Публикация

Крестовский жилмассив

Здание на карте
фото
Архитекторы: Дмитриевский В. Д.
Латынин В. А.
Носов Н. Н.
Год постройки: 1931-1933
Стиль: Конструктивизм

 

Крестовский жилмассив

 

1931-1933 - Дмитриевский В.Д., Латынин В.А., Носов Н.Н.

 

фото любезно предоставлены south_thungus

  • фото

    фото взято с oldspb.ru сделано
    до войны.Слева - дом №22 по
    Морскому пр. Справа - дом №20.

  • фото

    Общежитие. Видны еще
    деревянные дома
    на Морском пр.
    (фото www.oldsp.ru)

  • фото

    (добавил
    YURIY ALEKSANDROV)

  • фото

    (Материалы к отчету о работе
    Петроградского райсовета XIII
    созыва.
    Январь 1931 - ноябрь 1934.

    (добавил MANOLA)

  • фото

    «Смена» №188(2811) от 16.08.1934 г. (С.4)
    (добавил lenarch)

  • фото

    Морской пр. 1939.
    Слева корпуса общежитий,
    четные номера домов.
    pastvu.com

  • фото

    Предположительно вид на
    дом 33 из окна д. 29. 1950-е годы.
    добавил Rumm)

  • фото

    Вид с Морского пр.
    на общежитие
    pastvu.com

  • фото

    аэрофотоснимок 1966 г.

  • фото
  • фото

    Фрагмент карты TOP PLAN
    "Санкт-Петербург-2001".
    (добавил Discostu)

  • фото

    Дом 26 по Морскому пр.
    Фото из ЕИСТ-2002
    (между 1999 и 2001)
    (добавил Виктор М)

Крестовский жилмассив - пример успешного градостроительного решения крупного жилого комплекса, который включал 12 жилых домов:

 - 5 домов квартирного типа по нечетной стороне Морского проспекта 

№ 29, №33, №37, №43 и № 45

 - 7 домов общежитий с одним коридором на весь этаж по четной стороне проспекта

№18, №20, №22, №24, №26, №28, №30;

 - котельную д.24а,

- детсады и школы. 

Точный план размещения зданий можно видеть на военной аэрофотосъемке. 

Схема TOP PLAN 2001 показывает, что часть зданий были к 2001 уже снесены: нет двух квартирных домов на нечетной стороне и двух общежитий на четной стороне проспекта.  

Полностью Крестовский жилмассив исчез в середине 2000-х годов. Остался только один дом, который как пишут в прессе вот-вот должен быть продан для сноса, т.к. он не имеет статуса памятника..  


"За годы Советской власти Крестовский остров преобразился.Вместо деревянных домишек возникли капитальные здания, благоустроенные проспекты (Морской, Крестовский). В 1931-1933 гг. на острове был создан Крестовский жилмассив (арх. В.Д. Дмитриевский, В.А. Латынин, Н.Н. Носов, И.В. Рянгин, С.Н. Перк). Это был один из первых экспериментов по широкого применения индустриального монолитнобетонного строительства в Ленинграде. За два года было возведено 12 больших четырехэтажных корпусов, определивших направление и характер застройки Морского проспекта, ставшего теперь главной магистралью острова. Архитектура зданий аскетична, характерна для первых лет массового жилищного строительства.
"Архитектурный путеводитель по Ленинграду", под ред. д-ра арх. Пилявского, Г.А. Оль "Кировские острова", стр.209.Изд-во литературы по стр-ву, 1971

 

"...Дома четырехэтажные. Фасадная стена домов - трехслойная бетонная с заполнением шлаком в качестве утеплителя.

Перекрытия и лестницы - деревянные.
Хотя внешний вид домов справа и слева Морского проспекта был идентичен, что определялось конструкцией и технологией возведения домов, но внутри они весьма различались.
Левые 7 домов (по нечетной стороне проспекта) - это и были коридорные общежития фабрики "Красное знамя". 
Правые ... дома были квартирного типа на 10 лестничных клеток (6 на одну сторону дома (по 3 с каждой стороны) и 4 по центру на другую). На каждом этаже лестничной клетки располагалось по две трехкомнатные квартиры с кухней, ванной и туалетом. Я не знаю, когда появилось центральное отопление, но в каждой кухне имелась кирпичная дровяная печь с общим дымоходом на все этажи.
Самый первый со стороны парка квартирный дом был снесен примерно в 1978г. в связи с обрушением перекрытия. Оставшиеся три дома №43, №37 и №35 простояли до 2005г. после чего были расселены и снесены." 

Из воспоминаний жителя Крестовского жилмассива архитектора Д.

 

В 2012 из всего комплекса жилмассива сохранился только один бывш. квартирный жилдом №29

Общежитие дом 22 по Морскому пр.: на oldspb.ru приведена информация, что дом сгорел в начале 1990-х, когда он был уже почти расселен.

  • фото

    квартирный дом №37

  • фото

    квартирные дома №37 и №43

  • фото

    общежитие дом №18

  • фото

    общежитие дом №20
    (справа виден №18)

  • фото

    общежитие дом №24

  • фото

    котельная дом №24а

  • фото

    детсад
    (Крестовский пр.15)

  • фото

    здание
    (Крестовский пр.)

 

Стадион «Динамо» являлся частью крупного района нового строительства на Крестовском острове. В соседних кварталах в начале 1930-х гг. был спланированный в системе строчной застройки — торцами корпусов к улицам. Здесь впервые внедрялись экономичные индустриальные методы работ: типизация и стандартизация элементов, монолитная бетонная структура с легким заполнением. Такая технология получила название ЛДН по фамилиям проектировщиков: В. А. Латынина, Б. В. Дмитриевского и Н. Н. Носова. Уникальным экспериментом скоростного строительства стало сооружение в 1932 г. бетонного дома «Тахитектон» («Движущийся строитель») по технологии, разработанной И. В. Рянгиным (Крестовский пр., 11). Все секции протяженного здания длиной 206 метров были отштампованы, одна за другой, в перемещающейся по рельсам опалубке в течение всего 44 дней.

http://www.gradpetra.info/?p=hist_hom&des=&rn=&street=Динамо пр.&home=44&t=strh

  • фото

    У дома №37 (1993 г.)

"... знакомая жила в одном из этих домов, на месте этого дома сейчас метро....  Лестница в доме деревянная, соотв. и перекрытия тоже, кухня 5 метров, квартира 3х комнатная, комнаты примерно 16-18 м2. При входе довольно просторный холл. Отдельная квартира дана была деду этой дамы, известному, в прошлом, музыковеду. В то время (1930е) считалась шикарной."

Алексей von Fricken

 

"...показательна трагическая судьба Крестовского жилмассива. Там были 4-этажные дома в системе строчной застройки. Между ними зелень. Прекрасно найдены были пропорциональные отношения в пространстве между этими жилыми корпусами и участками зелени. Строчная застройка - это когда дома стоят не вдоль улиц, а перпендикулярно такими линиями, строчками как бы. Это в новый в тот период был принцип застройки, а главное - он давал дышать. А теперь представьте, что такое Крестовский жилмассив в то время - рядом стадион "Динамо", с другой стороны Елагин остров, который тогда превращался в Центральный парк культуры и отдыха имени Кирова. То есть создавалась некая идеальная социальная среда.

В то же время [в общежитиях] кухня одна на всем этаже, комнатно-коридорная планировка первой очереди.

Во второй очереди, там уже квартирная планировка, но места мало, кухни крошечные, звукоизоляция. И в итоге что мы имеем сегодня - от этого уникального градостроительного эксперимента не осталось ничего. Крестовский жилмассив полностью снесен."

Б.М. Кириков

http://archi.ru/events/news/news_present_press.html?nid=11575

 

  • фото

    Снос расселенных жилых домов -
    Крестовский остров,
    Морской пр., 18, 20.
    сайта olvex.ru

  • фото
  • фото

    (добавил Влада)

49 комментариев
9612 просмотров
Добавил: sperling, 30 Марта 2012, 21:31
Редактировано: 5 Марта 2023, 14:45
Оцените:
(15 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house20729.html' target='_blank'>Крестовский жилмассив на Citywalls.ru</a>
Всего 49 комментариев
  • 30 Марта 2012, 23:21

    Прекрасно, გენაცვალე. Но заглавное фото надо сделать траурным.

  • 30 Марта 2012, 23:36

    фото взято с oldspb.ru
    сделано до войны.


    Почему в титуле целый жилмассив, если дан адрес одного дома?

  • 30 Марта 2012, 23:58

    Да, это по сути, реквием по жилмассиву. Разделять публикацию на дома нет смысла - их уж нет, и они похожи - там всё описано. 

    Сюда можно заходить, чтобы тихо помолчать об утраченном, о том как люди здесь жили.  Примерно так как приходят на кладбище. 

    Я сделал пока что смог с помощью коллег, чтобы в памяти окончательно не стерлись воспоминания. Я вижу эти дома так как будто они еще стоят свободно, открыто солнцу, свежему ветру с залива.

    Но уже выросло поколение, которое ничего этого не видело или видело обугленные останки жилых домов.  

    Как это подавать и оформлять с точки зрения нумерации пока не знаю, но может будет найдено решение. 

    Но суть в том. что это был единый комплекс, а не просто ряд домов вдоль некоей улицы.   

  • 31 Марта 2012, 00:04

    Нужно датировать фото.

    У нас же есть примеры публикаций, когда в титул вынесено неск. адресов. Либо нужно дать в титул Жилой дом Крестовского жилмассива (это не тавтология, т.к. мы же знаем, что жилмассив - это комплекс зданий и площадок для жизни в пределах массива).

    И поправить ДО ВОЙНЫ.

  • 31 Марта 2012, 14:11

    Я думаю, что будет правильно поставить некий памятный знак или информационный стенд, сообщающий современникам, что здесь в 1930-е гг. был реализован масштабный социальный и инновационный строительный проект - Крестовский жилмассив.

    Это был реальный крупный инвестиционный проект  городского масштаба и замалчивать этот факт просто глупо и непатриотично. Этот жилмассив - реальное дело на благо простых горожан, сделанное городской властью. ( Сейчас там царит явно выраженный  интерес кучки богатеньких жить лучше серой массы горожан в комфорте среди парков). 

  • 31 Марта 2012, 14:21

    Авторов жилмассива трудно назвать архитекторами, да они бы и сами обиделись на такое «архаичное» звание. Дмитриевский, Ладынин, Носов, по фамилиям которых этот тип конструкций получил название ДЛН, – прежде всего инженеры, разработчики революционного железобетонного строительства, актуального и теперь, когда дома только рядятся в кирпич. В 1920-е, наоборот, бетонные плиты нередко имитировали грубой штукатуркой, тогда как истинные конструкции были деревянными. Всем хотелось строить из бетона – в этом материале находили высокие эстетические, не одни лишь утилитарные качества, – но советская промышленность отставала от требований времени, и здания, словно созданные для железобетона, приходилось возводить дедовским способом. Примеры настоящего индустриального строительства единичны, местом их сосредоточения и стал Крестовский. Так некогда глухая окраина оказалась в авангарде технической мысли. Главная задача и конечная цель инженерных экспериментов – преодоление архитектуры. Внешние поверхности стен (слово «фасад» здесь едва ли уместно) сугубо рациональны: горизонтали больших окон пересекают вертикали конструктивных опор и так до бесконечности. Длина домов варьировалась, но в принципе не была ничем ограничена. Здесь наконец удалось достичь максимального единообразия. Кроме протяженности, корпуса ничем друг от друга не отличались. Итак, повторяемость, скупость деталей, строчно-меридиональный план. Плюс бетон и скоростное строительство, наивысшим достижением которого стал тахитектон. С греческого название этого метода строительства, изобретенного инженером Иваном Рянгиным, переводится как «быстрый строитель».

    http://kn.sobaka.ru/n79/05.html

  • 31 Марта 2012, 14:39

    Приведенный выше "собачий" текст омерзителен. Этот текст невозможно читать без отвращения - всё равно что копаться в выгребной яме, заполненой нечистотами. Человек явно и люто ненавидит технический прогресс, социальные проблемы в сфере жилищного строительства СССР в период 1920-1940-х гг. он не понял (гражданская инфантильность + полное незнание истории Родины налицо), хотя пытается писать уже давно и одно и тоже. Классово безнадежный взгляд сытенького на жизнь, которую влачит всякое городское быдло.   

     

  • 31 Марта 2012, 14:47

    Б. КИРИКОВ: В этом смысле показательна трагическая судьба Крестовского жилмассива. Там были 5-этажные дома в системе строчной застройки. Между ними зелень. Прекрасно найдены были пропорциональные отношения в пространстве между этими жилыми корпусами и участками зелени. Строчная застройка - это когда дома стоят не вдоль улиц, а перпендикулярно такими линиями, строчками как бы. Это в новый в тот период был принцип застройки, а главное - он давал дышать. А теперь представьте, что такое Крестовский жилмассив в то время - рядом стадион "Динамо", с другой стороны Елагин остров, который тогда превращался в Центральный парк культуры и отдыха имени Кирова. То есть создавалась некая идеальная социальная среда. В то же время кухня одна на всем этаже, комнатно-коридорная планировка первой очереди. Во второй очереди, там уже квартирная планировка, но места мало, кухни крошечные, звукоизоляция. И в итоге что мы имеем сегодня - от этого уникального градостроительного эксперимента не осталось ничего. Крестовский жилмассив полностью снесен.

    http://archi.ru/events/news/news_present_press.html?nid=11575

  • 31 Марта 2012, 14:58

    Историк чуть-чуть ошибся - все дома были 4х этажные, но это простительно для ученого-искусствоведа. :)

    В целом тон этого текста определенно более адекватный и объективный. 

    Б.М. Кириков  подметил важную деталь, что там были 2 очереди: 

    - общежития строились в первую очередь, чтобы дать скорее людям хоть какое-то жильё,

    - а во второй очереди на нечетной стороне стали строить уже квартирные дома.  

  • 31 Марта 2012, 15:02

    Начет звукоизоляции. Был недавно в Милане, отель 3*, но слышно всё что говорят сверху и сбоку, как двигают стул. ходят дамы на шпильках и т.п. - и это современная здание в цивилизованной Европе!  Но никто его не сносит, а даже 90 евро за ночь берут в марте (в разгар туристского сезона 150, кажется). :)

  • 31 Марта 2012, 15:18

    У меня знакомая жила в одном из этих домов, на месте этого дома сейчас метро. Был у нее в квартире не раз. Лестница в доме деревянная, соотв. и перекрытия тоже, кухня 5 метров, квартира 3х комнатная, комнаты примерно 16-18 м2. При входе довольно просторный холл. Отдельная квартира дана была деду этой дамы, известному, в прошлом, музыковеду. В то время (1930е) считалась шикарной.

  • 31 Марта 2012, 15:31

    sperling, дома были ужасные. Но другие жилмассивы были интереснее.

    Рекомендую Советское жилье и Краткая история коммуналки

  • 31 Марта 2012, 16:05

    остров конечно угробили хапуги девелоперы, но то что на фото просто жестъ🙁

  • 31 Марта 2012, 20:48

    Насколько я понял, здесь сайт про ИСТОРИЮ ГОРОДА, а в городе кроме дворцов для царей и аристократов, были и дома попроще, где жили всегда сотни тысяч рядовых малоимущих горожан. Зачем же делать вид, что сайт нужен только для описания особняков и дворцов. Простые жилища простых людей также заслуживают внимания и уважения.

     

    СНОБИстские писания одного желчного господина, который не понимает, что ни ОН сам и никто еще из БОГАЧЕЙ, которые лежа на диване в своих апартаментах листают глянцевый журнальчик с записками СНОБА,  не в состоянии обеспечить ВСЕХ 4 миллиона горожан таким же ЭЛИТНЫМ жильем, а у самих трудящихся денег не хватит никогда на покупку тех квартир, что построили на месте Крестовского жилмассива.  

    Поэтому "собачий" коммент тут интересен только как феномен дикого пещерного узколобого пренебрежения к людям труда и их жилищной проблеме.  сам этот человек не хочет думать как надо решать проблему социального жилья, ему это не надо. А охаивать и издеваться над простыми жилищами с низким уровнем комфорта он готов каждый день и делает это с явным удовольствием. 

    И прошу прощения, если кого-то задевает откровенная критика сомнительного текста комментатора Собаки, но эта критика не относится к тому, кто цитирует информацию из публичных сайтов. :)  

     

    Что я здесь написал :

    1.  Я не призываю никого ЖИТЬ в таких домах, оставьте эти бредни балоболки.

    2.Такие дома можно реконструировать: перекрытия заменяются на бетон, лестницы также  легко сделать по метллическим косоурам.  Это обычный КАПРЕМОНТ, который всё время при социализме делали в ужасных доходных домах дореволюционной постройки, где кроме туалета на 10 комнат и общей кухни с одним краном холодной воды НИЧЕГО не было. 

    Если бы ВСЕ эти развалюхи-доходяги в 1950е-60е-70е- 80е годы СНЕСЛИ - где бы люди-то жили? Их аккуратно до за домом ремонтировали: удаляли старые прогнившие балки перекрытий, оставляя одни несущие стены, и возводили перекрытия заново, попутно улучшали планировку и полностью монтировалми заново все инженерные системы. 

    3. Давать РЕНОВИРОВАННОЕ жилье малоимущим по особым социальным программам.  Но наше общество еще не созрело для таких решений.  Пока наш бедный-бедный город может только позволять богатым сносить, чтобы дать толстосумам участки земли, которые они пожелают для своих новоделов или уплотнительной застройки вместо детских площадок и скверов.

    4. И я ПРОТИВ того, чтобы сносили конструктивизм, РЕМОНТИРУЙТЕ и продавайте квартиры по социально доступным ценам.  У города нет такой политики, а есть коррупционные схемы, откаты, продажность чиновников и т.д. 

    К счастью в случае с Кондратьевским жилмассивом привычный подход -СНЕСЕМ и построим новоделы  не прошёл. Будем думать, что больше сносов такого масштаба как на Крестовском острове объектов конструктивизма в городе СПб не будет. 

    5. А СНОБы пусть брыжут желчью на "глянцевых страницах для избранных" на радость толстым кошелькам... услаждая их самодовольство презрительным пренебрежением к плебеям и их скромным жилищам с минимальными кухнями, не понимая, что он сам ничего не сделал да и не собирается делать, чтобы дать людям комфортные квартиры кроме злопыхательства и издевок.

    Чего стоит одно только оскорбление - первая фраза в приведеном отрывке - что люди, спроектировавшие социальное жильё недостойны носить звание архитектора.! 

    Кто-то видимо считает, что архитектор - только тот, кто проектирует элитное жильё или коттеджи новых русских?   неужто такие откровенные оскорбления проектировщиков социального жилья массового применения со стороны обывателя надо считать достойным делом?  

       

  • 31 Марта 2012, 21:03

    Алексей von Fricken

    Спасибо, что Вы подтвердили информацию о конструкции зданий, которая приведена в публикации. :)

    Если бы такие квартиры заселяли одной семьей, то всё нормально. Не все и не всегда используют кухню для общего обеда или ужина, а для приготовления пищи 5 метров - минимальная норма для социального жилища в Европе того времени.

    Сами комнаты хороших пропорций, светлые с большими окнами. С точки зрения гигиены эти жилища на порядок лучше подвалов и чердаков или коммуналок в задних темных дворах-колодцах дореволюционных доходных домов.

    Эти конструктивные особенности легко можно при капремонте исправить: заменить перкрытия на бетон и лестницы по металлическим балкам - в дореволюционных домах это тоже часто делать надо.

    Но там это считается НОРМАЛЬНО, а здесь - "фи, конструктивизм какой-то.. ужас! "  

    кто-то даже написал на oldsp.ru  , что там и канализации не было - бред сивой кобылы, но пишут, а кто-то верит сказкам и байкам балоболок.  

  • 31 Марта 2012, 21:30

     "на фото просто жестъ"  :)

    А в задние дворы колодцы старых доходных домов сходите, господа любители "сладенького" - там солнца не бывает НИКОГДА, не выполняются элементарные требования к инсоляции и освещению жилых помещений, из окон напротив вас разглядывать можно без очков..

    там летом от духоты сдохнуть можно, т.к. нет нормального воздухообмена. Только бы фасадики рассматривать лицевые, а задние дворы у этих домов не хотите видеть? Ведь на улицу выходят только несколько комнат, а большинство окон в темный, сырой, непроветриваемый двор-колодец.  

  • 31 Марта 2012, 22:07

    На фото 2 (вид из космоса) между домом 26 и Крестовским проспектом расположено здание с характерным для бань 1930-х полукруглым корпусом. Очень напоминает Ушаковские бани "Гигант". Может, конечно, это и не бани были, но очень похоже. Да и логично было при жилмассиве построить бани. На снимках из космоса от 2000 года здания уже нет. Есть ли у кого-нибудь информация об этом здании, его фотографии.

  • 31 Марта 2012, 22:23

    Я предполагаю, что это №24а, котельная. фото в публикации смотрите.

    А насчет необходимости бани - вы правы, она тут была кстати, ведь иначе надо было куда-то ехать на трамвае, чтоб помыться .

  • 31 Марта 2012, 23:02

    Что и делали - ездили на Петроградскую сторону. Инсоляция инсоляцией, а с помывкой были проблемы. Большое облегчение было, когда построили Разночинные бани, они стали ближайшими. Пока трамвай не ходил на Крестовский, пешком ходили до Барочной, а дальше или подъезжали на трамвае, или - чаще - и дальше шли пешком. А трамвай на острове появился только с открытием ЦПКиО.

    На месте, о котором идет речь, стоял продуктовый магазин, который со стороны Крестовского проспекта выглдел круглым, как в р-не Удельной (его, помнится и называли круглым), а за него как-то не было случая заглянуть.

    Это, думаю, он - другого просто не было в этой части острова:  продуктовый магазин № 40 Приморского райпищеторга - Крестовский пр., 31 (Сп. аб. ЛГТС. 1940. С. 340).

    Магазин  этот закрылся задолго до того, как здесь все стали рушить. В тел. спр. 1988 я его не вижу, а вот у Алекса в № 108 он должен быть. У кого-то был еще 1970-х.

  • 31 Марта 2012, 23:18

    Да, есть!

    Магазины продовольственные. №40. Крестовский пр., 13. [Сп. аб. ЛГТС. 1974. С. 108]. Современный дом 13 как раз на этом месте.

    Спасибо, Liz!

  • 31 Марта 2012, 23:24

    То-то я удивилась, что такой большой номер - 31. Получается - опечатки и в 1940 случались.

  • 1 Апреля 2012, 13:53

    Кстати, в Вене все жилмасиивы 1930-х гг. сохранены и прекрасно используются, хотя и слышимость есть и кухни маленькие. там просто нет такой ужассающей коррупции среди горвласти, поэтому никому не приходит в голову сносить то, что способно еще 100 лет эксплуатироваться.

    А в этом городе, где Крестовский жилмассив оказался в руках продажных людей, запросто вместо капремонта отдали на растерзание целый микрорайон. И еще продолжают раздавать авансы в других местах.

    Раз здесь было можно так нагло "зачистить" территорию, то почему на Турбинной ул.или Кондратьевском пр. нельзя?   

  • 1 Апреля 2012, 14:07

    Я уверен, что в Вене и капремонтов не было и не нужно. Уход за домами там всегда был отличный, в отличие от нас, где вода в подвалах стоит с 1960х годов

  • 1 Апреля 2012, 14:30

    Согласен, что чинуши довели техсостояние жилдомов до неудовлетворительного в предвкушении хороших откатов.  Всё было схвачено, и за всё...., как говорится в народной пословице, возникшей после пришествия т.н. рыночной экономики и её "прелестей". 

  • 1 Апреля 2012, 17:50

    сами виноваты, если бы построили на острове многопудье, не смогли бы девелоперы там так разгуляться, да и какой дурак в таком месте будет реконструировать бараки кировки под соцжильё? для этой публики есть Колпино и Шушарики😉

  • 1 Апреля 2012, 18:27

    вообще ничего не надо было строить на Крестовском, ни многопудья, ни бетономонолитья...испоганили такое место...

  • 1 Апреля 2012, 18:43

    Согласен с бароном. Только спортивные сооружения и парки.

  • 1 Апреля 2012, 19:25

    1. В Вене в нормальном состоянии и дома начала 1-й Республики, т.е. построенные с 1918 г., много именно нач. 1920-х.

    2. № 108. С. 111.

    Магазин № 40 райпищеторга Жданов. р-на - Крестовский пр., 13.

    3. На Крестовском и планировали делать "рекреацию" - физкультура, спорт и зелень. Приходилось видеть мн-во арх. док-тов по этому поводу.

  • 1 Апреля 2012, 19:33

    зачем тогда соратники sperlinga понастроили там свои бараки?😕

  • 1 Апреля 2012, 19:44

    Чтобы переселить трудящихся Ленинграда из деревянных бараков и перенаселенных доходных домов в человеческие условия.

  • 1 Апреля 2012, 19:50

    Не совсем так. В эпоху индустриализации массово переселяли крестьян в города для работы на гигантских заводах.. И строили жилье для них. Обычно кое-как.

  • 1 Апреля 2012, 19:57

    И это не совсем так. Потому что гигантские заводы в бол-ве случаев строили как раз не в городах, города выстраивались вокруг. Т.е. априори всё, что строилось при заводе, было временным.

    Мне посчастливилось видеть другой пример - г. Волжский был выстроен в 1950-е именно как город для нормальной жизни людей, к-рые строили, а потом обслуживали Волжскую ГЭС. Но это, увы, уникум - тут сработал как раз личностый принцип, неслучайно жители Волжского букв-но молились на Логинова.

  • 1 Апреля 2012, 20:43

    До ВОВ по адресу Морской проспект 30 проживал мой дед - работник фабрики "Красное знамя". Отсюда добровольцем ушел на фронт. Здесь во время блокады погибла его первая семья. Очень жаль, что этих домов больше не существует. У меня вопрос к знатокам. В довоенных документах и письмах попадаются такие адреса как Крестовский жилмассив корпус 8, корпус 5 и т.п. Речь идет об этих домах? Была двойная нумерация? Или это абсолютно другие строения?

     

  • 1 Апреля 2012, 20:46

    Вы не уточнили, что значит довоенные - какие гг. имеются ввиду. Но могу сказать, что в документации, равно как и в статьях / заметках в периодике действ-но жилмассивы часто указывались вот именно так - без указания проезда, а по № корпуса жилмассива.

  • 1 Апреля 2012, 20:52

    С конкретными адресами не сталкивалась, но корпусами местные жители и в обиходе называли именно эти дома - других новых построек на острове не было.

  • 1 Апреля 2012, 20:55

    В частности в документе НКВД  1937 г. фигурирует адрес  Крестовский жилмассив корпус 8, в документе за 1944г. уже Морской проспект. Документы на разные лица. Мне интересно это одни и те же дома или нет.

  • 1 Апреля 2012, 21:25

    Насколько я понимаю, в жилмассивах 1929-1933 гг. люди изначально знали только номера своих корпусов. С отголосками этого явления я сталкивался еще в 1950-е в Бабуринском.  

    Позже паспортная система и прописка потребовали хорошо знать свой адрес, а не номер корпуса в жилмассиве. Т.е. dmvas отметил феномен влияния ужесточения в 1933-34  паспортного режима НКВД на то жизнь простого человека. Пустячок, а интересно.  

  • 1 Апреля 2012, 21:31

    В тел. спр. 1937 года есть вот что. Воспроизвожу почти буквально,  кроме №№ телефонов, т.к. не все сокращения понятны вполне.

    Крестовский жилмассив Упр. объедин. хоз-ва Киров. о-в Морской пр., 18/20, корп. 3 вызывать по № В-1-14-86 [и далее дополнительные номера:]

    гл. бухгалтерия, паспортный стол и дох. часть, стир. механ. ф-ка, котельная 1, котельная 2, библиотека, детская комната, красный уголок, водопроводчики, электромонтеры,

    помещ. дом работника [далее перечисляются телефоны этих дом. работников по адресам: Морской пр., корпуса с 1 по 7 и 9], управление депо пож.-сторож. охраны (С. 253-254).

    В тел. спр. 1940 есть детский сад ф-ки "Красное знамя" - Морской пр., 33 (С. 363).

     

     

  • 1 Апреля 2012, 21:55

    Насколько я понимаю, в жилмассивах 1929-1933 гг. люди изначально знали только номера своих корпусов. С отголосками этого явления я сталкивался еще в 1950-е в Бабуринском.  

    Позже паспортная система и прописка потребовали хорошо знать свой адрес, а не номер корпуса в жилмассиве. Т.е. dmvas отметил феномен влияния ужесточения в 1933-34  паспортного режима НКВД на то жизнь простого человека. Пустячок, а интересно. 

    Тут как в доме Облонских :)) Во-первых, и на руб. 1920-30-х встречается написание адресов в жилмассивах с указанием именно улиц - лично видеть прих-сь. Во-вторых, граждане в городе так или иначе были паспортизированы. Вопрос в том, как именно. В 1-е гг. сов. власти в Петрограде вместо паспорта "работала" трудовая книжка - это совсем не такая тр. книжка, как мы привыкли видеть. Это именно документ по типу паспорта, но с указ. места службы. Тр. книжку, к-но, получали только трудящиеся, т.е. лишенцы ее не имели. С др. стороны, и в то время были пенсионеры (только не по возрасту, к-но), они имели пенс. удостоверение. Были и единые - на целый коллектив - "паспорта". Напр., нередко так было со служащими б-ц. Затем тр. книжки этого типа были отменены, однако, предъявлялись профсоюзные билеты (это был важнейший док-т), воен. билеты, служ. удост-ния и пенс. удост-ния. В 1932 году началась первая стадия паспортизации совр. типа. Однако паспорта были еще без фото. Так вот именно обяз-ть вклеивать фото и закрепила ин-т прописки, т.к. до тех пор можно было использ-ть чужой паспорт, как нетрудно догадаться. Обяз-ть вклеить фото во ВСЕ паспорта была вменена гражданам и соотв. службам в теч. 1937 года. Каж., даже не к 1 января 1938 года, а неск. позже - нет под рукой выписок.

    Исторически все эти меропр. очень увязаны - с принятием в 1936 году новой Конституции был отменен статус лишенцев, т.е паспорта могли получить все граждане.

  • 1 Апреля 2012, 22:17

    :) не сильно-то и смешалось.
    "В 1932 году началась первая стадия паспортизации совр. типа. Однако паспорта были еще без фото"  - ну за год к концу 1933 кое-как народ и получил паспорта.  Так что, не сильно ошибся. У нас ведь между Постановлением СНК и выполнением поголовно всегда время исчислялось не днями, а месяцами и годами.   

    Т.е. люди, жившие в корпусах, в просторечии лучше ориентировались по номерам КОРПУСОВ, а не по адресам.  Именно с этим я столкнулся аж в 1950-е. Дети знали номера корпусов лучше адресов.  

  • 1 Апреля 2012, 22:31

    Какой народ получил паспорта? О каком народе можно говорить в стране, где офиц-но были лица, лишенные избирательных прав, и число их пополнялось? Где конституционно была утверждена диктатура рабочего класса в союзе с беднейшим крестьянством? Какой НАРОД получил паспорта? Вы себе представляете реализацию паспортизации в 1932-м году? Хотя бы в том же Л-де.

    И речь как раз о том, что это разные постановления о выдаче паспортов и о вклеивании фотографий в паспорта. И паспортизация имела разные стадии еще ДО вклеивания паспортов.

    Фраза про Облонских была дана как напоминание о необходимости точно разграничивать понятия, хронологию событий и проч.

  • 1 Апреля 2012, 22:45

    :) :)  Паспортизацию плохо в 1932 представляю. Но уверен, что быстро это дело сделать в Ленинграде невозможно. Значение нововведенного паспорта по сравнению с важной для продуктовых карточек и пр. благ трудовой книжкой на первых порах было, наверное, не очень понято. Жилье, лечение и пр. всё шло через производство и профсоюзы, кажется?

       

  • 1 Апреля 2012, 23:04

    Вот именно, а мне пришлось прорабатывать док-ты :)) Так вот и про карточки нужно понимать, что не у всех они были. Не всё население, в т.ч. в Л-де, получало карточки. Далее - трудовой книжки в 1932 году не было. Просто не было вообще.

    Через профсоюзы шло далеко не всё. Но это тема для неск. монографий.

  • 18 Марта 2013, 08:57

    "Самый первый со стороны парка квартирный дом был снесен примерно в 1978г" - это не так. В указанное время снесли дом между №37 и 29 (который сохранился до сих пор).

    Дом у парка, в котором была гостиница Приморская, снесли где-то в 1983, а еще года через 4 снесли дом у парка на четной стороне Морского.  

    Я сам жил в доме 43 есичо.

  • 30 Марта 2013, 20:10

    27-12-2005. Комплекс общежитий на Крестовском острове в четвертый раз подвергся возгоранию.
    Вчера произошел пожар в бывшем общежитии "Полиграфмаша"  на Морском пр., 18. Сразу же после расселения дом повторил судьбу своего соседа. В сентябре дом 20 на Морском пр., в котором до 1993 г. также располагалось общежитие предприятия "Энергетик", горел 3 раза (см. "ДП" 180/05, www.dp.ru) . Тогда возможными мотивами происшедшего посчитали давление на отказавшихся съехать жильцов, однако в администрации Петроградского района заявили, что дом был полностью расселен с 2002 г., и в нем могли находиться только бомжи. По словам Людмилы Матвеевой, директора ГУ "Дирекция по содержанию общежитий", которому принадлежит дом 18 на Морском пр., его расселение было завершено в пятницу. "Сразу после этого были отключены все коммуникации, - говорит Людмила Матвеева, - т.к. он находится в аварийном состоянии, его дальнейшую судьбу будет решать правительство Петербурга". Решение о сносе комплекса общежитий было принято 10 лет назад. В 1996 г. оба здания вместе с занимаемыми участками были переданы в аренду на 49 лет ЗАО "Итус-Инвест" для последующего сноса, однако потом постановление о передаче было отменено. Возможно, когда дома найдут своего хозяина, снос им уже не потребуется.

    http://www.stockmap.ru/news/126982327/

  • 30 Марта 2018, 18:30
    Ответ на "В частности в документе НКВД  1937 г. фигурир" от dmvas

    В документах об аресте Билинкиса Б.А. (1936 год) его адрес: Крестовский о., Константиновский пр., д. 30, корп. 8, кв. 54.

    В справке его жене из жилконторы (1957 год) - адрес уже: Морской пр., д. 43, кв. 54.

  • 14 Мая 2018, 18:14

    Конечно, жалеть об общежитиях на Морском не стоит... но современная сплошная застройка Крестовского не может радовать... Острова должны принадлежать ВСЕМ... это лёгкие мегаполиса, но сейчас это не лёгкие, а наоборот - загазованность от бесчисленных авто и камень,камень, и беспорядочность в архитектурных стилях, а вернее, бесстильность...

    Ответ на "27-12-2005. Комплекс общежитий на Крестовском остр" от sperling

     Остаётся только Елагин, и это неплохо, но мало для многомиллионного города

  • 12 Декабря 2021, 22:47

    Морской пр., 22 показывают в видеоролике "600 секунд (Петербургское ТВ, 30.01.1992)":

    https://youtu.be/gVpJ79dbgaE?t=397

  • 18 Марта 2022, 03:43

    «Смена» №188(2811) от 16.08.1934 г. (С.4):

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31693
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4237