Публикация

Дом Голландской церкви - Голландская реформатская церковь

Здание на карте
фото
Архитекторы: Жако П. П.
Год постройки: 1834-1839
Стиль: Классицизм

Фото - Mary, 06.2013.

Дом Голландской церкви - Голландская реформатская церковь          классицизм

Невский пр., 20 - наб.р. Мойки, 44

1834-1839 - арх. Жако Павел Петрович

 

 

В 1710-х гг. на углу Невского пр. и р. Мойки был построен особняк в стиле раннего барокко. В доме жил арх. Ж.-Б. Леблон.

 

В 1732 г. участок приобрела Голландская реформатская церковь. В особняке был устроен молитвенный дом. Но большая часть участка оставалась незастроенной.

  • фото

    Фрагмент Панорамы Невского
    пр. Литография
    И. А. Иванова с рис.
    В. С. Садовникова.
    1830-е гг. [26]

  • фото

    Фрагмент Панорамы Невского проспекта.
    Литография П. С. Иванова по акварели
    В. С. Садовникова. 1835 г.
    * см. ниже
    Добавил - Алексей Засыпкин .

  • фото
  • фото

    И. Шарлемань.
    Вид на голландскую церковь
    и Невский пр.
    1853 г.

  • фото

    Боковой фасад дома на
    углу Невского проспекта
    и Мойки 1740-е гг.
    ** см. ниже
    Добавил - S.P. .

  • фото

    Голландская церковь
    у Полицейского моста.
    Фото - У. Юард 1859 г.

  • фото

    План 1-го этажа.

  • фото

    Добавил -
    Андрей Агафонов .

  • фото

    1860 г.

  • фото

    1860 - 1880 (фото...)
    (добавил О.Лабзина)

  • фото

    Фото А.Ф.Лоренса,
    1860-1870-е гг.
    Добавил - Ладада .

  • фото

    Фото до 1914 г.

  • фото

    Вход в Голландскую
    церковь.
    Фото нач.1900-х гг.

  • фото

    Фото из книги [95]
    Добавил -
    Андрей Агафонов .

  • фото

    Добавил - весовщик .

  • фото

    Фрагмент
    отделки
    интерьера.

  • фото

    Книжный магазин А.Ф.Цинзерлинга
    бывший "Мелье и К"
    Отдел художественной литературы.
    Фото 1913г. - ателье Буллы
    (photoarchive)

  • фото

    Вид части дома №20.
    Книжный магазин А.Ф.Цинзерлинга/
    Фото 1913г. - ателье Буллы
    (photoarchive)
    (добавил nikspb)

  • фото

    Ежегодник Общества
    архитекторов-художников.
    Выпуск 1. C.-Пб. 1906.C.XLIV
    (добавил miraru)

  • фото

    1902 г."Невский проспект".
    Т.1. Сост. И.Божерянов. -
    СПб., 1902 г. Табл. X
    Добавил - nikspb .

  • фото

    1902 г.
    Добавил -
    YURIY ALEKSANDROV.

  • фото

    Жена пастора голландской
    реформатской церкви Генриха
    Гиллота с ребенком в
    гостинной своего дома
    С-Пб, Невский пр., 20.
    1900. Булла (Мышь)

  • фото

    2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом , 2013

    Добавил- IVa

Панорама Невского проспекта. Литографии по акварелям Садовникова В.С. - СПб.: ООО "Крига", 2003.

** Боковой фасад дома на углу Невского проспекта и Мойки - того, в котором сначала жил Леблон, а потом разместилась голландская церковь.

   Чертеж из коллекции Ф.-В.Берхгольца, 1740-е гг. (И.Г.Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов. Приложение

   к альбому "Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова". Л., "Аврора", 1974). Подпись на немецком языке: "Dieses ist dass Eck Hauss im

   Grossen Perspectiff, und zwar an die Lincke seite, wen man von der Grünen Brücke komt" - "Это угловой дом на Большой Прешпективе, а именно на

   левой стороне, если идти с Зеленого моста" (S.P.)

 

 

В 1747 г. арендатор П. Палон на углу Б. Конюшенной построил полутораэтажный дом. В 1800-х гг. дом надстроен до трех этажей.

В 1797-1799 гг. арх. И. Кребер на месте сада построил еще один трехэтажный дом.

В 1825-1826 гг. арх. И. К. Лаутер соорудил флигель в глубине двора.

 

На месте всех этих строений в 1831-1833 гг. по проекту арх. П. П. Жако было сооружено новое здание с церковью посередине и двумя примыкающими к ней симметричными домами. Корпус по Б. Конюшенной ул. достроен в 1837 г.

 

Церковь со стороны Невского пр. выделена четырехколонным портиком коринфского ордера. Церковь представляет из себя ротонду, увенчанную плоским куполом.

В церкви был установлен орган, который позже перенесли в Капеллу.

 

В домах церкви находились - Голландский клуб, училище, магазины. Владелец художественного магазина - А. М. Прево - был издателем "Панорамы Невского проспекта", выполненной П. и И. Ивановыми по акварелям В. С. Садовникова.

 

"Перейдя через Полицейский мост, мы подходим к зданию Голландской церкви (20), соединившему в себе церковь и жилые флигели с квартирами и помещениями для найма. Дом, который мы видим на панораме Садовникова, построен в 1831-1835 годах по проекту П. П. Жако. Церковный зал находился в центре, а помещения в боковых корпусах отдавались внаём. С 1826 года в одном из этих корпусов располагался салон Общества поощрения художников. Когда-то именно здесь можно было приобрести литографированную "Панораму Невского проспекта". Присмотритесь внимательно к прохожим, переходящим Невский проспект у Голландской церкви, и вы увидите среди них спешащего куда-то А. С. Пушкина"

(Панорама Невского проспекта. Литографии по акварелям Садовникова В.С.  - СПб.: ООО "Крига", 2003  С. 63; добавил: Алексей Засыпкин ).

  • фото

    Фото - Mary, 06.2013.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фасад по наб. Мойки.

  • фото

    Фото - Сергей Васильев, Mary. 2008.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Влада , 03.2015.

  • фото

    Фото - matim ,
    20.10.2016.

  • фото

    Фото - Den, 1998.

Голландские переселенцы обосновались на невских берегах вскоре после того, как Петр I в 1703 г. заложил здесь будущую столицу Российской империи. Один из иностранцев, современник первых лет истории города на Неве, в своих записях 1710 г. сообщал о месте поселения голландцев и других жителей Санкт-Питербурха: «По ту сторону реки (Невы. – а. А.), насупротив крепости (Петропавловской. – а. А.) расположена Немецкая слобода, называемая иначе Адмиралтейским островом, где в мое время жили преимущественно немцы и голландцы, служащие во флоте, и иностранные посланники, а также и многие из русских».(Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710 и 1711 гг. (пер. с нем.) // Русская старина. 1882. Т. 36. № 10. С. 42–43).

К этому времени в С.-Петербурге уже построили деревянную голландскую реформатскую церковь (1708 г.), причем расположили ее во дворе дома адмирала Крюйса, неподалеку от зимней резиденции Петра I. Об этом также сообщает в своих записках немецкий автор: «Несколько далее живет, в той же улице, вице-адмирал, его превосходительство господин Корнелис Крюйс, родом голландец, или, по крайней мере, воспитанный в Голландии. Он занимает обширный дом, и у него же во дворе находится реформатская церковь, которой приход наиболее состоит из служащих во флоте и некоторых других, водворившихся в С.-Петербурге или временно там пребывающих немцев». (Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710 и 1711 гг. (пер. с нем.) // Русская старина. 1882. Т. 36. № 10. С. 45)

Единственное дошедшее до нас изображение церкви на земле Крюйса – это гравюра, выполненная Никитой Челнаковым. Церковь построена в 1708 г., сгорела в 1737 г. (Голландцы и их церковь в Санкт-Петербурге. 1704–1927. СПб., 2002. С. 18).

Первым пастором реформатской общины в Санкт-Петербурге стал Вильгельм Толле, который прибыл в город на Неве из Амстердама в 1704 г. по приглашению адмирала Крюйса. Вот что сообщает об этом пасторе, своем земляке, немецкий автор: «Первым пастором при этой церкви состоял один геттингенский уроженец, скончавшийся осенью 1710 г., к общему сожалению всего своего прихода, довольно многолюдного. Этот пастор, по имени Вильгельм Толле, был благочестивый и ученый человек, знавший 14 языков и проповедовавший обыкновенно по-немецки или по-голландски, а иногда и по-фински для прихожан из финнов» (Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710 и 1711 гг. (пер. с нем.) // Русская старина. 1882. Т. 36. № 10. С.46)

Из-за постоянного притока иностранцев первая протестантская община быстро разрасталась и вскоре оказалась перед необходимостью разделения конфессий. В 1717 г. учреждена голландская община, в 1719 г. открыли свою церковь англичане, за ними в 1723 г. – французы с частью немецкоязычных швейцарцев.

Строительство каменного храма

В годы правления Анны Иоанновны (1730–1740 гг.) руководство общины решило построить новую церковь взамен сгоревшей деревянной и обратилось к русской императрице с прошением дозволить купить «обретающийся на Адмиралтейской стороне, перешед зеленый мост, на Мойке реке, по левой стороне перспективы угольный (угловой. – а. А.) дом господина генерал-лейтенанта Лефорта».(Аспидов А.П. Рождение и жизнь голландского дома // Ленинградская панорама. 1987. № 4. С. 29).

Прошение удовлетворили, и в 1730 г. голландцам выделили участок под церковь на углу реки Мойки и Невского проспекта. Впоследствии голландская община купила соседнее двухэтажное здание – на углу Невского проспекта и Большой Конюшенной, которым ранее владела графиня Строганова.(Пыляев М.И. Петербургская жизнь за сто лет // Новое время. 1881. № 2061).

Образовался единый земельный участок, где «угольные дома» разделялись обширным пустующим двором.

Часовню Крюйса снесли в 1730 г. из-за ее ветхости, после чего богослужения перенесли в дом, купленный общиной Голландской церкви за 315 руб. 75 коп. Участок с этим домом располагался на углу реки Мойки и (будущего) Невского проспекта.(Арнаутсе А.В., Хаан Г.М. де. От «дома на маленькой речке» к «Deo et Servatori Sacrum». // Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1717–1927 гг.). Сб. статей. СПб., 2001. С. 66.)

Помещение церкви построили на Мойке между участком полиции и домом пастора. С Мойки был и вход в церковь. «Церковь эта имела вид обыкновенного здания; богослужение отправлялось в большой зале, – сообщалось в православной печати. – Первым пастором был Грубе»   (Православное обозрение. 1863. Дек. С. 309)

Пастор Й. Гаргон (служил на приходе с 1770 г.) – первый летописец истории голландской реформатской церкви в Санкт-Петербурге. Он пишет, что новое здание храма построено в 1741 или в 1742 г. под наблюдением пастора Г. Крамера. (Арнаутсе А.В., Хаан Г.М. де. Указ. соч. С. 68.) Однако петербургский историограф Федор Туманский приводит более раннюю дату постройки: «Реформатская голландская каменная (церковь), в 1739 г. заведенная, состоит близ Зеленого моста в доме ныне купца Брауера». Это противоречие можно упразднить, если допустить, что 1739 г. – начало возведения храма, а 1741–1742 гг. – завершение строительства.(Туманский Ф. Описание Санкт-Петербурга // Российский магазин. СПб., 1793. Ч. II. С. 171).

Пастор Гаргон оставил описание интерьера голландского храма: «Расположение кафедры и скамей для пастора, церковного совета и общины – согласно голландскому вкусу, но без стульев, а со скамьями по обеим сторонам до самого конца и с широким подходом к ограде для крещения и кафедре. Вся резьба по дереву покрашена в небесно-голубой цвет, растительный орнамент всюду позолочен, что очень украшает и без того красивую кафедру. Мужчины сидят по правую руку, женщины – по левую, до самого конца на скамьях, скамьи пастора и членов церковного совета, как и у нас, стоят вдоль стен по правой и левой сторонам, неподалеку от ограды. Аналои покрыты зеленой тканью». Гаргон сообщает, что в мае 1771 г. из-за сгнивших балок чуть не обрушились чердак церкви и крыша кафедры. Появилась необходимость заменить их, и службы временно были перенесены в одну из комнат Гаргона. В результате ремонта был поднят потолок церкви, пристроена еще одна комната и проложена новая отопительная система. (Арнаутсе А.В., Хаан Г.М. де. Указ. соч. С. 70)

Желая продолжить застройку участка, руководство голландской общины еще в 1797 г. приняло проект архитектора И. Кребера, который предусматривал не только расширение и надстройку угловых зданий, но и возведение между ними отдельно стоящей церкви. Однако замысел этот был осуществлен частично – денег хватило лишь на сооружение трехэтажного доходного дома на углу Большой Конюшенной улицы. Со временем сдача внаем квартир доходного дома позволила общине накопить в банке значительный капитал – 120 тыс. руб. Кроме того, в 1816 г. великая княгиня Анна Павловна (сестра императора Александра I) стала супругой наследника голландского престола (с 1840 г. – король Вильгельм II) и следовательно, в финансовых и строительных делах можно было рассчитывать на поддержку правительства.

В 1819 г. голландскую общину возглавил пастор Э. А. Я. Тамлинг, прослуживший здесь более 20 лет (до 1842 г.). На годы пастырской деятельности Тамлинга пришлось строительство нового храма. Церковные владения голландской общины простирались от реки Мойки по Невскому проспекту до Большой Конюшенной улицы и требовали постоянного ухода и ремонта. До 1831 г., когда решили начать строительство новой церкви, там проводился лишь косметический ремонт. Церковные здания сильно пострадали во время наводнения 7 ноября 1824 г. Год спустя, также по приказу полиции, снесли деревянные конюшни и кладовые. И вскоре церковный совет решил строить каменное здание под руководством Йохана Хайнриха Хейнемана и Геррита Хармсена.  (Холтроп П.Н. Голландцы и реформаты в С.-Петербурге. Инославные церкви в Санкт-Петербурге. СПб., 2004. С. 72). Летом 1830 г. церковный совет обсудил чертежи, которые исполнил по заказу общины архитектор Рафаэль де Ригель из Рима. На представленных им проектных листах вырисовывался трехэтажный, с подвалами, жилой дом, выходящий тремя фасадами соответственно на реку Мойку, Невский проспект и Большую Конюшенную улицу. Саму церковь, «необычного вида, с куполом», архитектор расположил на набережной. Таким образом, де Ригель предлагал общине снести старые постройки и по периметру земельного участка соорудить новый ансамбль с церковью.

Проект передали в «Комитет для строений и гидравлических работ» с целью предварительного ознакомления. Но при прохождении через утверждающие инстанции и экспертизу Академии художеств встретились затруднения, а именно ректор Академии: статский советник и кавалер А.А. Михайлов признал планы де Ригеля «составленными хорошо и в целом красивыми». Однако он считал, что «для этого места сооружение слишком вытянуто, церковь надо ставить не на Мойке, а на проспекте». Французский архитектор П. Жако, так же как и де Ригель, предусматривал трехэтажную постройку по всей длине участка с одним, впрочем, существенным различием – церковь размещена на середине большой площади, имея перед собой Невский проспект. В качестве образца П. Жако использовал мавзолей римского цезаря Диоклетиана в Сплите (Хорватия) – большое и элегантное здание с четырьмя величественными колоннами, скрывающими лестницу, ведущую ко входу, и двумя флигелями по сторонам. Зал в нем круглый, диаметр – 8 сажен. Совет нашел, что новые черты более отвечают желаниям и интересам общины, нежели предыдущие. В итоге к осуществлению приняли проект П. Жако, а ему поручили надзор за строительством. К концу 1831 г. здание подвели под крышу. (Прежняя каменная церковь, построенная в 1742 г., использовалась до 11 апреля 1832 г.) В течение последующих двух лет на участке, расположенном вдоль реки Мойки, завершаются каменные работы, делаются перекрытия и ведется отделка помещений. А еще через год квартиры в новом доходном доме начинают принимать первых жильцов. Готова к тому времени и церковь, для которой по чертежу П. Жако мастер Георг Людвиг Фридрих заранее – к сентябрю 1832 г. – изготовил орган. (Аспидов А.П. Рождение и жизнь голландского дома // Ленинградская панорама. 1987. № 4. С.30-31).

Орган стал главным украшением новой церкви, он находился над входом в церковный зал. Инструмент, построенный в 1808 г. Йоханном Талем в Дерпте, значительно переделал местный органный мастер Г. Л. Фридрих, в чьем распоряжении орган находился с 1817 г. До этого он уже перестраивал органы англиканской церкви Св. Анны и римско-католической церкви. Фридрих работал вместе с органистом г-ном Шульцем и пользовался чертежами Жако. Для лучшего звучания орган изменили: трубы расставили шире, и они не задевали друг друга во время игры. В четверг 9 ноября на органе впервые играли в новой церкви. Члены церковного совета и петербургские органисты высоко оценили работу мастера. Однако Фридрих в работе проявил слишком много инициативы: вопреки договору, он минимально использовал части старого органа и практически построил новый. В качестве штрафа церковный совет обязал Фридриха изготовить двух позолоченных ангелов с трубами по сторонам основной части органа.(Арнаутсе А.В., Хаан Г.М. де. Указ. соч. С. 84).

Книга расходов и приходов, другие документы называют нам имена тех мастеров, кто непосредственно строил и украшал дом с церковью. Каменные работы выполнили крестьянин Дмитрий Грачев и купец Иван Зайцев, печные – мастер Давыдов, лепные – скульпторы Коесков и Балин, живописные – художник Васильев, 3 августа 1833 г. за роспись плафона ему заплатили 2100 руб.

Голландская церковь получила новое богатое убранство. Позолоченная бронзовая люстра, помещенная в центре купола, за 7000 руб. была заказана у петербургского изготовителя бронзовых изделий Карла Тегелстейна. Восемьдесят четыре ее свечи хорошо освещали церковь во время торжественных событий. Кафедру проповедника, стоявшую напротив входа, изготовил резчик по дереву Херфурт по проекту Жако. Кафедру выполнили из сосны, инкрустированной ореховым деревом; обрамление и резьбу покрыли тонким слоем позолоты.

Вдоль боковых стен стояли скамьи для посольства и церковного совета. Скамьи для прочих членов общины стояли по центру, с проходами по обеим сторонам. Скамьи по боковым сторонам, входные двери, кафедру и деревянную отделку стен выполнили из красного дерева, для остальных церковных скамей использовали ясень. Все работы по дереву, хотя и не без трудностей, завершили к освящению церкви в январе 1834 г. (Арнаутсе А. В., Хаан Г. М. де. Указ. соч. С. 82-84).

Новую церковь открыли в воскресенье 14 января 1834 г. Время окончания всего строительства устанавливается по прошению старшин церкви Петербургскому обер-полицмейстеру от 15 июня 1837 г. – по поводу задержки с поставкой чугунных изделий для окончательного оформления фасада: «Чугунный заводчик Санкт-Петербургский купец Карл Грейсон… при возводившейся постройке первого отделения оной церкви по условии обещал отлить четыре балкона с подлежащими к ним решетками и установить их на месте к 14 октября прошлого, 1836 года; между тем как таковые и к настоящему времени совершенно не отделаны».  (Аспидов А. П. Указ. соч. С. 31). Когда же Карл Грейсон удовлетворил требование старшин? Ответ можно прочесть сегодня на одном из таких изделий – дворовых воротах со стороны Большой Конюшенной улицы: «1837».

Итак, сооружение дома Голландской церкви было завершено окончательно: оно продолжалось с 1831 по 1838 г. В архитектурном решении фасадов здания и его интерьеров виден один из образцов позднего классицизма второй четверти XIX в. с его утонченными, тщательно проработанными элементами декора. Лицо дома, обращенное к Невскому проспекту, украшено в центре торжественным 4-колонным портиком коринфского ордера. В треугольном тимпане фронтона помещен горельеф, изображающий двух ангелов, держащих раскрытую Библию. Над входом в храм можно было видеть надпись: «Deo et Servatori Sacrum» (лат. «Храм Богу и служителям»). Торжественным и величественным выглядел многоколонный большой круглый зал под великолепным куполом – необычный для сооружений такого рода в Петербурге, напоминавший об античном пантеоне, ротонде.

Сохраняемые в СПбГИА проектные листы для дома Голландской церкви, выполненные в 1830-х гг., имеют в правом нижнем углу подпись их исполнителя – Павла Жако. Он создавал свой оригинальный проект на основе предварительного решения де Ригеля и предложения А.А. Михайлова и от первого до последнего дня руководил строительством. Это отнюдь не умаляет роли де Ригеля. 31 декабря 1834 г. де Ригелю «за планы» выплатили задержанные 3000 руб., а всего вместе с ранее выданными 15 700 – 18 700 руб. (Аспидов А. П. Указ. соч. С. 32).

К церкви с круглым куполом пристроили два здания, в которых располагались магазины, ателье и кофейни. Сдача в аренду обоих флигелей «церковного дома» голландским торговцам, а также знаменитым русским людям и учреждениям, приносила церкви немалую прибыль. В XIX в. доход от сдачи внаем «церковного дома» в десять раз превышал размер пасторского жалованья. Большая часть доходов шла на нужды школы, которую церковь содержала совместно с немецкой и французской реформатскими общинами, немалые средства выделялись на благотворительные цели.  (Холтроп П. Н. Голландцы и реформаты в С.-Петербурге. Инославные церкви в Санкт-Петербурге. СПб. 2004. С. 89).

Последующая жизнь здания голландской общины оказалась тесно связанной с развитием художеств в столице. На Невском проспекте в доме голландской церкви появилась вывеска музыкального магазина «Брандус и К°». В 1833 г. в только что построенной части дома на углу Мойки и Невского проспекта «наняло квартиру на втором этаже, состоящую из восьми комнат, для помещения выставки и продажи картин» недавно образованное Общество поощрения художников. Переданные ему помещения еще при постройке дома были специально приспособлены для этой цели.

В Российской Национальной библиотеке хранятся литографии с изображением видов Петербурга и его окрестностей – ценные документы, дающие нам возможность увидеть столицу России в середине XIX в. В свое время такая изопродукция распространялась по стране, продавалась за границу. В левом нижнем углу многих из них напечатано: «Издание Фельтена в доме Голландской церкви». Издательство находилось на первом этаже левой половины здания. (Холтроп П. Н Голландцы и реформаты в С.-Петербурге. Инославные церкви в Санкт-Петербурге. СПб. 2004. С. 32)

Голландская церковь находилась в ведении двух властей – голландской и российской, представленных нидерландским послом и Юстиц-коллегией. Последняя со временем стала все больше контролировать как внешнюю, так и внутреннюю сторону деятельности церквей, в том числе и инославных. 1842 г. голландская церковь получила статус «посольской церкви».

В 1867 г. пастора В.Л. Велтера сменил Я.Х. Кюнст, а с 1873 г. начался долгий период служения пастора Х.А. Гиллота (с 1873 по 1902 г.).

Гиллот являл собой образ настоящего «современного» пастора. Появившаяся приблизительно в середине XIX в. «современная теология» стремилась увязать область философии и культуры с вероучением, и это отлично удавалось Гиллоту, обладавшему даром красноречия. Когда он проповедовал, весь Невский проспект заполняли кареты прихожан.  (Холтроп П. Н. Голландцы и реформаты в С.-Петербурге. Инославные церкви в Санкт-Петербурге. СПб., 2004. С. 90).

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга состоят на учете 8 фондов реформатских церквей С.-Петербурга. Они включают в себя документы трех церковно-приходских общин: голландской, немецкой и французской, двух учебных заведений при них и Общества вспомоществования недостаточным ученикам этих заведений. В архиве хранятся личные фонды двух протестантских пасторов в Петербурге: Кроттэ Евгения Александровича (французская реформатская церковь; Ф. 2094) и Гиллота Генриха Адольфовича (голландская реформатская церковь; Ф. 2110).

Из них наиболее информативным представляется фонд пастора Г. А. Гиллота. В нем насчитывается 411 дел, самое раннее из которых датируется 1839 г., а самое позднее – 1919-м.

С 1882 г. органистом Голландской церкви служил Йоханнес Каппель – замечательный композитор, органист, дирижер, основоположник эстонской профессиональной музыкальной культуры. К этому времени небольшому органу работы Г.Л. Фридриха исполнилось 50 лет. Он изрядно обветшал и перестал удовлетворять художественные запросы органиста и прихожан. Было решено установить в храме новый орган; выполнение заказа поручили фирме «Валькер», которая к тому времени построила для России около 40 органов. Инструмент изготовил мастер Герман Валькер с помощниками к осени 1891 г., и уже в декабре его начали монтировать в церкви. Он имел 28 регистров, 3 ручных и педальную клавиатуры, пневматическую трактуру. Фирма «Валькер», устанавливая новый орган, тактично вписала его в старый «фасад», оставшийся от инструмента Фридриха и хорошо сочетавшийся с интерьером церкви.

(Архимандрит Августин (Никитин) Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной

общин Петербурга М- СПб Центрполиграф, 2015 С. 11-44. добавил:Мышь )

  • фото

    люблюпитер
    Двор и дворовые фасады.
    29.05.2014г.
    Арка с Большой Конюшенной ул.

  • фото

    Справа - сторона по проспекту

  • фото

    Слева - сторона по проспекту

  • фото
  • фото

    Сторона по проспекту

  • фото

    Сторона по наб. Мойки
    Фото - люблюпитер, 05.2014

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер , 07.2016.

  • фото

    "Весь Петербург" на 1900 г.
    Добавил - Ansaldo.

  • фото

    Перечень торгово-
    промышленных предприятий,
    помещающихся в доме 1902 г.
    (nikspb)

  • фото

    Весь Л-д
    на 1922 г.

  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 17.01.2011.

В 1710-х гг. на углу проспекта и набережной реки Мойки был построен одноэтажный на высоком подвале дом, в котором жил генерал-майор Дюпре. Этот особняк в стиле раннего барокко выделялся нарядными наличниками и пилястрами. В 1716-1717 гг. в доме Дюпре жил приехавший из Франции архитектор и мастер садового искусства Ж.-Б. Леблон. Петр I назначил блестящего зодчего генерал-архитектором. Леблон руководил созданием ансамблей в Петергофе и Стрельне, составил неосуществленный генеральный план Северной столицы, проекты дворцов и образцового фасада дома для парадной застройки города. Позднее участок перешел к саксонскому резиденту генерал-лейтенанту Лефорту. В 1732 г. этот участок приобрела Голландская реформатская церковь. В бывшем доме Лефорта был устроен молитвенный зал. Голландская церковная община была учреждена в 1717 г., но ее история восходит к первой лютеранско-реформатской церкви, открытой в 1708 г. на подворье адмирала К. Крюйса. После пожара 1736 г. молитвенный зал с жильем пастора на Мойке был восстановлен, но большая территория участка оставалась незастроенной. В 1747 г. часть церковного владения на углу Большой Конюшенной улицы взял в долгосрочную аренду П. Палот и построил здесь полутораэтажный дом в 10 осей по проспекту. Этот дом был в 1778 г. выкуплен церковным советом у нового хозяина, портного X. Мейера, а в 1800-х гг. увеличен до трех этажей. Рядом с ним, на месте части сада, архитектор И. Кребер возвел в 1797-1799 гг. еще один трехэтажный дом. В 1825-1826 гг. архитектором И.К. Лаутером был сооружен флигель в глубине двора. Вместо разнородных строений и тесного храма в 1830 г. было решено возвести новую церковь и полностью застроить участок. Первый проект единого трехэтажного здания составил римский архитектор Р. ди Ригель, располагавший церковь, как и прежде, на углу набережной Мойки. В 1831 г. принят проект архитектора П. П. Жако с церковью в центре и примыкающими по сторонам симметричными домами, составляющими с ней единый блок. Строительство в основном осуществлено в 1831–1833 годах, а перестройка корпуса на углу Большой Конюшенной окончена в 1837 г. Этот комплекс - интересный пример архитектуры позднего классицизма. Сама церковь выделена со стороны проспекта четырехколонным портиком коринфского ордера и пологим куполом. Мощный цилиндрический объем церковного зала выступает в глубь узкого двора. Круглый зал-ротонда с монументальной колоннадой был декорирован лепщиком Балином и живописцем Васильевым. В нем был установлен орган, созданный в Дерпте в 1808 г. И. Талем, который ныне находится в зале Капеллы. Корпуса, фланкирующие церковь, решены в строгих, как бы нейтральных формах. Во дворе с западной стороны устроены открытые галереи. Чугунные решетки балконов на фасаде и ворота изготовлены на заводе К. Грейсона. Этот участок являлся центром жизни голландской общины Петербурга. На освящении церкви в январе 1834 г. присутствовали принц Оранский с сыном (будущие короли Нидерландов Вильгельм II и Вильгельм III). С 1842 г. церковь имела статус посольской. В домах находились голландские магазины и училище, потом - Голландский клуб, правление Нидерландского банка. В школе при церкви учились историк М. И. Пыляев, писатель Н. А. Лейкин. Еще в 1826 г. здесь разместился художественный магазин A. М. Прево, в котором была развернута выставка-продажа, организованная Обществом поощрения художников. Хозяином магазина была издана «Панорама Невского проспекта», выполненная граверами П. и И. Ивановыми по акварельным рисункам B. C. Садовникова. Помещения на углу проспекта и набережной в 1833-1857 и 1863-1870 гг. вновь арендовал А.М. Прево под художественный магазин, тут же находилось правление Общества поощрения художников. Здесь выставлялись произведения многих мастеров, проводились ежегодные конкурсы на лучшие произведения живописи и графики (первую премию в 1871 г. получил И.Е. Репин за картину «Бурлаки на Волге»). Также с 1833 г. здесь помещались издательство и книжный магазин Ф. Беллизара. В доме Голландской церкви в 1839-1841 гг. издавался журнал «Отечественные записки» А. А. Краевского, который привлек к постоянной работе по отделу критики В.Г. Белинского. Здесь состоялось знакомство В. Г. Белинского с молодым поэтом Н. А. Некрасовым. Рядом размещались книжная лавка П. А. Ратькова, библиотека для чтения Г. Штирмера, издательство Фельтена. Позднее - книжные магазины А. И. Излера и фирмы «Мелье и К°», «Большой Парижский магазин», Базар марок, складочный магазин мебели петербургских мастеров, склад вин, фотоателье Е. Л. Мрозовской, торговля табаком и кофе «Ява». В 1900-х гг. помещения арендовал Сибирский торговый банк, переехавший потом на Невский, 44. Одновременно открылась контора и выставка-продажа финских изразцовых печей завода «Або». Эти печи пользовались большим спросом в Петербурге. В 1910-х гг. здесь находились контора торгового дома «Лампе и К°», основанного в 1860 г. как банкирский дом, магазин альбомной фабрики С. С. Бехли, контора объявлений во все газеты; в 1920-х гг. - магазин обуви «Петрокожтреста». После закрытия церкви в 1927 г. в ее помещении проходили выступления созданного режиссером Л. С. Вивьеном Театра актерского мастерства (ТАМ), в котором начинали свой творческий путь В. В. Меркурьев и Ю. В. Толубеев (в начале 1930-х гг. ТАМ вошел в состав Академического театра драмы им. А. С. Пушкина). В 1933 г. здесь открылся Новый театр (впоследствии – имени Ленсовета). С 1936 г. в церкви разместилась Библиотека имени А. А. Блока. В 1969-1971 гг. реставрированы интерьеры церкви. Ныне здесь Библиотечный информационный и культурный центр по современному искусству и музыке Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского. Традиции книжного центра продолжает и Дом военной книги, основанный в 1920 г. Он занимал три этажа на углу Большой Конюшенной улицы (временно закрыт). В здании работали большой телевизионный магазин и популярная пирожковая «Минутка» (ныне - кафе «Сабвэй»), позднее - художественная галерея «Невский, 20» и салон антиквариата «Русская старина». Недавно появились магазины часов «Империал» и Montblanc, мехов Elena Furs, подарков и сувениров, новые кафе и «Лаборатория красивых волос».

(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. - 4-е изд., перераб. - М.: Центрполиграф, 2013; добавил: IVa)

 

В 1927 г. церковь была закрыта.

В ее помещении проходили выступления Театра актерского мастерства - вошел в      состав Пушкинского театра.

В 1933 г. здесь открылся Новый театр, позднее - театр Ленсовета.

В 1920 г. основан Дом военной книги - до сих пор находится здесь.

В 1969-1971 гг. реставрированы интерьеры церкви.

Популярностью пользовалось кафе "Минутка". 

(по материалам [25], [24])

 

1937: Библиотека Смольнинского района, пр. 25 Октября., 20. (1937-Ленинград список абонентов", С. 207).

1939, 1940: Библиотека Куйбышевского района, 25 Октября пр., 20.  («Ленинград-1939", с. 279), («Ленинград-1940", с. 349).

1957: Районная библиотека, Невский пр., 20.  («Ленинград» Краткий справочник, 1957, С. 61),

1965, 1973, 1976, 1978: Библиотека Куйбышевского р-на им. А. А. Блока, Невский пр., 20. ([108], с. 14), ([211], с. 76), «Краткий справочник ЛГТС-1976", с 51), (Список абонентов ЛГТС-1978", с. 23)

1988: Центральная библиотека Куйбышевского р-на им. А. Блока, Невский пр., 20. ([125], с. 62).                                            (v3p1s4)

1965: Садово-паркового строительства специализ. трест Специализир. упр-ние № 5 - Невский пр., 20. ([108]. C. 157). 

1991: Пирожковая "Минутка", Невский пр., 20 (Краткий телефонный справочник ЛГТС. - 1991, Ленинград, 1992, С. 309).

 

 

Сейчас в здании находится филиал Библиотеки им. Маяковского - Библиотечно-информационный и культурный центр искусства и музыки (БИКЦИМ)

 

Реконструкция ресторана быстрого питания "Сабвей"

1994 - арх. Ухов Вячеслав Орестович, Нефедов С., ГИП Ухова Н. П.      (сайт АПМ Ухова В. О.)

 

Книжный магазин "Мелье и К°"

Книжный магазин А. Ф. Цинзерлинга

Кафе "Минутка"

Магазин "Военная книга"

Ресторан быстрого питания "Сабвей"

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото Наталия
    26.11.2010.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Паркет

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    05.2012.

  • фото

    Фотография
    Jean Hoch
    (vladimir-2013)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Didi, 08.2014

  • фото

    Лестница в крыле
    по Невскому слева
    от главного входа.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Советская служебная
    лестница рядом с
    парадной лестницей.

  • фото
  • фото

    Дверь из лекционного
    зала на 1 этаже.

  • фото

    Выход во двор.

  • фото

    Плитка пола на выходе.
    Фото - Виктор М, 11.2016.

  • фото

    Фото - люблюпитер ,
    05.2014.

  • фото

    Кадр из фильма
    "Осенний марафон" 1979.
    (добавил Фото - Den)

  • фото


  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 06.2018.

54 комментария
15926 просмотров
Добавил: Mary, 24 Сентября 2008, 23:57
Редактировано: 20 Ноября 2018, 18:44
Оцените:
(24 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house1807.html' target='_blank'>Дом Голландской церкви - Голландская реформатская церковь на Citywalls.ru</a>
Всего 41 комментарий
  • 4 Января 2018, 20:13

    Из истории было известно, что первый проект дома создал архитектор Рафаэль де Ригель, а строили, мол, по проекту Жако.

     

    Прочитал работу Аспидова " Рождение и жизнь голландского дома".

    Цитаты из неё есть в этой публикации.

    В частности выходит, что за проект голландцы заплатили деРигелю аж 18700 рублей.

     

    В строительстве он участия не принимал, значит эти суммы — верный признак того, что проект бóльшей частью его.
    И уж точно его фамилия должна быть  среди создателей, наравне с Жако.

  • 6 Февраля 2018, 22:38

    Ян-Зи-Шан, 1890 г. р., уроженец пров. Шаньдун, китаец, китайский подданный, беспартийный, грузчик Ленпогруза № 8, проживал: г. Ленинград, ул. Желябова, д. 31, кв. 29. Арестован 21 февраля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 26 апреля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-6-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 20 мая 1938 г.
    http://lenmartirolog.memorial-nic.org/

  • 16 Февраля 2018, 10:15

    1991: Пирожковая "Минутка", Невский пр., 20 (Краткий телефонный справочник ЛГТС. — 1991, Ленинград, 1992, С. 309).

  • 17 Апреля 2018, 10:31

    Газета "Новости из Центра" Центрального района.№06(089).12.04.2018

  • 20 Мая 2018, 12:53

    Фрагмент Панорамы Невского проспекта. Литография П. С. Иванова по акварели В. С. Садовникова. 1835 г.
    По изд.: Панорама Невского проспекта. Литографии по акварелям Садовникова В.С. — СПб.: ООО "Крига", 2003.

    Ссылка на оригинал изображения (5588x1506, 4,38 Mb) - https://yadi.sk/i/uPZAxw1d3WE5jN

    см. публ.

     

    "Перейдя через Полицейский мост, мы подходим к зданию Голландской церкви (20), соединившему в себе церковь и жилые флигели с квартирами и помещениями для найма. Дом, который мы видим на панораме Садовникова, построен в 1831-1835 годах по проекту П. П. Жако. Церковный зал находился в центре, а помещения в боковых корпусах отдавались внаём. С 1826 года в одном из этих корпусов располагался салон Общества поощрения художников. Когда-то именно здесь можно было приобрести литографированную "Панораму Невского проспекта". Присмотритесь внимательно к прохожим, переходящим Невский проспект у Голландской церкви, и вы увидите среди них спешащего куда-то А. С. Пушкина" (Там же. С. 63).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27178
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 140
Всего сегодня: 4100