Публикация

Доходный дом Шерцеров - Доходный дом С. И. и Б. И. Марголиных

Фото - yuri.sedunov  05.2012.

до 1828 - угловая часть

 

Доходный дом Шерцеров -

 

1835-1837 - арх. Цолликофер Егор Тимофеевич (Георг Рупрехт) - перестройка и расширение 

 ([99], С.  320; ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9958)

 

Доходный дом С. И. и Б. И. Марголиных                                                                                           неоклассицизм

наб. р. Фонтанки,131 - Б. Подъяческая ул., 36 

1914 - арх. Лишневский Александр Львович - перестройка, включен существовавший дом  

([99], С. 197; ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9958)

 

В некоторых источниках - автор постройки 1835 г. не установлен

 

см. продолжение публикации (интерьеры)

  • фото

    Генеральный план, 1831.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9958 л.1-4

  • фото

    Проект,
    арх. Е.Т.Цолликофер, 1835.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9958 л.17-20

  • фото

    Проект,
    арх. Е.Т.Цолликофер,
    1835. Фасады.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9958 л.9-12

  • фото

    Фасады, 1837 г.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9958 л.13-16

  • фото

    Одобрение проекта Комитетом для
    строений и гидравлических работ,
    1837.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9958 л.13об.-14об.

    (добавил S.P. )

  • фото

    Фото В.П.Ковальского,
    1906-1907.
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-3656 ф
    Госкаталог .

    (добавил S.P. )

  • фото

    Фото П.С.Радецкого, 1913.
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-10040 ф
    (сайт goskatalog.ru)

    (добавил S.P.

  • фото

    Фото П.С.Радецкого, 1913.
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-10039 ф
    (сайт goskatalog.ru)

    (добавил S.P.

  • фото

    В.П. Соловьев-Седой у своего
    дома на наб. р. Фонтанки
    Открытка изд. "Планета" 1982 г.
    (добавил Сергей Г)

  • фото
  • фото

    Приложение
    к Топ-плану 2004
    (добавил IVa)

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2019 г.

  • фото

    Панорама с яндекс-карт.
    (добавил люблюпитер )

На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 г. генерал майора Шуберта" на этом участке показан небольшой каменный дом, расположенный непосредственно на углу, остальные постройки - деревянные.

Дальнейшая история строительства отражена в деле:

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Грейсону, Л. Шерцеру, Н. Гетте, С. И. и Б. И. Марголиным по наб. р. Фонтанки, 131 и Б.Подъяческой ул., 36 Крайние даты документов: 1831–1914  Количество листов: 70

ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9958

На мой взгляд, интересны чертежи предшествующего здания. Только его я здесь и касаюсь.

Генеральный план, 1831 г. (лист 1-4): остается то же положение, что и в 1828 г.

В 1835 г. архитектор Е. Т. Цолликофер составил для надворного советника Шерцера и его жены проект нового большого доходного дома, охватывающего весь участок по периметру. Генеральный план с подписью Цолликофера и лицевые фасады (листы 17-20 и 9-12). Старый угловой дом надстраивается и включается в состав нового, гораздо большего дома. 

Около 1836-1837 г. проект был несколько переработан. Имеется только один лист с изображением новых фасадов без подписи архитектора (лист 13-16). На обратной стороне листа - одобрение Комитета для строений и гидравлических работ от 28-го января 1837 г.

В отличие от первоначального проекта, угол здания - не закругленный, а срезанный, с эркером на втором этаже. Именно этот, второй вариант проекта и был осуществлен. Дом хорошо виден на заднем плане фотографии В. П. Ковальского 1906-1907 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3656 ф )

Любопытно, что при перестройке здания в 1914 г. А. Л. Лишневский сохранил эркер на углу (хотя, судя по проектным чертежам, это сначала не предусматривалось).                                                                                            (добавил  S.P.)

 

 

До 1918 г. принадлежал купцам Марголиным. Купец 2-ой гильдии Соломон Ильич Марголин был в списке заложников - правых эсеров, арестованных большевиками в  1918 г., после того,  как  30 августа 1918 г. председатель  Петроградской  ЧК М. С. Урицкий был убит бывшим юнкером, эсером Леонидом Каннегисером.

  • фото
  • фото
  • фото

    Вид дома со стороны
    Большой Подьяческой ул.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Балкон со стороны Фонтанки

  • фото

    Фото - Риэлтор, 01.2019.

  • фото

    Со стороны Б.Подьяческой
    Фото - Nipnip, 04.2019.

  • фото

    Вид дома
    со стороны Фонтанки.
    Фото - С. Васильев. 2008.

  • фото
  • фото

    Фасад по Фонтанке
    после реставрации.

  • фото

    Фото - Алексей von Fricken
    04.2012.

  • фото

    Фото -
    Mary, 05.2004.

  • фото

    Фото - Nipnip,
    03.2022.

  • фото

    Фасад по Большой Подъяческой ул.
    Фото -
    люблюпитер, 06.2022.

  • фото

  • фото

    Фото -
    Galina Vabishchevich, 2010.

В этом доме в квартире №8 с 1950 по 1979 год жил композитор В. П. Соловьев-Седой (1907-1979) - Мемориальная доска.

Он написал более 400 песен, 6 оперетт и музыкальных комедий, музыку к 50 кинофильмам, множество популярных песен о Ленинграде.

В квартире композитора в кабинете с темно-красными стенами на открытых полках хранится его архив.

Композитор подчеркивал огромное значение для его творчества "музыки архитектуры" родного города: "Я вслушиваюсь, и, действительно, каждый памятник, мост, особняк, каждая набережная, каждое дерево имеет свою тему, свой образ, свое музыкальное развитие, свою мелодию и подголоски. Застывшая музыка архитектуры звучит, и я отчетливо слышу это звучание".

(добавил - Mary)

Надпись на мемориальной доске: "В этом доме с 1950 по 1979 год жил и работал выдающийся советских композитор герой социалистического труда народный артист СССР Василий  Павлович Соловьев-Седой". 

 

В этом доме жили:

1880 -е   гражданский инженер В. Р. Бернгард  (А. Г. Шкларевич  Строительный адрес-календарь на 1881 г.  С-Петербург  1881  С. 1-48)

1870-е - 1880-е   гражданский инженер Р. Б. Бернгард  (Список членов С-Петербургского общества архитекторов на 01.01.1878 г.

журнал "Зодчий " N 6 от 05.02.1878; А. Г. Шкларевич Строительный адрес-календарь на 1881 год  С-Петербург  1881 С 1-48)

                          Рудольф Богданович Бернгард  (01. 06. 1819. Ревель  -  15. 08. 1887. Ревель

                          (Таллин), кладбище Цигельскоппель Ревеля; СУ 1846, инженер-архитектор 1864,

                           профессор архитектуры 1871.                              

1860-е   инженер путей сообщения С. В. Кербедз

 (Г. Д. Гоппе, К. Г. Корнфельд  Всеобщая адресная книга города С- Петербурга  С-Пб  1867-1868. O. III. C. 222)

1915 - 1926   гражданский инженер Е. А. Кржижановский 

(ВПг на 1916. O. III. C. 351, на 1917. С. 354, ВЛд на 1924. O. X. С. 140, на 1925. С. 204, на 1926. O. XI. C. 183)

                    Евгений Александрович Кржижановский  (1884 - 1926), ИГИ (1908).  

1911 - 1914   архитектор Е. Н. Мандражи  (ВПб на 1912. O. III. C. 561, на 1913. 394, на 1914. С. 411)

                    Евгений Николаевич Мандражи  (30. 01. 1881. С-Петербург  -  1966 Канны (Франция); 

                    Морскрй кадетский корпус 1900, АХ  (на закончил).

1950 - 1979   композитор В. П. Соловьев-Седой 

В 1982 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска (ск. М. К. Аникушин, арх. Ф. А. Гепнер) с текстом: "В этом доме с 1950 по 1979 год жил и работал выдающийся советский композитор, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР Василий  Павлович Соловьев-Седой".

 (С. М. Хентова  Соловьев-Седой в Петрограде - Ленинграде  Ленинград  Лениздат. 1984)

1880-е - 1890   архитектор В. П. Цейдлер  (В. С. Тяпин  Строительный адрес-календарь на 1890 г.

С-Петербургское общество архитекторов, 2-я ч.  С-Пб  1890  С.1-23)      (добавил Val 39)

  • фото
  • фото

    Фото -
    Виктор М,
    2011.

  • фото

    Фото -
    кн. лиговская, 08.2019.

  • фото
  • фото

    Под аркой.

  • фото
  • фото

    Вид двора
    вдоль переулка
    в сторону
    набережной.

  • фото

    Вид двора
    от арки.

  • фото

    Фрагмент
    лицевого
    корпуса
    по переулку.

  • фото

    Фрагмент
    двора.

  • фото

    Окна дворовой
    лестницы
    (угловой).

  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер,
    08.2019.

  • фото

    Угловой участок между лицевыми корпусами. Фото - люблюпитер

  • фото

    Центральный двор.корпус(напротив арки). Фото - люблюпитер

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (366).

56 комментариев
18954 просмотра
Добавил: Наталия, 1 Октября 2008, 22:37
Редактировано: 20 Августа 2023, 21:35
Оцените:
(61 голос)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1867.html' target='_blank'>Доходный дом Шерцеров - Доходный дом С. И. и Б. И. Марголиных на Citywalls.ru</a>
Всего 56 комментариев
  • 20 Октября 2008, 17:00

    Стель неоклассицизм. Мотив лоджии с аркадой и коллонадой заимствован у Лялевича.

    Который использовал мотив тройной аркады во многих своих постройках.

  • 20 Октября 2008, 17:14

    Спасибо!

  • 26 Октября 2009, 10:42

    Как удивительно точны слова композитора соловьева-Седого о "музыке архитектуры" родного города...

    Дом этот очень красивый, совсем недавно стояла перед ним и любовалась, любовалась...

  • 18 Июня 2011, 00:59

    Здание выдержано в духе неоренессанса с эффектными лоджиями и балконами на верхних этажах (к несчастью, балконов здание лишилось): Лишневский всегда отличался склонностью к вычурному и странному лепному декору. Не изменил он этим пристрастиям и при строительстве этого дома. Серпы и молоты в советское время лепились на месте царской символики. Интересно, что было здесь до него?

    фоторепортаж легендарного блогера babs71

    http://babs71.livejournal.com/489806.html#cutid1

  • 1 Января 2012, 19:34

    Нет ссылок.

    В № 108 Соловьев-Седой не указ., просто Соловьев В.П. числится по Фонтанке, 77, или ул. Ткачей.

  • 1 Января 2012, 19:48

    Все правильно, Седой - псевдоним. Кв. 8 - где старая бутовая лестница по Фонтанке, 4 этаж.

  • 5 Января 2012, 16:56

    Но как эти старые парадные, даже свежекрашенные, выглядят печально..

    И заодно - хорошо бы выяснить, отчего это в списке архитекторов на сайте два Лишневских А. Л.?

     

  • 6 Января 2012, 22:14

    нужна тотальная реконструкция, как на Захарьевской, за 70 лет все эти жэки так там всё загадили уже одной краской там не спасти🤑

  • 20 Августа 2012, 21:32

    Господа, пожалуйста подскажите, в какой квартире в этом доме в 1914-1918 годах жила семья вдовы генерал-лейтенанта от артиллерии Mандражи Николая Николаевича. Заранее благодарна!

  • 20 Августа 2012, 21:39

    Адресно-справ. книги "Весь Пг" давали указание на место проживания без указания квартир. Соотв-но установить квартиру можно либо при наличии домовых книг, к-рые нах-ся на госхране (если вообще сохранились), либо по каким-то другим источникам: переписка, док-ты, требовавшие указания точного адреса, напр., ходатайства и т.п.

  • 21 Августа 2012, 01:19

    Судя по данным ВПб-ВПг, семейство Мандражи жило не в этом доме, а в его, так сказать, предшественнике. ВПб на 1914 называет в числе проживавших по этому адресу Ник. Ник., отст. ген.-майора,   его жену Поликсену Константиновну и, вероятно, их сыновей: Евгения Николаевича, лейтенанта запаса, архитектора, Константина Николаевича, штабс-капитана,  служившего в л.-гв. 2-й арт. бригаде, Павла Николаевича.

    ВПг на 1915 показывает Поликсену Константиновну, вдову ген.-майора, и Павла Николаевича, живущими на Измайловском, 9. Это официальный адрес л.-гв. 2-й арт. бригады. Остальные были, видимо, уже  на фронте. 

  • 21 Августа 2012, 13:59

    Спасибо! Поликсена Константиновна Мандражи – моя прабабушка, а мой дед Павел Николаевич Мандражи -  Камер-паж, выпускник Пажеского Корпуса по первому разряду, поручик Лейб-гвардии Драгунского полка.

  • 25 Августа 2013, 11:48

    А что за библейский сюжет на фото 9. Вчера его увидел и заинтересовался. И почему кто-то 3-й год на наб.Фонтанки напротив этого дома с завидным упорством устанавливает крест с иконой Ксении Петербужской? Его уже 2 раза спиливали за эти 3  года.

  • 25 Августа 2013, 12:32

    А рядом, фото 10 - над дверью бывшего балкона - совсем советский знак, хотя последняя перестройка, по здешним данным, была произведена, хотя и Лишневским, еще ДО революции!

  • 25 Августа 2013, 12:42

    А это совершенно не взаимосвязанные вещи. Декор на зданиях заменялся на советский в рез-те неск. кампаний. Где-то зачистили при первом же косметическом ремонте, который удалось сделать после революционных событий - иногда это 1919 год. Где-то уже к 5-летию Октября, где-то на излете нэпа и т.д.

    Объективности ради: эта теза не подразумевает, что здание точно не перестраивалось.

  • 25 Августа 2013, 14:31
    Ответ на "А что за библейский сюжет на фото 9. Вчера его уви" от Bobik1

    В 2011 году на задней стороне креста висел текст.

     

     

     В городе довольно много нервных людей. На этот перл только и остается, что цитировать Фонвизина:  "О, невежество! Ты, которое..." 

     

  • 15 Ноября 2013, 23:28

    http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=getfile&id=18181&private=0

    Слева виден кусочек предшествующего дома. Кажется, так. 

     

  • 26 Декабря 2013, 03:24
    Ответ на "В 2011 году на задней стороне креста висел текст. " от Liz

     Репортаж от tv100.ru,за 06.09.2011 г.

    http://www.tv100.ru/news/v-centre-peterburga-poyavilsya-zagadochnyy-krest-45299/

    А эти фотки сделаны в июне 2012 г.     

  • 25 Февраля 2016, 12:46

    Только сейчас узнал, что это за крест на набережной. Был уверен, что это место аварии.Теперь он без иконы, но тоже периодически изчезает, но потом опять появляется.  Просто как пятно в "Кентервильском приведении".

    Интересно, часы на фото выше (там, где сейчас странное заведенеи "Пастила") и вправду были или это часть кино-реквизита?

     

  • 25 Февраля 2016, 12:57

        см. кадры из фильма. Дом с часами ..

    Часы вешали обычно по ходу трамвая, а здесь конку сняли в 1907 и трамвай пошел уже другими путями. Но теоретически могло быть все что угодно. 

  • 25 Февраля 2016, 13:56

    Надо же! А я была уверена, что только конка . А как же он ходил? На Фонтанку что ли сворачивал? Моста-то вроде давно уже не было. И дом на той стороне перед революцией построили против места моста.

  • 25 Февраля 2016, 14:23
    Ответ на "http://www.aroundspb.ru/maps/len1939/len1939-5.jpg" от Виктор М

    Спасибо, Виктор, а я как раз собралась искать что-нибудь такое. В ВЛ-1935 показан маршрут, в частности, 22-го трамвая, который ходил от ЦПКиО до Смоленского кладбища почти через Рио-де-Жанейро. И здесь маршрут его был таков: 1-я Красноармейская - пр. Красных Командиров - наб. р. Фонтанки - Никольский пер. Да еще и мост, оказывается, существовал. Когда же он исчез?

    А часы при таком раскладе, вероятно, были настоящие.

  • 25 Февраля 2016, 19:11

    Ну, вот, про мост ( http://www.citywalls.ru/house24409.html ) написано, что построен в 1908, начали разбирать в 1957, кончили в 1958. Для кого мы все это пишем, если сами не читаем? А между фермами, вероятно, виден брандмауэр и дворовый флигель  д. 122/1 - http://www.citywalls.ru/photo34444.html (на углу Измайловского).

    Прямо хоть бросай все и смотри "Кортик". Там, наверное, чего только нет.

  • 25 Февраля 2016, 19:28
    Ответ на "Замечательные старые фильмы. Будут в ближайшее вре" от люблюпитер

     Какой форум Вы имеете ввиду?

  • 25 Февраля 2016, 21:02
    Ответ на "Замечательные старые фильмы. Будут в ближайшее вре" от люблюпитер

     Да, отсмотрела и не все узнала. Но многое, наверняка, снесено при капремонте. С другой стороны, сцены внутри квартала неизвестно где снимались.

  • 25 Февраля 2016, 22:17
    Ответ на "А Владимир подскажет, кое-что уже было в загадках." от люблюпитер

     Только наверное обсуждать нужно в другом месте, а результаты выкладывать уже по месту.

  • 27 Марта 2016, 09:15

    Добрый день. Такой вопрос уже задавали, но я не нашел ответ. Не сердитесь если искал невнимательно. сюжет фотографии 9? Очень интересно узнать. Жаль, что этот барельеф единственный.

  • 27 Марта 2016, 23:35
    Ответ на "Добрый день. Такой вопрос уже задавали, но я не на" от sterinstas

     Иосиф Флавий сдается Титу:) Моя версия:). Горельефы на зданиях  периода неоклассицизма зачастую не имели определенного сюжета, в отличи от эпохи классицизма. Так некая фантазия на тему античности. А звезда Давида указывает на вероисповедание владельцев. Марголины были иудеями.

  • 29 Марта 2016, 08:36
    Ответ на "Иосиф Флавий сдается Титу:) Моя версия:). Горельеф" от Алексей von Fricken

     Алексей, благодарю Вас за версию. Очень интересная. Кстати, насколько я понимаю, победитель должен быть со щитом? )))

  • 29 Марта 2016, 08:55
    Ответ на "Алексей, благодарю Вас за версию. Очень интересная" от sterinstas

     Щит Тита с другой стороны:))

  • 14 Мая 2016, 11:36

    Вот, некий личный мемуар, связанный с этим домом. Может, кто-нибудь знает об этой домашней синагоге?

     

    Рифмы судьбы

    Первые 25 лет моей жизни прошли на Фонтанке, по адресу Фонтанка 129, и почти каждый день я проходил мимо соседнего дома, по Фонтанке 131, украшенного (на выходившей на Подъяческую парадной) юношами в римском стиле, один из них был почему-то с магендовидом, "обжигавшим" некогда мое сознание тайным знаком, имевшим непонятный тогда для меня смысл, но как-то относившимся ко мне. Спросить было особо некого -- в советское время еврейская тема в нашей семье была почти табу, а иудейская и вовсе отсутствовала. А может мне просто больше нравилось, чтобы эта тайна оставалась тайной. Но вот на днях узнал случайно, что это место связано с историей нашей семьи еще до того, как мы стали жить на Фонтанке, - папа рассказал. Папин дедушка по материнской линии, оказавшись в 20-ые гг. в Ленинграде, точнее, в Гатчине, нередко приезжал в Ленинград в одну артель, где ему давали задание - он делал дома на особой машинке наконечники для шнурков, чем и жил. До революции-то он был состоятельным человеком, служил чем-то вроде эконома в поместье одного немца на Юге России, а после революции пришлось, вот, наконечники для шнурков прилаживать. Артель его размещалась не так далеко от этого места, т.е. Фонтанки 131, а сюда он ходил, будучи человеком верующим, в домашнюю еврейскую синагогу. Сам-то дом принадлежал когда-то купцам второй гильдии, Марголиным, как я теперь узнал. Когда именно здесь появилась молельня, не знаю, но юноша с магендовидом, вероятно, как-то с нею связан. Вторая рифма судьбы состоит в том, что дом этот был в своем нынешнем виде построен архитектором Лишневским, воспетым мною в "Поэме о гастарбайтерах" в связи с совсем другим домом - на Петроградке, мимо которого я нынче почти каждый день прохожу. Ну, а то, что фамилия профессора моего сына в Консерватории была Марголин, это уже точно случайное совпадение. Впрочем, как мне тут написал сын, он вполне мог быть потомком этих купцов.

  • 14 Октября 2016, 23:43

    Вид на крышу дома. Фото август 2016

  • 10 Декабря 2016, 12:42

    Чепель А.И. Оплот алмазных королей // Санкт-Петербургские ведомости. 2016. № 231. С. 5. http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/oplot_almaznykh_nbsp_koroley/

  • 3 Февраля 2017, 17:21
    Ответ на "Вот, некий личный мемуар, связанный с этим домом. " от Григорий Беневич

     Простите, а чей это мемуар? Какой источник?

  • 3 Февраля 2017, 18:40

    мемуар Григория Беневича

  • 3 Февраля 2017, 23:15
    Ответ на "мемуар Григория Беневича" от Liz

     Я так и подумал, но уточнил на всякий случай. Спасибо.

  • 23 Июня 2017, 13:19

    Зашла сюда, как прежде, чтобы воспользоваться ссылкой на фильм "Кортик" 1954 года. И нет ни ссылки, ни кадров с трамваем, въезжающим на мост. Как ужасна вся эта история, с какой стороны на нее ни взгляни. Какая была необходимость так унижать человека, столько делавшего для сайта? Но и встречный ход тоже... Эх!

  • 24 Июня 2017, 11:54
  • 24 Июня 2017, 15:07
    Ответ на "Зашла сюда, как прежде, чтобы воспользоваться ссыл" от Liz

    Прошу прощения: не поняла о чем идет речь?

  • 16 Февраля 2018, 01:03

    Доходный дом Марголиных

     

    Алексей Шишкин, журналист и экскурсовод. 

     

    «Бумага», https://paperpaper.ru/

     


    Дом на набережной Фонтанки, 131 у пересечения с Большой Подъяческой улицей — «настоящий слоеный пирог». Он был построен еще в пушкинское время: архитектор Цолликофер возвел первоначальное здание в 1835–1837 годах. Тогда это был типичный для эпохи трехэтажный дом с угловым эркером. Если у вас живое воображение — отсеките от существующего здания три верхних этажа с мансардой, а стены представьте желтыми или розовыми с белыми колоннами, а не серыми, как сейчас. Перед вами предстанет тот самый дом времен Николая I. Даже эркер на месте.

     

    Впрочем, все самое интересное в истории этого здания происходило уже в ХХ столетии. В 1914 году дом перестраивает знаменитый Александр Лишневский (он же, кстати, автор печально известного «Дома с Мефистофелем» на Лахтинской улице и Дома городских учреждений на Садовой). Здание получило декор в духе итальянских палаццо и даже нехарактерную для петербургских широт лоджию с открытой аркадой. А Фонтанка выступила в роли венецианского Гранд-канала.

     

    Внимание зоркого прохожего наверняка привлечет необычный барельеф над одной из парадных. Кроме традиционных вазонов и цветочных гирлянд у входа в здание можно обнаружить  двух юношей в римских доспехах и с круглыми щитами. Правда, вместо имперского орла на их щитах — шестиконечная звезда. Это символическое изображение заказчиков перестройки здания — братьев Соломона и Иехиля Марголиных. По вероисповеданию Марголины были иудеями. Соломон на момент начала стройки был купцом 2-й гильдии, он продолжал семейное дело по оптовой торговле драгоценными камнями, а его младший брат выбрал профессию врача.

     

    При возведении собственного доходного дома братья проявили себя как рачительные хозяева. Вместо сноса старого здания они добавили к нему несколько новых этажей. Состояние строения это определенно позволяло: архитектор Лишневский, автор проекта реконструкции, считался одним из ведущих экспертов, разбиравшихся в прочности зданий.

     

    Проверял прочность кирпичей он неожиданным образом: наносил по ним резкие, хлесткие удары руками и ногами (по воспоминаниям современников, Александр Львович владел приемами французского бокса савата и японского джиу-джитсу). Включение дома начала XIX столетия в новый «доходник» позволяло изрядно сэкономить на стройматериалах — в 1900–1910-х годах Петербург переживал настоящий девелоперский бум и кирпичи с балками дорожали день ото дня.

     

    Марголины и сами поселились в новом доме. К 1917 году на Фонтанке, 131 обитал глава клана — Илья (Элиас) Марголин, купец 1-й гильдии, и его сын Соломон, тоже перебравшийся из 2-й гильдии в первый разряд. Также здесь жила и Адель Марголина, записанная как «вдова лекаря», по всей видимости, супруга скончавшегося Иехиля. Интересно, что на двоих членов семьи мужского пола приходилось аж три телефонных аппарата.

     

    Похоже, район был сознательно избран семейством Марголиных как «фамильное гнездо». Еще несколько представителей той же фамилии жили буквально в двух шагах — на Фонтанке, 136. Чтобы сходить к ним в гости, достаточно было перейти мост и прошагать еще квартал. Эта ветвь клана вела бизнес попроще — Мендель Марголин с супругой Хаей держали в Петербурге чулочный магазин.

    Революция, естественно, разрушила спокойный семейный быт. После Октябрьского переворота домовладельцев ограничили в праве получения ренты с жильцов, а 20 августа 1918 года декретом ВЦИК частная собственность на недвижимость в городах и вовсе была ликвидирована. Своего дома лишились в том числе и Марголины.

     

    Следующий удар неожиданно обрушился на еврейскую семью всего десять дней спустя. 30 августа на Дворцовой площади эсер Леонид Каннегисер застрелил председателя ЧК Моисея Урицкого. На это убийство власти дали асимметричный ответ.

     

    Через «Красную газету» было распространено следующее объявление:

    «Ниже печатается список арестованных правых эсеров и белогвардейцев и представителей буржуазии, которых мы объявляем заложниками. Мы заявляем, что если правыми эсерами и белогвардейцами будет убит еще хоть один из советских работников, ниже перечисленные заложники будут расстреляны».

     

    Среди «буржуазных заложников» оказался и Соломон Марголин.

     

    Дальнейшая его судьба неизвестна. Часть заложников-иудеев была освобождена после того, как секретарю петроградской ЧК Александру Иосилевичу вышестоящее начальство указало на избыток еврейских фамилий в списках арестованных. Другие стали жертвами красного террора. В перечне умерших жителей Спасского района за 1918 год Соломона Ильича нет, что, впрочем, мало что значит. Во-первых, новорожденная советская бюрократия успевала посчитать далеко не всех покойников, во-вторых, многие петроградцы, закончившие жизнь в первые годы после революции, значились в списках как просто «неизвестные мужчины» и «неизвестные женщины». В более точном справочнике «Весь Петроград» за 1922 год никого из Марголиных с берегов Фонтанки уже не встретить.

     

    Бывший «оплот алмазных королей» сохранил следы еврейского колорита и после 1918 года. По воспоминаниям петербуржца Григория Беневича, его прадед еще в 1920-х годах посещал расположенную в одной из квартир бывшего дома Марголиных домашнюю синагогу. Опознавали молельню в том числе и по «тайному знаку» — могендовиду (шестиконечной звезде) над парадным подъездом. Скорее всего, основными прихожанами синагоги были еврейские ремесленники и артельщики, жившие на границе бывшей Спасской части и Коломны.

     

    Пожалуй, самым известным квартирантом дома Марголиных в советское время стал композитор Василий Соловьев-Седой. Он прожил по этому адресу 29 лет с 1950 по 1979 год, о чем сообщает и мемориальная доска на доме. В это время, кстати, он сочинил мелодию своей «Вечерней песни», более известной по первой строчке текста: «Город над вольной Невой…».

     

    Сегодня дом Марголиных по-прежнему остается многоквартирным жилым домом. Внутри — как отдельное жилье, так и коммуналки, а также офисы. В 2011 году фирма «Ремстройдекор» по заказу комитета по охране памятников отреставрировала фасады здания, а вот состояние парадных и части квартир по-прежнему довольно плачевно.

     

    Пять фактов о доме Марголиных

     

    • — Марголины выбрали для фасадов стилистику итальянского неоренессанса не случайно. Этот стиль считался визитной карточкой европейских «новых денег». Предприниматели и промышленники строили псевдодворцы, намекавшие всем своим видом, что для современного богача происхождение и религия большой роли не играют. Самый известный пример такого рода в Петербурге — банкирский дом Вавельберга на Невском проспекте.

       

    • — Религиозные горожане неоднократно устанавливали рядом с домом информационный стенд с рассказом о «духовном центре Петербурга», якобы расположенном в этом месте. Официального статуса «святыня» не имела. В тексте справки активисты указывали, например, что Ксения Петербургская «ушла в лучевую цивилизацию».

       

    • — С 1876 по 1958 годы Фонтанку в этом месте можно было перейти по Измайловскому (Никольскому) мосту. Последняя из существовавших здесь переправ была сооружена в 1908 году специально для организации трамвайного движения. После того как маршруты перебросили на соседний Египетский мост, Измайловский был разобран. А вот его каменные устои сохранились — сегодня их легко принять за часть набережной.

    •  

      — Семейство Марголиных оставило Петербургу, кроме дома, еще как минимум один артефакт. В Музее истории религии хранится старинная книга «Нишмат Хаим: душа жизни» c экслибрисом «Санкт-Петербург, Элиас Марголин» и пометками владельца на полях. Судя по всему, фолиант принадлежал главе клана ювелиров.

       

    • — До реставрации 2011 года на доме, кроме могендовида, можно было увидеть и советский герб. Серпом и молотом украсили один из пустых картушей во время предыдущего ремонта фасада.

  • 16 Февраля 2018, 16:24

    "наносил по ним резкие, хлесткие удары руками и ногами (по воспоминаниям современников, Александр Львович владел приемами французского бокса савата и японского джиу-джитсу)." Ссылку на свидельства современников, пожалуйста. А я тем временем, у правнучки спрошу.

  • 4 Марта 2018, 17:08

             В этом доме жили:

    1870-е - 1880   гражданский инженер В. Р. Бернгард  (А. Г. Шкларевич  Строительный адрес-календарь на

                             1880 год  С-П  1880  С.1-48).

    1870-е - 1881   гражданский инженер Р. Б. Бернгард  (Список членов С-Петербургского общества

                             архитекторов на 01.01.1878 г. журнал "Зодчий " N 6 от 05.02.1878 кв.5;  А. Г. Шкларевич

                             Строительный адрес-календарь на 1880 год  С-Пб  1880  С.1-42 кв.5;  А. Г. Шклпревич

                             Строительный адрес-календарь на 1881 год  С-Пб  1881 С.1-48 кв.5).

                             Рудольф Богданович Бернгард  (01.06.1819. Ревель  -  15.08.1887. Ревель

                             (Таллин), кладбище Цигельскоппель Ревеля; СУ 1846, инженер-архитектор 1864,                                                       профессор архитектуры 1871.                              

    1860-е   инженер путей сообщения С. В. Кербедз  (Г. Д. Гоппе, К. Г. Корнфельд  Всеобщая адресная

                  книга города С- Петербурга  С-Пб  1867-1868.O.III.C.222 кв.1).                            

    1915 - 1926   гражданский инженер Е. А. Кржижановский  (ВПг на 1916.O.III.C.351, на 1917.С.354,

                          ВЛд на 1924.O.X.С.140, на 1925.С.204, на 1926.O.XI.C.183).

                          Евгений Александрович Кржижановский  (1884 - 1926), ИГИ (1908).  

    1911 - 1914   архитектор Е. Н. Мандражи  (ВПб на 1912.O.III.C.561, на 1913.С.394, на 1914.С.411).

                          Евгений Николаевич Мандражи  (30.01.1881. С-Петербург  -  1966 Канны (Франция);                                            Морскрй кадетский корпус 1900, АХ  (на закончил).

    1950 - 1979   композитор В. П. Соловьев-Седой  (В 1982 году на фасаде дома была установлена мемо-

                          риальная доска (скульптор М. К. Аникушин, архитектор Ф. А. Гепнер) с текстом: "В этом

                          доме с 1950 по 1979 год жил и работал выдающийся советский композитор, Герой Социа-

                          листического Труда, народный артист СССР Василий  Павлович Соловьев-Седой".

                          (С. М. Хентова  Соловьев-Седой в Петрограде - Ленинграде  Ленинград  Лениздат

                         1984)

    1880-е - 1890   архитектор В. П. Цейдлер  (В. С. Тяпин  Строительный адрес-календарь на 1890 год

                             С-Петербургское общество архитекторов, 2-я часть  С-Пб  1890  С.1-23 кв.11).

  • 5 Апреля 2018, 23:08

    Надпись на мемориальной дОске: "В этом доме с 1950 по 1979 год жил и работал выдающийся советских композитор герой социалистического труда народный артист СССР Василий  Павлович Соловьев-Седой". 

     

    ... Герой Социалистического Труда...

     

    Гранит. Бронза. 1982 г.

    Арх.Гепнер Ф.А., ск. Аникушин М.К.

     

    алекс 1 Января 2012, 20:04|Ответить

    Нет ссылок.

    В № 108 Соловьев-Седой не указ., просто Соловьев В.П. числится по Фонтанке, 77, или ул. Ткачей.

     

    А жил ли здесь В.П.Соловьёв-Седой в 1965 г.???

    ([108]. С.620):

     

    03.08.2007:

  • 23 Августа 2019, 11:54

    Большая Большая Подьяческая и малая Большая Подьяческая.
    2016 Яндекс

  • 23 Августа 2019, 11:55

    Добужинский М.В. 1905 (?) Петербург, Фонтанка
    Источник изображения: meshok.net
    Источник первомысли: citywalls.ru/house24409.html = Комментарий snegir от 3 Апреля 2018, 20:39

     

    Добужинский М.В. 1905 (?) Петербург, Фонтанка (безэркерная деталь)

     

    2013 Яндекс (для сравнения)

     

     

  • 26 Июня 2021, 19:11

     

     

     

     

    В.П. Соловьев-Седой.
    meshok.net

  • 15 Июля 2021, 22:49

    Дом был снят в сериале Девичий лес (2019). Есть виды снаружи и внутри.

  • 27 Мая 2022, 10:14

    В квартире 1 в 1911 году располагалось правление Попечительного общества о трудовом убежище для беспризорных девочек в Санкт-Петербурге (Указатель учреждений трудовой помощи на 1913 год — СПб., 1913. — С. 80)

  • 6 Декабря 2022, 19:34

    На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" на этом участке показан небольшой каменный дом, расположенный непосредственно на углу, остальные постройки - деревянные.

     

    Дальнейшая история строительства отражена в деле:

     

    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9958
    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Грейсону, Л.Шерцеру, Н.Гетте, С.И. и Б.И.Марголиным по наб.р.Фонтанки, 131 и Б.Подъяческой ул., 36
    Крайние даты документов: 1831–1914
    Количество листов: 70

     

    На мой взгляд, интересны чертежи предшествующего здания. Только его я здесь и касаюсь.

     

    Генеральный план, 1831 г. (лист 1-4):

     

    Более высокое разрешение

     

    Остается то же положение, что и в 1828 г.

     

    В 1835 г. архитектор Е.Т.Цолликофер составил для надворного советника Шерцера и его жены проект нового большого доходного дома, охватывающего весь участок по периметру. Генеральный план с подписью Цолликофера и лицевые фасады (листы 17-20 и 9-12):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Старый угловой дом надстраивается и включается в состав нового, гораздо большего дома. 

     

    Около 1836-1837 г. проект был несколько переработан. Имеется только один лист с изображением новых фасадов без подписи архитектора (лист 13-16):

     

    Более высокое разрешение

     

    На обратной стороне листа - одобрение Комитета для строений и гидравлических работ от 28-го января 1837 года:

     

    Более высокое разрешение

     

    В отличие от первоначального проекта, угол здания - не закругленный, а срезанный, с эркером на втором этаже. Именно этот, второй вариант проекта и был осуществлен. Дом хорошо виден на заднем плане фотографии В.П.Ковальского 1906-1907 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3656 ф ):

     

    Более высокое разрешение

     

    Любопытно, что при перестройке здания в 1914 г. А.Л.Лишневский сохранил эркер на углу (хотя, судя по проектным чертежам, это сначала не предусматривалось).

     

     

    P.S. Об этом я написал на своем сайте.

     

  • 6 Декабря 2022, 19:53

    Дополнение к предыдущему комментарию.

     

    Предложения по публикации:

    1. Название: Доходный дом Шерцеров - Доходный дом С. И. и Б. И. Марголиных

     

    2. Первая часть публикации:

     

    До 1828 - угловая часть

     

    Доходный дом Шерцеров

    1835-1837 - архитектор Цолликофер Егор Тимофеевич (Георг Рупрехт) - перестройка и расширение

     

    Доходный дом С.И. и Б.И.Марголиных

    1914 - архитектор Лишневский Александр Львович - перестройка

     

    ([99], с. 197, 320; ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9958)

  • 17 Марта 2023, 10:12

    Новая вечерняя газета. 1925, № 99 (13 июля)

  • 17 Марта 2023, 14:50
    Ответ на "Новая вечерняя газета. 1925, № 99 (13 июля) " от Wagon

     Как-то сомнительно насчет алебастра в 1914 году. Но надо же, чтобы тут пострадал именно гражданин Иванов, еще и Иван Иванович, небось. А что же там такое было на 10 пудов?

  • 17 Марта 2023, 15:11
    Ответ на "Как-то сомнительно насчет алебастра в 1914 году. Н" от Liz

     10 пудов это 160 кг, для обычной статуи нормальный вес. Возможно статуи стояли над колоннами в лоджии. Со стороны реки сохранились вазоны, а со стороны Б. Подъяческой никаких вазонов или фигур над колоннами лоджии нет. Возможно и там, что-то было установлено.

  • 21 Июля 2023, 15:04

    Фрагменты дома, построенного Е.Т.Цолликофером в 1835-1837 гг. - фотографии П.С.Радецкого, 1913 г. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-10040 ф,  ГМИ СПб Инв.№-II-А-10039 ф):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

  • 21 Сентября 2023, 10:54

    Есть современные фотографии вычищенных объёмов бывшей квартиры Соловьёва-Седого: https://www.mirkv.ru/flat/54883cce-0da8-863c-7ad1-46ea2fbf6462/ Там 20 штук фотографий.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31690
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3816