Публикация

Институт Корпуса инженеров путей сообщения -
Центральный музей железнодорожного транспорта России

Здание на карте
фото
Архитекторы: Купинский П. С.
Баумгартен фон Е. Е.
Год постройки: 1901-1902, 1910-1911
Стиль:

Центральный музей железнодорожного транспорта России

 

1901-1902 - инж.-арх. Купинский Петр Станиславович - правый корпус

1904 - южный двухэтажный павильон

1910-1911 - инж.-арх. Фон Баумгартен Евгений Евгеньевич -

                  левый корпус                          - Садовая 50 (лит. В1, В2, В3, В4, В5)   (Список...)

 

 

Музей железнодорожного транспорта является старейшим техническим музеем в стране. В Положении об Институте Корпуса инженеров путей сообщения было записано: " В особой зале хранимы будут модели всех важных в России и других землях сооружений, существующие или только предназначенные, равно как и машины, при гидравлических работах употребляемые". От этой "особой залы", куда в 1813 г. поступили первые модели, и ведет свое начало Центральный музей железнодорожного транспорта. Музей был оганизован для учебных целей и имел несколько кабинетов: модельный и механический, строительно-рабочих инструментов, физический, геодезический, минералогический, образцов строительных материалов.

 

В 1823 г. музей вместе с институтом переводится в новое здание (Московский пр., 9). В новом положении о музее говорилось. что музеем должны пользоваться не только студенты, но и все чины ведомства путей сообщения. С  1862 г. музей по определенным дням недели открывался для широкой публики.

 

К 1880 г. его коллекция насчитывала  более 8 тыс. предметов. Здесь находилось богатейшее собрание минералогических образцов, модели мостов, локомотивов и других устройств, более 700 различных инструментов и приборов.

  • фото

    «Нива» 1902 г.
    № 52 С. 1042

  • фото

    Фото - 1902 г.

  • фото

    Старая открытка.
    (Student)

  • фото

    «Нива» 1902 г.
    № 52 С. 1043

  • фото

    «Нива» 1902 г.
    № 52 С. 1044

  • фото

    «Нива» 1902 г.
    № 52 С. 1044

  • фото

    "Театры
    Ленинграда"
    1964 г. С. 112

  • фото

    Набор открыток "Музей
    железнодорожного
    транспорта"
    Фото В. Куприянова 1967 г.

  • фото
  • фото
  • фото

    Добавил - YURIY ALEKSANDROV.

В 1859 г. после празднования 50-летия института издается специальный указ, по которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений. Фонды музея стали быстро пополняться. Поступали модели не только транспортных объектов, но и больших гражданских сооружений, памятников и соборов.

Большинство экспонатов в последней четверти XIX в. поступило в музей в виде даров различных учреждений, предприятий и отдельных граждан.

Общество Коломенского машиностроительного завода преподнесло в дар музею модель (разрез) товарного паровоза Уральской горнозаводской железной дороги с движущим механизмом и модель железного моста через реку Ранова на Рязано-Козловской железной дороге. От строителя Александровского моста через реку Волгу на Оренбургской железной дороге К. Я. Михайловского была получена как подарок модель первого пролета данного моста на двух опорах.

В 1896 г., к 100 летию со дня рождения императора Николая I, министр путей сообщения М. И. Хилков предложил основать в Петербурге в одном из зданий ведомтсва музей для различных моделей, сооружений, снарядов и машин с присвоением ему имени Николая I, сыгравшего большую роль в появлении железных дорог в России. 22 июня 1896 г. это предложение одобрил Николай II. Князь М. И. Хилков под музей выделил манеж, который находился во дворе дома министра путей сообщения.. Вскоре стало ясно что манежа недостаточно для музея. носящего имя императора. Также было необходимо перевести архивы  из помещения Министра путей сообщения.. В марте 1900 г. Государственный Совет разрешил отпустить средства на строительство здания в распоряжение министра путей сообщения

Здание решили строить  на принадлежащей ведомству казенной земле в Юсуповом саду главным фасадом на Садовую ул. В том же году было принято решение направить в музей им. императора Николая I экспонаты железнодорожного и водного отделов России с Всемирной технической выставки в Париже 1900 г. Среди прибывших с выставки экспонатов особого внимания заслуживали: модель "Плезир яхты" императора Петра I, панорама Сибирской железной дороги доктора Пясецкого, модель ледокола "Байкал", мостов через реки Волхов и Енисей, новой паровозной сборной мастерской Николаевской железной дороги.

2 июня 1901 г. в присутствии министра путей сообщения состоялась закладка здания музея. Производство работ возложили на архитектора МПС П. С. Купинского

6 декабря 1902 г. состоялось освящение и открытие Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 2008.

  • фото
  • фото

    Фото - С. Васильев 2009 г.

Музей императора Николая I

6 декабря состоялось торжественное освящение только что возникшего музея ведомства  путей сообщения имени императора Николая I. Музей, созданный в ознаменование исполнившегося 26 июня 1896 г. столетия со дня рождения императора Николая I занимает специальное здание в Юсуповом саду и вмещает в себя множество интересных предметов , имеющих отношение к железнодорожному и пароходному делу , к  упорядочению водных путей и возведению мостов и общественных зданий.

Здание музея двухэтажное, но под музей, собственно, отведен лишь  один верхний этаж, состоящий из двух аван-зал и двух больших зал,   расположенных параллельно одна другой. Изящный и просторны вестибюль с лестницей также составляет часть музея. Так по сторонам лестницы и на верху ее поставлены некоторые предметы. Не нашедшие себе помещения в залах. Вестибюль украшен большим портретом императора Николая I.

Направо от вестибюля расположена одна из аван-зал, специально посвященная памяти императора. Здесь находятся его бюст и его портреты по стенам. Следующие помещения музея заняты отделом железнодорожным и отделом водных и шоссейных сообщений. Вторая аван-зала, налево от вестибюля, заключает в себе  «сибирский отдел».

Большинство предметов, находящихся в музее представляют собой разного рода модели: модели зданий. Мостов, береговых укреплений и, конечно, паровозов, вагонов и судов. По стенам развешаны картины, изображающие Волгу и волжскую речную жизнь, а вдоль окон, на протяжении всего музея. Расставлены великолепные диапозитивы большого размера (18х24) с тем же содержанием (многие из них изображают также виды приволжских гордов). <…>

Из числа моделей подавляющее количество приходится на модели судов, занимающие собой весь отдел водных и шоссейных сообщений. И здесь доминирует Волга с ее разнообразным флотом  - паровым и не паровым, современным и давно прошедшим.  Главное место среди них занимает превосходная колоссальная модель огромного парохода «Екатеринбург», принадлежащего камско-волжскому пароходству И. Любимова. Кругом него расположены модели  всевозможных барж , баркасов, нефтянок дебаркадеров, белян и пр. В числе исторических судов здесь находится «Гардкот»  - парусное судно, исполнявшее роль нынешних путейских пароходов, и знаменитый «Кабестан», с которого завозили в реку якорь и потом подтягивались воротом к этому якорю , двигаясь со скоростью одной версты в час и даже того менее.

Интересный вид изящных игрушек имеют модели паровозов и вагонов в железнодорожном отделе; большинство их современного типа. Модели зданий и мостов интересны, главным образом, специалистам, но некоторые из них изяществом  способны обратить на себя внимание и профанов: таковы, например, модели Египетского моста в СПб  и, главным образом, Николаевского висячего моста через Днепр. Что касается моделей зданий. То на первом месте следует поставить чудную модель Исаакиевского собора: она сделана из дерева и до такой степени она художественна, и так тонка резьба, передающая архитектурные украшения, что ей цены нет. Это одно из самых замечательных сокровищ музея.

В железнодорожном отделе  видное место занимает  огромная модель элеватора Балтийской ж. д.,  наглядно поясняющая способы хранения зерна  в этом колоссальном зернохранилище и сложную организацию всех его действий. <…>

Специалисты и знатоки железнодорожного дела должны отнестись с особым вниманием и интересом к находящемуся в музее изобретению русского техника  И. О. Графтио – железнодорожному контрольному аппарату. Этот аппарат усовершенствован инженером  В. Д. Залеманом и имеет свои назначением автоматически записывать с удивительной наглядностью на бумажном кружке весь ход поезда, всю историю его движения, все уклоны и подъемы пути, все скорости, все остановки, все маневры. Он содействует значительному упрощению службы тяги и гарантирует безопасность при движении поездов; к сожалению, изобретение Графтио-Залемана существует уже 25 лет, пока применяется почти исключительно лишь на московско-брестской ж.д.

Среди других достопримечательностей музея обращают на себя внимание модели шлюзов на канале императора Петра I в Шлиссельбурге, модели дамб и береговых укреплений, модель огромного волжского землесоса «Бетса», успешно поглощающего пески волжских перекатов, и интересная движущаяся панорама Волги от Рыбинска до Нижнего Новгорода. Отпуская бумажную ленту , разрисованную видами волжских берегов и городов, посетитель может за какие-нибудь пять минут прокатиться по оживленному и обильному историческими воспоминаниями   волжскому району.

По соседству с этой панорамой имеется  любопытный исторический документ – проект моста через Неву, разработанный и исчерченный русским-техником-самоучкой Кулибиным. …

«Сибирский» отдел, находящийся в аван-зале налево от вестибюля, посвящен главным образом истории построения великого сибирского железнодорожного пути: колоссальные альбомы фотографических видов, изображающие разные моменты и сцены этой постройки, карты и диаграммы, модели ледоколов: «Байкал»  и «Ангара» знакомят нас с историей возникновения сибирской  дороги и с ее современным состоянием. Здесь же имеется бюст покорителя Сибири  Ермака, а также исторические реликвии – его подлинные бердыш и знамя. <…>

Царский вагон, сделанный для императора Николая I, … находится не в самом музее, а в особом сарайчике. … Вагон очень небольших размеров, украшен внутри позолоченной на церковный манер резьбой и обставлен вычурной, золоченой же  мебелью.

История возникновения музея императора Николая I кратко такова: еще в 1896 г., т.е. в годовщину столетия августейшего учредителя  Николаевской железной дороги, министерство путей сообщения предложило ознаменовать эту годовщину устройством музея в память императора Николая I; предложение министерства встретило поддержку и нашло себе осуществление.  На постройку музея было отпущено из средств государственного казначейства 90 000 руб. и отведена казенная, принадлежащая министерству путей сообщения земля в Юсуповом саду. Рабыты начались 2 июня 1901 г. , а ныне они благополучно закончены. Музей освящен. <…>

(Журнал «Нива» 1902 г. № 52 С. 1043-1045; добавил: Наталия)

  • фото

    Расположение зданий
    вокруг Юсуповского
    сада.

  • фото
  • фото
  • фото

    Памятная доска
    в вестибюле
    музея

  • фото

    Главная лестница музея

  • фото

    Макет Витебского вокзала
    в зале № 8

В 1904 г. к зданию музея с южной стороны пристроили двухэтажный павильон. В этот павильон в 1905 г. поместили ботик Петра I, катер Александра II, два знамени расформированного Ладожского батальона ведомства путей сообщения.

К 1909 г. разрабатывается проект пристройки к зданию музея двух боковых корпусов. В 1910 г. левый корпус построили. В этом же году основная часть институтского музея переводится из здания на Московском пр. в этот корпус. В дальнейшем музеи ведомства и института объединили в один музей.

 

После Октябрьской революции удалось сохранить уникальное собрание музея. 2 ноября 1924 г. музей открыли для посетителей.

В 1933 г. НКПС принял музей  в свое непосредственное подчинение. В 1938 г. музей вошел в состав ЛИИЖТа.

После начала ВОВ самые ценные коллекции музея были эвакуированы в Новосибирск, музей закрылся. В 1941-1942 гг. территория ЛИИЖТа подверглась сильному артиллерийскому обстрелу. От взрывов снарядов были выбиты стекла в здании музея. Сотрудники зашили окна досками. Прямым попаданием двух снарядов был разрушен потолок центрального вестибюля.

В марте 1944 г. фондовые материалы музея вернулись из Новосибирска. Музей открылся для посетителей 18 мая 1948 г. В 1948 г. провели первую послевоенную инвентаризацию фондов. В фондах насчитывалось 2001 предмет,  в т. ч. в экспозиции - 760 предметов.

 

В 1987 г.  музей стал Центральным музеем железнодорожного транспорта МПС (ЦМЖТ). В настоящее время в фондах музея более 60 тысяч единиц хранения..

(добавил Blackadder по материалам - http://www.railroad.ru,

Наталия по статье директора ГУК ЦМЖТ Г. П. Закревской в буклете о музее )

 

Залы музея:

№1 Зарождение железных дорог в Росии

№2 Мостостроение

№3 Подвижной состав

№4 Железные дороги в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

№5 Строительные и дорожные машины

№6 Макет механизированной сортировочной горки

№7 Локомотивостроение

№8 Вагоностроение

№9 Организация движения поездов

 

Постройка здания для музея имени Императора Николая I на Садовой улице, предпринятая министерством путей сообщения, близится, по словам «Спб. Вед.», к концу. В настоящее время приступлено к наружной и внутренней отделкам. Залы внутри музея отличаются простором и обилием света. Громадный вестибюль ведёт во второй этаж. В сенях, в коридорах и по фасаду будут поставлены лепные фигуры. Освящение и открытие музея для публики состоится текущим летом.                                                                                                         («Зодчий», 1902, Вып. 28, С. 323, miraru1)

 

В начале XX века музей Николая I являлся хранилищем и памятником русского строительного искусства. В отдельном павильоне при музее был помещен первый царский вагон, сделанный для императора Николая I. В музее находились : модель часовни на Николаевском мосту, деревянная модель Исаакиевского собора, модель памятника императрице Екатерине II, и много моделей мостов, железнодорожных сооружений, различных типов вагонов, речных сооружений, локомотивов, пароходов. Также в музее располагались модели орудий и машин, которые употребляли при проведении железных дорог, каналов и других речных сооружений, модели шлюзов на Ладожском канале и др. Была представлена интересная модель аппарата "график", усовершенствованного инженером Залеманом; этот аппарат автоматически изображал и отмечал на разграфленной бумажной ленте путь поезда: уклоны и подъемы, остановки, время движения и направления поезда. Этот прибор был изобретен в 70-х гг. XIX века , но на начало XX века применялся только на Московско-Брестской железной дороге.

(По материалам Путеводителя по Спб. Спб: издание Городского общественного управления, 1903 г. С.. 242. sperling)

 

В 2001 г. комлекс построек включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (228).

  • фото

    На Главной лестнице

  • фото

    Главнй вход

  • фото

    Светильники на
    Главной лестнице

  • фото

    Люстра Главного
    вестибюля

  • фото
  • фото
  • фото

    Декор потолка
    Главного вестибюля

  • фото
  • фото
  • фото

    Декор пола
    Главной лестницы

  • фото
  • фото

    Галерея Главного
    вестибюля

  • фото

    Зал № 1

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Зал № 2

  • фото

    Декор и люстра
    зала № 2

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Спил лиственицы
    возраста 424 лет

  • фото
  • фото

    Зал № 3

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Зал № 3

  • фото

    Дверь запасного
    выхода

  • фото

    Зал № 4

  • фото

    Диарама "Разрушенная
    железнодорожная станция"

  • фото
  • фото

    Зал № 5

  • фото
  • фото

    Зал № 6 Действ. установка
    полуавтомат блокировки 1934 г.

  • фото

    Зал № 9

  • фото

    Зал № 6 Железнодорожная полуавтоматика

  • фото

    Действующий макет механиз.
    сортировочной горки

  • фото

    Изготовлен в 1935 г.
    Прототип: ст. Красный Лиман
    Донецкой ж.д.

  • фото

    Зал № 7

  • фото

    Зал № 8

  • фото
  • фото
  • фото

    Зал № 8
    Фото - Наталия, 01.2011.

  • фото

    Макет аэропоезда
    (инж. Вальднер, 1934)

  • фото

    Макет электропоезда "Сокол".
    Фото - Виктор М

16 комментариев
9542 просмотра
Добавил: Mary, 2 Сентября 2008, 03:08
Редактировано: 8 Февраля 2019, 19:16
Оцените:
(6 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house1686.html' target='_blank'>Институт Корпуса инженеров путей сообщения - Центральный музей железнодорожного транспорта России на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 17 Августа 2014, 23:11

    Фотография №2 - 1902 г. (История железнодорожного транспорта России. Т.1: 1836-1917 гг. – СПб, 1994, с. 140)

  • 18 Августа 2014, 10:24

    Фотография №2 - Старая открытка ?

  • 18 Августа 2014, 10:38
    Ответ на "Фотография №2 - Старая открытка ?" от Mary

     Нет, эта фотография с датой есть в этой книге.

  • 21 Ноября 2014, 19:20

    Почему в титуле первая запись "Институт Корпуса инженеров путей сообщения", здание ведб строилось для музея и музей в нем размещался. Думаю, что первой должно быть "Музей ведомства Путей Сообщения имени Императора Николая I-го"

  • 1 Апреля 2016, 00:48

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 24, 1970

    О дополнительном взятии под государственную охрану зданий, связанных с жизнью и деятельностью В.И. Ленина

    Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 16 ноября 1970 года № 880

    СПИСОК ЗДАНИЙ-ПАМЯТНИКОВ И МЕСТ, СВЯЗАННЫХ С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В. И. ЛЕНИНА

    Октябрьский район

    Садовая, 50

    В этом доме 10 мая 1917 г. В.И. Ленин выступал с речью по вопросу объединения с большевистской партией тех социал-демократических групп и течений, которые стояли на почве интернационализма.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 28232
Готовится: 220
Посетители
Гостей: 236
Всего сегодня: 7542