Публикация
Церковь святого Исидора Юрьевского
|
Архитекторы: | Полещук А. А. |
Год постройки: | 1903-1907 |
Стиль: |
Фото - Mary 2011.
Церковь святого Исидора Юрьевского
при Православном эстонском братстве
пр. Римского-Корсакова пр, 24 - наб. канала Грибоедова, б/н
Пам. арх. (регион.)
1903-1907 - арх. Полещук Александр Артемьевич ([
В 1902 г. арх. А. А. Полещук составил проект церкви Святого Исидора Юрьевского с примыкающим к ней домом -
1902 г. *
1902 г. **
(добавил
Андрей Агафонов )
ЦГИА СПБ ф513 оп102 д3547
(добавил
Андрей Агафонов)
1902 г.*
(добавил
Екатерининский канал.
Русско-эстонская церковь.
Фото начала 1900-х гг.
1912-1913 гг. ****
ЦГАКФФД СПб Е 16542
(добавил
(добавил
Андрей Агафонов)
Фото из книги [95] C. 102
(добавил
Андрей Агафонов)
1960 г.
сайт ra.ee
(добавил YURIY ALEKSANDROV)
1961-1962 гг.
Фото - А.И.Нейман
сайт pastvu.com
Фото - Альбом "Санкт-Петербург
с птичьего полета" -
СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.98
(добавил nikspb)
1988 г.
сайт pastvu.com
1988 г.
(добавил
YURIY ALEKSANDROV)
Приложение
к Топ-плану 2004
(добавил IVa)
Приложение к
Топ-плану 2004
(добавил IVa)
(добавил
Андрей Агафонов )
(добавил Андрей Агафонов )
Фото -
Андрей Агафонов, 1995.
1999 г.
Фото -
Овчинников К.В.
ЦГАКФФД
(добавил
Андрей Агафонов)
* Фасад церкви Эстонского православного братства во имя священномученика Исидора Юрьевского
по Екатерингофскому проспекту, 24. 31 января 1902 г. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.3547. Л.9-12.
** Разрез здания церкви Эстонского православного братства во имя священномученика Исидора Юрьевского
по Екатерингофскому проспекту, 24. 31 января 1902 г. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.3547. Л.21-24.
*** О построении в С.-Петербурге Православного Эстонского Храма и дома для религиозно-просветительных учреждений братства. Православное
эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Тип. Э.Л.Пороховщиковой, 1902 г.
**** Здание церкви священномученика Исидора Юрьевского при православном эстонском братстве - дома №№ 133-135 по набережной
Екатерининского канала (архитектор А.А.Полещук, 1903-1908). Дата съёмки: 1912-1913 гг. Автор съёмки: Фотография ателье Буллы
История Свято-Исидоровской церкви неразрывно связана с историей православного эстонского братства, появившегося в Санкт-Петербурге в конце XIX в. По данным «Православных петербургских ведомостей» за 1902 г., в северной столице к тому времени проживало около 21 тыс. эстонцев. Селились они в большинстве своем в Коломне: Новое Адмиралтейство и Балтийский завод всегда нуждались в рабочих руках. Лютеранский эстонский приход к концу XIX в. насчитывал 15 тыс. человек; помимо церкви на Офицерской ул. (сегодня ул. Декабристов) у прихода была своя богадельня, приют, церковный дом и школа. В течение многих лет в лютеранскую кирху шли и лютеране, и православные эстонцы (чтобы прослушать православное богослужение на эстонском языке, проходилось добираться до Кронштадта).
Число православных прихожан в эстонском приходе постоянно росло. В 1892 г. православные богослужения на эстонском языке зазвучали в
В 1900 г. братство, решившее осуществить постройку храма, остановило выбор на незастроенном участке на пересечении Екатерингофского пр. (сегодня пр. Римского-Корсакова) и наб. Екатерининского канала (ныне наб. кан. Грибоедова). Однако место это предполагалось оставить для городского сквера – поэтому 11 апреля 1901 г. Городская управа отклонила ходатайство. И все же через месяц Дума, «озабочиваясь скорейшим построением в Санкт-Петербурге необходимого храма Божия для православных эстов», согласилась отдать просимый участок: согласно постановлению Городской управы от 19 мая 1901 г. земельный участок был отдан братству на правах безвозмездного пользования.
14 октября 1901 г. был принят первый эскизный проект храма и дома просветительно-благотворительных учреждений – представил его арх. А. А. Полещук. Церковь предполагалось разместить в западной части участка, но она получалась слишком длинной и узкой. Из-за нехватки средств решили возвести сначала деревянные здания. 25 ноября 1902 г. техническо-строительный комитет при Синоде одобрил проект шатровой часовни, увенчанной луковичной главой, с помещением для сторожа и конторой на восточной стороне участка (проект этот принадлежал опять же А. А. Полещуку). Синод также позволил братству начать общероссийский сбор средств в пользу русско-эстонской церкви. Торжественное освящение места состоялось 20 апреля 1903 г.
Поначалу строительные работы шли быстро: в 1903-1904 гг. был окончен дом, устроены временная церковь, школа, приют, храм выведен до сводов. Однако в 1905-1906 гг. средств стало не хватать – и тогда на помощь пришла благотворительность. К 1907 г. храм был построен вчерне.
Число прихожан в новой церкви неуклонно росло - к 1911 г. паства насчитывала 2 453 человека. Эстонское братство проводило активную работу по организации помощи неимущим, престарелым и детям. Так, например, им было создано Убежище для безместных девушек и женщин, главной целью которого была борьба с проституцией. Для детей члены братства проводили духовно-нравственные беседы, устраивали праздники с подарками. Особым вниманием братства пользовалась эстонская церковно-приходская школа, открытая в 1896 г. и просуществовавшая до июня 1917 г. С марта 1923 г. в ее помещениях разместился Петроградский Богословский Институт - единственное функционировавшее в Ленинграде богословское учебное заведение.
В начале 1930 г. Свято-Исидоровскую церковь решено было упразднить. Обращение к властям не помогло: в октябре 1933 г. с храма были сброшены колокола. 25 февраля 1935 г. Президиум ВЦИК принял решение о закрытии церкви. Здание перепланировали под школу. В 1936 г. в нем размещалось общежитие, в послевоенные годы – живописно-оформительский комбинат Худфонда.
Наконец, в 1993 г. здание было передано Санкт-Петербургской епархии в безвозмездное пользование с целевым назначением под молитвенный дом. Сразу же после составления проектно-сметной документации был проведен ремонт (реставрацию храма епархия должна была обеспечить за свой счет). 30 октября 1996 г. владыка Иоанн освятил храм – с той поры в Свято-Исидоровской церкви ведутся регулярные богослужения.
В ЦГИА СПб сохранились рисунки фасада церкви со стороны Екатерингофского проспекта и восточного фасада, а также планы всех этажей с указанием расположения комнат. Храм имеет простой прямоугольный план. Основной массив представляет собой квадратный в плане четверик, завершенный луковичным пятиглавием на барабанах и килевидными кокошниками над центральными частями фасадов, между основаниями боковых барабанов. Луковицы увенчаны восьмиконечными крестами. К четверику с востока примыкают три прямоугольные в плане апсиды. Фасады здания имеют трехчастную композицию, разделены широкими лопатками на центральное и боковые, более узкие, прясла. Их декоративная отделка решена в суховатых формах, характерных для начального этапа развития русского стиля (конец 1830 – 1850-е годы) и напоминает постройки К. А. Тона в официально-академической традиции. Семантически значимые мотивы древнерусского зодчества (луковичное пятиглавие, трехцентровые, килевидные и полуциркульные кокошники, поребрик, консольки, ширинки, аркатурный пояс, полуколонки с муфтами и кубоватыми капительками) применены наряду с приемами ордерной позднеклассицистической архитектуры. Стены Исидоровской церкви предполагалось оформить сплошным «ковром» из филенок, применить полихромию, более рельефные элементы наружного декора, однако нехватка средств внесла в декор фасадов свои коррективы.
5 окон фасада второго этажа (с правой стороны церкви) принадлежат залу для бесед и площадке между церковью и залом; правее – здание школы, далее дом причта. Парадный вход в церковь, зал и школу, расположенный со стороны Екатерингофского проспекта, ведет в обширный вестибюль с гардеробом. Налево от последнего, под зданием, располагались читальня и книжный склад, примыкавшие к часовне, находящейся под алтарем. Направо от гардероба находились две комнаты временного общежития и квартира для двух учителей. Широкая лестница, ведущая из вестибюля на второй этаж, заканчивалась просторной площадкой; три двери, располагавшиеся с правой стороны площадки, вели в церковь; две двери с левой стороны – в зал для бесед. Таким образом, во время богослужения церковь и зал можно было соединить, что позволяло увеличивать вместимость помещения до 1 100 человек. Проход к трем школьным классам вел через зал; кроме того, в здании была лестница, соединяющая все три этажа школы. Классы занимали весь второй этаж (каждый из них был рассчитан на 40-50 человек). Третий этаж был отведен под общежитие для детей – на нем располагались спальня, больничная палата, кухня, столовая, комната прислуги, две комнаты для учителей. В конце здания находились квартиры для причта, то есть для двух священников, диакона и двух псаломщиков. Подвал делили дровяные хранилища и котельная. Со стороны Екатерининского канала к школьному дому прилегала открытая площадка для хозяйственных нужд.
1. А. В. Берташ. Церковь во имя Священномученика Исидора Юрьевского // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: исследования и материалы. Вып. 6. СПб.: «Белое и Черное», 2002. С. 195-205.
2. А. М. Баруля. История Свято-Исидоровского прихода // Коломенские чтения 2003-2006. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. С. 22-26.
(добавил:
Фото - ОляК, 2010.
Фото -
Mary, 2011.
Церковь св. Исидора -
вид со стороны
Крюкова канала.
Фото - Валерий Глотов 2010.
Фото - Mary, 2008.
Фото - Тамара
Николаевна, 2008
Фото - Наталия, 2010.
С крыши дома по
наб. Фонтанки, 127
Фото -
Фасад церкви со стороны
пр. Римского-Корсакова
и прилегающий дом.
Фото - Анчар, 04.2018.
Фасад со стороны
пр. Римского-Корсакова.
Фото - Анчар, 04.2018.
Фото -
Наталия, 08.2018.
Фото -
Наталия, 02.2019.
Фото - Наталия, 03.2020.
Фото - Вадим Павлов, 02.2023.
Закладка первого в С.-Петербурге православно-эстонского храма состоялась 24-го августа, на углу Екатерингофского пр. и Большей Мастерской ул. Храм будет каменный, пятиглавый, на 800 чел., с тремя приделами и строится по проекту арх. А. Полещука. Рядом с ним строится трехэтажный каменный дом, длиною в 30 сажен по фасаду. В нем будут помещаться: церковно-приходская школа для детей-эстонцев, зал для собеседований, бесплатная русско-эстонская читальня, библиотека и склад книг для продажи. Вся постройка, вместе с домом, обойдется более 200.000 рублей, собранных исключительно пожертвованиями. (Прав. Вест.). («Зодчий», 1903, Вып. 35, С. 425-426,
Церковь закрыта в 1935 г. В 1994 г. - возвращена приходу.
После Войны в здании самой церкви размещались детские ясли Октябрьского РОНО (со входом с Лермонтовского пр.) на 1-и этаже. А в "церковном доме", правая парадная с канала Грибоедова, находилось УНР-24 (там работала моя бабушка) и Октябрьско-Фрунзенский радиоузел Ленинградской городской радио-трансляционной сети (там и я поработал). (
1965: УНР-397 треста "Севзаптрансспецстрой" - пр. Римского-Корсакова, 24. ([
1973: Комбинаты - Живописно-оформительского искусства (Лен. отд. Художественного фонда РСФСР)
- пр. Римского-Корсакова, 24 ([
В 2001 г. включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (304).
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г. [7802526000].
На входе с канала
Лестница к храму (храм на 2 этаже)
Лестница к храму
Коридор 1 этажа
Винтовая лестница
из притвора на хоры.
Фото -
Виктор М, 12.2018.
По данным «Православных петербургских ведомостей» за 1902 г., в северной столице к тому времени проживало около 21 тыс. эстонцев.
1. Северная столица пишут с заглавной. 2. Здесь это неуместно, т.к. в 1902 году Петербург был имперской столицей, что и следует указать в тексте.
Хотелось бы уточнить и название комбината Худфонда...
№ 108. С. 185.
УНР-397 треста "Севзаптрансспецстрой" - пр. Римского-Корсакова, 24.
1. Если бы автор статьи решил воспользоваться этим современным топонимом, он бы поставил заглавную букву. Однако он этого не сделал - очевидно, он (так же, как и Вы) понимал, что такой топоним неуместен при описании 1902 г. 2. Существует обиходное выражение - "северная столица" (никаких заглавных букв!), и автор имеет право его использовать.
В путеводителях по Санкт-Петербургу, где упоминается Свято-Исидоровская церковь, обыкновенно отмечается, что этот храм является эстонским. Исторически это верно. Эстонская православная диаспора в Петербурге в начале ХХ века составляла около 4000 человек, постепенно становясь все более и более сплоченной. Этому способствовали два события 1898 года: окончательная канонизация священномученика Исидора Юрьевского и создание священником Павлом Кульбушем и протоиереем Философом Орнатским православного братства в честь этого святого. Тогда и возникла идея построить храм для православных эстонцев в столице Российской империи.
За реализацию проекта взялся архитектор А. А. Полещук, причем почти бескорыстно, за что был включен в число почетных членов братства. Первый взнос на строительство храма сделал св. Иоанн Кронштадтский, позднее присутствовавший при закладке храма. Двадцать четвертого августа 1903 года, после предварительной подготовки проекта, на углу Большой Мастерской улицы (ныне – Лермонтовский пр.) и Екатерингофского проспекта (ныне – пр. Римского-Корсакова) была заложен в псевдорусском стиле просторный светлый высокий теплый каменный храм. Торжественное освящение этого места, состоявшееся двадцатого апреля 1903 года, возглавил епископ Гдовский Константин. Из многих петербургских храмов в этот день прошествовали к Екатерингофскому проспекту торжественные крестные ходы со святынями и чудотворными иконами. Из Николо-Богоявленского морского собора была принесена чудотворная икона святителя Николая, которой было осенено место строительства. Прежде всего, перед территорией стройки была освящена временная деревянная часовня, а затем было возведено здание эстонской общины, к которому впоследствии был пристроена церковь.
Из-за нехватки средств строился он с перерывами, и двадцать третьего сентября (ст. ст.) 1907 года митрополитом Антонием (Вадковским) был освящен центральный придел верхнего храма во имя священномученика Исидора, а через три дня – придел преподобного Серафима Саровского. Тридцатого марта следующего года произошло освящение нижнего придела во имя Николая Чудотворца, а четвертого мая – правый придел верхнего храма в честь святых апостолов Петра и Павла. Иконостас верхнего храма выполнен в стиле Людовика XV по рисунку А. А. Полещука иконостасным мастером П. С. Абросимовым, иконы для него были выполнены художником В. Т. Перминовым. Престолы в 1910-12 годах были облицованы белым каррарским мрамором.
Приход жил активной жизнью, при нем действовали приют, библиотека, лекторий, училище для безработных девушек. При приходе существовала эстонская церковно-приходская школа, открытая в октябре 1896, и просуществовавшая до июня 1917 года. Это была общеобразовательная школа на 120-130 учеников с православным уклоном с пятилетним курсом обучения, обладавшая достаточно высоким уровнем преподавания. Для детей братство устраивало духовно-нравственные беседы и детские праздники с подарками. Большое значение придавалось также миссионерской работе, поскольку эстонцы в большинстве были лютеранами, и в городе их насчитывалось почти 10 000 человек. Помимо просветительской работы приход оказывал материальную помощь неимущим эстонцам, предоставлял временное жилье, и через социальную проповедь притягивал к себе людей. Правда, приход, насчитывавший в 1911 году 2453 человека, состоял не только из эстонцев, но и русских, а также прихожан других национальностей.
После революции 1917 года произошли два значимых события: первое – храм перестал быть эстонским, поскольку власти запретили содержать храмы при обществах, да и эстонцы почти все уехали на историческую родину. Вторым событием стало избрание протоиерея Павла Кульбуша, строителя и первого настоятеля храма, епископом Ревельским, для окормления эмигрировавшей и местной эстонской православной паствы.
Новым настоятелем храма стал второй священник храма протоиерей Александр Пакляр, служивший с Свято-Исидоровской церкви с 1904 года. Благодаря ему в 1918-1920-х годах приход продолжал заниматься религиозно-нравственным и культурным воспитанием детей, чему способствовал учрежденный священником Карпом Эльбом Детский Союз. В 20-е годы в стенах церковного дома на довольно длительный срок разместились Петроградские Высшие богословские курсы – единственное в те годы богословское учебное заведение в Русской церкви. В 20-е годы духовенство храма приняло решение не подчиняться обновленческому Высшему Церковному Управлению, а сохранить верность св. патриарху Тихону, получив поддержку прихожан. Во второй половине 20-х, первой половине 30-х годов приход Свято-Исидоровской церкви материально содержал Свято-Троицкий собор Зеленецкого монастыря, Федоровский собор в Товарном переулке, церковь Архангела Михаила за Невской заставой, Тихвинскую церковь в Лесном, церкви преподобного Серафима и Умиления в Петергофе, Борисоглебскую церковь на Калашниковской набережной, Лаврскую киновию на правом берегу Невы, Спиридониевскую церковь в Ораниенбауме, Богоявленскую церковь на Гутуевском острове.
Храм был закрыт двадцать пятого февраля 1935 года и сильно изуродован как внутри, так и снаружи. Красивый барочный иконостас был уничтожен, утрачена была и единственная святыня храма – икона преподобного Серафима Саровского, написанная на части камня, на котором святой совершал свой молитвенный подвиг. Внутренний объем храма был разделен двумя перекрытиями на три этажа и оборудован под школу и детский сад. Купола снесли, и изуродованное внешне здание простояло так до середины 60-х годов, когда купола были восстановлены, чтобы из окон строящейся неподалеку гостиницы “Советская” был хороший вид. В годы войны в здании размещались военные, после – общежитие. Храмовый дом был перепланирован под квартиры. Последним “жильцом” храма был комбинат художественно-оформительского искусства.
Храм был возвращен епархии тридцатого ноября 1993 года, и после спешно сделанного ремонта в 1994 году были освящены нижний придел храма во имя Николая Чудотворца и часовня. В храме начались регулярные богослужения, первое время проводимые священниками Николо-Богоявленского собора и Смоленской иконы Божией Матери. Ввиду того, что православных эстонцев в Санкт-Петербурге практически не осталось, храму решили не возвращать национальный статус эстонской церкви. С 1994 по 1997 годы настоятелем храма был протоиерей Олег Нецветаев.
Однако вплоть до назначения новым настоятелем храма протоиерея Федора Любого ремонтные работы практически не проводились. Приходилось почти все начинать с нуля. В верхнем приделе были демонтированы надстроенные перекрытия, храм был полностью заново оштукатурен, и в 2000 году в куполе появилась первая роспись – лик Вседержителя. В начале 2007 года настенные росписи верхнего храма были полностью закончены. Появились первые храмовые иконы, выполненные Г. А. Клименковым, и первые святыни – частицы мощей святителя Иоасафа Белгородского, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских и преподобных Петра и Февронии Муромских. Завершена отделка фасада храма, в результате чего на нем засверкали 8 золоченых крестов над пятью основными главами и тремя восстановленными малыми. За время ремонта из храма вывезено в общей сложности 36 контейнеров и 25 грузовиков мусора. Создана богатая звонница, самый большой колокол которой весит 300 килограммов. Изготовлен большой запрестольный витраж, изображающий Христа Спасителя во славе. Постепенно приближается к завершению восстановление великолепного позолоченного барочного иконостаса, резьбу для которого изготовили ярославские мастера, золочение выполнили В. и Л. Петровы, а основные работы по реконструкции иконостаса по архивным фотографиям сделаны Е. П. Топчий. В Пасхальную ночь 2004 года состоялось первое после закрытия храма богослужение в центральном верхнем приделе, а с сентября 2006 года налажены постоянные богослужения в приделе священномученика Исидора.
Столетие со дня первого освящения храма - 10 октября 2007 года - храм встретил торжественным событием: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении клириков епархии торжественно освятил центральный придел верхнего храма во имя святого священномученика Исидора.
В храме действуют библиотека и приходская воскресная школа, собирающая на праздничные рождественский и пасхальный концерты более чем по пятьдесят детей. Налажены паломнические поездки, преподавание детям Закона Божия, рукоделия и церковного пения. С октября 2008 года приход начинает расширение просветительской деятельности и готовится открыть Православный просветительский центр на базе имеющейся взрослой и детской воскресных школ. Полным ходом идет ремонт помещений воскресной школы и будущего Центра.
Текст свящ. К. Костромина, помещен из книги: Свято-Исидоровская церковь. История храма. Жития святых. 1907-2007. 100 лет со дня первого освящения храма. – СПб., 2007. С дополнением.
Текст свящ. К. Костромина, помещен из книги: Свято-Исидоровская церковь. История храма. Жития святых. 1907-2007. 100 лет со дня первого освящения храма. – СПб., 2007. С дополнением.
А это что за хитрая штука? :)) Кстати, надо, к-но, уточнить у модераторов, но прежде большие настолько тексты просили посылать в доп.
Я не хотел дополнить, я выложил текст, а чего с ним делать - вопрос сообщества и модераторов. Вероятно, там можно позаимствовать пару фраз или фактов.
Так смысл этой команды и был, как я понял, внедряясь на сайт, чтобы не перегружать коммент. большими текстами. А при отсылке текста и пояснить, что не претендуете на конечный вариант текста.
А про красненькое не ответили :))
Закладка первого в С.-Петербурге православно-эстонского храма состоялась 24-го августа, на углу Екатерингофского проспекта и Большей Мастерской улицы. Храм будет каменный, пятиглавый, на 800 чел., с тремя приделами и строится по проекту арх. А. Полещука. Рядом с ним строится трехэтажный каменный дом, длиною в 30 сажен по фасаду. В нем будут помещаться: церковно-приходская школа для детей-эстонцев, зал для собеседований, бесплатная русско-эстонская читальня, библиотека и склад книг для продажи. Вся постройка, вместе с домом, обойдется более 200.000 рублей, собранных исключительно пожертвованиями. (Прав. Вест.).
«Зодчий», 1903, Вып. 35, С. 425—426 ++
Фото (Лит-ра: Альбом "Санкт-Петербург с птичьего полета" - СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.98)
см. публ.
1973: КОМБИНАТЫ
Живописно-оформительского искусства (Лен. отд. Художественного фонда РСФСР) — пр. Римского-Корсакова, 24 ([211]. С.207)
Ответ на "Я правильно понимаю, что слева от церкви - жилые п" от lexlutr
Да, там квартиры
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СанктПетербурга
Шифр: Е 16542
Аннотация: Здание церкви священномученика Исидора Юрьевского при православном эстонском братстве - дома №№ 133-135 по набережной Екатерининского канала (архитектор А.А.Полещук, 1903-1908).
Дата съёмки: 1912-1913 гг.
Автор съёмки: Фотография ателье Буллы
Основа: Стекло
Это фото сделано весьма издалека - с крыши дома 127 по Фонтанке.
Вдалеке (левее) виден купол ц. Божией матери по Большому пр. В.О., дом 102
Источник: О построении в С.-Петербурге Православного Эстонского Храма и дома для религиозно-просветительных учреждений братства. Православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Тип. Э.Л.Пороховщиковой, 1902 г.
Трехчастное окно по затее должно было здорово цеплять внимание с набережной.
Не цепляет.
Объект именуется "Церковь св.Исидора Юрьевского с церковным домом Эстонского православного братства. пр.Римского-Корсакова, 24, литера А
(описательный адрес: пр.Римского-Корсакова, 24; Лермонтовский пр., 11)"