Публикация

Здание Екатерининского общественного собрания

Здание на карте
фото
Архитекторы: Мунц О. Р.
Смирнов Н. В.
Год постройки: 1905-1907
Стиль: Модерн

Фото - Риэлтор, 05.2016.

Здание Екатерининского общественного собрания       модерн  (Кириков)

наб. канала Грибоедова, 88-90 - Средняя Подьяческая ул., 2

Пам. арх. (федеральн.)

1905-1907  - арх. неизвестен

                   арх. Мунц Оскар Рудольфович , арх. Фелейзен Е. Н. воен. инж. Смирнов Николай Васильевич - интерьеры

 

  см. продолжение (интерьеры)     

 

 

Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание было основано в 1790 г. Это был своеобразный закрытый клуб для проведения досуга. В Уставе Собрания говорилось о том, что оно имеет целью «доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою».

В 1903 г. участок недвижимости, расположенный по адресу: Спасская часть, Средняя Подьяческая ул. и набережная Екатерининского канала, был выставлен на продажу. В марте 1904 г. фактическим владельцам этой недвижимости, а также земельного участка стало Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание. 3 марта 1906 г. Собрание было переименовано в «Екатерининское собрание в Санкт-Петербурге».
Исследования показали, что дом является совместным произведением известных петербургских архитекторов-строителей – инженера Н. В. Смирнова, архитектора-художника Е. Н. Мунца и архитектора-художника Е. Н. Фелейзена.
С самого начала предполагалось устроить в здании театр, который должен был сдаваться в наем и мог функционировать автономно. С 1908 г. здесь размещался знаменитый театр «Кривое зеркало». В этом качестве здание просуществовало до 1917 г. В том же году в доме расположился Клуб работников Народного банка, а в 1919 – Политуправление Балтийского флота. С 1939 г. здесь размещалось Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Балтсудопроект», просуществовавшее до 1999 г.    
В советский период внутренней отделке и архитектуре здания был нанесен значительный ущерб: установлены временные перегородки, заложены проемы, в основном утрачены декоративные элементы интерьеров, лепнина, частично уничтожены витражи, вывезена мебель, люстры, испорчено покрытие полов.
В августе 1999 г. здание было передано Лицензионной палате Санкт-Петербурга и находится на балансе нежилого фонда. Здание является памятником федерального значения по указу Президента РФ №176 от 20.02.95 и входит в объединенную охранную зону и зону регулирования застройки центральных районов Санкт-Петербурга (решение ЛГИ №1045 от 30.12.88). С помощью строителей и реставраторов ему возвращается былое великолепие.  

(rucompany.ru 04.04.2011 miraru1)

Лицензионная палата уже ликвидирована, в здании располагаются комитеты правительства СПб.

  • фото

    Генеральный план,
    1830.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.1-4

  • фото

    Проект
    жилого дома,
    1836, арх. А.Лапин.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.5-8

  • фото

    Проект жилого дома,
    1836, арх. А.Лапин.
    Фасад по Екатерининскому каналу.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.5-8 /(фрагмент)

  • фото

    Проект жилого дома, 1836, арх. А.Лапин.
    Фасад по Ср. Подьяческой ул.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9857 л.5-8 (фрагмент)

  • фото

    Проект жилого дома, 1836, арх. А.Лапин.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9857 л.5-8.
    Фрагмент с фамилией архитектора

  • фото

    Проект переделок,
    1881.
    Генеральный план.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.11

  • фото

    Проект переделок,
    1881. Разрешение
    на строительство.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.9об

  • фото

    Лицевые фасады.
    Чертеж 1881 г.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.9-10

  • фото

    Генеральный
    план, 1885.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.17

  • фото

    Проект надстройки
    мансарды, 1901,
    арх. В.Соболев.
    Генеральный план.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.33

  • фото

    Проект надстройки
    мансарды, 1901,
    арх. В.Соболев.
    Генеральный план.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.33об.

  • фото

    Проект надстройки
    мансарды, 1901,
    арх. В.Соболев.
    Разрешение на
    строительство.
    Генеральный план.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.33об.

  • фото

    Проект надстройки мансарды,
    1901, арх. В.Соболев.
    Фасад по Екатерининскому каналу.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.34-35

  • фото

    Проект доходного
    дома, 1904.
    Генеральный план.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.41об.

  • фото

    Проект доходного
    дома, 1904.
    Разрешение на
    строительство.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.41

  • фото

    Проект доходного дома,
    1904. План подвала.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.42-43

  • фото

    Проект доходного дома,
    1904. План первого этажа
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.44-45

  • фото

    Проект доходного дома,
    1904. План второго этажа
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.46-47

  • фото

    Проект доходного дома,
    1904. План третьего этажа
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.48-49

  • фото

    Проект доходного дома,
    1904. План четвертого этажа
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.50-51

  • фото

    Проект доходного дома,
    1904. Фасад по
    Екатерининскому каналу.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.64-67

  • фото

    Проект доходного дома, 1904.
    Фасад по Ср. Подьяческой ул.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.59-63

  • фото

    Проект 1905 г.
    Генеральный
    план.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.68об.

  • фото

    Проект 1905 г.
    Разрешение на
    строительство.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.68

  • фото

    Проект 1905 г.
    Фасад по
    Екатерининскому каналу.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.69-72

  • фото

    Проект 1905 г.
    Фасад по Ср. Подьяческой ул.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.74-77

  • фото

    Проект 1905 г.
    План подвального этажа.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.78-79

  • фото

    Проект 1905 г.
    План первого этажа.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.80-81

  • фото

    Проект 1905 г.
    План второго этажа.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.82-83

  • фото

    Проект 1905 г.
    План третьего этажа.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9857 л.84-85

  • фото

    Проект 1905 г.
    План четвертого этажа.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.86-87

  • фото

    Проект 1905 г.
    План третьего этажа.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.84-85

  • фото

    Проект 1905 г. Разрез.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.88-90

  • фото

    Проект 1905 г. Разрез.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.91-93

  • фото

    Проект 1905 г. Разрез.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.96-99

  • фото

    Проект 1905 г. Разрез.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.94-95

  • фото

    Фасад по Екатерининскому каналу.
    Фиксационный чертеж, 1914.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.125-128

  • фото

    Фасад по Ср. Подьяческой ул.
    Фиксационный чертеж, 1914.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9857 л.129-133

    (добавил S.P. )

  • фото

    Ноябр 1903 г.
    Фото - Срезневский
    Вячеслав Измайлович
    ЦГАФФК СПб Б 1143

    (добавил user3427 )

  • фото

    Журнал "Огонек" № 8 за 1909 г.
    (добавил Элеонора)

  • фото

    Вид части наб. канала Грибоедова,
    дом №90. Фото до 1926 г. - Андреевский
    (ЦГАКФФД СПб. Шифр: Гр 65438)
    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    (добавил Данелия)

  • фото
  • фото

    1987 г.
    (добавил miraru1)

  • фото

    1991 г.
    Фото - Борис Смелов
    pastvu.com
    (добавил Сергей Г)

  • фото

    Фото КГИОП,
    до 2008

  • фото

    Скульптурная группа -
    аллегории Науки, Просвещения,
    Торговли и Промышленности.
    Увеличенный фрагмент
    фотографии КГИОП

    (добавил S.P. )

  • фото

    Ответ КГИоП по
    поводу
    скульптурной
    группы

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2019
    г.

История строительства на этом участке отражена в деле:

Чертежи здания общественного собрания на участке, принадлежавшем Соцу, Н. А. Татаринову, И. И. Степанову-Копейкину, Н. П. Прокофьеву, Екатерининскому собранию (1-е Общественное собрание) по Ср.Подъяческой ул., 2 и наб. Екатерининского кан., 90 Крайние даты документов: 1830–1915 Количество листов: 136 

ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9857

Кроме того, имеется акт экспертизы:

Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Первое общественное собрание (Екатерининское), 1904-1906 г.г.,арх.Мунц О.Р.,строитель воен.инж.Мунц Н.В.", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, канала Грибоедова наб.,88-90, Средняя Подъяческая ул.,2 ... выполненной ООО «СПбПроектРеставрация» в 2019 г. Шифр 0372200268519000025-01. СПб, 2020

 

До первой половины 1880-х гг. здесь были два участка, принадлежавшие разным владельцам - угловой и примыкающий к нему слева по Екатерининскому каналу. До середины 1830-х гг. здесь не было каменных зданий. Генеральный плану глового участка, 1830 г. (лист 1-4). В это время здесь были только деревянные строения.

 

В 1836 г. для чиновника 8-го класса Н. А. Татаринова был составлен проект каменного дома на углу набережной и Средней Подьяческой улицы (лист 5-8). Фрагменты: фасады по Екатерининскому каналу и по Средней Подьяческой улице. На чертеже указано имя автора проекта: "На под. на: Художник-архитектор Алексей Лапин". (Замечу, что в [99] этого дома нет в списке зданий А.И.Лапина. Впрочем, это понятно: там, как правило, не даются сведения о не сохранившихся зданиях).

 

Проект А. И. Лапина был осуществлен далеко не полностью: были построены только часть дома, выходящая на Екатерининский канал, и, очевидно, надворный флигель в дальнем углу участка. Об этом свидетельствуют чертежи 1881 г. Генеральный план (лист 11).

Участок в это время принадлежал санкт-петербургскому купцу 2-й гильдии И. И. Степанову-Копейкину. Разрешение на строительство (лист 9об.). Выдано разрешение на "постройку каменных в 2 яруса нежилых служб с каменною лестницею для входа во 2-й этаж существующего флигеля на плане под лит. А, каменного одноэтажного строения для прачешной под лит. В, каменной пристройки для лестниц к существующему каменному лицевому дому под лит. С, увеличение размеров окон подвального этажа и обращение одного окна в дверь в каменном лицевом угловом доме под лит. D”, 12 сентября 1881 г. На обратной стороне (лист 9-10) видны (в том числе) лицевые фасады углового дома.

И фасад по Екатерининскому каналу, и фасад маленькой осуществленной части по Средней Подьяческой улице полностью соответствуют проекту 1836 г., только теперь увеличиваются окна подвального этажа. На генеральном плане стоит подпись автора - архитектора Е. А. Пиргова. (Другие чертежи, относящиеся к проекту - листы 11-14.)

 

На втором участке, примыкавшем к угловому, с начала XIX в. находился дровяной двор (см. акт экспертизы). В 1881 г. в глубине участка, по его южной границе были построены каменные конюшни (также арх. Е. А. Пиргов; листы 15,16).

 

В 1885 г. (см. акт экспертизы) владельцем обоих участков стал санкт-петербургский купец Н. П. Прокофьев. Генеральный план объединенного участка, 1885 г. (лист 17).

Прокофьев устроил торговлю: дровяной двор на втором участке сохранен и расширен на первый участок, предусмотрены также места для кирпича, песка, угля.

 

В 1892 г. на надворном флигеле, объединенном из двух - флигеля на первом участке и конюшен на втором - была надстроена мансарда (техник Ф. Ф. Федяков; листы 24-32).

Лицевой угловой дом долго сохранял первоначальный классицистический облик. Но в 1901 г. и на нем была надстроена мансарда (листы 33-40). Генеральный план и разрешение на строительство от 13 июня 1901 г. (две стороны листа 33).

На генеральном плане стоит подпись автора проекта - В. Соболева. (В [99] данных о нем нет.) Фасад с надстроенной мансардой (лист 34-35). Этот дом с мансардой виден на фотографии 1903 г.

 

Теперь речь пойдет уже о существующем здании. Должен сказать, что его история мне не совсем понятна - особенно ее начало в 1904 г.  К сожалению, и акт экспертизы не делает ее понятнее - даже наоборот, картина становится еще более запутанной.

Для начала дам выдержки из акта экспертизы (С.42,43):

"Необходимо отметить, что еще 29 мая 1903 г. из членов Санкт-Петербургского Первого Общественного (позже Екатерининского) Собрания была избрана специальная Комиссия для покупки участка и организации строительства здания для Собрания. Комиссия разработала план размещения необходимых для Общественного Собрания помещений, в том числе клубных комнат, "хозяйственных служб" и театрального зала в новом здании, а также определила их площади. Среди целого ряда предложений Комиссией было рассмотрено и предложение Н. П. Прокофьева о продаже участка на углу Екатерининского канала и Средней Подьяческой улицы. Комиссия, учитывая местоположение, площадь участка и его относительно недорогую стоимость, признала этот вариант наиболее подходящим, и рекомендовала к приобретению именно этот участок (объединенный участок - дворовое место Н. П. Прокофьева № 326).

[...]

Созданная для строительства здания комиссия провела провела 35 заседаний для разработки плана размещения необходимых для Собрания помещений, в том числе клубных комнат и театрального зала, в будущем здании, а также определила их площади (т.е. двухэтажного дома "со всеми подразделениями его отвечающими требованиям Собрания"). Театральный зал предполагалось сдавать в наем. Он должен был быть изолирован от остальных помещений Собрания и вместе с тем иметь с ними внутреннюю связь. Для разработки проекта Комиссией были выбраны архитекторы и составлен расчет стоимости здания с театральным залом. В Комиссию поступили заявления от разных лиц, предлагавших свои услуги по постройке здания. При этом Комиссия пришла к заключению, что "будет более целесообразно пригласить в Комиссию трех архитекторов, которые, по ее мнению, заслуживают внимания". Приглашения были разосланы следующим архитекторам: 1. Ф. Миритцу и И. Герасимову, 2. А. И. Ковшарову, 3. В. В. Шаубу, 4. Администрации по делам отставного инженера-полковника Н. В. Смирнова. В феврале-марте 1904 г. выбранных архитекторов пригласили на заседание Комиссии. Архитектор А. В. Ковшаров на приглашение "не отозвался". На заседание пришли Ф. Миритц и И. Герасимов (26 февраля), архитектор В. В. Шауб (28 февраля), Г. К. Нуммелин, рекомендованный одним из членов Общественного Собрания - С. А. Бонч-Богдановским (28 февраля, "по окончании переговоров" с В. В. Шаубом), а также инженер-строитель Н. В. Смирнов (14 апреля).

Инженер Н. В. Смирнов сообщил Комиссии Общественного Собрания, что у него уже имеется разработанный эскизный проект. 5 апреля 1904 г. инженер-строитель Н. В. Смирнов предоставил Комиссии "план будущего дома". При этом он сообщил, что на то, чтобы подвести здание под крышу, потребуется до 4 1/2 месяца.

Помимо этого, Комиссии были представлены и позже рассмотрены, вследствие поступивших заявлений, эскизные проекты будущего здания Общественного Собрания, выполненные гражданским инженером А. К. Монтагом, архитектором М. С. Лялевичем, архитекторами Н. Н. Щербиной-Крамаренко, К. Э. Маккензенем, Е. И. Гонцкевичем, подрядчиком-строителем Бородулиным (выполненный совместно с архитектором В. И. Чагиным).

К 10 апреля 1904 г. все указанные лица предоставили Комиссии свои эскизы. 10 апреля Комиссия приступила к рассмотрению и выбору лучшего из них "как по удобству расположения всех внутренних помещений, так и заслуживающих еще внимания по красоте наружных фасадов". Закрытой баллотировкой (после всестороннего рассмотрения и обсуждения) были выбраны лучшие эскизные проекты. В результате были выбраны три эскизных проекта, как наиболее заслуживающие внимания, а именно:

1. Н. В. Смирнова

2. Г. К. Нуммелина

3. В. В. Шауба

Наибольшее число голосов (белых шаров) получил проект инженера Н. В. Смирнова. Он получил 17 белых шаров и 7 черных, Г. К. Нуммелин – 15 белых и 9 черных, В. В. Шауб – 9 белых, 14 черных. [...]

20 апреля на заседание Комиссии были представлены эскизные проекты двух архитекторов: архитектора В.И.Чагина и гражданского инженера Е. И. Гонцкевича. Оба проекта были "внимательно рассмотрены и поставлены на баллотировку". Эскиз Е. И. Гонцкевича получил 12 белых шаров, В. И. Чагина – 9 белых шаров. На третье место в своеобразном конкурсном соревновании эскизных проектов вышел эскиз Е. И. Гонцкевича, опередив эскиз В. В. Шауба.

После обсуждения стоимости проектов Комиссией были заказаны проекты и сметы по их эскизам Г. К. Нуммелину и Е. И. Гонцкевичу (за 1500 рублей). Архитекторы обещали выполнить эту работу к 1 июню 1904 г. Окончить строительные работы требовалось к тому времени, когда закончится срок аренды квартиры, где на тот момент времени располагалось Общественное Собрание, т.е. "ко дню истечения контракта, заключенного Собранием с настоящим домовладельцем". В это время Собрание помещалось у господина Якунчикова в доме на Мойке № 66/2 у Синего моста на углу Невского проспекта. Начать строительные работы требовалось непременно в текущем строительном сезоне."

 

Но вопреки всему сказанному, в том же 1904 г.был представлен совсем другой проект - не клубного здания, а доходного дома! И этот проект (листы 41-67) был утвержден 19 июля 1904 г., т.е. уже после всех обсуждений. Генеральный план и разрешение на строительство (две стороны листа 41).

Здание уже в заголовке названо "доходным домом 1-го Общественного Собрания", а по планам видно, что  это действительно доходный дом - с большими, очевидно, богатыми квартирами на первых трех этажах (по две квартиры на каждом этаже) и с более скромными квартирами на последнем этаже четырехэтажной части здания, расположенной в основном во дворе. Не видно никаких клубных помещений и тем более театрального зала. С чем связано такое отступление от самой цели покупки этого участка Первым Общественным собранием, мне неизвестно. (К большому сожалению, и в акте экспертизы не делается даже попытки объяснения этого обстоятельства - просто приводятся данные чертежи без необходимых комментариев).

Фасады по Екатерининскому каналу и по Средней Подьяческой улице (листы 64-67 и 59-63).

Ни на одном чертеже нет подписи архитектора. Мало того, подписей нет и на всех следующих чертежах, за исключением одного чисто технического проекта, о котором речь пойдет далее. (В акте экспертизы также признается тот факт, что имя архитектора неизвестно.)

В [99] авторами существующего здания названы Н. В. Смирнов и О. Р. Мунц. Эти данные постоянно повторяются в литературе, иногда добавляется еще одно имя - Е. Н. Фелейзен. На самом деле эти данные относятся только к интерьерам.

 

Как бы то ни было, в следующем, 1905 г. был составлен новый проект - теперь действительно с клубными помещениями и с театральным залом (листы 68-99); автор проекта и здесь неизвестен.

Генеральный план и разрешение на строительство от 23 февраля 1905 г. (две стороны листа 68): 

Фасады по Екатерининскому каналу и по Средней Подьяческой улице(листы 69-72 и 73-77).  Фасады очень похожи на то, что было в предыдущем проекте. Пожалуй, главное отличие - то, что на фасаде по Екатерининскому каналу появился торжественно оформленный вход. (В прежнем проекте доходного дома вход предусматривался со двора).

Зато внутреннее устройство здания кардинально меняется. Планы этажей (листы 78-87).

Теперь предусмотрены помещения Собрания, биллиард, библиотека. И - что очень важно - театральный зал, вытянувшийся вдоль Средней Подъяческой улицы и занимающий второй и третий этаж.

На разрезах показана художественная отделка театрального зала и парадной лестницы (обозначения линий разрезов см. на плане первого этажа). Один из чертежей - слева парадная лестница, справа вид на сцену театрального зала (лист 88-90). Слева вид на театральный зал в противоположную сторону, к балкону (лист 91-93).

Разрез по сцене. Слева фрагмент отделки продольной стороны театрального зала (лист 94-95). Левее середины вид на парадную лестницу (лист 96-99). 

В проекте интерьеры выполнены в эффектных формах эклектики - так же, как и фасады.

 

Лицевая часть по Екатерининскому каналу была сделана не трехэтажной, а двухэтажной. Фиксационные чертежи 1914 г. (листы 125-128 и 129-133). 

 

Но это не всё. Совершенно по-другому оформлены интерьеры. Предусмотренная в проекте эффектная эклектическая отделка была уже слишком старомодной, и вместо нее была реализована другая, в стиле модерн. Фотографии интерьеров были опубликованы в журнале "Зодчий", 1907, №46, листы 51, 52 и в "Ежегоднике Общества архитекторов-художников", выпуск второй, 1907, с. 78, 79. (Все фотографии  из этих изданий представлены в продолжении публикации.) В этих двух изданиях названы и авторы интерьеров: инженер Н. В. Смирнов по рисункам О. Р. Мунца ("Зодчий"); отделка - О. Р. Мунц, мебель - О. Р. Мунц и Е. Н. Фелейзен ("Ежегодник...").

 

К 1906 г. относится мелкая техническая работа - "устройство бетонного [и?] крытого балкона при 2-м этаже каменного дома (с надворной стороны) [...] для установки лебедки, поднимающей железный навес [занавес?]" (листы 100,101; разрешение от 27 сентября 1906 г.). Я бы не писал об этой работе, если бы не одно обстоятельство: только здесь на одном из чертежей (генеральный план, лист 100) стоит подпись автора - "Инженер Н. Смирнов". Конечно, это никоим образом не говорит о том, что он был автором проекта всего здания.

 

В 1914 г. отступления от проекта при строительстве были задним числом утверждены (листы 102-133). Имеется решение от 25 сентября 1914 г.: "Петроградская Городская Управа […] РАЗРЕШАЕТ: дальнейшее существование каменного 2-этажного и частью 3-этажного с мансардом лицевого дома [...] с театральным залом и помещений [так] Собрания и двух 4-этажных служебных флигелей [...], возведенных в измененном виде против плана, утвержденного управою 19 июля 1904 года за №117 […]" Мне все же кажется странной ссылка на план, утвержденный 19 июля 1904 г., т. е. проект доходного дома - в то время как позже, в 1905 г. был уже утвержден новый проект - с помещениями Собрания и с театральным залом. И это не единственная странность. К этому решению приложены как бы фиксационные чертежи, на которых, однако, на разрезах показана не реально существующая отделка в стиле модерн, а первоначально проектировавшаяся эклектическая отделка театрального зала и парадной лестницы. Таким же образом представлено здание и на фиксационных (якобы) чертежах 1906 г. (ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.889А).

(добавил S.P.)

Главная лестница: на потолке над лестницей расположен прозрачный витраж, в нишах над балюстрадами - овальные зеркала.  Балюстрады украшены также ионическими колоннами с лепными гроздьями винограда на капителях.

 

В доме был большой на 700 мест театральный зал, в котором с 1912 по 1917 год работал театр общественно-политической сатиры "Кривое зеркало". Театр возник в 1908 г. по инициативе литературного и театрального критика А. Р. Кугеля и актрисы З. В. Холмской, как театр-кабаре при Театральном клубе Петербурга, учрежденном Союзом драматических писателей. Открылся театр в особняке князя Н. Юсупова на Литейном пр.

(по материалам [7])

 

В 1920-1922 гг. работал Театр оперы, драмы и балета Политуправления Балтийского флота.

В 1927-1939 гг. размещалась студия "Белгоскино".

 

В послевоенное время - "Балтсудопроект". Центральное конструкторское бюро "Балтсудопроект" является старейшим проектно-конструкторским предприятием отечественного морского судостроения.
Основанное в 1925 г., в 1999 г. вошло в состав ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" в качестве его филиала. За более чем три четверти века ЦКБ разработано около 170 проектов, по которым построено 2600 судов общим водоизмещением свыше 11 млн. тонн. В их числе уникальные суда космического флота "Космонавт Юрий Гагарин " и "Маршал Неделин", первый в мире лихтеровоз- контейнеровоз усиленного ледового класса "Севморпуть" с атомной энергетической установкой, крупнейшие отечественные танкеры типа "Крым" дедвейтом 150 тыс. тонн, суда с горизонтальным способом грузообработки, океанские и морские спасатели, буксиры, первые отечественные экологически чистые танкеры типа "Победа", большое количество лесовозов-пакетовозов, универсальных сухогрузных судов, балкеров, различных вспомогательных судов ВМФ. Конструкторов консультировали и принимали активное участие в работе ЦКБ такие известные ученые и инженеры-кораблестроители как А.Н.Крылов, П.Ф.Папкович, В.Л.Поздюнин, Ю.А.Шиманский, Ф.А.Брикс, Г.Е.Павленко, Э.Э.Папмель. ЦКБ являлось базой для создания нескольких предприятий судостроительной отрасли. Ведущие специалисты ЦКБ в разные годы становились руководителями конструкторских бюро, успешно работали в Министерстве судостроительной промышленности.                                               (www.ksri.ru 03.11.2010 алекс)

 

Подпись ко всем фотографиям: Исполн. инж. Н.В.Смирнов по рисункам арх. О. Р. Мунца Отделка театрального зала "Зодчий", 1907, Вып.46,Л.51

  • фото

    Отделка гостиной в Екатерининском
    Собрании. О. Р. Мунц
    Ежегодник ОАХ, Вып.2, С.79

  • фото

    "Зодчий", 1907,
    Вып.46, Л.52

 1915: 45-й городской лазарет Ф. И. Шаляпина - Екатер. канал, 90 (ВПг на 1916. О. 1. Стлб. 673)

1935: Кинофабрика "Советская Белорусь".  В вед. треста Белгоскино. Пр-во: кинокартины художественные и учебно-технические. Кан. Грибоедова, 90//2. (103. С. 170).  

 

 

Федеральный памятник Первое Общественное собрание (Екатерининское), 1904 - 1906 гг., арх. Мунц О.Р., строитель - воен. инж. Смирнов Н.В., канала Грибоедова наб., 88-90, Средняя Подьяческая ул., 2 Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

40 комментариев
31304 просмотра
Добавил: Наталия, 24 Сентября 2008, 21:26
Редактировано: 14 Января 2024, 00:19
Оцените:
(37 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1813.html' target='_blank'>Здание Екатерининского общественного собрания на Citywalls.ru</a>
Всего 40 комментариев
  • 3 Ноября 2010, 00:30

    Не совсем корректно сформулировано: 

    "Здание перестроено в 1905-1907 гг. из стоявшего на этом месте каменного двухэтажного особняка по проекту арх. О. Р. Мунца совместно с воен. инж. Смирновым Н. В.  для Екатерининского общественного собрания."

    Что сделал Мунц - проект особняка или его перестройки?

  • 3 Ноября 2010, 00:47

    Согласен!

     

    наб. кан. Грибоедова

     

    Театр возник в 1908 г. по инициативе литературного и театрального критика А. Р. Кугеля и актрисы З. В. Холмской ЗПТ СНЯТЬ (как=в качестве) как театр-кабаре при Театральном клубе Петербурга, учрежденном Союзом драматических писателей.

     

    А про БФ и т.д. откуда - ссылка не стоит?

  • 28 Января 2011, 19:44

    915:  45-й городской лазарет Ф. И. Шаляпина - Екатер. канал, 90 (ВПг на 1916. О. 1. Стлб. 673)

  • 14 Апреля 2011, 17:05

    В целях упорядочения лицензионной деятельности на территории Санкт-Петербурга, а также для проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности Законодательным собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга от 27.01.99 № 6-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О структуре Администрации Санкт-Петербурга», в соответствии с которым была образована Лицензионная палата Санкт-Петербурга. 

    Лицензионная палата Санкт-Петербурга располагается в здании бывшего Санкт-Петербургского 1-го Общественного собрания (Екатерининского собрания в Санкт-Петербурге).

    Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание было основано в 1790 г. Это был своеобразный закрытый клуб для проведения досуга. В Уставе Собрания говорилось о том, что оно имеет целью «доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою».

     

    В 1903 г. участок недвижимости, расположенный по адресу: Спасская часть, Средняя Подьяческая ул. и набережная Екатерининского канала, был выставлен на продажу. В марте 1904 г. фактическим владельцам этой недвижимости, а также земельного участка стало Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание. 3 марта 1906 г. Собрание было переименовано в «Екатерининское собрание в Санкт-Петербурге». 


    Исследования показали, что дом является совместным произведением известных петербургских архитекторов-строителей – инженера Н. В. Смирнова, архитектора-художника Е. Н. Мунца и архитектора-художника Е. Н. Фелейзена.


    С самого начала предполагалось устроить в здании театр, который должен был сдаваться в наем и мог функционировать автономно. С 1908 г. здесь размещался знаменитый театр «Кривое зеркало». В этом качестве здание просуществовало до 1917 г. В том же году в доме расположился Клуб работников Народного банка, а в 1919 – Политуправление Балтийского флота. С 1939 г. здесь размещалось Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Балтсудопроект», просуществовавшее до 1999 г.

    В советский период внутренней отделке и архитектуре здания был нанесен значительный ущерб: установлены временные перегородки, заложены проемы, в основном утрачены декоративные элементы интерьеров, лепнина, частично уничтожены витражи, вывезена мебель, люстры, испорчено покрытие полов.

    В августе 1999 г. здание было передано Лицензионной палате Санкт-Петербурга и находится на балансе нежилого фонда. Здание является памятником федерального значения по указу Президента РФ №176 от 20.02.95 и входит в объединенную охранную зону и зону регулирования застройки центральных районов Санкт-Петербурга (решение ЛГИ №1045 от 30.12.88). С помощью строителей и реставраторов ему возвращается былое великолепие.

    http://www.rucompany.ru/company.php?id_company=1239

     

    Лицензионная палата уже ликвидирована, в здании располагаются комитеты правительства СПб.

  • 14 Апреля 2011, 18:24

    В доме был большой ЗПТна 700 мест ЗПТ театральный зал, в котором с 1912 по 1917 год работал театр общественно-политической сатиры "Кривое зеркало". Театр возник в 1908 г. по инициативе литературного и театрального критика А. Р. Кугеля и актрисы З. В. Холмской ЗПТ СНЯТЬ как театр-кабаре при Театральном клубе Петербурга, учрежденном Союзом драматических писателей.

  • 14 Апреля 2013, 13:36

    Послал картинки интерьеров из "Зодчего".

  • 14 Апреля 2013, 14:21

    Чего здесь не хватает, это фотографии скульптурной группы у основания башенки. Ее зашили в ящик (он хорошо виден на нескольких фото в публикации) при ремонте к зоо-летию. Не может быть, чтобы где-нибудь на просторах интернета не было старой фотографии.

  • 14 Апреля 2013, 15:09
    Ответ на "Чего здесь не хватает, это фотографии скульптурной" от Liz

     Давно она в коробку зашита...

    Нашлось вот 

     

     

    Помнится, эта группа значисась в списках подарков городу, видимо никто не взялся.

    Теперь ждать, пока не откроют.

     

  • 14 Апреля 2013, 16:22

    Спасибо большое. Только сейчас увидела, что одна-таки фотография с группой в публикации есть (4 с конца). Извините. Да, пожалуй, что раньше 300-летия ее спрятали. А что значит "Помнится, эта группа значисась в списках подарков городу, видимо никто не взялся".

  • 14 Апреля 2013, 17:32

    Это у нас губернатор придумала, КГИОП составлял список объектов, которые можно втюхать  спонсорам.

    Те же, отреставрировав, "дарили" их гододу на день рождения.

    http://kgiop.ru/rus/gift-shop/giftshop/

  • 14 Апреля 2013, 18:18

    Действительно химик. Между прочим, дом Струка - это № 82-2, на углу Большой Подъяческой (http://www.citywalls.ru/photo11432.html).

  • 14 Апреля 2013, 18:34
    Ответ на "Действительно химик. Между прочим, дом Струка - эт" от Liz

     Вот не надо этого. Она, во-первых, комсомолка, а во-вторых провизор. И не надо бы ей к химикам примазываться.

    А про дом Струка/Штрук напишите непременно в ошибки, тут же дом Прокофьева был?

  • 14 Апреля 2013, 18:44

    Федеральный памятник

    Первое Общественное собрание (Екатерининское), 1904 - 1906 гг., арх. Мунц О.Р., строитель - воен. инж. Смирнов Н.В., канала Грибоедова наб., 88-90, Средняя Подьяческая ул., 2
    Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001
  • 14 Апреля 2013, 20:35

    Титульные данные (кроме Струка, конечно) - (99. С. 223 - Мунц, 282-Смирнов).

     

    Чертежи здания Екатерининского (оно же общественное 1-е) собрания по Средней Подъяческой улице номер 2 и набережнной Екатерининского канала номер 90 с указанием предшествующих владельцев (коллежский советник Соц, Н. А. Татаринов, купец И. Степанов-Копейкин, купец Н. П. Прокофьев). ... Художник-архитектор А. Лапин, архитекторы Е. А. Пиргов, И. И. Радике, инженер-строитель Н. В. Смирнов.

    1830-1915. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9857.

    О Струке и его доме см.: http://www.citywalls.ru/photo11432.html

  • 3 Ноября 2013, 16:53

    Кто-нибудь знает, почему здание называется "Дом Струка" и кто такой Струк? Очень хочется знать ответ.

  • 3 Ноября 2013, 17:30

    А Вы почитайте, что выше написано, и поймете, что те, кто называют этот дом домом Струка, ошибаются. Выше и адрес указан, куда обращаться 

  • 12 Января 2014, 20:53

    И всё-таки не совсем понятно, что произошло со скульптурной группой?.. Узнать бы о ней что-нибудь: Кто автор?... Что означает и как называется аллегория?

  • 12 Января 2014, 20:57

    Неужели:

    "Это у нас губернатор придумала, КГИОП составлял список объектов, которые можно втюхать  спонсорам.

    Те же, отреставрировав, "дарили" их городу на день рождения"?.. Дикость!..)))

  • 21 Января 2014, 01:08

    Между прочим, коробка, в которую зашита скульптурная группа, на взгляд уже, чем эта самая группа.

     

     

    Как бы это найти такую картинку в нормальном виде?

  • 14 Апреля 2014, 19:45

    По поводу скульптурной группы. Там ее просто нет! Сняли ?!  Зашитая коробка просто не может закрывать ее. А однажды, проходя мимо, я видела скульптурную группу за окнами первого этажа по С.Подьяческой. Она заполняла собой почти весь огромный зал, была ли она той самой- сверху?!

  • 14 Апреля 2014, 19:49
    Ответ на "Между прочим, коробка, в которую зашита скульптурн" от Liz

     Ну да, если посмотреть на старый снимок, возникает уверенность, что скульптурной группы на месте нет!

     

     

     

     

     

  • 24 Сентября 2016, 18:11
    Ответ на "Канал Грибоедова. 1973 г.Фото: Борис Смелов." от YURIY ALEKSANDROV

     Ссылочка не повредила бы. И хорошо бы этот снимок поместить также туда, где он, безусловно, более актуален - http://www.citywalls.ru/house2066.html . На переднем плане видим крышу снесенного дома, на его месте стоит новодел. А снято вот отсюда - http://www.citywalls.ru/house1827.html

  • 24 Сентября 2016, 18:29
    Ответ на "Сняли." от south_thungus

    ГИОП в 2013 "... готовит Распоряжение об определении предмета охраны..." Т.е. они группу эту, вероятно, сняли с охраны. Так получается? 

  • 7 Марта 2017, 10:38

    Скульптурная группа нынче находится в подвале здания. Фото: https://vk.com/album734115_242006772

  • 7 Марта 2017, 22:07
    Ответ на "Скульптурная группа нынче находится в подвале здан" от K_Samarina

     Тут, похоже, уже не группа, а ее части :(

  • 25 Апреля 2019, 17:01

    В Петербурге 18 мая начнет работу новая концертная площадка для исполнения классической музыки и театральных представлений. Здание на набережной канала Грибоедова, 88/90, в котором исторически располагалось Екатерининское общественное собрание, примет гостей в своем камерном зале.

    Площадка рассчитана на 180-200 слушателей, раньше это помещение занимал комитет по науке и высшей школе, однако после его выезда в Невскую ратушу собственник здания — «Петербург-Концерт» — смог начать в нем концертную деятельность.

    дальше: https://calendar.fontanka.ru/articles/8083/

  • 4 Сентября 2019, 10:11
    Ответ на "Фото до 1926 г. Автор съёмки: Андреевский (ЦГ" от Lonely Walker

     

    Симпатичный «французистый» особняк в духе поздней эклектики был построен в 1907 году для Екатерининского собрания - фешенебельного карточного клуба - модным архитектором О. Мунцем. В доме размещался большой на 700 мест театральный зал, в котором с 1910 года выступал театр стенд-ап комедии «Кривое зеркало».

    Лурье Л.Я. 2012 Петербург Достоевского. Исторический путеводитель, 240

     

    Сезон 1910-1911 гг. /первые 2 (?) сезона - на Литейном, 42 (Литейный дом княгини Юсуповой)/. «Кривое зеркало» открыло в Екатерининском театре, на Екатерининском канале, в том самом здании, где теперь находится Белгоскино. Принадлежавший и то время Екатерининскому клубу дом этот, на крыше которого ещё сейчас уцелела вывеска «Кривого зеркала», в течение долгих лет был постоянной базой нашего театра. Мы играли тут все сезоны до середины 1918 года, когда, в силу целого ряда причин, - «Кривое зеркало» временно прекратило своё существование. Сцена здесь была широкая и глубокая, зрительный зал красивый и достаточно вместительный, фойе уютное, светлое, изящное. Смущало нас только при заключении контракта с Екатерининским клубом местоположение театра — на Екатерининском канале, между Вознесенским проспектом и Подьяческой, где-то на отлёте, вдали от трамвайных линий.

     

    - Мариинский театр ещё дальше, а всегда переполнен, - убеждали нас правленцы Клуба. - Были бы пьесы, а публика найдётся. Не место красит театр, a театр - место. Изречение это оказалось справедливым, потому что, несмотря на невыгодные топографические условия, «Кривому зеркалу» за всё время аренды Екатерининского театра никогда не приходилось жаловаться на отсутствие публики. ...

     

    Петербургский театральный журнал 1994 № 5 Театр "Кривое зеркало" (Из мемуаров Зинаиды Холмской)

    ptzh.theatre.ru/1994/5/5/

     

    /Холмская "оставила мемуары о театре, часть которых была напечатана в 1937 г. в журнале «Рабочий и театр», а ещё часть - в 1994 г. в «Петербургском театральном журнале»"/.

     

    /Театр возрождается в 1922 и существует до 1931 года. Судя по вывеске на фотографии, если не всё это время (1922-1931), то его часть (например, театр работал в Москве сезон 1923-1924), "Кривое зеркало" существует именно здесь/.

  • 4 Сентября 2019, 10:17
    Ответ на "Как бы это найти такую картинку в нормальном виде?" от Liz

     

    Корнеев Е.А. 1994–1995 Диорама (часть) Блокада Ленинграда = Холст, масло 330х105 = Москва, Музей Победы

    youtube.com/watch?v=BwH-tQo_qi0

     

    Корнеев Е.А. 1994–1995 Диорама (фрагмент) Блокада Ленинграда = Холст, масло 330х105 = Москва, Музей Победы

    ar.culture.ru/ru/subject/diorama-blokada-leningrada-2

     

    Корнеев Е.А. 1994–1995 Диорама (деталь) Блокада Ленинграда = Холст, масло 330х105 = Москва, Музей Победы

     

    1991 (Автор: Борис Смелов)

    pastvu.com/437957

     

  • 11 Сентября 2019, 14:58

    ... "Многие помнят, что фасад этого дома украшали фигуры, олицетворяющие культуру, просвещение, коммерцию и благотворительность".

     

    Малые родины большого Петербурга 2019 Подьяческие улицы. 08:36. Телеканал «Санкт-Петербург» Автор идеи и режиссер Александр Щербаносов
    topspb.tv/programs/releases/93541/

  • 21 Марта 2020, 02:25

    "Здание перестроено в 1905-1907 гг. из стоявшего на этом месте каменного двухэтажного особняка"

    Похоже, вот фотография 11.1903г этого особняка во время наводнения. Только там мансарда ещё, но вроде по расположению всё совпадает:

     

     

    ЦГАФФК

    Шифр: Б 1143

    Период: До 1917

    Цветность: Черно-белый

    Аннотация: Вид набережной Екатерининского канала (нечетная сторона) между Львиным и Фонарным переулками.

    Места съёмки: Санкт-Петербург г.

    Дата съёмки: Ноябр 1903 г.

    Автор съёмки: Срезневский Вячеслав Измайлович

    Оригинал/Репродукция: Оригинал

    Основа: Стекло

    Рубрики: Экономика.Социальные отношения. / Строительство. Городское хозяйство. / Городское хозяйство, благоустройство. / Наводнения и их последствия

  • 29 Декабря 2022, 13:30

    История строительства на этом участке отражена в деле:

    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9857
    Чертежи здания общественного собрания на участке, принадлежавшем Соцу, Н.А.Татаринову, И.И.Степанову-Копейкину, Н.П.Прокофьеву, Екатерининскому собранию (1-е Общественное собрание) по Ср.Подъяческой ул., 2 и наб.Екатерининского кан., 90
    Крайние даты документов: 1830–1915
    Количество листов: 136

     

    Кроме того, имеется акт экспертизы:

     Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Первое общественное собрание (Екатерининское), 1904-1906 г.г.,арх.Мунц О.Р.,строитель воен.инж.Мунц Н.В.", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, канала Грибоедова наб.,88-90, Средняя Подъяческая ул.,2 ... выполненной ООО «СПбПроектРеставрация» в 2019 г. Шифр 0372200268519000025-01. СПб, 2020. https://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2020/10/07/01-26-2034.pdf

     

    Материал довольно большой, я разделю свой комментарий на несколько частей.

     

    До первой половины 1880-х гг. здесь были два участка, принадлежавшие разным владельцам - угловой и примыкающий к нему слева по Екатерининскому каналу. До середины 1830-х гг. здесь не было каменных зданий. Генеральный план углового участка, 1830 г. (лист 1-4):

     

    Более высокое разрешение

     

    В это время здесь были только деревянные строения.

     

    В 1836 г. для чиновника 8-го класса Н.А.Татаринова был составлен проект каменного дома на углу набережной и Средней Подьяческой улицы (лист 5-8):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более крупно - фрагменты: фасады по Екатерининскому каналу и по Средней Подьяческой улице:

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    На чертеже указано имя автора проекта:

     

     

    "На под. на: Художник-архитектор Алексей Лапин".

     

    (Замечу, что в [99] этого дома нет в списке зданий А.И.Лапина. Впрочем, это понятно: там, как правило, не даются сведения о не сохранившихся зданиях.)

     

    Проект А.И.Лапина был осуществлен далеко не полностью: были построены только часть дома, выходящая на Екатерининский канал, и, очевидно, надворный флигель в дальнем углу участка. Об этом свидетельствуют чертежи 1881 г. Генеральный план (лист 11):

     

    Более высокое разрешение

     

    Участок в это время принадлежал санкт-петербургскому купцу 2-й гильдии И.И.Степанову-Копейкину. Разрешение на строительство (лист 9об.):

     

    Более высокое разрешение

     

    Выдано разрешение на "постройку каменных в 2 яруса нежилых служб с каменною лестницею для входа во 2-й этаж существующего флигеля на плане под лит. А, каменного одноэтажного строения для прачешной под лит. В, каменной пристройки для лестниц к существующему каменному лицевому дому под лит. С, увеличение размеров окон подвального этажа и обращение одного окна в дверь в каменном лицевом угловом доме под лит. D”, 12 сентября 1881 г. На обратной стороне (лист 9-10) видны (в том числе) лицевые фасады углового дома:

     

    Более высокое разрешение

     

    И фасад по Екатерининскому каналу, и фасад маленькой осуществленной части по Средней Подьяческой улице полностью соответствуют проекту 1836 г., только теперь увеличиваются окна подвального этажа. На генеральном плане стоит подпись автора - архитектора Е.А.Пиргова. (Другие чертежи, относящиеся к проекту - листы 11-14.)

     

    На втором участке, примыкавшем к угловому, с начала XIX в. находился дровяной двор (см. акт экспертизы). В 1881 г. в глубине участка, по его южной границе были построены каменные конюшни (также арх. Е.А.Пиргов; листы 15,16).

     

    В 1885 г. (см. акт экспертизы) владельцем обоих участков стал санкт-петербургский купец Н.П.Прокофьев. Генеральный план объединенного участка, 1885 г. (лист 17):

     

    Более высокое разрешение

     

    Прокофьев устроил торговлю: дровяной двор на втором участке сохранен и расширен на первый участок, предусмотрены также места для кирпича, песка, угля.

     

    В 1892 г. на надворном флигеле, объединенном из двух - флигеля на первом участке и конюшен на втором - была надстроена мансарда (техник Ф.Ф.Федяков; листы 24-32).

     

    Лицевой угловой дом долго сохранял первоначальный классицистический облик. Но в 1901 г. и на нем была надстроена мансарда (листы 33-40). Генеральный план и разрешение на строительство от 13 июня 1901 г. (две стороны листа 33):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    На генеральном плане стоит подпись автора проекта - В.Соболева. (В [99] данных о нем нет.) Фасад с надстроенной мансардой (лист 34-35):

     

    Более высокое разрешение

     

    Этот дом с мансардой виден на фотографии 1903 г., представленной в комментарии user3427 от 21 марта 2020 г.

     

    Продолжение следует.

     

  • 29 Декабря 2022, 14:05

    Продолжение.

     

    Теперь речь пойдет уже о существующем здании. Должен сказать, что его история мне не совсем понятна - особенно ее начало в 1904 г.  К сожалению, и акт экспертизы не делает ее понятнее - даже наоборот, картина становится еще более запутанной.

     

    Для начала дам выдержки из акта экспертизы (с.42,43):

     

    "Необходимо отметить, что еще 29 мая 1903 г. из членов Санкт-Петербургского Первого Общественного (позже Екатерининского) Собрания была избрана специальная Комиссия для покупки участка и организации строительства здания для Собрания. Комиссия разработала план размещения необходимых для Общественного Собрания помещений, в том числе клубных комнат, "хозяйственных служб" и театрального зала в новом здании, а также определила их площади. Среди целого ряда предложений Комиссией было рассмотрено и предложение Н.П.Прокофьева о продаже участка на углу Екатерининского канала и Средней Подьяческой улицы. Комиссия, учитывая местоположение, площадь участка и его относительно недорогую стоимость, признала этот вариант наиболее подходящим, и рекомендовала к приобретению именно этот участок (объединенный участок - дворовое место Н.П.Прокофьева №326).

    [...]

    Созданная для строительства здания комиссия провела провела 35 заседаний для разработки плана размещения необходимых для Собрания помещений, в том числе клубных комнат и театрального зала, в будущем здании, а также определила их площади (т.е. двухэтажного дома "со всеми подразделениями его отвечающими требованиям Собрания"). Театральный зал предполагалось сдавать в наем. Он должен был быть изолирован от остальных помещений Собрания и вместе с тем иметь с ними внутреннюю связь. Для разработки проекта Комиссией были выбраны архитекторы и составлен расчет стоимости здания с театральным залом. В Комиссию поступили заявления от разных лиц, предлагавших свои услуги по постройке здания. При этом Комиссия пришла к заключению, что "будет более целесообразно пригласить в Комиссию трех архитекторов, которые, по ее мнению, заслуживают внимания". Приглашения были разосланы следующим архитекторам: 1. Ф.Миритцу и И.Герасимову, 2. А.И.Ковшарову, 3. В.В.Шаубу, 4. Администрации по делам отставного инженера-полковника Н.В. Смирнова. В феврале-марте 1904 г. выбранных архитекторов пригласили на заседание Комиссии. Архитектор А.В. Ковшаров на приглашение "не отозвался". На заседание пришли Ф.Миритц и И.Герасимов (26 февраля), архитектор В.В.Шауб (28 февраля), Г.К.Нуммелин, рекомендованный одним из членов Общественного Собрания – С.А. Бонч-Богдановским (28 февраля, "по окончании переговоров" с В.В.Шаубом), а также инженер-строитель Н.В.Смирнов(14 апреля).

    Инженер Н.В. Смирнов сообщил Комиссии Общественного Собрания, что у него уже имеется разработанный эскизный проект. 5 апреля 1904 г. инженер-строитель Н.В. Смирнов предоставил Комиссии "план будущего дома". При этом он сообщил, что на то, чтобы подвести здание под крышу, потребуется до 4 1/2 месяца.

    Помимо этого, Комиссии были представлены и позже рассмотрены, вследствие поступивших заявлений, эскизные проекты будущего здания Общественного Собрания, выполненные гражданским инженером А.К.Монтагом, архитектором М.С.Лялевичем, архитекторами Н.Н.Щербиной-Крамаренко, К.Э.Маккензенем, Е.И.Гонцкевичем, подрядчиком-строителем Бородулиным (выполненный совместно с архитектором В.И.Чагиным).

    К 10 апреля 1904 г. все указанные лица предоставили Комиссии свои эскизы. 10 апреля Комиссия приступила к рассмотрению и выбору лучшего из них "как по удобству расположения всех внутренних помещений, так и заслуживающих еще внимания по красоте наружных фасадов". Закрытой баллотировкой (после всестороннего рассмотрения и обсуждения) были выбраны лучшие эскизные проекты. В результате были выбраны три эскизных проекта, как наиболее заслуживающие внимания, а именно:

    1. Н.В.Смирнова

    2. Г.К.Нуммелина

    3. В.В.Шауба

    Наибольшее число голосов (белых шаров) получил проект инженера Н.В. Смирнова. Он получил 17 белых шаров и 7 черных, Г.К.Нуммелин – 15 белых и 9 черных, В.В. Шауб – 9 белых, 14 черных. [...]

    20 апреля на заседание Комиссии были представлены эскизные проекты двух архитекторов: архитектора В.И.Чагина и гражданского инженера Е.И.Гонцкевича. Оба проекта были "внимательно рассмотрены и поставлены на баллотировку". Эскиз Е.И.Гонцкевича получил 12 белых шаров, В.И.Чагина – 9 белых шаров. На третье место в своеобразном конкурсном соревновании эскизных проектов вышел эскиз Е.И.Гонцкевича, опередив эскиз В.В.Шауба.

    После обсуждения стоимости проектов Комиссией были заказаны проекты и сметы по их эскизам Г.К.Нуммелину и Е.И.Гонцкевичу (за 1500 рублей). Архитекторы обещали выполнить эту работу к 1 июню 1904 г. Окончить строительные работы требовалось к тому времени, когда закончится срок аренды квартиры, где на тот момент времени располагалось Общественное Собрание, т.е. "ко дню истечения контракта, заключенного Собранием с настоящим домовладельцем". В это время Собрание помещалось у господина Якунчикова в доме на Мойке №66/2 у Синего моста на углу Невского проспекта. Начать строительные работы требовалось непременно в текущем строительном сезоне."

     

    Но вопреки всему сказанному, в том же 1904 г.был представлен совсем другой проект - не клубного здания, а доходного дома! И этот проект (листы 41-67) был утвержден 19 июля 1904 г., т.е. уже после всех обсуждений.

     

    Генеральный план и разрешение на строительство (две стороны листа 41):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Планы этажей (листы 42-51):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Здание уже в заголовке названо "доходным домом 1-го Общественного Собрания", а по планам видно, что  это действительно доходный дом - с большими, очевидно, богатыми квартирами на первых трех этажах (по две квартиры на каждом этаже) и с более скромными квартирами на последнем этаже четырехэтажной части здания, расположенной в основном во дворе. Не видно никаких клубных помещений и тем более театрального зала. С чем связано такое отступление от самой цели покупки этого участка Первым Общественным собранием, мне неизвестно. (К большому сожалению, и в акте экспертизы не делается даже попытки объяснения этого обстоятельства - просто приводятся данные чертежи без необходимых комментариев.)

     

    Фасады по Екатерининскому каналу и по Средней Подьяческой улице (листы 64-67 и 59-63):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Ни на одном чертеже нет подписи архитектора. Мало того, подписей нет и на всех следующих чертежах, за исключением одного чисто технического проекта, о котором речь пойдет далее. (В акте экспертизы также признается тот факт, что имя архитектора неизвестно.)

     

    В [99] авторами существующего здания названы Н.В.Смирнов и О.Р.Мунц. Эти данные постоянно повторяются в литературе, иногда добавляется еще одно имя - Е.Н.Фелейзен. На самом деле эти данные относятся только к интерьерам (см. далее).

     

    Продолжение следует.

  • 29 Декабря 2022, 14:40

    Продолжение

     

    Как бы то ни было, в следующем, 1905 г. был составлен новый проект - теперь действительно с клубными помещениями и с театральным залом (листы 68-99); автор проекта и здесь неизвестен. Генеральный план и разрешение на строительство от 23 февраля 1905 г. (две стороны листа 68):

     

    Более высокое разрешение

     

     

    Более высокое разрешение

     

    Фасады по Екатерининскому каналу и по Средней Подьяческой улице (листы 69-72 и 73-77):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Фасады очень похожи на то, что было в предыдущем проекте. Пожалуй, главное отличие - то, что на фасаде по Екатерининскому каналу появился торжественно оформленный вход. (В прежнем проекте доходного дома вход предусматривался со двора.)

     

    Зато внутреннее устройство здания кардинально меняется. Планы этажей (листы 78-87):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Теперь предусмотрены помещения Собрания, биллиард, библиотека. И - что очень важно - театральный зал, вытянувшийся вдоль Средней Подъяческой улицы и занимающий второй и третий этаж.

     

    На разрезах показана художественная отделка театрального зала и парадной лестницы (обозначения линий разрезов см. на плане первого этажа). Один из чертежей - слева парадная лестница, справа вид на сцену театрального зала (лист 88-90):

     

    Более высокое разрешение

     

    Слева вид на театральный зал в противоположную сторону, к балкону (лист 91-93):

     

    Более высокое разрешение

     

    Разрез по сцене. Слева фрагмент отделки продольной стороны театрального зала (лист 94-95):

     

    Более высокое разрешение

     

    Левее середины вид на парадную лестницу (лист 96-99):

     

    Более высокое разрешение

     

     

    В проекте интерьеры выполнены в эффектных формах эклектики - так же, как и фасады.

     

    Окончание следует.

  • 29 Декабря 2022, 16:38

    Окончание

     

    При строительстве были допущены отступления от проекта.

     

    Лицевая часть по Екатерининскому каналу была сделана не трехэтажной, а двухэтажной. Фиксационные чертежи 1914 г. (листы 125-128 и 129-133):

     

    Более высокое разрешение

     

    Более высокое разрешение

     

    Но это не всё. Совершенно по-другому оформлены интерьеры. Предусмотренная в проекте эффектная эклектическая отделка была уже слишком старомодной, и вместо нее была реализована другая, в стиле модерн. Фотографии интерьеров были опубликованы в журнале "Зодчий", 1907, №46, листы 51, 52 и в "Ежегоднике Общества архитекторов-художников", выпуск второй, 1907, с. 78, 79. (Все фотографии  из этих изданий представлены в продолжении публикации.) В этих двух изданиях названы и авторы интерьеров: инженер Н.В.Смирнов по рисункам О.Р.Мунца ("Зодчий"); отделка - О.Р.Мунц, мебель - О.Р.Мунц и Е.Н.Фелейзен ("Ежегодник...").

     

    К 1906 г. относится мелкая техническая работа - "устройство бетонного [и?] крытого балкона при 2-м этаже каменного дома (с надворной стороны) [...] для установки лебедки, поднимающей железный навес [занавес?]" (листы 100,101; разрешение от 27 сентября 1906 г.). Я бы не писал об этой работе, если бы не одно обстоятельство: только здесь на одном из чертежей (генеральный план, лист 100) стоит подпись автора - "Инженер Н.Смирнов". Конечно, это никоим образом не говорит о том, что он был автором проекта всего здания.

     

    В 1914 г. отступления от проекта при строительстве были задним числом утверждены (листы 102-133). Имеется решение от 25 сентября 1914 г.: "Петроградская Городская Управа […] РАЗРЕШАЕТ: дальнейшее существование каменного 2-этажного и частью 3-этажного с мансардом лицевого дома [...] с театральным залом и помещений [так] Собрания и двух 4-этажных служебных флигелей [...], возведенных в измененном виде против плана, утвержденного управою 19 июля 1904 года за №117 […]" Мне все же кажется странной ссылка на план, утвержденный 19 июля 1904 г., т. е. проект доходного дома - в то время как позже, в 1905 г. был уже утвержден новый проект - с помещениями Собрания и с театральным залом. И это не единственная странность. К этому решению приложены как бы фиксационные чертежи, на которых, однако, на разрезах показана не реально существующая отделка в стиле модерн, а первоначально проектировавшаяся эклектическая отделка театрального зала и парадной лестницы. Таким же образом представлено здание и на фиксационных (якобы) чертежах 1906 г. (ЦГИА СПб ф.515 оп.4 д.889А).

     

     

    ИТОГИ

     

    1. Данные [99] об авторстве О.Р.Мунца и Н.В.Смирнова относятся на самом деле не к зданию в целом, а только к интерьерам. Кроме того, согласно "Ежегоднику...", в их создании принимал участие еще и Е.Н.Фелейзен (о нем в [99] нет вообще никаких данных). Соответственно, я считаю, что правильно было бы первую часть публикации написать следующим образом:

     

    1905-1907 - неизвестный (план и фасады), архитекторы Мунц Оскар Рудольфович и Фелейзен Е. Н., военный ниженер Смирнов Николай Васильевич (интерьеры).

     

     

    2. Первая фраза публикации:

    "Здание перестроено в 1905-1907 гг. из стоявшего на этом месте каменного двухэтажного особняка по проекту арх. О. Р. Мунца совместно с воен. инж. Смирновым Н. В.  для Екатерининского общественного собрания."

    Эта фраза ошибочна: как можно видеть из генеральных планов и 1904, и 1905 г., все стоявшие на участке строения были снесены, существующее здание не перестроено из старогоо, а построено на его месте. Об авторстве здания - см. п. 1. Предлагаю эту фразу убрать.

     

     

    P.S. Об этом я написал на своем сайте.

     

  • 29 Декабря 2022, 16:47

    Дополнение к предыдущему.

      

    Ответ на "Чего здесь не хватает, это фотографии скульптурной" от Liz

     

    В названном акте экспертизы приведена фотография скульптурной группы, которая теперь убрана с фасада (фотография КГИОП):

     

    Более высокое разрешение

     

    И отдельно, крупнее - фрагмент:

     

    Более высокое разрешение

     

  • 23 Января 2023, 18:35

    Посмотрела фамилию Фелейзен в ВПб - с такими инициалами только фон Фелейзен Евгений Николаевич  потомственный дворянин. Никакой инф., кроме проживания В.О. 4-я линия, 23 не указано.

    ВПб на 1905 О. III С. 669

    В ВПб на 1913 г. указано - художник, проживает на Троицкой, 15-17 (С. 657)

    В Впг на 1917 также - художник. Мойка. 61 (С. 709)

  • 19 Февраля 2023, 22:20

    Из публикации куда-то пропали фотографии, от которых осталась только подпись

    "Подпись ко всем фотографиям: Исполн. инж. Н.В.Смирнов по рисункам арх. О. Р. Мунца Отделка театрального зала "Зодчий", 1907, Вып.46,Л.51"

  • 19 Февраля 2023, 22:30
  • 19 Февраля 2023, 23:20
    Ответ на "См. продолжение" от Виктор М

     Точно! Ну так подпись, наверное, тоже нужно туда перенести - зачем она тут?

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31669
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1092