Публикация

Никольский домик

Здание на карте
фото
Архитекторы: Штакеншнейдер А. И.
Год постройки: 1835
Стиль:

Никольский домик

Петергоф, Заячий пр., 2 (условно)

Утраченное здание

1835 - арх. Штакеншнейдер А. И.


Сельский ("Никольский") домик с флигелем

Парк Луговой (Озерковый)

Пам. арх. (федеральн.)

1835 - арх. Штакеншнейдер А. И.

1970-е   - разобран  (Постановление...)

По свидетельствам очевидцев стоял еще в 1980-х гг.


на территории Лугового парка

 

У северного конца пруда стоит красивый двухэтажный сельский домик, носящий название Никольского. Домик этот построен в 1834 г. императором Николаем I сюрпризом для своей супруги, которая любила здесь прогуливаться. Когда домик был готов Николай  I встретил в нем императрицу в мундире инвалида. Мундир этот и теперь сохраняется в домике. Все здание бревенчатое, с белой резьбой по наличникам окон и поднизям крыши. Ставни расписаны лубочными цветами. Перед  домом устроено крыльцо на резных столбиках. В простеньких комнатах сохраняются  некоторые интересные предметы. Между ними замечателен портрет императрицы Александры Федоровны, исполненный Брюлловым, рисунки форменного платья воспитанников военно-учебных заведений. Красивые столовые сервизы русского производства, деревянные резные блюда с солонками, поднесенные в разное время императору Александру II. К домику примыкает двор, обнесенный высоким забором с тесовыми резными воротами; на дворе – караулка, одинакового с домиком стиля.

(Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909 С. 224, добавил: Наталия )

 

Никольский домик в Петергофе, спраектированный арх. А. И. Штакеншнейдером в 1833 г. и построенный в 1835 г. В соответствии сзаданием Николая I Никольский домик внешне имитировал усадьбу зажиточного крестьянина, хотя в действительности его назначение не имело с усадьбой ничего общего: он предназначалься для кратковременного отдыха царской семьи во время прогулок по парку.

Никольский домик задумывался как микроансамбль из нескольких построек "в русском вкусе". Его общая объемно-пространственная композиция повторяла крестьянскую усадьбу, состоящую из комплекса жилых и хозяйственных построек. Весь участок был обнесен высоким деревянным забором. В усадьбу вели ворота, завершенные небольшой двускатной кровлей. Налево от входа стояла "большая изба", направо - "малая изба". В глубине участка размещались хозяйственные постройки: в центре - открытый навес, слева - сарай. справа - коровник (НИМАХ. № А-2605-2609.). Однако сходство с крестьянским домом было чисто внешним: естественно, что и по составу помещений, и по характеру внутренней планировки "большая изба", предназначавшаяся для императорской семьи, резко отличалась от жилища крестьянина: в ней располагались передняя, "бюффет", столовая и несколько "кабинетов". Никольский домик не сохранился. Но представление о прежнем убранстве его интерьеров дают уцелевшие модели когда-то наполнявшей их мебели, имитировавшей "народный вкус".

Никольский домик был великолепно вписан в ланшафт. он стоял на берегу большого искусственного озера, созданного в начале 1830-х гг. в южной части Петергофа, гдена месте болот возник обширный Луговой (Озерковый) парк.

Никольский домик - один из самых интересных в архитектуре 1830-х гг. опытов стилизаторства  "в русском вкусе". Открытые срубные конструкции, резные наличники с расписными ставнями, подзоры и причелины, декорированные пропильной резьбой,Ж воспроизводили архитектурные детали крестьянских изб. В отделке фасада встречались и некоторые детали (колонки с "перевязочками", балюстрады из сквозных балясин), которые представляли собой видоизмененные мотивы классицизма и барокко: колонки напоминали увеличенные балясины классицистического типа, балясины балюстрады - силуэты ампирных ваз Однако, такое смешение мотивов народного зодчества и "столичной архитектуры" по-своему закономерно: в те годы архитектура крестьянских изб в деревнях, расположенных в окрестностях Петербурга, уже начала испытывать все более заметное воздействие городской архитектуры, особенно в разработке орнаментально-декоративных деталей.

Никольский домик весьма понравился самому заказчику Николаю I. Архитектурная критика тех лет встретила эту постройку весьма одобрительно.

(Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века 1830-1860-е

годы ранняя эклектика.- СПб.: ООО "Крига", 2009 С. 77-79; добавил: Наталия)

  • фото
  • фото

    Фрагмент карты из
    Путеводителя 1894 г.
    К. М. Муханова

  • фото

    1909 г.

  • фото

    Рисунки сельских зданий
    на Бабигоне. Петергоф,
    1853 тетрадь IV
    (добавил S.P. )

  • фото

    из книги [4] С. 76
    Добавил - YURIY ALEKSANDROV.

  • фото

    Чертеж.
    Добавил - S.P. .

  • фото

    из книги [4] С. 76

  • фото

    Никольский сельский
    домик в Луговом парке.
    Е. Мейер, около 1850 г.
    из книги [171]

  • фото

    Литография из
    Путеводеля К. М.Муханова

  • фото

    Фото из Путеводителя
    к 200-летию Петергофа
    1909 г.

  • фото
  • фото
  • фото

    Из книги Н. Федоровой
    "Петродворец"
    Лениздат 1959 г.C. 149

  • фото

    Н.Н.Федорова. Парки
    Петродворца. Л., 1966,
    с. 161

    Добавил - S.P. .

  • фото

    Фото 1983 г.
    * см. ниже
    Добавил - Vladimir-2013 .

  • фото

    Фрагмент современной
    карты из книги А. Сырова
    "Забытые достопримечательности
    южного берега Финского залива
    .

* ЦГАКФФД СПб. Аннотация: Вид Никольского сельского домика у Большого запасного пруда ( Никольского ) в ансамбле Лугового парка( середина

   19 века, архитектор А.И.Штакншнейдер ). Дата съёмки: 27 февраля 1983 г. Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович

 

В домике в одной из комнат, на втором этаже был кабинет императрицы. В нем висел акварельный портрет Александры Федоровны в молодости, исполненный А.Брюлловым. Так же были литографии с картин Гессе: Переход французской армии через Березину в 1812 г. и сражение при Бородине 26 августа в 1812 г. В особой раме были помещены рисунки форм одежд воспитанников военно-учебных заведений, акварель работы Сапожникова. Вся кухонная и столовая посуда, утварь и вся обстановка была выполнена в русском крестьянском стиле.

(Гейрот А.Ф. Описание Петергофа. СПб., 1868., Natalia_Ant)

 

 "Letohradek Alexandra"

F. Kratky: 1896. (см...)

Фотограф Франтишек Кратки весной 1896 г. отправился в Россию для фотографирования коронации Николая II. Помимо коронации снимал Москву, Санкт-Петербург и окрестности этих городов.  (miraru1)

  • фото

 

Петергоф был любимым местом отдыха семьи Николая I. Император, увеличивая парки и сады Петергофа, повелел построить красивые караулки с небольшими огородами и хозяйственными постройками для сторожей. Службу в них несли заслуженные отставные солдаты и георгиевские кавалеры. У Большого пруда любила гулять императрица Александра Федоровна, ее супруг Николай I велел тайно построить красивый сельский домик в виде караулки. Когда все было готово, государь сделал вид, что отправляется со своими детьми в кадетский лагерь, а сам направился в новый домик. Через час император послал флигель-адъютанта с поручением привезти сюда Государыню Александру Федоровну. Когда императрица приехала к любимому месту своих прогулок, то очень удивилась, увидев красивую русскую избу с крылечка которой сошел отставной солдат с хлебом-солью. Ветеран в форменном сюртуке Измайловского полка с золотым галуном на воротнике и нашивками на левом рукаве. Он подошел к коляске и с глубоким почтением попросил государыню оказать ему честь отдохнуть в его избе. Александра Федоровна, естественно, узнала в ветеране своего мужа, который продолжал играть свою роль. Императрица вошла в избу, где ее ожидали выстроенные в ряд все сыновья и дочери. «Позвольте мне», - сказал ветеран, - «представить вашему величеству по имени всех моих детей, и поручить их могущественному покровительству матушки-царицы. Старший мой сын уже флигель-адъютант, хотя ему едва минуло девятнадцать лет, об нем я не прошу, но за трех остальных моих сыновей и трех дочерей, я должен обратиться к вашему величеству с просьбой. Десятилетнего Костю я назначаю во флот, семилетнего Николая - в инженерный корпус, меньшего Михаила - в артиллерию. Старшую дочь мою, Марию, я бы желал пристроить в Смольный, вторую, Ольгу, - в Екатерининский, а младшую, Александру, - в патриотический институты». Государыня обещала ветерану позаботиться о его детях, но не могла сохранять принятую на себя роль, и, тронутая до слез, благодарила мужа за сюрприз.

 

Впоследствии домик стали называть Никольским, в нем был своеобразный музей. Публика, гуляющая по Петергофу и его окрестностям, с большим удовольствием посещала Никольский домик и слушала историю, которую рассказывал хранитель домика солдат-инвалид. Он отворял двери домики и показывал в одной из комнат, хранящиеся в шкафу за стеклом тот самый николаевский длинный черный сюртук с медалями за Турецкую войну и Анненской и два девичьи русские сарафаны великих княжен. Эта история рассказана Гейротом «В описании Петергофа», да и во многих литературных произведениях, в том числе она описана П.Н.Красновым в его романе «Цареубийцы».  

( Гейрот А.Ф. Описание Петергофа. СПб., 1868, добавил Natalia_Ant)

 

Памятник федерального значения.
Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

61 комментарий
7325 просмотров
Добавил: Mary, 11 Марта 2012, 02:49
Редактировано: 12 Сентября 2019, 20:54
Оцените:
(17 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house20532.html' target='_blank'>Никольский домик на Citywalls.ru</a>
Всего 61 комментарий
  • 11 Марта 2012, 11:27

    Это здание было полностью утрачено. Разобранный домик, который храниться на складе  - абсолютно новый.

       Петергоф был любимым местом отдыха семьи Николая I. Император, увеличивая парки и сады Петергофа, повелел построить красивые караулки с небольшими огородами и хозяйственными постройками для сторожей. Службу в них несли заслуженные отставные солдаты и георгиевские кавалеры.  У Большого пруда любила гулять императрица Александра Федоровна, ее супруг Николай I велел тайно построить красивый сельский домик в виде караулки.  Когда все было готово, государь сделал вид, что отправляется со своими детьми в кадетский лагерь, а сам направился в новый домик. Через час император послал флигель-адъютанта с поручением привезти сюда Государыню Александру Федоровну. Когда императрица приехала к любимому месту своих прогулок, то очень удивилась, увидев красивую русскую избу с крылечка которой сошел отставной солдат с  хлебом-солью.  Ветеран в форменном сюртуке Измайловского полка с золотым галуном на воротнике и нашивками на левом рукаве. Он  подошел к коляске и с глубоким почтением попросил государыню оказать ему честь отдохнуть в его избе. Александра Федоровна, естественно, узнала в ветеране своего мужа, который продолжал играть свою роль. Императрица вошла в избу, где ее ожидали выстроенные в ряд все сыновья и дочери.

         «Позвольте мне», - сказал ветеран, - «представить вашему величеству по имени всех моих детей, и поручить их могущественному покровительству матушки-царицы. Старший мой сын уже флигель-адъютант, хотя ему едва минуло девятнадцать лет, об нем я не прошу, но за трех остальных моих сыновей и трех дочерей, я должен обратиться к вашему величеству с просьбой. Десятилетнего Костю я назначаю во флот, семилетнего Николая – в инженерный корпус, меньшего Михаила – в артиллерию. Старшую дочь мою, Марию, я бы желал пристроить в Смольный, вторую, Ольгу, - в Екатерининский, а младшую, Александру, - в патриотический институты». Государыня обещала ветерану позаботиться о его детях, но не могла сохранять принятую на себя роль, и, тронутая до слез, благодарила мужа за сюрприз.

        Впоследствии домик стали называть Никольским, в нем был своеобразный музей. Публика, гуляющая по Петергофу и его окрестностям, с большим удовольствием посещала Никольский домик и слушала историю, которую рассказывал хранитель домика солдат-инвалид. Он отворял двери домики и показывал в одной из комнат,  хранящиеся в шкафу за стеклом тот самый николаевский  длинный черный сюртук с медалями за Турецкую войну и Анненской и  девичьи русские сарафаны великих княжен.

    Эта история рассказана Гейротом «В описании Петергофа», да и во многих литературных произведениях, в том числе она описана  П.Н.Красновым в его романе «Цареубийцы».

     

     

    Литература: Гейрот А.Ф. Описание Петергофа. СПб., 1868.

     

  • 11 Марта 2012, 11:36

    Когда утрачен домик? Когда построили тот домик, что хранится на складе, и зачем и когда его разобрали?

  • 11 Марта 2012, 11:39

    Несколько лет назад был просто пустырь на месте где он находился.  Историю новодела не знаю.

    Подлинный домик по сведениям жителей Петергофа сгорел во время Великой Отечественной, т.к. именно в этих местах у ж/д  были пожары, которые все уничтожали.

  • 11 Марта 2012, 12:17

    Парк Луговой (Озерковый)
    Сельский ("Никольский") домик с флигелем
    1835; 1970 (разобран)
    Авторы арх. Штакеншнейдер А.И.
    Памятник федерального значения.
    Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

  • 11 Марта 2012, 12:23

    Виктор, а могли восстанавливать деревянные строения после войны? Как Вы думаете? У моей подруги бабушка и мать пережили Великую Отечественную в окупированном Петергофе. Все деревянные дома почти сгорели, они жили в землянке, только после войны стали отстраивать новые деревянные дома, на старых фундаментах из материалов, которые уцелели.  Это только информация к размышлению...

  • 11 Марта 2012, 12:38

    Восстановить-то могли, но тогда непонятно, почему в 1970 его разобрали. Из документа следует, что разобран оригинал.

    Насчет гражданского населения в оккупированной восточной части Петергофа (западная часть была наша). Где-то читал, что все население Петергофа в начале оккупации было отправлено пешком в Осьминский район.

  • 11 Марта 2012, 12:45

    Значит не все... не врали же мои знакомые, наверное, по каким-то причинам кто-то был оставлен...

  • 11 Марта 2012, 12:54

    Наталья Васильневна, они не врали, просто память людей причудливо избирательна, мы это не раз здесь обсуждали.

    На собственном опыте в этом убедился, воспоминания моей бабушки например, часто разняться с реальными фактами и это не значит, что она врала, просто она так запомнила.

     

  • 11 Марта 2012, 12:56

    Значит скорее всего Никольский домик не пострадал, или пострадал незначительно. Простоял 135 лет, срок не малый...

  • 11 Марта 2012, 13:02

    Оригинальный домик точно сгорел во время войны.

    Что и зачем разобрали в 1970 г. непонятно. Бревна от этого домика еще недавно валялись во дворе Собора Петра и Павла.

     

    Стоит учесть, что почти весь Петергоф является новоделом.

  • 11 Марта 2012, 13:17

    Как и Павловск...новодел.

    Я все-таки склонна занять позицию Антона, но нужны доказательства. Фальсификаций советского времи очень много, и в документах хватает... если сгорел Большой дворец и все остальное вокруг, почему не мог быть сгоревшим деревянный...

    А в 70-х разбирали все деревянное, что бы под ногами не мешалось, .. и строили новое. 

    Году в 2001, на научной конференции интересовалась двумя объектами у научных сотрудников "Петергофа": Адмиральским домиком и Никольским, тогда сказали, что объекты практически утрачены во время ВОв, сейчас эти объекты на волне "возрождающейся". Если судить по Константиновскому  дворцу мнение тоже разделяется, одни считают, что кроме кирпичных стен все остальное новодел, другие...   .

  • 11 Марта 2012, 13:52

    Добавила открытку, которая считается самой старой Из Гейрота "Описание Петергофа", отсканировать не могу, пришлось довольствоваться такой же из интернета.

  • 11 Марта 2012, 14:00

    В домике в одной из комнат, на втором этаже   был кабинет императрицы. В нем висел акварельный портрет Александры Федоровны в молодости, исполненный А.Брюлловым. Так же были литографии с картин Гессе: Переход французской армии через Березину в 1812 году и Сражение при Бородине 26 августа в 1812 году. В особой  раме были помещены рисунки форм одежд воспитанников военно-учебных заведений, акварель работы Сапожникова.

    Вся кухонная и столовая посуда, утварь и вся обстановка была выполнена в русском крестьянском стиле. 

     

    Литература: Гейрот А.Ф. Описание Петергофа. СПб., 1868.


  • 11 Марта 2012, 14:03

    Еще вот такая есть http://img11.nnm.ru/3/a/4/5/a/9898e940af35f67f233cf7ccff3.jpg

     

    F. Kratky: 1896
    Название: "Letohradek Alexandra"

  • 11 Марта 2012, 14:06

    Антон, такой я еще не видела это наверное начало уже XX века? 

  • 11 Марта 2012, 14:06

    Подписал уже))

    Профессиональный фотограф Франтишек Кратки весной 1896 г. отправился в Россию для фотографирования коронации Николая II. Помимо коронации снимал Москву, Санкт-Петербург и окрестности этих городов.

  • 26 Июля 2012, 19:38

    Весной 2012 г разобраный домик, лежавший у стен Собора Петра и Павла выкинули. Теперь там "чисто". Войну пережил, а товарно-денежные отношения не пережил...

  • 26 Июля 2012, 19:39

    Видела подлинную акварель домика, хранится в ГМЗ. Выставлялась в Гатчине на выставке.

  • 16 Октября 2017, 22:09

    "1970 - разобран" (кстати, в "Постановлении..." написано не "1970", а "1970-е")

    "Сейчас домик разобран и хранится на складе."

    "Это здание было полностью утрачено. Подлинный домик по сведениям жителей Петергофа сгорел во время Великой Отечественной, т.к. именно в этих местах у ж/д  были пожары, которые все уничтожали. Разобранный домик, который хранится на складе - абсолютно новый."

     

    Всё это так или иначе неправильно.

    Никольский домик вовсе не погиб во время войны. Я впервые увидел его в 1965 г., и он был цел, хотя и варварски изуродован. Подтверждение тому - фотография, помещенная в путеводителе: Н.Н.Федорова. Парки Петродворца. Л., 1966, с. 161:

     

     

    В это время на нем уже не было резьбы. Здание использовалось как обыкновенный жилой дом. Судя по фотографии, домик был разделен на две части - две квартиры (видимо, при этой переделке и исчезла резьба). Маленького служебного флигеля справа от Никольского домика в то время уже не было.

    Но и в таком виде Никольский домик очень украшал пейзаж Запасного пруда.

     

    В первой половине 1970-х гг. людей из Никольского домика выселили. И пустующее здание стало разрушаться. Последний раз я видел его осенью то ли 1986, то ли 1987 г. Домик был в ужасном состоянии, верхняя часть висела в воздухе, было непонятно, как он еще держится. А весной следующего года (соответственно, 1987 или 1988) в очередной приезд я увидел, что Никольского домика больше нет.

     

    Да, конечно, остатки Никольского домика разобрали. Только не в 1970-х гг. (как написано в "Постановлении..."), а между 1986 и 1988 г. А насчет того, что домик в разобранном виде хранится на складе - вообще чей-то досужий вымысел. Что там может храниться? Гниль?

     

  • 19 Октября 2017, 10:25

    Если не хотите принимать во внимание то, что я написал в предыдущем комментарии, то хотя бы приведите титульные данные в соответствие с "Постановлением...", на которое в них сделана ссылка. У Вас написано: "1970 - разобран, а должно быть: "1970-е - разобран".

     

     

    (Хотя, повторяю, на самом деле это время не разборки домика, а выселения из него людей и начала процесса разрушения).

     

     

  • 19 Октября 2017, 12:42
    Ответ на "Если не хотите принимать во внимание то, что я нап" от S.P.

     Вы считаете, что мы ставим все что пишут не глядя? Я про этот домик ничего не знаю, мне нужно время, которого нет, чтобы прочитать и разобраться.

  • 19 Октября 2017, 13:34
    Ответ на "Вы считаете, что мы ставим все что пишут не глядя?" от Наталия

     "Вас много, а я одна!" - "Крикните там, чтобы не занимали!"  - "Сколько стоит? Вы что, не видите, там всё написано!" и т.д. - СССР forever! :)))

  • 19 Октября 2017, 16:13
    Ответ на "Вы считаете, что мы ставим все что пишут не глядя?" от Наталия

     Извините, если я слишком резко выразился. Но все-таки в моем последнем комментарии речь идет всего лишь об исправлении опечатки: написано "1970", а должно быть "1970-е" - в соответствии с документом, на который сделана ссылка. Это-то легко проверить.

  • 19 Октября 2017, 17:49
    Ответ на ""Вас много, а я одна!" - "Крикните там, чтобы не з" от Sidorov

     По-моему, это хамство...

  • 19 Октября 2017, 18:04
    Ответ на "Извините, если я слишком резко выразился. Но все-т" от S.P.

     Я Вам претензий не предъявляю, пытаюсь объяснить, что не все сразу. Кроме того нужно согласовать с тем, что уже стоит, или что-то убрать.

  • 19 Октября 2017, 18:40

    Вот эта картинка - не он?

  • 19 Октября 2017, 20:17
    Ответ на "Вот эта картинка - не он? " от Наталия

     Нет, это не он. Скорее всего, это Царская мельница, тоже построенная А.И.Штакеншнейдером, которая полностью разрушена во время войны (по ней нет публикации, а зря...). Впрочем, надо еще сравнить, с ходу я не нашел подходящих старых изображений. Дальше на юг на канале был еще какой-то "сельский домик" - может быть, это он?

     

    Как бы то ни было, на Никольский домик это никак не похоже. И резьба на фасаде - не "русская", а "швейцарская".

     

     

  • 19 Октября 2017, 20:57

    Да, поняла, что это не он. Домиков, оказыватся было много - швейцарский, березовый, сельский, еще домик наследника (возможно это и есть сельский). Один из домиков перевезли вроде в Ораниембаум. Мельница, руина - только пиши.

    Очень интересно - в дореволюционных путеводителях ни слова об авторстве Штакеншнейдера. "Домик построил Николай I". Штакеншнейдер появился в путеводителях 1920-х гг.

    Не ясно откуда пошло, что что домик хранится в кладовой в ожидании реставрации. Скорее всего так было сказано при разборке, а все современные издания повторяют это почти слово в слово.

    Вот цитата из Сырова: "В настоящее время домик вместе с караулкой хранятся на складе, дожидаясь своей очереди на восстановление". У всех остальных примерно тоже самое. У Сырова есть картинка, как это выглядит сейчас:

    Не ясно, что там за сооружение осталось. За то теперь пруд называется "Никольским".

    Найти бы книги 1970-х - вот что там писали интересно.

    Пока поставлю, что нашлось, может еще что вылезет.

    К слову - до революции год постройки указывали 1834...

  • 19 Октября 2017, 21:00

    Точно, это именно Царская мельница. Вот фотография ее бокового фасада (на рисунке он справа): 

     

     

    Царская мельница находилась на восточном берегу Ропшинского канала, рядом с плотиной (после плотины начинается Самсоновский канал, а часть воды отходит в начинающийся отсюда Мельничный пруд, тянущийся параллельно Самсоновскому каналу до самого Розового павильона). На рисунке часть плотины видна слева (теперь на этом месте железобетонное сооружение 60-х годов).

     

    Покажу местоположение Царской мельницы на рисунке из книги Гейрота - вид с башни Розового павильона на юг. Я поместил этот рисунок в комментарии к Розовому павильону, здесь повторяю его с красной точкой под зданием Царской мельницы:

     

    К сожалению, эта часть рисунка не вполне точна. Во-первых, не изображена плотина, а во-вторых, показана только часть Мельничного пруда (слева от Самсоновского бассейна), в то время как он должен быть виден вплоть до низа рисунка - или, по крайней мере, до деревьев, которые его могут закрывать. (Хотя... внизу у левого края все же можно разглядеть этот пруд за деревьями.) 

     

  • 19 Октября 2017, 21:14

    Так сделайте публикацию. Картинок, если надо, я накопирую из путеводелей.

  • 19 Октября 2017, 21:30

    Хорошо, сделаю. И по Руине тоже. Только, видимо, не очень скоро: возможно, я буду занят в эти дни.

     

    А пока еще одно замечание: Запасной пруд - это составная часть Лугового парка (хотя он и появился лет на 20 раньше, чем остальной Луговой парк, и сначала воспринимался как принадлежность Английского парка). И публикацию по Никольскому домику правильно было бы отнести к Луговому парку (можно при этом сохранить и имеющийся адрес по Заячьему проспекту).

  • 19 Октября 2017, 21:52

    А у нас есть публикация по Луговому парку? Я не занималась пригородами... Ссылку поставлю.

  • 19 Октября 2017, 22:01

    А это для развлечения: из путеводителя 1927 г. Как отличается изложение в разные годы.

  • 19 Октября 2017, 22:38
    Ответ на "А у нас есть публикация по Луговому парку? Я не за" от Наталия

     Нет пока. Есть только публикации по нескольким зданиям с адресами "Петергоф, Луговой парк".

  • 19 Октября 2017, 22:59
    Ответ на "Нет пока. Есть только публикации по нескольким зда" от Виктор М

     По-моему, этого достаточно, чтобы указать адрес.

  • 19 Октября 2017, 23:23

    В 1983 г. еще стоял

    ЦГАКФФД СПб

    Аннотация: Вид Никольского сельского домика у Большого запасного пруда ( Никольского ) в ансамбле Лугового парка( середина 19 века, архитектор А.И.Штакншнейдер ).

    Дата съёмки: 27 февраля 1983 г.

    Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович

    см. публ.

  • 19 Октября 2017, 23:30
    Ответ на "В 1983 г. еще стоял ЦГАКФФД СПб Аннотация: Ви" от vladimir-2013

     Об этом я и писал. Обратите внимание: правый угол висит в воздухе. В последний раз, года через три - четыре, я видел Никольский домик в еще более страшном состоянии.

     

    (А ведь когда в 70-х годах из домика выселили людей, я по наивности порадовался: ну, теперь-то , наконец, начнут реставрацию. Ничего не начали, угробили...)

  • 19 Октября 2017, 23:32

    Вот вопрос и решился. И куда их постановление ... Даром что архив, но вот проблема в том, что сельским домиком раньше называли совсем другой, так вот путаница и возникает. Здесь, конечно, бесспорно он, но тенденция...

    И любопытно - откуда же взялись 1970-е?

  • 20 Октября 2017, 23:07
    Ответ на "Так сделайте публикацию. Картинок, если надо, я на" от Наталия

     Мне оказалось удобнее сделать сначала публикацию по Руине. Я ее только что выслал.

     

    По Царской мельнице писать рановато - надо еще кое-что сфотографировать на месте. Если ничто не помешает (в том числе и погода), съезжу завтра в Петергоф и сделаю недостающую фотографию - а тогда уже можно будет и делать публикацию.

     

    А пока посмотрите, как выглядел еще один Сельский домик - на склоне холма Бабигон (ни у Гейрота, ни у Измайлова такого изображения нет):

     

     

    В высоком разрешении см. здесь.

  • 21 Октября 2017, 00:15

    Хорош домик. Если я ничего не путаю, то в дорев. путеводителях его называли Сельский домик наследника. И вроде про него писали где-то, что перевезли в Ораниенбаум. На такого качественного фото точно не видела.

  • 22 Октября 2017, 07:29

    Еще раз по вопросу об адресах.

     

    Почему по адресу "Луговой парк" указаны только четыре объекта (а до того как я добавил "Руину", их было только три)? Почему для Никольского домика адрес (и притом вымышленный) указан только по Заячьему проспекту, а, например, для церкви царицы Александры (которая формально находится за пределами парка, в поселке Низино) указан адрес "Луговой парк"? Почему два сохранившихся строения Царской мельницы проходят только по адресу "Мельничная улица", а Луговой парк для них даже не упоминается?

     

    Это вовсе не чисто формальный вопрос. Особенность Лугового парка - то, что он фактически не имеет четких границ и сливается с окрестными селениями. Но как же посетителю сайта искать заинтересовавший его объект? Он знает, что Никольский домик, например, находится в Луговом парке, смотрит на сайте объекты в этом парке - и не находит. (Я сам только случайно на него наткнулся.)

     

    Или еще: я собрался писать публикацию по Царской мельнице. Вчера специально съездил в Петергоф, чтобы сфотографировать два сохранившихся строения, которых, как я думал, на сайте нет. А приехав домой, догадался посмотреть: а нет ли чего-нибудь по адресу "Мельничная улица"? И увидел, что, оказывается, оба строения уже есть. (Я не в претензии: очень хорошо погулял 😀

     

    Я считаю, что, не убирая существующих адресов, следует для всех объектов в Луговом парке добавить (там, где его нет) еще один адрес: "Луговой парк" - хотя бы с вымышленным номером и буквой "х" (так, как я сделал для Руины). Я знаю три таких объекта: Никольский домик и два строения по Мельничной улице. Но может быть, есть и еще что-то, что я не догадался посмотреть?

     

    И то, что пока нет публикации по Луговому парку в целом (я, например, еще не готов ее делать), не должно быть препятствием для проставления адресов.

     

    P.S. Хотя все материалы по Царской мельнице у меня готовы, но публикацию делать я воздерживаюсь, пока не решен данный вопрос. (Впрочем, теперь я в любом случае вряд ли смогу сделать публикацию раньше, чем сегодня вечером.)

  • 22 Октября 2017, 14:02

    Я думаю что этот вопрос надо решать как раз в последнюю очередь. Поставить второй адрес легко, а вот менять нумерацию не слишком удобно, поэтому, если мы  вводим несуществующий адрес, нужно сначала определиться сколько  объектов будет по этому адресу и пронумеровать их  чтобы они располагались в каком-то плановом порядке. Потом создается публикация с адресом Луговой парк 1, которая будет основной, в ней перечисляются все объекты со ссылками и  помещается схема. По адресам соответственно ссылка на основную публикацию.

    При сущствующем состоянии надо, на мой взгляд, определить список объектов. Для этого нужно подобрать основу для схемы. Я схемы делать не слишком умею. Но пока списка нет, мне не хотелось бы вводить доп. адреса, что бы потом не перенумеровывать большее, чем есть количество публикаций.

    Если Вы готовы составить список, можем продолжить работу в этом направлении. Схему можно сделать позже, но список нужно иметь.

  • 22 Октября 2017, 19:39

    Предлагаю такой список (нумерация - по мере удаления от центра Петергофа и от железной дороги):

     

    1. Никольский домик (утрачен)

    2. Розовый павильон

    3. Царская мельница (утрачена)

    3А. Сторожка Царской мельницы

    3Б. Дом мельника

    4. Руина (фактически утрачена)

    5. Бельведер

    5А. Гостиница "Бельведер"

    6. Церковь Царицы Александры

     

    Если когда-нибудь будет решено добавить Сельский дом наследника, то можно будет присвоить ему номер 7.

     

    Что касается схемы, то я нашел ее в одном из путеводителей, но ее нужно немного подредактировать. Дам ее позже.

  • 22 Октября 2017, 21:47
    Ответ на "Предлагаю такой список (нумерация - по мере удален" от S.P.

     Надо учитывать и то, что некоторые объекты имеют официальный адрес.

    Например: Павильон "Озерки" (Розовый павильон) - Санкт-Петербург, город Петергоф, Луговой парк, литера В 

  • 22 Октября 2017, 22:05
    Ответ на "Надо учитывать и то, что некоторые объекты имеют о" от vladimir-2013

     Литера без номера? В любом случае наша система такое не примет.

  • 22 Октября 2017, 22:06

    Хорошо. Если Вы знаете официальные адреса, сообщите их.

    (В Постановлении... такого адреса для Розового павильона нет. Написано "Самсоновский бассейн".)

  • 22 Октября 2017, 22:14

    В любом случае нам ничего не мешает поставить второй условный адрес  для систематизации.  А официальный, если  что - в верхней части публикации. А то с этим алфавитом здание может оказаться где-нибудь в Ораниенбауме.

  • 22 Октября 2017, 22:33
    Ответ на "Хорошо. Если Вы знаете официальные адреса, сообщит" от S.P.

    Павильон "Озерки" (Розовый павильон) - Санкт-Петербург, город Петергоф, Луговой парк, литера В

    Царская мельница. Сторожка. - город Петергоф, Мельничная улица, дом 1, литера А

    Царская мельница. Дом мельника. - город Петергоф, Мельничная улица, дом 2, литера А

    Дворец "Бельведер" - город Петергоф, Луговой парк, литера А 

    Гостиница "Бельведер" - город Петергоф, Луговой парк, литера Б

     

  • 22 Октября 2017, 23:11

    Для Никольского домика, Руины и Царской мельницы придется все равно делать вымышленные адреса. Для сторожки и дома мельника адреса должны быть двойными - один по Мельничной улице, другой - вымышленный по Луговому парку.

     

    Какие должны быть вымышленные адреса, мне все равно. Для Руины я уже сам дал адрес 1х. Остальные все годятся, только я их должен знать, чтобы указать в публикации.

     

    Схему я составил на основе схемы из уже упоминавшегося путеводителя Федоровой издания 1966 года:

     

     

    Принимаю любые замечания, что могу, поправлю.

  • 22 Октября 2017, 23:34

    И еще одно.

    Если уж говорить об адресах, то церковь Царицы Александры находится за пределами парка, в поселке Низино, который официально находится на территории Ломоносовского района Ленинградской области (т.е. официально даже не в Петергофе). Но ее ни в коем случае нельзя исключать из ансамбля Лугового парка: она играет очень большую роль в его видах (а раньше, пока парк не зарос, ее роль была еще намного больше: над всем парком (кроме северной части Запасного пруда) господствовали два здания на двух вершинах холма Бабигон - Бельведер и эта церковь. И я еще видел это в 60 - 70-х годах.) 

  • 22 Октября 2017, 23:47
    Ответ на "Для Никольского домика, Руины и Царской мельницы п" от S.P.

     Здесь главное, чтобы вымышленные адреса не савпали с официальными других объектов.

  • 22 Октября 2017, 23:55
    Ответ на "И еще одно. Если уж говорить об адресах, то церков" от S.P.

     Ну метро "Девяткино" у нас тоже в Лен. обл :)

    Вполне можно придерживаться предложенной Вами нумерации. В шапке - условный адрес, в верхнем правом углу публикации - официальный.

    На схеме бы в идеале  сделать цветные цифорки в соответствии со списком

  • 22 Октября 2017, 23:58
    Ответ на "Здесь главное, чтобы вымышленные адреса не савпали" от vladimir-2013

     Ну раз мы теперь знаем официальные адреса, то совпадений легко избежать.

     

  • 23 Октября 2017, 00:05
    Ответ на "Здесь главное, чтобы вымышленные адреса не савпали" от vladimir-2013

     Насколько я поняла по Луговому парку нет  номеров домов?  А у нас, если не указан номер дома, публикация просто не запишется. Так что номера все равно придется проставить Да и совпадений в таком случае быть не может.

  • 23 Октября 2017, 00:07

    Наталия, правильно ли я Вас понял, что предложенные мною номера приняты? Если да, то сейчас же их поставлю, а если еще есть сомнения, то подожду.

     

    Кстати, номер Руины в соответствии с моими предложениями придется изменить: вместо 1х - 4х.

  • 23 Октября 2017, 00:21

    Я не дождался ответа, а уже надо спать 😀

     

  • 23 Октября 2017, 00:48

    Хорошо, адреса завтра поправим, на свежую голову. Основная публикация будет Луговой парк 1 - без "х". В ней схема, список, общая история парка, наверное найдутся какие-то картинки.

  • 25 Октября 2017, 01:02

    Я сейчас отправил публикацию по Царской мельнице. Схему Лугового парка с исправленными номерами объектов можно скачать здесь.

  • 28 Ноября 2017, 12:06
    Ответ на "Да, поняла, что это не он. Домиков, оказыватся был" от Наталия

    "Очень интересно - в дореволюционных путеводителях ни слова об авторстве Штакеншнейдера. "Домик построил Николай I". Штакеншнейдер появился в путеводителях 1920-х гг."

     

    Есть, по меньшей мере, один дореволюционный источник (и притом очень старый - около 1840 года), где архитектором Никольского домика назван Штакеншнейдер. Ссылка на этот источник есть в кн.: А.Л.Пунин. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990, с. 63, 338. Именно благодаря этой ссылке я смог посмотреть и сам источник: Памятник искусств и вспомогательных знаний. СПб, 1840-1843, том 1, тетрадь 1 . В книге помещен чертеж Никольского домика и статья о нем.

     

    Чертеж:

    см. публ.

     

    Статья:

    "НИКОЛАЕВСКАЯ ИЗБА
    в Петергофе.

    Бревенчатая изба, изображенная на прилагаемом здесь рисунке, может почитаться образцом хотя простой, но тем не менее истинно изящной Русской сельской архитектуры. Она построена в 1835 году, по повелению Его Императорского Величества, в Петергофе, близ так называемого запасного пруда, известным зодчим нашим, А. И. Штакеншнейдером, и украшена внутри резьбою, в Русском вкусе, мастером Бобковым."

     

    Сама книга показалась мне не особенно серьезной, написанной слишком популярно. Но тот факт, что имя А.И.Штакеншнейдера в связи с Никольским домиком упоминается еще до начала (около 1845 г.) работ по созданию им собственно Лугового парка (до тех пор Запасной пруд относили к Английскому парку), позволяет с доверием отнестись к этой информации (может быть, только за исключением даты - 1835 вместо 1834).

     

    Кроме того, Пунин поместил в книге данные (очевидно, им и обнаруженные) о том, что проект Никольского домика был выполнен в 1833 г., а также чертеж очень похожий на чертеж в "Памятнике искусств...", но с отличиями в деталях - в частности, справа еще нарисовано дерево (см. публикацию, фото 5).

     

    Похоже, что дату 1834 заменили на 1835 именно начиная с книги Пунина. В известных мне книгах 60 - 70-х годов называют 1834 год (ссылки на книги не привожу, при желании можете посмотреть их на моем сайте).

     

     

    "У Сырова есть картинка, как это выглядит сейчас:.. Не ясно, что там за сооружение осталось."

    Это заурядное жилое или хозяйственное строение (слева от шлюза, в некотором отдалении и от шлюза, и от пруда). Я его видел при прогулке по парку 21 октября, но не сфотографировал. Оно, безусловно, не имеет никакого отношения к Никольскому домику.

  • 28 Ноября 2017, 17:06
    Ответ на "Хорош домик. Если я ничего не путаю, то в дорев. п" от Наталия

     Теперь я разобрался. Конечно, Вы всё путаете. Сельский домик наследника - вообще другой, он находился в Александрии (Гейрот, с. 120). Перенесли на новое место еще один "сельский домик" - тот, который находился на месте Бельведера - и при этом не в Ораниенбаум, а на Ораниенбаумчкий спуск - так назвается место в Старом Петергофе, координаты 59.890020, 29.877756 . А тот, что на фотографии - Сельский приказный дом, находившийся на холме Бабигон, в селе Низино, к югу от церкви Царицы Александры. Он снесен в 1930 г. По этому домику я сейчас выслал заявку на публикацию.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31690
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4251