Публикация

Дом С. К. Суханова - Дом И. Ф. Жербина

Здание на карте
фото
Архитекторы: Паульсон Х. Г.
Год постройки: 1807, 1837
Стиль: Классицизм

Фото - люблюпитер, 05.2022.

Дом С. К. Суханова - Дом И. Ф. Жербина (Усадьба Жербина)           классицизм

наб. р. Пряжки, 50

 Пам. арх. (регион.)

1807  - Паульсон Готлиб-Христофор (?)

1837 - Гимбут  К. - пристройка дворовых флигелей

1849 - Винклер К. - перепланировка, флигель

1871 - арх. (АХ) Юргенс  Эммануил Густавович перестройка служб

 

 

Дом - памятник классицизма.

Историкам известен как дом Самсона Суханова, мастера-каменотеса, известного исполнением каменных работ в Казанском и Исаакиевском соборах, Горном институте и др.  Разбогатев, Суханов стал купцом 2-й гильдии, но скоро разорился и уже в 1820-е гг. покинул свой особняк, который сменил затем много владельцев.

 

Предположительно строителем особняка был ученик Ю. М. Фельтена Г.-Х. Паульсон. Однако, документально это авторство пока не подтверждено. Здание частично перестраивалось.

(добавил Наталия, по материалам [39])

 

Дом построен в 1807 г. предположительно Г.-Х. Паульсеном. 1837 - пристройка дворовых флигелей по проекту К. Гимбута. 1849 г. - сооружение каменных лестниц вместо деревянных и еще одного флигеля по проекту К. Винклера. 1871 г. - перестройка служб, арх. Э.Г. Юргенс . 

Дом - памятник классицизма. Историкам известен как дом Самсона Суханова, ему он принадлежал в 1807-1827 годах. С.К. Суханов происходил из крестьян Вологодской губернии вначале карьеры работал каменотесом на строительстве Михайловского замка, впоследствии работал над каменным убранством Казанского собора, за что был награжден ЕИВ Александром I медалью "За усердие". В 1807 г. получил звание купца 2-й гильдии с капиталом 20 тыс. руб. и обзавелся домом на Пряжке. Став купцом организовал артель мастеров-каменотесов, которая производила каменные работы на Стрелке ВО, в Исаакиевском соборе, Горном институте, загородных императорских резиденциях. и др. Изготовила постамент памятника Минину и Пожарскому в Москве. Но несмотря на признание и успешную карьеру, Суханов внезапно обанкротился. Дом , служивший обеспечением капитала, был заложен и продан на аукционе. С 1837 по 1843 годы домом владел коммерции советник И. Ф. Жербин. С 1843 по 1917 год домом владела семья купцов Скрябиных и их наследники. После 1917 г. дом использовался как жилой.

(по материалам Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Адмиралтейский район. Барокко и Классицизм —

Изд. дом «Коло», Санкт-Петербург: 2012. с. 230-232, Алексей von Fricken)

  • фото

    1807. Паульсен
    Дом Евсевьева. Проект.
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    1827. Лицевой фасад
    главного корпуса
    (фрагмент чертежа)
    (добавил Риэлтор)

  • фото

    Фото 1930-х гг.
    С сайта auction-rusenamel.ru
    (добавил begemout)

  • фото

    Фрагмент
    плана 1946 г.
    (добавил lenarch)

  • фото

    1949 г. Вид фасада
    дома №50 на наб. реки Пряжки
    ЦГАКФФД СПб Гр 71433

  • фото

    1949 г. Вид
    фасада д. №50
    на наб. реки
    Пряжки
    ЦГАКФФД СПб
    Гр 71432

  • фото

    около 1965-1975.
    (добавил
    Риэлтор)

  • фото

    апрель 1971 г.
    Общий вид центр.
    фасада 3-х эт.
    д. № 50
    Фото - Овчинников
    Кирилл Владимирович
    ЦГАКФФД СПб Бр 72917

  • фото

    [1970-е - 1980-е гг.]
    Вид фасада дома №50
    на наб. реки Пряжки
    Фото - Бернштейн С.Л.
    ЦГАКФФД СПб Бр 55458

  • фото

    Статья Г. А. Богуславского была
    опубликована в "Смене", в 1984 г.,
    (добавил zhucha4)

  • фото

    В.И. Плотников(1925-1978)
    наб. Пряжки, 50. 1*
    (добавил Анатолий Басыров)

  • фото

    Дневниковая запись 2*
    (добавил
    Анатолий Басыров)

  • фото

    РГИС 2022 г.

1*  В. И. Плотников (1925-1978) наб.Пряжки, 50. Акварель. 1953.Илл. к его дипломной работе студента Института им. Репина " Жилая архитектура Ленинграда/Петербурга конца XVIII века и первой трети XIX века" (1954).

Судя по дневниковой записи автора. одно из первых обращений к памятнику, не состоявшему под охраной.

2*  Герман Германович Гримм (1905-1959) - научный руководитель дипломной работы В. И. Плотникова. Он указал владельца дома с 1840-х гг.  Лев Ант. М... - видимо, инспектор ГИОП:«работайте, может, открытие сделаете» (10 окт. 1953).

 

№ 12. 24 Июня 1810 г.

Купец Суханов вновь пристроить к наличному каменному жилому строению таковое ж и надстроить 3-й этаж, да во дворе вновь построить каменное ж жилое в один этаж с воротами и выкрасить светло-серою краскою.

Строение полагаю начать по получении плана ... в три года ... в доме 3-го квартала под № 232-м. Июля 27-го дня 1810 года. За неумением грамоте и по личной просьбе ... Самсона Суханова Государственной крестьянин Иван Спиридонов.

1811-го года Июня 5-го. Выстроен вчерне.

1812-го года Апреля 15-го. ... окончено. 22,000 р.= 110.                 ЦГИА С.-Петербурга. Фонд 823, опись 1, дело 182, листы 6-об - 7.

...

Артикулы Санктпетербургской Палаты Гражданского Суда о совершённых в оной в Декабре 1812, Генваре, в Феврале и Марте 1813 годов на недвижимыя имения крепостях, закладных и записях.

1813 года в Генваре месяце: 10 числа ...

Того ж числа заложил С.-Петербургской купец Самсон Суханов, таковому ж Христиану Крилю, в 25,000 руб. с вычетом указных процентов на год, каменный дом, состоящий 4 Адмиралтейской части в 3 квартале под № 232.

 С.-Петербургские ведомости. № 50. 24 июня 1813 г. Отдельный лист, стр. 1.

...

В С. П. Бургской Палате Гражданского Суда 1820 года в Генваре месяце совершены купчия, закладныя и записи, а именно:

Купчия, на проданные:

66) 15-го. Чиновника 9 класса Шишкина женою Авдотьею Ивановою, купцу Самсону Суханову, деревянный дом, 4 Адмиралтейской части в 3-м квартале под № 233, за 5000 р.

Правительствующего Сената Московских Департаментов Объявления, к Московским Ведомостям. № 54. 7 июля 1820 г. Статья 14-я. О совершённых разных крепостях и актах, стр. VII. (Московские сенатские объявления.)

...

№ 17. 24 Июня 1820 г. Здешний купец Семён Суханов

1-е, желает в существующем каменном жилом строении ворота заделать и вместо оных сделать венециан-ское окно;

2-е, надворные два каменные флигеля перестроить и вместо трёх этажей сделать четыре;

3-е, нежилое каменное строение перестроить и надстроить каменные ж сеновалы;

4-е, для складки и продажи гранитных материалов надстроить деревянные временные сараи;

5-е, пристроить каменную галерею;

6-е, вновь построить каменное жилое в два этажа с мезонином строение и и всё предполагаемые каменные строения покрыть железом.

Обязался кончить по получении плана в течении трёх лет во дворе под № 232, 233.

  ЦГИА С.-Петербурга. Фонд 823, опись 1, дело 189, листы 58-об. - 59.

...

Санктпетербургской Городовой Обывательской книги первой части том под Литерою С.

244.  Самсон Ксенофонтов СУХАНОВ. С.-Петербургский купец.

Имеет дом в 4-й Адмиралтейской части под № 232-м.

Объявлено 2 Сентября 1822 г.                                                              ЦГИА С.-Петербурга. Фонд 781, опись 4, дело 73, лист 30-об.

...

Оценочная табель Недвижимых имуществ в столичном городе С.-Петербурге по четвёртой Адмиралтейской части.

Третьего квартала..

№ по ведомости - 237 ( по табели 1846 г.)

№ по табели 1822 г. - 232.

№ полицейский - 63.

 

Купеческой вдовы Елены и сына её Семёна Скрябиных, каменный дом в три этажа; на дворе каменные четырёх-этажные флигеля и корпус в четыре этажа.

Оценка: 8,933 р. 50 к.     Чистый доход: 893 р. 35 к.

Сведение 1844 - 1845 гг.  Издание хранится в библиотеке РГИА.

(добавил  fktrctq)

 

В доме потрясающий подъезд (во дворе налево, там все не заперто) - лестница на сводах, верхняя и нижняя ступеньки в каждом пролете - из известняка (очень хорошей сохранности), а ступени между ними из красного, какого-то очень яркого гранита. Подъезд во дворе справа - попроще.  (Liz)

  • фото

    Фото - Александр ОТ, 02.04.2010.

  • фото

    Задний фасад дворового
    корпуса. Слева дом 10
    по Мясной ул.

  • фото

    Фото - Виктор М, 01.2016.

  • фото

    Дом 50Б
    со стороны Витебской ул.
    Фото - Nipnip, 03.2023.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения

114 комментариев
9053 просмотра
Добавил: Mary, 27 Июля 2008, 23:38
Редактировано: 1 Ноября 2023, 22:24
Оцените:
(33 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1380.html' target='_blank'>Дом С. К. Суханова - Дом И. Ф. Жербина на Citywalls.ru</a>
Всего 114 комментариев
  • 31 Декабря 2012, 22:42

    Указаны и владельцы, в нашей публикации указаны основные при которых производилась постройка и существенные перестройки. Да в книге даны ссылки на ЦГА СПб Ф513, Оп 102, Д. 3774, на справку КГИОП и еще ряд книг.

  • 31 Декабря 2012, 22:46
    Ответ на "Указаны и владельцы, в нашей публикации указаны ос" от Алексей von Fricken

     Как раз в самой публикации только о Суханове, даже Жербин не отмечен, откуда и когда, что называется.

    И удивительно, что при наличии целого дела в 513-м фонде, в № 39 нет точных данных, если верить публикации на этом сайте.

     

    Дом превратился в усадьбу, согласно титулу? Это как раз перестройка 1830-х? Или титул некорректен?

  • 31 Декабря 2012, 23:05

    Титул некорректен. Скорее усадьба превратилась в дом:)

  • 31 Декабря 2012, 23:28

    И какого Жербина...

  • 31 Декабря 2012, 23:34
    Ответ на "Титул некорректен. Скорее усадьба превратилась в д" от Алексей von Fricken

     Да у меня нет сомнений, что процесс шел от усадьбы к дому, но вот что имел ввиду автор публикации, хотелось таки прояснить.

  • 1 Января 2013, 17:38

    Сомнительно, чтобы в 1849 строилась лестница на сводах.

  • 1 Января 2013, 18:21
    Ответ на "Сомнительно, чтобы в 1849 строилась лестница на св" от Liz

     Обратитесь с этим вопросом в КГИОП. Либо укажите альтернативный источник со ссылками. По моим личным наблюдениям на сводах строили до 60х годов 19 века, хотя не буду в отличии от Вас утверждать определенно.

  • 1 Января 2013, 18:31

    А у кого-нибудь есть № 39, чтобы проверить, откуда взялась усадьба Жербина?

  • 1 Января 2013, 18:38

    "в 1837 году для коммерции советника И.Ф. Жербина построили новые дворовые флигели и переделали старые про проекту архитектора К. Гимбута" Жербину дом принадлежал примерно с 1837 по 1843 год. С 1843 им владели представители семьи Скрябиных и их наследники.

     

    Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Адмиралтейский район. Барокко и Классицизм — Изд. дом «Коло», Санкт-Петербург: 2012 стр. 231-232

     

    Жду возражений от Liz, в свойственной неучтивой манере.

  • 1 Января 2013, 18:44
    Ответ на ""в 1837 году для коммерции советника И.Ф. Жербина " от Алексей von Fricken

     Алексей, так, м.б., Вы уже по этой книге и сделаете внятный текст публикации? А там будем присматриваться к указанным там сведениям и, по необходимости, дорабатывать.

  • 1 Января 2013, 18:48

    Хорошо. Сделаю, если Mary не против. А то я уже столкнулся с резким неприятием редактуры со стороны авторов некоторых публикаций:(

  • 1 Января 2013, 18:49
    Ответ на "Хорошо. Сделаю, если Mary не против. А то я уже ст" от Алексей von Fricken

     Но ведь никому не запрещено пользоваться кнопкой - Дополнения :)) равно как давать тексты в комментариях.

  • 1 Января 2013, 18:53
    Ответ на "не буду в отличие от Вас утверждать определенно" от Алексей von Fricken

     Напрасно Вы не читаете внимательно комментарии, на которые отвечаете. У меня было написано: "Сомнительно, чтобы в 1849 строилась лестница на сводах".

    К чему это?

  • 1 Января 2013, 18:55

    Я вас так и понял, Вы не верите, что лестницы построены в 1849 году.

  • 1 Января 2013, 19:06
    Ответ на "фото 02.04.2010: " от Александр ОТ

     Благодаря фото видно, что отсутствует дом, видимо, № 52. Публикации с таким № не вижу. Утраченное? Кто-н. такю публикацию уже отсылал?

  • 1 Января 2013, 20:18

    Переработал и отправил текст публикации. Касаемо [39], я давно обратил внимание, что Исаченко не всегда внимателен к деталям, к сожалению.

  • 1 Января 2013, 20:21
    Ответ на "Переработал и отправил текст публикации. Касаемо [" от Алексей von Fricken

     Скорее, часто. Впрочем, можно еще грешить на его редакторов :)

  • 1 Января 2013, 21:16
    Ответ на "Ответ на "фото 02.04.2010: " от Александр ОТ Благо" от алекс

     Участок №52 - пустует; судя по Яндекс-панораме - окружён бетонным забором. На участке есть (была?) транс. будка с адресом (по РГИС) наб. реки Пряжки, 52, лит. Я

  • 1 Января 2013, 21:25

    Забор стоит оч. давно, больше 10 лет.

  • 1 Января 2013, 21:39

    А вот, похоже, набирается база для публикации по утраченному:

    http://bazazakonov.ru/doc/?ID=696896 (01.01.2013)

    Решение Малого Совета Санкт-Петербургского городского СНД от 2 декабря 1992 г. N 382 "О корректировке решения малого Совета от 25.02.92 N 40" (с изменениями от 13 апреля 1993 г.)

     

    ДРСЭУ Октябрьского района наб.р.Пряжки, 52

     

    У меня глючит страница - не могу выловить к какому Прил. отнесен адрес, чтобы соотнести пп. решения.

     

     

  • 1 Января 2013, 22:06

    Относительно участка на углу Пряжки и Мясной - № 52/8.

    Долгие годы он принадлежал семейству купцов Фоминых. Адресная книга Реймерса (1809) называет владельцем участка купца 3 гильдии Максима Ивановича Фомина, "Указатель жилищ и зданий..." С. Аллера (1822) - наследников (-ка) купца Фомина. Фомин содержал в доме винный погреб, а мастер Михаил Зыков вел табачную торговлю.

    На плане Шуберта (1828) этот участок (тогда № 231) показан очень маленьким и застроенным так, что двор представляет узенькую щель, которая тянется параллельно Мясной. По красным линиям застройка каменная, вдоль участка Суханова и по задней границе - деревянная.

    Адрес-календарь К. Нистрема (1844) называет владельцем Фомина. Дом, даже если он к тому времени оставался двухэтажным, был все же не маленьким, и квартиры в нем наверняка сдавались в наем, но место это - у Бертова моста, как тогда говорили (а официально нынешний Бердов мост назывался тогда еще Кузнецким), было краем света, и та публика, которую принято было называть "чистой", здесь не очень-то селилась. Не случайно во всем Адрес-календаре 1844 года только один чиновник имеет здешний адрес: Пряжка, близ Кузнецкого моста д. Фомина. Это был Александр Григорьевич Эдишев, коллежский секретарь (10 кл.), служивший в канцелярии придворной конюшенной конторы.

    Атлас Цылова (1849) называет владельцем участка купца Александра Максимовича Фомина. На набережную Пряжки тогда выходил двухэтажный каменный дом. В доме располагались 2 булочные и винный погреб.

    Всеобщая адресная книга СПб. 1867-68 гг. показывает что здесь, в доме 60, кв. 1, живет винотоорговец,  купец 2 гильдии Петр Агафонович Фомин.

    Табель 1869 еще показывает владельцами дома Фоминых, а к середине 1870-х владельцы меняются.

    Адресная книга Яблонского на 1896 показывает владельем дома купца Василия Ивановича Иванова. В доме тогда находились питейный дом и табачная торговля разных владельцев.

    В ВПб на 1904 владелицей показана Мария Васильевна Нестерова, начиная с ВПб на 1905 - ее многочисленные наследники.

     

     

  • 1 Января 2013, 22:16

    Пока сайт не загружался (это только у меня?), Нигма дала вот этакое:

    http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/ew-pravila/q3w.htm (01.01.2013)

    Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2004 N 1788

    О проведении эксперимента по созданию условий для организации управления объектами жилищного и нежилого фонда в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга

    Внимание! Данный документ утратил силу

    Текст документа по состоянию на июль 2011 года

    [О "прогрессивной мысли" объединить большой ряд дом в Коломне в кондоминиум - А.]

     

    http://www.rmnt.ru/docs/cat_vsn/26376.details5.htm (01.01.2013)

     ВСН 2-89 ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

     

    Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга

    Дата введения 1991-01-01

     

    1164 -  Наб. р. Пряжки, 52/8

     

     

  • 1 Января 2013, 22:27
  • 1 Января 2013, 22:43
    Ответ на "Список участков исключений в границах Объединенной" от miraru1

     По этой ссылке требуется авторизация. Что там за документ - статус, дата и пр.?

  • 1 Января 2013, 22:45

    Об утверждении границ объединенных зон охраны памятников истории и культуры в центральных районах Ленинграда

    Решение от 30 декабря 1988 года № 1045

    Принято Исполнительным комитетом Ленинградского городского Совета народных депутатов (г. Санкт-Петербург) 
    30 декабря 1988 года

     

    Границы Объединенной охранной зоны памятников истории и культуры

    Приложение от 30 декабря 1988 года к № 1045

     

    Странный у вас браузер...

  • 1 Января 2013, 22:50
    Ответ на "Об утверждении границ объединенных зон охраны памя" от miraru1

     Уж какой поставили и регулярно обновляют сисадмины :))

    А статус документа действующий, без изъятий? А то как-то любопытно ЛГС НД и Санкт-Петербург.

  • 1 Января 2013, 23:08

    Вроде бы действует http://bestpravo.ru/leningradskaya/gn-pravila/n3b.htm

     

    Про браузер и админов, простите, смешно.

  • 1 Января 2013, 23:18
    Ответ на "Вроде бы действует http://bestpravo.ru/lening" от miraru1

     Не знаю, что именно должно быть смешно. Но Бестправо у меня открывается, а при перемотке к приложениям начинает скакать бегун, который мешает вычитать весь текст. Отключать рекламу я не могу - она мне нужна для работы.

  • 1 Января 2013, 23:55

    Пустырь на участке под №52.

    фото 02.04.2010:

     

    На плане треста ГРИИ (янв.1977 г.) здесь показан некий склад:

     

  • 2 Января 2013, 00:09
    Ответ на "Пустырь на участке под №52. фото 02.04.2010: " от Александр ОТ

     Надо куда-то это все собрать, чтобы сошлась публикация по № 52. Осталось выяснить у модераторов, в очереди таковой еще нет?

  • 27 Декабря 2014, 17:54

    Аборкин Валентин Алексеевич, 1900 г. р. Место проживания: наб. р. Пряжки, д. 50, кв. 38. Дата смерти: февраль 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб. (Блокада, т. 1)

    Абрамов Иван Кесаревич, 1891 г. р. Место проживания: наб. р. Пряжки, д. 50, кв. 27. Дата смерти: февраль 1942. Место захоронения: Пискаревское кладб., братская могила 8. (Блокада, т. 1)

  • 19 Апреля 2015, 20:46

    Статья покойного Густава Александровича Богуславского была опубликована в "Смене", в 1984 году, 29 апреля или около того (точная дата на моей вырезке стёрлась). Кажется, здесь исчерпывающая информация и о том, когда и по какому проекту строился дом. 

  • 19 Апреля 2015, 23:07

    zhucha4, спасибо Вам большое. 

    К сожалению, эта статья Г. А. Богуславского оказалась прочно забытой. да и не очень-то прочитанной. Как видно из цитированного в публикации издания 2012 года, сведения эти так и не были учтены. Обидно.

     

  • 8 Января 2016, 18:21

    ЕИСТ-2002:

  • 8 Января 2016, 19:26
    Ответ на "ЕИСТ-2002: " от diletant

     Ответ на "Статья покойного Густава Александровича Богуславск" от zhucha4

     К сожалению, эта замечательно интересная публикация Г. А. Богуславского была сделана в газете, что не предполагает никаких ссылок и вообще объяснений, что откуда. Он лишь упоминает о некоторых архивных делах, откуда им извлечены публикуемые сведения. Но даже и без этой статьи самый вид дома вполне отчетливо говорит, что ни о каком 1849 годе применительно ко всему строению речи идти не может. Этим годом, возможно, датируется часть правого флигеля (вдоль границы участка 52). В заднем флигеле, параллельном Пряжке, окна которого видны на последних снимках Виктора, лестница очень ранняя и очень интересная, тоже, кажется, нараспашку стоит.

  • 8 Января 2016, 21:46
    Ответ на "Ответ на "Статья покойного Густава Александровича " от Liz

     а дата 1807 чем Вас не устраиает? издание 2012 года (под эгидой КГИОП) как раз указывает эту дату как год постройки. Такие лестницы на сводах делали в начале XIX века.

  • 8 Января 2016, 21:48
  • 8 Января 2016, 21:54
    Ответ на "Дата как год? :)) " от але
    1807 - год постройки
  • 8 Января 2016, 22:13
    Ответ на "1807 - год постройки" от Алексей von Fricken

     Это очередной призыв не использовать слово дата, т.к. она содержит день и месяц, а не только год.

  • 8 Января 2016, 23:59
    Ответ на "а дата 1807 чем Вас не устраиает? издание 2012 год" от Алексей von Fricken

     Меня очень устраивает то, что писал Г. А. Богуславский, приводя подробные сведения из архивного дела, которые указывают на то, что строительство дома началось в 1810, закончено было вчерне летом 1811 года, а к апрелю 1812 было полностью завершено. Осталось узнать, что это за дело. Он же пишет, что в 1804 году на участке стоял уже 2-этажный каменный дом и рядом деревянный флигель. Т.е. при Суханове дом, вероятно, не возводили заново, а надстраивали и расширяли. Что касается фасада, то Богуславский пишет, что в Комитете городских строений Суханову были выданы план и чертежи фасадов. Не знаю, откуда у ГИОПа именно 1807 год, но понятно, почему автором (под вопросом) указывается Паульсон. Он был тогда архитектором Управы благочиния и составление образцовых проектов обывательских домов прямо входило в его служебные обязанности. 

     

  • 31 Мая 2016, 19:09

    В этом доме, по наб. Пряжки 50, я жила с рождения и до 18 лет. В квартире N 6. Вход из под арки справа. 3 этаж. Полукруглое окно -это было окно нашей комнаты в комунальной квартире. А моя бабушка жила на 2 этаже в квартире N 11. Окно слева от балкона, а ее соседям принадлежала комната с балконом. Там жила семья Денисовых. В доме нет ванн и горячей воды. Я помню, когда была еще дошкольницей, не было парового отопления. В каждой комнате стояли голландские печи, во дворе и на заднем дворе( там до революции распологались конюшни) у всех были сараи с дровами. Топили дровами печи. Сколько помню себя, на месте дома 52 строений никогда не было, стоял забор, а за забором была лесопилка. Очень долгое время дом стоял с ужасным фасадом, не ремонтировали много лет. И мы, дети, выковыривали из него пули, попавшие в дом во время войны.

  • 28 Августа 2016, 05:31

    Только Жербин умер в 1840.(И.Ф.Жербин (1778-27.03.1840)).

    http://carelica.petrsu.ru/2015/MOSHINA_.pdf

     

  • 29 Января 2017, 01:34

    здравствуйте, я живу в квартире с балконом с 1998 года. подъезд - под аркой справа, похожа это была парадная широкая лестница, на сводах, ступени красного гранита и песчаника. часть массивных каменных плит были разбиты ломом жэковкими работниками, чтобы починить старые трубы, теперь нижняя площадка залита бетоном. Примерно в 2007 -2009 гг. был пооизведен ремонт фасада, от КГИОП курировала Гаретовская. Были закрашены суриком гранитные плиты фундамента, заштукатурены гранитные консоли, поддерживающие балкон, гранитная плита балкона покрыта рубероидом (предварительно ее закапали краской при покра ке крыши), и - ужас! покрасили той же темно-серой краской, что для оконных рам, МРАМОРНЫЕ ПОДОКОННИКИ узких оконных проемов. Когда я все это обнаружила, дозвонилась Гаретовской, в ответ услышала: "Мраморных подоконников снаружи не бывает! - и в сторону кому-то - Звонят тут всякие...". В долгой битве за дом удалось кое-что поправить, но, как вы видете по до и послеремонтных фото, ГРАНИТНЫЕ КОНСОЛИ ВСЕ ЕЩЕ ОШТУКАТУРЕНЫ!!! Знатоки не заметили, старожилы подзабыли скоро никто и не догадается... "СПАСИБО " СОТРУДНИКАМ КГИОП, которые не забывают получать свои выше средних зарплаты и премии. Может, кто-то прочтет, и воз сдвинется с места.

  • 29 Января 2017, 01:44
    Ответ на "В этом доме, по наб. Пряжки 50, я жила с рождения " от Morozova Marina

     здравсвуйте, Марина. я живу в квартире номер 11 уже 20 лет , она отдельная. ваше сообщение обрадовало, прошлое дома ожило, очень бы хотелось связаться с вами и порасспрашивать. Отзоветесь? жду. Татьяна

  • 6 Мая 2018, 15:39

    Этот год юбилейный, Cамсон Суханов родился в 1768 году. На сегодняшний день гранитные кронштейны под балконом остаются ОШТУКАТУРЕННЫМИ. Тому уже 10 лет прошло со дней варварского ремонта фасада при попустительстве охранной инспекции. Позор КГИОП! 

  • 6 Мая 2018, 16:48

    Уважаемые знатоки и комментаторы, гранитная парадная лестница нач. 19в. находится в другом месте.

  • 6 Мая 2018, 20:07

    Пыталась найти статью Г. А. Богуславского в интернете - переписывать тяжело, а в таком виде читаемо, но трудно, а поместить ее в публикацию надо. Но не нашла.  Нашлись только записки П. Свиньина о Суханове

    Если кто-то готов по материалам комментариев составить публикацию по дому 52/8 - пожалуйста. Фото можно взять  Александра ОТ из комментов. 

  • 7 Мая 2018, 14:05
    Ответ на "Уважаемые знатоки и комментаторы, гранитная парадн" от tati

     Пришлите фото пожалуйста, все посмотрим

  • 15 Июня 2018, 12:35
    Ответ на "Уважаемые знатоки и комментаторы, гранитная парадн" от tati

     Перепутаны подписи. Лестница с частично гранитными ступенями - левая (если смотреть на фасад здания с набережной). Другая, обыкновенная - правая. Есть еще лестница в самом конце дома, вероятно, относящаяся к 1837 году. Не была на лестнице, вход на которую из подворотни, очень вероятно, что и там ступени гранитные

  • 18 Июня 2018, 14:26

    Именно в подворотне за ныне железной дверью (а ведь еще недавно там была филенчатая деревянная) находится ПАРАДНАЯ ГРАНИТНАЯ ЛЕСТНИЦА. 

  • 23 Июня 2018, 01:52

     

    Ответ на "Пришлите фото пожалуйста, все посмотрим" от vladimir-2013

     Сфотографировала, но не пойму, как опубликовать фото на сайте. Подскажите, пожалуйста.

  • 23 Июня 2018, 02:36
    Ответ на " Сфотографировала, но не пойму, как опубликовать ф" от TATIANA DEGTYAREVA

     Нажимаете на зеленое деревце (левее смайлика). Выскакивает табличка, на которой нажимаете кнопку "выберите файл". И так далее. Ждем с нетерпением

  • 23 Июня 2018, 05:33
    Ответ на "Нажимаете на зеленое деревце (левее смайлика). Выс" от Liz

     То что было прислано, я уже поставила - только одно фото.

  • 23 Июня 2018, 10:34

    А я и не посмотрела, думала действительно не получилось.

     

    Ответ на " Сфотографировала, но не пойму, как опубликовать ф" от TATIANA DEGTYAREVA

     Татьяна, спасибо, но что же так мало? Еще, пожалуйста, если можно, с разных точек. И не только ступеньки.

  • 23 Июня 2018, 10:42

    Наталия, извините, наверное, когда я посылала фото лестниц, перепутала подписи. Исправьте, пожалуйста при случае.18-25 - это левая, 27-32 - правая.

  • 17 Июля 2018, 16:41

    Не все фото удается загрузить. Но видно, что это парадная лестница.

  • 17 Июля 2018, 17:00
  • 17 Июля 2018, 20:31

    Да, вход из-под арки, на неё не попасть, нет домофона, запирается на ключ.

  • 5 Апреля 2020, 21:13

    Друзья, может быть у кого-нибудь есть возможность пройти на парадную лестницу, что расположена в арке справа? 

    Очень нужно. 

  • 25 Апреля 2020, 22:21
    Ответ на "Если только TATIANA DEGTYAREVA" от vladimir-2013

     

     Спасибо Вам за отклик. Я прошёл в парадную справа в арке. Готовлю сюжет про этот дом..
  • 25 Апреля 2020, 22:29

    Ура! Ждем!!!

  • 30 Апреля 2020, 10:10

    Всем привет! Вот что нашел в адресной книге Аллера за 1824 год.

    Ошибка в имени владельца.

  • 30 Апреля 2020, 11:23

    Вот только сейчас обратил внимание, что отсутствует половина левого флигеля. На плане 1911 г. он есть, а сейчас нет

    ЦГИА СПб. ф.515. оп.4. д.4538

     

    05.2018

     

    А от служб осталить только стены, фото №18

  • 30 Апреля 2020, 11:34
    Ответ на "Вот только сейчас обратил внимание, что отсутствуе" от vladimir-2013

     Там были службы но, кажется, были слегка надстроены позднейшим владельцем под жилье. В этом дворе интерес представляет цоколь по правой стороне, он показывает границу между флигелями разных десятилетий.

  • 30 Апреля 2020, 12:30
    Ответ на "Там были службы но, кажется, были слегка надстроен" от Liz

     Вы ошибаетесь, службы во втором дворе (см. план выше), а здесь был полноценный флигель в 4 этажа

     

    ЦГИА СПб.  Фонд 515.  Опись 4.  Дело 4538 Чертежи дома А.Д.Клокачевой по наб.р.Пряжки, 50

     

    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/4/4538

     

  • 30 Апреля 2020, 15:38

    Дом не перестраивался, но интересно, что владельцы в нем практически никогда не жили. Я пока не посмотрела Цылова.

    На 1866 г. владелец дома 58 по Пряжке - Скрябин. Нейдгардт (1869) указывает Ивана Скрябина. В алфавитке Гоппе (1867) присутствует Скрябин Иван Константинович, купец 1-й гильдии проживающий на Фонтанке, 120 (С.438).

    Вот из куп. книги на 1867 г. 1-я гильдия С. 41

    Купцу всего 17 лет! В купечестве с 1856 г. Это с 6-ти лет? Наверное при отце. Надо еще посмотреть.

    В Табели на 1875 г. (С. 102) - Скрябин.

    Из книги на 1879 г. С. 628 - уже 2-я гильдия. Здесь наш адрес присутствует.

    Те же самые данные в книге на 1880 г. С. 574 

    А вот в последующих книгах я его не нашла.

    По Табели на 1888 г. владелица - Клокачева. В 1889 г. при перенумерации дом получил № 50. Владелица та же. По ВПб на 1894 г. владелица Анна Дмитриевна Клокачева, проживает она в 1894 г. на Екатерингофском, 2, в 1908 г. на Офицерской, 57, в некоторые годы адрес проживания не указан. Правда я не все года посмотрела, но тенценция видна. О ней никаких данных в алфавитке нет. Фамилия Клокачевы довольно известная - там много военных. Последний раз она указана в ВПб владелицей в издании на 1912 г.

    На 1913 г. - Николай Николаевич Янг, потомственный дворянин, директор  товарищества для эксплуатации электричества "М.М. Подобедова", проживающий на Жуковского, 53.

    В 1914-1917 гг (по ВПг) владелец дома - Григорий Яковлевия Гершовский, но все эти годы дом в аренде  у Марии Николаевны Дмитриевой.  Вот пока так.

  • 30 Апреля 2020, 16:49

    А вот из Цылова (1849) С. 60 - владелец Скрябин

    В разделе Обывательские дома С. 214

    Тут верхняя строчка стр. 60 номер дома 63,  3 этажа. 10 саж. 1 ф.

    По отчеству не совпадает с И. К. Скрябиням. Дедушка или другой родственник?

    А вот в справочнике 1837 г.  Нистрема  С. 1365  указан купец Иван Матвеевич Скрябин, проживающий по Фонтанке в д. 123  - тот же адрес, что и у И.К. Скрябина в 1867 г., но это так просто заметка - ведь 30 лет прошло

  • 30 Апреля 2020, 16:59
    Ответ на "Дом не перестраивался, но интересно, что владельцы" от Наталия

     Дом не проходил капремонт, на АФС 1939-1942 гг. левый флигель есть полностью, а вот на спутниковом снимке 1966 г. уже нет южной части. Возможно было повреждение во время войны и восстанавливать не стали.

  • 30 Апреля 2020, 20:33

    Интересно, что жена капитана 2-го ранга Александра Дмитриевна Клокачёва владела домом с 1880-х до 1915-го года, а затем уже продаст дом. 

  • 30 Апреля 2020, 20:37

    Кстати, в блокадное время дом был поврежден. В архиве к сожалению без электронного образа есть на этот факт акт обследования и чертеж.

     

  • 30 Апреля 2020, 20:47
    Ответ на "А вот из Цылова (1849) С. 60 - владелец Скрябин В " от Наталия

     А у меня видимо другой справочник за 1849 год. Всё просмотрел, но таких обозначений с участками не нашёл. Можно Вас попросить Наталия, прислать мне полный лист с планом Мясной ул. и наб. реки Пряжки?

     

    Спасибо заранее.

     

  • 30 Апреля 2020, 21:13
    Ответ на "https://docviewer.yandex.ru/view/10531485/?page=1&" от Liz

     Очень благодарю Вас!

  • 30 Апреля 2020, 21:31
    Ответ на "Дом не перестраивался, но интересно, что владельцы" от Наталия

     Этого Скрябина во всех подробностях обсуждали несколько лет назад по его главному адресу - где-то, вероятно, на территории больницы для рабочих, после Измайловского проспекта, там один из домов его. Нет, не при отце, отец умер.

  • 1 Мая 2020, 02:25

    Да вот на Фонтанки наб., 132Е  о Скрябине, я как-то не связала, хотя хотела ведь посмотреть Фонтанку - обратила внимание, что он по Гоппе живет в доме 120, а по куп. книге того же года в доме 123. Да и пропал он из куп. книг как-то рано - 30 лет.

  • 1 Мая 2020, 13:25
  • 1 Мая 2020, 14:12
    Ответ на "Вполне возможно, что этот флигель был поврежден бо" от vezenin

    ССылку поставьте, пожалуйста. 

  • 1 Мая 2020, 14:49
    Ответ на "ССылку поставьте, пожалуйста. " от Liz

     Исправил.

  • 1 Мая 2020, 21:28

    В общем, небольшая, но важная новость по этому дому.

    В 1809 году домом всё ещё  владел Козма Петрович Петров. 

    Жаль не найти в открытом доступе или нет в природе справочников с 1810 по 1821 годы.

     

  • 1 Мая 2020, 22:17
    Ответ на "В общем, небольшая, но важная новость по этому дом" от vezenin

     Сведения адресных книг довольно приблизительны и полагаться на них, если речь идет о таком промежутке, как 2-3 года, не приходится, это для них не срок.  Книга 1809 года вообще была первой и несколько комом, не без того, абсурда там достаточно. Фамилия одного и того же человека может писаться в разных местах  тремя, и четырьмя способами, ровно столько раз, сколько встречается. Это я к тому, что в "Памятниках" 1807 год назван годом постройки. Но не ясно, отккуда они взяли эту дату, могли бы и дать ссылку. Г.А. Богуславский определенно называет несколько более позднее время, но газетный жанр таков, что тоже ссылок не предусмотривает. 

    А что Вы имеете в виду, когда пишете "все еще владел"? Есть более ранние сведения?

    Собственно Реймерс ведь показывает владельцем не его, а его жену, а формулировка "в собственном доме" не обязательно предполагала непосредственное владение домом, так писали и в тех случаях, если дом принадлежал мужу, жене, кому-то из родителей. А тот текст, что Вы приводите, он из раздела про место жительства отставных чиновников, каковым был Петров. 

  • 1 Мая 2020, 22:34
    Ответ на "Сведения адресных книг довольно приблизительны и п" от Liz

     Ну вот относительно статьи Богуславского и решил, сравнив фамилии и обнаружив эту запись. "Памятникам" же верить тоже не приходится. Ссылок-то нет в издании, как вы знаете. А найти адресную книгу раньше, чем за 1809 год у меня нет возможности.

    Пользуюсь тем, что доступно. 

    Ну а чем ещё? 

     

  • 1 Мая 2020, 22:51
    Ответ на "Ну вот относительно статьи Богуславского и решил, " от vezenin

     Книга 1809 года - первая печатная. Следующая была 1822 года.

  • 1 Мая 2020, 22:56
    Ответ на "Книга 1809 года - первая печатная. Следующая была " от Liz

     Да, это всё есть у меня. Ох.

  • 1 Мая 2020, 23:23
    Ответ на "Да, это всё есть у меня. Ох." от vezenin

     Ну, что уж сразу ох. В рукописном отделе Публички есть книга 4-й Адмиралтейской части 1798 года (Ф. 550. Оп. IV. Д. 56), из которой следует, что этот участок (232) имел тогда № 216 и принадлежал сержанту Бабушкину. В ЦГИА СПб есть Табельная книга Адмиралтейской части 1806 года (боюсь, шифр у меня неправильно выписан: Ф. 538. Оп. 168. Д. 327), там должен быть владелец и отноительно подробное описание дома и участка, но этот кусок у меня не выписан.  

  • 1 Мая 2020, 23:32
    Ответ на "Ну, что уж сразу ох. В рукописном отделе Публички " от Liz

     Спасибо Вам большое за информацию. 

  • 2 Мая 2020, 06:51
    Ответ на "Дом не проходил капремонт, на АФС 1939-1942 гг. ле" от vladimir-2013

    Там уже в 1946 году зафиксирован только фундамент с развалинами.

    Фрагмент плана 1946 г.:

  • 15 Мая 2020, 20:29

    В доме всего 4 лестницы. Одну мы упустили и кстати Роман в своем фильме тоже ее не показал.

    Для уточнения номера лестниц, в арке №1, правая №2, левая №3, есть еще одна интересная лестница №4.

    Послал лестницу №4

     

     

  • 15 Мая 2020, 21:43
    Ответ на "В доме всего 4 лестницы. Одну мы упустили и кстати" от vladimir-2013

     Это флигель 1830-х годов.

  • 10 Июня 2021, 17:50

    Лидия Ивановна Гагарина  (1902-1984)
    За водой на реку Пряжку. Из комплекта: Серия " Ленинград в блокаде", 1943
    отсюда

  • 10 Июня 2021, 18:07

    Евгений Ильич Ухналев (1931-2015),«Дорога в никуда», 1978 г.
    бумага, акварель
    81х81 см.

    Фрагмент из книги Е.И. Ухналева «Это мое» (видимо номер дома указан неправильно):

    <...Тот объект, который изображен на картине, находится на набережной Пряжки, дом 30, но я его, конечно, очень перелопатил, лапу на него наложил, превратил его в руину. В основном я рисую какие-то реальные объекты, только очень сильно измененные, потому что мне нужно с их помощью передать собственные эмоции, собственное настроение. Так что на той картине примерно соблюдены габариты подворотни старого ампирного дома, немного осевшего. И более или менее реален странный лев. Меня в свое время поразил этот лев — такой обиженный, такой печальный, такой плаксивый. Когда я его увидел, я буквально задрожал, выхватил из кармана пачку «Шипки» и попытался его себе зарисовать для памяти. Мне важны эти детали, которые мы, даже замечая, словно не видим.

    Почему дорога ведет в никуда? Возможно, это было прекрасное уютное здание, но постепенно, переходя от одних хозяев к другим, оно облупилось и превратилось фактически в ничто. И подворотня у этого здания совершенно глухая, без перспективы...>

  • 31 Декабря 2021, 12:29

     

          № 12. 24 Июня 1810 г.

         Купец Суханов вновь пристроить к наличному каменному жилому строению таковое ж и надстроить 3-й этаж, да во дворе вновь построить каменное ж жилое в один этаж с воротами и выкрасить светло-серою краскою.

     

         Строение полагаю начать по получении плана ... в три года ... в доме 3-го квартала под № 232-м. Июля 27-го дня 1810 года. За неумением грамоте и по личной просьбе ... Самсона Суханова Государственной крестьянин Иван Спиридонов.

         1811-го года Июня 5-го. Выстроен вчерне.

         1812-го года Апреля 15-го. ... окончено. 22,000 р.= 110. 

    - ЦГИА С.-Петербурга. Фонд 823, опись 1, дело 182, листы 6-об - 7.

    ...

     

    Артикулы

    Санктпетербургской Палаты Гражданского Суда

    о совершённых в оной в Декабре 1812, Генваре,

    в Феврале и Марте 1813 годов на недвижимыя

    имения крепостях, закладных и записях.

     

    1813 года в Генваре месяце:

           10 числа ...

          Того ж числа заложил С.-Петербургской купец Самсон Суханов, таковому ж Христиану Крилю, в 25,000 руб. с вычетом указных процентов на год, каменный дом, состоящий 4 Адмиралтейской части в 3 квартале под № 232.

    - С.-Петербургские ведомости. № 50. 24 июня 1813 г. Отдельный лист, стр. 1.

    ...

     

    В С. П. Бургской Палате Гражданского Суда 1820 года в Генваре месяце

    совершены купчия, закладныя и записи, а именно:

     

    Купчия, на проданные:

     

          66) 15-го. Чиновника 9 класса Шишкина женою Авдотьею Ивановою, купцу Самсону Суханову, деревянный дом, 4 Адмиралтейской части в 3-м квартале под № 233, за 5000 р.

     

    - Правительствующего Сената Московских Департаментов Объявления, к Московским Ведомостям. № 54. 7 июля 1820 г. Статья 14-я. О совершённых разных крепостях и актах, стр. VII. (Московские сенатские объявления.)

    ...

     

     

         № 17. 24 Июня 1820 г.

         Здешний купец Семён Суханов 

       1-е, желает в существующем каменном жилом строении ворота заделать и вместо оных сделать венециан-ское окно;

         2-е, надворные два каменные флигеля перестроить и вместо трёх этажей сделать четыре;

         3-е, нежилое каменное строение перестроить и надстроить каменные ж сеновалы;

         4-е, для складки и продажи гранитных материалов надстроить деревянные временные сараи;

         5-е, пристроить каменную галерею;

        6-е, вновь построить каменное жилое в два этажа с мезонином строение и и всё предполагаемые каменные строения покрыть железом.

     

         Обязался кончить по получении плана в течении трёх лет во дворе под № 232, 233.

    - ЦГИА С.-Петербурга. Фонд 823, опись 1, дело 189, листы 58-об. - 59.

    ...

     

     

    Санктпетербургской Городовой Обывательской книги

    первой части том под Литерою С.

     

    244.  Самсон Ксенофонтов СУХАНОВ. С.-Петербургский купец.

             - Имеет дом в 4-й Адмиралтейской части под № 232-м.

             - Объявлено 2 Сентября 1822 г.

    - ЦГИА С.-Петербурга. Фонд 781, опись 4, дело 73, лист 30-об.

    ...

     

    Оценочная табель

    Недвижимых имуществ в столичном городе С.-Петербурге

    по четвёртой Адмиралтейской части.

     

    Третьего квартала..

    № по ведомости - 237 ( по табели 1846 г.)

    № по табели 1822 г. - 232.

    № полицейский - 63.

     

        Купеческой вдовы Елены и сына её Семёна Скрябиных, каменный дом в три этажа; на дворе каменные четырёх-этажные флигеля и корпус в четыре этажа.

    Оценка: 8,933 р. 50 к.     Чистый доход: 893 р. 35 к.

    Сведение 1844 - 1845 гг.

    Издание хранится в библиотеке РГИА.

    ...

     

  • 3 Января 2022, 12:19
    Ответ на "Вполне возможно, что этот флигель был поврежден бо" от vezenin

     Опубликован список о повреждённых домах. В каком архиве находиться этот список и какой № фонда и дела.

  • 11 Апреля 2022, 21:50

    В Википедии по запросу  Файл:Паульсен - Дом Евсевьева. Проект.jpg

    можно посмотреть фасад дома Паульсена. Прямая ссылка не работает

    А здесь фрагмент чертежа 1827 года https://к-я.рф/dom-suxanova-na-pryazhke/

     

     

  • 11 Апреля 2022, 22:56
    Ответ на "В Википедии по запросу  Файл:Паульсен - Дом Е" от Nipnip

     Прямая ссылка: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/29/Паульсен_-_Дом_Евсевьева._Проект.jpg

     

    В публикации Дом купца Евсевьева на наб. Фонтанки, 35.размещён это чертёж и в комментах большая дискуссия на тему: к какому дому относить проект.

  • 8 Мая 2022, 02:18

    Такое фото уже есть - в титуле. Фотомусора и так хватает.

  • 2 Ноября 2023, 15:47

    К слову о самом Самсоне Суханове. В книге Ирины Измайловой "Собор"(изд.Азбука,СПб,2023) дано характерное описание этого мастера-каменотеса.

     

       ...В стороне от работающих, на выступе берегового излома, стоял человек, к которому сразу же направился архитектор. То был высокий мужчина лет пятидесяти, из тех людей, которых зовут крупными. Но он был не то что крупный, а большой, именно большой, с массивной головою, с мощными, развившимися от тяжелой работы плечами, с крепким телом и упругими ногами, что ступали на землю прочно и тотчас будто врастали в нее, стоило ему остановиться. Мощь, сила и уверенность чувствовались во всей его осанке, в наклоне головы, а спина его, чуть сутуловатая, как у всех людей, много работавших внаклонку, даже под толстым суконным казакином так и играла мускулами. Это был каменотес-подрядчик Самсон Суханов. Уловив и сквозь знакомый шум работы легкие шаги Монферрана, он обернулся. Его непокрытую, несмотря на ветер и мелко моросивший дождь, голову окружали густые спутавшиеся от ветра, уже сильно поседевшие волосы, подстриженные по-крестьянски, в кружок. Аккуратная, тоже седоватая борода прятала волевой упрямый подбородок, а под рано заморщинившимся высоким и выпуклым лбом, под пушистыми бровями сияли глаза, такие спокойные, уверенные и умные, что, ровно ничего не зная об этом человеке, можно было почувствовать к нему уважение. — Добрый день. Август Августович! — первым приветствовал он архитектора. - Думал, нынче вы не приедете. Ишь, бушует Финский залив! (стр.183-184)

    --------------------------------------------------------------------------

    — Научить меня работать хотите? — спросил Огюст, к удивлению шагавшего за ним Алексея, безо всякого раздражения, почти с любопытством.
    — А отчего бы и нет? — Суханов плечом открыл дверь конторского сарая и, пригнувшись, вошел внутрь, а затем двинулся к сосновому столу, закиданному бумагами. — Где, бишь, оно? Так вот я говорю, почему бы и не поучить-то? Думаете, я не знаю работы вашей? Э нет, я, милый человек, всякую знаю работу. По такой лесенке вылез, что вам и не снилось! И милостыню просил с малолетства, потому родители хворали, вовсе обессилели... потом в батраках мыкался, потом на барках по северным рекам ходил, поглядел на волюшку да простор. Потом семнадцати годов подрядился в Архангельске со зверобоями ходить, на самом краю земли побывал, там, куда далее и люди-то не заходили, где солнца нет по полгода, а полгода ночи не видать. И столяром был в своей жизни, и пахать-сеять научился. А потом вот подался в каменных дел мастера. Своим трудом все свое богатство сделал, и коли я теперь купец второй гильдии, так не от воровства и не от ловкачества какого... Вон руки у меня, гляди! 

       Он вытянул ‘обе руки ладонями вверх. Пальцы его были сплошь покрыты желтоватой коркой несходящих мозолей, а ладони как будто слегка вдавлены, словно навеки приняли форму рукояти каменотесного молота и тесла. Но в этих, казалось бы, грубых руках ощущалась неуловимая тонкость, точность, как в скрипичном смычке. То были руки не просто мастерового, но скульптора и художника.
       - Работал я и с вашим братом, архитекторами, знаю их, вас то бишь... И чиновников знаю, и с князьями дел поимел, и с купцами, что меня побогаче. Разбираюсь, что тут к чему. 

       - Я знаю, я вижу это, — серьезно сказал Монферран, сгибаясь над столом и рассматривая бумаги, которые ему во время разговора небрежно подсовывал мастер. — Но только я тоже не ворую и работаю честно, к чему же вы так со мной говорите? Да, я еще чего-то не умею, но я научусь. И вы же не сразу научились отламывать от скалы куски в двести тонн, так чтобы они не раскалывались, не давали трещин. Это многим кажется чудом, но это чудо и есть — чудо работы.
       Мастер тяжелым своим кулаком сильно треснул по крышке стола, в восхищении прищелкнул языком: 

       -Опять хорошо сказал, сударь ты мой! Да нет, что ни говори, из тебя толк будет, я ж вижу. Ну и что вы, бумажки смотреть кончили али как? Чай-то пить пойдете? Право, пошли. Я сам самовар распалю, да и назад, в карьер. Без меня у них не пойдет. (стр.189-190)
       

  • 2 Ноября 2023, 15:56
    Ответ на "К слову о самом Самсоне Суханове. В книге Ирины Из" от люблюпитер

     Это все же не описание, а фантазии писательницы:)

  • 1 Января 2024, 17:31
    Ответ на "К слову о самом Самсоне Суханове. В книге Ирины Из" от люблюпитер

     Присоединяюсь к Алексей von Fricken : Недостойная чтения беллетристика

     

    "В отличие от своих коллег, С. Суханов расписывался, аккуратно выводя огромными буквами полностью: «Самсонъ Сухановъ». Так, как правило, расписываются полуграмотные люди.

    ...

    Через пять дней Борушникевич подал на имя Александра I «Записку о економической части при перестройке Исакиевскаго Собора и о прочем». Указал на полученные им письма с угрозами. И заключил: «Никогда я не мог думать что бы труды, безкорыстие и усердие могли мне навлечь столько неприятностей».
    8 августа 1822 г. комиссаром Комиссии был назначен коллежский асессор Евдакова. В том же году, как известно, Монферрана отстранили от всех хозяйственных дел, связанных со строительством собора.


    Кем, собственно, исходя из архивных документов, был Самсон Суханов до и во время переустройства Екатерингофа? Купцом-подрядчиком. 
    В документах Комиссии по окончательной перестройке Исаакиевского собора С. Суханов официально именовался комиссионером Комиссии. В справке в ответ на запрос временной Контрольной комиссии для отчетов гражданского ведомства по 1828 г. Государственного контроля всплывает еще одна «грань» 
    купца Суханова. В 1822 г. в счет «добытия» колонн на ломках купцу Шихину было выдано 75 тыс. руб. Купцу Федорову за строительные леса для поднятия колонн – 2954 руб. 40 коп. Купцу Суханову выдано… 500 руб. – «за надзор казенной ломки, где добывали колонны». То есть был надзирателем.

    ...

    10 апреля 1822 г. датирована записка надворного советника П.Е. Борушникевича «о злоупотреблениях 
    Комиссионера Купца Суханова, о похищении Гранита с Казенной Ломки, о дорогой цене взятой за доставку Колонн и о безпорядках при подрядах на материалы и рабочих Людей»

    ...

    Самсон Суханов – это также известно – под конец жизни разорился. Время, когда один купец с казенной ломки поставлял на строительство Исаакиевского собора мраморные колонны по 16 тыс. руб., а другой купец (С. Суханов) такие же колонны по 40 тыс. руб.33 – прошло. Дом «эффективного менеджера» на Пряжке продали с аукциона, купил его в 1830-е гг. бывший член Комитета об устроении Екатерингофа, коммерции советник И.Ф. Жербин, который когда-то, во времена Милорадовича, выдавал Суханову доверенности на получение причитающихся ему денег по контракту за привоз колонн от Комиссии для окончательной перестройки Исаакиевского собора. Документально это подтверждается.

    ЗАГАДКА МОЛВИНСКОЙ КОЛОННЫ. Ходанович В.И. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31690
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2334