Публикация

Канонерские мастерские - Канонерский судоремонтный завод

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Канонерские мастерские для ремонта землечерпательных судов при строительстве Морского канала

Канонерский судоремонтный завод

 

 

В 1875 г. начались работы по строительству Морского канала (см. Морской Торговый порт). В 1877 г. на строительстве появилось девять землечерпалок. Землечерпательные снаряды нуждались в текущем, а порой и в более серьезном ремонте. Для текущего ремонта еще в 1876 г. было дано разрешение на строительство на Канонерском острове кузницы, оборудованием которой занимался инженер А. Константинов.В ноябре на острове было построено одноэтажное  кирпичное здание слесарной мастерской, в пристройке к которому зимой 1878 г. был установлен паровой двигатель. Это явилось началом  Казенных мастерских по ремонту землечерпательных снарядов, пароходов и сооружений Санкт-Петербургского  морского канала. Руководил мастерскими А. Константинов. Работало в них 150 человек. В 1881 г. впервые были отремонтированы ходовые механизмы и котлы больших торговых судов.

В 1882 г. на острове была построена казарма для рабочих. К 1905 г.  в мастерской уже работало 300 человек.

Летом 1906 г. на острове закончили строительство здания одноэтажной каменной конторы, которая выдавала билеты для прохода судов в канал. Рядом находилось деревянное здание склада.

 

С 1909 по 1914 г. велось интенсивное строительство слесарного, кузнечного и корпусно-котельного цехов. Был приобретен док грузоподъемностью 1400 т. С началом Первой мировой войны работа порта была приостановлена, но в мастерские стали поступать военные заказы. Чтоб избежать захода  военных кораблей в канал, в нем затопили землечерпалки и суда. После Февральской революции были поставлены задачи очистить канал. За навигацию 117 г. два водолаза – Азаров и Шипулин с бригадой очистили фарватер от  моста Лейтенанта Шмидта до южной оконечности дамбы. Было поднято свыше ста судов, барж, шаланд и шлюпок.

 

26 января 1918 г. В. И. Ленин подписал Декрет о национализации торгового флота.

 

В 1921 г. на острове началось строительство каменных зданий для слесарного, чугунно-медно-литейного, котельного и кузнечного цехов. В середине 1922 г. правительство приняло решение о расширении торгового портп: весь Канонерский остров планировалось использовать для портового хозяйства, ремонтных мастерских, ремонта землечерпалок, речных судов и буксиров. В 1922-1923 гг. большинство мастерских были переведены в новые корпуса.

В 1923 г. Канонерские мастерские становятся основной судоремонтной базой Балтийского пароходства. К 1928 г. в цехах насчитывалось более 180 единиц оборудования. Это позволило начать производить ремонт морских судов. В том же году  мастерские были переименованы в Канонерский судоремонтный завод Балтийского морского пароходства.

В 1924 г. здесь был начат ремонт ледокола «Красин». В 1928 г. «Красин» от причальной стенки Канонерского завода вышел на спасение экспедиции Умберто Нобиле. С 1930 г. при ремонте судов стали применять сварку.

 

В 1931 г. КСЗ  первым в СССР получил двухсекционный железобетонный док грузоподъемностью 4000 т. Док был изготовлен на заводе им. Андре Марти (см. Адмиралтейские верфи). 20 ноября 1931 г. состоялась первая докировка - в док стал теплоход «Кубань». К 1934 г. производственные мощности завода увеличились в два раза по сравнению с дореволюционными мастерскими.  На острове было  построено 60 новых домов. К этому времени на острове уже жило полторы тысячи человек. В 1939 г. была открыта школа для ликвидации малограмотности для старшего поколения, а для молодежи – ФЗО. В 1939 г. был введен в строй и освоен самый крупный железобетонный док- на ремонт стал теплоход «Андрей Жданов».

 

В 1940 г. КСЗ провел уникальный ремонт крупнотоннажного теплохода «Челюскинец». Теплоход, построенный на Северной верфи, при возвращении в Ленинград около Таллина во время шторма налетел на банку и разломился пополам, причем одну часть отнесло на 8 миль. Т.к. обе части сохранили плавучесть, их отбуксировали на Канонерский завод. Смелый эксперимент по «сшиванию» судна завершился успешно.

 

 

  • фото

    Фрагмент карты
    1913 г.

  • фото
  • фото

    Фрагмент плана
    ВПГ на 1915 г.

  • фото

    Фото Начала ХХ в.

  • фото

    Фото начала ХХ в.

  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 1970-е гг..

  • фото

    1950 г.
    С сайта pastvu.com

  • фото

    1950 г.

  • фото

    Невские ворота вход на
    акваторию Морского порта
    с Большой Невы и Морской
    канал 1950 г.
    Справа - Канонерский з-д

  • фото

    1960-1980 гг.

  • фото

    1966-1970 гг.
    Слева - фрагмент причала
    2-х эт. здание - старая
    проходная завода

  • фото
  • фото

    1978-1981 гг.
    "Голова" Канонерского
    острова

  • фото

    1971-1980 гг.
    Корпусный цех

  • фото

    1982-1988 гг.
    Новая проходная
    завода
    С сайта pastvu.com

  • фото

    1985-1990 гг.
    Ледокол
    "Красин" в
    доке
    Канонерского
    завода

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Весь Ленинград
    1933 г. С. 93

 

С началом Великой Отечественной войны на Канонерском острове по решению Военного совета фронта создали рубеж обороны: оборудовали стрелковые окопы, траншей пулеметные и артиллерийские позиции. В ночь с 10 на 11 сентября 1941 г. фашистские бомбардировщики совершили массированный налет на территорию порта, сбросили тысячи зажигательных бомб. Остров пылал. Осенью 1941 г. завод получил новое задание фронта – освоить выпуск фугасных авиабомб. Потом осваивали выпуск газогенераторных установок для автотранспорта города. В блокадную зиму рабочие совершали  вылазки в Угольную гавань, где под огнем рубили глыбы угольной крошки и на санках тащили груз на завод. Для ремонта судов требовалась электроэнергия, и было принято решение использовать электростанцию турбоэлектрохода «Балтика», стоявшего на ремонте. Рабочие были переведены на казарменное положение, жили в цехах.

 

В июне 1942 г. заводу было поручено вдвое увеличить выпуск крупнокалиберных снарядов. Сверх плана изготовили тысячи сопел для «Катюш», авиабомбы. Снаряды. Было отремонтировано 23 боевых корабля, 12 транспортных судов и четыре служебно-вспомогательных судна. К началу 1943 г. на заводе работало 231 человек, в том числе 164 женщины и 37 подростков в возрасте до 18 лет.

 

7 мая 1944 г. правительство приняло решение о передаче Канонерского завода Главморпрому. С заводов Архангельска и Мурманска на КСЗ прибыли 140 квалифицированных рабочих, 80 выпускников ремесленных училищ и ФЗО пополнили ряды рабочих. Численность заводчан к концу 1944 г. достигла 600 человек. Уже к концу 1944 г. на заводе были ликвидированы разрушения, а в 1945 г. началась реконструкция цехов и их расширение.

 

5 февраля 1946 г. за самоотверженный труд, мужество и героизм, за четкое выполнение оборонных заказов в период Великой Отечественной войны Канонерский завод был награжден Красным знаменем ГКО.

 

К октябрю 1947 г. на острове вместо разрушенных деревянных и каменных домов было построено 40 домов для семей рабочих, отремонтировано здание ремесленного училища. К концу 1955 г. на заводе работало около двух тысяч человек, на острове вырос и благоустроился поселок судоремонтников. В 1965 г. завод имел двенадцать производственных цехов с завершенным циклом, три дока, в двух из которых могут доковаться океанские корабли.

 

В 1967 г. завод взял шефство над крейсером «Аврора» и регулярно производил его техническое обслуживание. «Аврора» никогда не доковалась на КСЗ, но на заводе была выделена специальная выездная бригада ремонтников, которая по первому зову выезжала на крейсер. Регулярно ремонтируется на заводе легендарный четырехмачтовый парусник «Седов», занесенный в книгу рекордов Гиннеса как самое большое учебное парусное судно в мире, и которому более 90 лет.

 

С начала 1960-х гг. Канонерский завод по заказу Службы космических исследований АН СССР активно занимался переоборудованием, а затем и плановым ремонтом судов, обеспечивающих запуск и сопровождение космических спутников, в частности теплоходов «Космонавт Виктор Пацаев», «Космонавт Беляев» и «Космонавт Георгий Добровольский» и других.

 

В 1997 - 1998 гг. Канонерский судоремонтный завод совместно с Выборгским судостроительным заводом и российской РКК «Энергия», украинским конструкторским бюро «Южное», американской корпорацией Boeing Commercial Space и норвежской Kvaerner участвовал в международном проекте «Морской старт».  Его уникальность заключалась в возможности запуска ракет-носителей с экватора. В 1998 г. Канонерский судоремонтный завод выиграл международный тендер и получил заказ на дооснащение сборочно-командного судна Sea Launch Commander, построенного на верфи в Глазго. Работники предприятия всего за полгода произвели монтаж сложнейшего оборудования, позволяющего проводить на борту комплексную сборку и контроль ракеты-носителя, а также разгонного блока. Первый запуск ракеты с комплекса «Морской старт» был осуществлен в 1999 г.

 

Сегодня ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» располагает производственными и технологическими возможностями для обеспечения всего спектра судоремонтных работ. Здесь действуют слесарный, доковый, корпусной, механический, трубопроводный, электромеханический и литейный цеха. Причалы завода имеют протяженность 1,3 километра и оснащены тринадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 32 тонн. Три плавучих дока позволяют поднимать суда с доковым весом до 36 000 тонн. На заводе работают более шестисот человек.

 

На набережной Лейтенанта Шмидта напротив Морского корпуса пришвартована восстановленная на КСЗ подводная лодка С-189, на которой сейчас открыт музей. На Канонерском заводе были изготовлены 84-метровый титановый шпиль при строительстве Морского вокзала и крест для церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове.

("Завод, давший жизнь острову. К 130-летию Канонерского

судоремонтного завода", изд. СПб ООК "Аврора", СПб, 2013 - Наталия)

 

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото- Наталия 2010

  • фото

    Парусник "Седов" в
    доке завода
    Фото - Наталия, 2013.

  • фото

    Фото - Наталия, 08.2018.

В 1928 г. на базе Канонерских мастерских, основанных в 1879 г., восстановлен государственный Канонерский судоремонтный завод Балтийского управления советского торгового флота. В 1934 г. он перешел в ведение Балтийского морского пароходства, в 1938-1939 гг. подчинялся Наркомату внутренней торговли СССР,

с 1940 г. Наркомату (с 1946 г. Министерству) морского флота СССР, с 1 сентября 1957 г. - Балтийскому морскому пароходству Министерства морского флота СССР.

В 1993 г. образовано АООТ (ныне ОАО) "Канонерский судоремонтный завод".

( [100] Т. 1. С.412, добавил алекс)

 

После Октябрьской революции Канонерские мастерские, основанные в 1879 (1883) г. для ремонта землечерпательных судов при строительстве Морского канала, перешли в ведение секции по металлу СНХ Северного района (с 1920 г. ПСНХ). До 1928 г. мастерские реконструировались, а после восстановления были переименованы в государственный Канонерский судоремонтный завод Балтийского управления советского торгового флота. Дальнейшая подчиненность: 1934 г. Балтийское государственное морское пароходство (БМП), 1938-1939 гг. Центральное управление промышленных предприятий НКВТ СССР, 1940 г. Наркомат (с марта 1946 г. Министерство) морского флота СССР, 1958 г. Балтийское морское пароходство (БМП) Министерства морского флота СССР.
В 1959 г. к Канонерскому заводу был присоединён судоремонтный завод БМП.                   (spbarchives.ru 08.01.2018 Наталия)

 

  • фото

    Канонерский
    судоремонтный завод.

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - Globetrotter
    12.03.2012.

  • фото

    "Голова" Канонерского
    острова

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Руина бывшего пассажирского
    причала в настоящее время
    на территории завода

  • фото
  • фото
  • фото

    Мозаика на стена
    Корпусного цеха

  • фото

    Фото - Наталия, 06.2014.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 08.2018.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    "Голова" Канонерского острова

  • фото

    Парусник "Седов" у
    причала завода
    Фото - Наталия, 12.2013.

7 комментариев
6636 просмотров
Добавил: Наталия, 27 Ноября 2010, 22:59
Редактировано: 27 Августа 2018, 17:59
Оцените:
(15 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house15082.html' target='_blank'>Канонерские мастерские - Канонерский судоремонтный завод на Citywalls.ru</a>
Всего 7 комментариев
  • 11 Января 2016, 00:07

    Кстати не поправлен титул - не сразу же был завод.

  • 11 Января 2016, 00:17

    А что у нас  Ленин подписывал? Декреты?

    Выносить в титул что - Казенные мастерские по ремонту землечерпательных снарядов или Канонерские мастерские, как по № 100?

    Источник информации у меня, конечно, хлипкий - юбилейная книжка. Но хоть такое  есть.

    А вот по фронтам я настолько не в теме, что даже  разбираться не буду пытаться. Если только кто подскажет.

  • 11 Января 2016, 00:28
    Ответ на "А что у нас  Ленин подписывал? Декреты? Вынос" от Наталия

     :)) конечно, декреты. Многие из них довольно подробно изучались в рамках школьной даже программы (эту программу за разные годы приходилось расписывать, это не просто ученическая память).

    Из текста довольно трудно судить. А что у нас там по проектам?

  • 11 Января 2016, 00:31

    Ладно, "Декрет" поправила. С титулом решим завтра, а то прздники-то закончились...

  • 11 Января 2016, 01:49

    TopPlan2009:

    ООО "Судоремонтная Компания" - Канонерский остров, 41

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27699
Готовится: 186
Посетители
Гостей: 65
Всего сегодня: 618