Публикация

Ленинградский завод "Красный Металлист"
ПО "Эскалатор" . Производственный цех N 15

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Ленинградский завод "Красный Металлист"

Производственный цех № 15 ПО "Эскалатор"

 Малый пр. ВО, 52

1950-е -

 

 

На угловом участке 48/52  в 1850 г. купец Г. А. Струк основал завод свинцовых белил.

 

Справочник "Весь Петроград" на 1922 г. сообщает,  в списке фабрично-заводских предприятий, сданных в аренду Петроградским Советом Народного  Хозяйства, что  Государственный завод свинцовых белил и красок, бывший Струка, сдан в аренду на пять лет Струку, Пратту   и Хвету.                                               ([102]. Стб. 387)

 

В 1920-х гг. завод преобразовали в электрорадиомонтажное производство. С 1929 г. он стал называться Электроремонтным заводом сильных и слабых токов. Здесь восстанавливали генераторы, электродвигатели и силовые трансформаторы, изготавливали радиоаппаратуру и изделия из эбонита.

 

В начале 1930-х гг. предприятие передали Ремонтно-машиностроительному тресту и наладили производство перегружателй для Назиевских торфоразработок.

 

В 1934 г. завод объединили с заводом им. И. Е. Котлякова, производившим обогатительное оборудование для золото-платиновой промышленности. В середине 1930-х гг. здесь изготавливали и зерновой комбайн для северных областей. Комбайн этот был безмоторным, рассчитанным на тракторную тягу. Из цеха № 15, выходившего на Малый пр., комбайны вывозили шестерками лошадей.

 

В начале 1950-х гг. 15-й цех построили заново. Торцевыми сторонами он вышел на 17-ю и 18-ю линии, протяженным фасадом оформил четную сторону Малого проспекта.

([59] С. 425)

 

В 1959 г. заводу им. И. Е. Котлякова передали эскалаторный завод "Красный металлист". В 1977 г. организовали ПО "Эскалатор" им. И. Е. Котлякова    [59] С.435

 

Сейчас здесь эскалаторный завод "Латрес"

Завод существует с 1880 г., до революции принадлежал частной фирме Поссель и был известен, как подковный завод.
В 1923 г. завод восстанавливается под наименованием «Красный металлист» с подчинением Тресту массового производства «Тремасса».
В 1934 г. завод передан в ведение Тресту «Союзстальмост» Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР под тем же наименованием.
В 1938 г. завод переходит в ведение Главного Управления подъемно-транспортного оборудования Народного Комиссариата тяжелого машиностроения СССР под тем же наименованием.
С 1940 г. по 1945 г. завод находится в ведении Главного Управления подъемно-транспортного машиностроения Народного Комиссариата тяжелого машиностроения СССР под тем же наименованием.
В 1942 г. завод был эвакуирован под г. Москву на Перовский машиностроительный завод того же Наркомата и Главка.
Решением Государственного Комитета обороны от 23 апреля 1944 года за № 570-С завод в Ленинграде восстановлен и пущен в эксплуатацию под тем же наименованием и в том же ведении.
С 1946 г. в связи с образованием Министерства, завод находится в ведении Главного Управления подъемно-транспортного машиностроения Министерства тяжелого машиностроения СССР под тем же наименованием.
В 1957 г. в связи с упразднением Министерства тяжелого машиностроения, завод передан Ленинградскому Совету народного хозяйства с подчинением Управлению тяжелого машиностроения ЛСНХ, под тем же наименованием.
Постановлением Ленинградского Совета Народного хозяйства от 06 октября 1959 г. за № 450, завод объединен с Машиностроительным заводом им. Котлякова.

Основное  дореволюционное производство завода: подковы, подковные гвозди, шипы.
Этот вид продукции сохраняется и после восстановления завода в 1923 г.
В 1928 г. завод приступил к изготовлению ленточных транспортеров, элеваторов, штабелеров для лесов.
В 1933 г. завод начал осваивать производство эскалаторов для Московского метрополитена, монорельсовые тележки, краны на автомобили, литейные конвейеры. Позднее консольные краны, редукторы и в дальнейшем основным производством завода становится подъемно-транспортное оборудование.

 

Историческая справка на 10 сентября 1983 г.  (г. Ленинград, В.О., 17 линия, д. 44).
Полувековая история СКБ Эскалаторостроения начинается с создания 14 февраля 1934 г. на Ленинградском заводе «Красный Металлист» специального эскалаторного бюро на базе проектно-конструкторского отдела завода в составе 14 человек. Приказом № 39 по тресту «Союзстальмост» от 17 февраля персональная ответственность за рабочее проектирование была возложена на технического директора завода «Красный Металлист» т. Беззубова.
Это было связано с правительственным заданием объединению «Союзтранстехпром» спроектировать, изготовить и установить 24 эскалатора к 01 декабря 1934 г. для ударного строительства первого советского метрополитена в г. Москве, сооружение которого началось в 1932 г. (протокол НКТП от 23 августа 1933 гю).
Проектирование, изготовление и монтаж эскалаторов было поручено заводам объединения. «Красному Металлисту» эскалаторы высотой до 20-30 м - 18 штук для станции «Красные ворота», «Дзержинская», «Кировская» и московскому заводу «Подъемник» эскалаторы высотой до 10 м - 6 штук для станции «Охотный ряд». В дальнейшем завод «Подъемник» эскалаторы не изготовлял.
Согласно приказа НКТП № 779 от 31 августа 1933 г. объединение «Союзтранстехпром» влилось в состав Всесоюзного треста «Союзстальмост».
Проектирование велось в крайне сжатые сроки и в напряженном темпе. На оказание временной помощи проектировщикам на «Красный Металлист» были направлены трестом конструкторы «Ленстальпроммеханизации» и института ГИПРОНИМСТАЛЬМОСТ (Москва).
Не дожидаясь полного завершения проекта, листы ватмана прямо с доски передавались заводам изготовителям в цехи.
Основное производство было сосредоточено на заводе «Красный Металлист». Изготовление отдельных узлов и поставка материалов были распределены на многих заводах страны, в том числе на десяти заводах Ленинграда.
Метрострой, с которым был заключен договор на поставку эскалаторов, постоянно контролировал ход работ. В информационном сообщении о состоянии выполнения заказов на эскалаторы от 20 апреля 1934 г. зам. начальника строительства Метростроя т. Айнгорн сообщил, что на заводе «Красный Металлист» проектирование, как самого эскалатора с полным оборудованием, так приспособлений и инструмента, в основном закончено.
На завод выехала экспертная комиссия из ученых под руководством уполномоченного НКТП профессора Цвибеля В. Н. Она вынесла решение, что проект, изготовленный эскалаторным бюро, заслуживает одобрения.
В первых числах января 1935 г. в столицу было отгружено более 200 вагонов с деталями.
06 февраля Управление «СОЮЗСТАЛЬМОСТА» и заводы - изготовители эскалаторов рапортовали правительству об окончании монтажа и пуске эскалаторов, что общая сумма экономии валюты по первой очереди составила более 4-х миллионов золотом, и докладывали о том, что новое для нас производство - эскалаторостроение нами освоено.
15 мая 1935 г. открылась 1-ая линия метро «Сокольники-ЦПКО».
Проектирование эскалаторов и изготовление их на заводе «Красный Металлист» продолжалось и стало основным профилем производства. В 1937 г. была оснащена эскалаторами 2-ая линия, в 1940 г. – третья.
Параллельно в 1939 г. был создан совершенно новый проект для грандиозного высотного здания «Дворца Советов», но осуществлению этого замысла помешала Великая Отечественная война.
До лета 1942 г. завод выпускал оборонную продукцию. Затем был эвакуирован в Москву, вместе с заделом эскалаторов на пустующую территорию бывшего Перовского завода и получил наименование Перовский.
После восстановления разрушенных коммуникаций с одновременной установкой станков завод продолжал проектирование и выпуск эскалаторов для следующих очередей метро.
В приказе по заводу № 2 от 09 января 1944 г. говорится, что по итогам Всесоюзного Социалистического соревнования завод за успешное выполнение заданий по изготовлению узлов и деталей эскалаторов в декабре 1943 г. занял третье место среди предприятий наркомата. Первым в списке премированных был главный конструктор М. Н. Степанов.
Часть работников эскалаторного бюро находились на фронте, другие погибли в блокаду, в том числе первый начальник эскалаторного бюро М. М. Андрианов. Пополнение бюро происходило за счет москвичей. В бюро работало одиннадцать человек.
23 апреля 1944 г. ГКО обязал НКТМ возобновить работу на «Красном Металлисте» в Ленинграде.
В 1945 г. началось строительство метро в городе на Неве. Заводу «Красный Металлист» было поручено восстановить производство эскалаторов. Возвращались фронтовики. Вернулась большая часть ленинградцев с Перовского завода, который продолжал выпуск эскалаторов до 1956 г. до преобразования предприятия в опытный завод ВНИИМЕТМАШ.
В Ленинграде эскалаторное бюро возглавил вернувшийся с фронта Я. Е. Щкловский.
В 1949 г. бюро приступило к проектированию эскалатора ЛТ-1 для первой очереди Ленинградского метрополитена.
15 ноября 1955 г. была пущена 1-ая линия метро. 15 октября 1959 г. решением Совета Министров РСФСР конструкторское эскалаторное бюро завода было реорганизовано в хозрасчетное специализированное бюро эскалаторостроения.
Начальником СКБЭ и главным конструктором был назначен Я. Е. Шкловский. В бюро работало 25 человек.
В 1959 г. СКБЭ приступило к проектированию эскалаторов ЛТ-3 для второй очереди ленинградского метро.
Завод «Красный Металлист» в этом же году был объединен с заводом им. Котлякова и получает наименование им. Котлякова. В 1961 г. СКБЭ выполняет проект эскалаторов ЛП-6 для Кремлевского Дворца съездов.
Эскалаторы ЛП-6Е были спроектированы СКБЭ и изготовлены в рекордно-короткий срок для Советского павильона в Монреале (ЭКСПО-67). К 1970 г. в СКБЭ насчитывается около 200 человек.
За прошедший период кроме эскалаторов СКБЭ, впервые в нашей стране было спроектировано, изготовлено заводом им. Котлякова и смонтировано вместе с конструкторами сценическое оборудование для концертных залов в Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, Кишиневе и др.
Спроектированы и установлены пассажирские ленточные конвейеры для портов, подземных переходов в метро, на стадионах и т. д.
Возник и все расширялся круг зарубежных связей. Эскалаторы по проектам СКБЭ установлены в Корее, в метрополитенах ВНР и ЧССР, в торговых центрах ПНР, Югославии, ГДР, Болгарии.
В 1977 г. СКБЭ совместно с заводом им. Котлякова были соединены в ЛПО «Эскалатор» им. И. Е. Котлякова. После объединения также продолжалось проектирование эскалаторов для действующих и продолжающих развиваться метрополитенов в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване.
Строятся метрополитены в Минске, Горьком, Новосибирске, Куйбышеве, Свердловске, Днепропетровске.
Институт МЕТРОГИПРОТРАНС приступил к разработке проектов первых подземных трасс в Алма-Ате и Риге.
Кроме того известно, что по утвержденным комплексным схемам развития всех видов городского транспорта в перспективе предусматриваются метрополитены в таких городах, как Ростов-на-Дону, Омск, Челябинск, Уфа, Пермь, Донецк, Одесса - 23 города включены в схему, разработанную МЕТРОГИПРОТРАНСом до 2000 г.
Специфика природных условий, различные требования к размещению эскалаторов требуют индивидуального подхода при проектировании, и работы СКБЭ предстоит достаточно.
В 1982 г. ЛПО «Эскалатор» им. Котлякова было расформировано.
СКБЭ и завод им. Котлякова вошли в состав ПО Ленподъемтрансмаш им. С.М. Кирова.

(spbarchives.ru 07.05.2018)

2 комментария
3110 просмотров
Добавил: Наталия, 26 Сентября 2010, 15:52
Редактировано: 30 Августа 2020, 00:10
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house14026.html' target='_blank'>Ленинградский завод "Красный Металлист" ПО "Эскалатор" . Производственный цех N 15 на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
  • 30 Сентября 2014, 22:22

    Здание практически снесено.

  • 24 Мая 2019, 20:44

    от OLEG KISELEV

    Автор ошибается в том, что после перевода в ЛЕНПОДЪЕМТРАНСМАШ СКБЭ перестало существовать. ЛЕНПОДЪЕМТРАНСМАШ тоже не долго существовал. Потом все опять переиграли и СКБЭ стало отдельным юр. лицом, и так до своей действительной кончины. Кстати, кто бывает на Обводном, могут подтвердить, что от ПТО им.Кирова тоже мало что осталось.

     

    В данном случае, если обибается, то spbarchives.ru

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31766
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 1675
Всего сегодня: 8117