской фабрики участвовали в создании Малахитовой гостиной в Зимнем дворце, С 1832 г. изделия фабрики отправлялись на ярмарку в Нижний Новгород. Продукция фабрики стала разделяться на разряды: «изящные или художественные» изделия для Императорского Дома, а также «обыкновенные и мелочные». Мелочные вещи продавались на территории завода, а также на Невском пр., в доме Энгельгардта, и в магазине комиссионера бумажной фабрики Антипова. Производятся изделия из малахита и золоченой бронзы. Декорирование бронзой происходило как в бронзовой мастерской, действующей при фабрике с 1830 по 1847 гг. (руководил чеканного дела мастер Ф. И. Ковшенков), так и фирмой «Английский магазин Никольса и Плинке».

 

В 1848-1858 гг. директором фабрики стал барон Николай Ефремович Бухгольц. В 1848 г.  организовано мраморное и паркетное отделение для исполнения мозаичных полов в "античном стиле", с 1850 для Исаакиевского собора, для Петергофа (Большой дворец), для Нового Эрмитажа. Для Старого Эрмитажа выполнены два камина (арх. А. Штакеншнейдер). Римские мозаики к каминам исполнены по рисункам худ. Императорского Фарфорового завода Пьера Буде. Мраморное отделение просуществовало до 1860 г. Большим событием в жизни Императорской гранильной фабрики было участие в работах Исаакиевского собора. "Работы наших мозаичистов для Исаакиевского собора составляют последнее слово мозаичного искусства в Европе" - писал в 1855 г. "Вестник изящных искусств".

Лазурит в 1860-е гг. становится излюбленным материалом. Делали: вазы, чаши, пьедесталы, шкафы, ларцы, бювары, столешницы, торшеры, корпуса для часов, подсвечники. В 1862 г. дворцовой церкви вел. кн. Михаила Николаевича было подарено 20 колонн из ляпис-лазури и яшмовый пьедестал к ковчегу. На фабрике изготавливали партии подарков членам императорской фамилии, иногда изделия фабрики продавали за границей.

 

Перемены в жизни Петергофской фабрики наступили в мае 1860 г. Новое положение освобождало мастеровых от обазательной службы. На 12 лет предоставлялись льготы от казенных податей, от рекрутской повинности. Мастеровые получали право на пенсию и медали за особые заслуги в работе. Фабрике разрешили брать частные заказы.  В училище при фабрике предпочтительно принимались сыновья мастеровых 10-14 лет, которые по окончании учёбы обязаны были отработать на фабрике не менее 10 лет. В XIX в. в художественной школе при гранильной фабрике работали акад. Шилов и худ. Буде. Продукция фабрики с начала 1860-х гг. связана с именем арх. И. А. Монигетти (1819-1878), по проекту которого была отделана Лионская гостиная Екатерининского дворца в Царском Селе. В период с 1860 до середины 1880-х гг. фабрика специализируется на изготовлении врезных, наборных и рельефных мозаик.

 

В 1875 г., при имп. Александре II, по случаю 100-летия здание фабрики было совершенно переделано. Перестроено практически полностью трехэтажное здание флигеля, пустовавшее после закрытия в 1860 г. мраморного отделения. Нынешнее здание гранильной фабрики (восточный корпус) перестроено из нижнего помещения бумажной фабрики, существовавшей с 1816 по 1847 г. Здание, выстроенное под наблюдением А. И. Резанова и А. Л. Гуна, состоит из 3-х этажного флигеля, предназначенного под гранильные мастерские. Фасад фабрики - в стиле строгого французского ренессанса времен Людовика XVI, - весьма удачный и вполне соответствует назначению самого здания. От старого строения остались после перестройки  только одни каменные стены, все остальные части и приспособления сделаны заново. Сюда перевели мозаичные и гранильные мастерские, тут же находился приемный зал и музей. Уцелевшая часть екатерининского здания (западный корпус) перешла в военное ведомство. Здание, соединявшее корпуса, впоследстви было разобрано. Переустройсто обошлось в 142 000 руб.

Вместо деревянного шлюза, проводившего прежде на фабрику воду, которая приводила в движение обыкновенные колеса, теперь устроена чугунная труба, которая доставляет воду; последняя падает с высоты 3 этажа и приводит в движение две турбины, в 15 сил каждая. Турбины сообщают движение всему механизму; последний устроен на с.-петербургском металлическом заводе под наблюдением директора завода г. Креля.

Новое здание по внутреннему устройству вполне соответствовало требованиям новой техники: станки для первоначальной, грубой обделки материалов установлены в нижнем этаже; здесь пол выстлан плитой и отчасти бетоном; потолки первого и второго этажей основаны на чугунных столбах, а главные балки раскреплены железными струнами; последние снабжены муфтами для стягивания или ослабления струн, смотря по надобности. Просторная мраморная лестница ведёт во второй этаж, где расположен большой и хорошо освещенный зал, в котором производятся более тонкая обделка камней и мозаичные работы. В третьем помещены минералогический кабинет, выставка изделий, рисунки и модели и кладовая; последняя расположена в галерее, по которой проходит русло поднятой наверх воды; потолок поддерживается деревянными столбами. Все здание обогревается тремя духовыми печами, расположенными в нижнем этаже; освежение воздуха в мастерских, а также отопление устроены г. Крелем по его системе. Для подъема тяжестей в верхние этажи установлен гидравлический аппарат. Все помещения значительно расширены сравнительно с прежними и лучше освещены. При фабрике с 1830 г. существует школа для подготовления детей мастеровых к практическим работам; в настоящее время школа помещается в особом двухэтажном каменном флигеле, примыкающем к главному корпусу здания; в нем же устроены помещения для конторы и архива.

(Зодчий», 1875, Вып. 7-8, С. 93)

 

С 1886 г. директором фабрики стал академик А. Л. Гун (1886-1911). Основные изделия исполнялись по его рисункам. Многие предметы, сделанные в этот период, обладали высокой художественной выразительностью. До Гуна продукцию предприятия отличалась стилевым разнообразием. Изделия изготовляли в греческом, романском, восточном, японском, китайском стиле, в стиле Людовика XV, Людовика XVI. С середины 1880-х гг. появились новые художественные тенденции - преобладание предметов в древнерусском и византийском стилях. В течение десятилетий фабрика выпускала братины, чарки, стопы с крышками, стаканы, ковши, выточенные преимущественно из нефрита.

 

С середины XIX в. Петергофская фабрика стала завоевывать мировую славу; её работы экспонировались на международных и отечественных выставках, получали почётные награды, вызывая восторг высоким мастерством исполнения. Первый крупный успех состоялся на международной Лондонской выставке в 1851 г., где был представлен стол из камней врезной Флорентийской мозаики с бронзовым вызолоченным подстольем и шкатулка с мозаикой и барельефами из драгоценных камней. На Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 г. демонстрировались  три шкафа с панно-вставами, выполненными в технике флорентийской мозаики. Шкафы, исполненые по заказу Александра III и Марии Феодоровны, были отнесены к наиболее блестящим украшениям всей выставки.

В проектировании произведений из цветного камня принимали участие Г. И. Боссе (1812-1894), П. И. Красновский (рисунки цветов для мозаик), Д. И. Гримм (1823-1898), А. И. Резанов (1817-1887), В. А. Горностаев (учитель рисования и лепления в фабричной школе с 1877 по 1891), П. И. Кудрявцев (Остащенко-Кудрявцев, 1839-1891), Н. В. Набоков (1838 - после 1907), М. П. Клодт (1835-1914), В. П. Верещагин (1835-1909). Для Петергофской фабрики делал рисунки каменных вещей и Е. Е. Лансере (1875-1946).

 

В 1890 г. была начата работа по изготовлению гробниц (проект А. Л. Гуна) для Петропавловского собора, которая завершилась в 1905 г. В заказе участвовали все три камнерезные фабрики России. На Колывани  приготовлен монолит ревневской серо (зеленой яшмы) для надгробия имп. Александра II, а на Екатеринбургской - обрезана уникальная по размеру и качеству глыба орлеца для надгробия императрицы Марии Александровны. В 1889 г. глыбы доставили в Петергоф. Ввиду нехватки высоты и света в здании фабрики, пришлось освободить часть корпуса, предоставленного военному ведомству. Обработка продолжалась до 31 декабря 1905 г., Стоимость каждого саркофаги - 59 000 руб. 17 января 1906 г. их доставили в Петропавловский собор.

 

На 1909 г. здание фабрики трехэтажное. В 1-м и 2-м этажах помещаются механизмы, приводимые в движение водой, для чего в особой пристройке установлены две турбины по 15 сил. Этот же двигатель доставляет и электрическую энергию для освещения здания. Главная лестница снабжена красивыми мраморными перилами местной работы. В 3-м этаже находится музей, где хранятся образцы различных каменных пород и некоторые произведения фабрики. Из них замечательны: шкафчик с панно мозаической работы, изображающее тропический пейзаж, несколько красивых малахитовых ваз, маленькая модель Исаакиевского собора, выточенная из дерева с воспроизведением мельчайших деталей. На фабрике заняты 30 человек рабочих, разделенных на три группы: мастеров, подмастерьев  и мастеровых. Все служащие на фабрике живут в принадлежавших ей зданиях, образуя как бы особую колонию у Фабричной канавки. Канавка эта служит для продвижения механизмов фабрики и проведена из Английского пруда. Близ фабрики она образует небольшой пруд с водоподъемной башней. Перед зданием Гранильной фабрики лужайка, посреди которой помещен в круглом бассейне фонтан, украшенный посеребренной фигурой лебедя.

(Путеводитель по Петергофу к 200-летию Петергофа. СПб, Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. С. 162-168 Наталия)

 

В 1911 г. должность директора занял бывший директор Екатеринбургской гранильной фабрики В. В. Мостовенко. Этот завершающий этап деятельности Императорской Петергофской гранильной фабрики связан с большими работами по совершенствования оборудования, увеличению мощности силовых установок, переводу станков на электричство. Но обновить станки фабрика не успела из-за начавшейся Первой мировой войны. Помимо изделия для царского двора, фабрика выпускала мелкие бытовые предметы - набалдашники для тростей и зонтов, лоточки, ножи для разрезания бумаги. К Пасхе исготавливалось огромное количество яиц из цветных камней.  Во время Первой мировой войны фабрика произодила и технические изделия.

 

К крупным заказам XX в. относится начатая еще при А. Л. Гуне каменная отделка свода шатра (сени) в Храме Воскресения Христова. Храм возводился на месте убийства имп. Александра II на Екатерининском канале. К работам фабрики относятся колонны сени из яшмы, великолепная мозаика ее свода и граненый хрустальный крест на ней, а также три хрустальных креста на главном иконостасе.

Из работ культового характера - изготовление мозаичного Распятия по рис. В. П. Верещагина, частей дарохранительницы на престол Великокняжеской усыпальницы при Петропавловском соборе по рис. Л. Н. Бенуа (1856-1928), мозаика для престола Морского собора в Кронштадте. Для работы фабрики использовались мраморы Карелии, яшмы, кварцы и порфиры Алтая, а также импортные цветные камни.

 

После революции фабрика продолжала выпускать продукцию для нужд народного хозяйства и изготавливала изделия из камней на экспорт. В 1929 г. фабричные мастера-камнерезы участвовали в отделочных работах мавзолея В. И. Ленина, в 1930-х - в создании рубиновых звезд Московского Кремля. Изготовление технических изделий из твердых камней становится в это время основным производством фабрики.

 

В 1930-е гг., в связи с ростом потребности страны в технических камнях, производство художественных изделий из камня передается на завод № 2 Треста "Русские самоцветы".

В 1932 г. фабрика переименована в Государственный завод точных технических камней (ТТК-1) Союзного Треста № 13 Народного Комиссариата Оборонной Промышленности СССР. Основной профиль выпускаемой продукции - технические камни для измерительных приборов и часовых механизмов. Завод был единственным в стране предприятием, выпускающим точные технические камни, которые до указанного времени ввозились из-за границы.

С 1935 г. завод приступил к выпуску изделий из твердых камней для Военного ведомства СССР и часовой промышленности. Уже уже в 1940 г. завод мог снабдить московский часовой завод полной комплектацией часовых камней, что позволило отказаться от ввоза их импорта.

Ленинградский завод № 823 (Гранильная фабрика) в 1942 г. эвакуирован в г. Кусу (Урал)на гранильную фабрик.

Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен и сожжен.

В 1946 г. было принято решение о восстановлении старейшего предприятия страны.

В 1954 г. завод переименован в Петродворцовый часовой завод. С 1962 г. здесь выпускались наручные часы и будильники Ракета. В 1974 установлена линия автоматизированной сборки часов (впервые в стране).

 

В середине 1990-х произошла приватизация завода. В 2000 - прекращен выпуск часов Ракета, возобновлен в 2003. Завод, мощности которого расчитаны на выпуск 400 тыс. часов в месяц, выпускал в это время 3500.

Правоприемником санкт-петербургской школы ювелиров и камнерезов стало объединение Русские самоцветы.

 

  подробная послеровюционная история см. Петродворцовый часовой завод

 

([171]. С. 443-447)

(сайт spbarchives.ru)

(В. Скурлов. Камнерезное искусство России: история и основные центры)

(докум. фильм "История русских часов")

(Мавродина Н. М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. Каталог коллекции.- СПб.: Государственный Эрмитаж. 2007.)

(док фильм "Первые часы с автоподзаводом в СССР". 1971 г.)   (добавил Mary)

  • фото

    Яндекс-панорама.
    (добавил snegir)

  • фото

    Корпус.
    арх. Фельтен, 1777.

  • фото

    Вид с юго-запада.
    Фото - Влада, 11.2017.

  • фото

    Фото - Mary, 04.2012.

  • фото

    Дворовые фасады.

  • фото
  • фото

    Фото - Влада, 11.2017.

Императорская гранильная фабрика в Петергофе

"Зодчий", 1875 

В день столетней годовщины этого учреждения, 26 июля, в Петергофе происходило торжественное освящение заново перестроенного под фабрику здания и празднование векового юбилея Императорской гранильной фабрики.

Торжество совершилось в присутствии Их Императорских Величеств и началось молебном, после которого новая постройка была окроплена св. водой; затем Государю Императору был поднесён подарок - массивная чернильница, сработанная по рисункам А. Л. Гуна. Чернильница сделана из тёмно-зелёной яшмы и украшена фигурой Екатерины II - основательницы гранильной фабрики (1775 г.); фигура, а также орнаменты отлиты из тёмного (покрытого окисью) серебра; она изображает Императрицу сидящею на стуле, с планом фабрики в левой руке, а правой рукой подпирающею голову; спереди пьедестал украшен мозаичным изображением гранильной фабрики, художественно исполненным главным мастером г. Каковиным. Модели были сработаны художниками гг. Чижовым и Лапиным; отливка и чеканка статуи и орнаментов исполнены Английским магазином. Для Ее Величества был приготовлен на фабрике великолепный мозаичный с шифром Императрицы альбом на фоне из ляпис-лазури, по рисунку А. Л. Гуна; работа моделей и серебряной оправы принадлежит Английскому магазину. Оба подарка представляют замечательные произведения искусства, как по компоновке, так и по выполнению. Затем происходил осмотр всего здания и пущенного в действие нового привода с механизмом. Торжество заключилось завтраком, сервированным в музее для гостей, а для мастеров в нижнем этаже фабрики.

 

Прежде описания новой постройки, мы сообщим некоторые исторические сведения о петергофской гранильной фабрике.

Еще в 1725 г., по повелению Петра Великого, в Петергофе была выстроена для полировки стёкол мельница, которая 6 лет спустя была уничтожена пожаром; мельницу не возобновляли и вместо нее поставили в особом сарае полировальную машину, и только в царствование императрицы Анны Иоанновны была вновь выстроена мельница для шлифования и полировки яшм и других камней. В 1774 г. Екатерина II повелела тогдашнему директору строений и садов - Бецкому приступить к постройке «шлифовальной каменной мельницы», которая императором Александром I была переименована в 1816 г. в «Императорскую гранильную фабрику».

С 1830 г. деятельность гранильной фабрики начинает заметно расширяться: при ней производство мозаичных работ значительно увеличивается и улучшается в качестве, учреждается школа и принимаются меры к безостановочному снабжению мастерских разнородными цветными камнями из Сибири и из-за границы, а 18 лет спустя открывается особое отделение для производства мраморных изделий.

 

Учреждение мраморного отделения было вызвано требованием одновременно производства в значительных размерах мраморных работ для Исаакиевского собора, нового эрмитажа и устройства петергофских фонтанов.

Нынешнее здание гранильной фабрики перестроено из нижнего помещения бумажной фабрики, существовавшей с 1816 по 1847 год. Новое здание, выстроенное под наблюдением А. И. Резанова и А. Л. Гуна, состоит из 3-х этажного флигеля, предназначенного под гранильные мастерские. Фасад фабрики - в стиле строгого французского ренессанса времен Людовика XVI, - весьма удачный и вполне соответствует назначению самого здания. От старого строения остались после перестройки  только одни каменные стены, все остальные части и приспособления сделаны заново. Вместо деревянного шлюза, проводившего прежде на фабрику воду, которая приводила в движение обыкновенные колеса, теперь устроена чугунная труба, которая доставляет воду; последняя падает с высоты 3 этажа и приводит в движение две турбины, в 15 сил каждая. Турбины сообщают движение всему механизму; последний устроен на с.-петербургском металлическом заводе под наблюдением директора завода г. Креля.

Все механические приборы для обделки камней и металлов устроены по новейшим и лучшим образцам: станки для первоначальной, грубой обделки материалов установлены в нижнем этаже; здесь пол выстлан плитой и отчасти бетоном; потолки первого и второго этажей основаны на чугунных столбах, а главные балки раскреплены железными струнами; последние снабжены муфтами для стягивания или ослабления струн, смотря по надобности. Просторная мраморная лестница ведёт во второй этаж, где расположен большой и хорошо освещенный зал, в котором производятся более тонкая обделка камней и мозаичные работы. В третьем помещены минералогический кабинет, выставка изделий, рисунки и модели и кладовая; последняя расположена в галерее, по которой проходит русло поднятой наверх воды; потолок поддерживается деревянными столбами. Все здание обогревается тремя духовыми печами, расположенными в нижнем этаже; освежение воздуха в мастерских, а также отопление устроены г. Крелем по его системе. Для подъема тяжестей в верхние этажи установлен гидравлический аппарат.

Все помещения значительно расширены сравнительно с прежними и лучше освещены. При фабрике с 1830 г. существует школа для подготовления детей мастеровых к практическим работам; в настоящее время школа помещается в особом двухэтажном каменном флигеле, примыкающем к главному корпусу здания; в нем же устроены помещения для конторы и архива. В школе воспитываются 20 мальчиков, которых обучают грамоте, закону Божию, черчению и лепке; по окончании курса они поступают мастеровыми на гранильную фабрику.

В настоящее время комплект занимающихся исполнением работ на фабрике состоит из 50 человек; из них: 10 мастеров и столько же подмастерьев; при них 30 мастеровых, из которых  - 1/3 первого разряда, а остальные 20 - второго разряда. Ближайший надзор за техническим производством работ поручен главному мастеру и его помощнику.

(«Зодчий», 1875, Вып. 7-8, С. 93, добавил miraru1 )

 

Путеводитель по Петергофу к 200-летию Петергофа. 1909 

По левую сторону шоссе (если идти от Нижнего сада) возвышаются два 3-этажных каменных здания с обширной площадкой перед ними. В восточном здании помещается Императорская гранильная фабрика, старейшая из трех существующих в России. Мысль об устройстве в Петергофе учреждения такого рода принадлежит Петру Великому, который в последний год своего царствования велел устроить здесь мельницу для полирования стекол. Мельница начала действовать уже по смерти основателя, в 1731 г. Деревянное здание находилось на том месте, где устроен большой водоспуск Английского пруда. Здание это сгорело. Императрица Анна веделела восстановить его на том же месте и приспособить для шлифования "ясписовых и прочих камней".

 

В 1775 г. Екатерина II выстроила для "шлифовальной мельницы", как называлась тогда фабрика, обширное каменное здание на том месте, где она находится теперь. От этого здания теперь остался нынешний западный корпус, соединенный более низкой частью с восточным, теперь уже не существующим. Сначала фабрика занималась шлифованием твердых камней (яшм, агатов и др.) и выделыванием из них различных декоративных предметов. Впоследствии приглашенный на службу итальянец Боттони обязался здесь также "алмазы брильянтровать и цветные камни гранить". Это производство вскоре заняло много рук, потому что мелкие граненые камни (аквамарины, топазы и т.п.) в большом количестве шли для украшения костюмов тогдашних модников. Работа над гранением таких камней шла не только на фабрике, но и дома у мастеров, имевших небольшие гранильные станки. Изготовленные в течение недели камешки (искры) по воскресеньям массами продавались в Петербурге. Помимо этой работы, фабрика еще при Елизавете Петровне делает опыты изготовления каменных флорентийских мозаик, но в небольшом количестве. При Павле I производство фабрики с уменьшением былой роскоши Двора и общества сильно сократилось, так что Император Александр I нашел возможным в свободных помещения мельницы устроить образцовую писчебумажную фабрику с машинным производством (впервые в России). Фабрика эта существовала до 1846 г. Расцвет деятельности фабрики относиться к правлению Императора Николая I, когда она была передана в удельное ведомство. Число работ сильно возросло, поэтому увеличелось и количество рабочих. При фабрике учреждено было особое училище, где дети рабочих стали обучаться грамоте, черчению, лепке и готовились практически к работам под управлению опытных мастеров. В 1847 г. при фабрике было открыто мраморное отделение, сущестовавшее до 1860 г. При имп. Александре II все здание фабрики было совершенно переделано. Самая фабрика была помещена во вновь отстроенном корпусе, где помещается и теперь. Уцелевшая часть екатерининского здания перешла в военное ведомство. Здание, соединявшее корпуса, впоследстви было разобрано.

 

Работы петергофской фабрики весьма многочисленны и разнообразны и заслужили ей почетную известность не только в России, но за границей. Все они большей частью рассеяны по различным дворцам и общественным сооружениям. Одной из первых работ являетсм яшмовая колонна на малахитовом пьедестале, огруженная топазовыми пирамидами с гербами губерний России. Колонна увенчана фигурой Екатерины II. Вещь эта, сделанная в память постройки Императрицей нового здания, хранится в Эрмитаже. Там же имеются мазаичные полы, сделанные петергофской фабрикой и исправленные ею мозаики пола храма Херсонеса Таврического. Камины и мраморные колонны Эрмитажа тоже работа петергофской фабрики. В самом Петергофе имеется множество работ ее, как крупных так и мелких. Таковы полы в Царицинском павильоне и Бельведере (римская мозаика), все мраморные работы Самсона и Большого грота в Нижнем саду. В зимнем дворце в Петербурге фабрикой сделано, помимо многих других украшений, 8 малахитовых колонн. В 1834 г. сделаны две великолепные малахитовые вазы в подарок шведскому королю. Вся внутрення обшивка стен Исаакиевского собора, многочисленные инкрустации, малахитовые и знаменитые ляпис-лазуревые колонны иконостаса тоже произведения Гранильной фабрики. Общая стоимость их около 1 млн руб. Из новейших работ фабрики особенно замечательны: мазаическое распятие удивительно тонкой и художественной работы, украшающее собой новую усыпальницу при Петропавловском соборе в С.-Петербурге. В том же соборе - два величественных саркафага над могилами Императора Александра I и Императрицы Марии Александровны. Один их зеленой яшмы, другой из розового орлеца. В Храме Воскресения Христова, что на месте смертельного поранения Императора Александра II, украшения сделаны большей своей частью в Петергофе. К работам фабрики относятся колонны сени из яшмы, великолепная мозаика ее свода и граненый хрустальный крест на ней, а также три хрустальных креста на главном иконостасе. Произведения фабрики нередко появлялись на выставках русских и заграничных (в Лондоне, Париже, Вене и Чикаго), везде вызывая величайшее изумление тонкостью своего исполнения.

 

Здание фабрики трехэтажное. В 1-м и 2-м этажах помещаются механизмы, приводимые в движение водой, для чего в особой пристройке установлены две турбины по 15 сил. Этот же двигатель доставляет и электрическую энергию для освещения здания. Главная лестница снабжена красивыми мраморными перилами местной работы. В 3-м этаже находится музей, где хранятся образцы различных каменных пород и некоторые произведения фабрики. Из них замечательны: шкафчик с панно мозаической работы, изображающим тропический пейзаж, несколько красивых малахитовых ваз, маленькая модель Исаакиевского собора, выточенная из дерева с воспроизведением мельчайших деталей. На фабрике заняты 30 человек рабочих, разделенных на три группы: мастеров, подмастерьев  и мастеровых. Все служащие на фабрике живут в принадлежавших ей зданиях, образуя как бы особую колонию по фабричной канавке. Канавка эта служит для продвижения механизмов фабрики и проведена из Английского пруда. Близ фабрики она образует небольшой пруд с водоподъемной башней. Перед зданием Гранильной фабрики лужайка, посреди которой помещен в круглом бассейне фонтан, украшенный посеребренной фигурой лебедя. 

(Путеводитель по Петергофу к 200-летию Петергофа. СПб, Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. С. 162-168 Наталия)

  • фото
  • фото

    Стол Флорентийской мозаики.
    1850-е гг.
    (фото fomasovetnik.livejournal.com)

  • фото

    Шкафы с
    панно-вставами.

  • фото

    1890-е гг.

  • фото

    (фото из сети?)

  • фото
  • фото

    Камин
    Малахитового зала.

  • фото

    Ваза в форме кратера.
    Петергофская гранильная фабрика.
    1830. (малахит, бронза)

  • фото
  • фото

    (добавил Mary)

  • фото
  • фото

    В храме
    Воскресения Христова

09.2017. 
Комплекс зданий и участок Петергофской гранильной фабрики, старейшего в стране производства по художественной обработке цветного камня, продадут на торгах в ноябре 2017 г. Стартовая цена - 95 млн рублей.
В сообщении конкурсного управляющего ЗАО «Кавалькада», которому принадлежит комплекс, говорится, что все объекты включены в один лот. С молотка пустят четырехэтажное нежилое здание главного производственного корпуса фабрики площадью 8568 кв. м, трехэтажное нежилое здание корпуса манометров, 1980 кв. м, и трехэтажное административное здание, 2277 кв. м. Также на аукцион выставлены здание насосной станции, одноэтажный корпус литьевого цеха на 1075 кв. м и трансформаторная подстанция. Вместе с ними продается земельный участок на 27,4 тыс. кв. м для размещения промышленных объектов с правом аренды до 2052 г.
Главный производственный комплекс является объектом культурного наследия федерального значения. Другие сооружения, кроме хозпостроек, также обременены охранными обязательствами.
Торги в форме конкурса на повышение цены пройдут на площадке «Фабрикант» 6 ноября.     (fontanka.ru .2017.09.05)

 

 

 

1988: Объединение "Петродворцовый часовой завод" Главчасювелирпрома - Фабричная канавка, 1  (Спр. ЛГТС 1988. С. 320)

 

 

Федеральный памятник.   Здание Гранильной фабрики.  1777; 19-20 вв. (перестроено), арх. Фельтен Ю.М. 
г. Петергоф, Фабричная ул., 1 лит О.       Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

Также объекты охраны по этому постановлению:

Фабричная канавка с рядовой посадкой деревьев по обоим берегам, XIX в. - вдоль Фабричной ул.;

Мост, XVIII - XIX вв., 1950-е гг. (перестройка) - через Фабричную канавку:

Парк в Фабричном овраге - 1845 г., инж. Пилсудский М. И., садовый мастер Эрлер П.И. - между Ленинградской ул. и Фабричной ул.

 

Фото из  ** - Распорядение Комитетапо гос. конролю, использованию и охране памятников истории и культуры. 18.10.2016.

  • фото

    Северный фасад.

  • фото

    Парадный вход.

  • фото
  • фото

    фото из [**]

  • фото

    Восточный фасад.

  • фото

    Юго-восточный фасад.

  • фото

    Лестничный спуск
    к главному входу.

  • фото

    Портик над входом.

  • фото

    Интерьеры помещения 1Н.

  • фото

    Мощение из
    керамической плитки.

  • фото

    Лестничная клетка
    (между 2 и 3-м этажами)

  • фото

    Перила.

  • фото

    Интерьеры помещения 2Н.

  • фото
  • фото
  • фото

    Железный порог при выходе
    из парадного входа.

  • фото

    Люк от бывшего
    фонтана.

  • фото
  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    фото из [**]

  • фото

    Дворовые фасады.

  • фото
  • фото

    Фото - Влада, 11.2017.

  • фото

    Вид с юго-запада.
    Фото - Виктор М, 04.2016.

18 комментариев
6496 просмотров
Добавил: Mary, 7 Апреля 2012, 18:17
Редактировано: 24 Октября 2018, 19:18
Оцените:
(10 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house20868.html' target='_blank'>Гранильная фабрика -Завод точных технических камней - Петродворцовый часовой завод на Citywalls.ru</a>
Всего 19 комментариев
  • Вчера в 11:10

    В дополнение к моему предыдущему комментарию:

     

    Фрагмент плана Петергофа 1944 г. (на котором, очевидно, зафиксировано предвоенное состояние):

     

     

    Здесь видно такое же расположение корпусов, что и на плане 1909 г.

     

    Таким образом, можно не предположительно, а совершенно уверенно говорить, что перестройка с объединением двух корпусов произошла уже после войны. 

  • Вчера в 11:43
    Ответ на "В дополнение к моему предыдущему комментарию: Фра" от S.P.

     Объединение двух корпусов однозначно было до войны, на плане не совсем точные данные. На АФС 1939 г. корпуса уже объединены

  • Вчера в 11:55
    Ответ на "Объединение двух корпусов однозначно было до войны" от vladimir-2013

     Да, действительно. Интересно бы знать, когда. И был ли при этом объединении уже сразу изменен фасад.

     

    И кстати: не могли бы Вы дать ссылку на аэрофотосъемку?

  • Вчера в 12:03
    Ответ на "Да, действительно. Интересно бы знать, когда. И бы" от S.P.

     АФС есть в о многих местах, ну например тут http://www.retromap.ru

  • Вчера в 12:35

    В связи с этим возникает еще один вопрос.

     

    Везде пишут, что скульптура Петра I с маленьким Людовиком XV на руках исчезла во время войны. Может быть, и так, но где же она находилась перед войной? На старом месте, между двумя корпусами Гранильной фабрики она уже не могла стоять.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27098
Готовится: 171
Посетители
Гостей: 151
Всего сегодня: 3334