Публикация

Кронштадтские гавани

Здание на карте
Кронштадт
Крепость, 30
Архитекторы: Петр I
Лейн Э.
Год постройки: 1713-1723
Стиль:

Кронштадтские гавани

г. Кронштадт, 

 

Котлинская гавань

1714 -

 

Купеческая гавань

Средняя гавань

Лесная гавань

Военная гавань


1713 - начало строительства

1719-1723 - окончание строительства

авторы проекта - Петр I, кап.Лейн Э.

строитель - кап.Лейн Э.

  • фото

Во время войны со Швецией (1700-1721) за выход к Балтйскому морю о. Котлин стал новой базой российского флота. У берегов Котлина каждое лето стояли корабли для защиты залива. Осенью они уходили на зимовку в Петербург, т.к. своей гавани Котлин не имел. Ее строительство началось в ноябре 1709 г., ответсвенным был  назначен Корнелий Крюйс. Для ограждения будущей гавани почти под прямым углом к берегу началось строительство мола-пристани. Работа по устройству гавани растянулась на несколько лет. Сооружали гавань солдаты и пленные. Чтобы ускорить строительство, в 1712 г. появился указ - выслать на Котлин по 3 тыс. работных людей от всех губерний. Однако губернаторы не спешили выполнять указ. Строительство тормозилось и из-за нехватки материалов. На севере острова добывали камень для стенок гавани, на южном - глину для бруствера.


1714 г. ознаменовался Гангутской победой. Она отодвинула войну к шведским берегам. В 1714 г. вошла в строй котлинская гавань. Гавань вмещала 40 судов, но была мала даже для военного флота, не говоря о торговом. Поэтому, еще за год до открытия гавани, началось строительство новых гаваней. Позже они получили название Военной, Лесной, Средней и Купеческой. Петр хотел закончить гигантское сооружение за год.

Деловая переписка Петра I с капитаном Э. Лейном дает основание считать их авторами проекта гаваней о.Котлин, строителем был Э. Лейн. В процессе строительства вносились изменения в форму и размеры гаваней, которые в окончательном виде вошли в генеральный план Котлина, утвержденный Петром I в 1721 г.

 

Указом от декабря 1715 г. из 5 губерний выделяются 31, 5 тыс. рабочих на строительство гаваней, а для присмотра за работами было приказано прибыть на остров и губернаторам: азовскому, архангельскому, казанскому, московскому и нижегородскому. В 1717 г. руководство строительством передали сенатору М. М. Самарину.
Строительство велось несколько лет, но уже в 1719 г. в котлинский порт из Европы пришло около ста торговых судов. С 1719 г. по мере готовности отдельных гаваней, их стали вооружать пушками. В 1723 г. завершена чистая отлека последней гавани - Военной. В дальнейшем продолжаются работы по оборудованию гаваней для приема и обслуживания военных и торговых кораблей.

([163]. С.30-47, [160]. С.32-33, Mary)

 

Памятник Федерального значения.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб. (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.)  (с. 19-21)

1 комментарий
2625 просмотров
Добавил: Mary, 20 Февраля 2012, 20:22
Редактировано: 27 Февраля 2012, 01:33
Оцените:
(1 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house20317.html' target='_blank'>Кронштадтские гавани на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
  • 21 Февраля 2012, 13:20

    Та гавань, которая на схеме обозначена просто словом "гавань" - Военная.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27963
Готовится: 193
Посетители
Гостей: 159
Всего сегодня: 2729