Публикация

Больничные корпуса при заводе Торнтона - Поликлиника (двор)

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1910-1912
Стиль: Модерн

Фото - Виктор М, 06.2014.

Больничные корпуса при заводе Торнтона  (двор)                                                                     Пам. арх.(регион.)

ул. Тельмана, 10, 12

1910-1912 -

 

Поликлиника

 

 

Эти здания построены еще до появления улицы с названием "ул. Тельмана". На старых картах 1914, 1916 гг. в этом месте проходила Глиняная ул., видимо, по ней нумеровались эти корпуса.

В стилевом отношении их можно отнести к модерну, если учесть, что в 1900-х гг. образ английского коттеджа, с подражания которому, собственно, и начался "Русский модерн", придавался не только дачам и усадьбам, но и лечебным учреждениям, детским яслям и пр. (Не исключено, что это могли быть и детские ясли).

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 06.2014.

  • фото

    Вид с юго-запада

  • фото

    Вид с юга

  • фото

    Фрагмент западного фасада

  • фото

    Вид с запада

  • фото
  • фото
  • фото

    Восточный фасад

  • фото

    Вид с юго-востока
    Фото - Виктор М, 02.2014.

  • фото

  • фото

    Фото - Сергей Наумов, 2022.

Амбулаторию фабрики «Красный ткач» на улице Тельмана, 10, признали памятником архитектуры.

Одноэтажное здание стоит в начале улицы Тельмана недалеко от Октябрьской набережной. Оно было построено предположительно в начале XX века в образе английского коттеджа. В советские годы внутри размещалась амбулатория фабрики «Красный ткач». По информации краеведа Дмитрия Шериха, в 1921-1942 гг. медучреждение возглавлял Федор Берггольц, отец Ольги Берггольц.                                                                     ( kanoner.com 08.06.2015)

  • фото

    Фото - vilorden

  • фото
  • фото

    Фрагмент
    восточного фасада

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 02.2014.

1978:  Поликлиника   (пояснит.надпись)   (план Треста ГРИИ 1978 (окт.))

2004:  Поликлиника  (пояснит.надпись)   (план Треста ГРИИ 2004)

 

Региональный памятник Распоряжение КГИОП № 105-р от 14.03.2018

Дом включен в перечень выявленных объектов культурного наследия как «Здание амбулатории фабрики "Красный ткач"». Распоряжение КГИОП 05.06.2015 № 10-238 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия» «… 1. Включить в перечень выявленных объектов культурного наследия объект, обладающий признаками объекта Культурного наследия «Здание амбулатории фабрики "Красный ткач"», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тельмана, д. 10, лит. …»

45 комментариев
4422 просмотра
Добавил: Florus-Art, 6 Января 2012, 02:03
Редактировано: 10 Апреля 2018, 20:53
Оцените:
(13 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house19279.html' target='_blank'>Больничные корпуса при заводе Торнтона - Поликлиника (двор) на Citywalls.ru</a>
Всего 45 комментариев
  • 6 Января 2012, 19:05

     Нет ссылок.

     

  • 7 Января 2012, 13:00

    Заводская амбулатория, аптека...

    Немного о доме и много фото из 2008г

    http://an-drevv.livejournal.com/36250.html

  • 7 Января 2012, 16:51

    Спасибо за ссылку, фотографии отличные. Декор заставляет задуматься. А откуда датировка в титуле?

  • 7 Января 2012, 20:33

    Не знал о таком великолепии у нас в городе. Просто чудо. И тоже согласен, что это модерн, его "неоромантическое" направление.

  • 7 Января 2012, 20:50

    На карте там и другие небольшие здания есть. Florus-Art, что они собой представляют? Есть и большое руинированное, восточнее.

  • 7 Января 2012, 20:59

    Мои прадед и прабабка были дружны с Бекманом Даниловичем Торнтоном:))

  • 7 Января 2012, 21:49

    Алексей, а Вы уверены в написании имени? По источникам - Бетман Данилович (Bateman Thornton). См., например, ВПб на 1904.

  • 7 Января 2012, 22:02

    Глиняная ул. мне попадалпсь по кирпичным заводам:

    1897-1899  «Ксилолит» Высочайше утвержденное Российское общество Глиняная, 8

    Сначало оно изготавливало плиты из древесной массы, потом кирпичи.

    Директор плк. Кисляков Владимир Андреевич, пот.поч. гражданин Вальтер Франц Яковлевич, бар. Жомини Николай Николаевич; 

  • 7 Января 2012, 22:12

    anchurian  может быть и Бетман, я на слух слышал имя только. Хотя, как тут выяснилось буквально вчера ВПб тоже не истина в последней инстанции, и в ВПб полно ошибок, увы.

  • 7 Января 2012, 22:23

    ВПб это просто для примера. Вот иностранная ссылка, если угодно:

    http://www.skagerlind.net/sia/main_image_archive/evh_thornton_mill.html

    (Кстати, там интересная фотография.)

  • 7 Января 2012, 22:26

    Я и не спорю. Наверняка Бетман. Фабрика эта и сейчас существует и даже делает ткани, сукна для ЦБП.

  • 7 Января 2012, 23:03

    Нумерация, скорее всего, была по Правому берегу Невы.

  • 7 Января 2012, 23:28

    Карта РГИС(на данный момент) указывает улица Тельмана, дом 10, литера АИ, амбулатория. Дом 12 тут ни при чём, как указано в публикации.

  • 8 Января 2012, 00:09

    Весь Петроград 1922г.

    Коммунальные аптеки...

    - при зав. Торнтон. Правый дерег Невы, 96 (кол. 529),

    Больницы...

    - Больница при заводе Торнтон №33. Правый берег Невы, 96 (кол. 513)

     

  • 8 Января 2012, 00:50

    Фабрика эта и сейчас существует

    Насколько я знаю, не существует уже несколько лет. Другое дело, что кто-то в ее помещениях, вероятно, чем-то занимается. Лет 5 назад они передали весь свой роскошнейший ассортиментный кабинет в музей истории СПб. Это содержимое многих-многих шкафов образцов, как дореволюционных, так и советских, не идущих ни в какое сравнение со старыми.

  • 8 Января 2012, 01:07

    Как то что они передали весь ассортиментный кабинет в музей свидетельствует о том что фабрика закрылась? Прямого следствия не вижу. Впрочем я там и был как раз лет 5 назад. А недавно читал, что дейтвительно, здания фабрики переоборудуют в БЦ по проекту Явейна. Вся эта территория будет перестроена.

  • 8 Января 2012, 02:27

    Новости двухлетней давности

    http://asninfo.ru/se/article/27046

    А вот и картинки проекта в квартале бывшей аптеки.

    http://www.baltservis.ru/proekty/  (в самом низу странички проектов)

    Корпуса фабрики расположены южнее этого проекта с башнями.

    PS В публикации указано 

    Больничные корпуса при заводе Торнтона (двор)

    Что означает слово "двор"?

     

     

  • 8 Января 2012, 18:10

    В № 108 (С. 17) вот такое нашлось:

    Больница (детская) Нев. р-на объединен. - ул. Тельмана, 18.

    Аптек в этом р-не вовсе не просматривается.

  • 25 Мая 2012, 18:33

    мне это чудо http://www.citywalls.ru/house8726.html приглянулась очень

  • 25 Февраля 2013, 21:51

    И всётки аптека там была. У меня есть фото с барельефом, он лежал во время съёмки у самого фундамента, там просматривается слово "Аптека".

  • 25 Февраля 2013, 22:03

    Не эти ли фотографии?

    http://an-drevv.livejournal.com/36250.html

    Отличные снимки.

  • 25 Февраля 2013, 23:00

    По ссылке - коза.

  • 26 Февраля 2013, 00:25

    Только что все было... Прекрасные фотографии.

  • 2 Августа 2013, 19:57

    Что было сначала - неизвестно. Судя по всему, медицинское направление было задано позже.

           см. публ.

  • 2 Августа 2013, 21:55
    Ответ на "Что было сначала - неизвестно. Судя по всему, меди" от vilorden

     Или амбулатория стало приемницей первоначального назначения строения.

  • 2 Августа 2013, 22:59
    Ответ на "Или амбулатория стало приемницей первоначального н" от Сергей Беляев

    Важно понимать, что размещение учреждения того же типа в помещениях не является определением преемственности. Если эта амбулатория (это именно пример, а не частный случай) появилась вследствие переименования / реорганизации / реструктуризации / в крайнем случае на базе амбулатории (лечебницы для приходящих и т.п.), то это вопрос преемственности. А вот если старую амбулаторию закрыли, а потом в тех же помещениях открыли другую - даже с тем же персоналом по факту, это не преемственность.

  • 3 Августа 2013, 00:42
    Ответ на "Важно понимать, что размещение учреждения того же " от алекс

     Алекс, я с Вами согласен. Термин "приемственность"  не очень корректен. Я только хотел сказать, что здание  и после 1924 года(если судить по фото барельефа)  могло исмользоваться для предоставления медецинских услуг, если учесть, что в титуле оно значится как больничный корпус.

    Только сейчас заметил, что дом значится в статье под номерами 10 и 12, хотя на самом доме только табличка с №10. Да и как-то нелепо для такого небольшого строения иметь двойной адрес по одной улице. 

     

  • 4 Августа 2013, 14:53

    Родственница, родившаяся в бараках в 1913 году, эту амбулаторию впоминала.

  • 4 Августа 2013, 14:57

    Что касается нумерации... На местности  не очень понятно:

     

    http://cs14106.vk.me/c407718/v407718125/9a7b/PpAvHtEvHDI.jpg

     

     

    http://cs14106.vk.me/c407718/v407718125/9ab1/L98IjXT_pV8.jpg

     

     

  • 24 Февраля 2014, 16:04

    Дом 10 лит. АИ (других литер нет). По РГИС - амбулатория. 

  • 25 Февраля 2014, 10:14
    Ответ на "По ЕИСТ - 1924. Я подозревал это." от Виктор М

     Не слишком ли "богато" для 1924 года?

  • 25 Февраля 2014, 10:16

    Там весь лепной декор соответствующий: "АПТЕКА КРАСНЫЙ ТКАЧ", пятиконечные звезды, венки, рога изобилия вперемешку. И посмотрите комментарий с фотографией от 02.08.2013.

  • 25 Февраля 2014, 10:23

    Причем в 1921 году у них амбулатория в каком-то здании уже была. Её возглавлял с 1921 до высылки в 1942 (?) году Федор Христофорович Берггольц, отец Ольги Берггольц. Об этом пишет Шерих в книге "Берег левый, берег правый".

  • 25 Февраля 2014, 10:53
    Ответ на "Там весь лепной декор соответствующий: "АПТЕКА КРА" от Виктор М

     В том комментарии пишут, что декор с датой "1924 год" мог быть добавлен позже. Вопрос не однозначный. Я лично сомневаюсь, что в 1924 году стали бы строит фахтверковые сооружения, хотя все возможно, конечно. Для примера можно взять научный городок в Колтушах, там здания, построенные Безпаловым в эти же годы совершенно другие.

  • 9 Мая 2014, 17:12

    На планах Треста ГРИИ 1978 (окт.) и 2004 гг. пояснит.надпись "поликлиника" (здание на титул.фото). Дом №10.

  • 6 Сентября 2014, 21:13

    Немного деталей 15.06.2014:

     

     

     

  • 19 Февраля 2015, 22:05

    "КГИОП не планирует ставить под государственную охрану больничный корпус в стиле модерн на улице Тельмана, 10".  http://kanoner.com/2015/02/19/143625/

  • 6 Июня 2015, 22:29

    Признан выявленным ОКН. Распоряжение КГИОП от 05.06.2015 № 10-238

  • 30 Октября 2015, 21:05

    Дом включен в перечень выявленных объектов культурного наследия как «Здание амбулатории фабрики "Красный ткач"».

    Распоряжение КГИОП 05.06.2015 № 10-238 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия»

    «…

    1. Включить в перечень выявленных объектов культурного наследия объект, обладающий признаками объекта Культурного наследия «Здание амбулатории фабрики "Красный ткач"», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Тельмана, д. 10, лит.

    …»

  • 22 Августа 2016, 23:18

    А не мог ли это быть дом Торнтонов? Тогда и английский стиль оправдан

  • 23 Марта 2018, 12:53

    Теперь это памятник регионального значения

    https://vk.com/karpovkanet

  • 23 Марта 2018, 13:13
  • 23 Марта 2018, 13:47
    Ответ на " А распоряжение?" от Наталия

     Не нашел на сайте КГИОП, и в РГИС до сих пор указан как выявленный.

  • 23 Марта 2018, 20:27

    1924 (Росреестр) -

    Скорее всего год перестройки

  • 10 Апреля 2018, 19:09
    Ответ на " А распоряжение?" от Наталия

     Распоряжение КГИОП № 105-р от 14.03.2018

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31690
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 6504