Публикация

Завод газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева
Завод "Вулкан". Производственный корпус с водонапорной башней

Здание на карте
фото
Архитекторы: Герасимов И. И.
Сунцов М. Е.
Год постройки: 1911, 1915
Стиль: Кирпичный

Завод газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева

Комплекс построек завода "Вулкан".

Производственный корпус с водонапорной башней

 

1911, 1915 - гражд. инж. Герасимов И. И., арх. СунцовМ. Е. 

 

 

Поздние пристройки к дому снесены. У дома отсутствует крыша.

Остальные строения завода "Вулкан" снесены. На их месте строится жилой комплекс "Премьер Палас".

 

Большая часть территории АО Петроградских механического и литейного заводов, согласно ВПг на 1917 находилась на другой, нечетной стороне Б. Колтовской (Пионерской) улицы. Сейчас Ср. Колтовская ул. упирается в Петродворцовую (бывшая Лугская), а прежде она шла до набережной, и весь этот квартал между Б. Колтовской, Колтовской наб., Лугской и Ср. Колтовской улицами был территорией АО. На этой стороне территория АО была меньшей - только сравнительно узкая полоса между М. Невкой и несуществующей уже Кронштадтской улицей, которая занимала квартал до Б. Спасской и часть квартала межде Б. Спасской и р. Ждановкой.          (Liz)   

  • фото

    Е. А. Яковлев

  • фото

    Первый русский автомобиль
    конструкции Яковлева и
    Фрезе на Всероссийской
    выставке 1896 г.

  • фото

    1913 г.

  • фото

    1933 г.

  • фото

    1955 г.

  • фото

    Завод "Вулкан",
    Преображенская церковь
    c сайта oldsp.ru

  • фото

    Чугунолитейный цех
    завода «Вулкан»
    c сайта etoretro.ru

  • фото

    Из фото-альбома отчета
    Петроградского районного
    совета депутатов 13 созыва.
    1931-1934 г.
    Добавил - Nipnip .

Первый владелец завода, человек легендарный - отставной лейтенант Евгений Александрович Яковлев,  создатель отечественного двигателя внутреннего сгорания и один из конструкторов первого русского серийного автомобиля.

Адресная книга Яблонского на 1892 показывает, что Е. А. Яковлев живет в собственном доме № 9 по Мытнинской набережной, где содержит механическую мастерскую. Другого производства у него пока не показано, в его собственности находился также участок по адресу Б. Спасская (совр. Красного Курсанта), 28. Другой адрес этого участка - Колтовская (Лазарева) наб., 30. В Адресной книге Яблонского на 1893 по этому адресу показан уже завод газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева. 

В Адресной книге Яблонского на 1896 завод Е. А. Яковлева завод показан с названием "Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей"; старшим и младшим инженерами на заводе названы Леонид и Яков Семеновичи Идельсоны. Помимо раздела "Двигатели паровые, газовые и керосиновые" завод Е. А. Яковлева присутствует также в разделе "Бронзо-медно-литейные изделия".

Е. А. Яковлев умер в 1898,                                                                                                                           (добавил: Liz)

 

Двигатели завода Е. А. Яковлева в 1893 г.  демонстрировались на Всемирной выставке в Чикаго. Там же представляла свои экипажи каретно-экипажная фабрика "Фрезе и Ко". Там и произошло знакомство Яковлева и Фрезе. Представленный там один из первых в мире серийных автомобилей  Benz-Velo подтолкнул их к созданию собственной конструкции.На постройку автомобиля ушло три года В мае 1896 г. состоялись первые испытания в Санкт-Петербурге, об этом сообщала 27 мая 1896 г. газета "Новое время". В июле того же года автомобиль был представлен на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.

Автомобиль имел двигатель с испарительным водяным охлаждением, расположенный сзади, оригинальную, запатентованную П. А. Фрезе конструкцию рулевого управления, ременную трансмиссию. Передачи переключались двумя рычажками под рулевой колонкой. Шины были сплошные резиновые, колеса деревянные. Автомобиль мог развивать скорость 21 км/час.

После смерти  Е. Яковлева в 1898 г., его компаньоны  перепрофилировали завод, отказавшись от выпуска двигателей внутреннего сгорания.                                                                        (по материалам журнала "За рулем 1983 г. добавил: Наталия)

 

 

Путеводитель по Ленинграду 1933 г. (С.315) сообщает: на Большой Колтовской ул. находится (д. 32) меделитейный, медно-котельный и арматурный завод "Вулкан", основанный в 1907 г. Он занят изготовление аппаратуры для пишевой промышленности термической бытовой (котлы, термосы, кипятильники, гидропульты и др.) и вообще изделий ширпотреба (лопаты и пр.). Годовой выпуск продукции превышает 26 млн. руб. Рабочих на заводе около 3 тыс. человек.

(Наталия)

  • фото

    Фото - С. Васильев
    06.10.2010

  • фото
  • фото

    Фото - С. Васильев
    20.04.2011

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - С. Васильев
    19.09.2011

  • фото

    1 этаж

  • фото
  • фото
  • фото

    2 этаж

  • фото
  • фото
  • фото

    4 этаж
    башни

  • фото

В 1897 г. на берегу Малой Невки построен завод по изготовлению керосиновых двигателей фирмы Яковлева. В 1907 г. куплен акционерным обществом «Гольстрем и Тунельд» назван "Вулкан", в конце 1912 г. акционерное общество, владевшее завадом, стало называться АО Петроградского механического и литейного завода "Вулкан". Постановлением ВСНХ от 23 мая 1918 г. национализирован и временно (до 1926 г.) законсервирован..В 1927 г. объединён с медно-котельным заводом «Часовой революции», который прекратил своё самостоятельное существование, и переименован в Ленинградский медно - котельный, литейный и механический завод "Вулкан" областного государственного треста Ленинградских заводов массового производства "Тремасс". 21 октября 1931 г. вошёл в состав Российского объединения хозяйственно-метизной промышленности "Росхозметиз", с 1934 г. машиностроительный завод "Вулкан" Росмаштреста Наркомата местной промышленности СССР, с 1937 г. в подчинении Главполиграфмаша Наркомата машиностроения СССР, с 1940 г. - Главсельмаша Наркомата общего машиностроения СССР, в 1942 - 1945 гг. Завод п/я 851 Наркомата миномётного вооружения СССР, с 1945 г. Машиностроительный завод "Вулкан" Министерства машиностроения и приборостроения СССР, с 1953 г. Главлегмаша Министерства машиностроения и приборостроения СССР, в 1957 - 1962 гг. в составе предприятий Управления общего машиностроения Ленсовнархоза, с 1962 г. в составе Ленинградского Объединения по производству машин для легкой промышленности Ленсовнархоза. (Списки предприятий Петрограда на апрель 1918 г.: Петроградский механический и литейный завод "Вулкан", владелец Петроградский мех. и лит. зав., год возникновения 1907 г., адрес - Б.Спасская, 28-24) 

Постановлением ВСНХ от 23 мая 1918 г. Петроградский механический и литейный завод акционерного общества "Вулкан" был национализирован. В 1927 г. переименован в Ленинградский медно-котельный, литейный и механический завод "Вулкан". 

1918 - 05.04.19 Петроградский механический и литейный завод "Вулкан" секции по металлу Совета Народного хозяйства Северного района (Петроград);

05.04.19 - 1921 Механический и литейный завод "Вулкан" Центрального правления среднего машиностроения (Петроград);

1921 - 19.07.24 Петроградский государственный литейный и машиностроительный завод "Вулкан" Петроградского губернского государственного машиностроительного треста "Машинострой" (Петроград);

19.07.24 - 1926 Ленинградский государственный завод "Вулкан" Ленинградского (губернского) государственного машиностроительного треста "Маштрест" (Ленинград);

1926 - 1927 Ленинградский государственный завод "Вулкан" (губернского) государственного треста Ленинградских заводов массового производства "Тремасс" (Ленинград);

1927 - 21.10.31 Медно-котельный чугунно-литейный и механический завод "Вулкан" областного государственного треста Ленинградских заводов массового производства "Тремасс" (Ленинград);

21.10.31- 1934 Медно-котельный чугунно-литейный и механический завод "Вулкан" Российского объединения хозяйственно-метизной промышленности "Росхозметиз" (Ленинград);

1934 - 1937 Машиностроительный завод "Вулкан" Росмаштреста НК местной промышленности (Ленинград);

1937 - 1940 Машиностроительный завод "Вулкан" Главполиграфмаша НК машиностроения СССР (Ленинград);

1940 - 1942 Машиностроительный завод "Вулкан" Главсельмаша НК общего машиностроения (Ленинград);

1942 - 1945 Завод п/я 851 Народного Комиссариата минометного вооружения СССР (Ленинград);

1945 - 1952 Машиностроительный завод "Вулкан" Министерства машиностроения и приборостроения СССР (Ленинград); 1953 - 1956 Машиностроительный завод "Вулкан" Главлегмаша Министерства машиностроения и приборостроения СССР (Ленинград);

1957 - 1962 Завод "Вулкан" Управления общего машиностроения Ленсовнархоза (Ленинград);

1962 - Ленинградский государственный машиностроительный завод "Вулкан" Ленинградского Объединения по производству машин для легкой промышленности Ленсовнархоза (Ленинград);

Согласно постановлению Ленсовнархоза от 14 сентября 1962 г. завод вошел в состав Ленинградского объединения им. Карла Маркса.

([100]. Т. 1. С. 299-300, 351-352, 354,  spbarchives.ru)

1935: Государственный завод "Вулкан". Б. Колтовская, 32. В вед. треста Росмаш. Пр-во: машины и аппараты для

         борьбы с вредителями сельского хоз-ва и пароварочные котлы для оборудования фабрик-кухонь, столовых

         заводов, совхозов и колхозов.            Газета "Искра". Столовая № 6.   ([103]. С. 108)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [1349.1].

38 комментариев
9677 просмотров
Добавил: Blackadder, 1 Октября 2010, 18:47
Редактировано: 10 Января 2018, 21:04
Оцените:
(32 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house14141.html' target='_blank'>Завод газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева Завод "Вулкан". Производственный корпус с водонапорной башней на Citywalls.ru</a>
Всего 38 комментариев
  • 14 Июля 2017, 14:36

    Производственный корпус с водонапорной башней товарищества "Братья Н. и В. Леонтьевы и Ко"

    Датировка 1911; 1915
    Авторы гражд. инж. И.И. Герасимов (1911); арх. М.Е. Сунцов
    Адрес 197110, г.Санкт-Петербург, Пионерская улица, дом 50, литера Г

    Памятник регионального значения
    Распоряжение КГИОП № 10-29 от 23.01.2014

     

    Интересно - в ВПг, в ВПб Леонтьевы отдельно и "Вулкан" отдельно? Или нет?

  • 14 Июля 2017, 19:08

    "Вулкан" появился значительно позже. Мыс был пустой, потом  вроде завод Сиверса - с этой частью я не разбиралась. Да и  на этой территории был завод Яковлева-Фрезе. А "Вулкан" фактически уже ХХ в.

    Картинку добавлю из книги "На берегах реки Ждановки" - подписано из плана начала 1800-х гг.

  • 31 Августа 2017, 19:29

    https://regnum.ru/news/society/2315647.html

     

    имхо, вне зависимости от Гагарина  - заслуживает спасения от сноса

  • 11 Мая 2018, 15:49
    Ответ на "Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в " от Сергей Беляев

     Ее будут реставрировать после достройки жилого комплекса. Правда, детский сад там делать не будут - и для детей, и для памятника это небезопасно. Сейчас застройщик решает, какова будет общественная судьба объекта.

  • 30 Октября 2018, 16:23

    Приступили к проектированию детсада - http://kanoner.com/2018/10/30/161121/

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27178
Готовится: 180
Посетители
Гостей: 178
Всего сегодня: 4978