Публикация

Немецкая реформатская церковь

Здание на карте
фото
Архитекторы: Боссе Г. А.
Рахау К. К.
Год постройки: 1862-1865, 1872-1874
Стиль: Псевдоготика

Немецкая реформатская церковь         в романо-готическом стиле

Утраченное здание

наб. р. Мойки, 101х

1862-1865  - арх. Боссе (Ю. Э. Боссе) Геральд Андреевич -  проект, Гримм Давид Иванович -  строит-во

1872-1874  - арх. Рахау Карл Карлович - восстановление

1932-1939  - арх. Гринберг П. М., арх. Райц Г. С. -

                      перестроено в  Дворец культуры работников связи

 

 

В 1858 г. немцы-реформаты получили участок для постройки собственного храма на берегу Мойки. По проекту арх. Г. А. Боссе (Ю. Э. Боссе) храм был построен Д. И. Гриммом в 1862-1865 гг.

Комитет по  постройке  храма возглавил пастор Герман Дальтон. В убранстве реформатских церковных зданий допускались только те предметы, которые разрешены в Библии. Декор здания архитектор сознательно пытался согласовать с духом реформатского учения, весьма сдержанного по отношению к пластическим искусствам. Здание из красного кирпича с белыми деталями с высокой двухъярусной колокольней выдержано в романском стиле.

 

В здании церкви располагалось и жилище семьи пастора. Пастор  Дальтон курировал школу для детей реформатского вероисповедания, созданную  Иоганном фон Муральтом.

 

В 1872-1874 гг. после пожара, сильно повредившего храм, он был восстановлен арх. К. К. Рахау. При этом внесены небольшие изменения - повышена колокольня, подняты потолки.

Церковный зал украшали витражи, сделанные в Риге.

  • фото

    Немецкая реформатская
    церковь.
    Фото 1900-х гг.

  • фото

    Набережная Мойки
    у Реформаторской церкви.
    Фото 1900-х гг.

  • фото

    Добавил - mishaspbru

  • фото

    Вид со стороны
    Большой Морской.
    Фото 1900-х гг.

  • фото

    Альберт Бенуа.
    Перспективный
    вид. 1900 г.

  • фото

    Старые открытки.

  • фото
  • фото

    Пожар кирхи в ночь с 14 на 15 декабря 1872 г.
    рис. Броллинг, грав. Оскар Май.
    (журн. "Нива". 1872 г., №52)
    (добавил Trezin)

  • фото

    Фото начала
    1930-х гг.
    Добавил - весовщик

  • фото

    Фото - vk.com.

  • фото

    Добавил - весовщик .

Реформатская каменная церковь в С.-Петербурге

Помещаем некоторые сведения о Реформатской церкви, которая, бесспорно, может считаться одним из украшений нашей столицы; надо также прибавить, что в Петербурге это здание было одним из первых построек в кирпичной отделке. Начата церковь была в 1862 г. По получении церковным советом дарственного акта (земля подарена городом) и по совершении некоторых предварительных работ, в июне месяце было приступлено к работам. Подробное исследование грунта дало самые благоприятные результаты. Почва оказалась крепкой и сухой, и только под колокольней церкви понадобилось сделать фундамент на сваях. В первый год на солидном фундаменте выведены были стены и сделана гранитная цокольная обкладка здания, за исключением колокольни. Закладка происходила 8 сентября 1802 г. (год празднования тысячелетия России).

Работы производились профессором Гриммом, по проекту архитектора профессора Боссе, и каменных дел мастером Барнелем.

Главные размеры церкви следующие: Наружная ширина церкви - 9 саж. Длина с колокольней и преддверием - 24 саж. Длина без колокольни и преддверия - 17 саж. Вышина до главного карниза - 8 саж. Вышина до конька крыши - 13 саж. Вышина вершины колокольни без шпица - 20 саж. Вышина креста - 30 саж. Ширина нефа церкви - 8 саж. Длина нефа - 13 саж. Вышина нефа - 7 »> Квадратное содержание - 100 кв. с. Квадратное содержание хоров - 60 кв.с .

 

Автор проекта, проф. Боссе, следующим образом объясняет свой выбор стиля для церкви: "По-моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформатского учения более всего соответствует стиль романский. Простота форм, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризируют серьезное назначение постройки. Задающиеся профиля весьма практичны в нашем всеразрушающем климате. Романский стиль отлично применим к постройкам большого размера и, кроме того, соответствует имеющемуся у нас под руками материалу, которым обусловливается самый способ конструкции этого стиля. Я должен прибавить и то, что ограниченные денежные средства, которые мы имели в нашем распоряжении, не допускали возможности строить церковь в другом стиле. Выгода была и та, что кирпичные постройки не требуют усиленного ежегодного ремонта. Я считал необходимым совершенно отрешиться от стиля готического, который неизбежно влечёт за собой различные орнаменты, а для последних мы не имели ни средств, ни подходящего материала.

 

При распределении плана, я поместил пасторат (квартира пастора и проч.) в нижнем этаже. Во-первых, я это сделал для того, чтобы как можно выгоднее воспользоваться маленьким местом, данным для постройки церкви, и вместе с тем уменьшить расходы по содержанию пастората; кроме того, помещение для пастора в самой церкви имеет большие удобства при исполнении им церковных обязанностей, при свадьбах, похоронах, конфирмации и прочих церковных требах и церемониях. В связи с квартирою пастора находится церковный зал, служащий местом для собраний церковного совета, для обучения конфирмующихся и проч., который по тесноте места пришлось поместить под башнею, и, к сожалению, мы не могли придать ему размеров, больших того зала, который мы имели прежде. Помещая пасторат в первом этаже, церковь пришлось расположить во втором этаже, следствием чего явилась входная в церковь лестница, которая однако не представляет большого неудобства, так как прихожане уже с малолетства привыкли к ней, потому что прежняя немецкая реформатская церковь помещалась в одном здании с реформатской французской церковью и была расположена также во 2-м этаже. Обусловленные размеры церкви (на 1.200 человек) и небольшое место, отведенное для постройки, лишили возможности придать порталу широкие размеры, которые много способствовали бы украшению здания. Что касается внутренности церкви, то я старался избежать глубокой абсиды, так как мне хотелось поставить кафедру посредине алтаря, за престолом. При слишком значительном удалении от слушателей, пастору пришлось бы напрягать свой голос, а слушатели, находящиеся в задних рядах, ничего бы не расслышали из проповеди. Поставить кафедру сбоку я не решился, потому что нахожу это некрасивым и непрактичным, так как те из прихожан, которые сидят со стороны кафедры, не могут хорошо видеть говорящего. Первый мой проект - устроить зало и пасторат позади церкви, не был одобрен членами прихода, и я должен был сызнова переработать проект». Такнем образом, одобренный и Высочайше утвержденный проект, чертежи которого мы прилагаем, был приведён в исполнение весьма быстро, и 29 июня 1864 года был водружён крест на вышине 28 саж. 2 ар. Один из важных вопросов при постройке церкви - это отношение числа прихожан ко вместимости здания. Реформатские приходы, в больших городах, увеличиваются с поразительной быстротой. Спрашивается, в какой пропорции должны строиться церкви. В Англии, по самым верным статистическим сведениям, определено, что на 100 человек прихожан, с детьми включительно, церковь должна иметь 58 мест; остальные 42 человека, за болезнью, старостью, молодостью или по другим причинам, не приходят в церковь. В Германии помещение в церкви рассчитывают на 33% прихода. Освящение церкви происходило 24 октября 1865 г.

 

Материала на постройку пошло: 1. Кирпича 2.500.000 шт. 2. Бутовой плиты для фундамента 300 куб. саж. 3. Извести 130.000 пуд. 4. Цемента 550 бочек. 5. Алебастра 10.000 пуд. 6. Разного рода железа 5.500 пуд. 7. Балок 3.000 шт. 8. Досок разных 10.000 шт. Работали: 1. 2 1. 21.000 рабочих дней каменщики, 2. 6.000 » » столяры, 3. 4.000 » » каменотесы. 4. 6.000 » » штукатуры. 5. 6.000 » » землекопы. По смете стоимость церкви определена в 219.428 р. Из них в первом году - 52.806 р. Во втором - 92.818 р. И, наконец, в третьем - 73.804 р. Этой суммой покрыты были и те издержки, которые даже не были показаны в смете, как-то: вознаграждение архитектору, уничтожение гранитного спуска набережной, газопроводные и водопроводные работы.

(«Зодчий», 1874, Вып. 4, С. 46-47, добавил miraru1)

  • фото

    Зодчий, 1874, Вып.4, Л.16-17

  • фото

    ... Вып.4, Л.16-17

  • фото

    ... Вып.4, Л.16-17

  • фото

    ... Вып.4, Л.16-17

  • фото

    ... Вып.4, Л.16-17

  • фото

    Зодчий», 1874,
    Вып.5, Л.21-22

  • фото

    ... Вып.5, Л.21-22

  • фото

    ... Вып.5, Л.23-24

  • фото

    ... Вып.5, Л.23-24

  • фото

    «Зодчий», 1874, Вып.6, Л.26

  • фото

    ... Вып.6, Л.30

  • фото

    ... Вып.8-9, Л. 40

  • фото

    Зодчий, 1874, Вып.8-9, Л.38-39
    (добавил miraru1)

14-го декабря истёкшего года, в Петербурге сгорела Реформатская церковь - один из лучших образчиков нашей кирпичной архитектуры. До сих пор еще не выяснилась положительная причина пожара. Накануне его, в присутствии пожарной команды, выжигались и чистились в церкви все трубы, потому в городе ходит молва, что пожар был следствием этой опасной операции. Но, по освидетельствовании труб, в них не найдено ни малейшей трещины; зато, в одном из боровов найдены открытыми очистные дверцы, и потому можно предполагать, что незакрытое отверстие в борове давало возможность пламени из печи проникнуть под крышу и зажечь стропила. Как бы то ни было, но крыша на колокольне и церкви, вся внутренность последней, с деревянным плафоном - сделались жертвою пламени.

Эта церковь, построенная в романском стиле, составляла по своей простоте и грациозной пропорциональности частей, по выдержанности и благородству стиля - одно из лучших наших художественных произведений. Потому мы смеем думать, что несколько слов, которые мы намерены сказать о церкви, не будут излишними для читателей "Зодчего".

Церковь эта представляет, между прочим, поучительный пример того, что может сделать одна небольшая корпорация людей, при дружном их всех стремлении к одной цели. Она построена, хотя и с величайшим трудом, единственно на средства своего прихода, не превышающего 3000 человек. За исключением ценности земли, подаренной городом, вся постройка обошлась значительно более 200,000 рублей, и приведена в исполнение, по проекту профессора архитектуры Ю. А. Боссе, профессором Д. И. Гриммом в течение 3-х лет, а именно: 8-го сентября 1862 г. была закладка, а 24-го октября 1865 г. - освящение. Ширина церкви 9 саж. 1 арш., наибольшая длина 24 саж.; высота до конька кровли 13 саж., высота каменной кладки колокольни 20 саж., а высота колокольни с крестом 30 саж. При постройке было положено: "не допускать ни в материалах, ни в украшениях никакой роскоши, которая не составляет необходимости для гармонического исполнения всей постройки; но зато также не допускать и фальшивой экономии в употребляемых материалах, когда, чрез употребление лучших материалов или чрез большую тщательность в работе, можно сделать постройку солиднее и тем предотвратить частый ремонт". Правило это было отлично выдержано - и, как говорят знатоки, во всей церкви не было ни одной вызолоченной полоски, которая мешала бы полному гармоническому эффекту; зато все употребленные на церковь материалы действительно лучших качеств. Цоколь сделан из гранита, наружная поверхность стен - из нарочно для церкви приготовленного кирпича, кровля - из английского шифера (угол наклонения крыши 45°); оконные рамы из железа, внутренние колонны из чугуна; кафедра, столы и скамейки из некрашеного (натурального) дуба, канделябры из бронзы. Все наружные украшения из цемента, портал оштукатурен цементом, а водосточные трубы, желоба, покрытия рёбер крыш - из цинка.

Мы слышали, что церковь будет возобновлена в первоначальном своём виде, но с улучшениями, которые сделают невозможным повторение нечаянной катастрофы. Предполагается сделать железные стропила на крыше и колокольне, и несгораемый, на железных же фермах, плафон; духовое отопление заменить водяным.

Все эти работы могли бы быть начаты с весны и окончены осенью, но все дело останавливается за расчётом с С.-Петербургским Обществом страхования от огня имущества, в котором церковь была застрахована. По нашему мнению, дело это очень поучительно для архитекторов, нередко принимающих прямое или косвенное участие в страховании строений, и потому мы решаемся сказать здесь об этом несколько слов.

При приёме церкви на страх, оценка не была деталирована подробно, а самое вычисление сделано очень небрежно. С первого взгляда на оценку видно, что агент Общества дал себе только небольшой труд посчитать стоимость несгораемых частей, а стоимость сгораемых частей получилась у него простым вычитанием ценности несгораемых предметов из общей страховой суммы в 202,000 руб. От этого вышло то, что общая оценка несгораемых частей, около 140,000 руб., подходит довольно близко к истинной; но стоимость сгораемых частей, около 60,000р значительно ниже действительной.

В сумму 60 тыс. р. входит не только стоимость внутреннего устройства собственно церкви, но также стоимость внутреннего устройства нижнего, несгоревшего, находящегося под сводом этажа, и все церковное имущество, как-то: орган, кафедра, столы, скамейки, канделябры, церковная утварь и т. д. По приблизительному исчислению, стоимость возобновления церкви в прежнем виде, т. е. без вышеупомянутых улучшений, доходит до 100 тыс. руб., между тем Петербургское Общество, опираясь на расценку, считает свой убыток maximum только 60 тыс. руб. Чем и когда кончится этот спор — неизвестно; несомненно только то, что покуда он не кончится, великолепная некогда церковь будет стоять в своём теперешнем обезображенном виде.

(Случайный корреспондент. «Зодчий», 1873, Вып. 1, С. 16., miraru1)

  • фото

    Интерьер Немецкой
    реформатской церкви.

  • фото

    Фото К. Буллы.
    1900-е гг.

Храм закрыт в 1929 г. В нем разместилось общежитие.

 

В 1932-1939 гг. он по проекту арх. П. М. Гринберга и Г. С. Райца перестроен в здание Дворца культуры работников связи. Здание в стиле конструктивизма построено с использованием существующих стен.

21 комментарий
17914 просмотров
Добавил: Mary, 10 Августа 2008, 12:58
Редактировано: 3 Ноября 2018, 23:44
Оцените:
(20 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house1487.html' target='_blank'>Немецкая реформатская церковь на Citywalls.ru</a>
Всего 21 комментарий
  • 23 Сентября 2017, 21:18
    Ответ на "это вы меня спрашиваете? понятия не имею у хумуса" от весовщик

     Да... Очень впечатляет.

     

    Не совсем понимаю, почему в Вашем комментарии это фото не видно. Если не возражаете, помещу его в своем (в уменьшенном размере, чтобы не было проблем). Очень хочется, чтобы все эту фотографию видели.

     

     

    (А если Вы против, уберу эту фотографию. Только тогда поместите, пожалуйста, ее сами так, чтобы она была видна.)

  • 23 Сентября 2017, 21:36
    Ответ на "Да... Очень впечатляет. Не совсем понимаю, почему" от S.P.

     конечно не против

    это до меня дошло как до жирафа, что был глюк на сайте с моим фото

     

    и да...впечатляет... стоит только сравнить с дешевкой на ВО

    http://www.citywalls.ru/house91.html

  • 18 Февраля 2018, 19:07

    редкая фотография храма с хорошим разрешением, сделана перед ее перестройкой в начале 1930-х гг

     

    https://pp.userapi.com/c841236/v841236208/7ad72/M_T2rXNODPU.jpg

     см. публ.

     

  • 3 Ноября 2018, 22:32

    Прилагаемая к статье акварель Бенуа принадлежит кисти не Николая, а Альберта Бенуа. Николай Леонтьевич к 1900 г. уже ничего не мог рисовать. Поправьте, пожалуйста. Только не на "А.Н.Бенуа", а на Альберта. А.Н.Бенуа все воспринимают как Александра Николаевича. 

  • 25 Ноября 2018, 00:16

    Открытка начала XX в. по цветной фотографии С.М.Прокудина-Горского, выполненной не позже 1905 г.; местонахождение негатива неизвестно (сайт "Храмы России" - Открытый исследовательский проект "Наследие С. М. Прокудина-Горского", http://prokudin-gorskiy.ru ):

     

     

    Изображение в более высоком разрешении - на названном сайте: http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=389

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27178
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 101
Всего сегодня: 3433