Публикация

Доходный дом и мозаичная мастерская Фроловых

Здание на карте
фото
Архитекторы: Богданов А. И.
Овсянников С. О.
Год постройки: 1899, 1914
Стиль: Эклектика

Фото - Mary, 2009.

Доходный дом с мозаичной мастерской Фроловых

Большой ВО пр., 64 - 22-я линия ВО, 5 (левая часть)

Особняк и мозаичная мастерская Фроловых

1899  - арх. Богданов Александр Ильич

 

Доходный дом и мозаичная мастерская В. А. Фролова

1908  - арх.   Богданов Николай Ильич - правая часть дома по 22-й линии

1914  - арх. Овсянников Сергей Осипович (Иосифович) - угловая часть,

           включены сущ. постройки

 

Основной объем дома выполнен в стиле поздней эклектики.

Дополнен пристройкой в стиле северного модерна со стороны 22-й линии.

 

История участка

  • фото
  • фото

    "Иллюстрированный вестник
    культуры..." 1900-1901 гг.

  • фото

    Ежегодник Общества архитекторов-художников.
    Вып.1. C.-Пб. 1906. C.LIX, добав.miraru1

В 1888 г. Академия художеств отправила А. А. Фролова (1861-1897), сына одного из ведущих художников-мозаичистов академика А. Н. Фролова (1830-1909) для изучения "венецианского" или "обратного" мозаичного способа  набора  в итальянскую мастерскую Антонио Сальвиатти.

В 1890 г. А. А. Фролов организовал частную студию декоративной мозаики  в доме по адресу Кадетская линия, 13. После смерти А. А. Фролова его заменил младший брат В. А. Фролов и мастерсая переехала в собственный дом Фроловых.

 

Участок этого дома был приобретен академиком А. Н. Фроловым в 1899 г.  Дома на участке возводили в 1899 г. арх. А. И. Богданов, в 1907 г. - гражд. инж. Н. И. Богданов. В том же 1907 г. известный арх. С. О. Овсянников надстроил корпуса и над ними соорудил мансарды. Мансардный этаж, обращенный на проспект, имел значительную высоту и огромные окна, он стоился специально для мозаичной мастерской, которую возглавил младший сын академика В. А. Фролов. Постоянным куратором всех работ частной мастерской  была Академия художеств в лице П. П. Чистякова.

 

Мастерская просуществовала до 1929 г. Тогда по распоряжению Василеостровского райсовета семья Фроловых вынуждена была покинуть здание, где находилась мастерская. К тому времени мозаичные работы в ней уже не велись.

(добавил: Наталия по материалам статьи И. С. Деева

"Доходный дом герцога Н. Н. Лейхтенбергского" в журнале

"История Петербурга №2(54)/2010)

 

Во дворе дома сохранились мозаичные панно - "Основана 1890".

 

В. А. Фролов в советское время руководил мозаичной мастерской Академии Художеств. Там были созданы первые советские мозаики - гербы СССР на фасадах Киевского вокзала в Москве, фриз для мавзолея В. И.Ленина, панно для станций московского метрополитена  - "Маяковская", "Новокузнецкая", "Автозаводская".

 

До ВОВ здесь была художественно-копировальная мастерская N 1 товарищества "Ленизо".

  • фото
  • фото

    Фасад по 22-й линии.

  • фото

    Фасад по Большому пр.

  • фото

    Фото - Mary, 2009.

Мозаическая мастерская Фролова С.-Петербургъ, В. О., Большой пр., соб. д., 60. Телефонъ № 3990.

Принимаются заказы на всевозможные работы по художественной и декоративной мозаике, каковы:

а) мозаичные образа, портреты, аллегорическая картины, копии с древней иконописи, орнаменты, иконостасы, престолы, фризы, панно и надписи;

б) отделка мозаикою: фасадов, зданий, магазинов, внутренностей церквей и часовень, плафонов, каминов, мебели и проч.;

в) мозаичная покрытия куполов и шпилей;

г) мозаичные, золотые, рельефные буквы для магазинов, не требующие ремонта;

д) реставрация древних мозаик.

Первая русская частная мозаическая мастерская основана в Петербурге в 1890 г.

Непосредственно руководимая Академиком А. Н. Фроловым, мастерская эта, как школа Венецианской мозаики, в течении десяти лет создала до 50 русских мозаичистов, которые составляют контингент исполнителей целой серии крупных заказов в России, уходивших в прежнее время за границу; широко распространив, благодаря прочности, дешевизне и быстроте исполнения, свои произведения по всей Империи, мастерская устранила надобность передавать заказы по мозаик за границу. Мастерская ежегодно выпускает до 300.000 квадр. вершк. мозаики и произвела следующие главнейшие работы:

В С.-Петербурге, на фасадах: дома Императорского Общества Поощрения Художеств; городской школы Петрова, на Малой Охте; дома Общества Взаимного Кредита; Храма Воскресения Христова, на месте события 1-го марта 1881 года; Храма и школы в память Императора Александра III; Храма Гутуевского Острова; Храма Общества распространения религиозно-нравственного просвещения; Храма Киевского подворья; в памятниках: Бородина и Грибанова (Александро-Невская лавра); плафоны в кабинете Г. Г. Елисеева; внутренняя отделка Храма Воскресения (3.200.000 квадр. вершк.); магазин Товарищества «Р. Келлер»; реставрация мозаики «Полтавская баталия» работы Ломоносова.

В Москве, на фасадах: Верхних Торговых Рядов; дома Купеческого Общества; дома арх. Шехтеля; Отрадинской церкви графа Орлова-Давыдова; часовни г. Полушина (Иваново-Вознесенск): часовни в память бракосочетания Их Величеств; В памятниках: Щеголева (Даниловский монастырь); Малютина (Покровский монастырь); проф. Богданова; декоративная картина в Сандуновских банях; панно в дом Морозова.

В Киеве на фасадах собора св. Владимира; церкви в имении H. Терещенко.

В Ревеле на фасадах нового православного собора. (ныне Таллин)

В Борках на храме и часовне (на месте крушения Императорского поезда).

В Новгороде реставрация древних мозаик Софийского собора.

В Тамбове в часовня графа Воронцова-Дашкова.

В Гомеле в часовне гг. Балашевых.

В Севастополе в памятнике Кумани (Братская могила).

В Одессе на здании городской аудитории.

В Ялте в памятник бар. Врангеля, на фасадах Храма в память ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III, церковь в имении кн. Гагариной (Кучум-Ламбат).

В Барнауле на фасаде часовни храма Главного Управления.

В Буэнос-Айресе (Южная Америка) церковь Рсссійскаго Посольства.

Мозаичные главки: Петербург - Храм Воскресения Христова;

Москва - (Иваново-Вознесенск) часовня Полушина.

Гарантия за прочность и неизменяемость.

(Иллюстрированный вестник культуры, научно-воспитательного, технического иторгово-промышленного

прогресса России. - Санкт-Петербург. Вып. . - ценз. 1900-1901. добавил:vladimir-2013   )

 

"Мой прадед до революции работал в этой самой мозаичной мастерской. И жил в этом же доме со своей семьей. Цитирую воспоминания бабушки: "Отец занимался смешиванием красок для мозаики. Он принимал участие в изготовлении мозаик для Храма Спаса на крови. В этом же доме находилась мастерская художников, где варили стекло. В доме была большая труба. У отца помимо квартиры была каморка-мастерская. В доме жил также Владимир Александрович Фролов. Он состоял в браке с Ниной Леонтьевной Бенуа. У нее было двое сыновей: Андрей и Никита. У Владимира Александровича был также старший брат, бездетный. Генерал жил на 2-м этаже, в квартире окнами во двор. В детстве я была приглашена в его семью на бал. На проспекте стоял дом «утюгом». По проспекту находились: гвоздильный завод, 2-х этажная школа, большой дом, церковь, «Синий крест», Гаваньское поле, «взморье». На улице стоял Финляндский полк..."                                                                                                                     (добавил fielding)

  • фото

    Мозаика во дворе (то, что осталось)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2009.

1965:  Комбинат живописно-скульптурный Лен. отд-ния Художеств. фонда   - Мойка, 83

          Скульпт. цех     - пр. К. Маркса, 53                Цех худ. обработки дерева    - Боровая, 52

          1-я копийная мастерская (Комбинат живописно-скульптурный Лен. отд-ния Художеств. фонда)  - ВО. Большой пр., 64

          2-я --"--       - Мойка, 1;                3-я --"--         - Апраксин пер., 1;

          Склады готовой продукции     - Львиный пер., 1 и   - Благодатная, 38      ([108]. С. 87.)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность"    (413)

  • фото

    Фото - yuri.sedunov, 09.2011.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2016.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 05.2016.

  • фото

    Парадная лестница №1,
    по Большому пр.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер, 022.12.2015.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Правая парадная
    № 3 по 22 линии

  • фото

    Левый вход №2
    по 22-й линии
    (только площадка
    1 этажа)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 06.2016.

  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница №3
    (по 22-й линии)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Denis-K, 2016

19 комментариев
7888 просмотров
Добавил: Mary, 20 Января 2008, 00:13
Редактировано: 22 Марта 2018, 00:05
Оцените:
(19 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='http://www.citywalls.ru/house131.html' target='_blank'>Доходный дом и мозаичная мастерская Фроловых на Citywalls.ru</a>
Всего 19 комментариев
  • 2 Декабря 2016, 00:38

     

    Мозаическая мастерская ФРОЛОВА

    С.-Петербургъ, В. О., Большой пр., соб. д., 60.

    Телефонъ № 3990.

    Принимаются заказы на всевозможные работы по художественной и декоративной мозаике, каковы:

    а) мозаичные образа, портреты, аллегорическая картины, копии с древней иконописи, орнаменты, иконостасы, престолы, фризы, панно и надписи;

    б) отделка мозаикою: фасадов, зданий, магазинов, внутренностей церквей и часовень, плафонов, каминов, мебели и проч.;

    в) мозаичная покрытия куполов и шпилей;

    г) мозаичные, золотые, рельефные буквы для магазинов, не требующие ремонта;

    д) реставрация древних мозаик.

    Первая русская частная мозаическая мастерская основана в Петербурге в 1890 г.

    Непосредственно руководимая Академиком А. Н. Фроловым, мастерская эта, как школа Венецианской мозаики, в течении десяти лет создала до 50 русских мозаичистов, которые составляют контингент исполнителей целой серии крупных заказов в России, уходивших в прежнее время за границу; широко распространив, благодаря прочности, дешевизне и быстроте исполнения, свои произведения по всей Империи, мастерская устранила надобность передавать заказы по мозаик за границу. Мастерская ежегодно выпускает до 300.000 квадр. вершк. мозаики и произвела следующие главнейшие работы:

    В С.-Петербурге, на фасадах: дома Императорского Общества Поощрения Художеств; городской школы Петрова, на Малой Охте; дома Общества Взаимного Кредита; Храма Воскресения Христова, на месте события 1-го марта 1881 года; Храма и школы в память ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III; Храма Гутуевского Острова; Храма Общества распространения религиозно-нравственного просвещения; Храма Киевского подворья; в памятниках: Бородина и Грибанова (Александро-Невская лавра); плафоны в кабинете Г.Г. Елисеева; внутренняя отделка Храма Воскресения (3.200.000 квадр. вершк.); магазин Товарищества «Р. Келлер»; реставрация мозаики «Полтавская баталия» работы Ломоносова.

    В Москве, на фасадах: Верхних Торговых Рядов; дома Купеческого Общества; дома арх. Шехтеля; Отрадинской церкви графа Орлова-Давыдова; часовни г. Полушина (Иваново-Вознесенск): часовни в память бракосочетания Их ВЕЛИЧЕСТВ; В памятниках: Щеголева (Даниловский монастырь); Малютина (Покровский монастырь); проф. Богданова; декоративная картина в Сандуновских банях; панно в дом Морозова.

    В Киеве на фасадах собора св. Владимира; церкви в имении H. Терещенко.

    В Ревеле на фасадах нового православного собора.

    В Борках на храме и часовне (на месте крушения Императорского поезда).

    В Новгороде реставрация древних мозаик Софийского собора.

    В Тамбове в часовня графа Воронцова-Дашкова.

    В Гомеле в часовне гг. Балашевых.

    В Севастополе в памятнике Кумани (Братская могила).

    В Одессе на здании городской аудитории.

    В Ялте в памятник бар. Врангеля, на фасадах Храма в память ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III, церковь в имении кн. Гагариной (Кучум-Ламбат).

    В Барнауле на фасаде часовни храма Главного Управления.

    В Буэнос-Айресе (Южная Америка) церковь Рсссійскаго Посольства.

    Мозаичные главки: Петербург - Храм Воскресения Христова;

    Москва - (Иваново-Вознесенск) часовня Полушина.

    Гарантия за прочность и неизменяемость.

    (Иллюстрированный вестник культуры, научно-воспитательного, технического и торгово-промышленного прогресса России. - Санкт-Петербург. Вып. . - ценз. 1900-1901.)

  • 2 Декабря 2016, 01:56

    А вот где находилась школа в память Александра III, я не помню...

  • 2 Декабря 2016, 02:18

    Ой! Я бы и не вспомнила - в голове только Училищный совет Синода

  • 23 Декабря 2016, 01:13

    Этот участок принадлежал Фролову с 1903 г. (стб. 197). В 1901-1902 гг. владелец Фредерика-Екатерина-Амалия Радау (1901 стб. 194, 1902 стб. 195);

    1896-1899 гг - Максимилиан Леонтьевич Франк и Эмилий Федорович Штуцман, фактически тов-во "М. Эрленбах и Ко приемники" (1899 стб. 201, 1896 стб. 154). В 1894 г. - кн. Юсупова, гр Сумарокова-Эльстен Зинаида Николаевна (стб. 186).

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 27082
Готовится: 171
Посетители
Гостей: 176
Всего сегодня: 5534